Жители города Холмогоры, что в шестидесяти километрах от Архангельска, издавна славились как искусные резчики по кости. Холмогорских мастеров, как свидетельствуют документы XVII века, приглашали даже для работы в Оружейной палате Московского Кремля, а там изготовляли самые разные предметы для нужд царского двора.
Гравировка холмогорской резьбы.
Работавшие в столице резчики имели за своими плечами опыт не одного поколения, позволявший им тщательно гравировать изделия, украшать их тонким ажурным рельефом.
Промысел наиболее активно развивался в XVIII веке. Петербург – новая столица России – требовал множество богато оформленных предметов роскоши, могущих служить украшениями императорского двора. Большим спросом пользовались изделия холмогорских искусников.
Резчикам заказывали главным образом разных размеров ларцы. Они могли быть как традиционной формы – с четырехскатной крышкой, так и в виде коробочек в плоским верхом. На деревянный корпус наклеивались пластины из кости моржа или из цевки. Не все пластины оставляли белыми; часть их окрашивали в зеленый цвет. Чередование белого и зеленого оттенков образовывало своеобразный декоративный орнамент.
Холмогорская резьба по кости
На пластины при помощи гравировки наносили узор – концентрические круги с «глазком» в середине, так называемый «глазковый орнамент». Иногда узор состоял из веточек с цветочными розетками и бутонами.
Гравировка холмогорской резьбы обычно сохраняла естественный цвет кости.
Черный, красный, зеленый цвета контрастировали с цветом чистой кости, в то же время, связывая ее с окрашенными пластинами.
В оформлении самых роскошных ларцов растительный и глазковый орнаменты сочетались с прорезным узором. Его рисунок представлял собой композицию из растительных мотивов и вычурных завитков, перешедших в холмогорскую резьбу по кости из стилей рококо и барокко, очень близких по духу народным орнаментам.
Иногда ажурный орнамент включал в себя исполненные в технике рельефа сюжетные мотивы, придававшие изделию особую декоративность.
Расширение способов декорирования.
Городские жители, и особенно дворяне, становились все более требовательными к красивому оформлению окружающих их предметов обихода. Это привело к расширению ассортимента и способов декорирования изделий из кости. Мастера научились изготовлять уже не только ларцы, но и небольшие комоды и бюро, шкатулки и табакерки, гребни и пластины с портретами. Резчики смело комбинируют известные им декоративные приемы, добиваясь впечатления нарядности и пышности. Например, традиционный ажурный орнамент делается теперь на фоне цветного шелка или фольги.
Начало XIX века – время расцвета классицизма.
Этот стиль находит отражение и в работах холмогорских резчиков по кости. Резьба по кости этого периода отличаются особой строгостью и изысканностью. Форма предметов тяготеет к геометрической лаконичности.
Орнамент на кости становится еще тоньше, миниатюрнее. Растительный узор на фоне невесомо-тонкой ромбовидной сетки – свидетельство необычайного мастерства резчиков. Столь же прекрасны кубки и вазы с тонкими портретными изображениями, выполненными в технике рельефа. Мастера стремятся также показать и красоту самого материала. Поэтому так много в оформлении изделий чистой полированной кости.
Холмогорская резьба по кости
В конце XIX века холмогорская резьба по кости переживает время упадка, обычное для многих народных промыслов. Ситуацию не спасает создание ремесленного класса, где предполагается подготовить кадры на смену старикам. Начинание терпит крах.
Только трое оставшихся еще в живых резчиков владеют секретами мастерства. Их стараниями с 1930 года в профессионально-технической школе начинается подготовка молодых специалистов. Выпускники этой школы в середине 1950-х годов смогли восстановить почти позабытые традиции уникального народного промысла и изготовить, используя сложные приемы резьбы, ряд предметов, обладающих значительной художественной ценностью.
Художники нового поколения активно работают с 60-х годов XX века. Их работы, подчиняясь веяниям времени, становятся более простыми по форме. Мастера стремятся к большей декоративной выразительности, оставляя на втором плане сложные приемы резьбы и изобилие деталей. Материалом все чаще служит простая цевка, поэтому снова становится актуальным ее окрашивание в коричневый и зеленый оттенки.
Основным художественным приемом становится гравировка.
Традиционный растительный орнамент при этом трансформируется в декоративную картину природы с деревьями, травами, кустиками, изображенными на фоне условного летнего или весеннего пейзажа. Все возрастающее значение приобретает конкретно обозначенный сюжет.
Работая с цевкой, резчики по-новому конструируют предметы, добиваясь, порой самых неожиданных художественных эффектов. Так, скрепляя при помощи клея изогнутой формы пластины, полученные при распиле трубчатых костей домашних животных, мастера изготовляют вазы такой формы, какую прежде возможно было получить, лишь выточив ее из цельного моржового бивня. А украшающая такую вазу тонкая холмогорская резьба по кости заставляет позабыть, что это прекрасное изделие изготовлено из самого простого материала.
Спасибо, что вы с нами, друзья! Пишите комментарии, ставьте лайки и делитесь с друзьями! Подписывайтесь на нашу ленту и будьте в курсе самой увлекательной и познавательной информации! Всем добра!
Источник: dzen.ru
Холмогорская резьба по кости или великоустюжское черненое серебро
Задание №3771.
Расстановка знаков препинания. ЕГЭ по русскому
Укажите предложение, в котором нужно поставить ОДНУ запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Герой не знает ни страны ни жизни простых людей ни их труда.
2) Драматургия Горького сродни чеховской однако более заострена социально.
3) Холмогорская резьба по кости или великоустюжское чернёное серебро связаны с искусством городских ремесленников.
4) Народное декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы пришли к нам от дедов и прадедов и сохранились по сей день.
Пояснение:
В предложении 2 нужно поставить одну запятую.
Показать ответ
2
Источник: ФИПИ. Открытый банк тестовых заданий
Сообщить об ошибке
Источник: exam-prep.ru
Русское народное творчество. Промыслы. Холмогорская резьба по кости
Пожаловаться Мария Николаева
Дата создания: 10 Май 2023, 12:47 0
История рукоделия |
История возникновения промысла и технология создания изделий из кости.
Кости животных с древних времён служили людям материалом для изготовления различных предметов: наконечников стрел, ножей, гарпунов, украшений. Изделия из кости можно часто встретить среди предметов, найденных археологами в процессе раскопок. Во время эволюции человека и освоения новых материалов работа с костью перешла в иную сферу – появилась резьба по кости, которой стали украшать множество предметов, доведя это искусство до совершенства.
История возникновения промысла
Зародилось мастерство резьбы по кости среди поморов, поселившихся на берегу Белого (в то время его ещё называли Студёным) моря в XII веке. Всё их существование было тесно связано с морем, которое кормило и позволяло зарабатывать торговлей. Во время рыбного промысла удавалось добыть тюленей и моржей, кости которых служили материалом для резьбы. Осваивали это искусство преимущественно мужчины, собираясь вместе долгими зимними вечерами. Постепенно создавались семейные династии, а занятие резьбой стало самым настоящим промыслом, принося порой доход более значительный, чем торговля рыбой.
Историю промысла принято вести с XVII века, когда Холмогоры, расположенные на берегу Северной Двины, стали центром народного промысла резьбы по кости. Именно в это время на работы мастеров обратили внимание при дворе и в 1656 году холмогорские резчики волею царя Алексея Михайловича оказались в Москве, где в Оружейной палате трудились многие выдающиеся мастера прикладных искусств того времени.
Переезд давался нелегко, люди не хотели покидать родной край и свои семьи, однако со временем поняли выгоду такого перемещения. Заказы царя и его приближённых приносили немалый доход. Искусство резьбы по кости стремительно начало развиваться и северные мастера уже сами стремились попасть в Москву, доказывая делом своё умение и постоянно совершенствуя технику работы. Некоторые изделия стали делать с цветными элементами благодаря окрашиванию кости и цветным подложкам. Также для работы стали использовать уникальные ценные находки – бивни мамонта.
При Петре I столицей становится Санкт-Петербург и промысел достигает своего наивысшего расцвета. Появляется мода на изделия из кости и предметы, инкрустированные искусной резьбой. В 1705 году на русском языке издаётся сборник «Символы и элементы», в котором были изображены различные гравюры и рисунки с подписями.
Эти картинки были наполнены символами и вдохновляли мастеров на новые темы для работы. Они брали за основу изображения и адаптировали их под свой непростой материал, переосмысливали и оживляли образы, создавая произведения искусства. Работы мастеров были выполнены настолько филигранно, что они казались невесомыми и зачастую назывались костяным кружевом.
Руками мастеров создавались шкатулки, шахматы, кубки, табакерки, гребни и многие другие изделия. Особенно был известен Осип Христофорович Дудин и его работы. В начале XIX века были популярны косторезные работы братьев Верещагиных, которые сейчас можно увидеть в коллекции Эрмитажа.
Однако к концу XIX века спрос на изделия из кости упал и многие династии прервались, так как намного выгоднее стало просто заниматься охотой и рыболовством.
В советское время вновь возник интерес к костяному искусству и в 1929 году в селе Ломоносово Холмогорского района была открыта школа резьбы по кости. Позже возникла профессиональная артель, ставшая основой для будущей фабрики. Знаменитые мастера советского периода: А. С. и А. Е. Гурьевы, П. П. Черникович, А. Е. Штанг, Н. Д. Буторин. Ажурная и рельефная резьба, доведённая до совершенства, существует и поныне, и часто становится предметом восхищения, а также пользуется популярностью в различных экспозициях нашей страны и зарубежья.
Фото из сообщества ВКонтакте «Холмогорская резьба по кости»
Технология изготовления
Выделяют три вида резьбы по кости: гладкую, рельефную и сквозную. Для гладкой характерны лаконичные формы, рельефная – более сложная, подходит для скульптурных групп и трёхмерных фигур, сквозная – ажурная, напоминает по виду кружево.
Каждый вид кости требует своего подхода, так как они отличаются по прочности. Перед началом работы кости обрабатывают и разделяют на необходимые для работы части. Поверхность полируется и обезжиривается, далее наносится эскиз и делается раскрой.
Для работы мастера используют различные инструменты, в том числе и современные: бормашины с различными насадками, шлифовальные аппараты. Также всё ещё применяют ручные косторезные инструменты: штихель, терпуг и другие. Элементы обтачивают, выпиливают, шлифуют, полируют. Все этапы работы требуют от мастера сосредоточенности и внимательности, ведь материал не прощает ошибок и если это произойдёт, придётся начинать всё заново.
Холмогорская фабрика художественной резьбы по кости, расположенная в селе Ломоносово, и в настоящее время производит уникальные изделия, которые можно приобрести в официальном интернет-магазине при фабрике. Также там работает сувенирный салон и регулярно проводятся мастер-классы. Большой коллекцией работ холмогорских мастеров обладает Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», расположенное в Архангельске.
Удивительные предметы, создаваемые холмогорскими мастерами – это целая история искусств с более чем четырёхсотлетним опытом. Различные орнаменты, сюжеты и техники исполнения завораживают и притягивают, вызывая желание рассматривать и восхищаться мастерством авторов.
Изделия Мастеров Hands4U
Источник: handsforyou.ru