Хозяйка медной горы талисман

Кулон из малахита

Малахит — один из красивейших минералов. Его название, возможно, намекает на легкость обработки. На древнегреческом malakos означает «мягкий». Оттенки окраски малахита варьируются от бирюзового, изумрудно-зеленого и голубовато-зеленого до черно-зеленого. В природе малахит чаще всего встречается в виде почковидных масс, которые имеют концентрическое строение.

Именно поэтому на спилах и срезах малахита видны характерные концентрические узоры. Благодаря этой особенности малахит в старину называли «павлиньим глазом».

Браслет из малахита

После открытия на Урале в 1635 г. Знаменитых малахитовых рудников, этот минерал справедливо стал считаться «русским камнем». Малахит часто упоминается в легендах и сказах жителей Урала, на которые опирался в своем творчестве писатель П. П. Бажов.

П.П.Бажов «Медной горы хозяйка»

Считалось, что месторождения малахита ревниво оберегали всевозможные духи-хранители, самой известной из которых была Хозяйка Медной горы. Она могла являться перед людьми как в виде прекрасной женщины, сводящей с ума любого мужчину, так и в виде отвратительной ящерицы. К настоящему времени уральские залежи малахитов практически исчерпаны.

Месторождения малахита существуют в Казахстане, Германии, Румынии, Китае, Австралии. Добывают малахит близ Лиона во Франции. Много малахита поступает на мировой рынок из Африки (Заир, Намибия).

Бусы из малахита

Уже в Древнем Египте из малахита резали амулеты и различные украшения. В XVIII в. из русского уральского малахита делали мелкие декоративные предметы, а с начал XIX в. стали изготавливать крупные шкатулки и вазы. Мелкими пластинками малахита в технике «русской мозаики» облицованы Малахитовый и Георгиевский залы в Зимнем дворцы Санкт-Петербурга.

После истощения главных залежей малахита, его чаще используют в виде вставок в небольшие ювелирные украшения. Особенно хорошо смотрится малахит в оправе из белого металла. Кроме того, из малахита создают вазы, небольшие скульптуры, шкатулки, кабошоны, бусы и прочие украшения.

Кольцо из малахита

С малахитом связано множество легенд, некоторые из которых утверждают, что он сможет сделать человека невидимым, а пьющий из малахитовой чаши понимает язык животных. В Индии считается, что малахит, наложенный на чакру «третьего глаза», помогает очистить сознание от обид и тревог. На Руси малахит считался символом исполнения желаний. Известно, что зеленый цвет камня символизирует жизнь и развитие. В Средние века верили, что кусочек малахита, прикрепленный к детской колыбели, отгоняет злых духов, осененный этим камнем ребенок спит крепко, спокойно, без неприятных сновидений.

Медной горы хозяйка (1975) мультфильм

Брошь из малахита

В качестве талисмана малахит следует использовать тем, кто хочет усилить свое обаяние и привлекательность. Музыкантам, литераторам, художникам камень помогает, если оправлен в медь. Более всего необходим самоцвет артистам, но для них малахит нужно оправлять в белые металлы.

Читайте также:
Коза в этом году талисман

Украшения с малахитом рекомендуется носить людям, рожденным под знаком Тельца, Весов и Львов. Скорпионам, Девам и Ракам астрологи не советуют увлекаться малахитом. Планетой камня считается Венера.

Начало активности (дата): 20.12.2013

Источник: www.agat77.ru

Медной горы Хозяйка

Медной горы Хозяйка

Добыча сверкающих самоцветов, словно вырастающих, как невиданные плоды, на стенах пещер и скрывающихся в толще земли, издавна вызывала у людей священный трепет. Горное дело – одновременно мрачное и увлекательное занятие, происходящее в глубоких шахтах, где не светит солнце, не растут деревья, не поют птицы, – всегда считалось работой таинственной, окутанной множеством примет и суеверий. Наверное, не найдется народа, в мифах и легендах которого нет места для горных духов – обычно то маленькие, злобные старички-гномы, стерегущие золото и драгоценные камни и способные как помочь работнику, так и погубить, или бесплотные призраки-оборотни, встреча с которыми сулит несчастье любому горняку… Большие или маленькие, человекообразные или бесформенные, злые или добрые – они бережно стерегут подземные богатства, которые открывают лишь избранным, достойным такой чести; а могут и увести из-под носа рудоносную жилу или запутать, чтоб впавший в немилость никогда не имел успеха в добыче камня… Однако среди всех прочих нигде, наверное, нет горного духа, подобного хранительнице Уральских гор – Хозяйке Медной горы, прекрасной вечно юной деве в малахитовом уборе, что хорошо известна нам всем по сказам Бажова. Горняки верили, что она может и «подсунуть» своему любимчику камешек нужного узора, и одарить незаурядным камнерезным талантом; живет же она в подземных чертогах из уральских самоцветов, захочет – оборотится зеленой ящеркой, заплачет – изумруды капают… Впрочем, и сам Урал – явление в мировом масштабе настолько уникальное, что вполне заслуживает подобной Хозяйки…

Медной горы Хозяйка

Начало Уральской самоцветной истории принято связывать с 18-м столетием, хотя на самом деле обрывки сведений о чудесных горных кладовых поступают к нам из глубины веков. Так, древние греки писали о стране Гиперборее, владевшей огромными драгоценными богатствами, которая располагалась на Севере; призрачно мелькают уральские камни в рассказах Плиния и Геродота.

В скандинавских сагах – тоже мифы о сказочных камнях страны Биармии, чья территория простиралась вплоть до нынешнего полярного Урала; а в Иране при раскопках древних поселений нашли демантоид, который якобы открыли на Урале лишь в 19-м веке; значит, еще до нашей эры зеленые камни кто-то добывал и пускал на продажу за моря… Однако все подобные сообщения туманны, и с началом нашей эры наступает странный провал в исторической памяти – будто Хозяйка притворила самоцветные сундуки, скрывая их от жадных глаз. Вплоть до 18-го века Россия, хоть и любила драгоценности всегда истово и горячо, пробавлялась иноземными каменьями да янтарем и северным жемчугом. И вот наконец нужный момент наступил: на российский престол вступил царь Петр I, полностью изменивший судьбу нашей страны. И когда перемены шли полным ходом, меняя привычный уклад жизни, внезапно к успехам знаменитого царя прибавляется еще один – на севере страны в копях Уральского горного хребта, что служит своеобразной границей между Европой и Азией на стыке Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин, начались буквально одно за другим удивительные открытия – драгоценные металлы, руды, самоцветы и поделочные камни в необычайно большом количестве. А бурное развитие промышленности и активное строительство новой столицы Санкт-Петербурга обусловило то, что залежи начали немедленно разрабатывать и активно использовать.

Читайте также:
Талисман для овнов золотое руно

Медной горы Хозяйка

Первой ласточкой стала повышенная активность рудоземцев Урала еще в 17-м веке – постепенно стали «показываться» им камни, сначала топазы, потом – аметисты; началась добыча медных и железных руд, а затем и золота. Однако настоящий расцвет наступил с 1700 г., когда Петр I занялся горными исследованиями всерьез и повелел основать в Москве специальный приказ по горным делам.

Ученые-естествоиспытатели, путешествующие по Уралу с научными экспедициями, приносили новые вести о заново открытых камнях, а на самом Урале возник завод по обработке камня, вокруг которого и начал строиться город Екатеринбург, ныне называемый «неофициальной столицей» Урала. А в 1723 г. была открыта в Петергофе и первая камнерезная фабрика, выпускавшая сначала в основном всего «галантерейные вещицы» – табакерки, пуговицы, эфесы шпаг, пресс-папье, шкатулки и прочие мелочи. Вскоре к ней прибавилась Екатеринбургская фабрика, открытая в непосредственной близости от крупных мраморных месторождений, а потом – Колыванская и Локтевская. Время «мелочевки» прошло и сменилось эпохой гигантизма – в конце 18-го и особенно в первой половине 19-го века, когда добыча камня достигла пика активности, из поделочных самоцветов изготавливали большие парадные вазы и чаши, колонны, скульптуру, облицовывали каменной мозаикой и плиткой стены, полы и потолки величественных дворцов и храмов.

Медной горы Хозяйка

Среди уральских камней, каковых добывается несколько десятков наименований, первым по праву является малахит, зеленый узорчатый камень, которого в 19-м веке внезапно обнаружилось великое множество, что и обусловило создание таких памятников архитектуры и камнерезного искусства, как Малахитовый кабинет Эрмитажа; в свое время малахитовые поделки, большие и малые, были предметом престижа и гордости, даже члены царской семьи коллекционировали их, соревнуясь с богатыми промышленниками. Однако на настоящий момент, увы, малахитовые рудники почти исчерпаны, и на долю современных любителей камня остаются лишь небольшие ювелирные и декоративные изделия. Яшма – второй по значимости камень Урала; нигде в мире больше нет такого разнообразия расцветок и рисунков этого удивительно разного самоцвета, который встречается у нас по-прежнему в достаточно крупных месторождениях. Третий из «большой уральской тройки» – родонит, любимый в России за малиново-красный насыщенный цвет; он был открыт в конце 18-го века простым крестьянином, случайно наткнувшимся на родонитовую жилу близ Екатеринбурга, и назывался тогда «орлецом» или малиновым шпатом. Говорить о «большой тройке» можно бесконечно: это и дворцовые покои, и великолепные изящно вырезанные вазы, и стенные панели, и предметы интерьера – торшеры, подсвечники, часы, вазочки, статуэтки, практически всегда дополненные блеском золоченой бронзы… Однако тремя камнями, пусть и совершенно необыкновенными, уральские богатства не исчерпываются – здесь и полупрозрачный золотистый селенит, и красивейшие пейзажные агаты и агаты-переливты, и сине-зеленый амазонит, и даже нефрит, добываемый в полярном Урале, и яблочно-зеленый хризопраз, и задорно сверкающий авантюрин, и переливчатый адуляр… И, конечно, нельзя не упомянуть мрамор – мраморные копи Урала оказались чрезвычайно богаты и количеством, и качеством, и разнообразием сортов от белоснежного до густо-синего, что обусловило развитие производства многочисленных деталей дворцового интерьера, таких как камины, столешницы, балясины, скульптуры, причем именно мраморные изделия стали первыми, произведенными на молодых камнерезных фабриках…

Читайте также:
Талисман на ленинском проспекте телефон

Медной горы Хозяйка

Однако не только поделочными камнями обуславливается уникальность уральских гор. Настоящую славу Уралу принесли именно камни драгоценные – на Урале находят даже алмазы, хоть и в небольшом количестве.

Однако в первую очередь Урал известен легендарными Изумрудными копями, открытыми в 1831 г. и бесперебойно работавшими вплоть до Октябрьской революции; сегодня, к сожалению, изумрудные месторождения Урала почти пропали, однако исследователи не оставляют надежд отыскать новые самоцветные жилы. Еще один знаковый для Урала камень – топаз, который здесь называли «тяжеловесом»; именно на Урале добывали уникальные красно-клюквенные топазы, каких уже здесь не встретишь, а также голубые, золотистые и бесцветные, которые находят и поныне; а в 1911 г. был найден кристалл голубого топаза весом более 30 кг.

Аметисты – очень популярные и любимые на самом Урале камни, которые в свое время добывались там очень активно; их сегодня тоже осталось мало, но горняки считают более чем вероятным нахождение новых аметистоносных блоков. Демантоид, изумрудно-зеленый гранат, переливающийся на свету бриллиантовым блеском – сугубо уральский камень, открытие которого стало сенсацией, а сам камень – знаковым символом русского модерна. Александрит, камень «зеленого рассвета и красного заката», открытый на Урале в 1833 г. в ходе разработки месторождения изумрудов, назван в честь императора Александра II и сейчас входит в число самых дорогих и красивых ювелирных камней наравне с алмазами и рубинами. И это не все – есть на Урале и небесно-голубые аквамарины, и зелено-желтые бериллы, и полихромные турмалины; помимо демантоида, здесь находят множество других красных и оранжевых гранатов, и гиацинты, и эвклазы. Есть здесь и необычные, малоизвестные, но не менее красивые самоцветы – такие как пушкинит, аксинит, фенакит, лазулит, воробьевит, кунцит, лиственит и сфен.

Читайте также:
Талисман водителя своими руками

Медной горы Хозяйка

Самое «горячее» время для истории российского горного дела – это безусловно период 18-19 вв., когда природные каменные клады использовались наиболее плотно и плодотворно. Все были охвачены непреодолимой самоцветной страстью – повсеместно создавались любительские коллекции минералов, украшения были роскошными, с крупными и заметными камнями, а иметь в доме камнерезные изделия и детали считалось хорошим тоном.

В 20-м веке с приходом Советского строя про Урал отнюдь не забыли: наоборот, уральские камни все так же были популярны, только теперь излишнее украшательство частных домов или создание дорогих ювелирных изделий считалось неправильным, поэтому камни служили государственным целям. Например, в 1937 г. на Парижскую выставку из России привезли мозаичное панно площадью около 25 кв.м, где из пластинок лазурита, яшмы, родонита, топазов, аквамаринов, опалов, амазонита, гранатов, рубинов и прочих самоцветов была выложена карта молодой СССР. А мрамором, родонитом и яшмой облицовывали станции московского метрополитена. С началом рыночной эпохи Уральские горы вновь оказались востребованы – сегодня камнерезное искусство России переживает второе рождение, количество прекрасных мастеров, способных порой встать на одну доску с великими умельцами прошлых веков, растет, и наилучшим доступным материалом стали, конечно, добываемые на Урале самоцветы, которые любят и знают и по всей России, и в дальнем и ближнем зарубежье.

Медной горы Хозяйка

…Проносятся столетия, сменился не раз государственный строй, земля то дрожит от войн, то сгибается под властью стихии, люди рождаются и умирают, бесследно уходя с лица Земли – а Уральские горы все стоят, и новые рудники вновь и вновь приходят на смену исчерпавшим себя месторождениям. Ученые говорят, что Урал и вовсе не изучен до конца, и вполне может преподнести еще не один сюрприз, и предрекают новое рождение старым копям. А туристы, которые в последнее время особенно полюбили суровый и прекрасный северный край, с изумлением рассказывают про странную зеленую ящерку, появляющуюся словно ниоткуда, которую еще можно увидеть иной раз близ Ильмени или Гумешков. Правда это или вымысел – но Уральские горы все не скудеют самоцветами, а значит, Хозяйка все еще там и охраняет свои владения.

Читайте также:
Рубашка из купюры талисман

Источник: www.imperis.ru

Малахитовая шкатулка, или Об истории самоцвета Хозяйки Медной горы

Хозяйка Медной горы. Фото: Настя Никитина. Малахитовая шкатулка.

Хозяйка Медной горы. Фото: Настя Никитина. Малахитовая шкатулка.

Когда речь заходит о малахите, то большинство из наших соотечественников вспоминает сказы Павла Бажова о Хозяйке Медной горы и малахитовой шкатулке. Этот самоцвет действительно часто упоминается в фольклоре, ну а в реальности он в России он начал набирать популярность как поделочный камень только c XVIII века. Запасы уральского малахита были настолько богатыми, что его крошкой засыпали ямы на мостовых.

Изделия из малахита. | Фото: cs6.livemaster.ru.

Изделия из малахита. | Фото: cs6.livemaster.ru.

Еще в древности из малахита изготавливали украшения, амулеты, обереги. На территории Ирака и Израиля были найдены украшения из этого камня, которым более 9 тысяч лет. Этот самоцвет считался популярным в Китае и Индии, а в Древнем Египте модницы из малахитового порошка изготавливали для себя тени для век. Со временем из малахита стали делать и шкатулки, т. к. он легко поддавался огранке.

Малахитовый зал Эрмитажа. Санкт-Петербург. | Фото: itd3.mycdn.me.

Малахитовый зал Эрмитажа. Санкт-Петербург. | Фото: itd3.mycdn.me.

Что касается России, то здесь масштабная разработка этого самоцвета началась в 40-х годах XVIII века, тогда на Урале были найдены малахитовые залежи. Из этого самоцвета стали изготавливать не только ювелирные украшения, но и применять его для облицовочных работ. Чего стоит только один Малахитовый зал в Эрмитаже. Мастера настолько искусно выполнили свою работу, что стыки между плиткам без специального оборудования обнаружить невозможно.

Хозяйка Медной горы. Фото: Настя Никитина. | Фото: m.yucolors.com.

Хозяйка Медной горы. Фото: Настя Никитина. | Фото: m.yucolors.com.

Запасы уральского малахита были настолько велики, что мастера просто выбрасывали малахитовую крошку, засыпая ею ямы на мостовых. Но все рано или поздно иссякает. Так случилось и с уральскими месторождениями. К концу XIX-началу ХХ веков малахитовые шахты практически опустели. На сегодняшний день встретить уральский малахит – большая редкость.

Малахитовый стол. | Фото: viafortuna.ru.

Малахитовый стол. | Фото: viafortuna.ru.

Как известно, все лучше оказывалось прежде всего у правителей. Так, помимо Малахитового зала в дворцах российских императором было немало других бесценных помещений. Одним из них являлась янтарная комната — роскошный зал в Большом Екатерининском дворце . Однако не все знают, что эта комната — копия той, что когда-то была создана прусскими мастерами, но после пропала в годы Второй мировой войны.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник: kulturologia.ru

Рейтинг
Загрузка ...