Христианский крест как выглядит

Почему на православном кресте несколько перекладин и почему одна из них косая?

Восьмиконечный крест — символ, объединяющий всех православных христиан планеты.

Пытливые умы наверняка задавались вопросом, почему католические и православные кресты так сильно отличаются?

Как в византийском кресте появились дополнительные элементы?

Что символизирует косая перекладина?

Как появился православный символ?

Восьмиконечный крест начал использоваться в византийской фресковой живописи с VI века , задолго до официального разделения Церкви на православных и католиков.

Согласно греческому церковному деятелю VIII века Феодору Студиту, ввиду того, что никто точно не знает, как выглядело распятие, на котором казнили Иисуса Христа, истинный крест мог изображаться в любой форме и не имел конкретных очертаний.

Так, на Западе большую популярность получил символ с изображением страдающего Христа, с предельно натуралистичными ранами и кровью, в терновом венце и повисшими от тяжести руками. Акцент был направлен на центральную фигуру религиозного символа. В свою очередь распятию придавали второстепенное значение, упростив элемент до одной перекладины.

Крест — Католический и Православный — в чем отличие

На Востоке до X века оказалось более популярным распятие с воскресшим и торжествующим Спасителем, где детальное внимание уделялось каждому элементу символа.

Существовало, как минимум, еще 14 вариантов изображения распятия с четырех, шести, семи и восьми концами, с добавлением дополнительных деталей или их полным отсутствием.

Что олицетворяют две дополнительные перекладины на православном распятии?

Верхняя перекладина, расположенная над самим распятием, представляет собой табличку, на которой, по преданию, солдаты оставили саркастическую надпись: «Иисус, Царь Иудеи».

Нижняя косая балка символизирует жердь, на которую прибили ноги мессии. При этом, наклон перекладины олицетворяет «праведное мерило», где одна сторона указывает на добрые поступки, а другая — на грехи.

По легенде, вместе с Иисусом Христом рядом оказались распяты два разбойника. Один из них ехидничал над мессией, требуя от самозваного сына Бога явить чудо и избежать страданий. Другой разбойник раскаялся в своих грехах и попросил Спасителя вспомнить о нём в Царствии Небесном.

Читайте также:
Сонник драгоценный зеленый камень

В итоге первый оказался в Аду, а второго Иисус удостоил Рая.

Согласно Евангелию от Луки, раскаявшийся преступник находился справа от Христа, а богохульник — слева. Таким образом, правый конец перекладины указывает на то, что честные люди попадут в Рай, а левый опущенный конец намекает на Ад.

После раскола Церкви такой восьмиконечный крест стал олицетворять византийскую Церковь, а упрощенный четырехконечный — Римскую. В XVII веке московский патриарх Никон предложил собственный русский шестиконечный православный крест, в котором верхняя перекладина упразднялась.

Источник

Как отличить Православный крест от Католического?

Чем отличается православный крестик от католического

Православие и католицизм — две основные ветви христианства. Между ними больше общего, но есть и существенные различия, как в обрядах, так и в основных канонах.

Нательный крест, наравне с обручальным кольцом, считается главным христианским украшением. Но, в отличие от других ювелирных изделий, крест — это не только символ веры, но и символ принадлежности к одной из религиозных конфессий.

В чем же отличия между православным и католическим крестом?

Разница заключается в форме крестиков. Католический крест выглядит проще, и имеет всего 4 конца. Кстати, изначально в первых веках существования христианства форма креста было действительно только четырехконечной.

Изображения подобных распятий находили в древнеримских катакомбах, где прятались, вели богослужения и были погребены первые христиане.

Традиционный православный крест имеет шестиконечную или восьмиконечную форму.

Восьмиконечное распятие, помимо основной центральной горизонтальной перекладины, имеет вверху и внизу креста еще две поменьше. Верхняя табличка имеет надпись: «Иисус Назарянин Царь Иудейский».

Нижняя подпорка для ног Христа символизирует «меру» человеческих грехов и добрых дел. Считается, что подпорка имеет наклон влево, символизируя, что разбойник, распятый по правую руку от Христа, покаялся и попал в рай. А разбойник, распятый по левую руку, не стал раскаиваться, и отправился прямиком в ад.

Шестиконечное распятие не имеет верхней перекладины с именем Христа.

Второе важное отличие православного креста от католического — изображение самого Христа, изображенного на распятии.

В православии Иисус Христос изображен воскресшим, победившим страдания. У него не скрещены ноги, а ладони он простирает вверх, символизируя любовь и торжество воскресения.

Католики изображают Христа мертвым. Его ноги скрещены и прибиты одним гвоздем, руки опущены. Его образ символизирует человеческие страдания и муки.

Читайте также:
Как правильно проколоть уши по точкам

Все эти правила относятся к каноническим различиям между православным и католическим нательным распятием. В ювелирных салонах встречаются крестики без фигуры Иисуса, имеющие простую четырехугольную форму, часто декорированную кристаллами или драгоценными камнями. Они напоминают скорее изящный аксессуар, но его безусловно можно также отнести к символу христианской веры.

Крестик надевают на шею при крещении. Считается, что именно в этот день человек получает своего ангела-хранителя, а значит сильную защиту от зла и несчастий. Выбирайте для себя тот нательный крестик, который вам больше по душе.

И пусть он станет тем оберегом, который защитит и принесет настоящее счастье.

Источник

Православный крест. История, особенности, отличия от католического

Православные и католики изображают Спасителя на кресте по-разному. Почему так получилось? Какой смысл вкладывает каждая из церквей в главный христианский символ? Как православному человеку относиться к кресту, который не соответствует православной традиции?

Постараемся ответить.

Поделиться статьей с друзьями:

История креста

Ещё до появления христианства крест, как магический знак, широко использовался у языческих народов. В Египте почитание креста датируется XV веком до Р.Х. Интересно, что крест у египтян был заключён в кольцо и назывался Анх.

Египтяне верили, что он является символом жизни и богов и рисовали его на мумиях. Традиция почитания креста такой формы распространилась на следующие цивилизации — Вавилон и его колонию Ассирию. Позже аналогичный крест стал символом масонов.

Археологические находки подтверждают, что в дохристианские времена крестом в религиозных целях пользовались и на более далёких материках — Северной и Южной Америках, Азии. В Индии крест изображали на руках бога Кришны. В Перу считалось, что крест изгоняет злых духов.

Поэтому христианские философы первых веков Тертуллиан и Минуций Феликс в своих трудах указывали, что крест был известен языческим народам и почитался ими.

В то же время, в Римской империи крест считался орудием казни. В единственной на то время монотеистической религии — иудаизме — крест вообще не упоминался. Хотя прообразы креста мы видим во многих местах Ветхого Завета.

Согласно Ветхому Завету, Моисей наслал на израильтян ядовитых змей за то, что те роптали на него. Когда израильтяне раскаялись и взмолили о пощаде, Моисей, чтобы отогнать настоящих змей установил на Т-образный шест медного змея. Такой медный змей по преданию обладал целительной силой

Тем не менее, принять, что долгожданный Мессия умрёт на кресте, иудеям было дико. На это указывает Апостол Павел в словах: «Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1:23).

Поклонение кресту у христиан известно с конца II века. Из языческих источников мы знаем, что христиан тогда называли crucis religiosi или крестопоклонниками. Подобный эпитет не отвергался христианскими апологетами и отцами Церкви.

В первые века христианства Церковь не устанавливала какую-либо обязательную форму изображения креста. Его рисовали в свободной форме, что подтверждают современные археологические исследования. Главное, чтобы изображение хотя бы отдалённо напоминало крест.

Период до Вселенских соборов характеризуется монограммным начертанием креста как имени Христова. В настоящее время украшения в виде имени Христова можно часто встретить в православных магазинах и свечных лавках.

Основными элементами такой монограммы являются буквы «Х» и «Р». Буква «Х» обозначает имя Христос. В ней христиане первых веков выражали свою веру и всю сущность христианства. Монограмма имени Христа с буквой «Х» была так популярна, что римские императоры — гонители христиан — обозначали борьбу с христианством, как борьбу против Х.

В 355 году в монограмме имени Христова появляется символ «Р», который обозначает вторую букву в имени Христа. Со второй половины IV века данный символ становится основным в христианстве. В первые века в христианстве изображение креста как такового, ещё не утвердилось.

Это связано с многочисленными гонениями на Церковь.

Известно изображение креста, которое начертано на лабаруме Константина Великого. Именно под этим знамением войска Константина одержали победу после явления креста на небе.

Видно, что христианский характер этому знамени придавал не сам крест, а монограмма имени Христова. В дальнейшем император продолжил использовать данное изображение в качестве своего флага.

Лишь со второй половины IV века символические формы начертания креста в виде монограммы имени Сына Божия начинают уступать место собственному изображению креста. Во время правления императора Феодосия христианство окончательно торжествует над язычеством.

Изображения креста начинают открыто появляться во всех сферах жизни римлян — в Церкви, в государственной атрибутике, в быту. Как замечал святитель Иоанн Златоуст: «Крест находится повсюду».

Формы креста

Принято выделять три основных вида христианского креста: crux commissa, crux immissa и crux decussata.

Crux commissa или patibulata — древнейшая форма христианского креста. Тау-крест состоит из двух брусьев таким образом, что они составляют собою фигуру греческой буквы Т. Данная форма креста появилась из-за мнения, что именно на таком кресте был распят Иисус Христос. Известный отец Церкви Тертуллиан свидетельствует, что «греческая буква ταῦ есть образ креста».

Crux immissa или capitata — четырехконечный крест, в котором две его балки пересекаются под прямым углом. Данная форма креста в свою очередь делится на греческую или квадратную и на латинскую, у которой вертикальная линия креста намного длиннее горизонтальной.

С V века изображение вида crux immissa становится общеупотребительным.

Crux decussata — косой, или по-нашему Андреевский крест является третьей древней формой креста. Он представляет собой крест в виде буквы X. Кроме привычного нам названия, в Западной церкви его нередко именуют бургундским. Crux decussata не является крестом в строгом смысле этого слова, но сочетает в себе древнюю традицию монограммного написания имени Христова.

Греческая буква X представляет собой Христа, так как этой буквой начинается Его имя — Χριστός.

Отличие православного и католического креста

В православии традиционно почитается восьмиконечный крест. Такой крест соответствует форме креста, на котором был распят Господь Иисус Христос. По свидетельству святых Иринея Лионского и Иустина Философа: «Когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия.

Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе».

Как мы знаем из Евангелия, именно после распятия Христа Пилат распорядился написать надпись и поставить её на кресте. Об этом свидетельствует апостол Матфей, который указывает, что «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27, 37).

Мариотто ди Нардо, Италия XV век. Иисус Христос традиционно для католиков изображен страдающим на кресте с терновым венцом

В этом мы видим принципиальное отличие между почитанием креста православными и католиками. Почитание четырёхконечного креста римской церковью акцентирует внимание на страданиях и смерти Господа. Православный крест ставит во главу угла почитание воскресшего и торжествующего Бога-Слова.

Интересно, что до IX века включительно Иисус Христос изображался на кресте исключительно воскресшим и торжествующим. А вот с X века на Западе стали появляться изображения страдающего и даже мертвого Господа. Это связано с отходом римской церкви от истинного христианского вероучения в 1054 году.

С течением времени новшества католиков на кресте-распятии усугублялись. Так, после раскола изображение Бога-Слова на кресте-распятии римская церковь рисовала с тремя гвоздями. А во второй половине XIII века католики продолжили свои эксперименты, изображая Спасителя со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем.

Кроме того, в католицизме Христос часто изображается с сжатыми кулаками, а в Православии — с раскрытыми ладонями, в которые принимает весь мир, беря на себя грехи каждого из нас.

Василий Петрович Верещагин «Распятие». Храм Христа Спасителя, Москва

Сейчас в православных магазинах и свечных лавках продаются различные формы креста. Пугаться не нужно. Вряд ли в Церкви можно найти что-либо «еретическое». Крест сам по себе освящён пребыванием на нём Господа Иисуса Христа.

Формы креста отражают исторические эпохи, развитие культуры и традиции местности, где зародилось то или иное изображение. Иногда, например, встречаются в православных лавках кресты, где у Спасителя ноги скрещены. Хотя считается, что ноги Сына Божия должны располагаться рядом друг с другом.

Насельник Сретенского монастыря священник Афанасий Гумеров на вопрос, как должны быть расположены ноги Христа на креcте отвечает, что в таких случаях речь идет о разных иконографических традициях, которые не имеют отношения с богословскими догматическими суждениями.

Священник Афанасий Гумеров :

« В католических храмах Рима встречаются Кресты-Распятия, выполненные как в католической, так и в православной традициях. Наше отношение к искупительному подвигу Спасителя совершенно не зависит от решения этого вопроса. »

К сожалению, из-за незнания истории, культуры и эпохи, в которой зародилось то или иное изображение современные «ревнители православия» могут называть исконно христианские древние символы сатанинскими.

Для православных католики являются отступниками не из-за того, что они изображают Христа по-другому, а из-за отречения Латинской церкви от канонов единой Христианской церкви.

Подробнее о расколе изложено в книге Патриарха Фотия «Антилатинские сочинения».

Источник
Рейтинг
Загрузка ...