Русское художественное серебро второй пол.XIX – н.XX века.
Начиная с 1840-х годов в художественном серебра, как и во всем русском декоративно-прикладном искусстве в целом, происходит динамичный процесс создания своей национальной школы в рамках общеевропейской культуры. Русское художественное серебро второй пол. XIX – н. XX века – одна из интереснейших страниц отечественного декоративно-прикладного искусства.
Русское старинное художественное серебро второй пол. XIX века развивалось в рамках эстетики романтизма, которая, отвернув единую систему классицизма, создала свою концепцию, основанную на множественности исторических стилистик, на органичном использовании наследия стилей предшествующих эпох, соединении разного в едином, что понималось как новаторство, как важнейшее завоевывание искусства, вопринималось как новый, большой стиль, стиль романтизма (эклектики).
Утренний гость. Выставка «От Возрождения до Модерна. Шедевры художественного серебра»
Увлечение готикой, мавританскими мотивами, “шинуази”, ренессансом, барокко, рокко, стилем “ориенталь” нашло свое отражение как в западноевропейском, так и в русском художественном серебре. В русле направления, которое можно определить как общеевропейское, русское художественное серебро особенно интенсивно воспроизводило формы и орнаментику барокко и рококо. В столовом серебра, выполненном в стилистике “второго барокко” и “второго рококо”, повторялись не только формы и декор первоисточника, но и имитировались и приемы работы по серебру XVIII века: техника оброна с золочением и канфарением, гравировка с черенением, высокая чеканка, а также введением в орнаментальный узор черневых медальонов с жанровыми сценами.
Но источниками вдохновения художников и ювелиров были не только западноевропейские исторические стили, все чаще взгляд мастеров обращался к орнаментальному богаству и многокрасочности древнерусского прикладного искусства. Все это привело к формированию своего, национального варианта стиля историзма, нашедшего образное выражение в контексте “русского стиля”.
Представителями этих направлений стали два крупнейших российских центра по художественной обработке серебра – Петербург и Москва. В Петербурге придерживались больше западной оринетации, что объяснялось тем, что там работало немало западноевропейских мастеров-серебряников и ювелиров. Петербургские серебряных дел мастера добились высокой степени чистоты исполнения и отделки вещей, хотя и не внесли принципиально новых художественно-стилевых решений. В Москве же более полное и яркое выражение получила национальная школа художественного серебра, вышедшая из недр “русского стиля”.
Источник: serebryanaya-posuda.moscow