Охан (Жан по-французски) Тухдарян родился в Лионе в 1930 году в семье армянского происхождения. Где он провел первые девять лет своей жизни. Лион семья покинула в начале Второй мировой войны, переехав в пригород Парижа. Он умрет в 2017 году, в возрасте 87 лет, в возрасте, в котором он все еще создает и представляет исключительные украшения.
Однажды, тот, кто станет Жаном Вандомом, обнаруживает кусок металла, который отвалился от кабины разбившегося самолета. Он будет «обрабатывать» этот металл, ковать его, скручивать, преобразовывать, пока не получит «лик Христа» благодаря тонкой игре света.
Из этого опыта, как откровения, рождается его любовь к материалам и превращение их в нечто большее.
Новаторское Кольцо «Хорек» из золота и рутилового кварца — 1970 г.
В 13 лет он пошел подмастерьем к своему дяде-ювелиру в Париж. Параллельно брал уроки рисования. Он окажется особенно одаренным в этой области. В возрасте 15 лет он получил 1-й приз за рисунок от города Парижа, сопровождаемый государственной стипендией.
Профессия — ювелир. Авторские работы ювелирных изделий. Интервью с художником
В 16 лет он начал четырехлетние курсы по геммологии у великих экспертов. Это было нелёгкое ученичество, но страсть к камням позволяет ему преодолевать все трудности.
Естественная красота кристалла в украшении Вендома
В 18 лет он открыл свою первую мастерскую. Без денег и без узнаваемого имени он поначалу будет работать на коллег, которые делают ему заказы. Но его имя постепенно начинает набирать известность в ювелирном мире.
Потом последовал перерыв для службы в армии, после которой, с 1950 года он отдался всей душой и телом своей страсти к драгоценностям, камням, кристаллам и минералам.
Фантастические украшения Вандома вполне «носибельны»
В 1950 году Жан Кокто вошел в его мастерскую с золотым самородком , который он хотел, чтобы ювелир превратил в запонки.
Жан Морис Эжен Клеман Кокто 5 июля 1889 – 11 октября 1963) — французский поэт, драматург, прозаик, дизайнер, кинематографист, художник и критик. Аполлинер, Пикассо, Модильяни, Дягилев — все эти гении искусства своего времени связаны творчески с Кокто
..вот такой человек появился на пороге скромной и безвестной ювелирной мастерской.
Поэт оставляет художнику творческую свободу. Жан Вандом не упустил этот шанс продемонстрировать свой смелый стиль : он создает оригинальное украшение в стиле барокко. Он то и станет его визитной карточкой. А также процесс текстурирования металла, который он изобретает для создания своих украшений.
Красота драгоценного камня составляет квинтэссенцию его украшений. Это пробуждающее эмоции и воображение, материализованное желание уловить красоту природы, увековечить её.
Вот почему его выбор всегда останавливается на фантомных камнях, содержащих таинственные включения, такие как рутиловый кварц или на таких, как лазурит, камни с душой.
Для него ценность камня не имеет значения. Будь то алмаз, жеода, окаменелость или галька, ничто не имеет для этого художника-эстета бОльшего значения, чем красота, желательно странная, потому что, как сказал Бодлер, «Красота всегда причудлива».
«Драгоценные уроки» от художника-ювелира Дианы Абрамовой-Варюхиной
Жан Вандом был пионером современных украшений. Он создавал произведения искусства, маленькие скульптуры, которые можно носить, он придает ювелирным изделиям огромную выразительную ценность.
Ее исследования в первую очередь направлены на трансформацию украшений, позволяющую разнообразить одежду и сделать ее игривой и креативной.
Погрузитесь в галерею — мир фантастических украшений ⏩
Источник: dzen.ru
Рене Лалик: гений ювелирного мира
Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.
и ар деко — таковы ассоциации со словом « Lalique». Эта знаменитая торговая марка , символизирующая роскошь и изысканность , получила имя своего создателя — Рене Жюля Лалика, замечательного художника и дизайнера. Он ввел в ювелирное дело новые материалы и сюжеты , произвел революцию в стеклоделии и запатентовал 16 собственных технологий. Лалик проявил себя и как выдающийся маркетолог , обратившись к массовому производству художественного стекла , создав новые направления на рынке и меняясь вместе с миром , которому дарил красоту.
Сын портнихи и торговца вином , Рене Лалик родился и вырос в Шампани , в краю старинных замков и виноградников. Когда мальчику исполнилось два года , семья переехала в Париж , однако регулярно приезжала в родной городок Ай на летний отдых. В 1872 году юный Рене поступил в колледж Тюрго.
Четыре года спустя , после смерти отца , Рене стал учеником ведущего парижского ювелира Луи Аукока , представителя семейной династии , чьей компании Aucoc покровительствовали французские монархи , а позже Наполеон III и его жена императрица Евгения. Компания Аукока специализировалась на изделиях из серебра , а также стекла , выпуская элегантные несессеры — изысканные комплекты всего самого необходимого для длительного путешествия. Это дало молодому Лалику прекрасную возможность « с нуля» изучить производство ювелирных изделий , стекла , а также дизайн.
Рене Жюль Лалик. Фото 1903 года
Работая в Aucoc , Лалик параллельно посещал парижскую Школу декоративных искусств. В 1878 году он на два года уехал в Лондон , где оттачивал свои навыки графического дизайна в Художественной школе Кристал Пэлас. Здесь студентов обучали таким предметам , как акварель , черчение , рисунок , лепка и живопись маслом. В Кристал Пэлас любовь молодого художника к природным мотивам вышла на новый уровень и стала одним из ярких творческих увлечений , которые прославят его в будущем.
Рене Лалик. Эскизы к ювелирным украшениям. 1894−1896 гг
В 1880 году двадцатилетний Рене Лалик вернулся в Париж , полный новых замыслов и идей. Работая в мастерской у родственников , он создавал дизайны для ювелирных украшений , параллельно брал уроки пластики у скульптора Жюстина Лекьена. Прошло немного времени , и Лалик стал работать внештатным дизайнером во многих французских ювелирных компаниях , среди которых были Cartier и Boucheron , а также обзавелся частной клиентурой. 1884 год принес Рене Лалику первое признание: его рисунки и эскизы были представлены на выставке прикладного искусства в Лувре. Рассказывают , что знаменитый парижский ювелир Альфонс Фуке , увидев работы Лалика , отметил: «В то время я не знал ни одного ювелирного дизайнера , и , наконец у нас он есть!»
Подвеска “Два павлина”, 1897–1898
Брошь. Бриллианты, стекло и эмаль. 1899 –1901
Брошь. Хризопраз и жемчуг. Ок. 1898–1899
Кулон. 1905
Украшения , созданные Рене Лаликом
Один из заказчиков Лалика предложил молодому ювелиру партнерство. Компания LaliqueБожественной Сары».
Брошь из золота, эмали и изумрудов, выполненная Рене Лаликом, ок. 1896. Посвящается Саре Бернар. Коллекция Комеди Франсез
Рене Лалик. Декоративная брошь для Сары Бернар. Золото, эмаль, бриллианты и хризопразы
Рене Лалик. Обложка программки к пьесе Сарду «Феодора» (1902). Сара Бернар в роли Императрицы. 1894. Источник
Рене Лалик. Гребень, созданный для Сары Бернар. Дизайнер Альфонс Муха
Рене Лалик. Брошь «Орхидея». Рубины, эмаль, жемчуг, перламутр, золото.
Рене Лалик и его вторая жена , Августина-Алиса Ледрю
Лалик все еще был женат , когда встретил Августину-Алису Ледрю. Она была дочерью скульптора Огюста Ледрю , который был известен своими бронзовыми фигурками и вазами в стиле ар-нуво. Как и Лалик , Ледрю обожал обнаженную женскую натуру , и многие его произведения в чем-то перекликались с работами будущего зятя.
Рене Лалик. Рельефный портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет — во французском прочтении — portrait , от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Алисы Ледрю. Музей стекла, Корнинг, США
Рене Лалик. «Молодая женщина с сосновыми ветвями». 1900. Женский профиль — Алиса Ледрю
Так или иначе , Рене и Алиса полюбили друг друга. В 1892 году Алиса родила Лалику дочь Сюзанну , и лишь год спустя художник окончательно оформил развод с первой женой — Марией Ламберт. В 1900 году у пары родился сын Марк , два года спустя они официально оформили отношения.
Алиса получила достаточно хорошее художественное образование , прекрасно разбиралась в искусстве и его современных течениях. Рассказывали , что она работала над некоторыми эскизами для украшений , создаваемых в мастерских ее мужа. Лалик всегда мог рассчитывать на ее совет и всевозможную поддержку в начинаниях. К сожалению , этот союз продлился недолго — Алиса скончалась в 1909 году.
Ожерелье, созданное Рене Лаликом для второй жены, Алисы Ледрю. Опалы и аметисты. Ок. 1897–99. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Что ж , снова работа. На волне коммерческого успеха в 1890 году Рене Лалик открыл новый магазин улице Терезы , близ парижской Оперы. Укрепившееся благосостояние позволило ювелиру расширить творческие возможности и начать первые эксперименты со стеклом , которое его привлекало еще со времен работы у Луи Аукока.
Цвет , форма , оттенки , способы обработки и дизайнерские возможности — все эти аспекты стекла стали объектами пристального внимания Рене Лалика. Первые шаги в новом направлении он делал в своем загородном доме в деревне Клерфонтен , недалеко от Парижа. Его экспериментальные работы принесли ему признание , но о доходах речь пока не шла.
Коллекция ювелирных изделий в стиле ар-нуво , показанная Лаликом , принесла ему грандиозный успех , который он еще более укрепил на Брюссельской Всемирной выставке 1897 года. За экспозицию , представленную на Всемирной Парижской выставке в 1900 году , Рене Лалик получил Гран-при и был награжден Орденом Почетного Легиона. Это — всемирный триумф , это новые заказчики. Монархи и аристократия оценили гениальность ювелирного мастерства Лалика , его символизм
Символизм (фр. Symbolisme) – направление искусства, которое нашло отражение в живописи, литературе и музыке. Возник в 1870-80-х годах во Франции, позже распространился в Бельгии, Норвегии и Российской империи. Пика популярности достиг на рубеже XІX-XX веков. Символизму присуща грусть, самоанализ, недосказанность: как будто автор пришел в тихое отчаяние, но постеснялся говорить об этих чувствах, поэтому нарисовал их. Читать дальше
, его новаторство , смелость дизайнерской мысли и виртуозное ее воплощение.
Три « F»: «femme», «flore» и «faune» — женские образы , флора и фауна — стали основными мотивами , которые прославили имя ювелира.
Его умение выразить в изысканных украшениях дух fin de siècle — «конца века», «прекрасной эпохи», пронизанной индивидуализмом и отказом от общепринятых норм , как нельзя более соответствовало запросам богатой публики.
Источник: artchive.ru
Ювелирный ликбез. Авторские украшения — что это?
В сегодняшней статье мы разберем непосредственно сам процесс разработки и изготовления ювелирного украшения под заказ.
Это очень непростой процесс, но я попробую раскрыть самые основные моменты, не углубляясь при этом в технические описания всех процессов работы ювелира. Коснемся мы в основном тех моментов, в которых заказчик должен принимать непосредственное участие.
Реклама — Продолжение ниже
Итак, самый важный момент — это выбор дизайна украшения. По украшениям, которые носит человек, как и по его одежде, можно многое сказать о нем. Поэтому к выбору нужно подходить серьезно. Как правило, для заказчика этот процесс заключается в обзоре глянцевых изданий и картинок из интернета.
Человек находит некий образ, который он считает более привлекательным, и идет с этой картинкой к ювелиру. Или же он приходит в ювелирную мастерскую, и ему предлагают выбрать что-либо из имеющегося у них каталога.
Как правило, одни и те же каталоги встречаются во многих мастерских, оказывающих услуги населению. Это распространенная практика среди тех, кто сам ничего придумать и сделать не может. В итоге потребитель получает переснятое серийное украшение, или «реплику» какого-нибудь известного на рынке бренда.
Реклама — Продолжение ниже
Тех, кто идет на это осознанно мы беспокоить не будем! А для тех, кто хотел бы получить авторское ювелирное украшение, разработанное и сделанное по индивидуальному заказу, сразу скажу, что украшение, изготавливаемое по каталогу в 95% тиражируется производителем. И вы должны быть готовы, что такое же украшение будет не только у вас. Единственное чем можно поиграть в данном случае, это другие вставки (камни), и другой цвет металла. Все зависит от ваших предпочтений.
Получить же поистине эксклюзивное авторское украшение можно лишь в одном случае — когда оно создается от идей на ваших глазах. И вот мы подходим к тому, с чего начинается украшение — к эскизу. Каждый мастер имеет свою индивидуальную манеру создания эскиза: кто-то делает это в виде небрежных набросков, кто-то вычерчивает виды проекции, кто-то рисует на цветном картоне гуашью, кто-то акварелью, кто-то в графической программе на компьютере.
Необыкновенные цветы в свадебных аксессуарах Юлии Васильевой
Реклама — Продолжение ниже
На самом деле это не столь важно, и о мастерстве еще ничего не говорит. Самое главное, что нужно от эскиза, это визуализация идеи художника заказчику. Необходимо объединить пожелания заказчика со своими техническими навыками и художественным вкусом в единую композицию. Эскиз должен быть понятен и соответствовать требованиям заказчика. Поэтому не нужно бояться задавать вопросы ювелиру, если вы не совсем представляете, как это будет выглядеть.
Могу сказать, что этот этап сложный не только для заказчика, но и для ювелира. На этом этапе заваливаются очень многие, но если нет взаимопонимания, то лучше прервать работу в этот момент, чем в конце получить не то, что хотелось! Ведь если вас не устраивает эскиз, то и платить пока не за что.
Реклама — Продолжение ниже
Конечно, в наше время на помощь ювелирам приходят 3D-технологии. Сегодня существует множество программ, позволяющих создать объемную 3D-модель. Такую модель можно покрутить в разных ракурсах, попробовать различные цветовые сочетания материалов. А в некоторых программах — даже рассчитать вес металла, необходимого для изготовления.
Но это уже не просто эскиз, такая работа уже достаточно трудоемка. Поэтому делать ее только для визуализации не всегда целесообразно. Она скорее применима для финальной корректировки со стороны заказчика и обсуждения мелких деталей.
Конечно, не нужно думать, что 3D-моделирование гарантирует вам более качественный результат. Ведь эту модель еще нужно перевести в полимер, а затем в металл. В итоге о мастерстве ювелира будет говорить результат, воплощенный в заданном материале.
Реклама — Продолжение ниже
В настоящее время в распоряжении ювелиров есть большое количество современного, высокотехнологичного оборудования, позволяющего создавать технически сложные украшения, выдерживающие конкуренцию на самом высоком международном уровне. Но все же в классическом варианте ювелир должен уметь хорошо работать руками. Владеть различными техниками обработки металла, техниками закрепки камней
Технологии, несмотря на свое развитие, не смогли пока вытеснить ручной труд из ювелирного ремесла. И хороший современный мастер должен несомненно владеть широким спектром технических знаний, включая и новые технологии. Разделение труда приносит плоды только при отработанном серийном производстве.
А при изготовлении авторских украшений предпочтительнее, чтобы вся работа выполнялась одним мастером. Или хотя бы основные ее этапы: эскиз, моделирование, сборка, закрепка камней, декоративная обработка, полировка. Все эти этапы и литье, при его использовании, могут серьезно отразиться на качестве вашего украшения при неумелом подходе.
Реклама — Продолжение ниже
Например, создание эскиза неопытным художником может привести к невозможности создания идентичной модели украшения, с соблюдением всех пропорций и видов. Неопытное моделирование может привести к невозможности получения качественной отливки в металле, или сложности дальнейшей обработки.
Неквалифицированная сборка, декор и полировка могут повлиять на качество и общий вид изделия. А некачественная закрепка камней — привести к их выпадению и потере вставок. Поэтому при изготовлении авторских украшений мастер несет особую ответственность за качество выполненной им работы. Так как от этого зависит его репутация. И в итоге показателем его мастерства, конечно, должна стать качественная реализация задуманной идеи, максимально соответствующая согласованному эскизу.
Ювелирный ликбез. Откуда берутся идеи
Конечно, это в идеале, но по опыту могу сказать иногда в процессе создания модели приходится вносить авторские правки для улучшения дизайна. Это нормальный процесс. Главное известить и согласовать эти моменты с заказчиком. Все технические моменты всегда остаются на усмотрение мастера, и не должны волновать заказчика. Но в любом случае всегда желаемый результат для мастера — это довольный клиент!
Подписывайтесь на Jewellery Mag в Telegram и VK, чтобы первыми узнавать о новых публикациях.
Художник-ювелир, индивидуальный предприниматель в сфере проектирования и изготовления авторских ювелирных украшений. Опыт работы с 1991 года. Неоднократный участник, лауреат и дипломант городских, региональных, всероссийских и международных выставок и конкурсов. Автор и обладатель государственного патента РФ на промышленный образец.
Источник: jewellerymag.ru