Сегодня у нас в программе фильм, поставленный Иваном Мозжухиным, — и, как и в прошлый раз, я вновь сплутовал: он не единственный, он второй из двух. Первый фильм, «Дитя карнавала», Мозжухин поставил в 1921 году, сегодняшний же называется «Костер пылающий», снят он двумя годами позже и со всех точек зрения любопытнее первого… Вообще легко было бы сегодняшнюю нашу встречу счесть этаким мемориальным жестом. Вот, есть классические киноактеры — 30-х годов, 50-х, 60-х, 70-х, — ну так припомним, для полноты картины, а что же было еще раньше, и отдадим дань уважения почтенному стародавнему классику… А все совсем не так. И проблема, которую фильм «Костёр пылающий» не столько ставит, сколько сам ею является, и попытки решений этой проблемы, которые он предпринимает, ничего «архивного» в себе не содержат.
Вероятно, все вы знаете, что Иван Мозжухин был самой крупной звездой дореволюционного русского кино. В отличие от других звезд того же периода, вроде Веры Холодной, он был, пожалуй, единственным нашим актером, которого, если помягче выразиться, нельзя назвать «домашними радостями».
БЫЛ ОТЦОМ-ОДИНОЧКОЙ и снова обрел счастье почти в 50 лет | Сергей Газаров
Большинство отечественных звезд того периода были попыткой, более или менее удачной, переложить открытое в европейском кинематографе — принципы фотогении, закономерности экранной привлекательности — на местный манер. То есть вот итальянский актер, а вот наша копия для домашнего потребления. Мозжухин копией не был.
Строго говоря, он вообще не вписывался ни в какие каноны кинематографа 1910-х годов. Так, даже самые лучшие, самые великие актеры того периода, такие как Аста Нильсен или Мюзидора, были ограничены жанровыми рамками. Когда они появлялись на экране, зрители, разумеется, не могли предположить, чтó те будут делать, но, в общем, было изначально понятно, как.
И именно на это «как» — на способ поведения, темпоритм, манеру держать голову, сутулить или, наоборот, распрямлять плечи, улыбаться и так далее, — именно на это, собственно, и шли. У Мозжухина тоже вроде бы внешность вполне определённая: он был высок, на экране казался еще выше, обладал странным, но без оговорок выдающимся носом, а самое главное — знаменитым сверлящим орлиным взглядом, который составлял большую часть если не техники, то, по крайней мере, привлекательности Мозжухина для его зрителей (а главное, зрительниц).
Но в отличие от всех своих современников-актеров, — не только российских: и европейских, и американских, — Мозжухин с равной легкостью существовал в любом жанре и даже в любом режиссерском стиле. Он мог быть мрачным байроническим типом, мог быть легкомысленным франтом, а мог вообще сыграть фарс, как, скажем, в упоительном «Домике в Коломне» 1910 года. Коротко говоря, Иван Мозжухин — первый в мировом кино актер-универсал. И вся эта речь могла бы звучать просто оммажем, но имеет к дальнейшему разговору самое непосредственное отношение.
В 1918-ом году Мозжухин играет свою, наверное, самую знаменитую (по крайней мере, из российских) роль — Отца Сергия в одноименном фильме Якова Протазанова, после чего вместе с режиссером покидает Россию. Протазанов вернется, Мозжухин — нет.
Человек на своем месте (драма, реж. Алексей Сахаров, 1972 г.)
Они уезжают во Францию, где вместе с другими российскими кинематографистами организуют студию «Альбатрос», центр русской кинематографической эмиграции, который с самого начала заявляет о себе не как о фабрике по производству экзотики, где снимают про медведей и балалайки, а как про очень — курсивом: очень — серьезное кинематографическое сообщество, которое идет в ногу с самыми передовыми достижениями французского кинематографа. Это странно; с чего бы?
Дореволюционная русская кинематография, как к ней ни относись, первосортной не была. У нас был один великий режиссер, Евгений Бауэр, и пять-семь режиссеров высококлассных; но собственного стиля — в смысле «оригинального», «не бывшего до него», — пожалуй, не было даже у Бауэра.
И уж тем более никакого отношения российская кинематография к французской традиции не имела, а ориентировалась прежде всего на Данию: российский кинопрокат был главным рынком сбыта для датских кинематографистов — и тяжеловесная, неторопливая, непоправимо трагическая датская манера в России пришлась очень кстати. И тем не менее уже фильмы 1919-20 годов, которые Протазанов снимает во Франции, — скорее французские, нежели русские.
И по свету, который Протазанов живо перенимает у французских коллег. И по той особой зыбкости актерского существования на экране, которая вскоре составит «ноу-хау» французского кино, которой в России не было и в помине, в том числе у Мозжухина, и которая у этого последнего вдруг появилась откуда ни возьмись. И, главным образом, по уверенному, ритмичному ведению сюжета, которое российская дореволюционная кинематография просто-таки отвергала, избрав прямо противоположную манеру; как и датчане, русские режиссеры любили «рассиживаться» на мизансцене, на среднем плане, на тщательно выписанных аффектах, а тут вдруг — нате! почти фильмы-фельетоны. Иными словами, русское кино во французской эмиграции — не просто не маргналия, оно в самой гуще местного кинопроцесса. Как раз в это время зарождающиеся во Франции первые теоретики кино внимательно исследуют вопрос о том, что такое актер, что такое актерская фотогения, что такое присутствие живого существа на экране и каким должно быть это присутствие, чтобы кинематографу оно было угодно и удобно, — и фигура Мозжухина оказывается одной из центральных в этих вполне теоретических исследованиях.
Сегодняшняя лекция идет чуть иначе, чем все остальные, и это правильно. Во всех предыдущих случаях актер, становясь за камеру, самыми разными способами пытался ответить на вопрос: «если я не актер, то я — кто?» Когда Мозжухин берётся за режиссуру, он меньше всего собирается объяснять, кто такой Иван Мозжухин. Он объясняет, кто такой актер. Что это такое: человек, который меняет обличия, который может быть любым. Никто, как Мозжухин, не умеет быть в это время настолько любым.
После переезда во Францию, сразу после «Отца Сергия», с Мозжухиным происходит чудесная метаморфоза. В России он был виден, громогласен, заметен, — «герой таблоидов», как бы мы сейчас сказали, — но при этом он исключительно актер, никогда не лезущий ни в режиссуру, ни в дела управления студией, ни в какие иные соседние области.
Переехав во Францию, он немедля начинает писать сценарии («Дитя карнавала» выходит через полтора года после переезда) и принимает активное участие в деятельности «Альбатроса». Странным образом эмиграция воспринимается им, актером, как еще одна роль. Каюта парохода на чужбину — как гримёрка; сейчас он будет играть француза.
В интервью 1924 года, данном сразу после премьеры «Костра пылающего», он говорит, как долго ему было тяжело осознать, что он больше не в России и играет не для русской публики, — но теперь-то он освоился: он во Франции, он любит ее, он уже полностью французский актер и готов без остатка посвятить себя своей новой родине. А вскоре после этого интервью он уедет в Голливуд — и будет там американцем… Эмиграция неким образом раскрепощает Мозжухина — не личность его, разумеется, не «внутренний мир», но его актерский механизм.
Оказывается, что вот эта бездомность, — от которой, казалось бы, надо страдать, плакать, тосковать и ездить в Булонский лес обнимать там березки, — для него она — карт-бланш: та «стертость существования», «размытость исходника», которая дарует Актёру подлинную свободу творчества. Поэтому когда в 1925 году Марсель Л’Эрбье экранизирует роман Пиранделло «Покойный Маттиа Паскаль», то на главную роль пригласит Мозжухина.
Роман строится на всё той же проблеме идентичности персонажа, которая явилась основой пиранделловской реформы в театре: с его формулой «персонажей в поисках автора», с его механизмами актера, пытающегося по ходу игры понять: кто он? в котором он из сюжетов? В том, который разыгрывается на сцене? который разыгрывается внутри пьесы? который разыгрывается внутри него самого? Или же вся поэтика актёрского текста — в постоянной смене этих планов. Мозжухин идеально вписался в эту пиранделловскую схему. Как и Толстой в «Отце Сергии», Пиранделло, а за ним и Л’Эрбье в «Маттиа Паскале» ставят главный вопрос любого актерского искусства: «Когда ты существуешь внутри роли — где ты на самом деле?»
В «Костре пылающем» Мозжухин исполняет главную роль. Но если бы дело сводилось к тому, что он еще раз играет этакого трикстера, неуловимого лицедея, — ну, с чуть большей свободой, — то оно, пожалуй, разговора и не стоило бы. Однако, становясь режиссером, Мозжухин переводит зыбкость и многоликость своей «основной профессии» на уровень режиссуры.
Даже в очень богатом на странные фильмы французском кинематографе 20-х годов «Костер пылающий» — возможно, один из самых странных. Он снят не только по причудливейшему сценарию, где совмещены всевозможные жанры, но и, как минимум, в трех манерах, — собственно, в трех существовавших тогда в Европе: шведской, французской, немецкой.
На немецком свете, на французском движении и дрожании камеры и контуров мира и на шведской подробности антуража, окружающего персонажа. Сними Мозжухин свой фильм 70 лет спустя, мы бы сказали, что это-де «постмодернизм».
Но ведь так и есть, — актеры потому и могут с равным успехом играть сегодня Расина, завтра Ибсена, а послезавтра (не дай Бог, конечно) Вырыпаева, что их внутренний механизм приспосабливается к любому стилю и одевает его как маску. А в тот момент, когда актер станет режиссером, если он не откажется от того, что он актер (а Мозжухин не отказывается), он неминуемо вынужден оказаться постмодернистом, — даже если он просто русский эмигрант начала 20-х годов.
Он просто переформулирует актёрский вопрос «кто ты на самом деле?» на другой, режиссёрский, авторский: «А что такое кино — на самом деле? Как оно вправду-то выглядит?» Сегодня оно такое, завтра сякое, у одного фильма один стиль и свет, у другого — другой, но ведь все они — фильмы, все они — кино, — так что же такое кино как таковое? Если перебрать все методы, все его роли, все маски, которые надевают на киноэкран то экспрессионисты, то авангардисты, то шведские пейзажисты; если устроить карнавал на экране, меняя стиль за стилем, — что получится в сумме? что это будет за персонаж? В фильме «Костёр пылающий» Мозжухин одним из первых в истории ставит вопрос об идентичности кинематографа. И я могу только поздравить вас с тем, что сегодня этот вопрос будет поставлен и перед вами.
Источник: seance.ru
Иван Мозжухин
Ивана Мозжухина считали самым одаренным актером немого кино в дореволюционной России. Снискал он славу и за рубежом, однако появление звуковых фильмов поставило крест на карьере артиста, считавшего молчание главным принципом киноискусства, позволяющим реализовать бесконечную глубину взгляда, мимики и внутренней экспрессии.
Детство и юность
Иван родился 26 сентября 1889 года. Его ранняя биография связана с Пензой, неподалеку от которой, в селе Сергиевском, проживала его большая семья. Предком легенды немого кино был крепостной крестьянин, который верной службой добился предоставления ему и его детям вольной. Среди них был и отец актера, Илья Иванович Мозжухин, служивший конторщиком в имении господ Оболенских.
Он женился на дочери священника Рахили Ивановне, которая родила ему четверых сыновей: Александра, Алексея, Константина и Ивана. Жили Мозжухины скромно, но счастливо, стремились дать детям образование и доброе воспитание.
Мать, артистически одаренная натура, занималась с сыновьями музыкой, и старший сын Александр впоследствии стал оперным певцом с мировым именем. Ставили Мозжухины и домашние спектакли, где более других блистал младший Иван, для которого увлечение театром переросло в страсть.
И хотя юноша не пошел поперек родительской воли и после окончания 2-й Пензенской мужской гимназии поступил в Московский университет, чтобы изучать юридические науки, долго продержаться на нелюбимом месте не смог: муза настойчиво звала его на подмостки.
Недаром, еще живя в Пензе, Мозжухин стал актером местного народного театра и участвовал как в любительских, так и в профессиональных спектаклях. «Театральным микробом» Иван заразился от старшего брата Александра, который сначала прославился как молодой талантливый бас провинции, а позднее стал петь в Театре музыкальной драмы Санкт-Петербурга.
Мозжухину еще не исполнилось 14, когда случилось горе: умерла его горячо любимая мать. Отец же надеялся, что убедит Ивана получить надежную профессию, но тот оказался упрямцем. Впоследствии Илья Иванович будет гордиться сыном и писать, что ему «все завидуют» по поводу детей, получивших всемирную славу.
Однако к тому моменту и Александр, и Иван уже жили в эмиграции, в то время как их престарелый отец на родине доживал дни в болезнях и бедности. Средние сыновья еле сводили концы с концами, будучи признаны классовыми врагами как бывшие представители царской армии. И отца, и братьев Ивана арестовали, раскулачили и сослали в Сибирь. Алексея в 1937 году расстреляли за так называемую контрреволюционную деятельность.
Творчество
Творческая карьера Мозжухина начиналась в труппе Петра Заречного, которая колесила по российской провинции в 1900-х годах. Там Иван обзавелся первыми поклонницами и расправил актерские крылья, решив попытать счастья в Москве. В профессиональные театры артист пробоваться не решился, а вот в Введенский народный дом, возглавляемый Алексеем Бахрушиным, отбор прошел.
В 1911 году Мозжухин дебютировал в кино, за пару лет став известнейшим и любимейшим киноартистом дореволюционной России наряду с Верой Холодной. Ему одинаково убедительно удавалось воплощать на экране разноплановые роли — как чёрта в «Ночи перед Рождеством», так и Маврушку в «Домике в Коломне» или Германна в «Пиковой даме».
Будучи ведущим актером компании Александра Ханжонкова, Иван стал звездой первой величины: он купался в славе и роскоши, будучи любимцем публики. Однако в 1920-м эта сказка вдруг превратилась в дым: советская власть арестовала Мозжухина и приговорила к смертной казни, и тот вынужден был спешно эмигрировать в Париж.
Там его блестящая карьера продолжилась: он снялся в фильме «Дитя карнавала» и других проектах, после чего на талантливого русского эмигранта стал посматривать Голливуд. Однако жизнь за океаном не задалась: несмотря на контракт с Universal Pictures, Мозжухин не смог стать любимцем американской публики, подобно Чарли Чаплину.
После операции, призванной привести его внешность к общепризнанным стандартам красоты, а также ряда неудачных картин, Иван вернулся в Европу, но там его ждал очередной неприятный сюрприз. Наступала эра звукового кино, и если раньше национальность актера не имела значения, то теперь его акцент становился заметным препятствием для получения новых ролей.
Личная жизнь
Личная жизнь Ивана была бурной. Только в официальных браках актер состоял трижды, и это не считая других его отношений. Впервые Мозжухин влюбился в 19 лет, объектом его страсти оказалась купеческая дочка Ольга Телегина-Броницкая, которая вопреки родительской воле стала актрисой провинциальной антрепризы.
Она родила от Мозжухина сына Александра в 1908 году, и некоторое время пара жила вместе и работала в одном передвижном театре. Однако жениться на любимой женщине и официально признавать ребенка Иван не спешил. Когда Шуре исполнилось 4 года, отец и вовсе оставил их, сопроводив прощальное фото словами «Не поминай лихом».
Женился Мозжухин в 1912 году, выбрав в спутницы жизни звезду немого кино Наталью Лисенко. Они вместе эмигрировали во Францию, но там их браку пришел конец. Через год после развода, произошедшего в 1927-м, Иван заново вступил в брак, вновь выбрав в жены актрису. Однако с Агнес Петерсен Мозжухин прожил еще меньше, чем с Лисенко.
Самой непродолжительной стала семейная жизнь с Таней Федор, которая также снималась в кино. Разочарованный в женщинах и собственной карьере, последние дни актер доживал в одиночестве, снимая меблированные комнаты на окраине Парижа.
Смерть
Летом 1938 года Мозжухин заболел той же болезнью, от которой когда-то слегла его мать. Чахотка быстро подтачивала его здоровье, так что собранные друзьями деньги на курортное лечение оказались ненужными. Спустя полгода Иван окончательно слег и 17 января 1939 года умер в больнице Нейи. Причиной смерти стал скоротечный туберкулез.
Похоронили легенду немого кино на знаменитом эмигрантском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже. Спустя 13 лет в ту же могилу положили тело его старшего брата.
Память
- Музей братьев Мозжухиных в селе Кондоле Пензенской области
- В честь Ивана Мозжухина в герб и флаг села Кондоль были добавлены очертания киноплёнки
- Ежегодный кинофестиваль «Мужская роль» имени И. И. Мозжухина в Пензенской области
- Улица Ивана Мозжухина в Пензе
Фильмография
- 1913 — «Домик в Коломне»
- 1913 — «Дядюшкина квартира»
- 1913 — «Ночь перед Рождеством»
- 1913 — «Страшная месть»
- 1914 — «Мазепа»
- 1916 — «Пиковая дама»
- 1917 — «Андрей Кожухов»
- 1917 — «Сатана ликующий»
- 1918 — «Богатырь духа»
- 1918 — «Отец Сергий»
- 1919 — «Мученики мола»
- 1923 — «Ужасное приключение»
- 1926 — «Михаил Строгов»
- 1927 — «Казанова»
- 1929 — «Адъютант царя»
- 1930 — «Белый дьявол»
Интересные факты
Источник: 24smi.org
Иван Мозжухин
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Если вы уже зарегистрированы — Войдите.
Вы хотите зарегистрироваться?
Ошибка
фотографии >>
дополнительная информация >>
Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Самое интересное
«Снимать фильмы – это еще и делать документальное кино об актерах»: Майвенн и Джонни Депп о «Жанне Дюбарри»
Для Деппа это первая после громкого развода большая роль в кино, а Майвенн смогла совместить профессии актрисы и режиссера
5 комментариев
«Грозный»: Сергей Маковецкий и дары смерти
А также Александр Яценко и философские четки
12 комментариев
Московский оперативник Антон Васильев притворяется ревизором в детективе «Грабитель»
Съемки сериала стартовали в Ярославле
7 комментариев
Ольга Тумайкина, Анна Уколова и Катерина Ковальчук налаживают производство водки в сериале «Повышая градус»
Работа над проектом началась в Минске
5 комментариев
Кино-Театр.РУ рекомендует
обсуждение >>
GALINA MAKSIMOVA (Moscow) 26.09.2018 — 15:08
Уважаемые администраторы сайта, обратила внимание, что великий русский актер немого кино Иван Мозжухин указан в классификаторе как голливудский актер. По моему мнению это неправильно. Сколько великих русских. читать далее>>
Краевед 17.05.2017 — 00:20
В г.Краматорске обнаружено фото И.Мозжухина 1916 г. в военной форме (в шинели, фуражке, с шашкой) с автографом. Подарено дочери купца Полине Лисичко. 30-летняя Полина в то время работала на Славкурорте. читать далее>>
theatrped (Центральная Россия) 4.10.2015 — 22:45
Послушал его и с голосом в «Сержанте X». Видно, что хороший был актер! читать далее>>
чнв (красноярск) 26.09.2015 — 11:23
. Подписываюсь под Вашими словами! читать далее>>
Амелина (Псков) 21.05.2013 — 17:11
Видела этого великого актера в фильме «Сатана ликующий» и была поражена тем, как он современен! Какая тонкая игра, передающая любые нюансы душевных переживаний, такая выразительность. читать далее>>
Иван Мозжухин: новости >>
Главная тема
От «Анны-детективъ 2» до «13 клинической»: все номинанты на премию Ассоциации продюсеров кино и телевидения за два года
Вручение наград состоится 24 марта
4 комментария
6 декабря 2021
Лайфстайл
Персоны и персонажи: Кто есть кто в сериале «Вертинский»
Букварь русской эмиграции
14 комментариев
12 сентября 2021
Обзор сериалов
«Вертинский»: Алексей Филимонов в бананово-лимонном Сингапуре
Сериальный байопик о русском Пьеро
5 комментариев
12 января 2019
История кино
Российское кино: очень краткая история
По сравнению с литературой или театром киноискусство кажется чуть ли не младенцем. Однако этому младенцу, как известно, перевалило за сто лет.
Источник: www.kino-teatr.ru