Иерусалимский крест: кем он использовался и что означает?
«Крест паломника», или иерусалимский крест — это прямой равносторонний крест (обычно красного либо золотого цвета), в углах которого помещены равносторонние кресты меньшего размера.
Герб защитника Гроба Господня
Лидер крестоносцев Готфрид IV Бульонский , он же Годфруа де Булонь (герцог Нижней Лотарингии и граф Булони) после взятия Иерусалима в 1099 году получил новый герб — помещенный на серебряное поле щита золотой крест с Т-образными концами, окруженный четырьмя малыми крестами, тоже золотыми.
Интересно, что герб Готфрида нарушает основные каноны геральдики, которые запрещают наложение металла на металл (как и наложение эмали на эмаль). Оригинальный герб был присвоен Готфриду его соратниками-крестоносцами, которые высоко оценили заслуги Готфрида Бульонского в организации похода и отвоевании Святой Земли .
22 июня 1099 года Годфрид Бульонский был единогласно провозглашен крестоносцами государем нового иерусалимского королевства. Однако Годфрид не принял королевского титула, заявив, что не желает носить золотую корону в том самом месте, где Христос носил терновый венец.
Где используется иерусалимский крест?
На самом деле символ, называемый иерусалимским крестом, гораздо старше эпохи Крестовых походов. Например, подобные изображения из одного большого креста и четырех поменьше можно видеть на камнях древних армянских монастырей (IV столетие нашей эры).
Можно ли носить нательный крест без распятия?
Иерусалимский крест был на гербе Киликийской Армении, а также на флаге Хаченского княжества.
При крестоносцах этот символ становится одним из распространенных католических знаков. Так, он присутствует на монетах короля Иерусалима и Кипра Генриха II де Лузиньяна, а также регента королевства Кипра Амори II.
Большой красный крест на белом фоне в окружении четырех меньших крестов упоминается как флаг Иерусалима в работе англичанина Траверса Туисса (XIX век).
Членами этого ордена в различное время были такие известные люди, короли Альфонс XIII (Испания) и Леопольд II (Бельгия), австрийский император Франц Иосиф I, композитор и пианист Ференц Лист, канцлер Германии Конрад Аденауэр. Кавалером папского ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского стал генерал П.Н. Врангель.
Видоизмененный иерусалимский крест был помещен на флаг Грузии.
Символическое значение иерусалимского креста
Существуют различные объяснения символики этого знака. Самым старым, пожалуй, является толкование его как символа обретенных крестоносцами реликвий — четыре гвоздя, которыми тело Христово было прибито к деревянному распятию, а также непосредственно распятие. Кроме того, эти кресты могут указывать на раны Спасителя: четыре раны от гвоздей и пятая, смертельная, от копья римского центуриона Гая Кассия Лонгина.
Нередко изображаемый на покрывалах алтаря иерусалимский крест означает следующее: большой крест символизирует самого Христа, четыре меньших креста — апостолов-евангелистов Матфея, Луку, Марка, Иоанна.
Нередко подвески и другие предметы с иерусалимским крестом приобретают христианские паломники, посетившие святыни Иерусалима. Напомню, что РПЦ ношение иерусалимского креста вместо православного нательного крестика не одобряет.
Были интересно? Оставьте в поддержку лайк и комментарий, подписывайтесь!
ИсточникПравославные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Можно ли носить иерусалимский крест православным
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 400 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Добрый день, братья и сестры. Просим вас подписаться на нашу православную страничку в инстаграм https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . Ведем ее с душой и нас уже больше 400 000 подписчиков. Присоединяйтесь. Ангела хранителя вам!
Иерусалим – это святое место, которое ежегодно посещают миллионы паломников. Посещая Святую землю как правило верующий кроме поклонения Святым местам и молитв о здоровье своих близких покупает там иерусалимский крест паломника.
После чего конечно же начинает естественно волновать вопрос, а можно ли носить иерусалимский крест православным, ведь место где он был приобретен считается христианской святыней. Конечно ответ может быть не однозначен. И мнения разных священнослужителей отличается. Для того, чтобы в этом разобраться необходимо узнать немного истории возникновения и значения такого креста.
История иерусалимского креста
Крест иерусалимский из оливы представляет собой равносторонний прямой крест алого или золотого цвета на белом фоне. Он окружен четырьмя крестами меньшего размера. Такой крест в свое время являлся гербом Готфрида Бульонского. Герцог Лотарингии и граф Бульонский были лидерами Крестового похода, который происходил в период с 1096 до 1099 года.
Граф Бульонский отказался принимать королевский титул так как счел вместо него принять золотой венец в том месте где Спаситель принял терновый венец. Но при этом согласился на титул Хранителя и Защитника Гроба Господня. В этом качестве новый правитель в качестве герба взял пять крестов, изготовленных из золота на фоне цветного серебра.
Со временем крест был видоизменен и был символом католического Ордена Святого Гроба Иерусалимского Господнего. Такое изображение даже присутствовало на государственном флаге Грузии, но с религией такой символ ничего общего не имел.
В древние времена Иерусалимский крест красного цвета нашивался на плащи самого ближнего окружения короля. Позже его начали использовать на покрывалах в католической религии для покрывал алтаря. Сегодня же его используют как символ непоколебимой веры. Поэтому считается, что если посещаешь Святую Землю, то его обязательно нужно приобрести.
Значение иерусалимского креста паломника
Сегодня существует достаточно много различных трактований значения данного символа:
- В самом Иерусалиме принято считать, что пятикрестие иерусалимского креста соединенных в один знак означают раны Христа, которые он получил во время Распятия.
- Также такой символ часто расшифоровуют таким образом, что большой крест является символом Христа, а четыре маленьких – это четыре Апостола, которые и являются авторами Евангелия.
- Также Он символизирует обретенные На Святой Земле христианские реликвии – четыре гвоздя которыми было прибито тело Иисуса Христа. Кстати, такое мнение имело место именно во время Крестового Похода.
- В России был свой образ иерусалимского креста и его значения. Он был изображен на окладе Евангелия, который хранился в храме Христа Спасителя в Москве до самого разрушения храма. Ограничительные линии креста означали четыре книги Евангелии. Смысл изображения был очень прост. Все что касается жизни Христа и его пребывании в Иерусалиме ограничивается этими святыми книгами.
Следует также отметить, что несмотря на то, что православные священнослужители не опровергают существование такого креста и в принципе его принимают, все же носить его в качестве нательного креста они его не рекомендуют. Если уж так случилось что вы побывали на Святой Земле и купили данный символ, то священники рекомендуют его хранить рядом с иконами, которые стоят у вас в «красном углу» в доме. Крестик будет выступать в качестве оберега и памятного элемента о вашей поездке.
Можно ли крестить иерусалимским крестом
Согласно православной религии, иерусалимский крестик немного отличается по своей форме от традиционных восьмиконечных или шестиконечных православных крестов. Поэтому крестить иерусалимским крестиком не рекомендуют.
Его можно носить вместе с православным, но только не крестить. Дело в том, что традиционных православный символ веры считается восьмиконечный или шестиконечных крест. Им же и проводят тайный обряд крещения в православной Церкви. При этом не обязательно покупать крестик именно в церкви где будет проводится обряд. Достаточно перед самой церемонией дать его священнику, чтобы он его освятил.
Но если вам повезло побывать на Святых Землях и стать обладателем Иерусалимского креста или вы его приобрели своему ребенку, то его можно носить поверх одежды в качестве декоративного элемента. При этом согласно старинным поверьям такой элемент может стать надежным амулетом и хранить вас и вашего ребенка от нечистой силы и всего плохого.
На мнение некоторых священнослужителей православной веры данное украшение является высокохудожественно декоративным. И скорее всего оно представляет собой смесь трех различных крестов. Несмотря на то, что это мнение не подтверждено, оно все же имеет место.
Господь всегда с Вами!
Читайте еще:
3 thoughts on “ Можно ли носить иерусалимский крест православным ”
Добрый день! В этом году мне посчастливилось побывать на Святой Земле. Недалеко от Храма Гроба Господня я купила иерусалимский крестик, и священник в храме сказал, что православным его можно и нужно носить, как обычный нательный крестик, а не как декоративное ювелирное украшение. Здесь же я читаю,что только можно носить, но только, как украшение. Как же правильно?
Спасибо!
Мне посчастливилось побывать на Святой Земле, и вдвойне счастлива ,что побывала там на Пасху, и конечно же, тоже купила иерусалимский крестик. Вот он лежал возле иконок с марта месяца, но я решила его носить, а теперь думаю, можно или нет.
И у меня такое же сомнение , когда бабушка в церкви сказала, нельзя . Я сняла , но меня так и тянет носить его, я в нём чувствую какую то силу
ИсточникМожно ли православным носить крест паломника из Иерусалима – мнение церкви
Каждый православный христианин носит нательный крестик, который свидетельствует о его вере в Иисуса Христа. Как правило, этот атрибут получают во время проведения обряда Крещения и постоянно носят, снимая только в редких случаях. У некоторых верующих возникает вопрос, можно ли православным носить иерусалимский крест, ведь по внешнему виду он сильно отличается от тех, которые можно приобрести в церковной лавке при храме, и не будет ли это грехом.
Понятие иерусалимского креста
Прежде чем разбираться, можно ли православным носить иерусалимский крест вместо нательного, стоит узнать историю этого религиозного атрибута и его происхождение. Такой крестик многие верующих привозят из Святой земли, когда совершают паломничество по местам, где ходил Иисус Христос, когда был на земле в человеческом теле. Его освящают на Гробе Господнем и воспринимают не только как привлекательное украшение, но и как большую святыню. Его форма очень красивая, так как он состоит из пяти крестов, имеющих равностороннюю форму.
Однако существует мнение, что такой атрибут носят исключительно католики, а для православных христиан это чуждая реликвия, и носить ее не стоит. Но считать, что подобный крестик — это знак крестоносцев, который впервые стал изображаться на флагах воинов во время их крестовых походов, неправильно. Иконография иерусалимского креста уходит корнями на восток, и произошло это задолго до крестовых походов — в 4-м веке.
В то время Римской империей и завоеванными территориями правил император Константин I, которого потомки нарекли Великим, а Церковь причислила к лику равноапостольных. Дело в том, что на протяжении нескольких столетий, до того, как соправителем Римской империи стал Константин, христиан преследовали и казнили за их веру в Иисуса Христа. Как и все предыдущие императоры, он был язычником, однако проявлял терпимость к иноверцам, так как его мать была христианкой.
Поскольку правил Константин совместно с другим императором — Максенцием, между ними началась война. И перед решающей схваткой, которая происходила на Мульвийском мосту, ему с войском было видение — на солнце они заметили равносторонний крест и скрещенные инициалы Спасителя. Когда все легли спать перед решающей схваткой, это видение повторилось во сне Константину, однако на этот раз император увидел только крест.
Перед битвой император приказал поместить увиденный во сне крест на знамена своего войска, и ему удалось одержать победу в бою с противником. Став единоличным правителем Римской империи, Константин, в благодарность за победу, сделал христианство официальной религией в государстве, а незадолго до смерти и сам уверовал в Спасителя и принял Святое Водное Крещение. С тех пор, так называемый Константинов крест стали помещать на знамена войск и носить как нательный.
После разделения Вселенской Церкви на католическую и православную на Вселенском Соборе было принято решение, что в него должны входить пять патриархов, таким образом, четыре малых креста вокруг пятого, большого, стали символом единства и соборности Православной церкви. Встречались подобные изображения и на флагах русских войск, однако сказать точно, когда именно они появились, невозможно.
Первые исторические упоминания иерусалимского креста относятся к 16-му веку.
Так, суда Соловецкого монастыря ходили под флагами с изображением иерусалимского креста, а также на одежде священников и в орнаментах иконостасов есть много вариантов, имеющих равностороннюю иерусалимскую иконографию.
Можно ли носить иерусалимский крест православным
Изучив историю происхождения этой христианской реликвии, можно сказать, что ее можно носить православным верующим наравне с нательным крестиком привычной формы. Единственный крест, который считается исключительно католическим, имеет красный цвет и упрощенную геометрическую форму, поэтому надевать его человеку, принадлежащему к православной церкви, не стоит.
А крестить крестом паломника можно?
Традиционные православные крестики, которые используются в обряде Крещения, имеют шести- или восьмиконечную форму и внешне отличаются от иерусалимской реликвии. Крест паломника можно носить как нательно, так и поверх одежды, священнослужители этого не запрещают, однако для Таинства все же рекомендуют выбирать атрибут традиционной формы.
Его можно приобрести как в церковной лавке, так и в магазинах. Причем необходимо, чтобы он был освящен в православном храме. Если из паломнической поездки человек привез эту реликвию, он может носить ее в любое время, кроме обряда Крещения.
Выводы
История иерусалимского креста неразрывно связано с развитием христианства и образованием православной церкви, поэтому не существует никаких запретов на его ношение верующими.
ИсточникИерусалимский крест в православии
Из Святой земли паломники часто привозят освященный на Гробе Господнем Иерусалимский крест. Это не только память о поездке, но и великая святыня, которую хочется носить постоянно, тем более что его выразительная и сложная форма, составленная из пяти равносторонних крестов, очень красива. Однако бытует мнение, что подобный крест является чужим для православных.
Его называют «крестом крестоносцев» и видят в нем только герб военного католического ордена Святого Гроба Господня. Подобное представление об Иерусалимском кресте совершенно неверно, и появилось оно только в конце XX века как реакция на прозелитизм Католической Церкви на Святой земле. Помогают этому и популярные справочные сайты в Интернете.
В них публикуются переводные западные статьи, в которых история и символика Иерусалимского креста освещается однобоко. Везде можно найти рассказ о первом крестовом походе (1099 г.), Готфриде Бульонском, завоевателе Иерусалима, на флаге которого был Иерусалимский крест, и о латинском государстве на Святой земле, сделавшем Иерусалимский крест своим гербовым знаком. О том же, что пятисоставная крестовая композиция появилась на Востоке задолго до крестовых походов, что она была одним из важнейших символов восточно-христианской цивилизации, в интернет-ресурсах умалчивается.
В действительности иконография Иерусалимского креста, как и все крестовые иконографии, родилась на Востоке. И произошло это в IV веке, когда императором Римской империи, простиравшейся на огромных территориях Малой Азии, Европы, Палестины и Северной Африки, стал Константин I.
После распятия, воскресения и вознесения Христа в 33 году последователи Его учения были преследуемы и гонимы на всей территории Римской империи целых три века. Христиан жестоко мучили и убивали, а при императоре Диоклетиане, который правил с 284 по 305 год, и вовсе началось их методичное истребление, целью которого было полное уничтожение.
Дело Диоклетиана продолжили его наследники – два соправителя, которым император оставил огромную страну. И неизвестно, чем бы закончился этот чудовищный по своим масштабам геноцид, если бы в 306 году соправителем императора Максенция не стал Константин, прозванный потомками Великим и прославленный Церковью как равноапостольный. Как и все римские императоры, Константин был язычником. Но, в отличие от других правителей, он был веротерпим, поскольку его мать, равноапостольная Елена, была христианкой.
Между двумя правителями началась война. Решающее сражение произошло у Мульвийского моста в 312 году, в котором победил Константин. Накануне битвы Константин вместе со своим войском увидел знамение на солнце – скрещенные инициалы Иисуса Христа (хризма), рядом с которыми сияли равносторонний крест и надпись: «С ним побеждай».
Во сне видение повторилось, только на сей раз император увидел один крест. Этот крест он приказал поместить на знамена своего войска и выиграл сражение. После прихода к власти Константин сделал христианство государственной религией, а перед смертью и сам принял крещение. Свою столицу Константин перенес с разоренного войной и разграбленного варварами Запада на процветающий и культурный Восток, построив здесь новую столицу, Константинополь (теперь это Стамбул).
Мать равноапостольного Константина, став императрицей, инициировала раскопки в Иерусалиме, в ходе которых был обретен Животворящий Крест Христов и другие реликвии Страстей Господних.
В течение многих веков в христианском мире равно почитались оба образа креста – Истинный Крест Христов, на котором был распят Спаситель, и крест, явленный равноапостольному императору Константину на небе перед Мульвийской битвой. Истинный, или Голгофский, крест имел вытянутую форму с двумя или тремя поперечными перекладинами. Его историческая форма несла в себе символику, связанную с искупительной жертвой и страданиями Господа. Константинов крест имел правильную равностороннюю форму и был символом охранения и победы. Достоянием христианского мира эти кресты стали примерно в одно и то же время, но первым – Константинов крест, с которым связано распространение христианства во всем мире.
Долгое время образы двух священных для христианства крестов использовали по-разному, в соответствии с их символическим значением. Голгофский крест участвовал в церковных богослужениях, а Константинов крест помещали на знамена, им украшали храмы и носили как тельник.
Поперечины креста святого Константина чаще всего изображали с расширяющимися концами или с небольшими перекладинами на концах. Кресты с такой иконографией сохранились во всем христианском мире, но наиболее ранние – в его восточной части. Именно в более развитом восточном регионе складывались все крестовые иконографии, которые впоследствии были заимствованы западноевропейской геральдикой. К Константинову кресту восходят, например, такие знаменитые кресты католических военных организаций, как мальтийский, тевтонский, иерусалимский и другие.
На рисунках священных книг, в украшении храмов и на полотнищах знамен между перекладинами Константинова креста часто помещали дополнительные знаки. Это были символы евангелистов, инициалы Христа, символические сокращения или просто кресты, лучи, звезды. Подобные символы дополняли смысл изображения, придавали ему новые аспекты восприятия, давали возможность глубже интерпретировать священную форму, видя в ней не только историческую реликвию, но и глубокий сакральный смысл. Например, дополненный четырьмя малыми крестами Константинов крест представляет собой проекцию крестово-купольного православного храма. Как православное пятиглавие, он был символическим образом Христа и четырех Евангелистов, а также духовного единства христиан всех четырех концов земли.
Первоначально все христианские страны были частью единой культуры, центр которой был в Малой Азии и Юго-Восточной Европе. Эта часть Римской империи впоследствии историками была названа Византией.
На флаге Византии был изображен равносторонний крест с четырьмя буквами «В» между ветвями. Крест и аббревиатура ВВВВ представляли собой священную криптограмму, прославляющую Христа. Крест символизировал Самого Господа, а буквы вокруг расшифровывались так: «Βασιλεὺς Βασιλέων, Βασιλεύων Βασιλευόντων» (с греческого: «Царь царей, царствующий над царями»).
Символика флага сообщала всему миру, что Византия – христианское государство, истинным государем которого является Иисус Христос, а земной царь, в священном обряде помазания на царство, только принимает на себя Его образ. В древних Грузии, Армении и странах Анатолии флаги были похожи на византийский, только вместо букв между ветвями стояли малые кресты. Сохранились древнейшие карты, на которых указанные территории обозначены такими флагами.
Все эти страны были частью византийского мира, то есть их Церкви, будучи самостоятельными, признавали первенство Константинопольского патриарха. После разделения Церквей на Православную и Католическую в 1053 году восточными патриархами было решено, что Вселенский собор Православных Церквей должен состоять не менее чем из пяти патриархатов. Поэтому четыре малых креста вокруг центрального, большого, на флагах восточно-христианских государств стали символизировать также соборное единство Православной Церкви, объединенной вокруг Константинополя. Равносторонний крест, составленный из пяти крестов, стал образом священной иерархии православных народов, на вершине которой стоит Сам Господь Бог Иисус Христос.
Был подобный крест и на русских флагах. Когда он стал использоваться на Руси – неизвестно. Первые свидетельства относятся к XVI веку. Сохранилось описание флагов стрелецких полков – первого русского регулярного войска, созданного в середине XVI века.
С двумя флагами, расцвеченными пятичастными крестами, стрельцы изображены на миниатюре Книги об избрании на царство Михаила Федоровича Романова в 1613 году. Уже в XVI веке в русских текстах пятисоставный крест называется Иерусалимским. Очевидно, что в символическом сознании русских он был одним из знаков христианского Иерусалима, но не воспринимался как палладиум крестоносцев.
Для православных верующих равносторонняя композиция креста связывала его образ с Иерусалимскими святынями, завоеванными мусульманами, а также с царственным градом Константинополем, тоже павшим в 1453 году под ударами турок. Москва чувствовала себя преемником священства этих городов, хранительницей и оплотом православия.
В этом не было самовозвышения: к XVI веку Московская Русь оставалась единственным независимым православным государством. Все остальные православные народы томились под мусульманским игом и с надеждой взирали на усиливающееся Московское царство.
В XVI веке четыре восточных патриарха, сохранивших в турецкой оккупации свои кафедры, подписывают документ об установлении в Москве нового патриархата. До этого Русская Церковь была митрополией Константинопольского патриархата. В послании восточных патриархов подчеркивается, что установление нового патриархата делается не по человеческому произволению, а для восстановления канонического числа престолов Вселенского православия. Символом этого канонического числа был пятисоставный Иерусалимский крест.
Государственные символы России в древности описывали не часто, поэтому наши знания о них не полны. Но можно сказать с уверенностью: Иерусалимские кресты в русской геральдике не были редкостью. Сведения о них то и дело появляются в документах.
Например, известно, что два иерусалимских флага были пожалованы Петром I во время поездки по северным губерниям Архангельскому архиепископу и что под флагами с Иерусалимскими крестами ходили суда Соловецкого монастыря. Но не только на флагах изображались Иерусалимские кресты. Если внимательно посмотреть на какой-нибудь древний иконостас, например Новгородской Софии, то с удивлением можно обнаружить, что большая часть крестов, изображенных в орнаментах и на одеждах святых, имеют такую же равностороннюю пятисоставную иерусалимскую иконографию.
Так что в заключение можно с уверенностью сказать, что только красный крест простой геометрической формы, который является геральдическим символом католического ордена рыцарей Гроба Господня, не может быть использован православными верующими. Иерусалимский крест любой другой формы – православный.
Источник