Все о Терри Пратчетте! | [entries|archive|friends|userinfo] |
Источник: ru-pratchett.livejournal.com Копейка — символ российских денегУченым отлично известно: иногда маленькие, почти незаметные, казалось бы, вещицы, могут поведать «о времени и о себе» куда больше, чем гигантские строения или масштабные личности. Российская копейка, которой оплачивали все на свете почти 500 лет, как раз из таких предметов. «Людем должон не великий убыток быть» В 1535 году Елена Глинская, будучи регентшей при малолетнем сыне Иване (будущем Грозном), провела денежную реформу. По правде говоря, это событие произошло не столько из-за ее политической прозорливости, сколько по необходимости: на Руси в те времена царила полная денежная неразбериха. Российское государство стало единым, но каждое княжество продолжало по старой памяти считать себя самостоятельной землей с собственной удельной властью и своими финансами. В каждой земле чеканили монету произвольного веса, размера и внешнего вида. Причем никакие деньги центральной властью из оборота не изымались, все имели хождение, а потому установить точные параметры государственной валюты решительно не представлялось возможным. Но чрезмерная самостоятельность уделов составляла лишь половину проблемы. Вторая неприятность состояла в том, что монеты, имевшие хождение, норовили «испортить» разнообразные мошенники. Монеты «обрезали», уменьшая их фактическую ценность, либо переплавляли, добавляя разные дешевые металлы. И хотя фальшивомонетчиков сурово наказывали, «руки секли да олово в горло лили», это никого не останавливало. Единственным методом борьбы с «порченой деньгой» было выявление фальшивок прямо в процессе торга. Знающие люди определяли годность денег «на зуб», поскольку на золоте и серебре зубы оставляли след. Иногда монеты проверялись «на звук» — при ударе о камень золото и серебро звучали звонко, а медь глуше. Однако все эти способы давали лишь приблизительный результат, и зачастую торговые люди несли большие убытки от «порченых денег». Копейная денга С началом реформы хождение обрезанных и фальшивых денег было запрещено. А в Новгороде начали чеканку новых серебряных монет, получивших название «копейка». Вот что писал об этом летописец: «Князь велики Иван Васильевич учини знамя на денгах князь велики на коне, а имея копье в руце, оттоле прозвавшееся деньги копейные». Несколько позже в Москве стали чеканить деньги вполовину легче, чем новгородские копейки. На них изображался всадник с саблей, поэтому в обиходе такие монеты назывались «сабленицы» или «московки». Самой мелкой разменной деньгой была полушка, стоимость которой равнялась четверти копейки или половине сабленицы, на ее лицевой стороне изображали птицу. Номиналы в цифрах на монетах не ставили, различать их приходилось по изображениям, что несомненно облегчало расчеты для неграмотных россиян. Надо отметить, что покупательная способность «копейной деньги» в XVI веке была довольно велика. Пуд ржи стоил 5 копеек, топор – 7 копеек, замок от 5 до 10 копеек. Зато одежда обходилась сравнительно недешево: простая сермяга стоила от 20 до 40 копеек. Сильно упрощал финансовые дела также и введенный одновременно с новыми деньгами десятичный счет. Один русский рубль отныне составляли 100 копеек или 200 московок или 400 полушек. Сам рубль, однако, в это время еще не чеканился, он служил условной единицей при расчетах и установлении цен. И на ближайшие 70 лет Российское государство было обеспечено монетой с высокой точностью веса и размера – дореформенному разнобою пришел конец. Интересно, что с введением десятичной системы денежного счета Россия на столетия опередила просвещенную Европу – во Франции, например, сантим как одна сотая франка появился лишь в 1795 году. От серебра к меди Смутное время, войны с Польшей и Литвой сильно подорвали российскую экономику. В результате к середине XVII века вес копейки заметно снизился, покупательная способность упала, а государство, кроме того, ввело в оборот медные деньги. Всего за несколько лет их рыночная цена стала ниже еще более чем в 15 раз, и стоимость товаров взлетела до небес. Причем налоги в государственную казну в это время продолжали взимать серебром, хотя в обороте преобладали медные деньги. Крестьяне перестали привозить продукты на рынки, поскольку там за них платили ничего не стоящими медными копейками. В городах начался голод, а вслед за голодом начало расти народное недовольство, которое вскоре вылилось в печально известный Медный бунт. Бунт готовился заранее, по Москве во множестве ходили «подметные листы», где бояре и купцы обвинялись в сговоре с поляками и разорении страны, царя призывали снизить непомерные налоги и отменить медные деньги. В Коломенское к государю Алексею Михайловичу отправилась десятитысячная толпа с требованиями выдать нескольких бояр для расправы. Восставшие вели себя так дерзко и решительно, что подавить бунт удалось лишь силами верных царю стрелецких полков. Более 7 тысяч человек подвергли суровым наказаниям, но самое любопытное, что менее чем через год «медные дворы» в Новгороде и Пскове были закрыты и возобновилась чеканка серебряных копеек. Медный бунт – один из редких в истории примеров, когда народные волнения привели к результату, ради которого и были затеяны. Судьба копейки Следующие перемены в судьбе копейки пришлись на царствование Петра Великого. Серебряные денежки, доставшиеся в наследство от предков, государь презрительно именовал «вшами» и при первой же возможности занялся денежной реформой. Надо признать, что к концу XVII века копейка превратилась в крошечный кусочек серебра, почти ничего не стоящий и, как следствие, совершенно негодный для расчетов. Петр решил повторить опыт своего отца и вернуть в оборот медную копейку. Чеканка медной монеты должна была удовлетворить потребность в разменных деньгах и освободить серебро для чеканки более крупных дензнаков. Собственной добычи серебра Россия не имела, а потому вынуждена была экономить дефицитный металл. На этот раз медные копейки вводили в оборот постепенно, почти 15 лет они имели хождение наряду с серебряными, и потому народ постепенно привык к новым деньгам, тем более что 100 копеек по-прежнему равнялись одному рублю. При Петре I появилось два новшества: на монетах начали ставить год чеканки и двойное изображение номинала (для грамотных – цифрами, для неграмотных – точками или черточками). Преемницы Петра не утруждали себя соблюдением веса и размера копейки, отчего именно на 1 половину XVIII столетия приходится чеканка самых курьезных монет. Копейка самого большого размера чеканилась в царствование Екатерины I: размер ее составлял 23х23 мм., а вес превышал вес «новгородки»XVI века в 24 раза. Еще тяжелее была копейка во времена «дщери Петровой» Елизаветы – она весила в целых 30 раз больше «новгородки». В дальнейшем на протяжении почти двух столетий копейка оставалась медной, и покупательная способность ее со временем постепенно снижалась. В очередной раз судьба монетки повисла на волоске в начале XX века, в царствование Николая II. Военные расходы вынудили правительство резко увеличить выпуск бумажных денег, и даже выпустить бумажные копейки. Купюры в 1, 2, 3 и 5 копеек украшала надпись «имеет хождение наравне с медной монетой», купюры в 50 копеек – «имеет хождение наравне с разменной серебряной монетой». Планировался, кроме того, выпуск медных монет вдвое легче тогдашнего номинала, но этим планам помешала революция. Новое время копейки Первые советские копейки были отчеканены в 1924 году, для них использовались медные заготовки царской России. Но уже через 2 года расход меди на чеканку монет был признан излишним, медь пустили в промышленное производство, а копейки стали изготовлять из медно-цинкового сплава с добавлением алюминия. С этого момента вес монет совпадал с номиналом: 1 копейка весила ровно 1 грамм, 2, 3 и 5 копеек по 2, 3 и 5 граммов соответственно, а в рубле было 100 граммов мелкой монеты. В это время стоимость чеканки 1 копейки составляла 8 копеек, поэтому монеты ни при каких денежных реформах не изымали из обихода. В последние годы существования СССР копейка фактически уже почти ничего не стоила, но и тогда на нее можно было купить коробок спичек или выпить стакан газированной воды без сиропа. Наступившая в начале 1990 годов инфляция съела не только копейку, но и гораздо более крупные дензнаки. Однако формально она оставалась в обороте до 1998 года, когда в результате деноминации ей как будто вернули покупательную способность. На новых копейках, как века назад, красовался всадник с копьем, почти неотличимый от изображения на старинных «новгородках». Но новая жизнь копейки оказалась недолгой. Очередные волны инфляции продолжали обесценивать разменную монету, а стоимость ее изготовления постоянно дорожала. Из разменной монеты копейка превратилась в символ российских денег. В наши дни она активно используется лишь как понятие в пословицах и поговорках, и если наши потомки не застанут копейку как платежное средство, им в наследство, во всяком случае, достанется «копеечная» народная мудрость. «Копейка рубль бережет», «копейка к копейке – проживет и семейка», «трудовая копейка до веку живет» — эти и еще множество пословиц и поговорок живы до сих пор и будут жить еще долго в народной памяти. Чтобы народ не забыл историческую монетку, ей даже поставили несколько памятников: в Москве, Нижнем Новгороде и Ярославле. В 2012 году чеканить копейку перестали, и она окончательно вышла из обращения. Впрочем, это совершенно не означает, что заслуженная денежка покинула наши кошельки навсегда. Вполне возможно, что она еще вернется, и немало послужит торговым делам, как служила до того почти пять столетий.
Об авторе:Екатерина Кравцова — историк, исследователь. Живет в Санкт-Петербурге. Любимые темы для статей — занимательные проявления истории, исторические байки и анекдоты. Стремится доказать, что история — это не унылый набор событий, а невероятно интересная наука. Источник: chronoton.ru Часть IV.Прежде всего кризисные явления отразились на том, что в стране стало резко не хватать даже разменной серебряной и медной монеты. В связи с этим постановлением Совета министров от 25 сентября 1915 г. были введены в обращение бумажные разменные знаки – т.н. казначейские марки. Они и были похожи на почтовые марки – за их основу взяли филателистическую серию, выпущенную в 1913 г. к 300-летию дома Романовых. На лицевой стороне марок-денег изображены портреты царей, на оборотной – текст. Для марок номиналами в 1, 2, 3 копейки – «Имеет хождение наравне с медной монетой»; для марок в 10, 15 и 20 копеек – «Имеет хождение наравне с разменной серебряной монетой». Над дизайном этих «тоже денег» как следует поработать не было времени, и тем не менее, они также отражают «консервативную линию» в денежном дизайне. Так, самой дорогой – 3-копеечной – «медной» была марка с портретом Александра III, на 2-копеечную попал портрет царя-реформатора Александра II; копеечная украшена портретом Петра Великого. Снова выстраивается любопытный портретный ряд: — 1 коп.: Пётр I – зачинатель великих созидательных преобразований; — 2 коп.: Александр II – продолжатель созидательно-реформистского курса; — 3 коп.: Александр III – царь, своими «контрреформами» завершивший реформистский цикл и как бы направивший Россию по правильному пути. На «серебряных» марках изображены: на 10-копеечной Николай II, на 15-копеечной – Николай I. Из ряда выбивается 20-копеечная марка, на которой оказался портрет Александра I – царя-реформатора. Марки оказались неудобными в обращении: одного формата, маленькие, напечатанные с доминированием одного цвета, они к тому же были изготовлены на довольно плохой, хотя и плотной бумаге без водяных знаков. От употребления изображения вскоре блекли и стирались; происходила путаница номиналов. Например, очень часто путали 2- и 20-копеечные марки. Тогда была выпущена новая модификация 1916 года: на марках номиналами в 1 и 2 копейки появилась крупная надпечатка (соответственно, цифра 1 или 2). Имеет хождение вместо…Недостаток разменной монеты породил в том же 1915 г. новое явление в отечественном денежном обращении: в соответствии с указом от 6 декабря вводились т.н. казначейские знаки номиналами в 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20 и 50 копеек. В отличие от марок, они представляли из себя как бы маленькие купюры: прямоугольные и с двусторонним цветным изображением. Д изайн этих «мини-банкнот» однотипен и несёт в себе все черты усугубляющегося положения в стране. На знаках номиналами от 1 до 5 копеек из всех прежних атрибутов и символики, отражающих величие государства, остался только государственный герб безо всяких украшений. Вновь появилась прямоугольная рамка, прекрасные и полезные элементы сочетаются чисто механически. Купюры убого оформлены: центральное место на лицевой стороне и справа и слева на оборотной занимает обозначение номинала; из других полезных надписей остались только предупреждение «Подделка билета преследуется законом» и «Имеют хождение наравне с медной монетой». Строго говоря, следовало бы написать «Имеет хождение вместо монеты» — в ближайшее время даже медь из обращения исчезла. Сработала психологическая реакция масс на войну: во время нестабильности каждый стремился создать запас полноценной монеты из драгметаллов. В первое время ещё можно было решать проблему простым увеличением количества чеканящегося серебра. В первый год войны было отчеканено 30 млн. руб. мелкой серебряной монетой, что в десятки раз превышает её чеканку в прежние годы (в 1911 г. отчеканили мелкого серебра на 2,4 млн. руб., в 1912 – на 2,1 млн., в 1913 – на 3,1 млн.) – но и эти деньги очень быстро осели во всевозможных «кубышках». Начиная с 1915 г. параллельно с российскими монетными дворами чеканка копеек по заказу правительства осуществлялась в Японии монетным двором в Осаке: в результате только за первые месяцы 1916 г. в обращение поступило 13 млн. руб. разменной монетой. Но поражения русской армии «способствовали» тому, что и это серебро очень быстро исчезло в копилках россиян. К концу 1915 г. монета практически исчезла из обращения. 19 Ни номеров, ни серий на разменных билетах нет; хотя водяной знак, в отличие от марок-денег, присутствует. Все надписи выполнены чёрным цветом по основному фону: оранжевому на 1-копеечном билете, коричневому на 2-копеечном, зелёному на 3-копеечном и синему на 5-копеечном. Формат банкнот одинаков, они маленькие – 80 на 44 мм. Отличаются от банкнот этой серии билеты в 10, 15, 20 и 50 копеек. Они имеют более крупные габариты – 96 мм на 58 мм, и немного лучше смотрятся с точки зрения дизайна. Надписи и рамка выполнены разными цветами (10 копеек: надпись синим по красному фону; 15 – красным по жёлтому; 20 – зелёным по лиловому; 50 – синим по жёлтому). Кроме того, в рамке присутствует много мелких деталей и элементов, не имеющих начала и конца, а органически сплетающихся друг с другом. Более богата внешняя атрибутика: на лицевой стороне герб помещён в обрамление из пышных ветвей. Эти билеты «имеют хождение наравне с разменной серебряной монетой». О нарастании кризиса свидетельствуют недостатки печати денежных знаков нового образца. И тогда, и сейчас только что отпечатанные деньги проходят строгий отбор контрольной комиссии. Купюры даже с самыми незначительными дефектами печати немедленно изымаются и уничтожаются, не поступая в обращение. На этом фоне показательным примером является 50-копеечный билет. Во-первых, при его печати допускалась чрезвычайная вариация цветовой гаммы: от бледно-жёлтых до ярко-оранжевых оттенков общего фона и от бледно-голубого до иссиня-чёрного оттенков изображения. Более того – часто в обращение выпускались купюры с откровенным браком печати, одна из которых была извлечена из общей пачки 50-копеечных билетов более чем в 40 листов: судя по всему, она находилась в обращении наравне с остальными «собратьями по станку». Наконец, свидетельством с одной стороны нарастающего кризиса и с другой – ослабления контроля над денежной эмиссией стал выпуск серии 50-копеечных билетов, на которых надписи и изображения на жёлтый фон нанесены чёрным цветом. 20 Источник: studfile.net |