Имитаторы и симулянты
В ювелирной промышленности используются специальные термины для искусственно полученных драгоценных камней и их двойников: синтетический камень и имитатор. Различия между ними являются тонкими, но очень важными. Синтетический камень изготавливают из разных материалов, но он того же химического состава, что и натуральный камень.
У него та же кристаллическая структура, оптические и физические свойства, что и естественного драгоценного камня. Однако есть также материалы, которые просто выглядят как природные драгоценные камни. Эти продукты называются симуляторы или имитации, и могут быть как природного, так и искусственного происхождения. Старый термин таких материалов — заменитель.
Искусственные имитаторы
Синтетическая шпинель
Синтетическая шпинель часто используется в качестве симулятора, поскольку она может имитировать внешний вид многих природных камней (например, сапфира, циркона, аквамарина и перидота), в зависимости от её цвета. Точное воспроизведение цветовой гаммы других камней делает её частым выбором для имитации камней по знаку зодиака.
Имитация агата полимерной глиной. Анонс
Синтетический рутил
Синтетический рутил был произведен в конце 1940-х и использовался в качестве раннего имитатора алмазов. Его делают по методу пламенной кристаллизации. Получается почти бесцветный, с небольшим желтоватым оттенком камень, но его можно сделать различных цветов путем легирования красящими ионами.
Титанат стронция
Этот бесцветный искусственный материал стал популярным имитатором алмазов в 1950 году. Тем не менее, его дисперсия (оптическое свойство, которое создает огонь в граненом драгоценном камне) более чем в четыре раза превышает показатели алмаза. Титанат стронция чаще всего получают методом пламенной кристаллизации и его можно сделать различных цветов, таких как темно-красный и коричневый, добавляя определенные химикаты в процессе роста.
Иттрий-алюминиевый и галлий-гадолиниевый гранаты
YAG и GGG — искусственные материалы, которые на протяжении многих лет использовались как имитаторы алмазов. В 1960 году иттрий-алюминиевый гранат (YAG) и его «кузен» галлий-гадолиновый гранат (GGG) присоединились к классическим симуляторам алмазов, таким как стекло, натуральный циркон, и бесцветная синтетическая шпинель. YAG и GGG также доступны в различных цветах.
Синтетический кубический цирконий (CZ)
Бесцветный синтетический кубический цирконий (CZ) в течение последних трех десятилетий почти полностью заменил другие имитаторы алмаза. Его получают с помощью процесса, называемого гарнисажная плавка. CZ можно сделать практически любого цвета, в том числе и темных тонов и, таким образом, имитировать фиолетовые, зеленые и даже черные драгоценные камни.
Как отличить подделку драгоценных камней простой способ Рубины?
Синтетический муассанит
Синтетический муассанит был разработан в конце 1990 года как имитатор алмазов. Он больше всего похож на алмаз, чем все предыдущие аналоги. Однако, так как натуральный муассанит на Земле не встречается, его можно извлечь только из метеоритов, то он сам по себе очень ценный камень. И синтетический муассанит имитирует чаще всего самого себя.
Стекло
Стекло, наверное, самый древний имитатор драгоценных камней. Его можно изготовить любого цвета, что делает стекло очень популярным заменителем многих драгоценных камней. Стекло используется для имитации таких камней, как аметист, аквамарин, и перидот. Из него можно даже сделать имитацию таких особенных камней, как тигровый глаз и опал, а слиянием слоев стекла можно имитировать агат, малахит или панцирь черепахи.
Пластмасса
Пластик часто используют для имитации драгоценных камней в недорогой бижутерии. Тем не менее, этот современный искусственный материал может убедительно выглядеть как натуральные органические камни, такие как янтарь, жемчуг, кораллы, а также агрегатные камни: нефрит, бирюза и ляпис. Пластик недолговечная и непрочная имитация, его легко повредить.
Закаленный кварц
Закаленный кварц — природный бесцветный кварц, который подвергли термическому удару с резким охлаждением. Бесцветный материал сначала нагревают, а затем подвергают закалке в холодной жидкости, например, в воде. Внезапное охлаждение и ,вследствие этого, мгновенная усадка, приводит к образованию множества трещин по всей поверхности камня. Затем камень погружают в раствор красителя и трещины заполняются окрашенной жидкостью. Это делает кварц убедительным имитатором таких природным драгоценных камней, как изумруд, рубин и сапфир, хотя такие камни быстро можно разоблачить, посмотрев под микроскопом.
Керамика
Термин «керамика» применяется для всех неметаллических материалов, полученных путем обжига при высокой температуре. Керамическим процессом изготавливают имитации двух популярных ювелирных камней: лазурита и бирюзы. Тонко измельченный порошок нагревают, иногда под давлением, чтобы при рекристаллизации получить твердый материал мелкозернистой структуры.
Имитация бирюзы
Холодные синие и зеленые цвета бирюзы привлекали людей в течение многих столетий. Более 5000 лет назад египетские фараоны украшали себя бирюзой. Знакомый камень является микрокристаллическим агрегатом, привлекательность которого обусловлена включениями жилок породы, называемой матрица. В начале 1970-х годов компания Gilson показала имитации бирюзы, а также имитации ляписа.
Имитация ляпис лазури
Темно-синий ляпис, сокровище древних цивилизаций, добывали в Афганистане более чем 6000 лет назад. Камень представляет собой совокупность нескольких различных минералов. Иногда он содержит золотистые вкрапления пирита, делая его еще более привлекательным. Ляпис компании Gilson следует считать имитацией, поскольку он имеет некоторые ингредиенты и физические свойства, отличные от природного ляписа.
Композитные камни
Когда производители склеивают или спекают два или более различных камня вместе, такой камень называется собранным или композитным камнем. Отдельные его части могут быть как природного, так и искусственного происхождения. Плоские поверхности склеивают параллельно верхней площадке камня, чтобы сохранить однородность прохождения света при рассмотрении с лицевой стороны.
Дублет состоит из двух соединенных сегментов.
Триплет состоит из трех сегментов или двух, разделенных слоем цветного цемента.
Хотя дублеты и триплеты используются для имитации природных драгоценных камней, композитные камни не всегда имитация. Иногда пластинка природного опала настолько тонкая, что ее необходимо армировать для прочности при использовании в ювелирном изделии. Для этого применяют черный оникс, пластик, или натуральную матрицу сверху или снизу кабошонов дублета или триплета. Триплет с опалом чаще всего венчает прозрачный купол из горного хрусталя, пластмассы, стекла или синтетического корунда.
© ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ
Источник: jewelpreciousmetal.ru
Камень, похожий на бриллиант. Аналоги бриллиантов: обзор, свойства камней, основные отличия
Есть ряд драгоценных и полудрагоценных камней, похожих на бриллианты как по внешнему виду, так и очень близких по физическим свойствам. Некоторые из этих камней являются натуральными камнями, но большая часть их является синтетическими аналогами редко встречающихся в природе минералов. Искусственные кристаллы в наше время выращиваются в лабораторных условиях. Индустрия эта очень широко распространена.
Белый сапфир
В минералогии сапфирами называют только синюю разновидность минерала, все остальные, за исключением рубина, именуются корундами. Белый сапфир является бесцветной, чистой формой оксида алюминия и не содержит оксидов других металлов, которые окрашивают корунды в различные оттенки.
Белая разновидность сапфира используется в качестве алмазной имитации, точнее, разумной альтернативы дорогому бриллианту. Этот очень похожий на бриллиант камень уступает алмазу только в твердости – 9 по шкале Мооса. Камень практически невозможно повредить. Если, конечно, целенаправленно не царапать его техническим алмазом или корундом.
Белый топаз
Белый топаз, натуральный полудрагоценный камень, силикат алюминия, при твердости 8 по шкале Мооса считается у ювелиров относительно непрочным. Обладает сильным стеклянным блеском с легким перламутровым отливом. Выглядит хорошо ограненный камень как настоящий алмаз. В ювелирных изделиях только специалист может их различить.
Прозрачные сапфир и топаз не являются имитациями, их, скорее, следует назвать аналогами бриллиантов.
Муассанит
Муассанит – кристаллическая форма карбида кремния. Встречается редко, обычно его находят в метеоритных кратерах или рядом с ними. Практически весь используемый в ювелирной промышленности муассанит – искусственно произведенный минерал.
Из-за своей твердости (9,5 по шкале Мооса) этот имитационный минерал наиболее близок к бриллианту по долговечности. Выглядит камень похожим на бриллиант, но сильно отличается от него по оптическим свойствам.
Муассанит затмевает бриллианты. Это не шутка. Камень превосходно отражает свет. Коэффициент дисперсии муассанита существенно превышает коэффициент дисперсии алмаза. Луч белого света разлагается на монохроматические лучи всего спектра радуги.
Камень переливается, подобно огням неоновой рекламы, и этот слегка вульгарный блеск сразу выдает имитатора. Тем не менее многие люди часто называют муассанит искусственным бриллиантом.
Для любителей гламура без эпического ценника размером в полугодовую зарплату это идеальный камень.
Кубический цирконий
Впервые синтезированный в кубической сингонии в 1970 г. для нужд оптической промышленности кристалл диоксида циркония сразу привлек к себе внимание ювелиров своим потенциалом имитатора алмаза. В Советском Союзе он был назван фианитом, технологию разрабатывали ученые Физического Института Академии Наук. На западе камень называют цирконием, цирконитом и обозначают аббревиатурой CZ.
Искусственно выращиваемый из расплава в лабораторных условиях в неограниченных количествах и доступный по цене кристалл сразу получил меткое определение «бриллианта для народа».
Сегодня это один из самых популярных заменителей бриллианта. Его можно встретить в изделиях знаменитых ювелирных брендов и массовых производителей элитной бижутерии.
Камень имеет оптические свойства, очень близкие к оптическим свойствам алмазов. Но не только эти уникальные свойства способствовали широкому использованию кубического циркония в ювелирных изделиях. Камень фантастически дешев: фианит весом в один карат стоит около 20 долларов на мировом рынке. Технология выращивания такова, что скорость роста кристалла колеблется от 8 до 10 мм/час.
Основное, чем отличается фианит от бриллианта, – это твердость, она составляет 8,5 по шкале Мооса. Камень легко повреждается и достаточно быстро изнашивается, теряет блеск. По удельному весу кубический цирконий намного тяжелее алмаза.
Визуально определить, какой камень в ювелирных изделиях, цирконий или алмаз, может только опытный знаток. Искусственно выращенные кристаллы всегда безупречны, они не имеют дефектов, которые часто встречаются в натуральных драгоценных камнях. Это, кстати, основной экспресс-анализ, которым пользуются ювелиры. В сравнении бриллианта и фианита не требуется проведения долгих и сложных анализов. Если драгоценный камень выглядит как бриллиант, но не имеет никаких изъянов и идеален, он, несомненно, является кубическим цирконием.
Лидером по использованию для изготовления стильных украшений ультрасовременного дизайна является цирконий. Камень в ювелирных изделиях может выглядеть и изящно, и брутально, в зависимости от размера и цвета кристалла.
Технология выращивания кристаллов фианита усовершенствована за эти годы настолько, что цвет кристаллов варьируется от прозрачного до черного.
Гранат
Среди природных гранатов не встречаются бесцветные кристаллы. Но синтетические разновидности минералов в лабораторных условиях можно создавать с любыми заданными цветовыми характеристиками.
Все бесцветные кристаллы граната искусственного происхождения и используются в ювелирных изделиях в качестве аналога бриллианта. Преимущественно его используют в серьгах, колье, кулонах и подвесках, так как гранат намного мягче алмаза – твердость синтетического граната колеблется от 7,5 до 8,5 по шкале Мооса. Его достоинством в качестве имитатора алмаза является блеск: бесцветная разновидность минерала обладает алмазным блеском.
Шпинель
Редкий минерал, смесь оксидов алюминия и магния. Прозрачные неокрашенные разновидности шпинели иногда используются в качестве имитации бриллианта. Камень, похожий на бриллиант, обладает ярким стеклянным блеском и неплохими оптическими свойствами.
Как и все заменители, шпинель мягче (около 8,0 по шкале Мооса) настоящего алмаза.
Рутил
Рутил – природный минерал, чистый диоксид титана. Относится к категории полудрагоценных и поделочных камней. Существует развитая индустрия производства синтетического аналога рутила. В природе не встречаются бесцветные вариации камня, но в лабораторных условиях вырастить кристалл без примесей – элементарно. Иногда используют в качестве имитатора бриллианта.
Это достаточно мягкий минерал, с твердостью по шкале Мооса 6,0-6,5. Такая твердость считается недостаточной для ювелирных вставок в дорогие металлы, так как царапины на них могут оставлять даже частицы пыли при сильном трении. Кристаллы рутила обычно используют при производстве бижутерии для массового потребителя.
Выбор: бриллиант или.
Безусловно, бриллианты могут быть лучшими подругами некоторых девушек. Но не всех и не всегда.
Да, они красивы, долговечны, изумительно сверкают. Они вне времени и вне моды. Дороги и слишком классичны, если вы из тех современных девушек, которые хотят носить что-то другое на своем безымянном пальце.
Много веков существовало незыблемое правило этикета: дамы младше тридцати пяти лет бриллианты не носят. Камень был символом достижения его обладательницей «бальзаковского возраста», а какая леди готова признать себя старой?
Также не надевали украшения с бриллиантами до пяти часов вечера. Это вечернее украшение, бриллиант лучше всего проявляет свое очарование при разнонаправленном искусственном освещении, будь то пламя свечей или свет современных энергосберегающих ламп.
Обычай дарить невесте обручальное кольцо непременно с бриллиантом возник в результате умной и целенаправленной маркетинговой компании Де Бирс в тридцатые годы XX века. Это была единственная уступка, которую сделало общество. Обручальное кольцо с бриллиантом носят постоянно, и это не является моветоном.
Современный ювелирный дресс-код не столь категоричен. Главное в выборе повседневных украшений: чувство стиля и меры. Крупный бриллиант в кольце на руке дамы, выгуливающей овчарку на пустыре в спортивном костюме, выглядит так же нелепо, как купальник на лыжной прогулке.
Источник: fb.ru
Как отличить натуральный камень от подделки — способы проверки без экспертизы, основные характеристики синтетических камней
Одним из самых приятных подарков является ювелирное украшение с драгоценным камнем. Завораживает взгляд игра света на отточенных гранях… Многие верят, что драгоценные камни обладают магическими свойствами и защищают от темных сил.
Кроме того, это неплохой объект для инвестиций. Неслучайно мошенники часто пытаются заменить природный камень подделкой. Они в этом преуспели. Подделки внешне бывает трудно отличить.
Классификация камней
- Натуральные – созданы природой;
- Синтетические – созданы искусственно, специально выращены. Имеют одинаковый с натуральными химический состав, физические и оптические характеристики. Дешевле натуральных аналогов, так как созданы искусственно (человеком). Обладают уникальными свойствами. Гораздо дороже недрагоценных камней;
- Имитации – внешне похожи на натуральные и синтетические. Бывают природными, но обычно их создают люди. Отличаются структурой кристалла, химическими и физическими качествами. Одной из самых простых имитаций бриллианта является фианит.
В соответствии с действующим законодательством в России драгоценными камнями принято считать алмазы, сапфиры, изумруды, рубины, александриты, янтарь и жемчуг природного происхождения. Остальные считаются полудрагоценными или поделочными.
Натуральный камень, ввиду своей редкости и трудности обработки, как и синтетический, стоят довольно дорого. Их цена варьируется от 100 до десятков тысяч долларов.
Проверка натуральности камня в домашних условиях (инструкция)
Бирюза – подделывают чаще всего. Проверить – единственный способ в домашних условиях – опустить в воду. Натуральный камень через некоторое время поменяет оттенок. Стоит очень дорого. Крупные природные камни находят крайне редко.
Если камень больше, чем 5 мм – это подделка или прессованная крошка.
Гранат – по размерам не больше гранатового семени – это первый признак натуральности. Положить камень на весы и поводить над ним магнитом. Натуральный камень намагнитится, и вес его немного уменьшится. Бросить в кипяток – натуральный не изменится, а подделка деформируется или изменит цвет.
- Циркон – натуральный имеет множественные вкрапления и пустоты.
- Топаз – некоторая мутность в центре камня, остающаяся даже после обработки. Имеет неяркий мягкий и теплый оттенок. В нем различимы очень мелкие вкрапления. Если настоящий топаз потереть шерстяной тканью, он будет как магнит притягивать пыль.
- Обсидиан – имеет плотный матовый оттенок и характерный блеск, долго не принимает тепло. В воде сохраняет цветовую насыщенность и блеск. Подделки становятся тусклыми и видоизменяются под длительным воздействием влаги.
- Аквамарин – посмотреть на камень с разных углов. Натуральный камень будет менять свой оттенок.
- Александрит – при свете солнечных лучей проявится легкий желтоватый или фиолетовый оттенок. Подделка отразит все радужные цвета. Если по натуральному камню провести иголкой, царапины не останется.
- Аметист – натуральный обладает неравномерным цветом, различимы воздушные пузырьки, под действием ультрафиолета полностью обесцвечивается.
- Алмаз – очень твердый и с легкостью поцарапает стекло, имеет резкие грани, если подышать на него (как на очки) – не запотеет.
- Изумруд – обладает насыщенным зеленым цветом, можно различить мельчайшие пузырьки и вкрапления, имеет резкие правильные грани, микротрещины еле заметны.
- Янтарь – натуральный обладает насыщенным неоднородным цветом с переходами от одного тона к другому. Если его слегка нагреть или потереть, почувствуется легкий запах смолы.
- Рубин – погрузить в стакан. От натурального начнет исходить еле заметное красное свечение. При ультрафиолете появится ярко-оранжевый оттенок, у синтетического останется прежний красный оттенок. Натуральный рубин содержит красно-бурые вкрапления, у искусственных они белые, пустые.
- Сапфир – натуральный имеет хорошо выраженные вкрапления. Полоски только неровные – ровных у него быть не должно.
Жемчуг – если жемчужину положить в рот, во рту останется солоноватый привкус. Если провести жемчужиной по зубам, послышится звук, похожий на скрип. Натуральный жемчуг обладает пористой поверхностью, он не бывает идеально гладким.
Натуральная жемчужина отскакивает от любой поверхности при броске. Натуральный жемчуг обладает легким свечением с голубым оттенком, подделки – розовым или зеленым тоном.
Лазурит – подделки – крашеная яшма и синтетический шпинель. Натуральный лазурит отличается глубоким и чистым цветом, мягким и одновременно насыщенным. Если поместить камень в чистую воду, она останется чистой, если вода приобретет оттенок – подделка. Лазурит совершенно непрозрачный.
Лунный камень – если на камень направить луч света под углом около 20 градусов, появится слабо заметное голубое свечение. В воде оттенок камня станет значительно ярче и насыщеннее через некоторое время.
Общие методы отличия поделки от оригинала
Существует несколько способов проверки в домашних условиях:
- Наличие дефектов подтверждает природное происхождение;
- Натуральные камни долго не нагреваются и немного холодные. Если камень приложить к щеке, и он нагреется – подделка;
- Излишняя яркость и однородность цвета – признак подделки;
- Пузырьки в структуре камня – искусственно выращенный камень;
- Натуральный камень более тяжелый в сравнении с подделкой одинаковой с ним формы;
- Алмаз, топаз, опал, лунный камень невозможно поцарапать ногтем. Царапину можно оставить только с помощью твердого острого инструмента;
- Турмалин, гранат, кварц – если ими поводить по стеклу, на нем появится царапина, а на камне не будет никаких повреждений. Но лазурит, кальцит, гематит менее твердые, и их поверхность при такой проверке повредится;
- Проверить ультрафиолетом. Взять любой источник ультрафиолета (специальный фонарь, лампа для ногтей и др.). Посветить лучом на камень и последить за изменением цвета. Прозрачный алмаз станет легкого голубоватого цвета. Коричневый алмаз приобретет зеленоватый или желтый тон. У александрита появится темно-красный цвет. У сапфира появится фиолетовый тон. Речной жемчуг станет излишне ярким. Цвет топаза изменится на сиренево-желтый или бурый. Но большая часть натуральных камней реагирует на ультрафиолет абсолютно нейтрально. Например, гранат или морской жемчуг. Поэтому такой способ проверки подойдет только для указанных выше камней;
- Проверить дыханием. Особенно подходит для алмазов. Бриллианты хорошо проводят тепло. Если на камень подышать, то возникший на камне «туман» моментально рассеется. На поверхности бриллианта не останется конденсата, как это будет, например, с зеркалом;
- Сдать на экспертизу – самый точный метод.
Подделку топаза, хризолита, красного граната и агата можно определить по внешнему виду и низкой цене. Дорогую их подделку найти сложно, потому что искусственно вырастить самоцветы стоит дорого и нецелесообразно.
Изучением самоцветов, драгоценных и поделочных камней занимается наука геммология.
Источник: dragocennyekamni.ru
galeneastro
Чем только не украшали себя люди в разные времена – перьями и мехом, косточками разных зверей и птиц, всевозможными подвесками и бусинами, лентами, раковинами. Десять тысяч лет назад эти украшения имели декоративную и социальную роль, с их помощью человек нес сообщение – «я богат», или «я силен и победил льва». Изделия из раковин использовались в качестве «жреческого» божественного одеяния во время исполнения обрядов.
Древнейшие же и наиболее популярные украшения – ожерелья и браслеты были изобретены в древних городах Шумера, (2800-2400 до н.э.), с использованием цветной окраски материалов, драгоценных и полудрагоценных камней, сплавов золота и серебра.
Ожерелье из из сердоликовых и лазуритовых бусин и золота
жрицы Пу-Аби из шумерского города Ур, 2600-2000 г. до н.э. Британский музей, Лондон
Но кроме золота и природных камней в давние времена появился первый искусственный материал, о котором живший в I веке естествоиспытатель и историк античного мира Плиний старший упоминал, как о камне, который «горел на солнце и был чист и прозрачен, как вода».
Бусы шумерской жрицы Пу-Аби, которыми она была украшена от шеи до пояса.
Это было стекло, и одна из самых ранних обнаруженных стеклянных частиц — маленький кусочек прозрачного синего сырого стекла, был найден в южной Месопотамии. Он датирован XXI в. до н.э.
Изготовление стеклянных бусин является одним из самых древних видов искусства, ему около 30 тысяч лет.
Великолепные бусы из стекла стали производить в Египте, и они ценились очень высоко.
Для египетских бус в качестве сырья использовался толченый кварц. Его отформовывали и покрывали стекловидной массой. Это стекло не было прозрачным, так как служило для имитации драгоценных и поделочных камней. Коричнево-красное, зеленое, синее стекло с успехом заменяло сердолик, бирюзу, лазурит. Красителями служили соединения меди, марганца, железа, свинца.
Бактрийское ожерелье из камня и стекла, долина Инда, первое тысячелетие до нашей эры.
На Востоке стеклянные бусы и браслеты были как бы «говорящими». Считалось, что украшение синего цвета хранит от сглаза, зеленого – приносит радость и веселье, а желтый обозначает любовь. Да и сама по себе замкнутая форма браслета предполагала защиту от злых духов. Издревле люди «замыкали» уязвимые места – поясами на талии, бусами на шее, вышивками по краям рукавов, ворота и подола.
Круглые египетские бусины часто украшали белым орнаментом и позднее они служили образцом для подражания мастерам Александрии в эпоху Римской империи, а затем венецианским стеклоделам.
Очень ценились египетские бусы в виде глазков. Их носили как обереги от дурного глаза. Эта традиция жива и поныне на Ближнем Востоке и в Средней Азии.
Древний Египет, поздний период, 664-535 до н.э. Ожерелье из красочных фаянсовых дисков, шариков с включениеми синего и зеленого фаянса трубок
Англо – саксонское ожерелье , Dover Museum, Kent, England
В Реймсcком музее хранится нитка бус из древнего кельтского захоронения. И в ней центральное место занимает миниатюрный «браслетик» из стекла. На такие маленькие стеклянные кольца подвешивали масляные лампы. Подобные аксессуары встречаются в нитях бус у кельтов и на Востоке.
Римское стекло, браслет
В эпоху эллинизма центрами стеклоделия становятся Александрия и Рим. Римляне изобрели технику дутья. Стекло становится прозрачным. Около 200 г. до п. э. его начали прессовать в открытых формах. Из предмета роскоши стекло превращается в материал для изготовления домашней утвари.
Римское стекло, браслет
Детский браслет, римское стекло, мозаика
Греко — романский период, 4 век до нашей эры.
Секреты римского стеклоделия переняла Византия. Благодаря этому до сих пор пленяют глаз византийские мозаики из цветного стекла.
Из Византии стекольное производство проникло в Венецию и на Русь.
Италия, 17 век. Одноцветное, пестрое и белое прозрачное стекло.
Только в XVIII в. многочисленные попытки мастеров Тюрингии разгадать тайны венецианцев привели к изобретению легких дутых стеклянных бус — предшественников современных елочных украшений. А затем в Чехии талантливые богемские мастера научились гранить стекло и покрывать эмалями. Так наступил период популярности особого чешского стекла.
Италия, 19 век. Позолоченное стекло, с нитями и точками из цветного стекла.
Фрагменты средневекового стеклянного браслета. По браслету проходят два стеклянных нитевидных жгута белого цвета, между ними находятся разноцветные капли, имитирующие драгоценные и полудрагоценные камни
Стеклянный крученый браслет 11 — 13 века
Пик популярности бус и браслетов, изготовленных из разноцветного стекла
на Древней Руси пришелся на XII–XIII века.
Само слово «бусы» в современном значении начало употребляться в русском языке с XVII века, до то этого славяне называли эту разновидность украшения «ожерельем», то есть «тем, что носят вокруг горла».
Серьги и ожерелье. Россия. Конец 18 века.
Льняная нить, перламутр, стеклянные бусы, жемчуг, медь. Эрмитаж
Но еще в древности бусы являлись любимым украшением женщин из славянских племен. Были они в основном стеклянными и до IX—X веков большей частью привозными, так как собственное стеклоделие у славян только налаживалось и не могло удовлетворить массовый спрос. Ведь судя по числу цветных осколков среди артефактов, найденных археологами, без бус и браслета не обходилась ни одна городская модница. Заморские диковинки любили и высоко ценили. В Полоцком княжестве, как, впрочем, и по всей Древней Руси, носили их люди состоятельные – как предмет привозной, а, значит, и особо ценный.
Экспозиция Толочинского историко-краеведческого музея
Были бусы и дорогие, с золотой росписью – для княжеской верхушки, и дешевые, бросовые – для «простых».
Расписанные золотом запястные украшения из стекла появлялись на свет в столице Византии Константинополе. На периферии отливали браслеты попроще, но тоже способные удивлять – гладкие, широкие, усеянные мелкими брызгами стекла другого цвета. Делали их из обычного, ровного стеклянного стержня, замкнутого в кольцо.
Были и более сложные браслеты. Например, если стеклянную заготовку-стержень выкладывали на каменную плиту и придавали ей грани, а потом скручивали, то получался крученый браслет.
Бусы стеклянные 12-13 век
В России, в 1635 г. в селе Духанино был построен первый стекольный завод. По инициативе М.В. Ломоносова. в 1753 г. началось строительство Усть-Рудицкой фабрики.
В то время выпуск изделий из стекла считался престижным для каждого государства, поэтому росло количество заводов, повышался художественный уровень изделий.
Стеклоделие было сродни волшебству – таким сложным и загадочным представлялся этот процесс. Сначала мастера брали соду, кварцевый песок и золу, все это смешивали в нужных пропорциях и спекали в горне. Получалась шихта – еще не само стекло, а лишь сырье для него. Затем добавляли нужный природный пигмент и отправляли все это в большом тигле в печь. Температура варки стекла достигала 900–1000° C.
Когда стекло в тигле приобретало нужную консистенцию, из него «вытягивали» браслеты, делали бусины или дорогую и роскошную посуду. Мастер мог не только придавать изделиям различные формы, делать их простыми круглыми, трехгранными, четырехгранными или кручеными, но и украшать их тонкими перевитьями-ниточками из стекла другого цвета. Для придания цвета использовали такие природные красители, как марганец, кобальт или окись меди.
Только в Друцке обнаружено более 1700 фрагментов бус и браслетов, из них целые единицы – в Минске и в Друцке.
В Полоцком княжестве, как, собственно, и во всей Древней Руси, повальное увлечение стеклянными бусами и браслетами пришлось на XII–XIII века.
Источник: galeneastro.livejournal.com