Имитация драгоценных камней. Синтетические камни
Имитация драгоценных камней, а именно синтетические камни в наши дни становятся более популярными. В силу того обстоятельства, что природные драгоценные камни дорого стоят и очень редки, всегда будет существовать рынок имитаций и дешевых подделок. В общем и целом назначение имитаций — обманывать людей. Их изготавливают из натуральных и синтетических материалов, которые внешне похожи на настоящие, дорогие драгоценные камни.
Имитации известны вот уже 6000 лет. Так, египтяне использовали голубой фаянс (глазурованную глину ) для имитации бирюзы. Римляне выдавали цветные стекла за изумруды и рубины. Во времена королевы Виктории для имитации минеральных драгоценных камней, а также янтаря и перламутра , использовались разные материалы, включая стекло и смолы.
Синтетические имитации драгоценных камней,часть 6.Вьетнам Нячанг 2016
Стекло для имитации камней
Стекло — самый подходящий материал, потому что его можно выкрасить почти в любой цвет и огранить, придав ему внешнее сходство с настоящим драгоценным камнем. Однако между стеклом и драгоценными камнями есть существенная разница. Как правило, стекло гораздо мягче драгоценного камня, за который его выдают, и поэтому, гораздо легче царапается.
В стекле могут быть пузырьки и воронки, которые легко обнаружить с помощью лупы. Геммолог без труда отличит стекло по его единственному показателю преломления (1,5-1,7), потому что драгоценных камней с единственным показателем преломления, равным этому значению, не существует.
Имитация бриллиантов
Один природный драгоценный камень можно использовать для имитации другого, более дорогого, драгоценного камня. Так, например, цитрин можно использовать для имитации топаза, а не имеющий цвета кварц или стекло — для имитации самого бриллианта. Бесцветное стекло нельзя признать хорошей имитацией бриллиантов, ибо оно недостаточно твердое и лишено свечения и сияния.
Другими имитациями бриллиантов являются кубический диоксид циркония (фианит) и появившийся сравнительно недавно муассанит . Он примерно такой же твердый, как и алмаз, по шкале Мооса его твердость составляет больше 9. Основное отличие заключается в том, что у алмаза один показатель преломления, тогда как у муассанита их два. В более крупных кристаллах муассанита это проявляется в виде удвоения фасетов павильона, если смотреть через камень, но маленькие камни муассанита, вставленные в ювелирные изделия, отличить непросто.
Особенности профессии геммолога: как определить имитацию драгоценного камня?
Известны также и другие имитации бриллиантов, включая алюмоиттриевый гранат и титанат стронция, но все они либо не имеют сверкания (шпинель, кварц , топаз) или же наоборот сверкают слишком ярко (титанат стронция, рутил), либо очень мягкие или слишком хрупкие. Имитации можно отличить от бриллиантов благодаря тому, что они значительно хуже проводят тепло. Проверка камня с помощью прибора, измеряющего теплопроводность, сразу же натолкнет геммолога на мысль о подделке.
Составные камни: дублеты с верхним слоем из граната и склеенные изумруды. В качестве имитации камней выступают и так называемые составные дублеты. Этот способ стал применяться уже несколько веков назад и получил широкое распространение в XIX в. Слой драгоценного камня наклеивают на плотную основу. Однако чаще всего за основу берется обычное стекло, которое покрывают кварцем или другим не очень дорогим минералом.
Например, кусок зеленого стекла, поверх которого положен тонкий слой красного граната, может быть использован в качестве подделки изумруда или зеленого граната. Дублет с верхним слоем из граната состоит из двух частей, что легко может быть установлено благодаря разнице в блеске. К тому же в стекле могут присутствовать характерные для него пузырьки, которых нет в гранате.
Если смотреть на этот «камень» через верхнюю площадку, он кажется зеленым, но если смотреть на него сбоку или погрузить его в воду, становится заметным красный слой граната. Изменяя цвет нижнего, стеклянного, слоя, можно изготовить имитации драгоценных камней всех цветов. Другим композитом является склеенный изумруд, изготовленный из двух слоев бесцветного кварца, между которыми заключен тонкий слой желатина или зеленого стекла.
Составные камни: дублеты и триплеты опала.К особой категории составных камней относятся опаловые дублеты и триплеты — тонкие «бутерброды», в которых благородный опал присутствует в виде тончайшего слоя. Дублеты опала (они состоят из двух слоев) изготавливают, склеивая кусочек благородного опала, демонстрирующего игру цвета, с подложкой из неблагородного опала, кварца, халцедона, стекла или пластика. У триплетов опала, помимо подложки, есть и верхний, защитный, слой из кварца .
Имитация опалов
Игра цвета, которой отличаются благородные опалы, — результат интерференции света на внутренней сферической структуре минерала. В 1974 г. французский ученый Пьер Жильсон впервые продемонстрировал опал , полученный в лаборатории. Опалы Жильсона можно отличить от натуральных камней по их пятнистости и похожим на мозаику «связкам» между цветными зернами. Американский ученый Джон Слокум синтезировал стеклянный опал, известный как «камень Слокума». Под микроскопом цветовые пятна в камнях Слокума выглядят несколько сморщенными.
ИсточникИмитация драгоценного камня это
Натуральный драгоценный камень зарождается в земле. Это продукт природы, а не результат деятельности человека.
Слово синтетический чаше всего используется для описания драгоценного камня, созданного в лаборатории и имеющего тот же химический состав, что и его природный аналог. К примеру, синтетический рубин – камень с таким же химическим составом, что и натуральный. Его химические, физические и оптические свойства сходны!
Имитации, напротив, не имеют тот же химический состав, что и камни, на которые они походят. Они могут быть созданы как человеком, так и природой. Красное стекло, к примеру, имитация рубина, созданная человеком. Гранат, сильно походящий на рубин, – природная имитация.
Так как покупатели часто не правильно трактуют слово «синтетический», продавцы предпочитают использовать такие определения, как «созданный», «выращенный в лаборатории» или «изготовленный человеком». Геммологи и продавцы натуральных камней обыкновенно называют лабораторно выращенные камни синтетическими.Культивированный иногда используют как неверный синоним к сочетанию «выращенный в лаборатории». Однако эти термины не эквивалентны. Культивирование жемчуга – это более природный процесс, чем выращивание драгоценных камней.
Синтетические драгоценные камни существуют уже довольно долго. Первый синтетический рубин, выращенный в лаборатории, появился с начала XX в. Если у вашей бабушки имеются рубиновые украшения, очень вероятно, что они были созданы в лаборатории. Сегодня лабораторные экземпляры встречаются все чаще. Их можно встретить в украшениях со «счастливым камнем» и в перстнях. Также синтетические камни можно увидеть и в дизайнерских украшениях, закрепленные в золото или платину с бриллиантами. Вот некоторые из синтетических камней, которые используются в украшениях:
Синтетические александрит, аметист, хризоберилл, бриллиант, изумруд, опал, рубин, сапфир, шпинель, бирюза.
В некоторых магазинах «синтетическими» называют имитации камней. К примеру, имитация танзанита может быть продана как «синтетический танзанит», потому как «синтетический» звучит лучше. Зеленый фианит часто называют синтетическим изумрудом. Зеленый фианит – камень, созданный в лаборатории, но не синтетический изумруд. Это синтетический фиантит, который намного дешевле. Во многих странах противозаконно называть синтетический рубин просто рубином. Однако такой закон действует не везде, а некоторые магазины его просто не соблюдают. Поэтому, покупая драгоценные камни за границей, требуйте указать в чеке, является ли камень натуральным. Это обеспечит дополнительную защиту. Формально синтетический рубин – это рубин. С этической точки зрения он должен называться именно синтетическим или выращенным в лаборатории.
Синтетические драгоценные камни: как нас обманывают
Ниже описаны способы, к которым прибегают с целью ввести в заблуждение. При этом если покупателю сообщается о работе, проделанной над камнем, о том, что камень синтетический или имитация, то продавец чист перед законом.
- ПОКРЫТИЕ ЦВЕТНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ. Бесцветные или бледные камни иногда покрывают цветным пластиком. Зеленое покрытие придает бериллу вид изумруда, а светлому нефриту – вид ценного королевского нефрита. Иногда на камни наносят прозрачное металлическое покрытие (вроде того, что на объективах камер), чтобы добавить цвет или блеск. Также используется лакированное покрытие.
- ПОКРАСКА. Не обязательно покрывать весь камень, чтобы придать ему цвет. Достаточно нанести краску на определенные места. Благодаря множеству отражений от ограненного прозрачного камня, 2–3 мазка на нижней части и/или на грани камня создают ощущение равномерного распределения цвета, если смотреть сверху. Краску можно скрыть оправой.
Изумруды обыкновенно окрашивают именно так. Полупрозрачные опаловые кабошоны можно окрасить внизу, чтобы усилить игру цвета. С целью улучшения игры цвета, под опал иногда подкладывают павлиньи перышки, многоцветные крылья бабочек и перламутр. Иногда на заднюю стенку желтоватых бриллиантов или под крапаны оправы наносят пурпурные чернила, чтобы бриллиант выглядел практически бесцветным и более ценным. Так как пурпурный это дополнительный цвет по отношению к желтому, то он его фактически поглощает. Поэтому с осторожностью относитесь к оправам с закрытым дном. Низ камня может быть окрашен.
- ПРОКЛАДКА ФОЛЬГОЙ. Веками такая обработка использовалась для добавления цвета и блеска бриллиантам. Когда огранка бриллиантов стала более технична и стала придавать больше блеска камням, фольга утратила популярность. Сегодня фольгу иногда можно встретить в сочетании с природными камнями, но вероятней всего она используется со стеклянными имитациями. Опять же, с осторожностью относитесь к оправам с закрытым дном. Иногда под ними может быть спрятана фольга, особенно если камень неестественно яркий. Камни с подложкой из фольги могут быть обнаружены в старинных украшениях. Цена изделия должна базироваться на исторической ценности.
- СОЗДАНИЕ ТРЕЩИН ОХЛАЖДЕНИЕМ. Трещины получают путем нагревания камня, а затем погружения его в холодную воду. После такой процедуры синтетический камень выглядит более натуральным. На бесцветном кварце могут создать трещины, а затем заполнить их цветным маслом или окрасить, – таким образом, они будут имитировать изумруд или рубин.
- ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОМБИНИРОВАННЫХ КАМНЕЙ. Камни, составленные из двух и более частей, называются комбинированными, или комплексными. Камни из двух частей называются дублеты, из трех – триплеты. Комбинированные опалы – одни из самых распространенных комплексных камней. Дублеты и триплеты опалов легко обнаружить, они продаются вполне законно, и это не считается обманом. Однако комбинированные рубины, сапфиры, изумруды и нефриты используются для обмана покупателя.
К примеру, части бледно-желтого сапфира могут быть соединены голубым клеем для создания голубого сапфира. Части бледного изумруда могут быть соединены зеленым желатином или клеем, и камень будет смотреться как темно-зеленый изумруд.
Нефрит иногда склеивается из трех частей – бледный нефрит с полостью, заполненной зеленым гелем и небольшим кабошоном, которые приклеены к задней стороне нефрита, чтобы он выглядел как дорогой образец.
Способ выявить комплексный камень – найти, где части были соединены. Часто это можно увидеть, погрузив камень в воду. Это поможет увидеть цветовые различия и клеевой слой. Опалы, однако, не стоит опускать в воду – просто посмотрите на них со всех сторон. Увеличительное стекло также хороший инструмент. С его помощью можно увидеть соединительные линии, воздушные пузырьки между частями или области, где на камень нанесли клей.
Осторожней с камнями, цены на которые уж очень привлекательны. Такие камни могут быть поддельными, комбинированными, покрытыми каким-либо веществом, или выращенными в лабораторных условиях.
ИсточникИмитация драгоценных камней и ее виды
За время существования ювелирной отрасли человечество выработало множество способов замены драгоценного природного камня на искусственный или более дешевый. Подобные замены называют имитациями драгоценных камней — если хотят выразиться изящно, и подделками — если целью имитации является введение в заблуждение покупателя украшения. Отличие имитаций от синтетических камней — в том, что искусственно выращенные камни являются полными аналогами природных (у них совпадает структура и химический состав). Имитации же повторяют лишь внешний вид природного камня.
Способы имитации натуральных камней
Вот далеко не полный список способов, с помощью которых можно «подделать» драгоценный камень:
- Искусственные стекла и стразы — цветные и бесцветные
- Цветная пластмасса, керамическая масса
- Составные материалы — дуплеты и триплеты (склеенные слои из тонких полосок стекла и природного камня)
- Реконструированные материалы (продукты спекания мелких кусочков природных материалов)
- Дешевые природные камни, имитирующие более дорогие (голубой апатит в роли аквамарина,циркон или кварц в ролиалмаза)
- Не имеющие природных аналогов синтетические камни, имитирующие драгоценные (пример — фианит)
Имитация камней при помощи стекла и пластмассы
Цветные стекла использовались вместо драгоценных самоцветов еще в Древнем Египте и Древнем Риме, 3 тысячелетия до нашей эры. В 19 веке, с открытием технологии изготовления страз (подробнее о стразах — в статье о синтетических камнях), появилась возможность создавать очень похожие на драгоценные аналоги стеклянные имитации. Бесцветные стразы использовались для имитации бриллиантов. При добавлении в шихту красителей (оксидов меди, кобальта и так далее), стали получаться отличные аналоги изумрудов, сапфиров и прочих драгоценных и полудрагоценных камней. Особым преимуществом страз перед обычными стеклами стала их повышенная прочность, позволявшая делать практически любые виды огранки.
Для имитаций применяют различные виды стекол: бутылочное, оконное, оптический кронглас (известково-щелочное стекло), свинцовое стразовое стекло, авантюриновое стекло (сплав с металлической стружкой).
Стекла имеют разную степень прозрачности, что также способствовало их применению для имитации разного типа камней. Например, полностью непрозрачные стекла носят название смальты, из которой иногда получаются особенно изящные и недорогие украшения, имитирующие поделочные камни. Прочность и физические свойства стекол зависят от их состава, например — от содержания свинца. Для имитации непрозрачных природных камней (бирюзы, сердолика, христопраза и других) кроме стекол, также применяется цветная пластмасса.
Как отличить подделку драгоценных камней аналогом из стекла и пластмассы?
И стекло, и пластмасса не могут считаться «полноценными» способами имитировать драгоценный камень — опытный ювелир легко различит подделку. Пластмассовые украшения слишком легки по весу в сравнении с камнем. При постукивании пластмассы о твердую поверхность (некоторые предпочитают постучать о собственный зуб) раздается характерный «пустоватый» звук, который не спутаешь с камнем или стеклом. Стеклянные же «камни», в отличие от природных, обычно ощущаются чуть тёплыми на ощупь из-за низкой теплопроводности стекла. Просто сравните с природным камнем, который чаще всего остается прохладным.
Имитации-подделки драгоценных камней при помощи составных материалов
Кроме целиком стеклянных имитаций, нередко используют так называемые «составные материалы». В зависимости от количество слоев тонких склеенных между собой полосок из стекла и природного камня, эти материалы называются дуплеты или триплеты. Очевидно, что верхний слой (видимый как поверхность камня) — это и есть полоска из натурального камня, приклеенная к полоске стекла снизу. Ювелиры довольно легко опознают такие технологии, так как даже через обычную лупу можно разглядеть газовые пузырьки по месту склейки. Пример дуплета с бирюзой можно увидеть на снимке в начале статьи.
Еще в античные времена драгоценные камни подделывались похожими способами. Например, сардоникс «изготовляли» трехслойным склеиванием черной, белой и красной полосок. Склеиваются также в виде дуплета и два натуральных материала — например, сверху драгоценная полоска, а снизу — горный хрусталь. Получаемые камни на языке ювелирной отрасли так и называются — «дуплет опала», или «триплет изумруда». Составные материалы могут применять и с «благими» целями. Например, чтобы придать большую твердость недорогому и мягкому камню в массовых украшениях.
ИсточникИмитации и подделки камней
Стоимость драгоценных камней колеблется от сотен до тысяч долларов за карат. Вполне логично, что находятся желающие заработать на них деньги нечестным путем. По способам подделки драгоценных камней фальшивые минералы разделяют на:
- синтетические – по составу идентичные природным, но полученные в лабораторных условиях;
- поддельные – качественные копии, которые похожи на оригинал по многим признакам, но имеют другой состав;
- имитация – фальшивые «камушки», изготовленные из пластика, стекла и других дешевых материалов.
Отличить бриллиант от стекляшки легко даже без опыта и специального оборудования. А вот с качественными подделками разобраться бывает сложно даже профессиональным оценщикам.
Синтетические ювелирные камни и подделки хорошего качества
Еще с прошлого века ученые научились воссоздавать природные ископаемые в лаборатории. Так появились синтетические алмазы, рубины и сапфиры. Чем такая «фальшивка» отличается от оригинала? Да ничем, кроме способа создания и возраста. Синтетические минералы имеют точно такой же химический состав, как природные. И по свойствам они ничем не уступают оригиналу.
Но люди больше ценят ювелирные шедевры, созданные природой и пролежавшие в недрах Земли миллионы лет. Поэтому спрос на настоящие бриллианты остается более высоким. Хотя второй вариант дешевле первого примерно на 20% и в ближайшем будущем должен еще упасть в цене.
Искусственные алмазы и корунды сложно отличить от настоящих даже под микроскопом. Это может сделать только опытный специалист
А вот с качественными имитациями есть смысл попробовать. Делают их из полудрагоценных и поделочных натуральных камней, выдавая за драгоценные: голубой апатит – за аквамарин, кварц и циркон – за алмаз и т.д.
Другой вариант – синтетические камни, которых в природном виде не существует. Самый яркий пример – фианит, который часто представляют бриллиантом.
Имитации драгоценных камней из недорогих материалов
Самый дешевый способ получить фальшивый самоцвет – изготовить его из стекла или пластмассы. Первые упоминания о таких подделках относятся к третьему тысячелетию до нашей эры. С тех пор отрасль преуспела. Технический прогресс и новые виды оборудования дали мошенникам возможность создавать стеклянные копии, которые с виду почти не отличаются от роскошных самоцветов. Себестоимость же у них в десятки, а то и в сотни раз меньше.
В XIX веке открыли технологию изготовления страз – прозрачных стеклянных камушков. Они хорошо поддаются обработке и после нее начинают ярко блестеть, сверкать и по-разному отражать световые лучи в зависимости от ракурса. Эти стекляшки стали самым распространенным видом подделки благородных камней.
Прозрачные стразы выдают за бриллианты, окрашенные – за рубины, сапфиры, аквамарины и т.д.
Стразы, в отличие от обычного стекла, имеют большую прочность. Они не только хорошо поддаются огранке, но и устойчивы к механическим повреждениям – их сложно оцарапать.
Также недорогие имитации изготавливают из таких видов стекла:
- оконное;
- бутылочное;
- авантюриновое;
- известняково-щелочное.
В зависимости от прозрачности стеклянного сплава его применяют при подделывании драгоценных или полудрагоценных минералов вроде оникса и бирюзы.
Составные имитации: дуплеты и триплеты
Помимо цельных подделок из одного материала, мошенники делают «драгоценности» со слоеной структурой. В них присутствует и натуральный камень, и синтетический аналог. При изготовлении они поочередно накладываются друг на друга тонкими слоями. Получается, что природное ископаемое разбавляют синтетическим веществом.
Верхний слой выполняется из натурального камня, поэтому визуально такие подделки тоже трудноотличимы без специального оборудования. Под микроскопом же не сложно выявить место склейки, вокруг которого группируются пузырьки газа. Иногда их можно разглядеть даже под обычной лупой.
Дуплеты и триплеты могут изготавливаться и для честных целей: технология позволяет укрепить хрупкие самоцветы вроде янтаря более прочным материалом
Как отличить драгоценный или полудрагоценный камень от фальшивого?
Драгоценные камни, согласно законодательству большинства стран, должны продаваться с сертификатами. Бумажку эту выдает геммологический центр после проведения экспертизы. В сертификате указываются все характеристики самоцвета: вес, размер, чистота, дисперсия, вид огранки и т.д.
Сам камень тоже имеет микро-пометку: несколько крошечных циферок, нанесенных лазером на рундист. Эти символы дублируют номер сертификата. Невооруженным взглядом они не видны, но при многократном увеличении по ним можно сверить соответствие вставки приложенному сертификату.
Рекордсмен по количеству фальсификаций – алмаз. Точнее, его ограненная разновидность.
Бриллиант легко отличить от некачественной подделки по прочности, которая у этого минерала максимальная
Сделать это можно прямо в ювелирном магазине, так как у продавца должно быть специальное оборудование для контактной проверки вставки на месте. Настоящий бриллиант невозможно поцарапать ни сталью, ни каким-либо другим металлом. Поэтому никакого ущерба такая проверка истинному сокровищу не нанесет. Если продавец настойчиво отказывается от проверки – вставка, скорее всего, фальшивая. Отказ может быть связан и с политикой обслуживания клиентов, но в приличных салонах крайне редко позволяют себе подобное ущемление интересов клиента.
Какие драгоценные камни, помимо алмаза, подделывают чаще всего?
Однозначно, это рубины, изумруды и синие сапфиры. Но не стоит забывать, что разделение самоцветов на драгоценные и полудрагоценные носит условный характер. Один и тот же минерал, в зависимости от цвета, может принадлежать к обеим категориям. Так бывает с топазом, бериллом, шпинелью, рубелитом.
Непрозрачные поделочные камни – бирюза, оникс, яшма, агат, лазурит, янтарь – тоже часто становятся предметом имитации. И, конечно, мошенники не забывают периодически выдавать пластмассу за натуральный жемчуг.
Как же отличить настоящий драгоценный камень от недорогой подделки?
Есть несколько способов:
- по весу – поддельные камни всегда легче натуральных;
- по прочности – алмаз, корунд и изумруд имеют высокую оценку по шкале Мооса, их поверхность нельзя поцарапать подручными средствами;
- по ультрафиолетовому излучению – есть таблица оттенков, которыми разные минералы должны отсвечивать под УФ-лучами.
Для определения качественных имитаций нужны более надежные методы: анализ под микроскопом или, в идеале, профессиональная экспертиза. Только так вы сможете узнать наверняка, что обладаете подлинным природным камнем, а не синтетическим аналогом.
Источник