Главным плодом свершений Е. Ф. Канкрина на посту министра финансов стала подготовка и успешное проведение денежной реформы 1839—1843 гг., позволившей восстановить серебряное обращение в России. Канкрин был человеком широко образованным в области экономических вопросов. Современники отмечали, что он был человеком, выходящим «из ряда обыкновенных по уму, по сердцу и образу жизни». Реформа — серьезнейший процесс, и Министерство финансов, возглавляемое Канкриным, занялось проработкой вопроса основательно.
29 июля 1837 г. министр финансов внес два представления в Государственный совет. В одном речь шла о запрете счета по «простонародным лажам», в которых усматривалось проявление алчности и корыстолюбия. Иными словами, Канкрин предлагал широкие административные меры. В другом Канкрин предложил учредить при Государственном коммерческом банке депозитную кассу для серебряных вкладов, взамен которых она должна была выпускать билеты депозитной кассы достоинством в 5, 10, 25, 50 и 100 рублей (см. рис.).
Цифровой рубль и CBDC. Цифровые валюты — денежный концлагерь?
Канкрин отмечал, что свойства билетов депозитной кассы отличны от бумажных денег, основанных только на кредите, и выражал убеждение, что билеты будут иметь твердую, незыблемую основу.
Вопрос приобрел характер дискуссии вокруг проблем денежной системы. Она продолжалась в Государственном совете около 2 лет. За это время со своими предложениями и проектами преобразования денежной системы выступили многие члены Государственного совета. Дискуссия придавала Канкрину большую уверенность в необходимости проведения денежной реформы.
Огромное влияние на членов Государственного совета имела «Записка о монете» М. М. Сперанского, поданная на имя императора. Сперанский ставил вопрос об удешевлении серебра в зависимости от возрастания количества ассигнаций. Выравнивание курсов серебра и ассигнаций он связывал с введением кредитных денег взамен ассигнаций. По его мнению, преимущество кредитных бумаг состояло в их способности предоставлять «ожидаемые капиталы».
Для устройства монетной и кредитной системы Сперанский предлагал образовать Государственный банк, основанный на серебре. Он предлагал освободить банк от чрезмерной зависимости от правительства, чтобы он не служил источником покрытия постоянного бюджетного дефицита. Передовым также было его предложение о замене Дворянского банка частными банками, которые должны быть созданы на акционерной основе и которые выдавать ссуды под залог недвижимого имущества на развитие сельского хозяйства и промышленности.
М. М. Сперанский предлагал провести денежную реформу в три этапа. Прежде всего он предлагал выпустить банковские кредитные билеты, названные сохранными, которые должны быть основаны на вкладах серебра. Затем должен быть зафиксирован курс ассигнаций на уровне 1 серебряный рубль = 3,60 рубля ассигнациями. В завершение необходимо было заменить ассигнации сохранными билетами.
Для этого каждый год должны объявляться серии ассигнаций, которые подлежали замене. Нынешний министр финансов Е. Ф. Канкрин принимал участие в обсуждении данной проблемы в Государственном совете. Он по-прежнему настаивал на выпуске депозитных билетов, что отличалось только по названию от «сохранных билетов» М. М. Сперанского.
Но Канкрин считал, что фиксированный курс ассигнаций должен быть равен 3,50 рублям, т. е. биржевому курсу. Помимо этого, период осуществления реформы согласно проекту Е. Ф. Канкрина должен был быть более продолжительным, чем по проекту М. М. Сперанского. Тем не менее теоретические разработки Сперанского Канкрин учтет при проведении будущей денежной реформы.
Кроме предложений Сперанского, имелись и другие варианты реформы. Например, Н. С. Мордвинов предлагал зафиксировать курс на уровне 1 серебряный рубль = 4 рублям ассигнациями, что, по его мнению, соответствовало цене серебра. Это означало, что Мордвинов предлагал обесценить ассигнации на 12,5%, так как биржевая оценка серебряного рубля в то время была 3,54 рубля ассигнациями. Затем надо было провести эмиссию ассигнаций только в соответствии с выпуском серебряных рублей, для чего нужно было увеличить добычу серебра, а затем использовать иностранную монету в качестве сырья для производства российской монеты.
На последнем этапе Мордвинов предлагал выпустить в обращение билеты, разменные на серебро.
Другие проекты исходили от князя Ф. К. Друцкого-Любецкого и адмирала Грейга, но, по сути, они были упрощенными вариантами проекта М. М. Сперанского. В целом, они предлагали восстановление монетной единицы, создание денежной системы, основанной на серебре, и сохранение за ассигнациями права свободного хождения до изъятия их из обращения, выпуск бумажных денег, основанных на серебре, и обмен на них ассигнаций. Разногласия состояли только по двум вопросам: об уровне фиксации курса ассигнаций и времени начала денежной реформы.
Большинство членов Государственного совета высказывались за то, чтобы фиксировать курс ассигнаций на уровне податного рубля (3,60 рубля ассигнациями) и приступить к реформе немедленно. Е. Ф. Канкрин предлагал начать осуществление реформы с 1 января 1840 г.
Возникшие разногласия разрешил Николай I. Он определил, что действующий курс серебряного рубля равным 3,50 рублям ассигнациями, а податный курс установил в 3,60 рубля ассигнациями до 1 января 1849 г.
Как видно, при обсуждении проблемы нормализации денежного обращения обнаружились два подхода к ее решению. Вариант Н. С. Мордвинова отражал интересы экспортеров и должников государственных кредитных учреждений. Среди членов Государственного совета этот проект не получил поддержки, несмотря на то что по сути защищал интересы помещиков.
Объяснялось это тем, что его осуществление привело бы к значительным потерям для государственного казначейства. Другие члены Государственного совета были сторонниками девальвации, но разногласия касались ее уровня. В конечном счете денежную реформу решено было проводить в соответствии с проектом Министерства финансов, в основу которого легли разработки М. М. Сперанского.
1 мая 1839 г. Канкрин представил Председателю департамента государственной экономии графу В. В. Левашову план постепенного переустройства денежной системы. Меры были расписаны по времени их исполнения на 1839—1843 гг. При этом выделялись «подготовительный» и три «исполнительных» этапа.
За время подготовительного периода нужно было решить вопросы, связанные с депозитными билетами, и создать депозитную кассу. А на последующих этапах пустить в ход депозитные билеты, провозгласить серебро платежной монетой государства и, наконец, выпустить серебряные ассигнации. Представленный план Канкрин считал необходимым сохранить в строжайшей тайне.
Однако 11 мая 1839 г. министр финансов внес на рассмотрение департамента другой вариант плана, в котором предлагал провести реформу в два этапа. На первом этапе к 1 января 1840 г. серебро признавалось главной платежной монетой денежного обращения. На втором этапе с 1 января 1841 г. происходил обмен ассигнаций на новые депозитные билеты и с их обеспечением металлическим фондом.
Меры были одобрены Государственным советом и приняты императором 1 июля 1839 г. был издан манифест «Об устройстве денежной системы». В соответствии с ним с 1 января 1840 г. основным платежным средством устанавливался серебряный рубль, содержащий 4 золотника 21 долю чистого серебра. Государственные ассигнации должны были стать вспомогательным денежным знаком.
Курс — 3,50 ассигнациями за серебряный рубль, курс должен оставаться неизменным. Поступления в казну и выдача из нее осуществлялась в серебряных рублях. В качестве средства платежа могли выступать и ассигнации и звонкая монета, т. е. фактически был зафиксирован уровень обесценения ассигнационного рубля.
Вместе с манифестом выходит императорский указ «Об учреждении Депозитной кассы серебряной монеты при Государственном коммерческом банке».
Депозитная касса принимала на хранение серебро, а также золото. Взамен серебра вкладчики получали билеты Депозитной кассы. Они объявлялись законным платежным средством. Их можно было использовать во всех платежах наравне с серебряной монетой (в соотношении 1:1) ив любое время вновь обменять на серебро без всякого лажа. Гарантом выдачи по билетам серебра и золота объявлялась государственная казна.
Конечной целью предпринимавшихся мер была замена государственных ассигнаций новыми бумажными деньгами, обеспеченными серебром, роль которых должны были сыграть депозитные билеты. С 8 января 1840 г. начала выполнять операции Депозитная касса, которая начала принимать серебряные монеты на хранение и выдавать взамен на соответствующую сумму депозитные билеты. Билеты пользовались доверием населения, входили в обращение, подготовляя тем самым почву для окончательного преобразования денежной системы. С 20 января 1839 г. по 18 июня 1841 г. были выпущены депозитные билеты достоинством 3, 5, 10, 25, 50, 100 рублей. Их изготовление и выпуск в обращение осуществляла Депозитная касса до 1 сентября 1843 г.
Но приступить к замене ассигнаций с января 1841 г. не удалось — реальная жизнь внесла свои коррективы в проведение реформы. Неурожай 1840 г. осложнил положение российских финансов: участились требования возврата вкладов и выдачи новых ссуд под залог помещичьих имений, что осуществить банки, находящиеся на грани разорения, были не в состоянии. Статс-секретарь барон М. А. Корф отмечал, что в зиму 1840— 1841 гг. в Москве даже остановилась торговля и замерло фабричное дело. Проект государственного бюджета был представлен в Государственный совет со значительным дефицитом доходной части.
Они вводились в обращение по всей империи наравне с серебряной монетой. Кредитные билеты (достоинством в 50 рублей) выдавались в качестве ссуды под залог недвижимого имущества и обеспечивались всем достоянием (активом) государственных кредитных учреждений. Таким образом, манифест положил начало второму этапу денежной реформы.
Таким образом, с 1841 г. в России одновременно обращались ассигнации, депозитные и кредитные билеты, каждый из которых выполнял определенные функции. Ассигнации, реальная стоимость которых была в четыре раза ниже номинальной, были средством обращения и платежа. Депозитные билеты, по сути дела, были квитанциями на серебро.
Их количество в обращении равнялось сумме вкладов, в связи с чем государство не имело доходов от их эмиссии. Количество кредитных билетов Сохранных казен и Государственного заемного банка, находящихся в обращении, было незначительно. Как и депозитные билеты, они должны были иметь 100% покрытие серебром. Позже правительство разрешает выдачу ипотечных ссуд кредитными билетами, которые частично были обеспечены металлом, но, чтобы не допустить их обесценения, выдачи были ограничены.
Поэтому в 1843 г. в обращении будет находиться всего 10 млн рублей кредитными билетами, тогда как манифест 1841 г. предполагал выпуск 30 млн рублей.
Когда в январе 1843 г. Канкрин внес в Государственный совет предложение о замене ассигнаций бумажными деньгами, обеспеченными серебром (т. е. депозитными билетами в соответствии с решениями 1839 г.), его предложение не было принято императором. Николай I предпочел использовать для этой цели новые кредитные билеты, получившие название государственных. Решение было взвешенным, так как эмиссия кредитных билетов сулила выгоду казне. Денежная реформа подходила к своему последнему этапу, когда должна была произойти замена всех бумажных денег новыми государственными кредитными билетами. 1 июня 1843 г. выходит манифест «О замене ассигнаций и других денежных представителей кредитными билетами».
Манифестом провозглашалось, что другие денежные заменяются государственными кредитными билетами, имеющими повсеместное хождение наравне с серебряной монетой При Министерстве финансов создается Экспедиция государственных кредитных билетов, имеющая постоянный фонд звонкой монеты для размена крупных купюр. Билеты были разного достоинства. По указу от 21 сентября 1843 г. выпускались билеты в 3, 5, 10, 25 рублей, по указам от 2 октября 1843 г., 23 февраля и 4 октября 1844 г. — 1, 50, 100 рублей. Итак, выпуск ассигнаций депозитных билетов и кредитных билетов Сохранных казен и Государственного заемного банка был прекращен.
Замена различных денежных знаков государственными кредитными билетами осуществлялась постепенно. С 1 сентября 1843 г. начался обмен депозитных билетов и билетов Сохранных казен и Государственного заемного банка, а с 1 ноября — ассигнаций, поступивших в казенные и банковские платежи. Через год был разрешен обмен ассигнаций на государственные кредитные билеты и всем частным лицам. При этом ассигнации обменивались в соотношении 3,5:1, а билеты Сохранных казен и Государственного заемного банка — 1:1, т. е. по номиналу.
Реформа Канкрина не означала простой обмен бумажных денег по установленному курсу серебра, так как это лишь уменьшило бы количество денег в обращении в 3,5 раза. Главный результат реформы состоял в том, что деньгам была придана фактическая прочность путем обеспечения их размена на серебро. Для размена был создан фонд, равный 1/6 выпущенных в 1843 г. государственных кредитных билетов. Введение в качестве денег кредитных билетов, которые имели хождение наравне с серебром, было рационально, поскольку высвобождало из обращения громоздкое серебро.
Денежная реформа 1839— 1843 гг. привела к установлению в России системы серебряного монометаллизма. На определенный срок она обеспечила стабилизацию денежного обращения в стране и способствовала ее экономическому развитию. В то же время денежная система, созданная реформой, была как бы переходной, так как обладала рядом признаков биметаллизма.
1. Продолжалась чеканка и серебра, и золота.
2. Чеканились империалы и полуимпериалы, имеющие соответсвенно надпись «десять рублей» и «пять рублей». Согласно Манифесту от 1 июля 1839 г. золотая монета принималась и выдавалась казной на 3% выше ее нарицательной стоимости. Выпуск одного империала обходился в 10 рублей 30 копеек, а полуимпериала — в 5 рублей 15 копеек.
Источник: www.banki-delo.ru
7.Денежная реформа е.Ф. Канкрина
Канкрин занялся оздоровлением финансовой системы. Канкрин начал свою реформу с того, что накопил достаточное количество золота и серебра для возобновления размена.
Тариф 1822г. изменил торговый баланс (это соотношение стоимости товаров, экспортированных и импортированных в течение определённого промежутка времени) в сторону активизации и увеличения потока драгоценных металлов из других стран. В 20е-30е гг. он увеличился с 25 пудов (1823г.) до 1000пудов (1842г.). С 1803г. в России была введена свободная чеканка монеты.
Итак, к концу 30х гг. были созданы необходимые условия для проведения реформы. 1 июля 1839г. – Манифест, согласно которому единственным законным платежным средством был объявлен серебряный рубль. Ассигнация должна была быть сдана в банк по курсу 3,5 ас.р. за 1 р. серебром (на рынке курс был 4:1).
Вторым этапом было накопление достаточного металлического запаса для начала размена: 01.01.1840г. – открытие депозитной кассы: золото и серебро можно было обменять на депозитные билеты (от 3 до 100 руб.), которые подлежали обратному обмену в банке по курсу 1:1 и стали использоваться в качестве параллельной валюты.
Третий этап реформы – выкуп ассигнаций у населения, начиная с 1841г. Именно в это время в обращение поступают новые деньги – кредитные билеты. Ассигнации обменивались на них по курсу 3,5: 1, но также существовала и возможность обмена их и на серебро. Через некоторое время был осуществлен выкуп депозитных билетов (их обмен на кредитные билеты).
Таким образом, к концу реформы в обращении остались только кредитные билеты и серебро (золото имело хождение но банки его официально не обменивали). До 1855г. в России существовала твердая валюта.
(Разница между ассигнациями и кредитными билетами: ассигнации – казначейские билеты, которые печатались по мере надобности (инфляционная единица); кредитные билеты – внедрялись для предоставления средств в кредит (тем, кто обращался в банк за ссудами) и подлежали обязательному возврату, при этом наблюдалась само регуляция количества кредитных билетов – их было ровно столько сколько требовалось для коммерческих операций.)
8.Вопрос о земле и выкупная операция в реформе 1861г.
19февр 1861 Александром 2 было подписано «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Оно включало 17 законодательных актов. По Манифесту крестьяне получали ЛИЧНУЮ СВОБОДУ и освобождались с землей.
«Манифест 19 февраля» и « Положения 19 февраля»: определили условия освобождения крестьян.
- Земля (приусадебные участки, полевой надел и общественные угодья) объявлялась общественной собственностью и подлежал выкупу;
- Размер выплат зависел от размера надела, а размер надела оставался не тем что был до реформы. Для регуляции размера надела Россия была разделана на 3 основные полосы: нечерноземную (еще на 8 местностей), черноземную(9), степную(12). В пределах одной местности устанавливался единый душевой надел на душу мужчины. Основная особенность в том, что для каждой местности был установлен не единый размер, а наивысший и наименьший душевой надел, при этом наименьший составлял 1/3 наивысшего. Иногда после договора с помещиком крестьянин получал больше территории чем он обрабатывал до реформе но чаще было наоборот, и от крестьянского надела отрезали излишек (так называемый отрезок). Так как земля должна была выкупаться, то существовал еще один способ, помещик мог предложить ¼ наивысшего надела крестьянину с условием о бесплатной передаче (дарственный надел), но на большее в дальнейшем крестьянин претендовать не мог. На этот вариант согласилось только 10%.
- Выкуп: единого срока выкупа установлено не было. Таким образом, возникает переходный период когда выкуп еще не выплачен, крестьяне официально еще жили на земле помещика, и поэтому взамен должны были выполнять барщину либо оброк- временные обязанности (денежный оброк значительно вырос, барщина уменьшилась). Если крестьянин брал меньшую часть земли, оброк распределялся не равномерно по десятинам: 1ая десятина – ½ всей суммы оброка, 2ая десятина –1/4 , на остальные десятины приходились поровну оставшиеся 25%. Обосновывалось это тем, что первая десятина содержала в себе приусадебный участок и усадьбу крестьянина, т.е. самые лучшие земли (хорошо удобрялись). Сумма выкупа вычислялась по величине оброка, идея: сохранить помещику после крестьянина бывший доход – через капитализацию. Т.е. крестьянин должен был выплатить, в общем, сумму, будучи заложенной, в банк которая приносила бы тот же доход кот и был в %. Т.е. цена за землю привязывалась не к рыночным ценам за землю а к помещику. Никакой крестьянин не был в состоянии выплатить эту сумму сразу, поэтому государство после уплаты единовременно крестьянину 20% от всей суммы выкупа вносила оставшиеся 80%. Становясь государственным должником, крестьянин должен был ежегодно выплачивать государству 6% от суммы в течение 49лет. Эта сумма в общей сложности превышала первоначальную величину выкупа и конечно цену выкупаемой земли.
Процесс перехода крестьян на новую экономическую основу растянулся, 25% крестьян тянули, потому что ходили слухи если не платить то землю дадут даром. Через 20 лет был издан указ об обязательном переходе без выплаты и оставлять помещику 20% суммы очень не хотелось. В этом же году были отменены и временные обязанности. Казенные крестьяне и удельно-ведомственные оказались в лучшем положении – за ними укрепили наделы в дореформенной величине.
Источник: studfile.net
Денежная реформа Канкрина
Главной целью денежной реформы Канкрина стало уравнивание стоимостей ассигнационного и серебряного рубля. Это предполагалось сделать путем полного устранения ассигнаций. Важности возвращения металлических денег Министерство финансов не признавало вплоть до 1837 года.
Преобразование денежной политики России началось именно с получения графом Е.Ф. Канкриным в 1823 году должности министра финансов. Данный период сложно назвать простым для страны: только что закончилась Отечественная война, значительно увеличившая государственный долг, как внешний, так и внутренний. Министр выступал против принципов рыночной экономики и считал российское государство неготовым к свободной торговле на мировом рынке.
Первое время все его внимание было направлено на урегулирование бюджета. Только через два года после своего назначения Канкрин заинтересовался вопросом повышения ценности ассигнаций. В начале XIX века активизировалось товарное производство, что привело к увеличению внутреннего и внешнего оборота.
Естественно, это вызвало необходимость увеличения затрат для обеспечения надлежащего движения продукции. Обращение металлических денег могло быть запросто внедрено за счет того, что интенсивно использовались внешние займы, наблюдалось положительное сальдо баланса платежей, драгоценные металлы стали добываться в большем объеме. Таким образом, возникла объективная необходимость в денежной реформе, одновременно сложились и предпосылки.
Манифест, подписанный 1 июля 1839 года, ознаменовал собой запуск денежной реформы Канкрина. Серебро было признано основой денежной системы страны, а главной монетой считался серебряный рубль. Правительственные ассигнации были отнесены к числу дополнительных средств ценности. Официальный курс для них составил три с половиной рубля за один серебряный.
Что касается предпосылок изменений в денежной сфере, здесь, прежде всего, следует отметить развитие товарно-денежных отношений, что было вызвано началом промышленного переворота в 30-40-х годах. Кроме того, активно развивался внутригосударственный рынок, превращая даже деревню в один из субъектов рыночных отношений.
Этому способствовало проведение многочисленных ярмарок и открытие магазинов. Еще одной предпосылкой можно считать интенсификацию внешнеторгового оборота.
В данном контексте интересно упомянуть то, что протекционистская таможенная политика, имевшая место быть всю предыдущую половину столетия, вызвала большую разницу между импортом и экспортом и, как следствие, положительное сальдо баланса торговли. Более того, нельзя забывать о приливе металлического обращения из зарубежных стран, что сделало неизбежным увеличение себестоимости ассигнаций. Помимо всего прочего, резко возросла доля налоговых поступлений в общем объеме платежей, приходящих в государственную казну. Также существенную роль сыграли внешние займы, существенно увеличившиеся к середине XIX века.
Точкой отсчета реформы считают 1 июля 1839 года, дату издания манифеста «Об устройстве денежной системы». Это стало ее начальным этапом. Согласно документу, все сделки теперь должны осуществляться только в серебряной валюте. В начале 40-х годов XIX века стали изготавливаться медные монеты, именовавшиеся алтынами. Их достоинство составило три копейки.
Кроме того, начался выпуск так называемых депозитных билетов, приравненных к серебряным монетам и считавшихся своеобразными деньгами в российском государстве.
На следующем этапе преобразований в денежной сфере стали выпускаться кредитные билеты Государственного банка и сохранных домов.
Таким образом, с 1841 года в России существовало три типа платежных знаков: ассигнации, депозитные и кредитные билеты. Следует отметить, что считать их аналогами друг друга нельзя. Ассигнации использовались при заключении сделок и осуществлении платежей, а их стоимость на практике была гораздо ниже, по сравнению с номинальной.
Депозитные билеты считались своеобразными чеками на серебро. Главное требование к ним – абсолютное покрытие серебром. Что же касается кредитных билетов, то они применялись совсем в незначительном объеме. Благодаря этому они отличались высокой устойчивостью, а также за счет частичного обеспечения металлом и возможности размена на звонкую монету.
Последний этап реформы Е.Ф. Канкрина привел к тому, что на смену ассигнациям и депозитным билетам пришли кредитные билеты. Прежние виды билетов прекратили эмитироваться, а вместо них стали выпускаться государственные кредитные билеты. Произошло обесценивание ассигнаций.
Результатом реформы стало образование денежной системы, отличительной чертой которой стал размен бумажных стоимостных знаков на драгоценные металлы. В целом, новый порядок считается переходным. Это не была 100%-я система серебряного монометаллизма. Напротив, здесь отчетливо были видны черты биметаллизма.
Прежде всего, достаточно вспомнить то, что помимо серебра, свободно производилась чеканка и золота. Во-вторых, на золотых империалах и полуимпериалах присутствовала надпись «десять рублей» и «пять рублей».
При всем при этом нельзя не заметить стремление государства установить соотношение ценности между серебряной и золотой монетами путем различного рода законодательных мероприятий. В-третьих, допускался размен кредитных билетов на звонкую монету, конечно, с учетом установленного между ними курса. Таким образом, за кредитным рублем сохранялось одновременно золотое и серебряное обеспечение. Все это, несомненно, еще раз доказывает переходную суть реформы.
В 1843 году серебро стало играть роль всеобщего эквивалента. Власти по-прежнему с опаской подходили к внешним займам, чаще используя внутренние кредиты путем эмиссии краткосрочных денежных средств. Однако Крымская война и дефицит бюджета привели к возобновлению выпуска бумажных денег. К моменту ухода Канкрина со своего поста размер государственного долга превзошел все рекорды. Вследствие резкого падения стоимости серебра золотой стандарт вновь занял свои лидирующие позиции.
Размышляя над итогами реализации реформы XIX века, нельзя не брать во внимание определенные условия. Конечно, рассматриваемое время ознаменовало собой интенсивное развитие товарно-денежных отношений, но несмотря на это традиционное хозяйство все равно продолжало играть главную роль в обществе. Следовательно, количество покупаемых товаров трудно было назвать существенным.
То же касалось и объема денег, использовавшихся в качестве средства обращения. Люди, получавшие жалованье – чиновники, рабочие, лица свободных профессий – не имели достаточного веса. Из-за ненадлежащего состояния путей сообщения и рынка в целом стоимость продуктов была чрезмерно низкой, что можно сказать и об уровне промышленности.
Спрос на импортные товары также был весьма низок. Казна стала практически единственным субъектом, с которым осуществлялся денежный оборот. Так, денежная реформа Канкрина придала денежному обращению некоторую устойчивость.
Обращаясь к опыту проведенных преобразований, можно сказать, что несмотря на многочисленность видов платежных средств только одно из них могло выполнять задачи денег на 100%. Присущие бумажным знакам трудности и противоречия при господстве биметаллической системы объясняли вполне понятное стремление к золотому монометаллизму. По всеобщему мнению, именно такое положение дел могло бы придать денежной системе хоть какое-то единство.
В середине XIX века благодаря денежным трансформациям была окончена путаница в российских деньгах. Дело в том, что до этого одновременно применялись различные виды знаков, соотношение между которыми было весьма неустойчивым. Канкрин стремился побороть бюджетный дефицит, и очевидно, что его попытки нельзя назвать безрезультатными. До разгорания Крымской войны денежная система российского государства отличалась относительной стабильностью. Однако именно это событие, вызвавшее небывалую инфляцию, вскрыло ее неустойчивость.
Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.
Источник: www.istmira.com