Приказ от 25 января 2006 г. № 0030 Об утверждении инструкции по учету и хранению изделий, содержащих драгоценные металлы, сбору, учету, хранению и сдаче лома и отходов драгоценных металлов в федеральной службе по техническому и экспортному контролю
В соответствии с Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2000 г. N 731 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 41, ст. 4077), Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 августа 2001 г. N 68н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 октября 2001 г., регистрационный N 2986), приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по учету и хранению изделий, содержащих драгоценные металлы, сбору, учету, хранению и сдаче лома и отходов драгоценных металлов в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю.
Хранилище предметов из драгоценных металлов и камней. Видеоэкскурсия
2. Руководителям управлений Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по федеральным округам организовать работу по учету и хранению изделий, содержащих драгоценные металлы, а также сбору, учету, хранению и сдаче лома и отходов драгоценных металлов, составлению и представлению отчетности в соответствии с утвержденной Инструкцией.
Инструкция по учету и хранению изделий, содержащих драгоценные металлы, а также сбору, учету, хранению и сдаче лома и отходов драгоценных металлов в федеральной службе по техническому и экспортному контролю
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1463; 1999, N 14, ст. 1664; 2002, N 2, ст. 131; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 45, ст.
4377; 2005, N 19, ст. 1752, N 30 (ч. I), ст. 3101), Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2000 г. N 731 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 41, ст. 4077), Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной Приказом Минфина России от 29 августа 2001 г. N 68н (зарегистрирован Минюстом России 22 октября 2001 г., регистрационный N 2986) и определяет порядок организации работы с изделиями, содержащими драгоценные металлы, ломом и отходами драгоценных металлов в ФСТЭК России и ее территориальных органах (далее — органы ФСТЭК России).
2. Согласно статье 1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» к драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.
Маркировка драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них Ювелирсофт
3. Органы ФСТЭК России, использующие электрооборудование, средства связи, оргтехнику, вычислительную и специальную технику, контрольно-измерительную технику, иные материальные средства, содержащие драгоценные металлы (далее, если не оговорено особо, — изделия, содержащие драгоценные металлы), обеспечивают их надлежащие учет и хранение, а также сбор, учет и своевременную сдачу перерабатывающим организациям всех видов лома и отходов драгоценных металлов от всех источников их образования, а также соблюдают установленный порядок составления и представления отчетности об их поступлении, расходе и остатках.
4. Органы ФСТЭК России обязаны обеспечить:
учет изделий, содержащих драгоценные металлы;
полный сбор, оприходование и хранение лома и отходов драгоценных металлов, образующихся в результате выхода из строя (полного или частичного) изделий, их содержащих;
проведение в установленные сроки инвентаризации изделий, содержащих драгоценные металлы, эксплуатационный срок службы которых истек, или вышедших из строя (их лома и отходов);
своевременную сдачу лома и отходов драгоценных металлов на перерабатывающие предприятия;
допуск к проведению проверки представителей органов государственного контроля при предъявлении ими предписаний и служебных удостоверений, а также представление им необходимой документации.
5. Лица, ответственные за организацию работы с изделиями, содержащими драгоценные металлы, ломом и отходами драгоценных металлов, назначаются: в центральном аппарате ФСТЭК России — директором ФСТЭК России, в территориальных органах ФСТЭК России — руководителями этих органов.
II. Учет изделий, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов
6. В органах ФСТЭК России, эксплуатирующих изделия, содержащие драгоценные металлы, организуется количественный учет по типам изделий и учет содержащихся в них драгоценных металлов по паспортным или иным техническим данным. Учету подлежат также изделия, содержащие драгоценные металлы, которые поставляются в комплекте с оборудованием.
7. Учет драгоценных металлов организуется с использованием утвержденных Госкомстатом России типовых форм первичной документации. Для этого данные о содержании драгоценных металлов отражаются в инвентарных карточках учета основных средств по формам N ОС-6 и N ОС-7 в разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта».
Данные о количестве драгоценных металлов в изделиях вносятся в первичную документацию на основании сведений об их содержании, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках). При отсутствии сведений о содержании драгоценных металлов (импортное, устаревшее отечественное оборудование и т.п.) данные о количестве драгоценных металлов вносятся согласно данным организаций-разработчиков, изготовителей или комиссионно на основе аналогов. Решение комиссии оформляется актом.
8. Учет драгоценных металлов и содержащих их изделий в местах хранения осуществляется в книге (журнале) учета поступления на склад лома и отходов драгоценных металлов (приложение N 3) с обозначением всех реквизитов, их характеризующих.
Указанные книги (журналы) до начала внесения в них записей пронумеровываются, прошнуровываются, подписываются руководителем финансово-экономического подразделения, скрепляются печатью и выдаются материально ответственным лицам под расписку.
III. Хранение изделий, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов
9. Хранение изделий, содержащих драгоценные металлы, а также лома и отходов драгоценных металлов организуется таким образом, чтобы была обеспечена их сохранность от причинения ущерба.
Для этого предусматривается необходимое количество тары, обеспечивающей исключение потерь и сохранность драгоценных металлов.
10. Хранение лома и отходов драгоценных металлов осуществляется в специально оборудованных пожарно-охранной сигнализацией складах или в специально отведенных местах (металлических шкафах, сейфах) на складе у материально ответственных лиц, с которыми заключаются договоры о материальной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Склады по окончании рабочего дня закрываются на замок и опечатываются материально ответственным лицом, а ключи сдаются дежурному под расписку.
IV. Инвентаризация изделий, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов
11. Инвентаризация изделий, содержащих драгоценные металлы, а также лома и отходов драгоценных металлов проводится во всех местах их хранения и эксплуатации не реже одного раза в год (по состоянию на 1 января). Результаты проведенной инвентаризации отражаются в учетной документации.
12. Инвентаризация также проводится при смене материально ответственных лиц, при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи, в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, при реорганизации или ликвидации органа ФСТЭК России, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
13. Для проведения инвентаризации приказом директора ФСТЭК России (приказом руководителя территориального органа ФСТЭК России) назначается комиссия из числа работников центрального аппарата ФСТЭК России (территориального органа ФСТЭК России) при обязательном участии работника финансово-экономического подразделения. Этим же приказом устанавливаются порядок проведения, сроки начала и окончания инвентаризации, порядок сличения результатов инвентаризации с данными учета.
В состав инвентаризационной комиссии не включаются материально ответственные лица, на хранении у которых находятся ценности, подлежащие инвентаризации.
14. Инвентаризация изделий, содержащих драгоценные металлы, проводится по месту нахождения изделий в присутствии материально ответственного лица.
15. Наличие драгоценных металлов, находящихся в составе оборудования и не подлежащих в момент инвентаризации проверке в натуре, устанавливается по учетным или техническим документам.
16. Результаты инвентаризации отражаются в учете в течение 10 дней после ее окончания.
17. По окончании инвентаризации составляется акт, в котором указываются состояние учета, соответствие учетных данных наличию драгоценных металлов в изделиях, меры по улучшению их учета, хранения и более рациональному использованию.
18. Акт инвентаризации утверждается директором ФСТЭК России, (руководителем территориального органа ФСТЭК России) и хранится как документ строгой отчетности в финансово-экономическом подразделении.
19. Ответственность за несвоевременное проведение инвентаризации несет начальник соответствующего финансово-экономического подразделения.
20. Результаты инвентаризации отражаются в учетной документации в течение 10-ти дней после окончания инвентаризации.
21. В случае выявления в результате инвентаризации недостач изделий, содержащих драгоценные металлы, принимаются меры по выяснению причин этих недостач и привлечению виновных лиц к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
V. Извлечение и направление лома и отходов драгоценных металлов на склад
22. Извлечение узлов и деталей, содержащих драгоценные металлы, из оборудования, приборов, аппаратуры и изделий электронной техники, подлежащих ремонту или списанию, производится в присутствии комиссии, назначаемой: в центральном аппарате ФСТЭК России — директором ФСТЭК России; в территориальном органе ФСТЭК России — руководителем территориального органа.
23. Аккумуляторы, а также изъятые узлы и детали, содержащие драгоценные металлы, передаются на склад по акту (приложение N 1).
Акт составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается материально ответственными лицами и членами комиссии. Первый экземпляр акта передается в финансово-экономическое подразделение органа ФСТЭК России, а второй — на склад.
24. На основании вышеуказанного акта финансово-экономическое подразделение органа ФСТЭК России в соответствии с книгой (журналом) учета изделий, содержащих драгоценные металлы (приложение N 2), списывает лом и отходы драгоценных металлов, которые приходуются в книге (журнале) учета поступления на склад лома и отходов драгоценных металлов (приложение N 3) по общему весу отходов и ориентировочному содержанию в них драгоценных металлов.
25. Поступившие на склад лом и отходы, содержащие драгоценные металлы, складируются по каждому акту в отдельности в соответствующей таре (пакетах, мешках и др.) вместе с актами комиссии. Указанные акты регистрируются в книге (журнале) учета поступления на склад лома и отходов драгоценных металлов (приложение N 3), а порядковый номер записи в виде ярлыка приклеивается к таре.
VI. Порядок сдачи лома и отходов драгоценных металлов перерабатывающим организациям
26. Собранные в органах ФСТЭК России лом и отходы драгоценных металлов передаются по договору на давальческой основе аффинажным, перерабатывающим организациям.
27. Критерием выбора перерабатывающей организации является экономическая эффективность сырьевой утилизации лома и отходов, содержащих драгоценные металлы. Предпочтение следует отдавать организациям, осуществляющим комплексную сырьевую утилизацию лома и отходов, обеспечивающую максимальное извлечение драгоценных металлов. Порядок переработки лома и отходов драгоценных металлов и оплаты за произведенные работы и услуги устанавливается на договорной основе.
Источник: www.dokipedia.ru
Порядок учета драгоценных металлов, входящих в состав основных средств
Учет драгметаллов при поступлении объектов ОС.
- Федеральным законом от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее – Федеральный закон № 41-ФЗ);
- Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731 (далее – Правила № 731);
- Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной Приказом Минфина РФ от 09.12.2016 № 231н (далее – Инструкция № 231н).
Согласно п. 9 Правил № 731, п. 8 Инструкции № 231н драгоценные металлы, входящие в состав основных средств, учитываются по их наименованию и массе (в пересчете на химически чистые драгоценные металлы).
Данные о наименовании, массе и количестве драгоценных металлов, содержащихся в основных средствах, отражаются в первичной учетной документации на основании сведений о наличии драгоценных металлов, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках).
Если в документации необходимые сведения отсутствуют (например, если поступает устаревшее отечественное и импортное оборудование), можно поступить следующим образом:
Для документального оформления поступления объектов в учреждение и для дальнейшего их учета в составе основных средств применяются следующие документы, утвержденные Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н[1]:
- приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207) либо акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101);
- инвентарная карточка учета нефинансовых активов (ф. 0504031).
Информация о драгоценных металлах (наименование, единица измерения, количество, масса), содержащихся в основных средствах (их деталях), отражается в разд. 2 акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) и разд. 5 инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031) в графах 7 – 11 поля «Содержание драгоценных материалов (металлов, камней и т. п.)».
Как правило, данные о содержании драгметаллов в основных средствах, указанные при поступлении объектов, являются примерными. Достоверную информацию о фактическом количестве драгоценных металлов в составе основного средства можно узнать только после его списания, разборки и аффинажа.
Учет драгметаллов при списании объектов ОС.
Списание федерального имущества осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834, а имущества субъектов РФ, муниципального имущества – по правилам, установленным решениями высшего исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации соответственно.
Решение о списании объектов ОС принимается комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в автономном учреждении (п. 1 ст. 296, п. 2 ст. 298 ГК РФ, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»):
- в отношении недвижимого и особо ценного движимого имущества, которое закреплено за ним собственником или приобретено за счет средств, выделенных собственником на его приобретение, – по согласованию с собственником имущества;
- в отношении остального имущества – самостоятельно.
Списание основных средств оформляется актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104). Разборка и демонтаж основных средств до утверждения и согласования соответствующего акта не допускаются.
При ликвидации (списании) объекта основных средств учреждение изымает из него детали, содержащие драгоценные металлы и их сплавы, классифицирует вторичное сырье по видам и определяет нормативы извлечения драгметаллов при обработке (переработке) по этим видам. Такое изъятие учреждение может производить самостоятельно либо с привлечением организаций, осуществляющих деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (п. 23 Инструкции № 231н).
При списании основного средства и при невозможности отбора для проведения анализа представительной пробы от образовавшихся лома и отходов учреждения ведут учет драгметаллов, входящих в их состав, в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов на основании сведений о содержании драгоценных металлов, имеющихся в технической документации (паспортах, формулярах, руководствах по эксплуатации) (п. 22 Инструкции № 231н).
Списание основного средства оформляется актом ликвидации, в котором указываются отдельно общая масса изъятых деталей, а также масса драгоценных металлов в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов согласно сведениям первичных учетных документов и (или) технической документации на данный объект.
Далее основное средство списывается с карточек складского учета, и одновременно изъятые детали приходуются в карточках учета отходов по общей массе отходов и массе содержащихся в них драгоценных металлов в химически чистом виде согласно технической документации (п. 23 Инструкции № 231н).
Изъятые при демонтаже (разборке) основных средств детали, лом и отходы драгметаллов должны храниться в специальных помещениях в несгораемых шкафах, металлических ящиках или сейфах. По окончании рабочего дня они должны закрываться, опломбировываться или опечатываться и сдаваться под охрану. Вскрытие мест хранения ценностей должно производиться материально ответственным лицом, при его отсутствии – комиссией, назначаемой приказом руководителя учреждения, с составлением акта вскрытия (п. 41 Инструкции № 231н).
В силу п. 25, 43 СГС «Основные средства»[2], п. 51 Инструкции № 157н[3] списание основного средства с учета отражается по балансовой стоимости вместе с начисленной ранее амортизацией и убытком от обесценения (при наличии).
Как указано в п. 25, 106, 118 Инструкции № 157н, изъятые при демонтаже (разборке) основных средств детали, содержащие драгметаллы, подлежат оприходованию в составе материальных запасов на счете 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» по текущей оценочной стоимости (справедливой стоимости) на дату их принятия к учету. Определяется такая стоимость комиссией учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов методом рыночных цен (п. 54 СГС «Концептуальные основы»[4]).
Для определения справедливой стоимости лома и отходов драгметаллов можно использовать учетные цены на аффинированные драгметаллы, установленные ЦБ РФ.
Оприходование деталей осуществляется на основании приходного ордера на приемку материальных ценностей (ф. 0504207) и требования-накладной (ф. 0504204). Эти документы составляются на основании акта о списании объектов нефинансовых активов (ф. 0504104), в котором проставляется отметка о получении материалов в реквизите «Результаты выбытия».
Также на основании указанного акта в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031), в разд. 3 «Движение объекта основных средств» делается запись о выбытии объекта основных средств.
Передача лома драгметаллов на аффинаж.
Аффинаж драгоценных металлов – осуществляемая специализированными организациями деятельность по очистке извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих химических элементов с доведением содержания драгоценного металла до соответствия обязательным требованиям, установленным законодательством (абз. 10 ст. 1 Федерального закона № 41-ФЗ).
Изъятые при ликвидации основных средств детали и узлы (лом и отходы), содержащие драгоценные металлы, подлежат передаче в аффинажные организации для аффинажа драгметаллов или в другие организации для обработки (переработки) в целях последующего аффинажа драгметаллов аффинажными организациями либо реализации аффинажным организациям или другим организациям для обработки (переработки) и последующих направления или реализации в аффинажные организации (п. 1.1 ст. 20 Федерального закона № 41-ФЗ).
Перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.08.1998 № 972.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 25.06.1992 № 431[5] расчеты с учреждениями – сдатчиками лома и отходов драгоценных металлов осуществляются перерабатывающими организациями на основе договора о поставке по результатам опробования и анализа (входного контроля) исходя из отпускных цен на соответствующие аффинированные драгоценные металлы за вычетом стоимости переработки их лома и отходов.
Порядок обработки (переработки) лома и отходов драгметаллов и оплаты произведенных работ и услуг устанавливается на договорной основе с переработчиком (п. 23 Инструкции № 231н).
При передаче лома и отходов на аффинаж право собственности на них аффинажной организации не переходит. Эту операцию следует отражать в бухгалтерском учете как внутреннее перемещение материалов со сменой материально ответственного лица учреждения на аффинажную организацию на основании оформленного первичного документа: требования-накладной (ф. 0504204) либо накладной на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205).
После выполнения работ по извлечению драгоценных металлов из лома основных средств аффинажная организация представляет учреждению акт аффинажа (паспорт) с указанием фактического количества драгметаллов, извлеченных из лома.
Бухгалтерия учреждения сопоставляет количество учитываемых у него драгоценных металлов с паспортными данными аффинажной организации и при наличии расхождений выясняет их причины. По результатам сопоставления в соответствующие документы вносятся необходимые коррективы. Новые записи о поставленных на учет и отправленных драгметаллах делаются на основании паспортных данных аффинажных организаций (п. 25 Инструкции № 231н).
Далее на основании акта аффинажа автономное учреждение отражает операции по списанию с учета стоимости фактически выделенного драгметалла и начислению дохода от его реализации.
В силу порядков № 85н[6] и 209н[7] такие доходы учитываются по статье 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 172 «Доходы от операций с активами» КОСГУ.
В автономном учреждении при ликвидации и демонтаже устаревшего оборудования (научных приборов) получены детали (микросхемы), содержащие золото. Масса этого драгметалла в деталях, установленная документами производителя техники и отраженная в инвентарной карточке (ф. 0504031), составила 15 г. Балансовая стоимость оборудования равна 500 000 руб., амортизация начислена в размере 100 %.
Изъятые из техники микросхемы были оприходованы по справедливой стоимости, равной 60 000 руб. (4 000 руб. за 1 г золота), и переданы на аффинаж.
На основании паспорта, выданного аффинажной организацией, из полученных от учреждения деталей было извлечено 12,5 г золота на сумму 50 000 руб.
Стоимость услуги аффинажной организации по договору составила 2 500 руб.
В бухгалтерском учете учреждения отражены следующие записи:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Источник: www.audit-it.ru
Нормативно-правовая база рынка драгметаллов
Собранные сведения позволяют нам сделать следующий вывод: легальный оборот драгоценных металлов в России носит ограниченный характер. Юридические и физические лица вправе совершать различные виды операций с драгоценными металлами, но только в случаях и в порядке, прямо предусмотренном законом и соответствующими подзаконными и ведомственными нормативно-правовыми актами. Отступление от установленных правил означает выход за рамки легального оборота драгоценных металлов и влечет для нарушителей ответственность вплоть до уголовной.
Лица, виновные в нарушении установленного порядка производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней несут уголовную, административную и гражданскую ответственность в соответствии с законодательством РФ (ст. 19.14 КоАП РФ, ст. 191 УК РФ и др). Предметы незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней обращаются в доход государства. Основным государственным органом, контролирующим оборот драгоценных металлов, является Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации (Пробирная палата России).
Специальный учет субъектов осуществляющих операции с драгоценными металлами производится Российской государственной пробирной палатой через государственные территориальные инспекции пробирного надзора.
Приказ Минфина РФ от 16 июня 2003 г. N 51н «О специальном учете организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями»
Порядок действий госинспекций при постановке на спецучет: ФКУ «Пробирная палата России»
Источник: roskontakt.ru
Об обязанности соблюдения правил хранения драгоценных металлов и драгоценных камней
Подготовка юридической документации о сейфовой комнате в соответствии с требованиями российского законодательства о драгоценных металлах и драгоценных камнях, требованиями Федеральной пробирной палаты:
- Положение о сейфовой комнате
- Правила допуска в сейфовую комнату
- Список лиц, имеющих доступ в сейфовую комнату.
- Приказ о назначении сотрудника, ответственного за сохранность ценностей сейфовой комнаты.
- Должностная инструкция сотрудника, ответственного за сохранность ценностей сейфовой комнаты.
- Договор о полной индивидуальной материальной ответственности сотрудника, ответственного за сохранность ценностей сейфовой комнаты.
- и другие необходимые документы.
При заказе вышеперечисленных документов в подарок Заказчику предоставляется комплект документов по пожарно-технической безопасности:
- Инструкция действий персонала предприятия при пожаре.
- Инструкция о мерах пожарной безопасности на территории, в зданиях и помещениях организации.
- Должностная инструкция специалиста по пожарной безопасности.
- Журнал учета инструктажей по пожарной безопасности.
- Программа проведения инструктажа по пожарной безопасности.
- Приказ о назначении лица, ответственного за пожарную безопасность.
Обновления документации доступны в рамках абонентского обслуживания. Абонентское обслуживание — это ежемесячное юридическое сопровождение деятельности предпринимателя, которое включает в себя наиболее востребованные услуги, позволяющие ему не только находиться в курсе всех изменений в законодательстве, но и вести работу по актуальной документации.
Все вышеперечисленные юридические документы подготавливаются на основании действующего законодательства Российской Федерации:
- Постановление Правительства РФ от 28.09.2000 г. №731 «Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности».
- Приказ Минфина России от 09.12.2016 г. №231н «Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении».
- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50862-2017 (EN 1143-1:2012) «Сейфы, сейфовые комнаты и хранилища ценностей. Требования и методы испытаний на устойчивость к взлому», утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.12.2017 г. №2090-ст.
Об обязанности соблюдения правил хранения драгоценных металлов и драгоценных камней
Хранение драгоценных металлов и драгоценных камней должно осуществляться таким образом, чтобы была обеспечена их сохранность. Сейфовая комната, где осуществляется хранение драгоценных металлов и драгоценных камней, по окончании работы закрывается, опломбировывается (опечатываться) и сдается под охрану.
Сейфовая комната – это хранилище ценностей, предназначенное для хранения ценностей в установленных внутри него сейфах.
ДМ и ДК — драгоценные металлы и драгоценные камни.
Драгоценные металлы — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий).
Драгоценные камни — природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде.
Для обеспечения сохранности драгоценных металлов и драгоценных камней несанкционированный доступ посторонних лиц в сейфовую комнату исключен.
Условия обеспечения сохранности драгоценных металлов и драгоценных камней должно регламентироваться инструкциями, разработанными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с учетом специфики деятельности этих лиц и утвержденными руководителем организации или индивидуальным предпринимателем.
С лицами, занятыми в хранении драгоценных металлов и драгоценных камней, заключаются договоры о полной индивидуальной материальной ответственности. Следует отметить, что по смыслу части 1 статьи 245 ТК РФ в тех случаях, когда материальная ответственность может быть только коллективной (бригадной) из-за того, что несколько работников совместно выполняют работу по хранению один и тех же драгоценных металлов, и драгоценных камней и невозможно разграничить ответственность каждого работника, договор о полной индивидуальной материальной ответственности заключаться не может. Заключение такого договора возможно, когда ДМ и ДК каждый раз вверяются только одному лицу.
Полная материальная ответственность — это обязанность работника возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере. Трудовое законодательство Российской Федерации выделяет два вида полной материальной ответственности: индивидуальная, когда ущерб возмещается причинившим его работником и коллективная, когда ущерб возмещается группой работников.
При совместном выполнении работниками отдельных видов работ, связанных с хранением, переданных им драгоценных металлов и драгоценных камней, когда невозможно разграничить ответственность каждого работника за причинение ущерба и заключить с ним договор о возмещении ущерба в полном размере, может вводиться коллективная материальная ответственность. Письменный договор о коллективной материальной ответственности за причинение ущерба заключается между работодателем и всеми членами коллектива.
По договору о коллективной материальной ответственности ДМ и ДК вверяются заранее установленной группе лиц, на которую возлагается полная материальная ответственность за их недостачу. Для освобождения от материальной ответственности член коллектива должен доказать отсутствие своей вины.
Ответственность за нарушение правил хранений драгоценных металлов и драгоценных камней
За нарушение обязательных требований к хранению драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них установлена административная ответственность статьей 15.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, нарушение правил хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 000 до 70 000 рублей; на индивидуальных предпринимателей — от 50 000 до 80 000 рублей; на юридических лиц — от 80 000 до 100 000 рублей.
Источник: law115.ru
Учет драгметаллов в основных средствах
На балансах практически всех организаций числятся объекты основных средств, содержащие драгметаллы (компьютеры, телевизоры, аудио- и видеотехника и т.п.). И хотя они не требуют обособленного отражения в бухгалтерском учете, все же необходимо организовать их оперативный учет, поскольку того требует действующее законодательство.
По сей день учет таких драгметаллов остается вопросом во многом теоретическим, но в академических кругах так не считают. Наш постоянный автор В.В. Патров, д.э.н., СпбГУ, рассказывает о том, как организовать учет драгоценных металлов в основных средствах на практике. Эта статья может помочь в том числе тем организациям, которые хотят продавать лом драгметаллов, полученных из списанных ОС, специализированным организациям.
Общие положения
Согласно пункту 1 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» драгоценными металлами являются золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий).
Для любого государства драгоценные металлы и камни являются стратегическим сырьем, что обуславливает необходимость надлежащего учета и контроля за их использованием.
Драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательному учету по массе и качеству при добыче, производстве, использовании и обращении.
Порядок такого учета и отчетности устанавливается Правительством РФ.
При учете драгоценных металлов и драгоценных камней бухгалтеру следует руководствоваться следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее — Закон о драгметаллах).
- Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности. Утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731 (далее — Правила учета и хранения).
- Положение о Российской государственной пробирной палате при Минфине России от 29.05.1998 № 91.
- Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении. Утверждена приказом Минфина России от 29.08.2001 № 68н (далее — Инструкция № 68н).
- Инструкция о порядке проведения в организациях ревизий и проверок учета, использования и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней. Утверждена приказом Минфина России от 15.10.1999 № 68н (далее — Инструкция о ревизии).
Организация учета драгоценных металлов
- вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней и проводить в установленные сроки их инвентаризацию;
- осуществлять хранение драгметаллов в соответствии с требованиями законодательства;
- обеспечивать удаление лома и отходов драгметаллов из мест образования и накопление их с целью последующего использования в собственном производстве или реализации;
- беспрепятственно допускать к проверке представителей органов государственного контроля, представлять им необходимую документацию.
Учет поступления драгметаллов
Учет выбытия драгметаллов
При передаче основных средств другим организациям и при продаже составляется акт о приеме-передаче объекта основных средств (форма № ОС-1). При этом отправитель обязан в сопроводительных документах указать наименование и массу находящихся в этих изделиях драгметаллов, а также метод определения содержания в них драгметаллов.
Ликвидация основных средств оформляется актом о списании объекта основных средств (форма № ОС-4), в разделе которого «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств» должны быть указаны наименование и количество драгметаллов, содержащихся в списываемых объектах. Эти данные фиксируются или из формы ОС-1 и ОС-6, либо определяются комиссией, составляющей акт о ликвидации.
Полученные драгметаллы приходуются по рыночной стоимости. Дебет 10 «Материалы» Кредит 91-1 «Прочие доходы» Драгметаллы, полученные при списании основных средств, передаются на склад по накладной. Собранные лом и отходы могут реализовываться организациям, имеющим лицензии на данный вид деятельности.
При этом на передачу драгметаллов обычно выписывается накладная, а сам процесс продажи отражается в бухгалтерском учете в обычном порядке. Обороты по реализации лома драгметаллов согласно подпункту 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ НДС не облагаются. Отходы драгоценных камней, непригодные к дальнейшему использованию, могут быть списаны по акту. Списание осуществляется комиссией, назначенной приказом руководителя организации с обязательным участием в ней главного бухгалтера или его заместителя.
Учет драгметаллов на складе
Учет драгметаллов в местах хранения осуществляется в соответствующих учетных регистрах (карточках складского учета, книгах сортового учета, журналах и т.п.), которые регистрируются в бухгалтерии и выдаются материально ответственным лицам под расписку. Книги или журналы должны быть пронумерованы, прошнурованы, подписаны руководителем организации или лицом, им уполномоченным, и скреплены печатью. Такие же требования предъявляются к учетным регистрам при использовании автоматизированных форм учета. Записи в регистры по учету драгметаллов осуществляются на основании документов по их поступлению и выбытию (накладных, актов на списание и т.п.).
Инвентаризация драгметаллов
Инвентаризация драгметаллов, содержащихся в основных средствах, а также находящихся на хранении на складе, проводится один раз в год (по состоянию на 1 января). Наличие драгметаллов, находящихся в основных средствах, при невозможности проверки в натуре, устанавливается по учетным данным, техническим документам или комиссионно. Инвентаризация драгметаллов, содержащихся в эксплуатируемых изделиях, а также в ломе и отходах обязательна при смене материально ответственных лиц, после стихийных бедствий, при установлении фактов утраты и хищения и т.п. Комиссия отражает результаты инвентаризации в типовых междуведомственных формах № инв.-8а «Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях», и № инв.-8 «Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них».
Ответственность за нарушение порядка учета драгметаллов
В статье 28 Закона о драгметаллах говорится, что органы государственного контроля вправе проверять бухгалтерские документы, содержащие сведения о получении и расходовании драгметаллов, их лома и отходов, а также принимать решения о наложении административных взысканий в случаях, предусмотренных административным законодательством. Таким органом контроля является Российская государственная пробирная палата при Минфине России.
В пункте 1 Инструкции о ревизии сказано, что вышеуказанная палата осуществляет контроль за обеспечением учета, отчетности и сохранности драгоценных металлов и драгоценных камней. Сотрудники Пробирной палаты могут проверять порядок и сроки инвентаризации драгметаллов, правильность отражения в учете результатов инвентаризации, полноту постановки на учет драгметаллов в составе основных средств.
Выявив нарушения, контролер составляет протокол, на основании которого должностные лица могут быть оштрафованы. В пункте 7.2 Инструкции № 68н сказано, что должностные лица организаций, не обеспечившие соблюдение или допустившие нарушения установленных правил учета и хранения драгметаллов, или изделий, их содержащих, несут административную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.
В статье 19.14 КОАП, в частности говорится, что нарушение установленных правил учета и хранения драгметаллов или изделий, их содержащих, влечет наложение штрафа на должностных лиц организаций в размере от 20 до 30 МРОТ, а на юридических лиц — от 200 до 300 МРОТ. За нарушение порядка ведения учета операций с драгметаллами организация несет и налоговую ответственность. Отсутствие учета драгметаллов, содержащихся в основных средствах, можно рассматривать как несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций и материальных ценностей, что влечет согласно статье 120 НК РФ наложение штрафа от 5 до 15 тысяч рублей. Кроме того, неоприходование лома и отходов, содержащих драгметаллы, в результате ликвидации основных средств приводит к занижению прибыли и недоплате налога на прибыль.
Источник: buh.ru