Для чеканных работ используются как цветные, так и черные металлы. В ювелирном деле применяются также сплавы золота и серебра.
Из цветных металлов в современной практике широко используются прокатные металлические листы меди и ее сплавов (латунь, томнак).
Из никелевых — мельхиор и нейзильбер.
Алюминий очень легко поддается чеканке, позволяет тянуть глубокий рельеф, но требует в силу низкой температуры плавления предосторожностей при отжиге.
Дюраль более жесткий и крохкий материал. Чеканится довольно сложно (при вытяжке глубоких рельефов трудно избежать трещин и разрывов), но вполне пригоден для малопрофилируемых работ — дает при отделке интересные имитации серебра.
Цинк — употребляется для чеканки крайне редко, так как требует специальных приемов вытяжки рельефа.
Низкоуглеродистая сталь (декопир) и кровельное железо трудно поддаются чеканке, но позволяют вытягивать любые рельефы в крупных декоративных работах, не требующих тонкой деталировки.
Чеканка и с чем ее едят ВЫПУСК №1
Нержавеющая (хромоникелевая) сталь — современный, красивый и очень эффектный материал, обладает повышенной твердостью и чеканится трудно. Применяется для крупных экстерьерных декоративных изделий, памятников, монументов.
При выборе листового металла следует помнить: лист не должен расслаиваться, иметь выбоины, пузыри, пятна, царапины и трещины;
твердые металлы перед работой обязательно отжигать в муфельной печи или паяльной лампой (температура отжига: медь — 650—700, латунь — 620— 650, алюминий — 370—400, сталь — 600-650 °C);
сплав меди — охлаждать в холодной воде.
Рис. 7.12. Ковш. Петербург, 1908—1917 гг. Серебро, аметисты, чеканка
Рис. 7.13. Основные типы чеканов:
а — расходник; б — лощатник; в — пурошник; г — бобошник; б — трубочка; е — канфарник; we — специальные; з — фигурные
Инструменты и приспособления. Основными специальными инструментами чеканщика являются различного вида чеканы, особые металлические и деревянные молотки.
Чекан — металлический или деревянный стержень с особой обработкой нижней боевой части. Длина 120— 170 мм в зависимости от сечения. Последнее может быть четырехгранным, круглым, прямоугольным, квадратным и др. Лучше если стержень несколько утолщен в средней части и в сечении имеет четырехгранник со снятыми фасками. Он удобен в работе и гасит неприятные вибрации инструмента при Ударе.
Металлические чеканы можно разделить на следующие группы:
расходники (обводной чекан), с помощью которых на металле воспроизводят контур рисунка (рис. 7.13, а), могут быть широкими и узкими (острыми). Широкие позволяют получить менее четкую мягкую линию, острые — более глубокую; имеют прямую и полукруглую (для прямых и кривых линий) линию боя;
лощатник (рис. 7.13, б) — чекан с квадратной или прямоугольной формой бойка. Применяется для выглаживания, выравнивания (лощения) плоскостей и ровных поверхностей. Может быть с гладким и шероховатым боем со специальной насечкой для придания выглаживаемой поверхности матового фона;
пурошник (пурочник) — чекан с круглой сферической головкой разных размеров (рис. 7.13, в). Служит для подъема полукруглых сферических форм при чеканке с изнанки и получения ямочной фактуры при работе с лицевой стороной;
бобошник (рис. 7.13, г) — чекан, напоминающий пурошник, но с продолговатым эллипсоидной формы боем. Служит для выбивания выпуклого релье-фа;
трубочка (рис. 7.13, д) — чекан, бой которого имеет вогнутую полушаровидную поверхность разного диаметра и глубины. На металле дает выпуклый сферический отпечаток;
канфарник (рис. 7.13, е) — чекан с заостренным боем в виде затупленной иглы. Служит для перевода рисунка с бумаги на металл путем канфарения (нанесения по контуру рисунка точек). Используется для отделки фона точками. Может иметь заостренный бой различной толщины;
специальный (рис. 7.13, ж) применяется для получения поднутрений на рельефе (сапожок) или достижения
узкоспециальных целей при производстве чеканных работ;
фигурный (пуансон) — на его рабочей части граверной техникой или с помощью слесарного инструмента (надфили, сверла и др.) выполняют фрагменты орнамента, буквы, цифры (рис. 7.13, з);
рисунчатый — по форме похож на лощатник, но дает рисунчатый отпечаток: решеточка, крестик, звездочка, полосатость и т. д. Используется для обработки деталей и отделки фона в том случае, когда гладкий фон по тем или иным причинам не подходит;
сечка — по форме похож на зубило с остро заточенными плоскими и полукруглыми лезвиями. Применяется для просекания фона при ажурных просечных работах.
Металлические чеканы изготовляют из углеродистой стали марок у 7 и у8. Пруток круглого, квадратного или прямоугольного сечения режут на заготовки, зажимают в тисках, с помощью напильника придают рабочей поверхности (бою) желаемую форму, обрабатывают наждачной бумагой, полируют и закаливают с последующим отпуском.
Закалку производят следующим образом: отполированный бой чекана нагревают (750—850 °C) паяльной лампой или на установке ТВЧ (токами высокой частоты) и быстро опускают в воду для охлаждения. После закалки чекан становится очень твердым и хрупким. Для устранения этого недостатка служит отпуск, снижающий внутренние напряжения и смягчающий действие закалки.
Отполированный инструмент снова нагревают (220—300 °C) и охлаждают в воде. Закалку проверяют напильником с мелкой насечкой: если напильник свободно скользит по бою чекана, не срезая опилок, значит инструмент закален хорошо. Бой чекана после закалки полируют на полировочном круге и проверяют, нет ли трещин на его рабочем конце.
При выколотке крупных глубоких рельефов удобнее применять деревянные чеканы (рис. 7.14). Они хорошо выравнивают фон, а при вытяжке рельефов меньше нагартовывают металл. Изготовляются из твердых пород дерева — бука, граба, дуба, березы. По внешнему виду похожи на металлические чеканы больших размеров.
Последнее обусловлено тем, что бой и верхний конец чекана быстро сбиваются, а в процессе реставрации размеры уменьшаются. Боевую часть деревянного чекана тщательно выравнивают напильником с мелкой насечкой и шлифуют наждачной бумагой.
Размеры чеканов (по сечению) и молотков (по массе) зависят от рода выполняемых работ. Для небольших ювелирных работ употребляют чеканы, откованные из тонких стальных стержней сечением 3—4 мм, а для крупных декоративных композиций и монументальных панно — 15—20 мм.
Рис. 7.14. Деревянные чеканы
Рис. 7.15. Ручные расходники
При выполнении чеканных работ на тонких пластичных металлах (медь, алюминий толщиной 0,4—0,5 мм) используют ручной расходник с деревянной ручкой (рис. 7.15). Линии расходки (на эластичной подкладке под лист) получаются очень четкие, достаточной глубины.
Вторым главным инструментом чеканщика являются чеканные молотки (рис. 7.16). Их специфическая форма выработана и усовершенствована в процессе многовекового опыта. Молотки в зависимости от назначения могут быть выполнены из металла, дерева, резины или кости. Металлические служат для выколачивания различных форм и для удара по чекану.
Один конец молотка имеет сферическую (шаровидную, полукруглую) форму, другой — плоскую квадратного или округлого очертания. Деревянные и резиновые молотки служат для вытяжки рельефа и разравнивания фона.
Рис. 7.16. Набор чеканных молотков:
а — с плоским и сферическим боем; б — с округлым и пурошни-кообразным боем; в — с плоским и сменным боем; г, д, е, и — с округлым и сферическим боем различных размеров; з — с плоским и в виде трубочки боем; ж — с боем в виде притупленной сечки, вертикально и горизонтально повернутым по отношению к ручке молотка
Молотки изготовляют из углеродистой стали марок у 7 или у8. Масса от 70 до 250—300 г. Наиболее широко применяются молотки массой 120—200 г. Молотки для чеканки делают слесарным или токарным способом. В первом случае они будут иметь квадратное сечение нижнего боя и средней части; переходы (шейки) от средней части к бойкам — скругленные или круглые; верхний боек — полушаровидный. Во втором случае молотки имеют по всей длине круглое сечение. Диаметр бойков различный: нижний — большой (для удобства наносить удары по чекану); верх
ний — меньший (для большей устойчивости молотка). Бой тщательно шлифуют, полируют до зеркального блеска, закаливают, отпускают и еще раз полируют. Для удобного пользования ручка молотка должна иметь изгиб и утолщение на конце, т. е. продольная ось головки — перпендикулярна к линии, мысленно соединяющей нижнюю точку ручки с боевой (ударной) плоскостью. Для молотков с большой массой, предназначенных для вытяжки рельефов на крупных работах, ручки делают прямыми.
Лучшим материалом для изготовления ручек чеканных молотков являются твердые породы дерева: бук, граб, дуб, береза (молотки с большой массой) и груша (молотки средней массы и самые малые, применяемые в ювелирном деле). Готовые ручки полируют наждачной бумагой и покрывают смоляным лаком.
Оборудование, приспособления и подсобные материалы, используемые при чеканке
Рабочее место чеканщика имеет стол с эластичным покрытием. На плоскость стола наклеивают слой рилина. Боковые стороны крышки вкруговую обивают стальным или дюралевым уголком. К столу может быть подведено индивидуальное дневное освещение, не дающее теней, с отражательно-рассеивающим щитком, что особенно необходимо при чеканке ювелирных изделий.
Стол имеет два выдвижных ящика для хранения инструмента — чеканов и молотков. Стул удобный, не ограничивающий движений работающего (лучше с вращающимся сидением и регулируемой высотой).
Мастерская оборудуется заточными станками — для правки, заточки и изготовления инструмента; шлифовально — полировальными станками; пескоструйными установками для отделки готовых изделий; сверлильными и токарными станками.
Обязателен для чеканщика набор слесарных инструментов: ручные ножницы для резки металла, плоскогубцы, кузнечные клещи, напильники, надфили, рифлевки, линейки стальные длиной 500—1000 мм, угольники, циркули слесарные, зубила и др.
Для выполнения слесарных работ по изготовлению и правке инструмента, зажима специальных чеканов служат стуловые тиски.
При сборке и монтаже монументальных работ, а также полировке труднодоступных мест на рельефе чеканки применяется электродрель.
Для чеканки рельефа с предельной точностью используется смола, приготовленная следующим способом: битум марки 4 или 5 расплавляют в котле, затем при постоянном перемешивании добавляют наполнитель (10—30% от общего объема). В качестве наполнителя используют просеянный песок или золу, формовочную землю, сухой красочный пигмент (охру, сурик); для большей вязкости и мягкости — воск (5—10%), а для большей клейкости и прочности — канифоль.
Разогретой смолой заливают ванны или ящики для чеканки по листу. Для малых работ служат эмалированные металлические фотованны (400—450 мм, высота бортов 50 мм), для больших — деревянные ящики 500x500x50 или 700x700x70 мм.
Вместо ящиков со смолой применяют мешки из прочной брезентовой ткани, наполненные чистым просеянным речным песком. Форма и размеры мешков различные. Толщина наполненного песком мешка — не менее 120—150 мм. Большие монументальные работы в основном выполняются на мешках с песком.
В качестве подкладок могут использоваться листы из свинца, резины, войлок (для мелких работ или обработки отдельных фрагментов чеканного листа).
Для приготовления, разогревания смолы и насмолки чеканных пластин применяются паяльные лампы, кузнечные горны, электронагревательные устройства; для выравнивания фонов, набивки фактуры на плоских чеканках — стальные и чугунные плиты, деревянные доски.
Кроме того, чеканщику для работы необходимы: травильные ванны из кислотоупорного материала (для травильных и отбеливающих растворов); гальванические ванны с выпрямителями для гальванопокрытий; вытяжные шкафы и зонты для химобработки, оксидирования и патинирования изделий; химическая термостойкая посуда (для смешивания химических реактивов); электроплитка (для подогрева растворов) ; термометры ртутные со шкалой до 100 °C; круги шлифовальные и полировочные, пасты, абразивный порошок для шлифования и полирования, кислоты, химреактивы; щетки щетинные, кисти; ящик с древесными опилками для просушки изделий; резиновые (для работы с химикатами), брезентовые (для работы с горячей смолой) перчатки.
Для закалки чеканов и молотков, отжига мелких изделий, приготовления черни служит муфельная печь (температура нагрева 1000—1200 °C).
Помещение должно быть обязательно оборудовано раковиной с проточной водой (для промывки изделий после травления, отбела и обработки их химикатами).
Еще записи по теме
- Обронное гравирование
- Басма
- Технология чеканки
- Чеканка объемных изделий скульптурного типа
- Чеканка
- Примеры чеканных работ
- Плоскостное гравирование
Источник: hudojestvennayakeramika.ru
Художественная чеканка, тиснение металла и гравирование по металлу – техники декора ювелирных изделий
Чеканка – один из видов прикладного искусства – рельеф на металле выполняют при воздействии чеканов и молотков – который применяют при изготовлении кухонной утвари, картин, изделий из драгоценных металлов.
Чеканка
Искусство чеканки восходит своими корнями во времена древнего мира, как пример, можно привести золотую маску из Микен.
Чеканка — ручная работа
Рисунок чеканят на листе металла, предварительно уложив его на березовый или липовый кряж. Кроме них, в качестве подложки для выполнения применяют резину, мешок с песком. Некоторые мастера применяют из свинца.
Кстати, без чеканки не обошлись монетные дворы, на которых чеканили монеты. Их изготавливают из металла толщиной более 1 мм. Для получения качественного и точного рельефа используют специальные прессы,с предустановленным штампом, на который нанесены рисунки и необходимые надписи. Пресс обеспечивает силу необходимую для удара, деформирующую поверхность до необходимого состояния.
Кстати, вне зависимости от вида чеканки, ее завершает отделка.
Основы процесса
Изображение создают ударами молотка по инструменту, приложенному к поверхности металла. Конфигурация оттиска зависит от формы рабочей части инструмента. Затем его последовательно переставляют и повторяют операцию до тех пор, пока не будет выбит весь рисунок. Сложные изображения чеканят несколькими инструментами с рабочей частью разной формы.
В зависимости от предпочтений чеканку металла выполняют в разных стилях:
- историческом;
- древнерусском;
- восточном;
- грузинском;
- марокканском;
- узбекском;
- современном.
Качество изображений зависит от степени подготовки чеканщика.
Независимо от стиля у каждого мастера свой «почерк» выполнения работы. Несмотря на кажущуюся сложность освоить чеканку по металлу своими руками нетрудно.
Сложные изображения чеканятся разными инструментами
Чеканка
В настоящее время чеканка, или получение объемных изображений на тонком листе металла распространена в художественных мастерских. Как и в прошлом, освоение тонкостей мастерства требует много времени и специального инструмента.
Чтобы понять, лежит ли душа к этому виду творчества, необязательно тратить годы на обучение и совершенствование навыков работы с металлом и профессиональными инструментами. Можно попробовать себя в технике чеканки и тиснения, используя лист пищевой фольги и несложный набор инструментов — канцелярских принадлежностей. А после освоения техники тиснения по фольге, возможно, появится желание овладеть и секретами древних мастеров чеканки.
Чеканка из фольги своими руками: мастер-класс с пошаговыми инструкциями
Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок развивался, поэтому, покупая игрушки, иногда возникает вопрос о том, насколько она помогает общему развитию ребенка. Но не обязательно покупать дорогие современные игрушки для развития малыша, достаточно найти интересное занятие, в котором будут участвовать краски, кисточки и руки ребенка. Именно для таких родителей, которые хотят занять полезным делом свое чадо, существует наш мастер-класс по чеканке. Для этого вида творчества очень легко найти все необходимые материалы в каждом доме. Самое главное, чтобы ребенок мог воплотить свои фантазии, а вы помогли бы ему сделать красивое украшение для квартиры.
Виды чеканки
В зависимости от формы предмета и сложности рисунка чеканка бывает:
- Ажурной, по виду похожей на металлические кружева. Работу начинают с высечения фона, затем по подготовленным линиям проводят завершающую высечку. Поскольку толщина ажурных перегородок невелика, при проведении отжига необходимо следить, чтобы они не расплавились. Ажурную чеканку часто наносят на объемные предметы как финишную отделку.
- Контурной, которая чеканится на листовом металле без заранее нанесенного рельефа. Визуально такая чеканка схожа с гравировкой, но отличается от нее выпуклыми или вогнутыми формами. Этот способ применяют для изготовления декоративных элементов интерьеров и для нанесения орнамента на плоские поверхности.
- На объемных предметах. Самый трудный по выполнению вид чеканки, так как рисунок выбивают на изогнутой поверхности. Однако опытные мастера справляются с работой без особых затруднений.
- Рельефной. Ее также относят к категории сложных видов. Работу начинают с выколачивания контуров рисунка, затем изображение делают рельефным. На завершающем этапе выравнивают детали изображения и полируют.
Используемые материалы
Ювелирные изделия с чеканкой традиционно делают из серебра и золота. Большинство же мастеров работают с более дешевыми металлами:
На металле для чеканки не должно быть вмятин, царапин, пятен, расслоений. Если чеканка будет проводиться на смоляной подложке, потребуется битум №4 или 5, а для его удаления керосин или машинное масло. В качестве альтернативы использую пластилин, березовые или липовые чурбаки, войлочные или резиновые маты, свинцовые плиты. Шлифовку и полировку выполняют кварцевым песком и порошкообразной пемзой. Химическую обработку проводят:
- соляной, серной, азотной кислотами;
- поташом;
- сернокислой медью.
Оборудование и инструменты
Рабочее место чеканщика кроме верстака оборудуют слесарными тисами, электрическим точилом, шкафом или стеллажом для складывания инструментов, материалов, реактивов и пр. Набор оборудования дополняют:
- емкостью и электроплиткой для нагрева битума;
- двумя мешками 0,5х0,5 м из брезента с сухим мелкозернистым песком;
- ванночками для химических растворов;
- ящиком с древесными опилками для сушки заготовок;
- паяльной лампой для проведения отжига;
- резиновыми перчатками для проведения химической обработки;
- брезентовыми рукавицами для работы с горячими заготовками;
- металлической плитой для правки.
Основные инструменты для чеканки по металлу
Основные инструменты для чеканки называют чеканами. Их делают из высокоуглеродистой стали в виде квадратных или круглых стержней длиной 12 — 18 см разного сечения. Нижнюю часть называют боем. Средний участок утолщают, чтобы было удобней удерживать в руке. В зависимости от формы боя чеканам даны названия:
- трубочками создают округлые углубления;
- обводными проводят линии в виде ряда точек;
- канфарниками наносят контуры изображения;
- лощатниками с шероховатым или гладким боем выравнивают фон;
- пурошниками выполняют выколотку с задней стороны;
- сечками с полукруглым или прямым боем набивают фон;
- фигурными наносят отпечатки нестандартной формы.
Чеканы из твердой древесины выполняют те же функции что и металлические, но по размерам больше. Для работы с ними потребуется деревянный молоток (киянка). Такие чеканы используют для создания крупных рисунков с глубоким рельефом. Металлическими молотками выбивают крупные изображения и наносят удары по чекану. Поэтому одну сторону делают сферической, а другую плоской.
Разметку и механическую обработку выполняют:
- чертилкой, металлической линейкой, циркулем, угольником;
- ножницами и ножовкой по металлу;
- лобзиком при нанесении ажурной чеканки;
- пробойниками из инструментальной стали;
- напильниками с мелкой и крупной насечкой.
Технологический процесс
Работа по выполнению чеканки начинается с подготовки рисунка, который выполняют в натуральную величину. Рисунок должен быть выполнен в контурной манере, то есть предметы необходимо изображать без теней. На листе необходимо оставить поля, необходимые для фиксации его на металле.
Технологический процесс чеканки
Для переноса рисунка, на предмете обработки выполняют его развертку на бумаге. Исходя из последнего, из металла вырезают контур. Его размер должен немного, на 3 — 4 см, превышать площадь изображения, нанесенного на бумагу. Эта полоса металла необходима для крепления металла на рабочем месте. Кстати, для усиления фиксации металлического листа применяют смолу.
Выполнение художественной чеканки своими руками
Чеканка, выполненная своими руками, украсит любой интерьер, это хороший подарок друзьям и сослуживцам, может даже стать прибыльным делом. И необязательно быть художником. Сейчас в интернете можно найти множество рисунков. Добавив к ним свой вкус, фантазию и освоив азы чеканки, можно создавать уникальные шедевры.
Для начинающих рекомендуется выполнить сначала чеканку с простым рисунком. Так можно научиться выполнять перевод рисунка на пластину, обводить контур изображения расходником, опускать фон лощатником, создавать объем пурошником, отделывать фон камфарником.
И только испробовав все инструменты в деле и получив положительный результат, приступать к художественному оформлению работы любой сложности. Рисунок чеканят только правильно подобранным инструментом, поэтому необходимо его купить или изготовить самостоятельно, а также правильно подобрать подсобные приспособления и технику исполнения.
Но и не забыть про обустройство рабочего места. Оно должно быть удобным и хорошо освещенным.
Разнообразные виды изделий
Чеканку широко применяют при производстве изделий разного назначения, из листов металла разных марок. Ее широко используют при оформлении зданий внутри, и снаружи. Эту операцию используют при производстве металлической посуды, декративных манелей , украшений.
При создании изделий мастера применяют специальные приемы, например, чеканка винограда. В этом деле существует множество секретов, которые часто передаются из поколения в поколение.
В мастерских по выполнению чеканных работ выполняют картины, элементы интерьера. Кроме того, некоторые мастера выполняют работы по изготовлению картин, которые состоят из нескольких слоев, в том числе и тех, которые состоят из нескольких металлов. Такая комбинация придает композиции многоцветность.
Чеканка на объемных изделиях
В мастерских по выполнению чеканки выполняют и фрагменты, которые могут быть установлены в мебель, выполненную и из массива, и разного вида панелей.
Особый вид чеканки это оклады для икон, кроме, рисунков на их поверхности закрепляют драгоценные камни.
За все время, пока существует чеканка, выработались отдельные стили (кавказский, восточный и пр.). Современные мастера применяют все наработанные ранее стили и одновременно с этим разрабатывают свои собственные.
Особенности медной чеканки
Медные листы являются идеальным материалом для изготовления художественной чеканки. Материал хорошо вытягивается, изображение получается объемным. Перед нанесением рисунка медный лист необходимо прогреть до красного цвета для улучшения эластичности.
Чеканка по меди, как и по другому металлу или фольге, начинается с переноса эскиза. Для этого понадобится копировальная бумага и чертилка. На следующем этапе рекомендуется создать жировую поверхность. Это будет способствовать скольжению инструмента. Для операции понадобится пластилин.
Медная чеканка начинается с обработки контурными линиями заготовки с лицевой стороны. Изнаночный контур вытягивается после нанесения дополнительных линий с применением соответствующего операции чекана.
Далее приступают к вытягиванию и корректированию основного объема, вытягивая его или опуская. Окончательный вид чеканке можно придать, выполнив тонировку, патинирование или оксидирование. Эти операции позволят изменить цвет медной чеканки, при этом используются специальные химические составы.
Решив выполнить свой вариант обработки чеканки, необходимо узнать тонкости выполнения той или иной операции. Многие материалы токсичны и требуют соблюдения правил техники безопасности не только при проведении работ, но и при хранении составов.
Операции должны выполняться в вытяжном шкафу или в хорошо проветриваемом помещении, а посуда для хранения должна закрываться притертыми пробками. Перед нанесением декорирующего слоя и после операции чеканка промывается, обезжиривается и просушивается.
В последнем случае используют опилки, которые легко впитывают в себя влагу.
Запрещается протирать готовую чеканку тканевым материалом: он может повредить декоративную пленку.
Способы изменения цвета медной чеканки можно найти в интернете и воспользоваться рекомендациями, а можно придумать свой оригинальный метод.
Предлагаем посмотреть видео по чеканке на медном листе:
Просим тех, кто занимается изготовлением чеканки по металлу, поделиться в комментариях своим опытом и рассказать о своих неудачах и достижениях.
Источник: metdveri59.ru
Чеканка по металлу. Художественная обработка металла. Рисунки для чеканки
Чеканка по металлу — это технологический процесс, применяемый для изготовления рельефных изображений, надписей, различной сувенирной продукции. Является одним из видов изобразительного декоративно-прикладного искусства. Каждое изделие ручной работы эксклюзивно.
Ремесло или искусство
Художественная обработка металла методом чеканки известна с древних времен. Мастера Средневековья в совершенстве владели искусством «выколачивания» изображений на тонком листе мягкого металла, а свое умение создавать рисунки с помощью молотка и специального ударника, который называется «чекан», передавали из поколения в поколение.
В настоящее время рельефные художественные изображения, как и раньше, изготавливаются вручную, поэтому каждая работа уникальна и неповторима. Материал используется разный, но он должен обязательно быть пластичным и поддаваться растяжке. Лучше всего для чеканки подходят листовые металлы: латунь, алюминий и медь.
Технические условия
Чеканка по металлу делается на так называемой подложке, которая укладывается под заготовку. Подложка должна быть податливой и не амортизировать под ударами молотка. Мастера обычно используют поперечный срез дерева твердых пород — это может быть березовая чурка, дубовый комель или липовый кряж.
Для чеканки на особо тонких металлических листах употребляется войлок, толстая резиновая пластина или мешок из плотного брезента, набитый речным песком. Последний метод применяется, если площадь исходного материала больше квадратного полуметра. Для более мелких изделий профессиональные чеканщики предпочитают свинцовую плиту, которая позволяет добиться наиболее тонких штрихов и линий на изображении.
Виды
Чеканка (фото представлены в статье) бывает в двух вариантах: объемная, с достаточно высоким рельефом, и плоская, у которой рельефные показатели незначительные. У каждого вида есть свои преимущества. Рельефное изображение более эффектно с точки зрения сюжетной эстетики, поскольку происходит сближение с форматом 3D, а это считается положительным фактором. Но зато плоская чеканка по металлу может быть выполнена в ажурном варианте, что является бесспорным признаком художественного стиля.
Просечка
Кружевной орнамент в металле требует высокого мастерства и делается методом сквозной пробивки. Просекается заготовка в два этапа. Сначала остро заточенными чеканами намечаются контуры и линии, по которым пойдет пробивка рисунка, затем следует непосредственно просечка материала насквозь.
После того как будут сделаны зачистка изделия и снятие заусенцев, проводится обжиг с целью выравнивания материала. Эта технологическая операция требует особой осторожности, поскольку тонкие ажурные перегородки могут расплавиться.
Подвидом плоскостной чеканки является контурный метод, который напоминает гравировку с невысоким рельефом. Контурная чеканка может быть выпуклой или вогнутой, в зависимости от сюжета рисунка. Как правило такие предметы используются для украшения интерьеров, но они также интересны как самостоятельные декоративные.
Рельефная чеканка
Объемные изделия являются более сложными с точки зрения технологии и, кроме того, несут в себе постоянную угрозу деформации. Тем не менее рельефная чеканка по металлу считается самой эстетичной и художественной. При раскопках в южных европейских регионах археологи не раз находили тончайшие изделия из золота и серебра, выполненные методом рельефной чеканки. И хотя древние мастера владели технологиями отливки, они предпочитали более изящные способы создания украшений.
Чеканка по металлу своими руками
Для начала можно попробовать выполнить чеканку на кухонной посуде. Это может быть жестяная банка из-под кофе или чая. Как сделать чеканку в домашних условиях? Начать лучше с вогнутой разновидности, то есть рисунок будет направлен внутрь. Для этого необходимо прочно закрепить материал, в данном случае кофейную металлическую банку, и карандашом наметить рисунок.
Тема может быть любой.
Затем нужно изготовить инструмент для чеканки. В домашних условиях для работы подойдет обычный строительный гвоздь длиной 100-150 миллиметров, у которого следует сточить острый конец. Когда кончик гвоздя примет округлую форму, его уже можно будет назвать канфарником — это основной инструмент чеканщика. Остается найти молоток весом двести граммов, и можно приступать к работе.
Легкими ударами нужно нанести контуры рисунка, а затем выбивать точки. Чеканка по металлу своими руками в домашних условиях — это творческий процесс, который может стать началом долговременного увлечения. В этом случае нужно быть готовым к тому, что потребуется набор инструментов и специальный материал.
Рисунки для чеканки
Начальным этапом в процессе создания изделия является нанесение рисунка на заготовку. Художественная обработка металла связана с наличием таких исходных материалов, как металлические пластины из жести или листовой меди, латуни и алюминия. На каждую из них необходимо нанести рисунок, по которому будет сделана чеканка.
Тематика изображений выбирается заранее, и далее по ним готовятся специальные наброски. Затем рисунки методом прямого копирования переносятся на поверхность металлической заготовки. После этого поверхность покрывается тонким слоем лака, предохраняющим контуры от истирания.
Формы
Технологии чеканки по металлу используются при изготовлении монет. Этот автоматический процесс находится под контролем государства и призван обеспечить потребности страны в денежных единицах. Сложнейшие механизмы безостановочно штампуют металлические монеты разного достоинства. Для каждого номинала существует своя форма для чеканки, которая представляет собой взаимозаменяемую, универсальную конструкцию. Техники по мере необходимости за считанные минуты меняют эти формы, и процесс изготовления монет продолжается.
Инструменты
Для работы мастеру-чеканщику необходим набор специальных инструментов и приспособлений. Профессионалы с многолетним опытом обладают целой инструментальной базой, насчитывающей десятки и сотни различных устройств. Начинающие чеканщики обходятся несколькими инструментами.
Для изготовления несложного изделия требуется набор четырех- или восьмигранных кованых чеканов:
- канфарник — чекан в форме толстой иглы с закругленным концом;
- расходник — прямой, плоской или радиусной формы в виде отвертки инструмент;
- сечка — острозаточенный чекан в виде зубила, предназначенный для глухой или сквозной просечки материала;
- лощатники — разнообразные инструменты плоской формы для лощения — выравнивания основы.
Для полноценной работы также требуются приспособления слесарного назначения, различные фиксаторы, прижимы, тиски и грузы. Не обойтись и без деревянных молотков (киянок).
Материалы
- Красная медь — наиболее предпочтительный металл для чеканки, обладающий пластичностью. Легко принимает заданную форму, способна выдержать высокий рельеф изделия. После полировки долго не темнеет.
- Латунь — сплав меди с цинком. Менее пластична в сравнении с медью, но обладает хорошими данными для механической обработки, сопутствующей чеканке: штамповки, резки, прокатки и других операций. Хорошо полируется, долго сохраняет блеск. При окислении приобретает красивый зеленоватый цвет.
- Алюминий — металл достаточно жесткий, но легко чеканится. В виде фольги допускает вытяжку. Не нуждается в обжиге, так как не деформируется в процессе обработки. Легко полируется, долго сохраняет благородный матовый оттенок.
- Нержавеющая сталь — используется для особо крупных изделий, чеканится только на специальных станках. Ручная обработка невозможна, поскольку сталь обладает высокой прочностью и вязкостью.
- Никель — в чистом виде для чеканки непригоден, однако в сплаве с медью является удобным и надежным материалом для изготовления изделий с высоким уровнем эстетичности. Наиболее востребованные сплавы — мельхиор и нейзильбер. Они отлично полируются и не требуют чистки.
- Кровельное железо — материал используется только для изготовления простейшей продукции. Консистенция металла непрочная, склонная к растрескиванию.
Художественные изделия, изготовленные методом чеканки, востребованы во многих областях общественной жизни. Они украшают холлы и офисы. Особо ценные экземпляры находятся в музеях и арт-галереях.
Источник: fb.ru