Искусственные драгоценные камни что это
Стильная игривая кошка с фианитом, подвеска
Серебряная подвеска с фианитом
Цена: 2100 1640 руб.
Небольшая серебряная статуэтка в виде тигра, символа года
Симпатичный тигр (тигренок) из серебра 925 пробы, 3,0*1,6 см
Цена: 2990 2490 руб.
Кулон собака с косточкой, серебро чернёное
Ушастый серебряный песик занят обедом
Цена: 1950 1690 руб.
Серебряная подвеска — кулон Паук (тарантул)
Объемная подвеска в виде паука
Цена: 5990 4890 руб.
Серебряное кольцо две девушки в объятьях
Кольцо в виде двух обнимающихся девушек (15 г)
Цена: 8100 6190 руб.
Необычная подвеска Кошка с полумесяцем, серебро
Подвеска с подвижным шариком, серебро с чернением
Цена: 2990 2690 руб.
Искусственные (синтезированные) камни — что это?
Дорогие друзья! На сайте «Сильвер Дисконт» Вы часто встретите словосочетание «Искусственные камни». Не торопитесь пугаться. В этой статье мы попытаемся разобраться подробнее, что стоит за этим словосочетанием.
САМОЦВЕТЫ. КАК РАСПОЗНАТЬ ИСКУССТВЕННЫЕ И НАТУРАЛЬНЫЕ ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ
В первую очередь, давайте приведем в порядок терминологию. Правильная формула, которая расшифровывает это понятие, здесь: Искусственные камни = искусственно выращенные камни = синтетические камни.
Не стоит думать, что искусственные, или синтетические камни – это стекляшки или безделушки, не имеющие никакой ценности. Несомненно, стоимость синтетических, искусственно выращенных камней, значительно ниже настоящих драгоценных кристаллов. Но только из-за того, что это творение рук человеческих, а не природы. Ниже мы постараемся объяснить, в чем отличия между материалами, которые не стоят практически ничего и искусственными, или синтетическими камнями и почему этот стереотип не соответствует действительности.
Фокус в том, что синтетические (искусственные) камни – это 100% АНАЛОГ ДРАГОЦЕННЫХ ИЛИ ПОЛУДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ, воссозданные искусственно и полностью повторяющие химическую и молекулярную структуру настоящего камня. Или сделанных по образу настоящего камня, но с некоторыми отличиями в молекулярной структуре. При этом, практически без изменений, в целости и сохранности остаются такие параметры, как: внешний вид, оттенки, прозрачность, долговечность, сама структура кристаллов.
Якобы «искусственные камни» можно часто встретить во многих простейших украшениях. Но на самом деле – это обычные подделки, сделанные из простых материалов (стекло, пластик), не более того. В отличие от них, натуральные искусственно выращенные камни, о которых прежде всего идет речь в этой статье – сохраняют вид долгие годы, именно благодаря структуре, полученной от своих естественных, природных «прародителей».
Самой популярной и ценной группой искусственно выращенных камней можно назвать, конечно же, полные аналоги природных: изумруды, гранаты, рубины, опалы, сапфиры, бирюза и жемчуг. Другая группа – кристаллы, не имеющие 100% аналогов в природе – это фианит, цирконий, фабулит.
Синтетический сапфир – Из чего это сделано? (Как это сделано?)
Насколько ниже стоимость искусственно синтезированного камня? Всегда ли их цена в разы ниже настоящего, драгоценного? Для начала, можно взять как пример синтетический алмаз. Оригинальная структура кристаллов настоящего алмаза настолько сложна для «копирования», что взрощенный в лабораторных стенах искусственный, по сути, отличается от настоящего лишь скоростью производства. И стоимость таких синтезированных алмазов зачастую сравнима с ценой на настоящие.
Другой пример – изумруд. Этот, воссозданный в неестественных условиях камень, очень часто стоит примерно всего лишь половину от настоящего, природного. Цена на другие камни может отличаться от цен на «оригиналы» в 10, 20, 50 или даже 100 раз. Размер камня, качество имитации, огранка также в данном случае имеет свое значение. Великолепно выполненные искусственные кристаллы выставляются в музеях и стоят невероятных денег.
Стоит особо отметить камни, зачастую называемые «Органическими», т.е. созданными живыми организмами. Например, тот же искусственный жемчуг. Созданный в лабораторных условиях, в данном случае, не имеет почти никакой ценности, его можно спокойно приписать к группе подделок.
Технология же производства «настоящего» искусственного жемчуга не меняется уже на протяжении веков и представляет из себя процесс, на 100% повторяющий созревание жемчуга в естественных условиях. Т.е. в раковину моллюска вживляется небольшой шарик, который со временем покрывается такими же естественными радужными слоями, что и настоящая жемчужина, случайно попавшая в такую же раковину в виде песчинки. При этом, срок созревания искусственной жемчужины среднего размера составляет около 5-6 лет.
Можно ли назвать синтетические камни подделками? Только при одном условии – если искусственно выращенный камень выдается за настоящий. Создание искусственных камней – ни в коем случае не подмена, а лишь возможность альтернативного выбора. Если Вы сомневаетесь в естественности происхождения камня, не стесняйтесь обращаться к специалисту по камням.
Опытный геммолог всегда отличит два похожих кристалла друг от друга по разным признакам: мелкие дефекты производства, микроскопические пузырьки, не видимые невооруженным глазом, помутнение, неестественные микротрещины камня или, наоборот — полное отсутствие всяческих изъянов и посторонних включений. Последнее – одно из самых основных отличий искусственно воссозданного камня. Обретая свои формы под определенной температурой и давлением в лабораторных условиях под строгим надзором специалистов, не испытывая движений земной коры на протяжении веков, воздействия разных температур и грунтовых вод, массовые синтетические камни воссоздаются в одинаковых условиях, что практически исключает уникальные отличия одного от другого.
Этот же факт (массовость производства и отсутствие уникальности каждого камня), несмотря на схожую или на 100% повторяющуюся структуру, зачастую сводит к минимуму то самое чувство ценности камня. Не смотря на красоту и идеальный внешний вид. Отсутствие таинства происхождения, многовековых испытаний, выпавших на долю настоящего кристалла, незримой энергетики, оригинальных и неповторимых вкраплений – все это с одной стороны, делает менее ценными в наших глазах синтетические камни и одновременно и неумолимо повышает ценность настоящих драгоценных камней.
Но одно можно сказать точно – хороший искусственно выращенный камень прослужит Вам верой и правдой, вызывая восхищение окружающих и радуя Вас, долгие годы. Более того — будет радовать своим естественным блеском еще не одно поколение Ваших детей. А выбор всегда остается за Вами!
Источник: silverdiscount.ru
Выращенные в лаборатории. Вся правда о ювелирной синтетике
Очень-очень многие люди считают, что синтетическая ювелирная вставка – то же самое, что и вставка искусственная. Эти понятия они объединяют в своей голове одной фразой – «фу, подделка». Но! Между двумя этими терминами — синтетика и имитация — огромнейшая разница!
Запасы природных ископаемых с каждым годом истощаются все больше, некоторые минералы уже в «красной книге» камней, но не все так грустно, друзья, в наших руках – технологии, с помощью которых мы не лишим себя красоты земных богатств. Наше спасение – синтетические ювелирные камни. И они уже давно спасают наши сердца и кошельки.
Синтетические (синтезированные) камни — лабораторные продукты, выращенные людьми с помощью специальных технологий. Рост синтетических кристаллов и сами кристаллы идентичны природным, лабораторные условия лишь ускоряют их рост (тут речь об ускорении в столетия), а также позволяют улучшать качественные характеристики вставок, расширять их цветовое разнообразие.
Синтезированные камни – не подделка природы, как многие могут говорить, они – ее полное воспроизведение, ее качественная репродукция. В отличие от ювелирной синтетики существуют ювелирные имитации минералов—искусственные продукты, имитирующие внешний вид природных камней, но не обладающие их химическим составом и/или физическими свойствами или структурой.
Имитации природных камней бывают двух видов: полученные из отходов натуральных камней путем прессования, сплавки, склеивания и изготовленные из стекла и пластмассы. И приравнивать данные имитации к синтезированным кристаллам не стоит.
Ювелирные вставки синтезируют 4 основными методами—Вернейля, Чохральского, зонной и гарнисажной плавки и раствор — расплавных методов. Для разных камней используются различные методы синтеза. Рубины и сапфиры традиционно выращивают методом Вернейля, основанном на образовании кристалла из расплава. Синтетический алмаз растят особым методом—высоких давлений и температур. Изумруды чаще всего производят гидротермальным способом (думаю, некоторые встречали в описании вставок на бирке от ювелирного украшения «г.изумруд», так вот – это тот самый, синтезированный гидротермальным методом камень).
На то, как быстро вырастет кристалл, влияют 2 фактора: каким методом синтеза он будет воспроизводиться на свет, и насколько качественным требуется продукт в конечном итоге. Так, например, самые качественные кристаллы получают методом Чохральского. Синтезированные таким способом камни являются прекрасным ювелирным материалом, так как они гораздо однороднее по структуре, чем кристаллы, выращенные методом Вернейля, зонной и гарнисажной плавки.
Эксперименты с заменой природных камней на всякого рода аналоги и имитации практиковались с древних времен, однако лишь в 19 веке технологии позволили ученым создать настоящие аналоги природы.
Марк Годэн, французский химик, в 1857 году получил кристаллы рубина-каратника, сплавив в ходе эксперимента сульфат калия и алюминия с хроматом калия. В 1892 году Огюст Вернейль, также французский ученый, соорудил печь с водородно-кислородной горелкой, применение которой в синтезировании камней помогло поставить производство ювелирной синтетики на поток.
И к гадалке не ходи, у каждой девушки, женщины, да, что уж там, и у мужчин, носящих в принципе ювелирные украшения, в шкатулке/на полке обязательно найдется что-нибудь с фианитовой вставкой. Этот синтетический камень большинству людей порядочно приелся, однако, каким прорывом в 1970 – 1972 годах было его создание! И что особенно приятно, синтезировали данный камень наши ученые, сотрудники Физического института Академии Наук СССР.
Фианит создан на основе кубической модификации окиси циркония и гафния, природным аналогом которого является камень тажеранит, открытый на Тажеранском массиве. Синтезированный русскими учеными кристалл обладает хорошей огнеупорностью и химической стойкостью, высокими степенью прозрачности, показателем преломления и дисперсией.
Показатель преломления фианита близок к алмазному, особую игру света при различных условиях освещения обуславливает большая дисперсия камня. Несмотря на свою прочность, обрабатывается фианит непросто – он легко растрескивается и крошится, поэтому его обработку проводят лишь в определенных направлениях кристалла. Грани фианитов слегка закруглены, что служит дополнительным отличием этих камней от бриллиантов. Зарубежные фианиты несколько отличаются от российских, разница—в стабилизирующих примесях, однако по механическим и физическим свойствам и та, и другая синтетика идентичны между собой. И опять же, что особенно приятно, заграничные фианиты синтезируют по советской лицензии.
В СССР для ювелирной промышленности активно синтезировались корунды, в основном, рубины, камни с эффектом плеохроизма, например, александрит, и немногие другие, несмотря на то, что в те времена были получены практически все известные сейчас виды синтетики. В 21 веке все наработки советских времен и инновации дней сегодняшних, конечно, не без них, активно совершенствуются и внедряются в ювелирные продукты. Как отмечают многие зарубежные эксперты, наша страна обладает развитыми технологиями синтеза различных ювелирных камней. Синтетические камни российского производства высококачественные, имеющие большой спрос и внутри страны, и за рубежом.
И спрос на подобного рода камни действительно высок—теперь любая девушка в силах позволить себе кольцо с изумрудом или сапфиром, и ничего, что камень выращен в лаборатории, его цвет, блеск, красота – при нем, и синтезированные вставки ничуть не хуже природных собратьев, а в каких-то случаях, в цвете и чистоте, даже лучше!
Источник: www.livemaster.ru
Сколько же стоят синтетические камни?
Миф: синтетические камни должны стоить дёшево. На самом деле, чтобы правильно ответить на вопрос, сначала необходимо уточнить ряд нюансов.
О каких синтетических камнях идёт речь?
Сегодня, говоря о синтетических камнях, мы часто не задумываемся, что это понятие включает в себя очень широкий перечень материалов: от ювелирного стекла до выращенного алмаза. Пожалуй, единственное, что объединяет эти материалы – это их искусственное происхождение. В остальном мы можем наблюдать радикальные различия, в том числе и в цене.
Синтетические камни подразделяются на несколько классов: имитации и настоящая синтетика (выращенные камни). К первой группе относятся искусственные материалы, которые лишь внешне напоминают природные, но совершенно иные по составу и свойствам. Классическими примерами являются стекло и фианит (могут по цвету имитировать абсолютно любой камень, от бесцветного алмаза до тёмно-синего сапфира или даже меняющего цвет султанита). При этом ни стекло, ни фианит свойствами названных природных минералов не обладают. В подавляющем большинстве случаев имитации (речь идёт именно о ювелирных имитациях) сильно уступают в цене своим природным аналогам, ведь их основная цель – массовый рынок.
Совершенно иначе обстоят дела с выращиванием драгоценных камней. И не только алмазов. Основное отличие от имитаций в том, что главная задача — полное повторение всех свойств природных минералов без каких-либо компромиссов. Иными словами, если мы выращиваем изумруд, то по своему составу и всем свойствам это будет именно настоящий изумруд – созданный человеком.
Традиционно, чем выше качество производимого продукта, тем выше затраты на его производство. В случае с выращенными камнями стоимость процесса складывается из следующих факторов:
1. Идеальные компоненты
Исходные природные минералы, которые используются для роста, должны быть определённым образом подготовлены: равномерно измельчены (определённый размер частицы), перемешаны, тщательно очищены от посторонних примесей. Такие манипуляции сами по себе являются отдельным технологическим ноу-хау.
2. Выверенный рецепт
Перед запуском процесса всегда требуется время для наработки технологии (по сути, эксперимента): любой новый цвет или оттенок — даже исходное сырье с другого месторождения — требуют корректировки режимов, пропорций. А идеальных условий в таком деле не бывает.
3. Особые энергорешения
Кристалл всегда потребляет огромное количество энергии для роста. Это связано с необходимостью в течение длительного времени роста поддерживать определенные высокие температуры и/или давление.
4. Драгоценные металлы
Часто в роли расходных материалов выступают драгоценные металлы, такие, как платина или золото. Это обусловлено их уникальными химическими свойствами не вступать в реакцию с раствором или расплавом (а значит, не влиять на будущий кристалл).
5. Бдительный контроль
Процессы роста могут занимать от нескольких недель до многих месяцев — и всё под постоянным контролем специалистов, при непрерывном потреблении электричества.
На финальном этапе, когда кристаллы сформированы, должна происходить сортировка материала по качеству: от самых чистых и равномерно окрашенных до непригодных к огранке: с большим количеством внутренних включений (например, газовые включения при методе Чохральского) или девиантным цветом. Да-да, выращенные человеком камни тоже не идеальны!
Помимо самого процесса роста необходимо учесть и такой важный фактор, как контроль за вредными выбросами и переработка побочных продуктов для последующего повторного использования. На совершенствование этих технологий тратится значительное количество ресурсов.
Разумеется, себестоимость синтетических камней зависит и от количества производимой продукции. Так, для фианита или стекла — это десятки и сотни тонн в месяц, существенно распыляющие затраты на всю партию. Для выращенных камней размер партии может составлять не более 5000 карат (1кг) в год.
Эта же логика будет действовать при сравнении цены выращенных камней с ценой природных «полудрагов». Иногда это даже приводило к тому, что синтез определённого вида минералов так и не выходил за рамки эксперимента: затраты на рост кристалла превосходили затраты на его добычу в природных условиях. Такая ситуация сложилась, например, с красным гранатом-пиропом.
Пожалуй, самой простой и понятной аналогией будет аналогия с производством автомобилей. Например, отечественные марки, популярные 30 лет назад, и выдающиеся экземпляры премиального немецкого автопрома. Здесь и разница в цене и разница в качестве, количество выпускаемых машин в год, престиж марки и история бренда.
И не стоит делать поспешных выводов о превосходстве одних марок над другими: каждый класс автомобилей имеет свои преимущества. Жертвуя комфортом, высокими стандартами и дорогим внешним видом, мы получаем сильное снижение себестоимости. И наоборот.
Подведём итоги
Понятие «синтетический камень» очень ёмкое. На сегодняшний день в привычном языке оно охватывает как искусственные имитации, так и выращенные (подлинно синтетические) кристаллы. Существует множество технологий синтеза, различающихся по качеству получаемой продукции и затратности процессов. В совокупности с объёмами производимых материалов эти факторы и ложатся в основу ценообразования, разделяя искусственные камни на дешёвые и дорогие.
Источник: rusgems-shop.ru
Искусственные синтетические драгоценные камни
Драгоценности всегда были любимы и почитаемы как женщинами, так и мужчинами. Во все времена наличие драгоценностей, их оригинальность и стоимость определяли положение человека в обществе, подчеркивали его статус и достаток. Объясняется это высокой ценой на драгоценные камни и ювелирные украшения, которая с годами лишь возрастает. Прабабкины бриллианты внук может продать за баснословные деньги при условии, что они – настоящие, т.е. имеют природное происхождение.
Большинство людей в нашей стране искренне считают, что во всех ювелирных украшениях из золота вправлены драгоценные (полудрагоценные) камни. В этом и состоит отличие настоящих ценностей от бижутерии, удел которой – сиять ограненным стеклом. Однако, все не так однозначно. Уже два столетия назад ученые перехитрили матушку-природу и научились создавать имитацию драгоценных камней – их синтетические аналоги.
«Стекляшка» или «камень»?
Процесс выращивания камней в лабораторных и производственных условиях достаточно сложен и трудоемок, поэтому нельзя назвать такие камни стекляшками, но и носить имя «драгоценные камни» они, увы, тоже не имеют права.
История создания искусственных драгоценных камней
Желание получать золото и драгоценные камни из подручных материалов присуще человечеству с давних пор. Мечты о дармовом богатстве нашли свое отражение в сказках и легендах, в которых человек вдруг получал возможность превращать любые предметы вокруг себя в золото. И несмотря на то, что ничем хорошим такие истории ни разу не заканчивались, жажда сравняться с природой в возможностях и получить в лаборатории алхимические камни не оставляла ума и сердца ученых.
Не всегда удачные попытки бывают честными: история искусственных камней началась в восемнадцатом веке, когда австриец Георг Фридрих Штрасс нашел способ продавать стекло под видом благородных бриллиантов. На берегу реки Рейн Штрасс обнаружил кусочки минералов, которые, при определенном освещении были похожи на бриллианты. Путем обработки, огранки и введения в состав стекла солей свинца были получены искусственные камешки, очень похожие на настоящие, которые продавались умелым дельцом как драгоценные. Для того чтобы «драгоценности» сильнее блестели, на их поверхность наносилось тончайшее металлическое напыление. Великий комбинатор не только не был наказан за продажу поддельных камней, но, напротив, ему был пожалован титул ювелира во дворце короля, а стеклянные украшения назвали в его честь – стразами.
На сегодняшний день самыми известными в мире считаются стразы, носящие название «Кристаллы Сваровски». Очень символично, что изготавливают их на Родине Штрасса – в Австрии. Основными материалами для изготовления Кристаллов Сваровски являются хрусталь, синтетические и драгоценные камни природного происхождения, поэтому они имеют достаточно высокую стоимость.
Что касается камней, то первый камень, выращенный человеком, словно экзотический цветок, был явлен общественности в далеком 1891 году. До этого предпринимались неоднократные попытки по выращиванию камней. Однако результаты имели такие микроскопические размеры, что говорить об их использовании в промышленности (например, в ювелирной) не приходилось. Не имели успеха и «сиамские» камни, которые получали путем сплава обломков камней природного происхождения.
Искусственный рубин, полученный в лаборатории, достигал десяти карат, и создал его француз Огюст Вернейль. Все оборудование для получения камней было изобретено им же и позволяло за несколько часов получать чистые синтетические рубины в два-три раза больше полученного образца. При этом в отличие от природных камней, они не имели вкраплений и дефектов, были чисты и прозрачны. Годом позже этим же ученым был получен первый корунд синтетического происхождения. Сырьем для него послужил очищенный оксид алюминия.
Через десять лет после первого успеха исследования были закончены, а оборудование для выращивания синтетических камней было успешно внедрено в производство. Метод Вернейля оказался прост и надежен, он позволил выращивать рубины необходимой величины и подтолкнул ученых к созданию прочих синтетических камней.
Двадцатый век подхватил эстафету, были открыты дополнительные методы по выращиванию камней «в пробирках». Их ассортимент расширился, и такие камни стали очень популярны у ювелиров, ведь при меньшей стоимости можно было получить камень большего размера и невиданной для природных драгоценных камней чистоты.
В Советском Союзе в середине прошлого века синтетические камни были весьма востребованы, их можно встретить во многих украшениях той эпохи: ярко-красные, пылающие рубины и синие прозрачные сапфиры, выращенные с помощью метода, предложенного французским ученым. Кроме них, известны другие синтетические камни: александрит, изумруд, кварц и алмаз. А часто встречающийся любимый дамами фианит, имитирующий бриллиант, вообще не имеет аналогов в природе – он на все 100% является заслугой ученых.
Как отличить драгоценный камень
Рядовой обыватель ни на первый взгляд, ни на второй, ни даже на третий не сможет сам распознать, какой камень вправлен в оправу – синтетический или драгоценный (драгоценными, все-таки, называются камни сугубо природного происхождения). В странах ЕС и в США очень строго соблюдаются права покупателей, и бирка изделия в обязательном порядке содержит информацию о происхождении камня. Если же камень достался по наследству и данных о нем, кроме семейных легенд нет, то стоит обратиться в серьезную ювелирную мастерскую или лабораторию для проведения всестороннего анализа . С помощью специального оборудования специалисты смогут дать ответ на ваш вопрос. Но даже если камень не природный, а синтетический – не спешите расстраиваться, его все равно нельзя считать стеклом, годным лишь для дешевой бижутерии. Синтетические камни позволяют сделать дешевле стоимость изделий, они позволяют более экономно расходовать полезные ископаемые – алмазы, месторождения драгоценных камней и, кто знает, может быть, спустя каких-нибудь пятьдесят-сто лет, наши потомки всерьез озаботятся сохранением природы, экологии, земных недр, и синтетические камни будут в огромной цене и в тренде.
Источник: www.sciencedebate2008.com
Pereosnastka.ru
Искусственные камни
К атегория:
Художественное материаловедение
Искусственные камни
Несмотря на распространенность и обычность веществ, из которых состоят драгоценные камни, процесс искусственного получения (синтезирования) их в таком же виде и такой же величины, как это наблюдается в природе, довольно сложен.
Рис. 1. Формы огранки синтетических камней
Первые опыты по созданию искусственных алмазов были начаты М. В. Ломоносовым; их продолжали на протяжении XVIII и XX вв. многие ученые —А. М. Карамышев (1744—1791), А. Муассон (1852—1907) и др. Однако результаты были неудовлетворительные — полученные мелкие кристаллы, как показали позднейшие исследования, были не алмазами, а карбидами металлов.
В 1958 г. в Америке, а затем в Швеции, Голландии и Японии были получены первые мелкие кристаллы технических алмазов. В СССР с 1961 г. осуществляется синтез алмазов с применением оригинальной технологии, разработанной отечественными учеными.
В настоящее время в нашей стране синтетическим путем получают цветные корунды — рубины, сапфиры, светлый александрит и шпинель, вполне пригодные для ювелирных изделий.
Технология синтезирования драгоценных камней сводится к следующему:
1) измельчают в тонкий порошок окись алюминия;
2) в особом приборе его подвергают плаванию в пламени гремучего газа. Кристаллизация идет путем постепенного наращивания буля на специальной огнеупорной подставке. Процесс продолжается до тех пор, пока кристалл грушевидной формы (буль) сформируется до необходимых размеров;
3) готовый кристалл медленно охлаждают, снимают его с подставки, гранят обычным путем.
Для получения камней различной окраски к окиси алюминия добавляют следующие примеси:
для сапфира — 2% окиси железа, 1 % окиси титана;
для рубина — 3% окиси хрома;
для александрита — 3% окиси ванадия.
Искусственные камни по своим свойствам очень близки к натуральным; они представляют большую ценность и их не следует рассматривать как имитацию натуральных. В них так же, как и в натуральных, возможны дефекты — трещины, включения и т. п., а также специфические для синтетических камней помутнения, непроплав-ленность и круглые пузырьки воздуха. По этим дефектам их можно отличить от натуральных. Формы огранки синтетических камней изображены на рис. 1.
Имитация драгоценных камней
Имитация, или подделка, драгоценных камней известна с глубокой древности. Она осуществлялась в Древнем Египте, в Финикии, в античной Греции и в средневековой Европе. Например, в Парижском музее хранится ваза, привезенная из Палестины в XI в. Первоначально считалось, что она сделана из изумруда и только в 1807 г. было обнаружено, что это древнейшая подделка из стеклянного сплава, искусно имитирующего изумруд. В конце XVIII в. ювелиром Страссом была разработана технология производства имитации ювелирных драгоценных камней из стеклянного сплава, которые получили название «стразы».
В настоящее время все применяемые имитации можно разделить на два типа: естественные и искусственные.
К естественным имитациям относятся замены более драгоценных камней менее ценными, сходными по цвету и другим внешним признакам. Так, например, бриллианты часто заменяют белыми сапфирами, цирконами, топазами и другими бесцветными, прозрачными минералами; натуральные синие сапфиры — цианитами, изумруды— турмалином или демантоидом, бирюзу — лазуритом и т. п.
Другим видом естественной имитации являются так называемые дубли или дуплеты. Их составляют из двух слоев камня, что отражает их название. Верхнюю часть (до рундиста) делают из тонкой пластинки натурального камня, а шип изготовляют из дешевого камня или даже из цветного стекла и подклеивают по плоскости рундиста. Такие дубли иногда очень трудно отличить от натуральных камней, особенно если они находятся на изделии в глухих кастах (оправах) и шип не виден. Отличительной чертой дубля, которой пользуются для их распознавания, является узкая красноватая полоска по рундисту (место склейки двух половинок дуплета).
Существуют также приемы, которыми часто пользуются ювелиры для изменения цвета камней, например издавна применяется прокаливание камней. При этом цвет некоторых из них сильно изменяется. Например, аметист превращается в золотистый топаз. Применяют также обработку различными реактивами, например бесцветный халцедон приобретает красивый черный цвет (агатовый) с помощью фенола и углеводородов. Цвета бирюзы усиливают анилиновыми красками и т. п.
В настоящее время широко применяется искусственная имитация драгоценных камней из стеклянных сплавов. Основой стеклянного сплава служит бесцветное прозрачное стекло, в которое раньше для повышения легкоплавкости и усиления блеска добавляли окись свинца. В настоящее время ее заменяют окисью калия или бора.
В качестве красителей применяют окислы различных металлов. Например, красный цвет дают медь и селен, синий — кобальт, фиолетовый— марганец и т. п. Стекло варят в специальных печах. Затем из стекла изготовляют дроты (прутки), а из них после разогрева до вязкой консистенции на специальных прессах штампуют заготовки камней различной формы и размера.
После этого с заготовок удаляют облой, шлифуют и, наконец, полируют. Иногда для усиления блеска прозрачных имитаций (особенно бесцветных) их амальгамируют, т. е. нижнюю часть покрывают азотнокислым серебром с последующим бронзированием. Амальгамация значительно усиливает оптические свойства стеклянных имитаций. Из стеклянных сплавов изготовляют также имитации цветных (бирюзы, малахита, лазурита и др.) и органических камней (коралла, янтаря, жемчуга).
Источник: pereosnastka.ru