Искусственный алмаз драгоценный камень или нет

Lab grown diamonds: синтетические алмазы сегодня и завтра

Юрий Шелементьев

Lab grown diamonds: синтетические алмазы сегодня и завтра

В 2019 году самым быстрорастущим направлением среди всех сегментов индустрии драгоценных камней и ювелирных изделий были синтетические алмазы. В последнее время тема синтетики – самая горячая в СМИ, как российских, так и зарубежных. Процент синтетических алмазов на рынке, а в другой трактовке процент «подделок», оценивается по-разному, озвучиваются даже очень значительные цифры (например, 20–40%). Государственные органы все чаще заявляют, что индустрия не может регулировать себя сама, что потребителя часто обманывают и что без вмешательства государства подобный обман станет постоянным. В нашем аналитическом материале мы осветим несколько аспектов, касающихся рынка синтетических алмазов, современного положения дел и перспектив.

Алмазы под ногами? Как отличить алмаз от кварца.

В последние годы отношение в индустрии к синтетическим алмазам претерпело кардинальные изменения. Панические настроения у профессиональных диамантеров, вызванные в 2011 году новостями о появлении синтетики на рынке меле (мелких бриллиантов), постепенно сменились пониманием того, что синтетические алмазы на рынке есть и уже никуда не уйдут. Разноплановые дебаты – о том, как природные и искусственные алмазы в будущем будут сосуществовать на одном рынке, и о возможном разделении этих рынков – сегодня ведутся как на отраслевых конференциях и совещаниях, так и на страницах профессиональной периодики.

Ключевым моментом на рынке стал запуск в 2018 году компанией «Де Бирс» собственного бренда по торговле синтетическими бриллиантами – Lightbox Jewellery. Хотя эта компания была не первой и не последней, кто стал работать с синтетическими алмазами, такой шаг со стороны «Де Бирс», «матерого» алмазодобытчика, вызвал бурю эмоций. Ювелиры увидели, что можно заниматься параллельно и натуральными, и выращенными камнями, зарабатывая и на тех, и на других.

Компании, которые синтезируют алмазы для ювелирных целей, начали быстро развиваться сразу в трех направлениях: технологическом, маркетинговом и финансовом. Технологии синтеза алмазов совершенствуются, равно как и технологии послеростовой обработки этих кристаллов (последние позволяют либо обесцвечивать камни, либо, наоборот, придавать им фантазийные окраски).

Маркетологи придумывают, каким образом достучаться до потребителя и преподнести ему привлекательные стороны выращенного алмаза или, наоборот, показать непривлекательные аспекты природных алмазов. Победой маркетологов на этом фронте, пожалуй, можно считать новые правила торговли, принятые в США (FTC Rules).

До принятия этих правил природные бриллианты могли продаваться без упоминания слова «природный». То есть по определению полагалось, что бриллиант может быть только природным. Новые же правила устанавливают, что выращенный в лаборатории алмаз может предлагаться к продаже как «реальный» или «подлинный». Последствия от введения этих новых правил оценить трудно, но можно предположить, что на рынке США появилось пространство для введения потребителей в заблуждение.

Для привлечения инвестиций компании, синтезирующие алмазы, создают бизнес-планы, показывающие необычайную прибыльность и привлекательность этой сферы бизнеса. Утверждения о том, что сами технологии синтеза алмазов инновационные, а готовый продукт – по сути драгоценность, позволяют получать средства из самых разных источников. Напрашивается сравнение со средневековой алхимией, когда ученые думали, что из пепла можно создать философский камень, а уже из него – золото. Современные алхимики, превращающие графит в алмазы, придают своей деятельности такой блеск, что инвесторы охотно вкладывают средства в покупку новых установок для синтеза, или, как теперь их называют, «реакторов». В настоящее время алмазы синтезируют не только в США, Китае, Индии и России, но и в таких странах, как Сингапур, Швейцария, Чехия, Беларусь и других.

Существуют два принципиально разных случая при попадании ограненных синтетических алмазов на ювелирный рынок. В первом случае они продаются как синтетические: перед покупателем раскрывается факт, что камень не природный. Дальше эта корректная информация проходит по всей цепочке, включая ювелира, и доносится до конечного потребителя.

Этот вариант абсолютно легален и никого в заблуждение не вводит. Принципиально другая история разворачивается, когда кто-то в цепочке начинает утверждать, что это натуральный камень, или смешивает понятия «природный» и «искусственный», или еще каким-то образом умалчивает об искусственном происхождении камней. Это является мошенничеством и вводит потребителя в заблуждение. Правда, чтобы доказать умысел, нужно сначала определить, что данный камень искусственный, а затем понять, на каком этапе информация была искажена.

В качестве курьеза можно привести следующую ситуацию на рынке. К искусственным алмазам, выращенным двумя разными методами – HPHT (синтез алмаза из графита при высоких давлениях и температурах) и CVD (синтез из газовой фазы) – наблюдается совершенно различное отношение продавцов. Многие представители торговли, особенно индийские, уверены, что именно ограненные CVD алмазы неотличимы от природных камней в принципе.

Трудно сказать, на чем основывается эта уверенность, поскольку геммологические лаборатории однозначно распознают все синтетические алмазы, независимо от метода их выращивания.

Скажем несколько слово о том, как можно распознавать синтетические алмазы (на практике – ограненные из них бриллианты). Можно условно выделить два способа: экспрессный и лабораторный. Оба они основаны на том, что некоторые свойства природных и синтетических алмазов различаются и те или иные приборы позволяют это видеть.

Рис. 1. Детекторы для скрининга ограненных алмазов (слева направо: ALROSA Diamond Inspector, Gemetrix Jewellery Inspector, EXA, GIA ID 100, HRD D-Screen, Presidium)

Практика работы с камнями и изделиями в Геммологическом центре МГУ показывает, что на российском рынке постепенно растет количество синтетических бриллиантов. Они встречаются как в неоправленном виде, так и в ювелирных изделиях.

Таблица 1. Характеристики синтетических бриллиантов, предоставляемых на экспертизу в Геммологический центр МГУ

Читайте также:
Как почистить серебро при помощи фольги и соды и кипятка

Даже с учетом роста количества синтетических алмазов, мы оцениваем их долю на рынке бриллиантов в первые проценты. Если бриллианты крупные, то на рынке принято продавать их с сертификатами и экспертными заключениями лабораторий. То есть они прошли проверку на предмет подлинности, и в этом случае достаточно изучить документ лаборатории, чтобы понять, какой это камень.

Другое дело – мелкие бриллианты. Традиционно они не проходят контроль подлинности, поэтому существует риск подмешивания синтетики к природным камням. Мы все чаще видим, что и в ювелирных изделиях могут использоваться природные бриллианты вперемешку с искусственными.

В связи с участившимися случаями покупки ювелирами партий меле, в которых подмешивается синтетика, в лаборатории Гемцентра МГУ в 2019 году появилась услуга для ювелиров и дилеров – проверка партий неоправленных мелких бриллиантов https://www.gem-center.ru/labnews-melee-screening.htm

Рис. 2. Ювелирные изделия на российском рынке, в которых закреплены одновременно и природные, и синтетические бриллианты

Законодательство в целом защищает права потребителя, но оно не проработано детально в отношении именно ювелирных камней, в частности – случаев продажи синтетических камней под видом природных. Это касается не только России, но и других стран.

Отсутствие четких правил не является благом для рынка, потому что в целом ряде случаев введение потребителя в заблуждение ненаказуемо по закону. Есть конкретный пример, когда покупательница в США более чем за четыре тысячи долларов купила себе камень, который продавался как «эко даймонд» – то есть экологический бриллиант.

При этом слово «эко» было написано в самом верху и крупным шрифтом, а то, что камень выращен в лаборатории, было написано внизу и мелким шрифтом. Покупательница сначала купила камень и была очень рада, но можно представить ее разочарование, когда она поняла, что это не природный бриллиант! В государственных масштабах это частный случай, но для индустрии ювелирных украшений – довольно показательный. Подобная ситуация снижает и доверие покупателей к индустрии в целом, и спрос на камни, в том числе и на бриллианты.

На сегодняшний день влияние синтетических алмазов на рынок бриллиантов в целом можно оценить как негативное. Даже если на них сумели заработать отдельные компании-производители или, скажем, некоторые ювелиры получили свою прибыль, продав покупателям эти камни, это не значит, что надо ставить крест на природных бриллиантах и тех их качествах, которые всегда ценили потребители.

Здесь уместно посмотреть, какой объем от рынка всех бриллиантов занимает синтетика. По разным оценкам, это от 4 до 10%. Согласно недавнему отчету аналитической компании Bain (Diamond Global Industry Report), в 2020 году прогнозируется снижение мирового рынка изделий с бриллиантами на 2%, а падение спроса на природное алмазное сырье оценивается в 26%. Если сопоставить доходы от торговли синтетикой и падение спроса на природные камни, не так велика добавленная стоимость, создаваемая искусственными алмазами, сколь велики убытки индустрии в целом, возникшие из-за падения глобального спроса на бриллианты.

Связано ли падение глобального спроса на бриллианты с появлением на рынке синтетики, с подмешиванием синтетики в партии природных камней, с введением потребителей в заблуждение? Вопрос риторический. Ответ понятен. Как это отразится на рынке в глобальной перспективе?

Это зависит от того, насколько конечный потребитель примет искусственные бриллианты, когда действительно поймет, что это такое. Сейчас покупателю сложно определиться с осознанным выбором, поскольку на него сваливается противоречивая информация. С одной стороны, искусственный алмаз не отличается от природного по составу, структуре и свойствам, то есть это точно такой же материал. С другой стороны, непонятно: та магия и та рыночная ценность, которая присуща природному алмазу… несет ли ее в себе искусственный бриллиант?

При сравнении природных и синтетических бриллиантов по стоимости очевидно, что синтетический бриллиант будет дешевле природного при условии такого же размера и качества. Разница в стоимости несколько лет назад определялась в 20–30%, сейчас оценивается в разы (от 2 до 4 раз). При этом тенденция к понижению стоимости наблюдается и для природных, и для синтетических бриллиантов.

Снижение стоимости природных бриллиантов вызвано глобальными экономическими условиями, в первую очередь снижением спроса в США и в Китае. Падение стоимости синтетических бриллиантов связано с тем, что с каждым годом их производится все больше. То есть снижение цен на синтетические бриллианты происходит быстрее, чем на природные, в первую очередь потому, что объемы их производства потенциально ничем не ограничены, в то время как природные алмазы – невозобновляемый природный ресурс. И отдельно нужно сказать, что стоимость синтетического алмаза может быть выше стоимости природного, если этот конкретный синтетический бриллиант больше конкретно этого природного по весу или лучше его по качеству.

Если потребителю предложить за одну и ту же цену однокаратный природный бриллиант и двухкаратный синтетический, то ситуация усложняется, и мы не беремся предугадать, какой будет выбор. Разные потребители будут выбирать по-разному. Вероятно, поэтому «Де Бирс» заявляет, что новая линейка ювелирных изделий с искусственными бриллиантами более доступна по цене и таргетирует более молодые поколения.

Нами уже упоминался отчет компании Bain о состоянии глобального рынка бриллиантов на основе анализа данных 2018 года. Аналитики Bain пишут: «Если индустрия природных бриллиантов сможет дифференцировать природные и синтетические бриллианты, например, позиционировать природные камни как Luxury и синтетические для Fashion Jewelry, то к 2030 году доля рынка синтетики составит 5–10% по стоимости. С учетом снижения стоимости производства синтетики мы ожидаем, что искусственные бриллианты станут доступны более широкой аудитории покупателей. В качестве полемики с этими утверждениями можно вспомнить, что имитации бриллиантов есть на рынке уже сотни лет и используются как бижутерия очень широко. Если для Fashion Jewelry нужен дешевый заменитель природного бриллианта, почему для этой цели не годится фианит или, скажем, стекло от Сваровски?

На наш взгляд, сложности с прогнозом того, как потребитель будет относиться к синтетическим алмазам, проистекают из непонимания того факта, что для специалиста на рынке есть 4 категории камней (природный камень, его имитация, синтетический аналог и природный облагороженный камень), а для публики, то есть для покупателей, всего две категории: настоящее и поддельное. И есть чаяния некоторых людей, кто вложился в синтетику, сделал на нее ставку, что потребители будут ценить синтетический алмаз на уровне природного, но просто имеющего меньшую цену.

Читайте также:
Камень лабрадорит кому подходит магические свойства

Этого не произойдет. Все аналоги цветных драгоценных камней покупатели всегда и везде относят к категории подделок. То, что синтетический алмаз будет считаться драгоценным камнем, – это утопия, и такого не будет никогда. То есть синтетический алмаз можно сравнивать с искусственным муассанитом или искусственным оксидом циркония, которым он пока проигрывает по цене. Наверное, это ненадолго, так как все инвестиции в реакторы, большие китайские фабрики по синтезу, приводят к увеличению количества синтетических алмазов и, следовательно, к снижению их стоимости.

Алмаз – самый твердый самоцвет из всех камней, известных минералогии. Кроме того, он приобретает невероятный блеск и красоту после огранки.

Залежей природных алмазов на планете не так уж и много, а спрос среди ювелиров и промышленников на них постоянно растет. Это способствовало созданию синтетических камней, которые по внешнему виду и свойствам аналогичны настоящим.

Искусственные алмазы обладают и другими неоспоримыми преимуществами – они стоят дешевле и покрывают спрос на камни природного происхождения.

История происхождения

Комплект украшений с искусственными бриллиантами

Начало производства синтетических алмазов приходится на 1797 год. Первые экземпляры нельзя назвать успешными, так как они не обладали свойствами природного минерала. В 1926 году удалось добиться позитивного результата, однако технология требовала усовершенствования.

Лишь в 1954 году первые синтетические кристаллы были успешно выращены в Швеции. Это были камни небольших размеров промышленного назначения. К началу 70-х годов ХХ века была отработана технология изготовления крупных экземпляров ювелирного качества. В скором времени в лабораториях стали производить не только бесцветные кристаллы, но и разноцветные экземпляры.

Технологии производства

Схематичный рисунок пресса Высокое давление, высокая температура

В настоящее время известны следующие технологии производства синтетических алмазов:

  1. Метод НРНТ. Под воздействием высокой температуры (1500°С) и высокого давления 50-70 тыс. атмосфер) маленький алмаз природного происхождения вырастает в крупный кристалл. В процессе синтеза также участвует графит, который вступает во взаимодействие с основой. Эта технология считается самой распространенной из-за простоты и воссоздания исходных характеристик.
  2. Метод CVD (пленочный синтез). Методика позволяет создавать сверхпрочные алмазы в виде пленки толщиной до 3-х мм. Для этого алмазная подложка и углерод помещаются в вакуум, который заполняется метаном. Под влиянием высокой температуры (3100°С), появившейся из-за СВЧ-излучения, углерод плавится и вступает во взаимодействие с основой.
  3. Взрывной синтез. В специальной камере приводится в действие взрывчатка, содержащая углерод. В результате этого создается высокое давление и температура, под воздействием которой углерод превращается в алмаз. Последующее замораживание кристалла завершает процесс синтеза.
  4. Ультразвуковая кавитация. Для производства алмазов используется суспензия графита, которая под влиянием ультразвуковой кавитации помещается в органический растворитель. В результате этого получаются алмазы, которые по технологии выращивания схожи с HPHT-кристаллами, но по качеству в разы хуже.

На практике наибольшей популярностью пользуются две первые методики синтеза алмазов, так как технологические затраты и простота производства сопоставимы с качеством полученных кристаллов.

Основные характеристики

Бесцветный бриллиант, вырезанный из алмаза, выращенного по CVD-технологии.

Синтетический алмаз является максимально приближенной копией камня природного происхождения не только по внешним признакам, но и по физико-химическим свойствам:

  • Химический состав. Как и оригинал, синтетические экземпляры — это углерод с простой формулой С.
  • Примеси. В чистом виде алмаз не имеет примесей. Дополнительные химические элементы могут намеренно вводиться в состав синтетических кристаллов для изменения их свойств. Например, наличие бора, железа, никеля и азота в составе влияет на цвет выращенных камней. За счет включений никеля, бора и железа можно изменить их диэлектрические свойства.
  • Твердость. Этот показатель у синтетических алмазов зависит от наличия дефектов в структуре и технологии выращивания. Самыми прочными считаются монокристаллы и образцы, произведенные методом HPHT. В некоторых случаях они могут быть тверже природных алмазов. Показатель прочности камней, полученных CDV-методом, составляет 30-70%от твердости монокристаллов.
  • Дисперсия. Выраженные оптические свойства характерны для всех искусственных алмазов вне зависимости от того, каким методом они создаются.
  • Структура. Для синтетических образцов характерна монокристаллическая и поликристаллическая структура. В первом случае – это один цельный камень, во втором – большое количество сросшихся мелких кристаллов. Монокристаллы востребованы в ювелирной отрасли, поликристаллы нашли свое применение в промышленности.
  • Теплопроводность. У синтетического монокристалла этот показатель в 7,5 раз по сравнению с медью и в 1,1 раза выше, чем у камня природного происхождения.

Цвета синтетических алмазов

Синтетический алмаз в чистом виде – это абсолютно прозрачный камень, лишенный каких-либо природных включений и дефектов. При добавлении примесей камни становятся цветными:

  • синие – примесь бора;
  • желтые – за счет добавления азота;
  • черные – цвет обеспечивает примесь никеля;
  • розовые и коричневые – за счет изменения кристаллической решетки.

Редко производят камни красного, зеленого и сиреневого цвета. Оттенок искусственных алмазов может быть как бледным, так и насыщенным.

Искусственные алмазы разного цвета

Применение

Синтетические алмазы востребованы в ювелирной отрасли и промышленности.

Ювелирная отрасль

Кольцо с желтым синтетическим бриллиантом

Доля кристаллов, полученных методом синтеза, на рынке ювелирных бриллиантов составляет 2%. Несмотря на их идентичность, а по некоторым свойствам и превосходство, с натуральными камнями, процесс изготовления до сих пор остается затратным. Это сказывается на стоимости, которая у синтетических образцов немного ниже по сравнению с натуральными камнями.

В ювелирных украшениях мастера используют как бесцветные, так и разноцветные кристаллы. Желтые, голубые, зеленые коричневые, сиреневые и красные камни обрабатывают бриллиантовой огранкой и вставляют в драгоценные металлы.

Синтетические алмазы в ювелирных украшениях используют такие известные торговые марки, как Pure Grown Diamonds, Nightingale online jewellers и Lab Diamonds Direct.

Электроника

Благодаря полупроводниковым, диэлектрическим и высоким механическим свойствам синтетические алмазы используются в качестве сырья для комплектующих высокочастотной техники, транзисторов, счетчиков, электронных плат, детекторов излучения.

Высокая теплопроводность искусственных алмазов позволяет использовать их в качества теплоотвода для транзисторов и диодов, расположенных в мощных подстанциях. Это снижает риск возникновения аварийных ситуаций, вызванных перегревом электронного оборудования, и увеличивает срок его эксплуатации.

Читайте также:
Камень речной жемчуг свойства

Режущий и шлифовальный инструмент

Алмазы на пластинах шлифовального диска

Благодаря высокой твердости синтетические алмазы используют для резания и шлифовки любых материалов – от жаропрочных сталей до горных пород и алмазов природного происхождения. Алмазную крошку используют для напыления режущего и сверлильного инструмента, а также добавляют в абразивные порошки и пасты.

Алмазный инструмент предназначен для обработки металлов на низких оборотах скорости. В противном случае при сильном нагреве углерод, находящийся в составе алмаза, входит во взаимодействие со сталью и растворяется в ней. Этот процесс повышает износ инструмента.

Оптика

Алмазы, полученные HPHT- и CVD-методом, широко применяют в производстве сверхточного оптического и лазерного оборудования, которое используется в медицине, военной отрасли и авиастроении.

Стоимость

Цена синтетических кристаллов на 20-30% ниже, чем стоимость настоящих кристаллов. Ориентировочная цена камней, выращенных в лаборатории, в зависимости от огранки, цвета и размера составляет:

  • 118 $ — за прозрачный камень круглой огранки с 57 гранями весом 0,2 карата;
  • 214 $ — за желтый кристалл огранки «антик» весом 0,35 карат;
  • 501 $ — за кристалл лимонного цвета огранки «груша» весом 0,57 карат;
  • 659 $ — за голубой алмаз огранки «антик» весом 0,69 карат.

Дешевле стоят имитации ограненных алмазов. Например, средняя цена фианитов составляет 1,5-6 $ за 1 карат. Стоимость муассанита варьируется в пределах 70-150 $ за 1 карат.

Отличие между натуральным и искусственным алмазом

Искусственный бриллиант

Визуально найти отличия между синтетическим и настоящим алмазом практически невозможно, у обоих экземпляров идентичные физические и оптические свойства. Чтобы определить происхождение, рекомендуется обратить внимание на следующие моменты:

  • На все алмазы, полученные синтетическим способом, наносят клеймо – запатентованный знак лаборатории или компании, которая занимается производством камней.
  • У настоящих алмазов однородная структура, у синтетических – зернистая. Распознать отличие можно с помощью микроскопа при увеличении в более чем 80 раз.
  • Алмаз природного происхождения формируется в недрах Земли миллионы лет, в то время как синтетический кристалл можно получить за несколько часов.
  • Синтетический алмаз реагирует на сильный магнит, камень природного происхождения таким свойством не обладает.
  • У синтетического алмаза, расположенного на белом листе бумаги, по канту видна белая полоса, так называемая зона роста.
  • У искусственных кристаллов полностью отсутствуют дефекты и микроскопические включения, которые присущи натуральным камням.
  • Исследование флюоресценции позволяет отличить натуральные алмазы от синтетических. Настоящие камни под воздействием ультрафиолета отсвечивают голубым цветом, а синтетические – красным или желто-зеленым в зависимости от метода выращивания.

В мире для идентификации синтетических алмазов используют специальные приборы, разработанные компанией De Beers.

С помощью DiamondSure камни поверяют методом абсорбции, в результате чего 98% самоцветов удается идентифицировать. DiamondView используют для проверки остальных 2% камней методом флюоресценции.

Разница между синтетическим алмазом и имитацией

Те, кто плохо разбираются в терминологии и характеристиках камней, обычно не видят той огромной разницы, которая существует между искусственными кристаллами и имитацией.

Искусственный (синтетический) алмаз – это камень, выращенный в условиях лаборатории, при этом его свойства и внешний вид практически идентичны натуральным самоцветам. У обоих экземпляров одинаковая твердость и плотность. Искусственный алмаз стоит на порядок дешевле настоящего камня, однако его цена дороже имитации.

Имитация алмаза – это кристаллы, которые изготовлены из более дешевых камней или качественного стекла. Внешне они похожи на настоящий минерал, однако по свойствам значительно уступают. Часто на рынке камней за настоящий алмаз пытаются выдать муассанит, фианит, стразы или нексус.

Муассанит

Муассанит

Этот минерал часто выдают за бриллиант, несмотря на то, что по физическим характеристикам они абсолютно разные. В природе муассанит встречается редко, при этом не отличается высоким качеством. Чаще на прилавках магазинов можно встретить экземпляры, полученные искусственным способом.

Фианит

Кольцо с фианитом

По химическому составу фианит является диоксидом циркония, поэтому часто его называют цирконитом. Изначально камень был разработан для промышленных нужд, однако его сходство с бриллиантом и яркий отлив привлекли внимание ювелиров. Человек, плохо разбирающийся в драгоценных камнях, не сможет визуально отличить фианит от ограненного алмаза.

Стразы

Attract Кольцо Swarovski

Наиболее известными стразами, имитирующими бриллианты, являются Сваровски. С середины 19-го века компания поставляет на рынок кристаллы, изготовленные из хрусталя по уникальной формуле.

Нексус

Nexus Diamonds

Статусные камни, создаваемые компанией Nexus Diamonds, являются самой дорогой имитацией бриллиантов. Их позиционируют как реликвии, которые передаются по наследству. В некоторых случаях они стоят дороже настоящих алмазов.

Источник: lutch.ru

Почему россияне не готовы покупать синтетические бриллианты

В США растет популярность украшений с синтетическими бриллиантами. По словам ювелиров, отличить искусственный камень от натурального, порой, не под силу даже опытным геммологам. Но несмотря на это, россияне пока не готовы променять натуральные камни на «синтетику». «Газета.Ru» о том, как «выращивают» синтетические бриллианты и почему за ними будущее ювелирной индустрии.

В США входят в моду синтетические бриллианты — кристаллы алмаза, полученные в лабораторных условиях и ограненные соответствующим образом. Производители утверждают, они дешевле, чем настоящие, а по внешнему виду и своим качествам ничуть им не уступают, они обладают той же твердостью, плотностью и спайностью, что и природные. К тому же, их производство — более этично, чем добыча алмазов: в мире, где активно продвигается идея осознанного потребления, это становится основной причиной для покупки бриллиантов, выращенных в лаборатории.

Согласно исследованию ювелирного журнала Instore, изделия из синтетических бриллиантов продают две трети независимых американских ювелирных компаний — всего в опросе издания приняли участие 600 ритейлеров. Из них 56% утверждают, что выращенные в лаборатории кристаллы не уступают по качествам тем, что добыты на алмазных месторождениях. Между тем, еще пять лет назад число компаний, торгующих искусственно выращенными драгоценными камнями, составляло 10% от их общего числа в США.

Причин роста популярности, как утверждают авторы исследования, две — во-первых, можно купить «больше камней за ту же цену», во-вторых, конечный потребитель обеспокоен защитой окружающей среды, страдающей, в том числе, от разработки месторождений алмазов.

Как рассказала «Газете.Ru» Виктория Стрижак, дизайнер и основатель ювелирной лаборатории VERTIGO, родоначальниками моды на синтетические камни была компания DeBeers: она плавно подошла к продаже лабораторных бриллиантов, запустив в 2018 году кампанию lightbox. Вслед за ювелирным гигантом, задавшим тренд, подтянулись и другие бренды, озабоченные вопросами этичности и экологичности материалов, используемых ими в производстве.

Читайте также:
Золото 18 карат какая это проба

«Натуральные камни продолжают расти в цене по шкале Рапапорта (прайс-лист Rapaport Group представляет считается стандартом алмазной промышленности для ценообразования бриллиантов — «Газета.Ru»). Но у синтетических бриллиантов есть главное преимущество, и это даже не цена. В случае с натуральными камнями никогда нельзя быть на 100 % уверенными в их этичной добыче, а значит, устойчивое производство, о котором так громко заявляют многие бренды, зиждется исключительно на честном слове поставщика», — объясняет Виктория Стрижак.

Сколько стоит помолвочное кольцо Бритни Спирз
В своем стремлении перещеголять друг друга знаменитости тратят на помолвочные кольца тратятся.
19 сентября 14:04

Она подтверждает, что сегодня в ювелирной индустрии таких брендов немало. Переходя на лабораторно выращенные бриллианты, они заявляют о своей позиции в отношении добычи камней. «Они не хотят использовать в своем производстве камни, добыча которых финансирует вспышки насилия в ряде западно-африканских стран, либо же талибов (организация запрещена в России)*, если речь идет о цветных камнях, добываемых в Афганистане», — говорит ювелир.

По мнению независимого ювелира Антона Шестакова, это, скорее, PR-ход, связанный с модной темой защиты экологии, отказа от «конфликтных» материалов, озабоченностью использования детского труда в странах-производителях и т.д. «При этом отказываться от использования золота и серебра спешат немногие», — замечает эксперт.

Первые синтетические бриллианты были выращены 60 лет назад, но качество минералов было слишком низким, чтобы они могли использоваться в ювелирных целях.

Со временем технологии совершенствовались, и в 1970 году ученые из компании General Electric смогли вырастить алмаз ювелирного качества весом в один карат. Однако, тогда себестоимость производства оказалась слишком высокой, и синтетические камни не смогли составить конкуренцию натуральным.

«До 2000 года производство было очень дорогостоящим. Цена синтетических камней незначительно отличалась от натуральных аналогов. Активное развитие в нише синтетических алмазов началось недавно. В 2005-2008 годах стоимость искусственного бриллианта в один карат была в диапазоне 4 тысяч долларов США, сегодня цена снизилась до 300-500 долларов США», — рассказывает Ларион Кантор, эксперт по драгоценным камням и ювелирным изделиям, основатель компании Larion Kantor.

Стоит ли вкладывать в алмазы вместо доллара или золота

Бриллианты все чаще рассматриваются состоятельными гражданами в качестве долгосрочного инвестиционного.

11 ноября 22:47

Ювелиры признаются, что отличить синтетический бриллиант от натурального, порой, не под силу даже опытным геммологам. Как объяснила «Газете.Ru» основатель и креативный директор британского ювелирного бренда LAV’Z Любовь Вассилевская, синтетический камень обладает такими же отражающими свет свойствами, как и бриллиант, поэтому человек, не работающий в индустрии и не имеющий специального оборудования, вряд ли заметит разницу.

«Конечно, синтетические алмазы имеют некоторые специфические особенности. Например, примеси в них распределены четко по секторам и образуют крестообразный рисунок, также в них встречаются включения металлических сплавов», — добавляет Антон Шестаков. Однако и это заметить могут только специалисты.

Но готовы ли люди отказаться от натуральных камней в пользу «синтетики»? В США это уже происходит — особой популярностью пользуются помолвочные кольца с синтетическими бриллиантами, что легко объясняется разницей в цене.

«По прайсу Раппапорт кольцо с натуральным бриллиантом в один карат будет стоит от одной до двадцати тысяч долларов. В то время, как такое же кольцо с синтетическим аналогом будет стоить в три раза дешевле», — говорит Ларион Кантор.

А вот российские покупатели к «ненастоящим» бриллиантам пока не готовы.

Непопулярность синтетических камней Виктория Стрижак объясняет тем, что у россиян есть «некий изначальный снобизм» в отношении лабораторных камней. «Многие предпочитают купить камень худших характеристик, но натуральный. Есть в нашем сознании ассоциации с фианитами из СССР», — считает она. По этой причине, крупные массовые заводы скромно умалчивают о лабораторном происхождении ювелирных вставок в своих изделиях.

Однако дизайнер дает российским покупателям время: она полагает, что рано или поздно вслед за молодыми прогрессивными брендами, которые уже сегодня используют синтетические камни из этических соображений, подтянутся и остальные.

По словам Антона Шестакова, ему и сейчас довольно часто поступают заказы на украшения с синтетическими бриллиантами. Но несмотря на повышение спроса, он уверен, что искусственные камни никогда не вытеснят натуральные бриллианты.

«Натуральные бриллианты будут дорожать, синтетические — дешеветь. Но пока есть люди, готовые платить большие и даже неприлично большие деньги за обладание эксклюзивными предметами роскоши, рынку природных алмазов ничего не грозит», — заключает ювелир.

Источник: www.gazeta.ru

Бриллианты не навсегда? Камни, произведенные в лабораториях, больше не уступают природным

Бриллианты не навсегда? Камни, произведенные в лабораториях, больше не уступают природным

Прозрачные, бесцветные, переливающиеся бриллианты не самые дорогие и редкие, но, пожалуй, самые желанные камни. Если мужчина собрался делать предложение возлюбленной, ему надо раздобыть кольцо именно с бриллиантом, да побольше. Негласное правило обязывает жениха потратить на символ своей любви хотя бы две месячные зарплаты.

«Алроса» добыла крупнейший за последние годы алмаз массой более 190 карат

Этот «старинный» обычай возник лишь в середине XX века стараниями маркетологов De Beers, но прочно вошел во многие культуры, в том числе российскую — достаточно взглянуть на витрины ювелирных магазинов. Впрочем, других украшений с бриллиантами тоже предостаточно. Покупают их по самым разным поводам или просто так — кому не нравятся блестящие штучки?

Но теперь у покупателей появилась альтернатива: с виду точно такие же камни, но значительно дешевле и не добытые в шахтах на краю света, а произведенные в лабораториях и на заводах.

Как делают искусственные алмазы

Бриллианты — это ограненные алмазы, а те — всего лишь углерод, как графит, уголь или графен. Разница между этими веществами — в расположении атомов углерода: в бриллиантах они образуют особую кристаллическую решетку. В обычных условиях такая решетка не получается: алмазы формируются на глубине несколько километров в невыносимой жаре и под колоссальным давлением, а добывают их в местах, где породы из недр выходят к поверхности.

Читайте также:
Хризолит кому подходит по гороскопу

Из-за непревзойденной твердости алмазы ценятся не только у ювелиров. Спрос на них высокий, стоят они дорого, а выкопать их не так-то просто, особенно в России: крупнейшие месторождения расположены за полярным кругом. Еще в конце 1930-х годов ученые рассчитали, что алмазы можно синтезировать — нужны всего-то температура около 2 тыс. градусов и давление больше 60 тыс. атмосфер. В 1950-х в Швеции, США и СССР были получены первые искусственные камни. Метод так и назвали — высоких давления и температуры (англ. high-pressure high-temperature, или HPHT).

Спустя еще десятилетие была разработана вторая распространенная технология синтеза — химическим осаждением из пара (англ. chemical vapor deposition, или CVD). В камеру кладется подложка или алмазное зернышко, затем внутрь подаются газы, на которые воздействуют микроволновым излучением или лазером. Газы разогреваются до того, что превращаются в плазму. Высвободившиеся атомы углерода выпадают на подложку, почти как снег зимой, — за несколько недель формируется камень.

В 1970-х производство искусственных алмазов превысило добычу природных . Эти алмазы годились для технических нужд, прежде всего для изготовления режущих инструментов, буров и т.п., но украшения из них было не сделать — они выглядели как невзрачные камушки желтого или коричневатого цвета. Первые алмазы, пригодные для огранки, создали примерно в то же время, но процесс был чересчур сложным — выгоднее было и дальше вырезать бриллианты из минерального сырья.

Почему ювелиры заинтересовались «синтетикой»

До недавнего времени ювелирная отрасль жила, не замечая искусственные алмазы. Но обе технологии — HPHT и CVD — совершенствовались. Инженеры догадались, как избавиться от коричневого оттенка. Более того, они научились делать цветные алмазы: голубые, розовые — такие камни ценятся в разы, а иногда на порядки выше обычных.

Одна такая компания, New Diamond Technology, расположена в России, в Сестрорецке. Ее президент Тамази Хихинашвили рассказал, что недавно в New Diamond Technology обновили собственный рекорд: огранили оранжевый бриллиант массой около 20 карат (4 грамма) из кристалла почти втрое больше — такое еще пока никому не удавалось.

Установка сверхвысокого давления БАРС, используемая для получения искусственных алмазов

По словам генерального директора Гильдии ювелиров России Эдуарда Уткина, даже специалист с лупой не догадается, что бриллиант искусственный, — для этого нужно оборудование за $10 тыс. «По физическим, химическим, оптическим свойствам они полностью соответствуют природным», — говорит Уткин.

Раз искусственные камни, по сути, не отличаются от добытых из-под земли, то их следует считать настоящими бриллиантами, драгоценностями — таково было решение Федеральной торговой комиссии США, принятое летом 2018 года : производителям «синтетики» разрешили продавать свою продукцию без уничижительных примечаний. В России все наоборот. «По закону аналоги природных материалов не относятся к драгоценным камням. Если происхождение камня неприродное, об этом должно быть указание на бирке», — объясняет Уткин.

Кроме внешнего вида у искусственных бриллиантов есть еще одно достоинство: за последнее время снизились затраты на их производство. Если в 2008 году сделать CVD-бриллиант массой 1 карат стоило около $4 тыс., то в 2018-м — всего $300–500. Как это бывает с драгоценностями, розничная цена такого камня примерно вдесятеро больше, но все равно ниже, чем у природного бриллианта. Самое поразительное — еще два года назад разница составляла всего 20%, а теперь — 50%.

Что станет с рынком бриллиантов

Правда, цены на разные марки тоже сильно отличаются. В 2018 году компания De Beers всех шокировала, создав дешевый бренд украшений с искусственными бриллиантами Lightbox. В XX веке корпорация контролировала почти весь рынок бриллиантов, и это ее заслуга, что вокруг сверкающих камней сложился романтический флер: «Бриллианты навсегда» — слоган De Beers. Lightbox казался выстрелом в собственную ногу, но, возможно, компания просто решила выдавить конкурентов демпингом: вещицы с камнями в три четверти карата — размером с тетрадную клетку — стоят $600 плюс стоимость самой подвески или пусетов. Другим компаниям сложно предложить цену лучше этой.

У De Beers другое объяснение : каждый природный бриллиант уникален, как снежинка, а в лаборатории изготавливают что заблагорассудится. Стандартный бриллиант — стандартная цена. Глава сети магазинов Spence Diamonds Эрик Линдберг придерживается иного мнения : он считает, что все искусственные бриллианты тоже уникальны из-за мельчайших изменений условий, в которых их выращивают. По его мнению, важно даже, использует ли производитель возобновляемые источники энергии и хорошо ли обращается с сотрудниками.

Рекорды «лучших друзей девушек»

От того, кто сможет убедить покупателей, зависит развитие рынка — и цена на природные бриллианты. Посыл De Beers простой: и природные, и искусственные бриллианты хороши, но это два разных продукта. Оппоненты возражают: нет, лабораторный камень ничем не отличается, зато стоит дешевле, к тому же его точно не выкапывали под дулом автомата босые дети из Анголы, вкалывая в две смены за плошку маниока. По словам Эдуарда Уткина, «синтетика» несет угрозу продукции массового спроса, а покупателям люксовых вещей важно происхождение бриллиантов.

Но какая идея ни победит, по оценке консалтинговой фирмы Bain & Company, в ближайшее десятилетие природные алмазы, вероятно, все же подешевеют. Вопрос только — насколько. В последнем отчете нидерландского банка ABN AMRO говорится, что искусственные камни уже успешно конкурируют с маленькими и второсортными бриллиантами, а со временем также станут заманчивой альтернативой большим и чистым. » Будущее природных бриллиантов туманно «, — заключают аналитики ABN AMRO.

«Это история новых алмазов»

Производителям искусственных алмазов выгодно продавать их ювелирам, но, как считают эксперты Bain & Company, со временем этот бизнес станет менее прибыльным. Больше возможностей кроется в высокотехнологичных отраслях экономики. Кристаллы не просто очень твердые — еще они прозрачны, могут служить превосходными полупроводниками, обладают хорошей теплопроводностью. «Алмазы работают в очень суровых условиях, поэтому интересны военным, для атомной энергетики, космических исследований, навигационных систем самолетов», — добавляет Тамази Хихинашвили.

Источник: tass.ru

Рейтинг
Загрузка ...