Искусство росписи по дереву серебром а в дальнейшем оловом получило название

Роспись по дереву — это один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Издавна украшение различных деревянных изделий цветной росписью высоко ценилось, а в каждом доме непременно было несколько расписных досок или тарелок. Сегодня интерес к росписи по дереву активно возрождается и профессия художника росписи по дереву становится актуальной.

Для освоения профессии художник росписи по дереву была организована технологическая практика, которая проходила в ГОАОУ СПО ТМТТ «Томский механико-технологический техникум». В течение двух недель проводились занятия в специально оборудованных мастерских для росписи по дереву, где изначально было знакомство с правилами техники безопасности при работе в мастерской (приложение 1).

Данное учебное заведение было открыто в 1976 году, а профессия художник росписи по дереву открылась в 1980 г. Эта профессия актуальна и на сегодняшний день. Актуальность её определенна развитием у общества любви к историческому прошлому и формирует определенные навыки и умения, которые способствуют становлению мировоззрения.

Искусство уральской росписи по дереву

Художник росписи по дереву является специалистом по выполнению художественных работ, тесно связанных с декорированием изделий народных промыслов разной степени сложности, различного назначения и области применения. После освоения данной профессии имеется возможность работать на предприятиях, выпускающих художественные изделия, принимать участие в выставках, ярмарках, а также вести самостоятельную трудовую деятельность в данном направлении.

Целью прохождения технологической практики является рассмотрение практической стороны росписи по дереву и получение рабочей профессии художника росписи по дереву.

Для достижения поставленной цели, нужно решить задачи:

1. Изучение теоретических основ росписи по дереву;

3. Рассмотрение технологий выполнения различных видов росписи;

2. Знакомство со специальным оборудованием и материалами, предназначенными для росписи.

4. Приобретение практических навыков при росписи деревянного изделия;

5. Закрепление полученных знаний и навыков в процессе росписи.

6. Анализ литературы народного декоративно-прикладного творчества.

Роспись по дереву: история возникновения, виды росписи, актуальность

Художественная роспись — искусство декорирования красками или кистью какой-либо поверхности. Она является одним из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении многих столетий являлись частью повседневной жизни и культуры народа. Также роспись является ещё и самым популярным видом декоративно-прикладного искусства.

История росписи по дереву уходит в далекое прошлое, Когда люди научились изготавливать предметы и посуду из дерева, им захотелось каким-то образом украсить свой быт и обогатить его. Считалось, что расписные вещи отгоняли злых духов. В качестве красок изначально использовали сырье, которое было распространено в их местности (глина, уголь, мел), поэтому роспись каждого региона до сих пор уникальна и узнаваема.

Читайте также:
Где сканировать растения серебряная роща

Роспись по дереву условно можно разделить на традиционную и авторскую. Традиционная роспись развивалась в деревнях. Для нее характерна простота, лаконичность. Авторская роспись изготавливалась в городах мастерами. Эти работы отличались изяществом и профессионализмом.

Техника сюжетных росписей сводилась к тому, что мастер наносил четкий контур рисунка на поверхность изделия, а затем раскрашивал его в разные цвета. Краски клались очень свободно и размашисто. Сюжетом для росписи служили обозначения различных символов, которые отождествляли Солнце-символ радости, Птицу-символ счастья и успеха, Утку- знак заката.

Для росписи по дереву характерны два основных направления — графическое и кистевое. Сначала возникла графическая роспись. В основу этой росписи положен линейный графический рисунок. Мастер рисовал травный или цветочный узор тонкой линией с помощью пера или палочки. Затем заливал фигуры разноцветными красками.

Такой росписью искусно владели мастера, жившие на Северной Двине. Они писали свои композиции на светлом фоне зелеными, желтыми и красными красками. Но главным здесь был черный контур, который очерчивал весь растительный орнамент — кустики и цветы с крупными резными листьями.

Другое направление — свободная кистевая роспись. Эта роспись строится на выразительности живописного мазка и цветового пятна. Мастера этого стиля работают сразу кистью, моделируя цветом растительные формы, фигуры животных и людей.

Один из таких центров росписи — широко известная Хохлома. Этот старинный русский народный промысел родился в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным тонами по золотистому фону.

Технологический процесс создания хохломских изделий и в настоящее время сохраняет основные принципы, найденные еще в XVII-XVIII столетиях. Первым этапом является вытачивание на токарном станке белой деревянной посуды — «белья». Затем следует грунтовка — покрытие жидким раствором глины, далее идет лужение серебром, оловом, а в настоящее время алюминием.

Изделие становится гладким, блестящим, готовым для росписи. Нанесенная роспись закрепляется в печи. После чего изделие лакируют и подвергают горячей сушке, в зависимости от состава лака. Готовые изделия сияют солнечным блеском, становятся очень прочными и легкими.

Народное и декоративно-прикладное искусство стало неотъемлемой частью художественной культуры. На сегодняшний день роспись является одним из актуальных направлений. Ценность произведений декоративно-прикладного искусства отражают художественные традиции, миропонимание, художественный опыт народа и сохраняет историческую память. Жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь красоту. Гжельская керамика, городецкие блюдца, посуда, расписанная под хохлому, всё больше входят в наш быт как художественные произведения, сохраняя историческую связь времен.

Источник: studbooks.net

Тесты
тест по технологии на тему

Для закрепления новых знаний, контроля по их усвоению, при прохождении учебного курса Технология в 5—10-х классах после изучения каждого раздела и в конце учебного года, учащиеся выполняют тестовые задания 1-3 уровня сложности. При этом 1, 2 уровни подразумевают, что представленные вопросы отвечают стандартным требованиям в соответствии с учебной программой. Третий, повышенный уровень сложности вопросов требует иметь знания более широкого спектра и соответствующей направленности.

Читайте также:
Серебро с большим камнем

Для облегчения задачи, заблаговременно (обычный срок- в течении недели), ребятам выдается примерный список вопросов первого-третьего уровня сложности. Для подготовки ученикам рекомендуется примерный список литературы и веб-адресов сайтов, где они смогут найти ответы по заданной тематике. В конце учебного года учащиеся решают тестовые задания по всем пройденным разделам.

При выставлении оценок учитывается, что каждый правильный ответ соответствует 10 баллам. Если будут даны правильные ответы на все 6 вопросов, выставляется оценка «5», что соответствует количеству- 60* баллов. Оценка «4» ставится в том случае, если учащийся ответил правильно на 5 вопросов из 6 возможных. При количестве правильных ответов от 3 до 4, из 6 возможных ставится оценка «3» балла, и если ученик ответит правильно только на 0-2 вопроса, в контрольную ведомость ставится «НЗ» (незачёт).

Конечно в любом случае, надо обязательно перед выполнением тестовых заданий предупреждать ребят о том, что если они желают, то могут с целью повысить свой результат, имеют право на пересдачу. Сам учитель после проведения каждого тестового задания проводит анализ выполненной работы. Целью проведения анализа является выяснение слабых мест пройденной темы, или раздела, понятий, терминов, операций, путаницы или незнаний сущности технологических процессов и т.д.

При подведении итогов по окончании подсчёта оценок и проведения анализа учителем объявляется полученный результат и указывается характер допущенных ошибок, чтобы ребята смогли своё внимание обратить на их недопущение в будущем.

Каждому ученику даются персональные данные по результатам тестирования, с рекомендациями и характеристиками по порядку исполнения. В рекомендациях надо указать ученику, где были им допущены ошибки, их причины, например схожие терминологии, и названия тем уроков, разделов по предмету, которые надо повторить.

Тестовые задания по Технологии разработаны на основе «Экспериментальных тестов по Технологии». Авторы: профессора Брянского госуниверситета В. Д. Симоненко и П. С. Самородский. Изд. БИПКРО. 2008 г. и материалов Научно-методического журнала «Школа и производство».

Гл. Ред. Г.В. Пичугина. Издательство «Школьная пресса». Москва.

Сборник-2000-2014 г.г.

Источник: nsportal.ru

Искусство, способное оживить дерево — художественная роспись

Искусство, способное оживить дерево

Одной из старейших форм творчества и рисунка является роспись по дереву. Подобный метод декорирования получил широкое распространение на Руси. Используя краски, наши предки расписывали доски из дерева, оформляли панно, подносы и шкатулки. Каждый уезд и губерния имели характерные узоры, которые позволяли определить изготовителя из общей массы изделий. Чтобы самостоятельно украшать предметы уникальными рисунками, потребуется освоить ряд базовых техник росписи.

Виды росписи по дереву

роспись по дереву

Существует огромное количество методик данного искусства. В одной только хохломе их больше десятка, в зависимости от типа орнамента. Наибольшую популярность получили три техники:

  • Хохломская роспись.
  • Мезенская.
  • Городецкая.

Хохлома считается старинным русским промыслом, который зародился в окрестностях Нижнего Новгорода в семнадцатом веке. Посуда их дерева всегда пользовалась спросом на Руси. Но если древесину не обрабатывать, её поверхность впитывает не только влагу, но и различные загрязнения.

Чтобы избежать этого нижегородские умельцы начали покрывать изделия вареным маслом изо льна (олифа). Оно обволакивало дерево, формируя на нем непроницаемую плёнку. Характерная черта росписи – придание изделиям золотого блеска без использования драгоценного металла.
Читайте также:
Ацетон реагирует с аммиачным раствором оксида серебра

Принцип нанесения рисунка был заимствован из старинной техники иконописи. Для экономии фона икону окрашивали серебром (позже оловом или алюминием), наносили лик святых и покрывали поверхность изделия льняным маслом в несколько слоев. Каждый слой просушивали в печи при высокой температуре. В результате пленка из олифы становилась золотистого цвета. Серебряный фон также приобретал желтый отлив.

В хохломе в основном используют красный, чёрный и золотистый оттенки. Дополнительно в роспись вводят зеленый и желтый тона. Узор наносится вручную, без нанесения предварительной разметки. Основной орнамент – ягоды, цветки и ветви. Часто встречаются птицы и звери.

Хохломская роспись подразделяется на верховую и под фон. В первом случае по серебристому фону наносят красный и черный рисунок. Во втором – предварительно прочерчивается контур узора, затем фон заполнят тёмной краской, орнамент при этом остается золотым.

роспись

Городецкая роспись также зародилась в Нижнем Новгороде в девятнадцатом веке. Она отличается сложными сюжетными композициями. Рисунок так же, как и в хохломе, наносится без предварительной разметки. Узор выполняют темперными красками на ярком фоне.

Основной художественный приём: сначала на поверхность наносится цвет фона, затем выполняются «подмалёвки» (крупные пятна разных оттенков). После этого орнамент прорабатывают тонкой кисточкой.

Завершающим этапом росписи становится «разживка». Это дополнительные штрихи и точки, нанесенные краской белого оттенка. Они акцентируют внимание на деталях и подчеркивают контрастность изображения.

Основные мотивы ремесла — цветочные узоры, сюжеты былин и сказок, сценки городской жизни.
Мезенская роспись считается одним из старейших типов оформления деревянной посуды и мебели. Основная черта орнамента: дробный узор (звезды, крестики), выполненный в чёрном и красном цвете.

Также в качестве декора использовались схематические изображения животных (коней, оленей). Все рисунки статичны, ощущение динамики возникает благодаря многократному повтору орнамента.

Роспись осуществляется по негрунтованному дереву. Сначала используется охра, затем выполняется чёрная обводка.

С чего начать и как делать роспись по дереву

Декорирование деревянной поверхности настоящий творческий процесс, в котором мастер стремится отыскать собственную изюминку и подчеркнуть индивидуальный стиль. Если вы хотите попробовать свои навыки в росписи, то предварительно ознакомьтесь с существующими техниками. Возьмите из них все лучшее и попытайтесь создать уникальное изделие.

Прежде чем работать с деревом, стоит отточить навыки на бумаге. Приноровитесь к кисти, прорисуйте базовые детали. Также важно правильно приготовить поверхность к нанесению орнамента.
Вернуться к оглавлению

Подготовка дерева

подготовка дерева

Процесс состоит из нескольких этапов:

  • Главное, правильно выбрать заготовку. На ней не должно быть сучков. После высыхания изделия они могут запросто отвалиться и испортить внешний вид.
  • Если не удалось подобрать заготовку без сучков, то удалите их. Отверстия необходимо тщательно зашпатлевать. Используйте средство, предназначенное специально для деревянных поверхностей.
  • Оставьте заготовку на несколько дней, чтобы она хорошо просохла. Не размещайте ее возле обогревательных приборов. От слишком высоких температур она потеряет форму.
  • Обработайте поверхность зернистой наждачной бумагой (сначала средней, затем мелкой).
  • Нанесите на заготовку грунтовку. Для этого в равных пропорциях разведите клей ПВА с водой. Покройте поверхность, используя широкую кисть. Избегайте образования подтеков и необработанных участков.
  • Высушите заготовку в течение нескольких часов.
  • Отполируйте поверхность мелкозернистой наждачкой. Если нужно пройдитесь еще раз грунтовкой.
Читайте также:
Количественное определение серебра в растворе

Материалы для росписи

Для нанесения рисунка на основу из дерева понадобится:

  • Наждачная бумага. Её используют для очищения и обработки поверхности дерева. Это позволяет добиться максимальной точности при нанесении орнамента. Запаситесь мягкой и жесткой наждачкой. Зачистка проводится вдоль волокон заготовки.
  • Морилка. Некоторые техники предусматривают нанесение рисунка сразу на дерево, но порой оттенок необработанного сырья получается слишком блеклым и невыразительным. В подобных случаях стоит воспользоваться морилкой. Она придаст древесине приятный цвет, подчеркнув фактуру сырья.
  • Для нанесения грунтовка понадобится кисть. Однако, если требуется обработать большой участок возьмите валик.
  • Для закрепления росписи подойдет акриловый лак. Но если изделие будет регулярно использоваться (подносы, подставки), лучше выбрать специальное покрытие, предназначенное для деревянной мебели.

Кисти для росписи по дереву

кисти

Для нанесения рисунка лучше выбирать мягкие кисточки природного происхождения. Профессионалы особо ценят беличьи и колонковые. Реже используются соболиные. Для акриловых красок вполне подойдут синтетические кисти.

Перед началом росписи важно выбрать правильный размер художественного инструмента. Он обозначается цифрами. Новичкам понадобится: одна большая, парочка средних и тонкая малая кисть.

Подходящие краски

После того как основа готова, наступает момент волшебства. Чтобы добиться стойкого и насыщенного рисунка подойдут акриловые или масляные краски. Их основное отличие заключается в том, что вторые сохнут немного дольше. Красочки на основе акрила высыхают быстрей, имеют насыщенные оттенки и отличаются хорошей стойкостью.

Также можно воспользоваться специальными красками, предназначенными для росписи. Их называют акриловая темпера. Они отличаются мягкой консистенцией, повышенной кроющей способностью. После высыхания приобретают приятную и бархатистую на ощупь поверхность.

Те, кто только начинают осваивать азы росписи, для оттачивания навыков могут приобрести обычную гуашь.

Как расписать кухонную доску акриловыми красками?

Для первого опыта росписи деревянного изделия стоит выбирать красочки на основе акрила. Они имеют оптимальную густоту, их легко смешивать для создания эффектного рисунка. После росписи акрилом, нет необходимости покрывать изделие лаком. Краски сами по себе формируют на поверхности защитную пленку.

Для росписи кухонной доски потребуется:

  • кисточки;
  • трафареты;
  • краски;
  • доска с гладкой поверхностью.

После обработки дощечки наждачкой, отшлифуйте поверхность и пропитайте ее белым акрилом. Это поможет рисунку лечь ровно на доску. Пока заготовка подсыхает, перенесите изображение на дерево.

Характерная особенность изделий, декорированных росписью, заключается в их насыщенном и ярком цвете. Работа начинается с прорисовки крупных деталей, постепенно мастер переходит к более мелким элементам.

Чтобы акцентировать внимание на отдельных участках, покрасьте их тонкой кисточкой чёрным или белоснежным оттенком. После нанесения рисунка тщательно просушите доску. Если в дальнейшем планируете использовать изделие в быту, то стоит покрыть поверхность лаком. В противном случае эту процедуру можно пропустить.

Роспись дерева акварелью и ее особенности

Подобная технология росписи подразумевает быстро нанесение краски на поверхность изделия. Некоторые специалисты уверены, что акварель вовсе не подходит для дерева. Поскольку чрезмерное намокание приводит к порче сырья. На самом деле создать шедевр акварелью на древесине можно. Главное, подобрать правильную технику.

Читайте также:
Сульфат серебра для чего используется

Для тех, кто только начинает осваивать искусство, стоит потренироваться на деревяшках-матрешках. Перенесите рисунок и один раз проведите мокрой кистью по той области, где будете раскрашивать. Делается это для достижения максимального сцепления акварели с поверхностью.

акварель

Применение подобных красок для росписи имеет ряд нюансов:

  • Возможность создавать легкие и воздушные рисунки, оснащая их игрой теней и переходом цветов.
  • При раскрашивании дерева акрилом и масляными красками наблюдается рельефность мазка. Используя акварель, вы избежите этого недостатка.
  • Лицо, нарисованное на древесине акварельными красками, выглядит максимально достоверно.
  • Возможность смешивать разные типы красящего вещества.

Готовое изделие покрывают лаком. Акварель часто используют для обработки фона на панно.

Гуашь для росписи как альтернатива

гуашь

Разделочная доска является неотъемлемым атрибутом любой кухни. Чтобы она долго радовала глаз хозяйки оригинальным рисунком и яркими расцветками, для росписи можно взять гуашь. Краситель схож с акрилом, но имеет менее насыщенные оттенки.

Роспись деревянного изделия с использованием гуаши состоит из нескольких шагов:

  • Шлифовка поверхности. Процедура проводится, если основа недостаточно ровная.
  • Защита. Если на доске нет лакового покрытия, по ней следует пройтись морилкой.
  • Грунтовка. Подойдет акрил любого оттенка. Важно, чтобы на поверхности не осталось необработанных участков. Это поможет легко и быстро раскрасить доску.
  • Нанесение орнамента. После переноса рисунка на поверхность можно приступать к раскрашиванию. Предварительно в гуашь стоит добавить немного клея ПВА. Чтобы добиться максимального сцепления с древесиной.
  • Лакировка. После завершения процесса раскрашивания, поверхность покрывают специальным составом.

Методы перевода рисунка на основу

Только опытные художники могут создавать узор сразу на поверхности изделия. Начинающим мастерам подобное не под силу. Поэтому стоит ознакомиться с методами переноса рисунка на древесину:

  • Копировальная бумага. Один из самых простых и доступных вариантов. Возьмите белую или черную копирку, положите сверху лист с орнаментом, снизу разместите заготовку. Используя ручку, обведите контур узора. В итоге на поверхности отпечатается изображение, которое можно раскрашивать.
  • Калька. Чтобы орнамент имел четкие и ровные границы наложите кальку на предварительно подготовленный рисунок и обведите по контуру. Затем переверните листок и обильно натрите графитом. После этого кальку накладывают на поверхность и острым предметом прочерчивают узор. Методика позволяет создать сложные композиции даже новичкам.
  • Мыло. Способ аналогичен предыдущему варианту. Подходит, если шаблон необходимо перенести на поверхность чёрного цвета. Проведите все операции, описанные выше. Только вместо графита лист натирают мылом.

Заключение

Помните о том, что старинные промыслы зарождались среди крестьян. Настоящие шедевры создавали люди, чьим рукам привычней держать плуг, чем кисти. В традиционной росписи не нужно четко прорисовывать лицо, фигуру. Главное, отточить до совершенства нанесение базовых элементов. Приложите немного терпения и усилий, чтобы создать уникальное изделие с неповторимым дизайном.

Из видеоролика вы узнаете, как выполняется роспись по дереву.

Источник: 7kul.ru

Рейтинг
Загрузка ...