Существующие на сегодняшний день классификации, несомненно, имеют большую практическую ценность, однако их использование в учебных целях ограничивается отсутствием необходимой иерархии различных по происхождению, строению и составу образований и употреблением неоднозначных терминов («цветные», «полудрагоценные»), значения которых должным образом не определены. Под декоративным материалом с условным названием камень, использующимся в дизайне, понимается обширная группа минералов и горных пород, органогенных, природных материалов, их синтетических аналогов и имитаций. Исходя из такого критерия, как художественная пригодность, камень может быть разделен на несколько категорий. Учитывая разное происхождение и вещественные признаки декоративных материалов, целесообразнее их подразделить на природные образования и искусственные материалы.
К камням нередко применяют различную терминологию, называя их декоративными камнями, камнесамоцветами, цветными камнями, драгоценными, ювелирными, поделочными, ограночными и.т.д. Не вдаваясь в детали и истоки терминологии, следует уяснить, что «декоративные камни», «самоцвета», и «цветные камни» — это термины свободного пользования, применяемые к любому каменному материалу, используемому в дизайне.
Ювелирное дело с инвестицией в 300$. Ювелирный бизнес с нуля.
Разделение камней на «ограночные», поделочные» и «облицовочные» определяются качеством сырья, возможностью его обработки, направленностью использования и, соответственно ценой.
Необходимо отметить, что в строгом научном понимании к камням относятся лишь природные минеральные соединения, а их синтетические аналоги и имитации, принято именовать общим термином – материалы.
Определения
Природные камни – вещества, образующиеся в природных условиях, как правило, без вмешательства человека.
(минералы, горные породы и другие природные декоративные образования)
Ювелирные камни – горные породы, природные минералы и минеральные агрегаты, обладающие высокой декоративностью, износостойкостью, применяемые в ювелирном деле.
(нефрит, чароит, яшма; топаз, турмалин, кварц, корунд; авантюрин, халцедон)
Органические вещества – природные вещества, ископаемые продукты, имеющие животное или растительное происхождение и используемые в ювелирном деле.
(жемчуг, коралл, янтарь, гагат, панцирь черепахи)
Поделочные камни – горные породы, минералы и минеральные агрегаты, с отличительными качествами, которые позволяют использовать их для изготовления мозаик, предметов декоративно-прикладного искусства, мелкой пластики и ювелирно — галантерейных изделий.
(нефрит, лазурит, полевые шпаты, родонит, апатит, скаполит, турмалин)
Ограночные камни – минералы, встречающиеся в природе в виде прозрачных или просвечивающихся кристаллов, которые могут подвергаться огранке и используются в качестве вставок в ювелирных изделиях.
(корунд, берилл, гранаты, топаз, диопсид, турмалин, алмаз, кварц, оливин)
Драгоценные камни – минералы, особо ценимые за свою красоту, высокую твёрдость, редкость, имеющие определённые характеристики по коммерческим стандартам и определены Законом РФ о драгоценных металлах и драгоценных камнях.
НЕОБЫЧНЫЕ СПОСОБЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ || ЛАЙФХАКИ ДЛЯ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ И АКСЕССУАРОВ
(алмаз, изумруд, рубин, сапфир, александрит, высококачественный жемчуг и уникальные образцы янтаря).
Облицовочные камни – горные породы, обладающие декоративными особенностями (оригинальной окраской, рисунком и др.), имеющие практическую ценность (устойчивость к воздействию окружающей среды, прочность, блочность), используемые в качестве материалов для оформления архитектурно-строительных и монументальных строений и некоторых элементов технических сооружений.
(гранит, мрамор, диорит, сиенит, долерит, туфы, базальт)
Искусственные материалы – моно-, поликристаллические или аморфные химические соединения, полностью или частично созданные человеком.
(иттрий алюминиевый гранат, кубик циркония, синтетический кварц, стекло)
Синтетические аналоги ювелирных камней – продукты, полностью или частично произведенные человеком, у которых физические, химические свойства и/или кристаллическая структура полностью соответствуют их природным аналогам.
(синтетический изумруд, синтетический рубин, синтетическая шпинель)
Имитации – подделки природных или синтетических материалов, сделанных человеком и имитирующие внешний вид, цвет, не передавая их свойств и кристаллической структуры.
(искусственные разноокрашенные стекла, синтетический рутил, ниобад лития)
Для имитаций чаще всего используют различные виды стекол: бутылочное, оконное, оптический кронглас (известково-щелочное стекло), свинцовое стразовое стекло, авантюриновое стекло (сплав с металлической стружкой). Кроме стекол используют пластмассы, керамические массы для имитаций непрозрачных камней (например, бирюзы).
Составные материалы – твёрдые тела, состоящие из двух и более искусственно соединенных (склеенных) частей. Составные части при этом могут являться природными или искусственными материалами.
(дуплет опала, триплет изумруда).
Составные материалы изготавливают с различными целями. Нередко, чтобы придать большую твердость мягкому недорогому камню, используемому в массовых недорогих украшениях. Либо их изготавливают, чтобы ввести в заблуждение покупателя. При изготовлении подобных подделок используют тончайшие пластинки дорогостоящих самоцветов, которые наклеивают на более дешевые разности.
Реконструированные материалы – продукты, образованные в результате спекания (прессования, плавления, соединения) мелких кусочков природных материалов в единое целое.
(прессованный янтарь, прессованная бирюза)
Благородные металлы и их сплавы – обладают устойчивостью к химической среде, особыми физическими свойствами, используются для изготовления ювелирных изделий и определены Законом РФ о драгоценных металлах и драгоценных камнях.
(сплавы на основе металлов платиновой группы, золота, серебра)
Цветные металлы и их сплавы – сплавы на основе меди и никеля, используемые в ювелирном деле.
(мельхиор, латунь, нейзильбер, различные бронзы)
Черные металлы – сплавы на основе железа – стали, чугуны
(нержавеющая сталь, применяемая для изготовления декоративных столовых приборов)
Переходные материалы»
Данная классификация иногда не предполагает устойчивого отношения каких-либо материалов к определенной градации. Некоторые ювелирные материалы могут относится одновременно к различным категориям. Прежде всего, это относится к ограночным и поделочным камням.
Такие ювелирные камни, которые традиционно используются в ограненном виде, при пониженном качестве сырья могут быть применены в поделочных изделиях. Например, прозрачные кристаллы скаполита предпочтительнее идут в ограненном виде, но непрозрачное сырье скаполита является привлекательным и для изготовленияподелок. Использование турмалина, апатита и других камней также зависит от качества сырья.
Такая же ситуация происходит и с традиционными поделочными камнями, которые при повышенном качестве могут подвергаться огранке типа кабошон, реже полной огранке и применяться в качестве вставок в ювелирные украшения. Например, чароит, лазурит, малахит с насыщенной окраской и привлекательным рисунком могут быть кабошонированы. Редко встречаемые прозрачные разности поделочного жадеита даже могут быть огранены полной огранкой и по цене будут соотнесены с драгоценным изумрудом.
В качестве имитаций могут использоваться и природные камни. Особенно это касается имитирования дешевыми материалами более дорогих камней. Так голубой апатит в ограненном виде хорошо имитирует аквамарин; циркон хорошо имитирует алмаз, реже в качестве имитаций алмаза используют бесцветный кварц.
В категорию драгоценные камни в разное историческое время попадали различные ювелирные природные образования. В настоящее время в России в данную категорию попадают выше обозначенные материалы, но они также могут быть изменены по истечению времени. Надо отметить, что в разных странах определен свой перечень драгоценных камней, хотя основной комплект совпадает.
Источник: lektsia.com
Органические материалы в ювелирном искусстве
В этом году тренд на использование необычных материалов для украшений позволяет по-новому взглянуть на понятие «естественной красоты».
Тысячи лет самые желанные материалы планеты — золото, бриллианты и другие драгоценные камни — формировались глубоко под землей. Но в этом году творческий порыв ведущих ювелиров привёл их к использованию зачастую совершенно неожиданных материалов, которые придают новый смысл понятию «естественной красоты».
Реклама — Продолжение ниже
В Париже была представлена коллекция Bleu de Jodhpur от Boucheron, в которой креативный директор Клер Шуан в поисках вдохновения исследовала загадки Индии. Вместе с лучшими мастерами ювелирного дома она долгие месяцы оттачивала искусство обработки макранского мрамора, из которого построен легендарный Тадж-Махал.
В линии украшений Plume de Paon доминирует образ птичьего пера, напоминающий о традиционных головных уборах махараджей. Шуан смогла искусно соединить сверкание бриллиантов и нежную текстуру белого мрамора. Контраст тяжести камня и лёгкости образа, который он передаёт, — поистине невероятная дизайнерская находка.
Коллекция Secrets https://jewellerymag.ru/p/organic-jewellery/» target=»_blank»]jewellerymag.ru[/mask_link]
Дерево в ювелирных украшениях: варианты использования, свойства, правила ухода
Дерево — материал, который может быть не менее красив, чем драгоценные камни. Его используют для изготовления самых разных украшений — женских серег, ожерелий, кулонов. Долговечна или эта красота, и как за ней правильно ухаживать?
Какие породы используются
Для изготовления украшений можно использовать почти любые породы дерева. Главное, чтобы у них была плотная структура, красивый рисунок и цвет. Чаще всего применяется:
- дуб венге;
- эбеновое дерево;
- груша;
- мореный дуб;
- тополь;
- орех;
- черный палисандр.
В ювелирном деле также используется окаменелое дерево, или древесный агат. Его возраст исчисляется миллионами лет, а структура содержит неорганические соединения — хром, кобальт, железо, кварц.
Свойства природного материала
Свойства дерева зависят от породы, условий произрастания и других факторов. В ювелирном деле обычно используется материал, имеющий однородный цвет, без сторонних вкраплений и пятен. Палитра оттенков включает тона:
- коричневый;
- рыже-коричневый;
- серый;
- песочный;
- золотисто-коричневый;
- шоколадный;
- белый и другие.
Плотность древесного вещества для всех пород составляет около 1.54 г/см3. С учетом влаги и пустот этот показатель варьируется от 550 до 750 кг/м3 и выше.
Преимущества и недостатки
Популярность украшений из дерева объясняется возросшим интересом к направлению «эко». Для их изготовления не используются токсичные вещества, а сам процесс производства безвреден для окружающей среды. Чтобы подчеркнуть натуральность материала, его подвергают минимальной обработке, оставляя естественный цвет и текстуру.
Другие преимущества дерева:
- Малый вес. Серьги с деревянными вставками не оттягивают мочки ушей.
- Дешевизна. Украшения из дерева обычно стоят недорого — исключение составляют только уникальные авторские работы.
- Сочетаемость. Палитра оттенков, характерная для древесины, универсальна: она идет всем, независимо от цвета глаз, волос, кожи.
- Оригинальность. Европейские бренды активно используют дерево при создании украшений, а у нас этот материал менее распространен. Вы точно будете в центре внимания!
Недостаток украшений из дерева — в недолговечности материала. Специальная обработка помогает защитить его от гниения и порчи, но лишь на время.
Технологии обработки
При изготовлении украшений из дерева активно применяется лазерная резка. С ее помощью можно создавать изделия нужных форм, украшать их тончайшими узорами и орнаментами. Часто с помощью лазера вырезают основную заготовку, а детали доделывают вручную.
Дерево можно покрыть тонким слоем золота. Метод распространен не только в ювелирном деле, но и иконописи, создании мебели, предметов декора. Природный материал обрабатывают:
- клеем, смешанным с меловым порошком;
- жидким стеклом;
- шеллаком.
Другая распространенная технология — искусственное состаривание дерева. С этой целью применяется пескоструйный аппарат или специальные составы: поверхность древесины становится рельефной, как будто ее возраст исчисляется сотнями лет. Эффекта состаривания добиваются и с помощью травления, применяя хромпик или железный купорос.
Как ухаживать за украшениями из дерева
Украшения, содержащие деревянные вставки, нужно оберегать от механических повреждений. Острые металлические фрагменты и выступающие камни могут легко поцарапать натуральный материал, поэтому хранить такие изделия нужно отдельно. Оптимальный вариант — шкатулка или кейс с несколькими внутренними отсеками.
Дерево не любит:
- солнце;
- тепло;
- влажность;
- бытовую химию.
Со временем деревянные вставки в украшении могут немного изменить цвет. Это естественный процесс, избежать которого невозможно.
Видеоматериалы по теме:
Источник: dragzoloto.ru