После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Получить код —>
Подписи к слайдам:
- Еще в глубокой древности люди обратили внимание на мягкость драгоценных металлов и широко использовали его при изготовлении ювелирных украшений. Ажурные или напаянные на металлический фон узоры, напоминающие легкое кружево, делали как из гладкой проволоки различной толщины, так и из проволоки, расплющенной в тонкую ленточку при помощи вальцов, и из веревочек, свитых из двух или трех металлических нитей. Часто это серебряные и золотые узоры украшали напаянными на них мельчайшими блестящими шариками из того же металла. Подобные изделия, относящиеся к IX-X вв, встречаются при раскопках древнерусских городов и деревенских курганов почти повсеместно.
- От старого русского слова «скать», т.е. сучить, свивать нити, этот технический прием получил название «скань», а выполненные им изделия называют «скаными».
- Ассортимент сканых изделий очень многообразен – подносы, шкатулки, коробочки, ларчики, корзиночки, цепи, пряжки, пуговицы, браслеты, перстни, серьги, броши, ожерелья, лампады, кадильницы… Трудно перечислить все множество предметов.
- Скань делают из «чистоты», т.е. из чистого или высокопробного золота и серебра, которые, благодаря отсутствию или малому количеству примесей, настолько мягки, что способны вытягиваться в особенно тонкую проволоку.
- Дешевые сканые изделия делают также из красномедной проволоки и покрывают затем позолотой или серебрят.
- Сканые работы не требуют сложного оборудования и многочисленных инструментов. В те годы, когда все процессы в ювелирном деле производились без помощи машин, проволоку протягивали (проволакивали) вручную, щипцами через ряд отверстий в стальной пластине (волочильной доске).
- Если сканый орнамент делается на металлическом фоне, то на поверхность металла наносится рисунок, по которому щипчиками выгибают и раскладывают отрезки гладкой и свитой в веревочки скани, обмазывая при этом каждую частичку клеем и прикрепляя ее к металлу. Когда весь рисунок выложен, мастер плотно окручивает пластинку с набранными скаными узорами тончайшей железной проволокой. Это делается для того, чтобы при дальнейшей работе наклеенная скань не сдвинулась с места и не сбился рисунок.
- При изготовлении ажурной скани рисунок делается на бумаге, к которой приклеивают отдельные детали сканых узоров, и, посыпав припоем, паяют обычным способом. Бумага сгорает, а сканые завитки спаиваются между собой.
- Сканые изделия часто украшаются зернью, т.е. мелкими гладкими шариками из золота или серебра, напаянными на узоров. Применение зерни очень разнообразно: она бывает разбросана по всему орнаменту, часто окаймляют части предмета полосами, а также располагается в виде сетки, ромбов, треугольников или же образует рельефные пирамидки и грозди.
- Скань делалась почти повсеместно, но в одних центрах она занимала ведущее место, в других – встречалась в виде исключения. Самыми значительными центрами были Новгород, Москва и города русского Севера. Каждый их этих центров отличается особенностями орнаментов, и в каждом из них расцвет сканого мастерства падает на разное время, в зависимости от экономического и политического положения того или иного города.
- Московская скань второй половины XVI и всего XVII вв. почти всегда полихромна. Она неразрывно связана с яркой, многоцветной эмаль, для которой служит обрамлением.
Источник: uchitelya.com
Ювелирное и декоративно-прикладное искусство в собрании Лувра
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
Конспект урока ИЗО — Человек и его украшение.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Цель: Формировать представление о связи характера человека, украшения и его назначения. Прививать аккуратность в работе, развивать внимание, тактильные ощущения, воображение.
Скачать:
| 19.88 КБ |
| 2.7 МБ |
Предварительный просмотр:
дисциплина: изобразительное искусство
Тема урока: Человек и его украшение .
Тип урока: открытие нового знания
Цель: Формировать представление о связи характера человека, украшения и его назначения. Прививать аккуратность в работе, развивать внимание, тактильные ощущения, воображение.
— понимание красоты в жизни человека;
— развитие творческого потенциала при выполнении задания;
— умение принимать учебную задачу, выполнять практические задания в нужном темпе;
— обобщение и углубление знаний об украшениях человека.
-для учащихся: гуашь, банка для воды, палитра.
-для учителя: презентация.
Добрый день! Отложите все на край парты. Итак, урок изобразительного искусства.
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.
— Давайте улыбнёмся друг другу!
Слушать, выполнять задание
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Актуализация знаний
-Вспомните ребята, чем вы занимались на прошлом уроке?
отвечать на вопросы.
Умение пользоваться полученной информацией
3. Постановка учебной задачи
Посмотрите на слайд, что объединяет все эти картинки (одежда, украшения)
-Кто сможет предположить тему нашего урока? (Тема: ) ( 2слайд) Человек и его украшения.
-Какие цели сегодняшнего урока? (3 слайд)
-Нарисовать украшение человека.
Слушать, отвечать на вопросы, формируют тему и урока и ставят цели урока.
Строить рассуждения, определять тему и цели урока
4. Ознакомление с темой
— А как использовал украшения человек?
С давних времен человек любил украшать себя. Сначала он делал украшения из клыков убитых зверей, ракушек, глины. Потом из драгоценных камней, металла, стекла. Украшения тоже имеют свой характер,свой образ.
Богатырь не мог украсить себя тоненькой цепочкой бус или кокошником, а девице они шли, подчеркивая ее нежность, изящество. Например, кокошники, которые вы видите на фотографиях (показать), 4 слайд расшиты драгоценными нитками, речным жемчугом. Украшения могут быть простые, скромные или торжественные.
Украшали шлем воину совсем не так, как царевне — кокошник, по его шлему можно было узнать, военачальник он или простой воин. Украшения для мужчин подчеркивают их силу, мужество, храбрость. В древности воинские шлемы, щиты, мечи были богато украшены. 5 слайд
На шлеме или щите богатырь мог изобразить зверя, на которого хотел походить в ловкости, мудрости или смелости, т. е. подчеркивал наиболее ценные или желательные свои качества. Его щит мог быть устрашающим, даже зловещим, или украшенным светлым образом солнца (это щит защитника). В торжественных случаях воины надевали шлемы с драгоценными камнями, чеканкой, а на поле битвы — шлемы строгие, почти без украшений.
Форма щитов для сражений и для народов могла быть одинаковой. Но украшены щиты были по-разному. Таким образом, украшения характеризовали своего хозяина.
Смотреть, анализировать, отвечать на вопросы учителя, воспринимать информацию
Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Работа с демонстрационным материалом;
Самостоятельная творческая работа
А мы с вами будем украшать орнаментами.
-Кто скажет, что такое орнаменты? (украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов)
-На доске вы видите орнаменты,
-Вашу работу нужно выполнить следующим образом.
1) Нарисовать и кокошник украсить орнаментами.
2) Нарисовать и украсить богатырские доспехи так, чтобы было видно, что они принадлежат воину, который защищает, и — воину, который угрожает.
-Ваши работы должны быть аккуратными, и ярко украшены.
-кому не понятно, как выполнять работу?
-Сейчас вы, можете приступать к работе.
Слушать. Наблюдать за выполнением работы учителя и анализируют.
Наблюдение и анализ работы.
Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, осознанное выполнение правил работы с красками.
7.Подведение итогов урока.
Демонстрационный, обобщающий опрос
Выставка всех работ.
-Подойдите, посмотрите, что у нас получилось.
— Какова была тема нашего занятия?
-Кто помнит какие были поставлены цели?
-Чему новому вы научились?
-А что уже знали?
Хорошо. Все молодцы! Можете убирать своё рабочее место.
Подводить итоги, делать нравственный выбор, оценивать свои достижения.
Ученики оценивают свою деятельность, строят речевые высказывания и рассуждения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Человек и его украшения
Бусы и подвески Бусы носили женщины разных сословий, это было одно из самых популярных шейных украшений. Подвески носились на длинных шнурах или цепочках и крепились к платью на груди или на поясе. Чаще всего привески выступали в роли оберегов и исполнялись в форме языческих символов.
Браслеты Женщины Древней Руси очень любили украшать себя браслетами, особенно распространёнными были стеклянные браслеты.
Девичьи головные уборы венец корона повязка
Женские головные уборы платок сорока кокошник
Кокошник Слово «кокошник» происходит от древнеславянского слова «кокош», означающего курицу-наседку или петуха.
Украшения на кокошниках Зима
Источник: nsportal.ru
Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства
Сегодня мы с вами поговорим и декоративно-прикладном искусстве, и вы узнаете какую роль этот вид изобразительного искусства играет в нашей с вами жизни. Мы также поговорим о том, насколько свойственно человеку стремление к красоте. Как мы, люди стараемся окружить себя не только полезными, но и красивыми вещами.
Практически в каждом доме есть предметы, которые нам и служат и которые приносят нам удовольствие лишь потому, что этот предмет красив.
Декоративно прикладное искусство, является частью искусства народа, несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений. Оно представляет собой разнообразный по форме и назначению предметный мир повседневной жизни: посуду и одежду, мебель и ткани, игрушки и украшения.
ДПИ – это вид пластического искусства, имеющий свой особый смысл и свою декоративную образность, и вместе с тем обслуживающий бытовые нужды человека.
ДПИ состоит из прикладного и декоративного искусства
Прикладное искусство – это произведения, к которым прикоснулась рука художника (область художественного освоения предметного мира)
Например, узор, украшение как бы «прикладывается» к предмету, делая его красивым, нарядным. Такая вещь ценится не только за то, что она просто полезна, но и за мастерство украшения. Самым древним видом украшения является орнамент – узор.
Декоративное искусство – это искусство украшать. Это искусство зародилось очень давно. Еще при родовом строе человек украшал себя браслетами, кольцами, подвесками, серьгами. Позднее появились предметы украшения одежды, а затем и жилища. В этих предметах на первом месте уже стояла красота.
Их польза была уже только в том, что они красивы.
Например, ковры, на которых не возлежали, а вешали на стену. Позднее такое искусство стали называть декоративным.
Декоративно-прикладное искусство классифицируется:
-по функциональному признаку (мебель, посуда, ювелирные изделия, кухонная утварь, орудия труда, оружие игрушки)
-по материалу (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль, эмаль, лаки)
-по технике выполнения (резьба, роспись, ковка, литье, лепка, кружевоплетение, ковроткачество и другое)
У нас в Росси традиционно сложились следующие виды ДПИ:
1. Керамика – изделия из обожженной глины. Это один из наиболее распространённых материалов в ДПИ. Разновидностями керамики являются фарфор, фаянс, майолика, терракота.
2.Резьба и роспись по дереву – это и декор изб, и роспись деревянных предметов домашней утвари(хохломская, городецкая, палехская росписи), и задорные игрушки(богородская, семеновская,федосеевская).
3. Ткачество – процесс выработки ткани из пряжи (гобелены, ковры, ручная набивка ткани)
4. Кружево – декоративное текстильное изделие ручной работы или машинной работы.
5. Вышивка – украшение одежды и бытовых предметов из ткани орнаментом или изобразительными мотивами. Славятся вышивкой саратовские, олонецкие, рязанские мастера.
6. Ковка, литье, чеканка–художественная обработка металла.
7. Изделия из стекла
Из всего, что мы с вами сегодня узнали, можно сделать вывод, что предметы прикладного искусства в первую очередь служат практическим целям и одновременно украшают наш быт, создают настроение. Красота и их польза уравновешены и гармонически дополняют друг друга.
•Организационный момент — (5 мин)
•Опрос домашнего задания — (5 мин)
•Объяснение нового материала — (30 мин)
•Закрепление пройденного на уроке материала. Обсуждение новой темы с детьми — (10 мин)
•Подведение итогов урока, оценивание — (5 мин)
•Объяснение домашнее задание — (3 мин)
Предмет: беседы об искусстве
Преподаватель: Рыбак Е.А.
Тема: Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства.
Цель: Познакомить учащихся с декоративно — прикладным искусством.
Образовательная: Объяснить значение термина «ДПИ»
Развивающая: Рассказать о классификациидекоративно-прикладного искусства, о материалах,используемых в ДПИ.
Воспитательная:
— уважительно относиться к искусству;
— познакомить с особенностями ДПИ.
Тип урока: комбинированный
Методы: словесные (беседа), наглядный (демонстрация репродукций, просмотр видео ряда).
Оснащение урока: фотографии разных репродукций демонстрирующих декоративно – прикладное искусство
— организационный момент (отметка присутствующих, постановка целей и задач).
— Посмотрите на картину (фотографию) на экране телевизора. Как вы думаете, относится ли представленное, на экране изображение к нашей новой теме «декоративно – прикладное искусство как вид изобразительного искусства»? Это изображение, дает вам понять, что мы сегодня будем изучать ДПИ и ее роль в жизни человека.
Далее постановка целей и задач с позиций компетентного подхода, с позиций обучающихся. Цели озвучены. Объяснение нового материала.
Используемая литература
А.М.Вачьянц, Введение в мировую художественную культуру. Первая книга из серии «Вариации прекрасного», 6-е издание, Айрис пресс 2010 г., г. Москва
Источник: www.art-talant.org