История горячей эмали

На сегодняшний день принято считать, что искусство художественного эмалирования имеет более чем трехтысячелетнюю историю. Древнейшие из известных предметов с наплавлением стекла на металл в художественных целях найдены в Микенах и на о. Кипр (15-14 в. до н. э.). Искусство наплавления стекла на металл развивалось с 7-го в. до н. э. на территории Азербайджана, Греции, северной Италии.

Более поздняя техника перегородчатой эмали появилась, очевидно как вариант инкрустации металла драгоценными камнями и цветной смальтой. Эта техника была широко развита в Древнем Египте с 2000 г. до н. э. На золотую пластину устанавливались золотые перегородки, промежутки между ними заполнялись цветными вставками. Кусочки ляпис-лазури, малахита, коралла, бирюзы, смальты, цветного стекла обрабатывались по форме ячеек и закреплялись с помощью специального клея.

Не смотря на это, настоящая эмаль появилась в Египте только в греко-римский период. Однако именно египтяне создали художественные основы цветовой отделки металла камнем и эмалью, которые до сих пор не потеряли своей ценности. В 5-м в. до н. э. у кельтских племен Франции и Британии получила развитие выемчатая эмаль на бронзе. В специальные ячейки на поверхности литых изделий вплавлялось непрозрачное стекло насыщенных цветов. От кельтов эта техника перешла к римлянам, но не получила у них широкого распространения.

Ремесло 46: Перегородчатая эмаль

В это же время искусство эмали развивается в странах Азии: Персии, Индии и Китае. Китайская перегородчатая эмаль стала уникальной и самобытной техникой, традиции китаских эмальеров живут и по сей день.

Египетское и ближневосточное искусство значительно повлияло на культуру Византии, следующий центр эмальерного искусства. Византийские перегородчатые эмали считаются классическими. Впервые эмаль была использована не как имитация камней, а как самостоятельное изобразительное средство. Расцвет византийской эмали приходится на период до 12 в. н. э.

Опыт Византии оказал кардинальное влияние на развитие техники европейской средневековой эмали. Из Византии искусство эмалирования распространилось на соседние страны: Грузию, Армению, Сербию, Киевскую Русь, где были созданы самобытные школы эмалирования.

В средневековой Европе самые знаменитые центры эмалирования находились в Лиможе (Франция), при монастырях на Рейне и в Лотарингии. В середине 12 в. Лимож превратился в ведущий центр производства церковной утвари с использованием различных видов перегородчатой и выемчатой эмали. Появляется своеобразная техника прозрачной цветной эмали по чеканному рельефу, где различная толщина эмалевого покрытия за счет неровностей рельефа создает подобие игры света и тени. Позднее ( 15-17 в.) Лимож становится ведущим центром развития новой самобытной техники – живописной эмали в стиле гризайль. Подробнее об этой технике рассказывается в главе «живописная эмаль».

С середины 17-го века благодаря большому развитию химии появились окислы металлов, при нанесении которых на белую эмалевую основу и последующем обжиге можно было достичь передачи тончайших цветовых оттенков, благодаря чему стало возможным создание миниатюр на эмали, где металл, даже если это было золото, служил только подложкой и покрывался сплошным слоем.

Украшения в технике ювелирной эмали разных мастеров. История эмали.

В 19 веке получает применение техническая бытовая эмаль на стали и чугуне. Эмалью покрываются предметы домашнего обихода (посуда, детали каминов и печей) для улучшения их эксплуатационных свойств.

На рубеже 19-20 вв. на волне стиля модерн художественная эмаль переживает новый подьем. Эмаль становится популярным способом оформления украшений и декоративных изделий. Благодаря успехам в области химии силикатов была разработана большая палитра эмалей различных оттенков и свойств.

Русская эмаль. Наиболее ранние из сохранившихся изделий из металла с декоративным эмалевым оформлением относятся к 10-му – началу 13-го века. В Древней Руси художественную эмаль называли финифтью (от греческого «фингитис» — светлый, блестящий камень). Как уже упоминалось, технику перегородчатой и выемчатой эмали русские мастера переняли у византийцев.

Крупнейшими русскими центрами эмалирования были Киев, Чернигов, Галич, Владимир, Рязань, Новгород. Из дошедших до нас образцов русского эмальерного искусства того времени чаще всего встречаются колты – вид парных украшений женского головного убора лунообразной формы из двух соединенных выпуклых пластин.

Также известны диадемы из нескольких, соединенных друг с другом золотых пластин, рясны (парные цепи из бляшек), бармы (нагрудные украшения, состоящие из отдельных медальонов), пластины, которые нашивали на парадную одежду, дарохранительницы, тельные кресты и образки, накладки на Евангелие, оклады для икон. Для перегородчатой и выемчатой эмали чаще всего использовали золото, реже серебро, а эмаль по литью (заимствованную из Западной Европы – наследие кельтов) делали, как правило, по бронзе или меди. Эмалевое производство того времени не было массовым. Основными заказчиками работ с эмалью были князья и их семьи, высшие иерархи церкви, бояре.

В результате монгольского нашествия в 1237 году прекращают существование многие эмальерные центры, традиция передачи знаний прерывается. Многие мастера угнаны в Золотую Орду. Нарушены культурные связи с Византией и Западной Европой. С середины 13-го до середины 15-го века наблюдается общий упадок русской эмали. Утрачены рецепты многих цветов, забыта перегородчатая эмаль.

Читайте также:
Как сделать бант на подарочную машину

Продолжает развиваться только эмаль по литью. В технике эмали по литью преимущественно делали культовые вещи, изготовление которых сосредоточилось в монастырских мастерских и в Новгороде. Монастыри, как и вся русская православная церковь, в отличие от светского общества, имели охранную грамоту от ханов Золотой Орды, что обеспечивало некоторую безопасность для работавших там ремесленников от грабежей и угона в плен.

Со второй половины 15-го вера начинается возрождение русской эмальерной традиции. Возобновление культурных связей с Византией дает возможность русским мастерам познакомится с опытом художественных школ итальянского Ренессанса. Расширяются возможности работы с эмалью за счет привозного заподноевропейского эмалевого сырья.

Русские эмальеры получают крупные заказы от царского двора. В Москву, которая, наряду с Новгородом становится крупнейшим русским эмальерным центром приглашают греческих и западноевропейских мастеров. В конце 15-го века появляегся новая техника – эмаль по скани (филиграни). Эмаль по скани превратилась в излюбленный прием для создания эмалевого декора.

Со временем она стала узнаваемым, характерным символом русской эмали. Русские эмальеры также широко использовали и технику эмали по рельефу, которая была хорошо известна в Западной Европе. 17-й век считают временем расцвета эмали. В этот период ею украшалось множество бытовых вещей, черенки ножей, виток, чернильницы, футляры и др. эмаль становится неотъемлемой частью убранства предметов церковного обихода и светских вещей.

В петровское время русская эмаль испытывает огромное влияние западной культуры. Появившаяся в 18-м веке миниатюрная живопись по эмали оттесняет на второй план традиционные техники прошлых веков. К концу 18-го века русская миниатюрная эмалевая живопись выходит за рамки элемента декоративно-прикладного искусства и преобретает самостоятельное звучание как один из видов станкового искусства.

К 19-му веку ведущими российскими эмальерными центрами становятся Москва, Ростов Великий и Санкт-Петербург. С середины 19-го столетия искусство русской эмали переживает новый подъем в связи с ростом общественного интереса к древнерусским традидиям. Появляется своеобразный «русский стиль», как вариант общеевропейского «историзма».

Вновь получает широкое распространение традиционная эмаль по скани, как обязательный атрибут «русского стиля». В это время искусство эмали приобретает массовый характер, становится доступным различным слоям русского общества. Ведущую роль в демократизации эмали сыграли русские ювелирные фирмы. Используя достижения химии и новые эмальерные технологии, которые позволили перейти к изготовлению изделий с эмалью уже на промышленной основе, русские ювелирные фирмы смогли сформировать широкий ассортимент вещей в соответствии с запросами российского покупателя.

Найболее известные ювелирные фирмы России конца 19-го, начала 20-го века, которые активно использовали художественную эмаль в своих изделиях это фабрики Овчинникова, Фаберже, Сазикова, Хлебникова, Грачева, Немирова-Колодкина, Постникова, Оловянишникова и др. Наряду с ними существовали мелкие ювелирные мастерские и артели.

Появление впервые такого широкого круга эмальеров, работавших в разнообразных манерах, привело к тому, что в искусстве русской эмали этого периода оформились два пути решения творческих задач: как декоративный элемент украшения вещи, и как самостоятельное станковое произведение, выполненное в технике эмали.

После революции 1917 года искусство русской эмали переживает спад. Это было вызвано, с одной стороны тем, что художественная эмаль воспринималась как искусство господствующих классов, а с драгой стороны – той разрухой в стране, к которой привела гражданская война. Из всех традиционных российских центров художественной эмали сохранилась только школа Ростова Великого.

Однако в ростовской эмали изменилась тематика. На смену церковным сюжетам пришла цветочная роспись на белом или цветном фоне, близкая к росписи по фарфору, а также советская символика и миниатюрная живопись на эмали в духе соцреализма. Позднее на базе ростовских артелей была организована фабрика «Ростовская финифть».

Только в семидесятых и восьмидесятых годах 20-го века начинается новая волна интереса советских художников к богатым возможностям художественной эмали. Советские эмальеры получают возможность принимать участие в международных творческих семинарах сначала в Венгрии и Прибалтике, а затем и в других странах Западной Европы.

Возможности техники художественной эмали еще далеко не исчерпаны. Не смотря на тысячи лет развития этой техники, до сих пор в этой технологии происходят новые открытия, воссоздаются утраченные технологии прошлого. В частности, нами разработана уникальная технология использования силикатных тугоплавких эмалей для меди, имеющих значительно более широкие художественные свойства, нежели обычные ювелирные эмали, выпускаемые промышленностью. Применение этой авторской технологии в производстве перегородчатой эмали позволяет создавать неповторимые произведения декоративно-прикладного искусства.

Источник: studfile.net

История художественного эмалирования –горячая эмаль.

В данной статье рассматриваются исторические аспекты развитияхудожественной эмали, технологий горячего эмалирования в декоративно-прикладном искусстве востока и запада.

Читайте также:
Какого цвета уран вещество

На сегодняшний день принято считать, что искусство художественного эмалирования имеет более чем трехтысячелетнюю историю. Древнейшие из известных предметов с наплавлением стекла на металл в художественных целях найдены в Микенах и на о. Кипр (15-14 в. до н. э.). Искусство наплавления стекла на металл развивалось с 7-го в. до н. э. на территории Азербайджана, Греции, северной Италии.

Более поздняя техника перегородчатой эмалипоявилась, очевидно как вариант инкрустации металла драгоценными камнями и цветной смальтой. Эта техника была широко развита в Древнем Египте с 2000 г. до н. э. На золотую пластину устанавливались золотые перегородки, промежутки между ними заполнялись цветными вставками. Кусочки ляпис-лазури, малахита, коралла, бирюзы, смальты, цветного стекла обрабатывались по форме ячеек и закреплялись с помощью специального клея.

Не смотря на это, настоящая эмаль появилась в Египте только в греко-римский период. Однако именно египтяне создали художественные основы цветовой отделки металла камнем и эмалью, которые до сих пор не потеряли своей ценности. В 5-м в. до н. э. у кельтских племен Франции и Британии получила развитие выемчатая эмаль на бронзе. В специальные ячейки на поверхности литых изделий вплавляось непрозрачное стекло насыщенных цветов. От кельтов эта техника перешла к римлянам, но не получила у них широкого распространения.

В это же время искусство эмали развивается в странах Азии: Персии, Индии и Китае. Китайская (бейджинская) перегородчатая эмаль стала уникальной и самобытной техникой, традиции китайских эмальеров живут и по сей день.

Египетское и ближневосточное искусство значительно повлияло на культуру Византии, следующий центр эмальерного искусства. Византийские перегородчатые эмали считаются классическими. Впервые эмаль была использована не как имитация камней, а как самостоятельное изобразительное средство. Расцвет византийской эмали приходится на период до 12 в. н. э.

Опыт Византии оказал кардинальное влияние на развитие техники европейской средневековой эмали. Из Византии искусство эмалирования распространилось на соседние страны: Грузию, Армению, Сербию, Киевскую Русь, где были созданы самобытные школы эмалирования.

В средневековой Европе самые знаменитые центры эмалирования находились в Лиможе (Франция), при монастырях на Рейне и в Лотарингии. В середине 12 в. Лимож превратился в ведущий центр производства церковной утвари с использованием различных видов перегородчатой и выемчатой эмали. Появляется своеобразная техника прозрачной цветной эмали по чеканному рельефу, где различная толщина эмалевого покрытия за счет неровностей рельефа создает подобие игры света и тени. Позднее ( 15-17 в.) Лимож становится ведущим центром развития новой самобытной техники – живописной эмали в стиле гризайль. Подробнее об этой технике рассказывается в главе «живописная эмаль».

С середины 17-го века благодаря большому развитию химии появились окислы металлов, при нанесении которых на белую эмалевую основу и последующем обжиге можно было достичь передачи тончайших цветовых оттенков, благодаря чему стало возможным создание миниатюр на эмали, где металл, даже если это было золото, служил только подложкой и покрывался сплошным слоем.

В 19 веке получает применение техническая бытовая эмаль на стали и чугуне. Эмалью покрываются предметы домашнего обихода (посуда, детали каминов и печей) для улучшения их эксплуатационных свойств.

На рубеже 19-20 вв. на волне стиля модерн художественная эмаль переживает новый подьем. Эмаль становится популярным способом оформления украшений и декоративных изделий. Благодаря успехам в области химии силикатов была разработана большая палитра эмалей различных оттенков и свойств.

Русская эмаль. Наиболее ранние из сохранившихся изделий из металла с декоративным эмалевым оформлением относятся к 10-му – началу 13-го века. В Древней Руси художественную эмаль называли финифтью (от греческого «фингитис» — светлый, блестящий камень). Как уже упоминалось, технику перегородчатой и выемчатой эмали русские мастера переняли у византийцев.

Крупнейшими русскими центрами эмалирования были Киев, Чернигов, Галич, Владимир, Рязань, Новгород. Из дошедших до нас образцов русского эмальерного искусства того времени чаще всего встречаются колты – вид парных украшений женского головного убора лунообразной формы из двух соединенных выпуклых пластин.

Также известны диадемы из нескольких, соединенных друг с другом золотых пластин, рясны (парные цепи из бляшек), бармы (нагрудные украшения, состоящие из отдельных медальонов), пластины, которые нашивали на парадную одежду, дарохранительницы, тельные кресты и образки, накладки на Евангелие, оклады для икон. Для перегородчатой и выемчатой эмали чаще всего использовали золото, реже серебро, а эмаль по литью (заимствованную из Западной Европы – наследие кельтов) делали, как правило, по бронзе или меди. Эмалевое производство того времени не было массовым. Основными заказчиками работ с эмалью были князья и их семьи, высшие иерархи церкви, бояре.

В результате монгольского нашествия в 1237 году прекращают существование многие эмальерные центры, традиция передачи знаний прерывается. Многие мастера угнаны в Золотую Орду. Нарушены культурные связи с Византией и Западной Европой. С середины 13-го до середины 15-го века наблюдается общий упадок русской эмали. Утрачены рецепты многих цветов, забыта перегородчатая эмаль.

Читайте также:
Как определить серебряную чешуйку

Продолжает развиваться только эмаль по литью. В технике эмали по литью преимущественно делали культовые вещи, изготовление которых сосредоточилось в монастырских мастерских и в Новгороде. Монастыри, как и вся русская православная церковь, в отличие от светского общества, имели охранную грамоту от ханов Золотой Орды, что обеспечивало некоторую безопасность для работавших там ремесленников от грабежей и угона в плен.

Со второй половины 15-го вера начинается возрождение русской эмальерной традиции. Возобновление культурных связей с Византией дает возможность русским мастерам познакомится с опытом художественных школ итальянского Ренессанса. Расширяются возможности работы с эмалью за счет привозного западноевропейского эмалевого сырья.

Русские эмальеры получают крупные заказы от царского двора. В Москву, которая, наряду с Новгородом становится крупнейшим русским эмальерным центром приглашают греческих и западноевропейских мастеров. В конце 15-го века появляется новая техника – эмаль по скани (филиграни). Эмаль по скани превратилась в излюбленный прием для создания эмалевого декора.

Со временем она стала узнаваемым, характерным символом русской эмали. Русские эмальеры также широко использовали и технику эмали по рельефу, которая была хорошо известна в Западной Европе. 17-й век считают временем расцвета эмали. В этот период ею украшалось множество бытовых вещей, черенки ножей, виток, чернильницы, футляры и др. эмаль становится неотъемлемой частью убранства предметов церковного обихода и светских вещей.

В петровское время русская эмаль испытывает огромное влияние западной культуры. Появившаяся в 18-м веке миниатюрная живопись по эмали оттесняет на второй план традиционные техники прошлых веков. К концу 18-го века русская миниатюрная эмалевая живопись выходит за рамки элемента декоративно-прикладного искусства и приобретает самостоятельное звучание как один из видов станкового искусства.

К 19-му веку ведущими российскими эмальерными центрами становятся Москва, Ростов Великий и Санкт-Петербург. С середины 19-го столетия искусство русской эмали переживает новый подъем в связи с ростом общественного интереса к древнерусским традициям. Появляется своеобразный «русский стиль», как вариант общеевропейского «историзма».

Вновь получает широкое распространение традиционная эмаль по скани, как обязательный атрибут «русского стиля». В это время искусство эмали приобретает массовый характер, становится доступным различным слоям русского общества. Ведущую роль в демократизации эмали сыграли русские ювелирные фирмы. Используя достижения химии и новые эмальерные технологии, которые позволили перейти к изготовлению изделий с эмалью уже на промышленной основе, русские ювелирные фирмы смогли сформировать широкий ассортимент вещей в соответствии с запросами российского покупателя.

Наиболее известные ювелирные фирмы России конца 19-го, начала 20-го века, которые активно использовали художественную эмаль в своих изделиях это фабрики Овчинникова, Фаберже, Сазикова, Хлебникова, Грачева, Немирова-Колодкина, Постникова, Оловянишникова и др. Наряду с ними существовали мелкие ювелирные мастерские и артели.

Появление впервые такого широкого круга эмальеров, работавших в разнообразных манерах, привело к тому, что в искусстве русской эмали этого периода оформились два пути решения творческих задач: как декоративный элемент украшения вещи, и как самостоятельное станковое произведение, выполненное в технике эмали.

После революции 1917 года искусство русской эмали переживает спад. Это было вызвано, с одной стороны тем, что художественная эмаль воспринималась как искусство господствующих классов, а с драгой стороны – той разрухой в стране, к которой привела гражданская война. Из всех традиционных российских центров художественной эмали сохранилась только школа Ростова Великого.

Однако в ростовской эмали изменилась тематика. На смену церковным сюжетам пришла цветочная роспись на белом или цветном фоне, близкая к росписи по фарфору, а также советская символика и миниатюрная живопись на эмали в духе соцреализма. Позднее на базе ростовских артелей была организована фабрика «Ростовская финифть».

Только в семидесятых и восьмидесятых годах 20-го века начинается новая волна интереса советских художников к богатым возможностям художественной эмали. Советские эмальеры получают возможность принимать участие в международных творческих семинарах сначала в Венгрии и Прибалтике, а затем и в других странах Западной Европы.

Возможности техники художественной эмали еще далеко не исчерпаны. Не смотря на тысячи лет развития этой техники, до сих пор в этой технологии происходят новые открытия, воссоздаются утраченные технологии прошлого. В частности, нами разработана уникальная технология использования силикатных тугоплавких эмалей для меди, имеющих значительно более широкие художественные свойства, нежели обычные ювелирные эмали, выпускаемые промышленностью. Применение этой авторской технологии в производстве перегородчатой эмали позволяет создавать неповторимые произведения декоративно-прикладного искусства.

Использованная литература

  1. Эдуард Бреполь. Художественное эмалирование. Л. «машиностроение» 1986.
  2. Пупарев А. А. Художественная эмаль. М. 1948.
  1. Русские эмали XI-XIX вв. М. 1974.
  2. Гилодо А. А. Русская эмаль XIX-XX вв. М. 1996.

Источник: hotemal.ru

Художественная эмаль: возникновение, развитие, техники

Художественная эмаль: возникновение, развитие, техники

Сегодня считается, что искусство художественных эмалей возникло более трёх тысяч лет назад. Самые древние изделия (XV-XIV вв. до н. э.), у которых на поверхности металла можно увидеть тонкое стекловидное покрытие, были найдены на острове Кипр и на территории древнего города Микены. Есть находки, которые указывают на то, что искусство художественной эмали появилось приблизительно в VII веке до н. э. на современных территориях Азербайджана, Греции, севера Италии. В результате развития художественного эмалирования со временем возникла техника перегородчатой эмали, которая с 2000 года до н. э. пользовалась большой популярностью в Древнем Египте.

Читайте также:
Как работать с мемори проволокой для колье

По всей видимости, появление эмали было связано с желанием мастеров имитировать драгоценные камни, которыми можно было бы украсить металл. Технология изготовления изделия с перегородчатой эмалью выглядела следующим образом: на золотой пластинке размещали золотые проволочки-перегородки, промежутки между которыми заполняли кусочками бирюзы, коралла, лазурита, малахита, смальты, цветного стекла, которые огранивали так, чтобы они принимали форму ячеек, образовавшихся между перегородками, и закрепляли специальным клеем.

Однако вернее будет сказать, что история настоящей художественной эмали – такой, какой мы её знаем сегодня, – началась только в Египте греко-римской эпохи (332 г. до н. э. – 395 г. н. э.). Именно египтяне заложили основы искусства художественного эмалирования.

Возникшая тысячелетия назад традиция украшения металла камнем и художественной эмалью сохранила своё значение вплоть до наших дней. Параллельно искусство эмалирования развивалось у кельтских племён на территории современных Британии и Франции. Начиная с V века до н. э. использовалась технология изготовления изделий с выемчатой эмалью на бронзе. В ячейках на поверхности изделия путём плавки закрепляли цветные непрозрачные стёкла. Эту технику заимствовали римляне, однако у них она не обрела популярности.

Искусство художественной эмали активно развивалось на Востоке. Китайская цивилизация подарила миру уникальную технику перегородчатой эмали, традиции которой живы до сих пор.

Следующий этап развития эмалирования был связан с Византией. На её культуру оказали значительное влияние искусство Ближнего Востока и Египта. Именно византийские мастера первыми использовали эмаль в качестве самостоятельного художественного средства. Византийское эмалирование процветало вплоть до XII века.

Византийская эмаль предопределила дальнейшее развитие эмали в эпоху средневековья. Отсюда искусство художественной эмали дошло до соседних Грузии, Армении, Сербии и Руси, где возникли свои школы эмалирования с уникальными традициями.

Самые знаменитые средневековые центры художественной эмали в Европе находились в Лиможе во Франции, в Лотарингии и при монастырях на Рейне. В середине XII века Лимож стал главным местом производства церковной утвари, украшенной различными вариантами выемчатой и перегородчатой эмали. Здесь возникают новые техники, создающие эффект игры света и тени.

Достичь этого лиможским мастерам удавалось благодаря нанесению цветной прозрачной эмали на чеканный рельеф. Эмаль ложилась на поверхность неравномерно, так и достигался желаемый эффект. Позже, в XV-XVII веках здесь возникает ещё одна уникальная техника – живописная эмаль в стиле гризайль. Она представляла собой роспись эмалью одного цвета (серой, коричневой, розовой) с прорисовкой золотом. Эта техника придавала художественной эмали некую глубину и создавала эффект рельефности изображения.

Дальнейшее развитие искусства эмалирования было связано с достижениями в области химии. В середине XVII века научились получать оксиды металлов. Их нанесение на белую эмалевую основу и последующий обжиг позволяли добиться получения тончайших цветовых оттенков. Появление этой техники позволило создавать на эмали миниатюры, в которых металл (даже такой дорогой, как золото) служил лишь в качестве основы и полностью покрывался эмалью.

Следующим этапом развития эмалирования было возникновение технической бытовой эмали. С XIX века ей покрывают стальные и чугунные предметы домашнего обихода (например, посуду) не с эстетическими целями, а для улучшения эксплуатационных свойств этих предметов.

На рубеже XIX-XX веков художественная эмаль вновь переживает расцвет. На волне популярности стиля модерн это искусство пользуется большой популярностью и часто используется в украшениях и различных декоративных изделиях. Дальнейшее развитие химии позволило ещё больше разнообразить оттенки эмалей и их свойства.

Русская эмаль – финифть

Самые древние металлические находки, покрытые декоративной эмалью, и найденные на территории Древней Руси датируются X – началом XIII века. Художественную эмаль здесь называли финифтью, от греческого слова «фингитис», которое переводится как «светлый, блестящий камень». Традиции перегородчатой и выемчатой эмали русские мастера заимствовали у византийцев.

Этими техниками, как правило, украшали изделия из золота, реже – из серебра. От кельтов на Древнюю Русь пришла техника эмали по литью. Её обычно использовали на бронзе или меди. Крупнейшие центры эмалирования находились в Киеве, Чернигове, Галиче, Владимире, Рязани, Новгороде.

Находки изделий с художественной эмалью представлены в основном колтами – полыми металлическими подвесками, которые состояли из двух соединённых между собой выпуклых пластин. Они служили украшением головного убора. Есть среди находок и бармы (украшения вроде воротника, надевавшиеся на плечи), диадемы из нескольких золотых пластин, пластины, которыми украшали парадную одежду, дарохранительницы (священный сосуд, где хранятся Святые Дары – Тело и Кровь Христовы, используемые для причащения), рясны (ещё один вариант украшений женского головного убора), нательные кресты и образки, накладки на Евангелие, оклады для икон. Все эти изделия принадлежали представителям богатых слоёв общества: княжеским семьям, боярам, высшим иерархам церкви. Массового производства эмали на тот момент не существовало.

Читайте также:
Это женские или мужские часы

Следующий этап развития древнерусского искусства художественной эмали был связан с монгольском нашествием в 1237 году. Наряду с другими ремёслами пострадало и эмалирование. С середины XIII до середины XV века русская эмаль находится в упадке. Были нарушены культурные связи с Византией и Западной Европой.

Многие центры эмалирования прекратили своё существование, прервав традиции передачи знаний и навыков, мастера попали в плен. Были утрачены многие технологии. Единственной техникой, которая продолжила своё развитие, была эмаль по литью. Используя её, изготавливали главным образом предметы культа.

Над ними трудились новгородские мастера и те, кто работал при монастырях – они, как и вся русская православная церковь, обладали охранной грамотой от ханов Золотой Орды. Это позволяло ремесленникам работать там в относительной безопасности, не опасаясь грабежа и пленения.

Возрождение русской эмальерной традиции начинается во второй половине XV века. В это время возобновляются культурные связи с Византией. Русские мастера знакомятся с работами итальянских художественных школ. Москва становится крупнейшим русским эмальерным центром, куда приглашаются западноевропейские и греческие эмальеры.

Из Западной Европы привозят эмалевое сырьё, что позволяет мастерам расширить возможности работы. Теперь они получают крупные заказы от царского двора. В конце XV века появляется новая техника – эмаль по скани или, как её ещё называли, филиграни. Эта техника эмалирования стала пользоваться большой популярностью, а со временем и вовсе стала характерной чертой русской эмали.

Русские мастера широко использовали распространенную в Западной Европе технику эмали по рельефу. XVII век стал временем расцвета эмали. Её использовали для украшения многочисленных вещей, которыми пользовались каждый день – футляры, черенки ножей, чернильницы и т. д. Невозможно представить себе предметы церковного обихода этого периода без украшений с использованием эмали.

В петровскую эпоху русское эмалирование переживают сильное влияние западных традиций. Появившаяся в XVIII веке миниатюрная живопись по эмали становится гораздо популярнее традиционных техник эмалирования. К концу XVIII века это направление художественной эмали выходит за пределы декоративно-прикладного искусства и становится одним из видов станкового искусства.

К XIX веку ведущими центрами изготовления эмали стали Москва, Ростов Великий и Санкт-Петербург. В середине этого столетия начинается новый виток развития русской эмали, связанный с повышением интереса к древнерусским традициям. Появляется своеобразный «русский стиль», яркой чертой которого становится новая волна популярности эмали по скани. Эмалевое производство становится массовым и теперь доступно различным слоям русского общества. Новый этап развития художественной эмали был связан с деятельностью ювелирных фирм, которые расширили ассортимент изделий с эмалью благодаря использованию достижений химии и возникновению новых эмальерных технологий, которые позволили перейти к промышленному изготовлению изделий с эмалью.

Среди самых известных российских фирм, занимавшихся ювелирным делом на рубеже XIX-XX веков, можно назвать фабрики Грачева, Немирова-Колодкина, Овчинникова, Оловяшникова, Сазикова, Фаберже и др. Они, а также мелкие ювелирные мастерские и артели активно изготавливали изделия с художественной эмалью. Свой вклад в производство изделий с эмалью вносили и мелкие ювелирные мастерские и артели.

Начиная с этого времени искусство художественной эмали характеризуется невиданным размахом. Мастера работали в разнообразных манерах, развивалось и использование эмали как способа украшения изделия, и создание самостоятельных станковых произведений, выполненных в технике эмали.

Однако революция 1917 года привела к снижению популярности художественной эмали. Ей воспринимали как искусство господствующих классов. Развивать прежние традиции не позволяла и сложная экономическая ситуация, к которой привела и гражданская война. Единственным традиционным центром художественной эмали остался Ростов Великий.

Однако вместо церковных сюжетов пришла советская символика и миниатюрная живопись в духе соцреализма, а также цветочная роспись на белом или цветном фоне, похожая на роспись по фарфору. Позже на базе ростовских артелей была организована фабрика «Ростовская финифть».

Возрождение интереса к художественной эмали возникает в 1970-1980 гг. Советские художники начали обмениваться опытом с западными коллегами, принимать участие в международных семинарах.

В XXI веке искусство художественной эмали, безусловно, имеет большие перспективы. К сожалению, некоторые секреты мастерства безвозвратно утеряны, а многие аспекты художественного эмалирования до сих пор остаются не изученными.

К счастью, до наших дней сохранилось множество удивительных предметов, времён Древней Руси, Русского царства и Российской империи – часть этих удивительных артефактов, украшенных эмалью, нанесённой с помощью разнообразных техник, можно найти в нашем каталоге «Меднолит».

Источник: mednolit.com

Рейтинг
Загрузка ...