Иверская икона Божьей Матери: о чем ей молятся и почему?
25 февраля у православных верующих – один из дней особого почитания Иверской иконы Божьей Матери. И хотя этот день не является ни двунадесятым, ни даже великим праздником, но Иверская икона на Руси всегда была одной из самых любимых, поэтому и праздник этот у нас всегда был значимым. 25 февраля произошло перенесение списка Иверской иконы в монастырь на Валдае. Этот список был написан греческим монахом-иконописцем специально для Иверского монастыря, построенного на Валдае в точном соответствии с Афонским.
Иверской иконе Божьей Матери молятся:
- Об избавлении от разных напастей.
- Об утешении в бедах и поддержке в тяжелых жизненных ситуациях, когда не хватает сил для борьбы с невзгодами.
- О решении сложной ситуации на работе, при конфликтах с коллегами и начальством.
- О мире и согласии в семье.
- О защите от врагов.
- О помощи в поиске правильного пути в жизни, в выборе решения в сложной ситуации. О вразумлении близких, потерявших верный путь.
- Об умножения плодородия земли.
- Об избавлении от нищеты и пополнении продовольственных запасов.
- Об исцелении телесных болезней.
Откуда взялся Иверский образ
По преданию, Иверская икона Божьей Матери, которая хранится сейчас в Иверском монастыре на Афоне, является списком с прижизненного изображения Богородицы. Ее лик написал на доске святой апостол и евангелист Лука, кисти которого предание приписывает от трех до семидесяти икон Божией Матери, в том числе и Иверскую.
Иверская икона Божией Матери: история иконы, явление, обретение. В чем помогает Иверская икона
Существует красивая легенда о том, как была обретена та икона, которая сейчас расположена над вратами монастыря. По легенде, в IX веке, во время царствования императора Феофила, ею владела вдова, проживавшая неподалеку от византийского города Никеи. Тогда были времена иконоборчества, и она, чтобы спасти икону от уничтожения, с молитвой доверила ее морским волнам. Как именно она это сделала – просто опустила икону в воду, или отправила ее в плавание на лодке – легенда умалчивает. Через два века монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом, и взяли ее из вод.
В том месте на Афоне, куда икона была донесена одним из монахов, и впервые поставлена на землю, забил святой источник. А сама икона ни в какую не согласилась находиться в алтаре монастыря. Она раз за разом оказывалась в нише над его вратами. Там она находится и в наши дни.
«Иверская икона Пресвятой Богородицы пришла в Россию в своем списке 1648 года, присланном с Афона, и очень у нас почиталась. Хотя на Руси все иконы Богородицы чтились, но более всего три: Смоленская, Владимирская и Иверская», – говорит профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ) Александр Копировский.
По словам профессора, икона, хранящаяся сейчас в Иверском монастыре на Афоне, датируется специалистами концом XI-началом XII века. «Хотя судить об этом трудно, – говорит он. – Икона не только под окладом XVI века, но еще и под темной олифой. Чтобы увидеть, какая она есть, Иверскую икону желательно раскрыть, то есть снять грузинский оклад XVI века и реставрационно ее промыть. Это представляет собой определенную сложность, потому что в народе отношение к этому суеверное – считается, что на икону даже смотреть слишком внимательно нельзя».
С Иверской иконы на Афоне сделано много списков, один из них – специально для Москвы. Но важно понимать, что и образ в Иверском монастыре в свою очередь – тоже список.
Самые древние иконы Богородицы не сохранились, сейчас существуют только их списки, и поэтому все легенды, в частности, об Иверской иконе, относятся не к тому образу, который находится сейчас на Афоне, а к прежде существовавшему.
Как появилась традиция праздновать дни икон
Почитание образов существовало всегда, еще до христианства. По форме это народная традиция, идущая от дохристианских привычек. «Но христианское отношение к иконам, то есть к образам, глубинно связано с явлением в мир Христа, – говорит Александр Копировский. – с тем, что Бог сам вошел в человеческую историю как Человек, и потому Он может быть изображен (в Ветхом Завете ведь был строгий запрет на изображение Бога). Поэтому в каком-то смысле празднование икон – это всякий раз празднование Богоявления. Любая икона Богоматери с Младенцем – зримое явление того, что произошло в Рождестве Христовом и во всех остальных событиях Нового Завета – во Христе сам Бог Отец через своего Сына в Духе Святом присутствует в мире. И икона передает это не просто как историческое воспоминание, а как божественное откровение».
По словам профессора СФИ, именно поэтому древние иконы и по стилю написания отличаются от исторических или псевдоисторических картин, которые связаны с Новым Заветом, от иллюстраций. И хотя корнями условная живопись уходит еще в античность, своей вершины иконопись достигла уже в христианское время, после победы над иконоборчеством.
Образы Богоматери с Младенцем – зримое свидетельство того, что это она сама нам является, но не в своем земном, историческом образе, а в преображенном виде.
Как говорит Александр Копировский, икона – это явление Богоматери и Спасителя в небесной славе, помноженное на народную традицию, на то, что народ хочет чего-то зримого, ощутимого, что и привело к тому разнообразному почитанию, которое мы видим, особенно в России.
В чем опасность почитания икон
Праздников богородичных икон много, празднуется около 30 известных икон, не говоря о менее известных.
«Такое распространение чтимых икон – это знак недостатка духовного просвещения, прежде всего, в форме бесед, живых ответов на вопросы людей, устного наставления», – говорит профессор СФИ.
В святоотеческой традиции все это называется катехизацией, или оглашением. А поскольку сейчас нет ни оглашения, ни образования, то в простом народе возникает тяготение к образу, который как бы без слов все объясняет или, по крайней мере, дает возможность к чему-то приобщиться поверх внешних знаний.
Так что празднование икон – безусловно, народная традиция, которая родилась в церкви сама собой: появилась такая-то икона – ее почитают, и ей дается праздничный день в году, пишутся службы этой иконе. «Но это имеет и свои минусы,— говорит профессор Копировский. – Потому что все кажется очень простым и понятным, как будто больше ничего знать и понимать не нужно. Исторически эта «простота» оказалась хуже воровства, она закрыла собой другую сторону традиции – духовную».
Как говорит Копировский, когда празднуют богородичные иконы, уже все меньше говорят о Богородице, а больше – об иконе, об истории или легенде ее появления и связанных с ней чудесах, которые как будто живут уже сами по себе, без связи со Христом. Это рискует превратиться в поклонение иконе как вещи, а не тому, кто на ней изображен. В то время как самое главное, внутренний смысл иконы – это явление самой Богородицы и Христа.
ИсточникИверская икона Божией Матери «Вратарница» – с пронзенным ликом
Иверская икона Божией Матери (Вратарница). Где она находится на Афоне? В чём помогает Иверская Богородица страждущим? Об этом читайте в нашей статье!
Иверская икона Божией Матери
Иверская икона Божией Матери. 1-я пол. XI или нач. XII в. Оклад нач. XVI в. (Иверский мон-рь на Афоне)
Икона Божией Матери, прославившаяся чудесами в уделах Богородицы — на Афоне, в Иверии (Грузии) и в России — названа по имени Иверского монастыря на Святой горе Афон.
Первое известие о ней относится к IX веку — временам иконоборчества, когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы.
Некая благочестивая вдова, жившая недалеко от Никеи, хранила у себя заветный образ Богоматери. Скоро это открылось. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, один из них ударил святыню копьем, и из лика Пречистой потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду; образ стоя двинулся по волнам.
Об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне: единственный сын этой женщины принял монашество на Святой горе и подвизался рядом с тем местом, где когда-то причалил корабль, везший на Кипр Саму Божию Матерь, и где впоследствии, в Х веке, грузинский вельможа Иоанн и византийский полководец Торникий основали Иверскую обитель.
Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп высотой до неба — он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ… Братия стали на молитву и усердно просили Господа даровать икону обители.
В следующую ночь Пресвятая Богородица явилась во сне старцу Гавриилу, отличавшемуся строгой подвижнической жизнью и детски простым нравом, и сказала: «Передай настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам — тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители».
Наутро монахи с молебным пением отправились на берег, старец безбоязненно пошел по воде и сподобился принять чудотворную икону. Ее поставили в часовне на берегу и трое суток совершали пред ней молитвы, а потом перенесли в соборный храм (на том месте, где стояла икона, открылся источник чистой сладкой воды).
На другой день икону обнаружили над монастырскими воротами. Ее отнесли на прежнее место, но она вновь оказалась над вратами. Так повторялось несколько раз.
Наконец Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала: «Передай братии: Я не хочу, чтобы Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей. Я испросила вам у Бога Мою милость, и до тех пор, пока будете видеть Мою икону в обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет».
Иверский монастырь на Афоне. Фото: CosmoSolomon / wikimedia commons
Иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, Хранительницы обители, в которой чудотворная икона пребывает по сей день. Икона называется Портаитисса — Вратарница, Привратница, а по месту своего явления на Афоне — Иверская.
По преданию, явление иконы совершилось 31 марта, во вторник Пасхальной недели (по другим сведениям, 27 апреля). В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы; братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону старец Гавриил.
В истории обители известно много случаев благодатной помощи Божией Матери: чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеления болящих, избавления монастыря от варваров.
Так, однажды персы осадили монастырь с моря. Иноки взывали к Божией Матери о помощи. Внезапно поднялась страшная буря и неприятельские корабли затонули, в живых остался один лишь военачальник Амира. Пораженный чудом гнева Божия, он раскаялся, просил молиться о прощении его грехов и пожертвовал много золота и серебра на постройку монастырских стен.
Иконография Иверской Божией Матери
Иконография Иверской иконы представляет собой особый вариант «Одигитрии», получивший в византийском искусстве название «᾿Ελεοῦσα» (рус.- «Милостивая»). Доска вытянутая, фигуры заполняют почти все пространство ковчега. Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу, правая рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди.
Мироточивая Иверская икона Божией Матери, Монреаль
Богомладенец сидит на левой руке Матери высоко и прямо, в легком повороте к Ней, голова немного откинута назад. Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, в левой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено.
Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое вместилище — подобие трона для Младенца Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери — храме, вместилище Невместимого и получает отражение во многих памятниках византийского искусства XI-XII вв.
Своеобразна манера написания ликов: с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное. Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь.
В начале XVI века икона была украшена чеканным серебряным золоченым окладом грузинской работы, оставляющим открытыми только лики Богоматери и Младенца. По-видимому, оклад довольно точно воспроизводит иконографию древнего образа, однако на полях дополнен чеканными изображениями полуфигур 12 апостолов.
Иверская икона Божьей Матери «Вратарница» – русские страницы истории
В XVII веке об Иверской иконе узнали на Руси. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список чудотворного образа.
«…Собрав всю свою братию… сотворили великое молебное пение с вечера и до света, и освятили воду со святыми мощами, и святою водой обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаитиссу, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного древа, и опять собрали ту святую воду в лохань, и потом служили Божественную и святую литургию с великим дерзновением, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святые мощи с красками, написати святую икону».
Иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощное бдение и литургию. «И та (новонаписанная) икона не рознится ничем от первой иконы: ни длиною, ни широтою, ни ликом…»
Встреча списка Иверской иконы Божьей Матери со святой горы Афон в Вознесенском храме г. Павловский Посад, апрель 2010.
13 октября 1648 года икону встречали в Москве царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и толпы православного народа. (Этой иконой владели царица Мария Ильинична и ее дочь царевна Софья Алексеевна; после кончины царевны образ пребывал в Новодевичьем монастыре. В настоящее время он находится в Государственном Историческом музее.)
По преданию, у иноков, везших святыню с Афона, не хватило денег на переправу через Дунай. Они уже решили возвратиться в обитель, но Сама Божия Матерь помогла им — Она явилась богатому греку Мануилу и велела ему заплатить за монахов перевозчикам-мусульманам.
Другой список по повелению Патриарха Никона был доставлен с Афона в Москву, украшен драгоценной ризой и в 1656 году передан на Валдай, в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь (после революции икона бесследно исчезла).
Иверская икона Божией Матери. 1995 г. Иконописец иером. Лука (Иверская часовня, Москва)
С иконы, находившейся в царской семье, был сделан еще один список; в 1669 году его установили в часовне у ворот, выходящих на главную — Тверскую — улицу Москвы. Вратарница стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей.
Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь победители; цари и царицы, прибыв в старую столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской — как и все, кто приезжал в город. Москвичи шли в часовню помолиться о всякой насущной потребе; икону возили по домам, служили перед ней молебны — и получали по вере: Иверская Вратарница прославилась исцелениями больных, многими чудесами.
В 1929 году часовню уничтожили, в 1931-м снесли Воскресенские ворота. Икона была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где пребывает и поныне.
В ноябре 1994 года Святейший Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот на прежнем месте, и меньше чем через год они были восстановлены. 25 октября 1995 года с Афона в Москву прибыл новый список чудотворной Иверской иконы, написанный монахом-иконописцем с благословения иверского игумена. Благая Вратарница вернулась на главные ворота Своего города.
Использованы материалы pravenc.ru
Вы прочитали статью Иверская икона Божией Матери | Вратарница.
Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.
Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!
ИсточникВ чем помогает чудесный образ Иверской иконы
Божья милость нисходит на всех, кто знает или не знает значение икон, с какими молитвами к ним обращаться. Но подойти в храме к нужному Образу или молиться возле святого лика дома лучше с твердым упованием на просимую помощь и милость Божию. Что необходимо знать об Иверской иконе и в чем помогает образ?
Историографическая справка
Во времена византийского иконоборства жила одна вдова. Прославилась она духовностью и благочестием. Вдове удалось сохранить и сберечь от уничтожения иконописный лик Богородицы. Но однажды в жилище вдовы вторглись воины для выполнения приказа императора об уничтожении икон. Образ Богоматери повредили оружием. Из раны начала струиться кровь.
Ошеломленный воин пал ниц перед иконой. Потом он глубоко раскаялся в содеянном, стал монахом, провел остаток жизни в усердных молениях и покаянии. Вдова понимала, что риск уничтожения иконы оставался очень велик. Поэтому женщина пошла на морской берег, погрузила священный образ Богородицы в набегающие волны. Икона не исчезла в пучине, а поплыла по воде.
Явление
Спустя два столетия после начала морских странствий икона явилась афонским инокам. Увидели иконописный лик на верхушке огненного столба монахи Иверского (грузинского) мужского монастыря. Афонские иноки увидели образ, весь облаченный светом.
После благодарственного прочтения молитвы о даровании святыни монахи внесли икону в помещение храма. Однако наутро святыня чудеснейшим образом появилась над вратами обители. Несколько раз иконописный лик вносили в храм, несколько раз он возвращался на место над воротами.
Наконец Царица Небесная явилась во сне Гавриилу Святогорцу, указала высшую волю: Образ Божией Матери должен хранить насельников Афона, иноков обители. Иконописный лик не покидал Святой Горы, пребывает там и поныне. От названия монастыря икону стали величать Иверской. А поскольку Образ первоначально находился над входом (вратами) в обитель, то появились наименования «Вратарница», «Привратница».
Описание
На иконе изображена Приснодева в красных одеждах. Левой рукой она держит Богомладенца. Его одеяния окрашены синим цветом. Правая ланита Приснодевы отмечена раной, из которой струиться кровь. Эта деталь стала главным отличием. Благодаря ране с сочащейся кровью Иверская икона Божьей Матери стала легко узнаваемой. Правая рука Милостивой Приснодевы протянута к Спасителю.
Жест не только указывает на Него, но и является знаком моления. Лик Богомладенца немного приподнят и повернут к Божьей Матери. Лица написаны крупными чертами. Миндалевидные глаза широко раскрыты. Выражения ликов сосредоточенные, взгляды устремлены вперед, в сторону молящихся. Голова Божьей Матери увенчана короной, которую украшают камни невиданной красоты.
Грузинскими мастерами XVI столетия Иверская икона Божьей Матери облачена чеканным серебряным окладом. Открытыми остались только лики Приснодевы и Богомладенца. На полях иконы отчеканены дополнительные изображения полуфигур. Это двенадцать апостолов. Размеры иконописного лика усиливают его воздействие на молящихся.
Икона имеет высоту 137 см, ширину – 87 см.
Основной смысл иконописного лика
- Хранительницы;
- Заступницы;
- Защитницы;
- Целительницы.
Находясь в специальном храме слева от монастырских ворот, Иверская икона часто преграждает путь людям, имеющим на душе нераскаянный грех. Образ Божьей Матери не только помогает монахам обители, но и вразумляет и обличает их.
На какую помощь и в решении каких проблем можно полагаться на икону
- защиту от врагов;
- пополнение продовольственных запасов (воды, масла);
- исцеление больных;
- вразумление потерявших верный путь;
- утешение в бедах;
- защиту при пожарах, напастях.
Перечисляются, как правило, свидетельства о самых известных чудесах. Но ограничений на просьбы и чаяния не существует. Каждый вправе доверить самое сокровенное и уповать на поддержку Иверской иконы в решении различных проблем. Для получения помощи важно высказать саму суть духовного недуга. Если человек пытается переложить на образ Божьей Матери просто устранение житейских мелочей, то уповать на поддержку вряд ли целесообразно.
За образом Царицы Небесной закрепилось положение покровительницы брака, семьи. Об участии чудодейственного лика просят ради счастья и взаимопонимания супругов, здоровья детей и близких, разрешения сложных семейных ситуаций. Образ способен спасти от клеветы и врагов, избавить от преследований. Иверская икона помогает преодолевать неверие, пережить духовное возрождение.
Встреча со святыней удерживала многих людей от совершения самоубийства. Царица Небесная дарует обретение мира в собственной душе и между близкими после ссор. Иверская Божья Матерь помогает отыскать человеку согласие с Богом. Главное предназначение Иверской иконы сводится к помощи тем, кто раскаялся в содеянных грехах.
Образ поможет сохранить и умножить силы для выбора правильного пути к светлому и заветному будущему. Даже самые тяжкие грешники через раскаяние перед Иверской Царицей Небесной находят успокоение, наполняются чудотворной духовной чистотой. Сила воздействия образа настолько велика, что к нему обращаются представители других вер и конфессий. Многие из них принимают Православие.
Где размещать икону
Иверская Вратарница многочисленными деяниями доказала свой статус Заступницы женского пола, Хранительницы домашнего очага. Поэтому этот образ традиционно размещают при входе или над дверью. Такое местоположение иконы препятствует проникновению в дом людей с враждебными либо недобрыми помыслами. Расположенный при входе чудодейственный образ оберегает жилище от грабежей, пожаров, прочих бед и напастей.
О чем и как молиться
Для чтений перед Иверской Божьей Матерью монахами написаны несколько акафистов. Их прочтение возможно по обычным правилам. Молитвенный подвиг совершают в храме или дома, заказывая молебен или читая самостоятельно. После молитв можно добавлять прошение, составленное своими словами. С молитвами к Иверской Божьей Матери обращаются, когда болит душа и сердце испытывает тяжесть.
Например, после смерти близкого человека обращение к Заступнице избавит от тревог и тягот. Молитвы перед Иверской иконой наполняют просьбами о замужестве. Взывают к Царице Небесной, надеясь на защиту от несправедливости или надругательств. Перед иконой молятся за душевное выздоровление родственников.
Обращаются к Иверской Вратарнице тогда, когда врачи высказывают свое бессилие. Молитвы перед чудодейственным Образом приближают выздоровление, преодоление самых тяжелых физических заболеваний. Чудесный иконописный лик помогает молящимся о достатке, благополучии, защите от колдовства. К чудотворной иконе обращаются с мольбами о нерушимости и сохранении границ как собственного поместья, так и всей родной страны.
Нельзя обращаться к Образу только с покаянной либо просящей молитвой. Необходимо помнить о выражении благодарности за нисходящую благодать. Тогда молитва окажется помогающей от самых разнообразных бед и духовных немощей.
Царица Небесная каждому помогает по вере его. Искренние и глубокие молитвы приводят к внутренней чистоте, успокоению сердца, преодолению пагубных желаний. Страдающим от дурных привычек либо наклонностей (алкоголизма, наркозависимости) также помогает искренняя молитва. Родственники могут молиться ради помощи своим близким. Можно просить заступничества даже за врагов своих.
После обращений к Иверской Вратарнице люди обретают необычайную решимость, находят в себе силы, с легкостью стремятся к новой жизни.
Источник