Ювелирное украшение камея: что это такое, как и с чем носить, что означает
Если вы задумываетесь об идеальном подарке для девушки или взрослой женщины, то украшения всегда остаются отличным вариантом. Но серьги и кольца можно подарить не каждому, уникальное ювелирное изделие – это брошь. В статье мы расскажем про их разновидности – камеи, что это такое, из чего и как их делают.
Сейчас само название ассоциативно отсылает нас к античности и не такому далекому прошлому – XVIII – XIX века. Именно в эти периоды был расцвет искусства резьбы по камню, дереву и прочим материалам, используемых в качестве основы. Но сейчас мода возобновилась, теперь считается стильным украсить платье или блузу винтажной вещичкой. Она может быть старинной или изготовлена в современных мастерских – ювелиры с удовольствием берутся за интересную работу.
Это отличная идея для подарка, но нельзя преподносить ювелирное изделие без подходящей упаковки. Компания The Meshok предлагает стильные мешочки с оригинальными принтами из приятных на ощупь, крепких и износостойких тканей. В них можно будет в дальнейшем хранить кольца, браслеты и прочие драгоценности.
Стоит ли приобретать дорогую камею ?
Украшения камея – что это такое
Это брошь или миниатюра, которая является произведением искусства и представляет собой портрет человека или нескольких, вырезанных в камне. Часто технику путают с инталиями, но они имеют углубленную картинку, в то время как у описываемой ценности образ всегда выпуклый.
Гравюра может использоваться отдельно, как самодостаточный объект восхищения, а может быть частью ювелирного изделия, тогда им инкрустируют брошку, вставляют в медальон. Иногда овальный портрет нашивают на одежду, украшая тесьму или другую часть платья.
Если инталии служили печатями, то камеи могли оставить только оттиск на мягкой поверхности. Поэтому в таких целях их не использовали.
И раньше и сейчас анфас или профиль в каменной оправе является символом любви, залогом, которым обмениваются влюбленные.
Искусство или мастерство, которое занимается созданием подобных вещиц, резьбой по камню, называется глиптика. Сегодня трудно найти настоящих специалистов, в то время как в 18 – 19 веках это считалось очень престижно и востребовано. Перейдем к историческим сведениям.
Откуда появились старинные камеи: история
Известны примеры изображений на камне еще за 4-5 веков до нашей эры. Именно такой возраст имеют первые геммы (второе название украшений). На них изображались не только портреты, но и жуки скарабеи, некоторые животные, то есть то, что окружало людей и почиталось ими.
Материал изготовления
Сперва для изделий использовались обычные одноцветные минералы с гладкой поверхностью и без цветовых изъянов.
Спустя несколько веков впервые был задействован агат. Особенность самородка в его многослойной структуре. Именно это и помогло создавать портреты с двухцветной перспективой – на верхнем слое, который обычно темнее, вырезается сам образ, а нижний остается светлым фоном.
Затем мастера научились работать с полутонами, вырезая объемные фигуры, задействуя каждый пласт самородка для создания эффекта теней. В античном мире к этому искусству приспособили еще несколько разновидностей камней – красноватую и зеленую яшму, оранжевый сардоникс.
Вера в целебную силу горных пород и магические способности наделяла украшения еще большей ценностью. Возлюбленные верили, что, подарив такой талисман мужчине, девушка взывает к тайным силам и сохраняет жизнь любимого. Также камни аккумулируют положительную энергию, защищают от дурного глаза, исцеляют многие болезни на энергетическом уровне.
ИсточникКамея и ее история
Камея – это символ утончённой красоты. Это произведение искусства, в котором тонкое изящество, отточенность форм, красота и совершенство.
Камеи – античные произведения искусств, которые олицетворяют идеал гармоничного и прекрасного, созданного человеком.
Чтобы рассказать историю камеи, дадим определения некоторым терминам, которые в наших описаниях могут понадобиться.
Глиптика – искусство резьбы по камню.
Геммы – это камеи и инталии.
Камеи — резные камни с изображением, исполненным в рельефе.
Инталии – камни или геммы с углубленным изображением. С давних-давних времён они служили печатями.
Уже в IV веке до н.э. мастера глиптики вырезали в рельефе львов, сфинксов, жуков-скарабеев. Но в основном это были одноцветные камеи. В начале III века до н. э. появляются многоцветные геммы. Для их исполнения использовался многослойный камень – агат.
Многослойность, то есть полихромность камней, позволяла мастерам, используя различную окраску слоёв, достигать необычайных по колориту и живописности эффектов. Многослойный агат подчёркивал игру разных тонов и их оттенков, а изменяя толщину, например, белого слоя агата так, что через него просвечивался тёмный нижний слой, можно было добиться различных оттенков. Древние мастера использовали индийский сардоникс, в котором было сочетание белого, жёлтого с красноватыми и даже коричневыми оттенками, и арабский, в котором преобладали сине-чёрные и голубоватые оттенки.
Откуда родом камеи? – Из Александрии. Город, который был основан в 322 году до н. э. Александром Македонским. Именно здесь, в устье реки Нила, умелые руки греческих мастеров, изготовили великие шедевры глиптики – камею с портретами Птолемея II и Арсинои, знаменитую «чашу Фарнезе», «кубок Птолемея» и многие другие.
А после походов Александра Македонского новые, разнообразные по цвету и яркости, минералы стали использовать в изготовлении гемм. Инталии чаще использовались как печати, а камеи стали предметом роскоши. Они вставлялись в перстни, диадемы, венцы, украшали одежду царей, жрецов и знати. Дорогими восточными минералами стали отделывать мебель, музыкальные инструменты, ларцы и прочую дорогую утварь. Сохранившиеся до наших дней изделия, созданные мастерами по заказам могущественных мира сего, поражают своей красотой, тонким художественным вкусом.
В античном искусстве мастера глиптики были в особом почёте. У многих царей Эллады были свои придворные резчики по камню. Многие из знати коллекционировали резные камни. Например, царь Митридат Евпатор имел огромную коллекцию, которая пользовалась большой известностью.
Резьба камей – непростое занятие, оно требовало не только терпения и большого мастерства, но и умение видеть в камне первозданную красоту, которую может воспроизвести только гениальный мастер. Насколько велик труд вырезания камей можно объяснить. Ведь мастер работал и создавал изображения почти вслепую, так как многие камни, такие, как агат, достаточно твёрдые, твёрже металла, – и чтобы их резать, нужен не металлический резец, а абразивы, например, «наксосский камень», порошок корунда, алмазная пыль. И когда мастер вытачивал изображение, порошок абразива, смешанный с водой и маслом, закрывал рисунок.
Чтобы сделать одну камею, уходили годы непрерывного труда. А кроме этого, надо было заранее предугадать, увидеть сквозь толщу минерала, как чередуются его слои, ведь они не просто идут параллельно, они изгибаются, не совпадают, меняют толщину – всё это может разрушить задуманное изображения.
Поэтому делать это мог человек с самоотверженной любовью к прекрасному, с виртуозным мастерством. И изображение рождалось медленно. Однако резчики умели воспроизвести в камне многие античные картины – получались своеобразные галереи живописи в миниатюре. Некоторые из камей представляют собой копии утраченных навсегда картин великих художников – живописцев.
Прочность камня обеспечила долговечность утраченного. Ушли навеки шедевры архитектуры, скульптуры, исчезли без следа картины древних живописцев, а древние геммы молчаливо хранят в себе красоту и тайны ушедших времён.
Лучшими коллекциями камей можно считать коллекции Эрмитажа, Вены, Парижа.
Первые геммы в России начала собирать Екатерина II, которая была серьёзно увлечена этим занятием. И как-то в письме к одному из французских просветителей она пишет: «Моя маленькая коллекция резных камней такова, что вчера четыре человека с трудом несли две корзины с ящичками, в которых заключалась едва половина собрания; во избежание недоразумения, знайте, что это были те корзины, в которых у нас зимой носят дрова». Доступ к коллекции был ограничен, её могли видеть не многие. За годы правления Екатерины II было собрано до 10000 гемм.
Затем коллекция Эрмитажа продолжала пополняться из коллекций российской знати вплоть до 1917 года. И сейчас коллекция растёт. Не только археологические экспедиции способствуют этому, но передаются и известные собрания гемм от учёных-минералогов. Например, коллекция известного советского минералога Г.Г. Лемлейна добавила в Эрмитаж в 1964 году более 260 древних гемм.
Следует отдельно отметить всемирно-известную камею, находящуюся в коллекции Эрмитажа, камею Гонзаго, которая появилась в России в 1814 году. Камею подарила Александру I Жозефина Богарне, бывшая жена Наполеона. В 1542 году впервые упоминается имя владельца этой камеи – герцог Мантуи Гонзаго. После разгрома Мантуи Австрией, камея начала путешествовать.
За четыреста лет она семь раз поменяла своих владельцев. Теперь она находится в Эрмитаже.
Камея создана неизвестным мастером в III в. до н.э. в Александрии. На ней изображены монархи эллинистического Египта Птолемей II и его жена Арсиноя. Изображая Птолемея, мастер подчеркнул его сходство с Александром Македонским. На его плече эгида Зевса, шлем монарха явно повторяет шлем бога Ареса. На головах правителей лавровые венки как символ обожествления.
Камея Гонзаго – прекрасный образец живописи на камне. Мастер великолепно и виртуозно использовал все слои камня. Профиль Птолемея II будто выделен ярким светом, в то время как профиль Арсинои виден в тени голубоватого оттенка.
В самом верхнем коричневом слое вырезан шлем, волосы, эгида, а более светлые вкрапления в этом слое использованы для создания украшающих эгиду голов Медузы и Фобоса. И это ещё не всё. Изменяя полировку, мастер придаёт камню то телесную теплоту, то металлический блеск.
Многие античные камеи отличаются утонченностью и изысканностью, на них часто можно встретить мифологические сюжеты. Поражает необыкновенное мастерство резчиков – их умение изобразить сложные многофигурные композиции, найти нужный ритм рисунка и придать динамичность миниатюрным сценкам. Кроме монархов, копий картин живописцев и мифологических сюжетов, в камеях запечатлены героика тем и пафос образов. Богиня Победы – любимый персонаж в глиптике.
Культура Древней Эллады была воспринята и Римом. С падением царства Птолемеев (30 г. до н.э.) – последней державы эллинизма, многие греческие мастера отдают свой талант династии Юлиев-Клавдиев. Рождается новый стиль. Уже предпочитаются двухцветные рельефы – белые силуэты на тёмном фоне. Глиптика становится все более сухой, графичной и плоскостной.
Меняются эпохи, меняются отношения к красоте, иногда камеи начинают переделывать, как бы переистолковывая сюжеты, подчиняя их духу времени.
Камеи – это не только прекрасные произведения искусств, но и богатый источник сведений о материальной и духовной культуре ушедших времён. Античный мир достиг в области искусства высочайших вершин, поэтому в последующих эпохах, особенно в области глиптики, многие мастера остались во власти этой красоты и совершенства, и их геммы представляют собой подражание или копии тех, которые олицетворяли идеал живописи в камне.
Какие камеи в нашем современном мире? Есть ли для них место среди украшений?
Безусловно, есть. И в последнее время камеи особенно стали пользоваться популярностью. Сегодня, как и в Викторианскую эпоху, камеи украшают броши, подвески, заколки для волос, кольца-перстни. Мастера выбирают сюжеты не только античные, но и современные. Есть и часовая компания Breguet, которая использует эту технику, например, в своих часах Reine de Naples.
Наручные часы Reine de Naples были созданы Абрахамом-Луи Бреге для королевы Неаполя Каролины Бонапарт-Мюрат. Она была младшей сестрой Наполеона I и женой его маршала Мюрата.
Так как эти часы не сохранились, дизайн их был восстановлен по описаниям, находящихся в архивах компании. Почти 10 лет назад часы «Королевы Неаполя» снова начали отсчитывать время. А затем появилось ещё множество вариантов этих часов, но первая модель в виде камеи-ромашки появилась в 2008 году.
И сейчас в канун двухсотлетия модели марка Breguet выпустила уникальные версии часов специально для России. Появились часы с камеями, где Пётр I на коне, профиль А.С. Пушкина, образ Георгия Победоносца. Барельеф из морской раковины в верхней части циферблата, оправа корпуса декорирована бриллиантами, задняя крышка – из сапфирового стекла. Все перечисленные часы созданы в одном экземпляре.
И так, камеи снова популярны и являются обязательным предметом в гардеробе ювелирных украшений. В них соединилась красота восточных минералов с высоким гением Эллады, красота Человека и Природы.
ИсточникСекреты производства украшений с камеями
Уникальность создания камеи вновь возвращает интерес к этим украшениям. Ведь в наш век технологий очень ценится ручная работа, а цикличность моды вдохновляет дизайнеров и ювелиров сочетать индустриальный стиль и винтажный.
процесс обработки
Искусство резьбы по камню одно из самых древних. Первые камеи появились еще при Александре Македонском, но уже тогда считались атрибутом престижа. Их делали на топазах, аметистах, кварце и яшме, а иногда на костях животных. Для их создания требовалось несложное оборудование: набор резцов и абразивы (корунд, наждак), но главное, — огромное терпение и талант. Сейчас, это не только предмет любования, но чуть ли не единственный источник знакомства с жизнью тех людей.
Пиком популярности этого искусства считается XVII — XVIII век, когда резчики соревновались в мастерстве, подражая античной камеи. Изображали портеры, цветочные сюжеты, а также мифологию, как дань уважения истории. Многим императорам преподносили украшения и предметы сервиза с камеями. Это считался по-настоящему царский подарок на день рождения или на именины.
на камеях изображали портеры, цветочные сюжеты, а также мифологию
К идеалу предков удалось приблизиться в Италии, где в Неаполе по сей день работает лучшая мастерская профессионалов. Cameo Italiano — компания с многолетней историей, которая создает украшения с камеями. Все началось в 1929 году с небольшого семейного бизнеса. Из поколения в поколение передавались знания, узнаваемость росла и вместе с ней масштабы производства.
После того, как украшения стали цениться не только в Италии, бренд перешел на новый уровень. 35 из 50 мастеров-граверов и около 50 молодых резчиков работают именно в Cameo Italiano, создавая лучшие украшения с камеями.
создание камеи – долгое и кропотливое занятие
Создание камеи – долгое и кропотливое занятие. У ювелира должен быть 20й опыт, чтобы создавать шедевры, уметь «прорисовывать» прозрачные платья, волосы, мелкие черты лица. Мастер учитывает все: твёрдость и толщину ракушки, заранее продумывает рисунок. Итальянцы чаще всего используют в работе морские раковины именно потому, что они состоят из двух контрастных слоев, чем подчеркивают «резной верх». Опытный мастер может создавать по одному небольшому украшению в день.
Ракушки – уникальные по своей природе, поэтому и украшения из них в единственном числе очень ценятся. Такие украшения неподвластны времени.
Смотреть все украшения с камеями в каталоге Sunlight
Хоть сейчас резчики и используют современные инструменты, создание камеи остается только ручной работой, чем повышает уникальность и спрос на него. Чтобы купить украшения с камеями нет необходимости лететь в Италию – в любом магазине Sunlight огромный выбор изделий.
Чтобы понять из чего складывается цена на украшения из камеи, нужно понимать уровень сложности обработки и точность исполнения. Если изделие получилось максимально контрастное и выпуклое, то оно ценится выше.
Ювелиры из компании Cameo Italiano создали для Sunlight коллекцию с камеями, дополненными рубинами, изумрудами и жемчугом. Эксклюзивные украшения из серебра привезли прямиком из жаркого Неаполя. Серьги, кольца, колье, браслеты и подвески, некоторые из которых созданы в виде медальонов.
Cameo Italiano Как создаются камеи ручной работы (видео)
ИсточникКамея — миниатюрное ювелирное украшение для роскошных дам
Камея (от итальянского chama — «морская раковина») — это разновидность ювелирных украшений (гемм) в виде вырезанного на драгоценном камне или раковине моллюска выпуклого барельефа. Камея чаще всего представляет собой миниатюрный портрет человека, который инкрустируют в брошь или вставляют в медальон. При изготовлении таких украшений художник обычно использует камни контрастных цветов.
Камея — это противоположность инталии, при создании которой ювелир вырезает углубленное изображение в камне. Технику инталии с древних времен мастера использовали для изготовления перстней-печатей представителей власти и служителей культа.
Особенности изготовления камей
Камеи в древности художники делали из мрамора, слоновой кости или полудрагоценных камней с многослойной структурой (оникса, агата, горного хрусталя или халцедона). Нижний темный слой служил фоном для светлого основного изображения. Гораздо позже мастера научились создавать более сложные ювелирные украшения из двух контрастных по цвету склеенных между собой минералов.
В современном декоративно-прикладном искусстве для изготовления камей ювелиры часто используют дешевое цветное стекло. Созданные с помощью специального ультразвукового оборудования изделия не имеют особой художественной ценности, в отличие от шедевров античной эпохи. А еще многие художники прибегают к нехитрой технической уловке — используют краски для усиления эффекта контрастности цветов.
История камеи
История камеи берет свое начало с античных времен. Уже в III веке до нашей эры в Древней Греции местные художники научились делать не только первоклассные ювелирные украшения, но и посуду с резными барельефными орнаментами.
Традиции греческих мастеров унаследовали ювелиры Древнего Рима. Особую популярность камеи приобрели во времена правления Августа и Клавдия. Но после краха Римской империи в конце V века старинное искусство обработки драгоценных камней пришло в упадок на многие столетия.
Только в эпоху Позднего Возрождения в начале XVIII века камея вновь стала востребованным ювелирным украшением среди знати. В Англии модная тенденция на ношение гемм установилась во времена правления Георга III в конце 1780-х. А в Викторианскую эпоху, вплоть до начала ХХ века, камеи находились на пике популярности на Британских островах. Помимо гемм из полудрагоценных камней, огромным спросом среди богаты англичан пользовались изделия, изготовленные из раковин экзотических морских моллюсков.
Ярым поклонником резных ювелирных украшений был Наполеон Бонапарт. Камея была важным элементом его торжественного одеяния на коронации в декабре 1804 года.
Привычный уклад жизни европейской элиты с роскошными балами и светскими приемами безвозвратно ушел в прошлое с окончанием Первой мировой войны. С этого времени камея перестала быть элитным ювелирным украшением знати и постепенно начала терять популярность среди модниц.
В наши дни искусные геммы нечасто можно встретить в убранстве роскошных женщин. Современные представительницы слабого пола, подбирая наряды на торжественные мероприятия, отдают предпочтение менее пафосным аксессуарам. Но великолепные камеи, созданные умелыми мастерами, до сих пор вызывают чувства искреннего восхищения у ценителей искусства.
Известные художники — мастера по изготовлению камей
Имена большинства старинных мастеров, которые создавали уникальные камеи, безвозвратно утеряны для потомков. К счастью, информация о малой части заслуживающих внимания художников остается доступной для широкого круга почитателей искусства. Среди них:
- Томмазо Саулини (Tommaso Saulini) — самый знаменитый мастер камеи XIX века. Его заказчиками были даже королева Англии и члены российской царской семьи. Шедевры Саулини сегодня стоят огромных денег, а многочисленные подражатели безуспешно пытаются их подделать, чтобы заработать приличное состояние на имени мастера.
- Луиджи Саулини (Luigi Saulini) — сын и продолжатель дела Томмазо. Вместе с отцом он был ярым популяризатором камеи и принимал участие в многочисленных Универсальных выставках. Луиджи долгие годы оттачивал свое мастерство, чтобы достичь уровня античных художников и ему это удалось.
- Джованни Ното (Giovanni Noto) — самый известный художник-камеист ХХ века, получивший прозвище «Микеланджело резца». Ното долгие годы создавал уникальные шедевры по заказу правительства Италии, которые становились официальными подарками важным иностранным персонам. Великий мастер основал собственную школу при ювелирной фирме «Роберта» в Торре-дель-Греко и щедро делился своими знаниями с учениками.
На портале Very Important Lot уникальные шедевры антиквариата любой желающий может приобрести на аукционах искусства в режиме онлайн. Наш сайт также предоставляет всем желающим уникальную возможность купить картины, графику, старинные и современные камеи ручной работы напрямую у современных живописцев.
Источник