Виды, палитра и состав эмали
Эмаль – это образовавшаяся посредством частичного или полного расплавления стекловидная застывшая масса неорганического, главным образом оксидного состава, иногда с добавками металлов, нанесенная на металлическую или керамическую основу.
Красота цветной эмали, ее устойчивость к химическим воздействиям, прочность есть результат ее соединения с металлом.
Виды эмалей
Технические эмали для бытовых предметов торговли (посуда) и для специального назначения.
Ювелирная эмаль — легкоплавкое прозрачное или глухое стекло, которое наносят на медь, серебро, золото при температуре 1250—1400° С.
Эмали по светопропусканию подразделяют на прозрачные, фондон, непрозрачные и опаловые.
Прозрачные (транспарантные) эмали изготавливают различных цветов и яркости. Металлическая подложка более или менее отчетливо просвечивает через эмаль. Фондон— бесцветная прозрачная эмаль — образует бесцветное блестящее покрытие на металлической подложке, широко используется в комбинации с цветными эмалями в художественном эмалировании. Непрозрачные (опаловые) эмали при добавлении глушителей в шихту становятся полностью непрозрачными. Могут быть получены во всех цветовых оттенках. Опаловые (опалисцирующие) эмали наполовину прозрачны, т.е. представляют среднее между прозрачными и непрозрачными эмалями. Благодаря специальным условиям обжига приобретают специфический вид: напоминают молочный опал.
КАК ПРОИЗВОДЯТ КРАСКУ? Экскурсия по заводу Lankwitzer
Завод-изготовитель обычно дает рекомендации по выбору наиболее подходящих металлических подложек для данных эмалей. В том случае, если температуры обжига эмалей достаточно низкие, они могут наплавляться как на медь, так и на серебро и золото. Эмали, специально предназначенные для серебра и желтого металла, отличаются тем, что их цвет особенно хорошо проявляется на этих подложках.
В настоящее время большую цветовую палитру эмалей предлагают нам заводы из Европы (Франция, Австрия), Америки и Японии, в России эмали представлены практически одним производителем.
На вопрос, сколько эмалей различных цветов находится в распоряжении эмальера, невозможно дать конкретный ответ. Важно какого результата он добивается и чаще использует эмали, поведение которых при обжиге он хорошо знает. Чем больше опыта у эмальера, тем большую палитру эмалей он использует. Часто эмаль одного и того же номера, но различных варок может отличаться по цвету и температурным режимам обжига.
Палитра эмалей
Эмали маркируются соответствующим номером и названиями цветов, например цвет зеленой, серо-голубой, желтый топазовый, светло-синий, опал. Однако ни название цвета, ни внешний вид эмалевого полуфабриката не определяет фактический цвет эмали. Только при обжиге ее на металле определяется окончательный цвет, который, кроме этого, зависит еще и от условий обжига. На цвета прозрачных эмалей большое влияние оказывает подложка.
Для определения свойств и комбинационных возможностей эмали ее наносят и обжигают на пробной пластине с разнообразными подложками при одинаковых условиях одновременно. т.е. один и тот же цвет на разных подложках будет выглядеть совершенно по разному.
ЭМАЛЬ на ювелирных украшениях: ГОРЯЧАЯ и ХОЛОДНАЯ эмаль
Каждый эмальер знает, что эмали обладают определенными свойствами, которые под влиянием определенных условий (таких, как температура обжига, число обжигов, свойства других эмалей, подложки, перегородок) могут изменяться, что приводит к любым неожиданностям.
Образец | Температура обжига |
Наименование изделий | ГОСТ или ТУ |
Эмали ювелирные | ТУ 2366-011-00303835-95 | ||
790оC | Рубиновая 3 | « | |
« | Рубиновая 5 | « | |
« | Непрозрачная сиреневая 42 | « | |
« | Рубиновая 81 | « | |
« | Непрозрачная хакки 6 | « | |
« | Непрозрачная белая 10 | « | |
« | Непрозрачная белая 12 | « | |
« | Непрозрачная белая 13 | « | |
« | Синяя 14 | « | |
750оC | Непрозрачная опал 16 | « | |
790оC | Фиолетовая 18 | « | |
« | Фиолетовая 19 | « | |
« | Желтая 22 | « | |
750оC | Непрозрачная серая 23 | « | |
790оC | Непрозрачная голубая 28 | « | |
« | Непрозрачная черная 31 | « | |
« | Бесцветный фондан 32 | « | |
750оC | Непрозрачная серая 33 | « | |
790оC | Непрозрачная желтая 34 | « | |
« | Голубая 41 | « | |
« | Электрик 49 | « | |
« | Зеленая 58 | « | |
« | Непрозрачная фисташковая 60 | « | |
« | Непрозрачная голубая 63 | « | |
« | Непрозрачная голубая 64 | « | |
« | Непрозрачная голубая 65 | « | |
« | Светло-синяя 66 | « | |
« | Непрозрачная темно-голубая 67 | « | |
« | Фиолетовая 68 | « | |
« | Зеленая 83 | « | |
« | Прозрачная зеленая 84 | « | |
« | Непрозрачная бирюзовая 85 | « | |
« | Непрозрачная синяя 91 | « | |
« | Непрозрачная зеленая 97 | « | |
« | Непрозрачная темно-зеленая 100 | « | |
« | Темно-зеленая 101 | « | |
« | Морская зелень 114 | « | |
« | Фиолетовая 116 | « | |
« | Коричневая 117 | « | |
« | Электрик 120 | « | |
« | Электрик 122 | « | |
« | Прозрачная синяя 125 | « | |
« | Синяя 126 | « | |
« | Синяя 127 | « | |
« | Непрозрачная желтая 130 | « | |
« | Непрозрачная оранжевая 131 | « | |
« | Непрозрачная красно-оранжевая 132 | « | |
« | Оранжевая 133 | « | |
« | Непрозрачная красная 134 | « | |
« | Непрозрачная красная 135 | « | |
« | Рубиновая 145 | « |
* палитра эмалей (российского производителя)
Составы эмалей
Эмаль по одному из старинных рецептов приготавливается из одной части кварцевого песка, одной части борной кислоты и двух частей свинцового сурика. Для придания цвета добавляются пигменты: окись кобальта (синий-чёрный), окиси кадмия (красный), окиси купрума (зелёный).
Современные эмали состоят из двуокиси кремния, борного ангидрида, окиси титана, окиси алюминия, окислов щелочных и щёлочноземельных металлов, цинка, свинца, различных фторидов. Эмалевые покрытия используются везде, где надо добиться долговременной химической стойкости покрытия — трубы, химические реакторы и т. д.
Эмалируемые металлы
Эмальеры для основы использую медь, драгоценные металлы и их сплавы в художественном эмалировании.
Платина
Из всех эмалируемых металлов самый низкий коэффициент термического расширения у платины. Но при небольших напряжениях изгиба эмаль скалывается в силу отсутствия химической связи и низкой прочности сцепления. Лишь придавая поверхности шероховатость, можно добиться удовлетворительного сцепления эмали с металлом. Цвета эмалей на Платине устойчивы. Благодаря высокой температуре плавления (1773,5° С) обжиг эмали не представляет трудности. Но из-за высокой стоимости Платины практического значения как основа для нанесения эмали она не имеет.
Золото и сплавы желтого металла
Теплый желтый цвет золота гармонично сочетается со всеми оттенками эмали. Особую яркость и выразительность придает золото красным тонам. При выборе цвета эмали необходимо учитывать, что голубые и зеленые эмали отливают желтизной из-за цвета основы.
Температура плавления желтого металла довольно высокая (1063° С), термическое расширение несколько выше, чем у эмали, поэтому можно безбоязненно наносить эмаль на любые предмета из желтого металла. Несмотря на отсутствие химического взаимодействия сцепление эмали с металлом прочное.
Для художественного эмалирования хорошо зарекомендовали себя сплавы желтого металла 750-й пробы. Температуры плавления этих сплавов достаточно высокие; прочность сцепления с эмалью удовлетворительна; цвета эмали более яркие, чем при использовании чистого желтого металла.
Серебро и сплавы серебра
Благодаря высокой отражательной способности серебро придает прозрачным — в особенности зеленым и голубым— эмалям бриллиантовый блеск, хотя некоторые эмали взаимодействуют с серебром и изменяют свою окраску. Чистое серебро имеет высокую температуру плавления (1060,5° С).
У сплавов серебра благодаря присутствию в них купрума сцепление эмали с основой значительно прочнее, а термическое расширение меньше, что улучшает свойства покрытия.
Для эмалирования рекомендуется сплав 960-й пробы, температура плавления которого достаточно высока и составляет 900—930° С, а наличие 3% купрума заметно улучшает сцепление эмали со сплавом.
Свойства эмалей
Поскольку свойства технических стекол в известной мере близки к свойствам эмали, то за основу были взяты определения Кюна. Специальные свойства эмали рассмотрены на основе разработок Петцольда и Кюна-Гаи.
Твердость
Твердость есть сопротивление тела точечным нагрузкам. Различают динамические и статические методы определения твердости. К динамическим относится метод царапанья; к статическим — измерение твердости по Бринеллю, Виккерсу и Роквеллу.
Измерение твердости по Моосу, т.е. методом царапанья, основано на относительной твердости минералов. Шкала измерений имеет десять ступеней. Более твердые минералы оставляют царапины на более мягких. Твердость эмали большая, чем полевого шпата (6 единиц), и меньшая, чем кварца (7 единиц по шкале Мооса).
При измерении по Виккерсу в материал вдавливается четырехгранная алмазная пирамида и устанавливается соотношение между силой вдавливания и площадью отпечатка. Твердость эмалей по Виккерсу находится в пределах от 4,5*103 до 6,5*103 МПа.
Упругость
Упругостью называется способность материала после снятия нагрузки принимать первоначальную форму и размер. Под действием усилия деформации F (Н) изменяется длина образца на l (м).
Модуль упругости технических марок стекла равен 5*104—8*104 МПа, кварцевого стекла — около 7,2*104 МПа, эмалей —5*104 —7*104 МПа.
ИсточникЭмаль: разновидности краски, характеристики
Краска эмаль — строительный материал, который предназначен для выполнения наружной и внутренней облицовки. Таких составов существует большое множество. Хотите узнать, какой вид больше подходит для той или иной цели, знакомьтесь с особенностями применения красящих составов в следующих разделах сегодняшней статьи.
Что входит в состав
Лакокрасочный материал, именуемый эмалью представляет собой состав нескольких компонентов:
- пигмент (с его помощью получается нужный оттенок);
- растворитель (уайт-спирит);
- лак;
- функциональные добавки для поддержания консистенции;
- различные наполнители.
Эмаль-краска наносится на любую поверхность независимо от ее материала. Она ровно ложится, не стекает при правильном нанесении и подготовке объекта окрашивания. Зачастую таким типом покрытия отделывают метал, древесину, кирпич, бетон и прочие основы. Подходит для эксплуатации в любых помещениях, кроме пожароопасных. Это связано с тем, что лак, содержащийся в краске легко воспламеняется.
Стоит отметить, что эмаль характеризуется как стекловидное покрытие, в его состав обязательно входят кварцевые частицы. Данным материалом покрывают посуду, некоторые предметы обихода и прочее. Обращаем внимание, что простое нанесение эмали на поверхность выполнить недостаточно. Для надежного скрепления и застывания облицовки необходима термическая обработка. Поэтому ее зачастую используют профессионалы.
Эмалевая краска: особенности
Эмалевая краска — это как раз тот состав, который вы можете использовать самостоятельно, окрашивая разного рода материалы. Изготавливается такой материал на основе пентафталевой олифы. Ее разбавляют смолами и алкидами, которые придают материалу необходимую консистенцию, облегчающую нанесение на поверхность.
Окрашивание стены валиком нужно проводить по схеме (строго в одном направлении: вертикально). Источник goodnewsnetwork.org
По внешнему виду данный тип ЛКМ представляет собой тягучее гелевидное вещество разного оттенка (от ярких до пастельных). В нем присутствуют органические растворы, образующие пленку, которая в дальнейшем при застывании формирует глянцевое покрытие.
На заметку! Защитная пленка, которая образуется после высыхания эмалевой краски несет определенные функции: предотвращает механическое воздействие, выгорание, повышает истираемость и износостойкость.
Эмалевые краски приходятся по душе хозяйкам, так как они не требовательны в уходе. Достаточно просто протереть загрязнение влажной тряпкой, как покрытие приобретет первоначальный эстетический вид.
Преимущества и недостатки ЛКМ
Краски с глянцевым покрытием характеризуются широким списком достоинств. Среди них:
- универсальность, что позволяет применять материал в любой сфере;
- поверхность, покрытая ЛКМ становится достаточно прочной;
- элементарный уход и обработка средствами бытовой химии;
- устойчивость к механическим воздействиям (ударам, незначительным царапинам);
- невероятный блеск (делает поверхность богатой);
- способность отражать свет (это актуально для небольших по площади помещений).
Стоит отметить и существенный недостаток, которым обладают некоторые варианты красящих составов — это способность выгорать под воздействием ультрафиолетовых лучей. Соответственно на улице или в комнате, туда где есть доступ прямых солнечных лучей наносить краску нельзя.
Конечно же, никуда не деться от токсичного запаха, который действует отравляюще на организм. Поэтому работу по окрашиванию поверхностей следует проводить в респираторе или на свежем воздухе.
Резкий запах эмалевой краски ничем не скрыть, поэтому важно пользоваться респираторами Источник cleanyx.com
Важно! Эмалевую краску можно наносить в один слой, что позволяет назвать этот материал довольно экономичным. Покрытие имеет хорошие свойства укрывистости и хорошо прячут рисунок, который находится на объекте окрашивания.
Разновидности
Обычно эмалевые красящие вещества отличаются по составу. Рассмотрим детально классификации, каждую из которых чаще всего применяют для отделки стен.
Нитроцеллюлозная
вещество — нитрат целлюлозы. Также в консистенции краски содержатся специальные добавки и пигменты. Последние позволяют придать веществу нужный оттенок. Также обязательным составляющим является растворитель. Продается состав в металлических банках или баллонах. Отличаются едким запахом, который требует длительного выветривания.
Будьте осторожны при нанесении масляной краски на нитроцеллюлозную. Верхний слой может вздуться на месте контактирующих двух ЛКМ образуются пузырьки. Они постепенно начнут трескаться и шелушиться.
Наносить глянцевую краску на деревянный пол лучше кистью, чтобы не пропустить фрагменты и не оставить их неокрашенными Источник craftinsane.blogspot.com
Кремнийорганические
Еще одна популярная разновидность — кремнийорганическая эмалевая краска, которую принято использовать для окрашивания разных типов поверхности. Легко наносится на разный тип основы, обладают хорошей плотностью и, соответственно, износоустойчивостью. С помощью данных материалов можно легко скрыть акриловую краску. Никакой реакции не будет. Кремнийорганический состав надежно ляжет на старое облицовочное покрытие.
Акриловые
Подобные составы все производятся на основе латекса. Они очень удобны для использования в бытовых условиях. Отличаются водной консистенцией, соответственно и комбинировать такие эмалевые краски можно исключительно с составами на аналогичной основе.
Глифталевые
По своему составу очень похожи на масляные. Изготавливают такие составы с использованием совмещенных и искусственных типов олиф. Данные лакокрасочные материалы идеально совмещаются с алкидными и эпоксидными типами красок.
Уретановые и алкидно-уретановые
Очередной вид красящих составов, использующихся для покрытия разных типов поверхностей. Данный материал принято считать износостойким и прочным. Соответственно, ничто не мешает наносить его на предварительно не подготовленные и ранее окрашенные плоскости масляными или эпоксидными красками.
Алкидные
Самая продаваемая эмалевая краска. ЛКМ считается прочным, практичным и износостойким. Легко наносится на предварительно подготовленную (прогрунтованную) поверхность. Данный состав можно наносить в два слоя, в таком случае прочность покрытия надежно прослужит в течение 3-4 лет.
В результате нанесения на поверхности образуется прочный слой краски, который способен выдерживать перепады температуры до – 50 градусов. Алкидные краски подходят для выполнения внешних и внутренних облицовок.
Шаровые
Сугубо промышленные краски, которые поставляются в продажу исключительно серого цвета. Предназначен данный красящий состав исключительно для окрашивания бортов кораблей, военных самолетов, прочей техники.
При окрашивании вертикальных поверхностей: дверей, оконных рам, столбиков, необходимо держать кисточку так, чтобы прикасались только кончики ворса. Источник travel-dom.ru
Грунт-эмаль
В данном средстве наблюдается комбинирование пигментных частиц с антикоррозийными. Они растворяются в алкидной среде. На этапе изготовления материала добавляются органические растворители. Благодаря качественному исполнению грунт-эмаль довольно быстро застывает, превращается в прочное покрытие, которое способно защитить предмет от коррозии и негативных атмосферных явлений.
На заметку! Последний тип краски не требует предварительной подготовки поверхности к нанесению краски. Присутствующий грунт в ЛКМ все сделает самостоятельно.
Рекомендации по выбору эмалевых красок
Эмалевые краски считаются довольно надежным материалом, тем не менее знать рекомендации по выбору красящего состава просто необходимо. Следующие детали помогут определиться с выбором ЛКМ.
- Покупая краску, внимательно осмотрите банку, на ней не должно быть никаких видимых дефектов, вмятин трещин. Помните, что любое нарушение герметичности способно повлиять на состояние красящего вещества (меняется густота консистенции).
- Обязательно посмотрите срок годности состава, так как просроченный продукт не способен оказать должного эффекта на окрашиваемую поверхность. ЛКМ может скатываться в момент нанесения.
- Поищите на аббревиатурах банки обозначение ГОСТ. По этому понятию можно судить о качестве материала. Ознакомьтесь с символами, которые могут присутствовать на упаковках. Только предварительно уточните их обозначение: ПФ — пентафталевая; цифры подскажут для какого вида работ предназначен материал.
Обращаем внимание, что эмалевые краски имеют индивидуальную инструкцию по применению. Найти ее можно на тыльной стороне банки или упаковки. Также здесь же зачастую прописываются и сведения о пропорциях внесения растворителей. Бывает такое, что без них не обойтись.
Общие советы
При работе с красящим составом с эмалевым основанием учитывайте несколько советов, которые научат правильно выполнять нанесение:
- Правильно выберите кисточку. Если краска «эмаль» применяется для декорирования, то понадобится специальная небольшая кисть, а для основного окрашивания можно использовать широкую кисть достаточной жесткости.
- Эмалевую краску следует наносить исключительно правильными мазками. Намочите кисть и начните двигаться в одном направлении плавно, без резких перепадов. Возвращаясь по той же линии, замазывайте пробелы.
- После нанесения состава на поверхность переведите кисть в полувертикальное положение так, чтобы покрытия касались лишь кончики щетины. Таким способом делайте аккуратные мазки.
Заключение
Эмалевую краску проще использовать в отличие от настоящей эмали. Однако запах настолько узнаваем и ядовит, что многие отказываются от идеи окрашивать поверхности в доме. Тем не менее, если комнаты хорошо проветривать, то от запаха не останется и следа, а транспортируемые предметы: столы, стулья, инвентарь вполне можно покрасить на улице.
ИсточникЧто такое ювелирная эмаль
С древних времен эмали широко используются ювелирами в декоративных целях и для защиты металлов от воздействия внешней среды.
Самые первые записи о применении эмали на Руси относятся к X веку, в то время она носила довольно интересное название «финифть». Эмаль использовалась во внутреннем убранстве церквей, для украшения чаш, кубков и ценилась не меньше драгоценных камней.
Ростовская финифть
Современные мастера не теряют интереса к этому искусству. Эмаль позволяет создавать оригинальные украшения и другие изделия в самых разнообразных цветовых исполнениях. Со временем она не теряет яркости цвета и защитных свойств.
Состав эмали
Основой любой эмали является стеклообразный легкоплавкий порошок кремнезема и глинозема. Разнообразие цветов и свойств покрытий обусловлено наличием оксидов других металлов, которые называют плавнями. Оксиды калия, натрия и свинца делают эмаль легкоплавкой, но снижают ее устойчивость к воздействиям агрессивных сред. Алюминий и магний, напротив, повышают температуру плавления эмали и делают ее прочнее.
Цвет покрытию придают оксиды таких металлов как кобальт (синий и черный), кадмий (красный), медь (зеленый), олово (белый), железо (коричневый).
Виды эмалей
По внешнему виду эмали можно разделить на две большие группы:
- прозрачные (сквозные);
- глухие (опаковые).
Прозрачные ювелирные эмали не имеют цвета и используются в основном в изделиях из драгоценных металлов. Так как золото, серебро или платина при воздействии высоких температур не меняют цвет и не тускнеют, прозрачные эмали наносят на них для усиления блеска и защиты от механических повреждений.
Покрытие ювелирных изделий цветной эмалью
Глухая эмаль непрозрачна и имеет множество ярких и насыщенных цветов. Ею часто покрывают медь и другие металлы, так как при обжиге они покрываются оксидной пленкой и темнеют. Цветные эмали позволяют не только придать изделию неповторимый дизайн, но и предотвратить окисление и коррозию металла.
Техника нанесения
В основе одной из самых популярных технологий лежит нанесение порошка эмали на поверхность металла, с последующим обжигом в печи при температуре 700−900 градусов. Эмаль плавится и плотно покрывает поверхность металла. Основной сложностью является правильный подбор типа эмали и металла-основы.
Во-первых, чтобы избежать коробления и деформации изделия при нанесении покрытия, температура плавления металла должна быть значительно выше, чем у эмали.
Во-вторых, так как вещества имеют свойство расширяться и сжиматься, эмаль и металл должны иметь одинаковый температурный коэффициент расширения.
Также не менее известной является перегородчатая эмаль. Эта техница является самой древней, и использовалась еще в Древнем Риме и Египте. По контуру рисунка напаивается тонкая проволока, либо плоские перегородки, в получившиеся ячейки засыпается порошок нужного цвета, изделие обжигается в печи, а затем поверхность шлифуется.
Выемчатая техника основана на вырезании на поверхности металла узора. В полученные выемки закладывается порошок и сплавляется аналогичным способом.
Сегодня стали очень популярны украшения с эмалью, и не только серебряные или золотые, — бижутерия с эмалью встречается ничуть не реже. Даже обручальные кольца стали украшать яркими красками.
Сочетание различных техник нанесения и цветов эмалей предоставляет мастерам безграничные возможности в воплощении своих художественных фантазий. Одним из примеров использования эмали является коллекция кулонов Salvatore Ferragamo.
Подписывайтесь на Jewellery Mag в Telegram, VK и Google Новости, чтобы первыми узнавать о новых публикациях.
ИсточникСеребряные и золотые украшения эмалью
В мире ювелирного искусства заметна тенденция к декорированию золотых и серебряных украшений эмалью. Изделия с эмалью, щедро пересыпанные драгоценными камнями, в золотых и серебряных кружевах, издавна ценились поклонниками ювелирного искусства. Ими восхищаются и сегодня.
Ювелирные украшения с эмалью или, как их ещё называют, финифтевые украшения – сережки, броши, кулоны, браслеты, кольца красивы и неповторимы. Они украсят вечерние платья и костюмы, сделают вас элегантнее и красивее. Однако большинство из нас не задумываются, что же такое – ювелирная эмаль, как она изготавливается и различается ли между собой? А ведь всё это определяет красоту изделия, его стоимость и долговечность.
Украшения с эмалью – техника выполнения
Эмалирование – это нанесение легкоплавкого стекла на поверхность металла. Современные эмали состоят из диоксида кремния, окиси титана, борного ангидрида, окиси алюминия, оксидов щелочных и щёлочноземельных металлов, свинца, цинка, различных фторидов.
Эмали различаются не только составом, но и способом нанесения на поверхность металлической основы. В ювелирном деле основой чаще всего является серебро и золото. Ювелирные украшения покрывают цветными эмалями. Они могут быть прозрачными и непрозрачными. Существуют разные способы и технологии нанесения эмали.
Перегородчатая эмаль. Это одна из самых нарядных техник исполнения. Золотые или серебряные ленточки-перегородки напаивают на поверхность основы по намеченному рисунку, образуются ячейки, которые заполняются эмалевым порошком. Далее при температуре 600-800 градусов эмалевый порошок плавят, превращая в стекло.
Вместо ленточек-перегородок иногда используют филигранную нить. Сама по себе эмаль красива, а тут ещё и золотые или серебряные кружева.
Выемчатая эмаль. Специальным резцом согласно рисунку вынимают частицы металла из основы, получая углубления, которые заполняют эмалевым составом. Это одна из самых древних технологий. Выемчатая эмаль может выполняться на металлической основе, которая изначально гравируется или чеканится в соответствии с выбранным узором. В бижутерии используют штампованные заготовки или заготовки, изготовленные литьем.
Техника эмалевого художественного покрытия, или финифть. Это роспись цветной эмалью. Здесь нет никаких перегородок или выемок. Эмаль наносят на изделие слоями и обжигают до тех пор, пока не завершится запланированный дизайнером сюжет. Именно в этой технике работают мастера финифтяного промысла Ростова Великого, а также австрийский бренд Frey Wille.
Финифть – древнерусское название эмали, которое произошло от греческого финифтис, что означает блестящий, а слово эмаль – от французского (email). Искусство украшения финифтью пришло в Россию из Византии еще в Х – ом веке и достигло совершенства в XVI — XVII веках. В те времена все виды художественных эмалей назывались «финифть», и только в XIX веке «финифть» сменилось на новый термин – «эмаль».
Изящная ростовская живопись по эмали прекрасно сочетается с тонкой филигранью. А филигрань (скань) – это один из древнейших видов художественной обработки металла или металлической нити. Термин филигрань происходит от латинских слов – «филюм» – нить и «гранум» – зерно. Слово скань означает свить или скрутить. Таким образом, скрученная проволока (скань) дополняется маленькими шариками, делающими изделие из эмали более нарядным, кружевным.
Интересны эмали-гильоше. Гильоширование заключается в нанесении на поверхность основы изделия тонкого гравированного узора, в основном это геометрические линии. В современном ювелирном деле используют специальные установки с вращающимся барабаном и резцом (гильоше).
Эмаль этой техники зародилась в XVIII веке во Франции, и всё выполнялось значительно труднее, однако, какие прекрасные изделия того времени нас удивляют и восхищают до сих пор. В России эмаль-гильоше стала применяться для украшения драгоценных изделий ювелирного искусства в конце XIX — начале ХХ века и связана она с именем Фаберже. Особенно роскошны были настольные предметы.
В технике эмали по гильоширу используют только прозрачные эмали различной цветовой гаммы. Именно благодаря этому металлический фон с нанесенным на него узором просвечивает под эмалью. Эмали-гильоше в ювелирных изделиях сегодня делают в основном на золоте или серебре.
Витражная эмаль – это разновидность перегородчатой эмали, но без металлической основы. Эта техника получила название из-за сходства с витражными стёклами. Просвечивающая цветная эмаль находится в гнёздах металлических перегородок и напоминает цветное витражное стекло.
Металлические перегородки выполняются из скрученной золотой, серебряной или медной проволоки. Ажурный орнамент делает изделие сказочно красивым. В производстве витражной эмали есть свои сложности – обжиг изделия производится не один раз, а после каждого нанесения очередного слоя эмали.
Сеяная эмаль выполняется распылением порошков разноцветных эмалей на основу-трафарет, где каждый слой закрепляется клеем.
Закрепление эмали происходит различными способами, их называют горячими и холодными.
Горячие эмали
Горячая эмаль используется с давних пор, хотя она и самая трудоёмкая. Современные горячие эмали являются безусловными фаворитами в эмалевых ювелирных украшениях. Эмаль прочно припекается к металлу в специальных муфельных печах, где температура доходит до 600-800 градусов. Затем изделие охлаждают, очищают и полируют. Кажется, всё очень просто. На самом же деле всё гораздо сложнее.
Эмалевый порошок разводят водой до сметанообразной массы, затем наносят на соответствующие участки изделия. После чего, прежде чем начать обжиг в печи, непременно надо подсушить, чтобы исчезли лопающиеся пузырьки воздуха, иначе они испортят гладкость эмалевого покрытия.
Во время обжига эмалевый порошок сплавляется в стекловидный слой и в зависимости от типа эмали становится прозрачным или непрозрачным (глухим). Но и это ещё не всё. После застывания изделие шлифуют и повторно обжигают в печи, так получают идеально гладкую поверхность.
Если в украшении эмаль многоцветная и перегородчатая, тогда необходимо соблюдать строгую очерёдность нанесения и обжига эмалевого порошка. А очерёдность устанавливается по жаростойкости эмали. Первой наносят самую жаростойкую эмаль и помещают на обжиг, затем наносят менее жаростойкую, и вновь изделие отправляется в печь, но при меньшей температуре. И так далее. Самая жаростойкая – белая эмаль, затем – розовая, синяя, зеленая, черная, и наконец, красная.
Эмаль необходимо заливать ровно, чтобы поверхность изделия была безупречной. Исходя из особенностей композиции, изделие может обжигаться от 5 до 100 раз. И при этом мастер регулирует температуру и время обжига, основываясь на своём опыте и интуиции. И именно это создаёт уникальные творения, которые и сам мастер иногда не в силах повторить во втором экземпляре. Согласитесь, что это не просто.
Холодные эмали
Холодная эмаль бывает двухкомпонентная, теплоотверждаемая и светоотверждаемая.
Двухкомпонентная холодная эмаль просто заливается на изделие. Жидкая эмаль в определённых пропорциях смешивается с катализатором, образуется кремообразная паста, которая с помощью специального инструмента наносится на поверхность металла.
После нанесения эмаль застывает при комнатной температуре примерно в течение 48 часов, а при температуре 70 градусов – в течение 20 часов. Изделия похожи на керамические покрытия. В этой технике мастер может смешивать разные эмали и получает различные цвета и оттенки.
Теплоотверждаемая холодная эмаль в некоторой степени схожа с горячей, но плавится она при 160 градусах. По сравнению с горячей эта эмаль не полируется, иначе на ней останутся матовые следы, и обладает она значительно меньшей прочностью. При небольшом нажатии ногтём на эмаль, она проминается.
Светоотверждаемая холодная эмаль. Техника выполнения этой эмали схожа с установкой зубных пломб. Нанесённый на поверхность изделия состав эмали облучают ультрафиолетовой лампой, за счёт чего происходит её затвердевание. Используя именно эту технику, ювелиры могут запломбировать сколы на эмалевых ювелирных украшениях. Светоотверждаемая холодная эмаль по твердости находится между горячей и холодной теплоотверждаемой эмалями.
В холодном эмалировании есть техника, при которой эмаль при нанесении растекается цветными узорами, как бензин на воде или как вулканическая лава. Вроде бы не соблюдают аккуратность, а получается красиво.
Следует дополнить, что горячая эмаль более дорогостоящая, чем холодная.
Как отличить более дорогостоящую горячую эмаль от холодной. Холодная эмаль мягче горячей. На изделиях с холодной эмалью видны неровности, так как полировать её нельзя. Поэтому горячая эмаль всегда выглядит блестящей, с ровной полированной поверхностью.
Однако холодные эмали не лишены достоинств. Они пластичны и неприхотливы в эксплуатации, просты в исполнении, практически не требуют специального оборудования, да и поверхность изделий не требует особой подготовки. Холодные эмали закладываются на любые сплавы.
Ювелирные изделия с эмалью – как ухаживать, носить и беречь
Эмаль, по сути – это стекло. Отсюда и её свойства. Эмаль можно полировать, чистить, но при активном, да ещё и неаккуратном ношении сколы неизбежны. Эмаль чувствительна к механическим воздействиям. Наибольшему риску подвержены кольца. Как уже было сказано, ювелир может запломбировать скол. Но лучше не ронять свои драгоценности, особенно на твёрдые поверхности, следить за исправностью застёжек.
Как сохранить первоначальную яркость эмалевых красок?
Украшения с эмалью следует беречь от воздействия прямых солнечных лучей, а также перепадов температур. Не надевайте их на пляж, в баню или сауну. Эмалевое покрытие может поблекнуть и потрескаться.
Не допускайте контакта эмали с любыми моющими средствами, порошками, кислотами, щелочами и хлором. Повреждение эмали может произойти и от взаимодействия с косметикой и морской водой.
Изделия с эмалью следует мыть в прохладной воде, с добавлением небольшого количества нашатырного спирта. Чистить эмаль можно мягкой щёточкой и зубным порошком, после чего промыть в чистой воде и протереть мягкой тканью. Однако не забывайте, что лучшей чисткой украшений с эмалью может быть чистка в ювелирной мастерской.
И последнее. Эмалевые украшения рекомендуется хранить отдельно от других изделий, пусть даже и драгоценных, чтобы их поверхность не соприкасалась с другими изделиями. Возможно, и в ваших шкатулках сохранились бабушкины серьги или броши с ярко-синими цветами на белом фоне, украшенные филигранью, изготовленные мастерами Ростова Великого. Поверьте, цены им нет, это шедевры.
Источник