Мне на днях реальную историю про папирус из Египта рассказали. Муж с женой поехали в эту страну и привезли папирус, типа «Семейное счастье». Так через несколько месяцев счастливой семье пришел конец! Через пол года БЖ в сердцах, когда БМ пришел к сыну, подарила ему это «Семейное счастье». Так, что самое интересное, БМ приполз к БЖ и попросился обратно.
Уж год прошел, они счастливы вместе. Я это к чему, собственно говоря. Три года назад привезла такой же папирус, а через несколько месяцев нашей семье тоже пришел конец! Историю узнала недавно, вот и думаю, а может это закономерность такая.
04.10.2010 18:40
ой, может, совпадение, но у меня таже фигня. Я про это и не подумала, пока Вы не написали. Отдыхали в январе в Египте, все было нормально. Купили этот папирус для спальни в новую квартиру. В мае я его повесила, в июле разошлись.
Развелись полмесяца назад. Даже не знаю, что сказать.
тоже самое
04.10.2010 19:53
Ну, вот. Я теперь еще больше задумалась, как от этого папируса избавиться! Вдруг мои неудачи в любви все из-за него? Был у меня мужчина, через двагода, после разлада появился! Все у нас было хорошо, пока в квартиру ко мне не зашел! А потом, как подменили.
Как ТАКОЕ Возможно? Топ 15 Необъяснимых и Пугающих Находок в Египте
Растались, после посещения моей квартиры, через пару месяцев, но общаемся до сих пор. Может и не в этом дело, но нас до сих пор тянет друг к другу, но вместе почему-то быть не можем, как и врозь!
04.10.2010 20:40
Ну если вы ето связываете с папирусом — избавьтес от него. Так как сами его в дом принесли ни кто не неволил — просто выкинуть в мусор маловато будет. Изобретите сами себе жуткий ритуал уничтоження етого папируса — а с ним вместе всего того от чего желаете избавитса. И не тащите больше в дом вещей смысла кторых вы не понимаете. В той же Африке ток по южней Египта просто национальная забава — перевесть свои проблемы (ну или там заказчика) в какую нить декоративную штуковину и всучить ее белому дураку. Не тока в Конго или Зимбабве такие умные живут полагаю )))
04.10.2010 20:47
А если такую штуку привезли как сувенир и подарили, что с ним сделать чтобы теперь избавиться от него и аналогичных вышесказанных проблем? Он у меня уже лет 6 висит, брат из Египта привез и задарил. Началось все с развода, и вот до сих пор проблемы в личной жизни. Я до этого как-то с папирусом и не связывала, а после прочтения топика призадумалась.
04.10.2010 20:48
Скорей всего просто сжечь по правилам уничтоження подклада хватит. А если ритуальчиком ето действие усилите — беды не станет )))
04.10.2010 21:00
А что за правила уничтожения, в гугле смотрела, там их уйма и всяких разных на любой вкус и цвет. А про ритуал что-то не нашла (не ругайте, может не там ищу), но для меня энто темный лес
04.10.2010 21:06
Правила простые — руками не трогать и в доме не жечь ))) А ритуальчик сами изобретите. Вы думаете что ритуал ето непремено какие то специальные слова чтоли? На нефига. Просто орите над етим костром от души все что вздумаете по поводу того как вы уничтожаете то что вам нужно уничтожить.
Какие картины нельзя вешать дома и почему
Главное не забывайте в слух произносить что КОНКРЕТНО вы уничтожаете с папирусом вместе — а не просто «Сгори! Уберись вон!» и тп. Да хоть попляшите если вам так легче выгнать пакость из дома. Хоть пардон на срите на етот папирус перед сожженнем — да с озвучкой типа: «Срала я на всю вашу магию она говна моего не стоит! Все дрянь такая то из моей хаты улетит как говно из жопы!» ))) Смысл действий понятен?
04.10.2010 21:07
04.10.2010 21:15
Ну и с добром. Действуйте! На всякий случай загляньте еще на мой сайтик (адресс в пасспорте) — там прям на главной странице линк: «любимый вопрос про иголку». Прочтите — мож поможет чем.
04.10.2010 21:23
Извиняюсь, за бестолковость. А как это не трогать руками? До места, так сказать ритуала и вообще из дома, как его вынести?
04.10.2010 21:25
А вот куда я спослала — как раз на ету тему статейка. Все расписано.
04.10.2010 21:28
Ну да, про «руками не трогать» практически невыполнимо (сейчас-то понятно), но вот до сегодняшнего понимания я к энтой картинке почти каждый день притрагивалась, она у меня в шкафу висит на дверце. Как теперь это снять не притрагиваясь 🙁
04.10.2010 21:32
Блин! Женщина — и так мало изобретательности? Мужик и то быстрей бы собразил чесслово ((( Да хоть бельевыми щипцами — и отправить их в тот же костер.
05.10.2010 19:10
бельевые щипцы? :))) вы все еще кипятите? ;))
05.10.2010 23:20
Блин горелый, ну какой на фиг вам ритуал, если вы так легко соскальзываете на посторонние глупые темы? 🙂
05.10.2010 19:13
Тогда мы идем к Вам. 🙂 🙂 🙂
05.10.2010 11:12
А как он выглядит! Киньте ссылку или фото! А то у меня есть несколько подаренных мне папирусов — о их названии даже не догадываюсь!
05.10.2010 12:55
Присоединяюсь, покажите, плиз. Мы 2 года назад привезли из Египта какой-то папирус, названия не знаю — ничего не произошло 🙂
04.10.2010 20:24
Как такое может быть? Из-за папируса дурацкого? Вы и впрямь в это верите? Никаких звоночков не было, а за 2 месяца взяли и разошлсь? Бред.
04.10.2010 21:21
Представте себе, ничего такого не было, нас считали идеальной семьей! И кстати, у девушки, которая мне расказала про папирус, как и у нас была просто образцово- показательная семья. Вот, тут я и задумалась!
05.10.2010 01:24
блин, знали бы вы как их штампуют! Это всё равно,что повесить на стену газету и потом убиваться, что она явилась причиной развода :)))
05.10.2010 16:53
нет. это виноват папирус и не спорьте.
всем сжигать паприус
05.10.2010 00:36
У меня тож такая фигня,купили домой привезли,подарили родителям, подруге, мы разошлись, подруга тоже, а я вот думаю тарелка из Египта с тем же изображением тоже может принести вред? Когда мы с мужем были на грани, я поехала на семинар все обдумать, а тарелка с фараоном висела у мамы,а на столике был кролик(цветок персика по фен-шую),в общем приезжаю после семинара, мама говорит, что тарелка сама упала и разбила кролика, но при этом тарелка цела, вскоре с мужем разошлись, но тарелка так и есть, как с ней быть?
05.10.2010 13:28
У родителй моих 2 тарелки из Египта уже тучу лет.
05.10.2010 10:13
В полку прибывет :).Года 4 назад друзья из Египта привезли рзные папирусы и 3 фигурки:мленького Тутанхамона и две побольше(Тутанхамон и кошка).Я не любитель таких вещей и через некоторое время папирусы выбросила(ребёнок везде их раскидывал и они мне надоели)А фигурки пришлись к месту и стоят до сих пор.Только я всё чаще задумываться стала:а какую энергию они нам несут?Естественно, задумываешься тогда, когда какие-то проблемы возникают.Вот и мы с мужем НЕ развелись, нет, мы по-прежнему любим друг друга, но в силу определённых финансовых затруднений он живёт и работает в другом городе и мы редко бываем вместе.В доме нет отца.Дети скучают.Есть ли зависимость? Несколько раз порывалась выбросить фигурки — что-то останавливает.На них какие-то надписи на арабском.Глупость всё это?
Источник: eva.ru
Живопись Древнего Египта: символика и значение цвета, правила и сюжеты
Живопись Древнего Египта весьма разнообразна. Несмотря на некоторую условность, изображения позволяют окунуться в мир одной из древнейших цивилизаций. Египтяне проявили себя искусными художниками. Рисунки и надписи, оставленные рукой тех мастеров, являют собой череду шедевров.
Содержание
Всю поверхность гробниц и храмов заполняли разнообразными рисунками, на которых соседствовали боги и люди. Поскольку земное существование считалось лишь вехой на пути к вечной жизни, религиозно-культовая тематика занимала в живописи центральное место. Картины были призваны прославить усопшего и обеспечить его всем необходимым в загробной жизни.
Омовение мертвых. Роспись в гробнице писца Небамона. 1390-1349 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)
Постепенно сложилась серия изображений, которые сначала украшали заупокойный храм и гробницу фараона и членов царской семьи, а после были заимствованы знатью. С возникновением храмов живопись появилась и на их стенах. Кроме того, разнообразные рисунки украшали дворцы царей и дома вельмож.
Портрет Нефертари. Роспись из гробницы Нефертари. Долина цариц, Египет
Правила рисования
Существовал определенный канон, по которому формировалась картина. Лицо и ноги человека изображались в профиль, плечи и глаза — в фас, а корпус — с поворотом в три четверти. Фараона либо знатного человека рисовали стоя либо сидя, с прямой спиной, со спокойным и невозмутимым лицом. Мужчины на рисунках имели темно-коричневую кожу, женщины — желтую.
От положения в обществе зависел и размер изображаемого. Фигура фараона значительно возвышалась над остальными.
Древнеегипетский канон изображения человека. Факсимиле Уоллиса Баджа с виньетки «Книги мертвых Ани» (около 1300 г. до н. э.). Опубликовано Джеймсом Вассерманом (1994). Британский музей, Лондон (Великобритания)
На любых картинах, как и на скульптурах, фигура фараона должна была передавать величие и спокойствие. Именно это обусловливало статичный вид царских особ. Более вольные позы допускались в изображении простых людей, а наибольшую свободу художник имел при передаче животных и птиц.
Сцены, иллюстрирующие труд обычных людей, позволяли при необходимости отойти от канона. Здесь позы более естественны, лица и движения наполнены эмоциями. Изображения животных и птиц предоставляли свободу таланту и мастерству художника. Они прорисованы так тщательно, что кажется, будто вот-вот сойдут со стен.
Рисунок гиппопотама. Около 1479— 1425 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Считается, что египтяне во время рисования применяли не перспективу, а аспективу. Аспективный подход предполагал отображение не видимого облика тела, а истинного знания его качеств. Человека либо животное рисовали сбоку — с помощью такого приема можно было передать движение, разделить человека стоящего и идущего. Вид сверху использовали при изображении врагов, темных сил.
Огромное значение имел цвет:
- Белый считался цветом ритуальной чистоты и сакральности. Его использовали для одеяния людей на рисунках.
- Зеленый символизировал рост и жизнь. Бог Осирис изображался с кожей зеленого цвета.
- Красный был ему противоположен, это цвет огня и крови, безжизненной пустыни, опасности, гибельных сил, смерти. С красными глазами и ушами рисовали бога Сета.
- Синий — цвет вод Нила, жизни и возрождения.
- Желтый — цвет солнца, символ вечного и непреходящего.
Картины писались техникой темперы. Красящие пигменты добывали из охры (для красного и желтого цветов), малахита (для зеленого), угля (для черного), гипса (для белой краски), различных соединений меди, кремния и кальция (для синих оттенков). В качестве связующих компонентов использовали яичный белок или водный раствор гуммиарабика.
Изображение в окаймлении надписей располагалось поясами. Пробелы не допускались, поэтому одной из задач художника было не только запечатлеть необходимые сцены, но и грамотно разместить их вдоль всей поверхности.
Сюжеты в живописи
Мотивы для изображения также не выбирали произвольно. В мастерских имелись образцы, из которых в каждом отдельном случае комбинировали сцены украшения гробниц. Так, обязательным атрибутом любого заупокойного храма были изображения с оплакиванием умершего. Запечатлевались и моменты подношения даров, которые должны были обеспечить пропитание умершего в потустороннем мире, а значит, его загробную жизнь.
Погребальная процессия. Факсимиле с виньетки из «Книги мертвых Ани» (около 1300 г. до н. э.). Опубликовано в 1994 г. Британский музей, Лондон (Великобритания)
С точностью художники изображали сюжеты из повседневной жизни. Однако за кажущейся естественностью также скрывался ряд правил, которым необходимо было следовать при написании фигур.
Большое распространение получили сцены погребения умершего и его путешествия в царство Дуат.
Амарнский период в живописи
Как и в скульптуре, в изобразительном искусстве также выделяется амарнский период. Религиозная реформа Эхнатона поощряла применение экспрессивных средств, используемых в изображении царственного величия. Условная схема фигуры сохранилась, но общий канон изменился.
Позы более не отягощались неподвижностью, в изображении появились динамизм и эмоции. Акцент делали на передаче особенностей лица и фигуры.
Все отмеченные изменения появились благодаря тому, что именно во время правления Эхнатона в силу вступил культ жизни. Вопреки предшествующему культу загробной жизни, важным стало то, что происходило здесь и сейчас.
В искусстве амарнского периода впервые в истории Египта появился пейзаж, который прославлял красоту природы. Многие залы и дворцы расписывались в пейзажном стиле: по полу текла река или покоилась гладь озера с кувшинками, на стенах — заросли камыша, на потолке — безоблачное небо с летящими птицами. Амарнский период стал для египетской живописи глотком свежего воздуха. Изображения этого времени проникнуты чистотой и радостью.
Маски и саркофаги
Совершенно отдельное направление составляют живописные изображения на масках и саркофагах.
В процессе мумификации тело человека теряло свой естественный вид, особенно страдало лицо. Для того чтобы сохранить изображение лица умершего и обеспечить его душе путь к возвращению, на лицо накладывали маску.
После мумифицирования тело помещали в деревянный гроб, а затем в саркофаг. Саркофаги изготавливали в виде дома или в форме очертаний человеческого тела. Их покрывали росписью и текстами молитв. Таким образом, живопись не только украсила и разнообразила жизнь египтян, но и сохранила для нас многие важные детали истории, быта и верований этого народа.
Антропоморфный саркофаг. 1000—945 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Важно разделять погребальную и посмертную маски. Последняя представляла собой слепок с лица умершего. В отличие от подобного слепка, в погребальной маске портретное сходство было необязательным.
Источник: historiki.ru
Из египта картина семейная что означает
В Древнем Египте живопись наносилась на любую основу при строгом соблюдении установленных канонов, будь то для украшения стен храмов, гробниц или любого предмета погребального назначения. Справа — стела (расписанное дерево, 23 х 18 см), которая хранится в Столичном музее Нью-Йорка и была найдена в гробнице писца Афенмута, должностного лица времен XXII династии, в Фивах. Декоративной темой данной части является культ Солнца. Б лю-кете солнечный диск пересекает небо на своей лодке, в то время как внизу Ра-Горахте, Владыка Неба с головой сокола, принимает угощение и восхваления от Афенмута
астенное изображение представляет собой одно из наиболее важных средств выражения в египетском искусстве. Наиболее распространенной основой для живописи была стена с барельефами, которые можно было расписывать. Краски наносятся непосредственно на гладкие, предварительно оштукатуренные стены. Различие между живописью и рельефом почти отсутствует, потому как правила изображения идентичны в обоих случаях, а обе эти техники настолько связаны между собою, что могут изучаться вместе.
Размещение росписей и рельефов (внутри зданий, на стенах храмов и погребальных часовен) подчиняется строгим нормам, диктовавшимся жрецами. Для египтян изображение выступало как бы двойником действительности. Благодаря изображенным в гробницах сценам усопшим гарантировалось то, что и в загробной жизни они будут располагать теми же благами, которыми пользовались также в жизни земной.
В Древнем Египте цель живописи и рельефа состояла в том, чтобы увековечить жизнь усопшего в потустороннем мире. Поэтому художественный интерес как таковой отсутствовал. По этой причине египетское искусство не воспроизводит пейзажей и не передает чувств или эмоций.
Как в живописи, так и в рельефе имеются два основополагающих принципа, которые воплощены во всех изображениях: правильность геометрических форм и созерцание природы. В процессе работы художник следует образцу, методу с жесткими правилами. Темы же всегда одни и те же.
1. Правила в изображении человеческой фигуры
Сцена на одном из папирусов ‘Книги мертвых’, которая хранится в Египетском музее Турина (Италия). Эта знаменитая книга, нарисованная и написанная во времена XVIII династии, являет собой великолепный пример высокого уровня развития и совершенства, которого достигла живопись в Древнем Египте. Воспроизведенная здесь сцена позволяет оценить нормы, установленные для того, чтобы различать при помощи цвета кожи или размера и расположения персонажей один пол от другого н разные социальные ранги
Самое главное при изображении фигуры человека — это то, чтобы можно было прекрасно различить каждую из частей тела. Так, чтобы изобразить глаз, его следует представить таким образом, чтобы он был узнаваем. Нарисованный в профиль, глаз получился бы перекошенным, поэтому его надо изображать анфас.
Однако голова вполне различима в профиль, так как, помимо прочего, она в ясной и отчетливой форме включает в себя изображение носа и рта. Таким образом, человеческая фигура изображается посредством сочетания различных точек зрения. Как результат, фигура в одинаковой степени включает в себя черты в профиль и в фас: голова изображается в профиль с глазом в фас; верхняя часть туловища (плечи и грудная клетка) в фас, но с грудью и руками в профиль; таз повернут на три четверти; ноги и ступни в профиль.
Кроме того, обе ступни позволяют разглядеть на первом плане большой палец, и большой же палец всегда виден на обеих руках. То, что придает фигуре согласованность и соединяет в единое целое различные точки зрения, — это протяженность силуэта благодаря контуру. Нормативным, наиболее употребимым является правый профиль; но используется также и левый.
Для установления пропорции нарисованных сцен древние египтяне чертили на стене сетку и уже по ней размещали фигуры с соответствующими их размерами.
Исходным пунктом была стоящая человеческая фигура, которая обычно изображалась при соблюдении установленных размеров идеального образца. Единицей измерения служила какая-нибудь часть руки или ладони (как правило, речь идет о кулаке или локте), размеры которых выверялись по квадратам сетки в четкой пропорции эквивалентности.
Древний образец фигуры состоял из 18 квадратов (четырех больших локтей), между тем как новый образец начиная с саисского периода стал насчитывать 21 квадрат, отчего фигура стилизовалась.
2. Иерархия символов
Сцены из крестьянской жизни (Париж, Лувр) орнаментировали стены погребальной часовни писца Ун-Су, управляющего зерновыми амбарами Амона во времена XVIII династии. Выстроенные во фризы, эти сцены показывают повторяющееся изображение выполняющих различные сельскохозяйственные работы крестьян, с телами цвета красноватой охры, облаченных в белые набедренные повязки. Передано с исчерпывающим описательным стилем и условностями, которые не исключают созерцания природы
Изображение фигуры является вневременным, что означает, что не передаются ни чувства, ни действия. Поэтому картину следует рассматривать как заклинание, обращенное к вечности. Идеализация фигур прямо пропорциональна их социальному положению. Царь изображается с соответствующими его статусу атрибутами. Его тело воплощает вечную молодость.
Неподвижность и вневременная невозмутимость пропорциональны рангу изображаемого. Так, например, чем выше социальный ранг, тем больше неподвижности. Речь не идет об условном портрете; то, что изображается, в действительности является социальной функцией персонажа, для чего необходимо также воспроизводить элементы, символизирующие его атрибуты.
Изображаемые фигуры должны, таким образом, быть безошибочно узнаваемыми. Именно таким путем они превращаются в архетипы: фараона, писца, ремесленника и т.д. Поэтому изображение обобщается в нескольких типичных категориях, которые повторяются на протяжении всей истории египетского искусства.
Ранг воспроизводимых фигур обусловливает масштаб, так что размер тем больше, чем выше положение в социальной иерархии. Так, в сцене битвы фараон может казаться гигантом рядом с изображениями рядовых воинов или врагов. Размеры фигур зависят от важности персонажа и не имеют никакого отношения к пространственной глубине. На самом деле, речь идет об «иерархическом взгляде».
Эти правила применяются с большей строгостью в случаях, относящихся к персонажам с высоким социальным статусом. Низшие социальные слои (ремесленники, крестьяне, прислуга) изображаются со всевозможными деталями в процессе выполнения работы. Тогда наблюдается большая легкость в линиях и большая степень свободы в формах и композиции. Такие фигуры, следовательно, отражают больший реализм не только своим взглядом, но также своими динамичными жестами и позами. Тем самым исчезает почтение, привносимое священным.
3. Изображение животных
В отличие от изображения человека, в воспроизведении животных применяются все имеющиеся средства выражения с целью добиться максимального натурализма. Животные получаются с превосходно выписанными деталями, их тело наделено живостью, которая контрастирует со скованностью человеческих тел. Художник несколько отходит от условностей и наносит легкие штрихи. Применение цвета сопровождается массой оттенков. Этот контраст между изображениями людей и животных сохраняется на протяжении всей истории египетского искусства.
4. Понимание пространства и композиции
В египетской живописи отсутствуют пространственные возможности, фигуры выглядят плоскими и помещаются в пространство, которое никак не скрывает подобную внешность форм. Тем не менее должны присутствовать все элементы, необходимые для того, чтобы объемный характер изображения мог быть разгадан.
Трехмерная действительность, с другой стороны, выражена в ряде необходимых условностей, которые сохранялись в течение 30 столетий истории этой цивилизации. Когда имеет место попытка представить фигуры вглубь, то они накладываются друг на друга. На одной из картин из гробницы Небамуна (Лондон, Британский музей) стадо быков расставлено в горизонтальный ряд, что следует интерпретировать в объемном ключе. Для придания такого ощущения изображение животного воспроизводится ступенчато, в горизонтальном направлении, — в формуле, которая дает понять, что фигуры расположены одна за другой. В других случаях направление ступенчатого расположения является вертикальным, как это можно увидеть на стеле Ментуесера (V династия, гробница в Абидосе), на которой яства на столе жертвоприношений изображены в виде большой горы.
5. Горизонтальные полосы и рисунки
В живописи и рельефах изображения распределяются горизонтальными полосами, разделенными линиями. Такие композиции, составленные из наслоения рисунков, обычно оставляли место в центре для более важной сцены. Изображение напластованными слоями отражает навыки, свойственные аграрной культуре. Поэтому так скрупулезно рисуются земельные участки, огороженные под культуры.
Это получает очевидное отражение в художественных композициях, которые практически всегда располагаются в строгом порядке посредством разделения поверхности изображения на горизонтальные полосы, на которые помещаются рисунки.
Пространство сводится к двум схематическим геометрическим измерениям. Внутри каждой из полос различные фигуры и элементы также размещаются последовательно, хотя они и не связаны между собой.
Фон обычно не является образным, то есть не существует воспроизведения сценической декорации, в которой развивается действие. Не передается также и время. Единственным исключением является символическая сцена путешествия души, сцена болот, в которой изображается пейзаж с птичками, цветами лотоса и тростниковыми зарослями.
6. Символическое применение цвета
Цветовая палитра, использовавшаяся египетскими художниками, была, как правило, не очень широкой, поскольку ее применение не было точной проекцией действительности, а отвечала строгим нормативам, установленным канонами. Эти нормативы применялись даже в сценах более свободного по форме исполнения, в которых самые простые слуги выполняли всевозможные крестьянские и ремесленные работы. На рисунке из погребения писца Нахта (Фивы) изображена выжимка винограда
В египетском искусстве цвета применялись в соответствии с архитектурой, настенными рельефами, скульптурой, саркофагами, папирусами и декоративными дополнениями. Снаружи помещений в цветовой гамме преобладали ясные тона, которые оживлялись солнечным светом, между тем как внутри помещений применялись средние цвета, хотя и без тональных градаций в одном и том же изображении. В обоих случаях роспись наносилась в плоской форме.
Применение цвета отвечало заранее установленной программе. Каждый из цветов обладал конкретной символикой. То есть цвета выступают носителями ценностей, представляющими суть вещей, выходящими за рамки внешней видимости и потом — за рамки своей декоративной функции.
Аналогичным образом широкое использование драгоценных камней и таких металлов, как золото, всегда преследовало такую символическую цель, которая не имеет никакого отношения к меновой стоимости. Их применение отвечало, таким образом, способности камня вызывать духов, а также качествам и достоинствам, связанным с его цветом и яркостью отблеска. Феномен ежегодного наводнения в Египте вызывался, как уже говорилось, дождями в Центральной Африке, которые питали оба рукава реки: Белый Нил, бравший свое начало в озере Альберт (на границе Заира и Уганды), Голубой Нил, истоки которого находились в Абиссинии (Эфиопия). Оба рукава сливались на уровне Хартума (Судан) и текли вместе до самого устья.
В середине июля воды выходили из берегов. Этому явлению предшествовал паводок на Белом Ниле, окрашенный в зеленый цвет из-за ила, который увлекала с собою вода, пересекая обширные топкие пространства. На этой стадии за ним следовало другое половодье, в котором вода окрашивалась в красный цвет благодаря железистым наносам. После спада воды земля оказывалась удобренной скоплением отложений иловатой глины. Вероятно, именно созерцание этих цветовых переливов вод реки позволило установить изначальные значения цвета в египетской живописи
Так, зеленый цвет был выражением жизненных надежд, цветом нежного папируса, который окрашивал воды реки накануне наводнения. Это был цвет, предвещавший возрождение растительности, молодость. Поэтому Озирис, бог мертвых, в соответствии с данной символикой изображался в зеленых тонах.
Черный цвет символизирует благородный чернозем, несущий в себе питательный ил, он являлся кеми, смертью, отчего это был цвет непреложного сохранения и возвращения к жизни после смерти. Красный был цветом зла, необитаемой и бесплодной земли. Изображенные в этом цвете животные (ослы, собаки) считались вредоносными дьяволами.
Кроме того, красной краской писались слова, которые несли недобрые предзнаменования. По этой причине Сет, брат и убийца Озириса, рисовался в красном цвете. Ярко-красный мог символизировать также кровь и жизнь.
Белый цвет является синонимом утренней зари, признаком победы и радости. Этот цвет применялся к короне Верхнего Египта (юг страны) и изображался в виде высокой короны на висках, имеющей форму белого цветка лотоса.
Ярко-желтый цвет был вечностью, нетленной плотью богов; отсюда широкое применение золота во всех видах искусства и ко всевозможным материалам.
Синий и голубой цвета обладали разным значением. Синий, цвета ляпис-лазури, символизировал волосы божеств. Голубой являлся очищающей водой, цветом моря и обещанием новой жизни.
Человеческой фигуре, естественно, тоже назначались некоторые конкретные цвета. Женщина изображалась с бледно-желтым или розовым цветом кожи, в то время как к образу мужчины применялся темно-красный или коричневый цвет.
Нейтральный цвет, применяемый к фону, исключает любую возможность намека на изменения света или тональности в сценах.
В разные времена тон фона был различным. От сероватого, характерного для Древнего Царства, осуществляется переход к бледно-желтому при Новом Царстве и цвету охры впоследствии.
- Сайт «Claw.ru: История древнего искусства»
Источник: egyptopedia.info