Маркировка ювелирных изделий: особенности, нюансы и правила работы с продукцией
Изначально ювелирные изделия были представлены в числе продукции, подлежащей маркировке в первую очередь. Однако из-за особенностей продукции отладка механизмов данной маркировки представляла собой сложную для решения задачу: решения для других категорий товаров было практически невозможно адаптировать именно для этой группы.
Начиная с 2021 года стала возможна маркировка украшений и прочих изделий из драгметаллов и камней на основании собственного решения предпринимателей. Специально для них мы подробнее разберем особенности работы данной системы, ее правила и специфику работы магазинов, имеющих дело с товарами данного типа.
от 16960 Р
от 20650 Р
26392 Р
47390 Р
45710 Р
65790 Р
от 20200 Р
от 34000 Р
30600 Р
32510 Р
от 16590 Р
23600 Р
23800 Р
39183 Р
21180 Р
18410 Р
31590 Р
от 66640 Р
24400 Р
Маркировка украшений и изделий из драгоценных камней и металлов: что это и для чего нужно
Самые дорогие камни. Treasure Hunters / Кладоискатели
Ключевыми целями внедрения государственной системы маркировки любых категорий является борьба с нелегальной и контрафактной продукцией, а также защита покупателей и от товаров с низким качеством. Сегодня это актуально практически для любых торговых сфер – начиная с пищевых продуктов и заканчивая парфюмом и меховыми изделиями.
В случае с ювелирной продукцией обеспечить эффективное решение данных задач крайне сложно. Как показывает статистика, доля контрафактных и поддельных товаров в этом сегменте впечатляюще велика и колеблется в районе 50%. Подобные показатели привели к решению создать особую структуру для контроля за такими изделиями и противодействия попыткам вывести на рынок подделки и товары неприемлемого качества.
Так, в 2021 году Министерство финансов РФ запустило в работу Государственную интегрированную информационную систему в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней (ГИИС ДМДК). Для того, чтобы задействованные в данном сегменте предприниматели смогли быстро разобраться с ее функционалом, также был открыт и специальный информационный портал.
ГИИС ДМДК позволила обеспечить более эффективную прослеживаемость движения драгоценных камней и металлов по всей цепочке – от момента добычи до момента продажи конечному потребителю. Свой вклад вносит и полноценный переход на электронный документооборот (ЭДО) при работе в информационной системе: благодаря ему участники оборота могут взаимодействовать друг с другом и надзорными органами значительно быстрее и без лишних препятствий.
Сегодня участниками оборота являются:
- производители ювелирных изделий;
- магазины по продаже ювелирной продукции – розничные и комиссионные;
- ломбарды, пункты скупки ювелирных изделий;
- интернет-магазины;
- любые официальные организации, участвующие в обороте драгметаллов и камней.
Сегодня принят официальный образец маркировки ювелирных изделий. Он представляет собой нанометку на основе DataMatrix – двумерного кода размерм 1х1 миллиметр. Для ее нанесения используется лазерное оборудование, что делает ее практически незаметной.
КАКИЕ БЫВАЮТ ПОРЯДКИ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ?
Причины выбора кода DataMatrix для маркировки вполне закономерен: этот код является уникальным, и подделать его нет возможности. В нем зашифрованы сведения о производителе и продавце изделия, его характеристиках и стоимости, а также происхождении металла или камня. Также код распечатывают на бирке, которая крепится к украшению дополнительно. Чтобы покупатель мог проверить качество и законность оборота товара, ему потребуется ввести 16-значный код учета (УИН) с бирки на сайте ГИИС ДМДК. Также готовится к запуску приложение для смартфона с таким же функционалом.
Коды маркировки на изделия наносятся вместе с пробирными клеймами, подтверждающими количество драгоценного металла. Обычно и те, и другие располагаются так, чтобы не влиять на внешний вид украшения или аксессуара.
Особенности работы системы маркировки ГИИС ДМДК
Принцип работы системы в общем и целом понятен и логичен, поскольку предусматривает определенную последовательность действий:
- Производитель либо импортер заказывают нужные им средства идентификации.
- После получения средств проводится маркировка ювелирных изделий.
- Маркированная продукция поступает в точки розничных продаж (или выставляется на продажу в ломбардах или комиссионных магазинах).
- По мере реализации товаров коды маркировки проданных изделий выводят из оборота с помощью соответствующего функционала онлайн-касс.
Работа в ГИИС ДМДК возможна только с электронными документами. Участники оборота используют как универсальные передаточные документы (УПД), включающие счет-фактуры и накладные, так и универсальные корректировочные документы (УКД), то есть записки и заявления с дополнительными данными для выявления несоответствий и разногласий, если таковые возникли.
Весь документооборот осуществляется через личные кабинеты участников, куда копии бумаг загружаются в качестве приложения при регистрации данных об обороте ювелирных изделий. Такие документы должны содержать следующую информацию:
- название, номер и дату создания документов;
- количество единиц продукции и единицу ее измерения;
- стоимость товаров с учетом налога на добавленную стоимость;
- подтверждение применения НДС или его отсутствия;
- ставку НДС и его сумму в денежном выражении.
Этапы введения маркировки ювелирных изделий: с самого начала
Все ювелирные изделия подлежат обязательной маркировке с 1 марта 2022 года. Ранее было предписано начать нанесение средств идентификации с 1 июля 2021 года, однако из-за неготовности участников оборота старт был перенесен на несколько месяцев.
Правила и сроки работы государственной интегрированной информационной системы регламентированы Постановлением Правительства РФ №270 «О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами функционирования государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота) от 26.02.2021 года с редакцией от 27.08.2021 года. Согласно Постановлению, маркировка ювелирных изделий должна проводиться поэтапно – поговорим об этом подробнее.
2021 год
С 1 марта возможно проведение на добровольной основе следующих процедур:
- регистрации ИП и юрлиц, работающих с драгоценными камнями и металлами, в ГИИС ДМДК;
- регистрация именников (знаков изготовителя, проставляемых на готовых изделиях) в ГИИС ДМДК с их последующим занесением в специальный реестр.
С 1 апреля, также на добровольной основе, осуществляется:
- внесение в информационную систему сведений о ювелирных изделиях, находящихся в обороте (кроме тех, что сданы на комиссию и реализуются в ломбардах);
- маркировка ювелирных изделий с помощью кода DataMatrix с последующим занесением данных о них в ГИИС ДМДК.
Источник: pos-center.ru
Особенности продажи ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней
Правовое регулирование отношений, связанных с продажей товаров осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту Закон № 2300-1), Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2463 (далее — Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи); и другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно «Перечню непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену», утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 года № 2463, ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненные драгоценные камни, не подлежат возврату или обмену на аналогичный товар, как товар надлежащего качества, не подошедший по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Особенности продажи ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней закреплены в Правилах продажи товаров по договору розничной купли-продажи.
Продажа ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, произведенных в Российской Федерации, ввезенных на её территорию, подлежащих опробованию, анализу и клеймению, осуществляется только при наличии на этих изделиях оттисков государственных пробирных клейм, а также оттисков именников (для изделий Российского производства).
Допускается продажа ювелирных изделий из серебра российского производства без оттиска государственного пробирного клейма. Продажа ограненных камней осуществляется только при наличии сертификата на каждый такой камень.
Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, выставленные для продажи, должны быть сгруппированы по их назначению и иметь опломбированные ярлыки с указанием наименования изделия и его изготовителя (или импортера и страны происхождения (производства) изделия), артикула и (или) модели общего веса изделия, наименования драгоценного металла и его пробы, наименования, веса, формы огранки и качественно-цветовых характеристик вставок драгоценных камней, наименования вставок, не относящимся к драгоценным камням, а также цены изделия.
В случае если драгоценный камень, закрепленный в ювелирном изделии, подвергся обработке, изменившей качественно-цветовые характеристики драгоценного камня, на ярлыках ювелирных изделий должна быть указана информация вместе с наименованием вставок драгоценных камней — «облагороженный».
В случае если вставка, закрепленная в ювелирном изделии, состоит из 2 и более частей , соединенных скрепляющим веществом, одна и (или) более из которых относится к драгоценным камням, на ярлыках ювелирных изделий должна быть указана информация вместе с наименованием вставки — «составной», а также наименование части (частей) вставки, относящихся к драгоценным камням.
При использовании наименования природного минерала для обозначения вставок из материалов искусственного происхождения, закрепленных в ювелирных изделий должна быть указана информация вместе с наименованием вставок — «синтетический (выращенный)» или «имитация».
При передаче приобретенного товара потребителю продавец проверяет соответствие ювелирного изделия данным, указанным на ярлыке, а для ограненных драгоценных камней — соответствие сертификату на каждый ограненный драгоценный камень.
По требованию потребителя в его присутствии проводится взвешивание приобретенного ювелирного и другого изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней с применением средств измерений, находящихся в исправном состоянии и соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также ограненные драгоценные камни должны иметь потребительскую упаковку.
На территории Российской Федерации допускается продажа ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также сертифицированных ограненных драгоценных камней дистанционным способом продажи товара.
При дистанционным способе продажи товара возврат ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также сертифицированных ограненных драгоценных камней, а также сертифицированных ограненных камней надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара у продавца, а так же потребительская упаковка.
Источник: uvelir.info
Новые правила скупки у физических лиц ювелирных и других изделий из ДМДК
Минфин РФ направил в Правительство проект постановления «Об утверждении Правил скупки у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий».
Как мы уже ранее писали , проекта постановления будет включен в повестку ближайшего заседания рабочей группы «Драгоценные металлы и камни» по реализации механизма «регуляторной гильотины».
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект постановления содержит обязательные требования в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
проект
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства Российской Федерации
от 2021 г. №
ПРАВИЛА
скупки у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий
1. Настоящие Правила устанавливают порядок скупки юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее – скупщик) у физических лиц (далее – сдатчик) находящихся в их собственности ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий (далее – ценности).
2. Не подлежат скупке:
ценности у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
ценности, изъятые из оборота и оборот которых запрещен или ограничен (холодное, огнестрельное оружие с отделкой и др.);
алмазное сырье и полуфабрикаты;
драгоценные металлы в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях и отходах производства и потребления;
полуфабрикаты ювелирного и зубопротезного производства (кроме коронок и дисков);
изделия производственно-технического назначения из золота, платины, палладия и серебра (пластины, проволока, контакты, лабораторная посуда и др.);
драгоценные камни (в необработанном виде) – рубины, сапфиры, изумруды, александриты, а также природный жемчуг;
ордена и медали, кроме памятных и юбилейных (именных), содержащие драгоценные металлы.
3. Для осуществления деятельности по скупке ценностей скупщик должен иметь:
лицензию на осуществление деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий в соответствии с Федеральными законами «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
приборы и оборудование для определения наименования драгоценных камней и их характеристик, реактивы для определения наименования, пробы и содержания драгоценных металлов в изделиях и ломе;
контрольно-кассовую технику, зарегистрированную в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;
правила внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также иметь в штате специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля.
4. Перечень приборов и оборудования, которые должны находиться в каждом месте осуществления лицензируемой деятельности, утверждается Федеральной пробирной палатой.
5. Скупщик обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется сдатчику по его требованию.
Скупщик обязан предоставить ответ сдатчику (гражданину) в отношении претензионных требований, отраженных в том числе в книге отзывов и предложений, в сроки, установленные Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».
В отношении претензионных требований, на которые Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» не установлены сроки их рассмотрения,
– в десятидневный срок со дня получения претензии.
Ответ направляется любым способом, позволяющим зафиксировать факт направления ответа и его получения сдатчиком.
6. Помимо информации, доведение которой предусмотрено статьей 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», скупщик обязан довести до сведения сдатчика следующую информацию:
юридическое лицо – фирменное наименование (наименование) организации, место ее нахождения и режим работы, индивидуальный предприниматель – информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа;
o наличии лицензии на осуществление деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий;
o цене скупаемых ценностей или прейскурант расчетных цен на скупаемые ценности;
o форме расчетов со сдатчиком ценностей с учетом положений, установленных статьей 16.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»;
o порядке рассмотрения претензий и адрес для направления сдатчиком претензии (в случае недоведения скупщиком до сведения сдатчика информации об адресе для направления претензии, такие претензии сдатчика, направленные по адресу фактического осуществления скупочной деятельности, считаются полученными скупщиком);
настоящие Правила, а также сведения об органах, осуществляющих контроль за их соблюдением.
Указанная информация размещается в доступном для ознакомления месте.
7. Прием ценностей в скупку осуществляется независимо от наличия на них именников изготовителей и оттисков пробирных клейм, иных знаков и надписей.
Юбилейные медали Российской Федерации, награды, учреждаемые федеральными органами государственной власти и иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными и религиозными объединениями принимаются в скупку при предъявлении сдатчиком соответствующих удостоверений на право их владения.
8. Все операции, связанные со скупкой ценностей (определение наименования драгоценных металлов и драгоценных камней, определение пробы драгоценного металла и характеристик драгоценных камней, взвешивание, удаление из ценностей недрагоценных материалов – вставок недрагоценных камней; механизмов часов, зажигалок и подобных изделий; лезвий ножей, винтовых частей штопоров и подобных частей изделий; штифтов, пружин, осей шарниров, булавок брошей, булавок зажимов для галстуков, булавок значков и других подобных изделий; клеевых наполнителей рукоятей столовых приборов и других подобных изделий) производятся в присутствии и с согласия сдатчика.
Определение наименования и пробы драгоценных металлов, наименования и характеристик драгоценных камней производятся методами, позволяющими не нарушать целостности ценностей.
По согласованию со скупщиком определение наименования и пробы драгоценных металлов может производиться разрушающими методами.
9. Взвешивание ценностей производится с точностью:
изделий из золота, платины и палладия – до 0,01 грамма;
изделий из серебра – до 0,1 грамма;
изделий из драгоценных камней без оправы – до 0,01 карата.
Масса драгоценных камней, которые при скупке не могут быть выкреплены из изделий или которые нецелесообразно выкреплять из изделия, определяется расчетным методом на основании линейных размеров драгоценного камня с точностью до 0,1 карата.
Сдатчику должна быть предоставлена возможность убедиться в правильности определения массы сдаваемых им ценностей.
Скупщик несет ответственность за правильность оценки принимаемых ценностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. При согласии сдатчика с оценкой принимаемых ценностей скупщик выдает сдатчику причитающую ему сумму денежных средств, кассовый чек, подтверждающий оплату ценностей, а также квитанцию (оформляется в двух экземплярах и подписывается скупщиком и сдатчиком).
В квитанции указываются следующие сведения:
а) наименование юридического лица или фамилия и инициалы индивидуального предпринимателя – скупщика;
б) фамилия, имя, отчество (при наличии) сдатчика, если иное не вытекает из федерального закона или национального обычая, дата его рождения, гражданство (для лица, не являющегося гражданином Российской Федерации), данные паспорта или иного удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации документа;
в) наименование изделия, частей изделия и их количество, описание оттисков именника (для изделий, изготовленных до 1917 года, – оттиска именника мастера) и пробирного клейма (для импортных изделий – оттиска импортного клейма), иных знаков и надписей;
г) наименование драгоценных металлов, проба, масса, договорная цена за грамм и стоимость;
д) наименование драгоценных камней, их количество и масса, договорная цена за карат, стоимость, в том числе в отношении:
бриллиантов, изумрудов, сапфиров, рубинов, александритов – группа цвета и чистоты;
жемчуга природного и культивированного – количество жемчужин и их масса;
е) общая масса изделия;
ж) сумма, подлежащая выплате сдатчику ценностей.
Указанная информация регистрируется в государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (ГИИС ДМДК) в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 г. № 270 «О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», начиная с 1 сентября 2021 года на добровольной основе, с 1 марта 2022 года в обязательном порядке.
11. Принятые ценности после их оплаты возврату не подлежат.
12. Скупщик направляет скупленные драгоценные металлы в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов или юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, осуществляющим обработку (переработку) лома и отходов драгоценных металлов, для обработки (переработки) в целях последующего аффинажа драгоценных металлов аффинажными организациями, либо реализует аффинажным организациям для последующего аффинажа драгоценных металлов или юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, осуществляющим обработку (переработку) лома и отходов драгоценных металлов, для обработки (переработки) и последующего направления или реализации в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов.
13. Скупленные ограненные драгоценные камни могут реализовываться скупщиком другим юридическим лицами и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, при условии, что классификационные характеристики ограненных драгоценных камней определены в соответствии с нормативно-технической документацией, предусмотренной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования».
14. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют Федеральная пробирная палата в части федерального государственного пробирного надзора, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в части федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, Федеральная налоговая служба в части контроля и надзора за применением контрольно-кассовой техники, а также их территориальные органы.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Об утверждении Правил скупки у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий
В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемые Правила скупки у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий (далее – Правила).
2. Установить, что Правила действуют в течение 6 лет со дня вступления в силу настоящего постановления.
3. Признать утратившими силу постановление Правительства Российской Федерации от 7 июня 2001 г. № 444 «Об утверждении Правил скупки у граждан ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, 24, ст. 2456; 2002, № 20, ст. 1859; 2020, № 38, ст. 5892) и пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2020 г.
№ 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с драгоценными металлами и драгоценными камнями» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 38, ст. 5892).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин
Источник: npral.ru
Юрист Павел Смыслов уточнил грань между ювелирным изделием и бижутерией
«Подскажите, пожалуйста, к какому виду изделий можно отнести хенд мейд украшения, изготовленные с использованием готовой серебряной фурнитуры? Сама фурнитура (цепи, замки для браслетов, крючки для серег, соединительные колечки) закупается у оптовой компании в готовом виде и иногда имеет пробирное клеймо (кроме цепей, продаваемых по метражу, и соединительных колец). А вот само украшение, в состав которого она входит, будет являться ювелирным украшением или ювелирной бижутерией? Является ли изготовление подобных украшений – производством ювелирных украшений?»
Помочь с разъяснением, в каком случае изделие должно быть отнесено к «ювелирному» со всеми вытекающими последствиями (когда производство и продажа таких украшений должна регулироваться соответствующим законом и другими нормативными актами) мы попросили партнера нашего портала, корпоративного юриста Павла Смыслова.
Пояснение юриста
В Федеральном законе «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» такого термина, как «ювелирная бижутерия», нет. Есть только понятие «ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней».
Ювелирными по закону считаются изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов и имеющие пробы не ниже минимальных проб, установленных Правительством Российской Федерации, в том числе изготовленные с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них (за исключением монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статут которых определен в соответствии с законодательством Российской), либо изделия, изготовленные из материалов природного или искусственного происхождения с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней.
Пробирное клеймо на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов проставляется в государственной инспекции пробирного надзора, куда организация или предприниматель (предварительно поставленный на специальный учет как лица, имеющего право работать с драгоценными металлами) сдают свои изделия на клеймение.
Поэтому изделие, изготовленное из драгоценных металлов установленных проб, будет считаться ювелирным.
Простой пример: вставленный фианит в кольцо из золота 585 пробы не делает же автоматически все изделие бижутерией. Такое кольцо все равно является ювелирным изделием. Так же и наличие, например, в браслете на руку, фурнитура которого имеет пробирные клейма, бусин из стекла не делает весь браслет бижутерией.
Важно отметить, что готовая фурнитура из драгоценных металлов, предназначенная для использования в последующем производстве, не должна иметь пробирных клейм, поскольку это чревато злоупотреблениями со стороны изготовителя. Например, недобросовестный мастер может взять замок с пробирным клеймом, припаять к нему цепочку из недрагоценного металла, а впоследствии выдавать всю свою работу за ювелирное изделие, ссылаясь на то что проставленное на фурнитуре клеймо распространяется на все изделие.
Фурнитура, имеющая пробирные клейма, предназначена, в первую очередь, для использования физическими лицами в качестве деталей для рукоделия в домашних условиях (изделие собирается «для себя», а не для его последующей продажи).
А вот если физическое лицо создает украшения из недрагоценных металлов на продажу и при этом закупает и использует фурнитуру из драгоценных металлов, содержащую пробирные клейма, то ему необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или открыть юридическое лицо и встать на специальный учет в государственную инспекцию пробирного надзора.
Автор настоящей заметки лично знаком с таким индивидуальным предпринимателем, который собирает бусы, браслеты и прочие изделия, в которых используется фурнитура – серебряные замки с пробирными клеймами. Готовые изделия он передает на реализацию в торговую сеть. Этот предприниматель стоит на специальном учете в инспекции пробирного надзора, в полном объеме выполняет обязанности, возложенные на него законодательством о драгоценных металлах и камнях, а также обязанности законодательства в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.
Дополнение от ЮВЕЛИРУМ
В «Положении о порядке отнесения изделий, содержащих драгоценные металлы, к ювелирным», утвержденном Приказом Комитета РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням от 30 октября 1996 г. N 146, дается определение «ювелирной галантереи» (аналог более популярного термина «ювелирная бижутерия»). Этот термин обозначает изделия, «изготовленные из недрагоценных материалов, с покрытием драгоценными металлами со вставками из полудрагоценных, поделочных, цветных камней и других материалов…»
Можно сделать вывод, что если в изделии присутствует драгоценный металл с проставленной пробой или драгоценный камень, то это автоматически квалифицирует изделие как «ювелирное», со всеми правовыми последствиями для тех, кто изготавливает эти изделия для последующей перепродажи.
Источник: juvelirum.ru
Изделия из драгоценных металлов и или драгоценных камней
Ювелирное изделие – это изделие из драгоценных металлов с использованием различных видов художественной обработки со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения, или без них, применяемое в качестве различных украшений, различных утилитарных предметов быта и (или) для декоративных целей.
Порядок обращения драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 26.03.1998 № 41 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее ФЗ № 41), Постановлением Правительства РФ от 06.05.2016 № 394 «Об опробовании, анализе и клеймении ювелирных и других изделий из драгоценных металлов» и другими нормативно-правовыми актами.
Требования к ювелирным изделиям и другим изделиям из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, поступающим в продажу
Особенности продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней содержатся в разделе VII Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55 (далее – Правила).
Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает осмотр и разбраковку изделия, проверку наличия на них оттисков государственного пробирного клейма Российской Федерации и именника изготовителя или сертификатов, сохранность пломб и ярлыков, сортировку по размерам.
Именник – это оттиск на ювелирном изделии, которое ставит производитель. Именник содержит информацию о производителе (индивидуальный код), годе выпуска изделия и территориальной инспекции, к которой относится изготовитель.
Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, выставленные для продажи, должны быть сгруппированы по их назначению и иметь опломбированные ярлыки, в обязательном порядке содержащие следующие сведения:
— наименование ювелирного изделия,
-название изготовителя (импортера), логотип и адрес предприятия-изготовителя (импортера);
-драгоценный металл, из которого изготовлено изделие, с указанием пробы,
-размер изделия (для колец, цепей, браслетов)
-виды драгоценных вставок с указанием веса и качественных характеристик,
Для драгоценных камней в виде вставок в ювелирные изделия сертификата не требуется, его заменяет бирка.
На бирках ювелирных изделий со вставками из драгоценных камней (бриллианты, изумруды, рубины, сапфиры) должны быть указаны их характеристики (цвет и чистота), и масса, на полудрагоценные — топазы, аметисты, хризолиты, гранаты — указывается просто вес вставки без каких — либо характеристик чистоты.
В соответствии с ГОСТ Р 52913-2008 «Бриллианты. Классификация. Технические требования» маркировка на бирке ювелирных изделий со вставками бриллиантов может выглядеть следующим образом:1Бр Кр57-0,470-4/6А. Эти цифры обозначают следующее:
1Бр — количество бриллиантов в изделии, в этом варианте он один.
Кр57 — форма огранки, в этом случае круглая 57 граней.
0,470 — общий вес камней в каратах
4/6А — характеристики групп цвета /дефектности, геометрических параметров.
Продажа неоправленных (т.е. не в составе ювелирного изделия) ограненных бриллиантов, изготовленных из природных алмазов, и ограненных изумрудов осуществляется только при наличии сертификата на каждый камень или набор (партию) продаваемых камней.
Сертифицированные ограненные драгоценные камни (бриллианты и изумруды) упаковываются в стандартную упаковку.
Наличие сертификата соответствия, прилагаемого к сертифицированному ограненному камню, гарантирует потребителю подлинность драгоценного камня и достоверность указанных качественных и количественных характеристик.
Внимание! Продажа ювелирных изделий без оттиска государственных пробирных клейм Российской Федерации, а также оттисков именных изготовителей (для изделий Российского производства) не разрешается.
Государственное пробирное клеймо — специальный знак, чеканящийся на изделиях или накладывающийся немеханическим способом (электроискровым или с помощью лазера) государственными инспекциями пробирного надзора. Он означает, что изделие проверено в государственной инспекции и имеет пробу не ниже указанной в клейме.Государственное пробирное клеймо состоит из: шифра инспекции пробирного надзора (одна буква); знака удостоверения, представляющего из себя женскую голову в кокошнике в профиль, повернутую направо (с 1958 по 1993 г. г. знаком удостоверения было изображение серпа и молота на фоне пятиконечной звезды); знака пробы.В Российской Федерации установлены следующие пробы:платиновые – 950, 900, 850; золотые – 999, 958,750,585, 500,375; серебряные – 999, 960, 925, 875, 830, 800;палладиевые – 850, 500.
Исключение составляют ювелирные и другие изделия из серебра отечественного производства массой до 3 граммов включительно (без учета вставок) продажа которых допускается без оттиска государственного пробирного клейма.
Требования к продаже ювелирных изделий
При передаче приобретенного товара покупателю продавец проверяет наличие на нем оттиска государственного пробирного клейма Российской Федерации и его качество, оттиска именника изготовителя (для изделий российского производства), а также сертификата на ограненный природный драгоценный камень.
Вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, проба, вид и характеристика драгоценного камня, артикул, дата продажи и цена товара, подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу товара, а на приобретенные ограненные природные драгоценные камни передаются также сертификаты.
Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также ограненные драгоценные камни должны иметь индивидуальную упаковку.
По требованию покупателя в его присутствии проводится взвешивание приобретенного ювелирного и другого изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней без ярлыка массой до 1 кг на весах, имеющих погрешность определения массы не более 0,01 г, и массой от 1 кг до 10 кг — на весах, имеющих погрешность определения не более 0,1 г.
В случае, когда в целях проверки правильности маркировки изделия, в том числе массы, требуется снятие ярлыка, составляется акт с последующим указанием номера акта на ярлыке — дубликате магазина. Ярлык изготовителя сохраняется и навешивается на изделие вместе с дубликатом.
В случае если кассовый чек на товар не содержит наименование товара, пробу, вид и характеристику драгоценного камня, артикул, вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются эти сведения, наименование продавца, дата продажи и цена товара и лицом, непосредственно осуществляющим продажу товара, проставляется подпись.
Внимание! После покупки обязательно сохраняйте кассовый и товарный чеки и бирку.
На что обратить внимание покупателю при покупке ювелирных изделий
При покупке ювелирного украшения, внимательно осмотрите его, найдите оттиск пробирного клейма и именник завода-изготовителя (в случае если речь идет о ювелирной продукции отечественного производителя). Если изделие импортного производства, то именник может отсутствовать, но оттиск клейма инспекции пробирного надзора установленного образца должен присутствовать обязательно!
Важно! Согласно постановлению Правительства РФ № 55 ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненные драгоценные камни надлежащего качества входят в «П еречень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» и не подлежат обмену или возврату .
Что делать в случае обнаружения недостатка в ювелирных изделиях и других изделиях из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней
В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель, в случае обнаружения недостатков в товаре (если они не были оговорены продавцом), вправе потребовать:
— замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
— замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
— соразмерного уменьшения покупной цены;
— незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
— отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества (например, расходы на проведения независимой экспертизы качества товара и т.п.).
В случаях, когда установленный на ювелирное изделие гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки выявились по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель имеет право предъявить продавцу требования о возврате или замене изделия, если докажет, что недостатки в товаре возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента (п. 5 ст. 19 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» ).
Также потребитель в случае нарушения его прав при покупке ювелирных изделий, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камнейможет обратиться с письменной жалобой в:
— Федеральное казенное учреждение «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» (защита прав потребителей ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, прав изготовителей указанных изделий от недобросовестной конкуренции, а также защита государственных интересов, связанных с деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней);
— Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю (в случае нарушения прав потребителя на предоставление достоверной и необходимой информации о реализуемых ювелирных изделиях и изделиях из драгоценных металлов и драгоценных камней потребителю).
В случае если у Вас возникли вопросы в связи с прочитанным Вы можете обратиться в Консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» за необходимыми разъяснениями законодательства, а также составлением претензий, исковых заявлений, обращений в надзорные органы.
ТЕЛЕФОНЫ ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ: 276-38-93, 276-21-54
Источник: 25fbuz.ru