Читать онлайн книгу — «Материалы для ювелирных изделий». Страница 1
Стремление к красоте, внутренней и внешней, всегда считалось неотъемлемой частью человеческой индивидуальности. В случае гармонии внутреннего мира и внешнего облика человека его индивидуальность становится особенно выразительной и притягательной.
Не последнюю роль в создании впечатляющего внешнего облика играют ювелирные украшения, чья история исчисляется уже несколькими тысячелетиями. Изготовление подлинного ювелирного украшения – это сложное искусство. Оно требует от мастера не только досконального знания материалов и технологий их обработки, но и в первую очередь самобытности, вкуса, чувства меры и такта.
Особенно хочется обратить внимание читателя на два последних качества, ведь ювелирные изделия, как правило, дорогие. Но слова «богатство» и «красота» никогда не были синонимами. Мужчины, увешанные массивными золотыми цепями, и женщины, нанизывающие на каждый палец кольца с драгоценными камнями, редко в состоянии оценить истинную красоту тонкой работы ювелира. Они демонстрируют богатство. А о вкусе, чувстве меры и такта помнят едва ли.
Это Самый Редкий Камень в Мире!
Отечественные и зарубежные мастерα-ювелиры IV–XX вв. создали подлинные шедевры искусства, полные великолепия и изящества. Лучшие из лучших получали право клеймить золотые и серебряные изделия. По клейму можно было узнать пробу металла, место и дату производства изделия, имя мастера. Во Франции и Германии изделия начали клеймить с XIII века, в Англии и Италии – с XIV, в России – с XV.
Постепенно во всех крупных городах России появились ювелирные мастерские, каждая – со своим профессиональным почерком. Работы наших мастеров были уникальны, ими восхищались в Париже, Лондоне, Риме, Брюсселе и других городах мира.
В учебном пособии авторы, во-первых, рассказывают о металлах и камнях, использующихся при изготовлении ювелирных изделий, – как и мастерα-ювелиры, они начинают с выбора исходных материалов.
Во-вторых, авторы не только описывают, но и показывают большое количество прекрасных ювелирных и орнаментных изделий, созданных мастерами XVI–XVII вв., а также лучшие экземпляры современных ювелирных и орнаментных украшений из драгоценных металлов и камней, уже получившие признание как в России, так и за рубежом.
В-третьих, рассматривая процессы, протекающие в материалах в ходе изготовления ювелирных изделий, книга дает технические рекомендации, необходимые при их производстве и тиражировании.
В-четвертых, книга дополнена описанием литейных цветных и драгоценных сплавов, так как, анализируя ассортимент выпускаемых ювелирных украшений, авторы пришли к выводу, что большое количество изделий выполняется методами точного литья.
1. История развития ювелирного дела
Человек любил украшать себя и свое жилище исстари. В каменном веке для изготовления различных украшений служили такие материалы, как камень, дерево, кость, глина, раковины. Но уже тогда человек собирал и использовал природные самоцветные камни: горный хрусталь, сердолик, сапфиры, рубины и др.
Знакомство наших предков с металлами произошло несколько тысячелетий назад. Многие металлы встречаются в природе в виде крупных самородков. В некоторых случаях они имеют достаточно большие размеры. Так, в Северной Америке в прошлом веке нашли сросток медных самородков, вес которого превышал 400 т. Известны и крупные самородки золота (о них будет сказано ниже) и таких металлов, как олово, свинец и некоторые другие.
Все эти металлы применялись для изготовления украшений. В отличие от камней металлы легко деформируются, принимают любые формы; в отличие от глины – долговечны. А медь и золото, кроме того, красиво окрашены.
В Древнем мире наиболее широко применяли медь и впоследствии бронзу – сплав меди с оловом. Об этом говорят многочисленные ювелирные изделия, найденные в раскопках. В наиболее древних захоронениях кольца, подвески, браслеты выполнены из меди. По мере развития техники изменяются и способы изготовления украшений.
Если кольца, браслеты в самых ранних захоронениях сделаны непосредственно из самородков и носят следы грубой пластической деформации, то в дальнейшем человек научился их отливать. Древнейшая известная историкам отливка – медный топор – насчитывает шесть тысячелетий.
Литье – один из основных технологических способов получения изделий любой формы и размеров. Кроме того, в процессе плавки можно получать сплавы, т. е. металлы определенного состава. Период развития человечества, который называют медным веком, сменился веком бронзовым.
Чистая медь – пластичный мягкий металл. Она хорошо обрабатывается холодной пластической деформацией. Однако изделия из чистой меди также легко деформируются, покрываются окисной пленкой, царапинами, тем самым теряя свою привлекательность как украшения.
Сплав медь – олово (бронза) имеет ряд явных преимуществ. У него более высокие твердость и прочность, он меньше окисляется. Он прекрасно полируется, и зеркальная полировка сохраняется дольше.
Химический состав бронз различен. Наиболее старые бронзы содержали 1–1,5 % олова. Бронзовые предметы более позднего происхождения содержат уже от 4–5 до 15–16 % олова. Благодаря своим великолепным литейным свойствам бронза нашла широкое применение как самый распространенный сплав. Предметы из бронзы встречаются в раскопках повсеместно: в Европе, Африке, Азии, Америке.
В зависимости от назначения изделия и условий эксплуатации применяли сплавы разного состава. Так, для изготовления оружия применяли бронзу с 13–16 % олова. Эти сплавы имеют высокое сопротивление износу. Кроме того, у бронзы красивый цвет: с 8 % олова – красновато-желтый; с 10 % – оранжево-желтый; с 14 % олова – желтый. Поэтому она, а в дальнейшем латунь – сплав меди с цинком – использовались для имитации золота.
Примерно пять тысячелетий бронзу используют как наиболее удобный литейный сплав для создания художественных изделий (статуй, барельефов, перил, капителей колонн, орнаментов, люстр и др.). Бронза обладает высокой жидкотекучестью, невысокой усадкой, имеет невысокую температуру плавления, выдерживает разные виды обработки (ковку, чеканку, резание, гравировку), хорошо сопротивляется изнашиванию и истиранию.
Однако красивый натуральный цвет бронзы со временем изменяется. Естественное агрессивное влияние окружающей среды в течение столетий создает на ее поверхности плотную корочку продуктов химического воздействия, так называемую патину разных цветов – от светло-голубого и зеленого до коричневого и даже черного. Чаще всего благородная патина имеет малахитово-зеленые и зеленовато-голубые оттенки. Патина образуется в основном окислами (оксидами) и углекислотными солями металлов, входящих в бронзу. В промышленных городах сернистые соединения придают патине черный цвет.
Среди древнейших памятников из Египта, Междуречья и других стран Древнего Востока, хранящихся в музеях европейских стран, много художественных литых предметов из бронзы. Так, в одном из парижских музеев экспонируется бронзовая женская фигура канефоры (кариатиды) – произведение, созданное в Шумере за 2 тыс. лет до новой эры.
Художники Месопотамии уже в начале III тысячелетия до н. э. изготовляли литые бронзовые фигуры животных. В государстве Урарту (на территории Армянского нагорья) в этот же период древние мастера готовили художественные бронзовые отливки по восковым выплавляемым моделям. Древние греки при изготовлении художественных бронзовых изделий применяли ковку, штамповку, чеканку, волочение, тиснение, полировку, гравировку, инкрустацию, пайку, золочение, серебрение. В эпоху высшего расцвета греческой культуры, в середине I тысячелетия до н. э., созданы бронзовые статуи, красота которых поражает до сих пор. С древних времен бронзу применяли для изготовления денег.
Более двух тысячелетий (с конца IV тысячелетия до н. э. до начала I тысячелетия до н. э.) бронза была важнейшим материалом для изготовления оружия, инструмента, художественных изделий, украшений. Бронзовый век внес весомый вклад в развитие материальной культуры.
Несколько тысячелетий назад человек познакомился с золотом. Очевидно, это произошло в тот период, когда он открыл для себя и другие самородные металлы – медь, серебро, олово. Однако золото очень быстро заняло особое место в жизни людей.
Особые свойства золота: привлекательный цвет, устойчивость к коррозии, способность сохранять долгое время блеск – сразу выделили его из ряда металлов, известных человеку в то время. Золото повсеместно ценилось как драгоценный, благородный металл. Оно превратилось во всеобщий денежный эквивалент и остается им по сию пору. Во всех странах древней цивилизации золото скапливалось в сокровищницах царей, фараонов, императоров и богатых вельмож. Постепенно оно стало мерилом богатства и власти.
Источник: hub-book.com
Применение алмаза в промышленности, хозяйстве и жизни человека
Среди натуральных камней алмаз занимает наивысшее место. Его применяют на протяжении сотен лет в разных отраслях. И все из-за того, что он обладает уникальными свойствами, которых нет в других камнях.
Полезные свойства самоцвета
Алмаз – это самое твердое вещество в мире. Он представляет собой модификацию химического элемента под названием углерод. При высоких показателях температуры алмаз изменяется на графит, но если нет доступа кислорода. В обычной среде камень начинает плавиться уже при температуре 800°С. Без поступления кислорода этот процесс происходит при 2000°С.
Список характеристик:
- плотность – от 3,4 до 3,5 г/см³;
- теплопроводность – 2300 Вт (мК);
- коэффициент трения – в пределах 0,1;
- минимальный показатель сжатия;
- большой модуль упругости.
Также следует отметить, что последний показатель может увеличиваться в 5 раз. Это происходит в том случае, если на поверхности самоцвета будет отсутствовать пленка из адсорбированного газа.
При поступлении кислорода и высокой температуре воздуха алмаз переходит в углекислый газ.
Применение алмаза в ювелирном деле
Для изготовления драгоценных изделий используют не все виды алмазов. Камень должен иметь как можно меньше микротрещин и не быть мутным. Также обращают внимание на присутствие оттенков. Качественный материал тот, у которого не наблюдается серый цвет.
Для придания камню невероятного блеска его изначально обрабатывают. Шлифуют поверхность с помощью такого же алмаза. Только подобным образом получают желаемый результат. Данная техника обработки материала была открыта в Индии одним ювелиром. С того времени ее используют во всем мире.
Что касается распилки, то ранее делали это с помощью стальной проволоки. Результат был хорошим, но для того чтобы разделить камень на части, требовалось много времени. Поэтому со временем распилку начали проводить бронзовой фрезой. В ее состав входит эмульсия и алмазная пыль.
Использование в производстве
В производстве используют алмазы не все. Качественный материал имеет высокую цену, поэтому применять в больших масштабах нерационально. В производстве чаще всего используют искусственные алмазы.
Несмотря на преимущества, алмаз – довольно хрупкий камень.
Их добывают несколькими способами:
- Из пара. Для это используют метод химического осаждения.
- С помощью высокого давления и максимальных температур.
- Подрывается вещество, в составе которого большое количество углерода.
Те камни, которые не прошли огранку, относят к техническим алмазам. Они также используются для изготовления инструментов.
Из алмазов делают:
- сверла;
- шлифовальные инструменты;
- ножницы;
- фрезы;
- стеклорезы.
Благодаря таким деталям, происходит качественная обточка металла. Также крошкой покрывают буры для сверления нефтяных скважин.
Применение самоцветов в промышленности
Широкое применение алмазы получили благодаря невероятной прочности. Детали, которые покрыты крошкой, имеют длительный период эксплуатации. К преимуществам относят также небольшой шум во время работы, высокую скорость выполнения заданий и невероятную точность распила. После себя камень не оставляет трещин, сколов и других деформаций на поверхности.
Для изготовления инструментов и комплектующих к ним
В нынешнее время используют алмазные инструменты для сверления бетона. При обработке такой поверхности не появляется пыль, и отсутствует вибрация.
Зачастую сверла с алмазной крошкой применяют для:
- создания отверстий водоснабжения;
- установки кондиционеров;
- взятия проб из скальных пород.
Также данный драгоценный материал нашел применение в космической сфере. Алмазом покрывают различные приборы, чтобы они приобрели высокую прочность и прослужили как можно дольше.
Телекоммуникации
Данный вид кристалла помогает проводить через один кабель несколько линий связи разной частоты. Он не поддается резким перепадам температуры и не реагирует на скачки напряжения. Камень также используют в фотоэлементах и деталях для оптических приборов.
Для того чтобы получить желаемый результат, достаточно использовать частицу камня, которая будет незаметна даже человеческому глазу.
Медицина
В данной области алмаз является незаменимой вещью. Хирургические скальпели обрабатываются подобным камнем. Благодаря ему, острые лезвия дают тонкие разрезы, что важно в медицине.
Последняя разработка ученых – медицинский лазер. Основная составляющая его – именно алмаз, который выступает в виде проводника.
Ядерная промышленность
В этой сфере алмаз используется для создания ядерных излучений. При заряжении частицы в камне образуется вспышка, от которой появляется импульс тока. Подобную реакцию не вызывает какой-либо другой самоцвет.
Химическая и физическая сфера
Так как алмаз, по сравнению с другими камнями и материалами, не поддается воздействию различных кислот, его используют как защитный элемент. Все детали, которые созданы на основе алмаза, не дают погрешностей и работают надлежащим образом многие годы.
Алмазы нередко применяют в электронике.
Алмаз применяется во многих отраслях, и все это благодаря высоким показателям самоцвета. При верном использовании даже малая частичка даст желаемый результат. Главное – соблюдать определенные правила обработки самоцвета и его применения в разных промышленных сферах.
Источник: velestone.ru
Как человек использует камень?
Люди нашли камням множество применений. Например, как строительный и облицовочный материал. Не говоря уже о том, что когда-то наши предки «ходили на мамонта» с каменными копьями и топорами. Драгоценные камни служат украшениями. Но они ценны не только своей красотой.
Алмазное напыление на свёрлах и ножовочных полотнах, повышают их износостойкость, ведь алмаз – самый твёрдый камень на земле. За ним следует рубин, который нередко используется в механических часах, для уменьшения «стирания» некоторых деталей.
Комментировать
Комментарии 0
Как написать хороший ответ?
Интересное
- Памятники Ульяновска
- Базилика Сен-Сернен
- Порты Японии
- ТОП 5 лучших SPA отелей в Турции
- Путевки на отдых Мальдивы на 7 дней
Какой бюджет закладываете на развлечения во время отдыха? (рестораны, активности, экскурсии, сувениры и шоппиг)
Проголосовало 22960 чел.
Источник: travelask.ru
Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности «Камни. Как человек использует камни»
Цель: расширять и закреплять знания детей о свойствах камней.
1. Формировать у детей элементарных представлений о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства
2. Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня.
3. Продолжать умение вести рассуждение, обосновывать свою точку зрения.
4. Развивать активность детей в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.
Интеграция образовательных областей: «познание», художественное творчество», «коммуникация», «социализация», «здоровье».
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, фонограмма, коллекция камней, камни на каждого ребенка, материал для творчества, рюкзак.
Предварительная работа: беседы: «Что такое горы?», «Как человек использует камни», «Подземная кладовая», «Какими бывают камни?».
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
Будьте все внимательны,
Активны и старательны.
Ход НОД
1. Сюрпризный момент.
Ребята, сегодня у нас необычное занятие.
Сегодня придя на работу я увидела на столе сундук, а рядом лежала записка.
Давайте вместе прочитаем, что там написано:
«Здравствуйте, дорогие дети! Направляю вам этот сундук, но открыть его сможете только тогда, когда отгадаете загадку.»
В сережках у мамы огнем он горит
В пыли на дороге ненужным лежит
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий – в ладошке лежать
Тяжелый, большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
2. Основная часть
Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли мы отгадали загадку (открывает сундук). Смотрите, в сундуке камни. Значит. Мы с вами правильно отгадали загадку. Давайте теперь о камнях и побеседуем.
Но прежде чем начать беседу давайте разделимся на две команды: первая команда «Команда мастеров», которая будет работать в мастерской. А вторая «Команда исследователей», которая будет работать в лаборатории.
Но мы должны выбрать кто в какой команде будет работать.
Я буду задавать вам вопросы по сказке «О Гноме и камне Радуге», которую мы читали с вами раньше.
Кто правильно ответит на вопросы – станет мастером, а остальным нужно буде подучиться в команде исследователей.
1. Скажите название камня, который нашел Гном. (Камень Радуга)
2. Когда камень сверкнул красным цветом, то Гном подумал, что это? (Рубин)
3. Дальше камень изменил свой цвет и тал отливать оранжевым, значит это был камень? (Яшма)
4. Потом он оказался желтого цвета, название такого камня -? (Янтарь)
5. Далее камень поменял свой цвет и засиял зеленым цветом. Что это за камень? (Изумруд)
6. И снова камень изменил цвет – стал голубым. (Аквамарин)
7. В следующий раз камень отливал синим цветом. (Сапфир)
8. И последний цвет камня был фиолетовый. (Аметист)
9. И в конце концов камень стал прозрачным как стекло. (Алмаз)
Воспитатель: Пройдите на свои места, ребята. Где мы можем увидеть камни?
Дети: на улице, в горах, в море, на даче…
Воспитатель: Камни бывают очень разные. Они различны по размеру, цвету, форме. В старину люди считали, что камни различаются еще и магическими свойствами: влияют на самочувствие человека, его настроение, лечат разные болезни. Считалось, что у каждого человека есть свой камень, который защищает его. Такие камни называют амулетом.
Посмотрите на экран (слайд 1-3)
Воспитатель: Что вы видите? Горы — это огромные глыбы камня. Когда от них откалываются кусочки, получаются маленькие камешки. Но камни есть не только в горах, они есть и под землёй, и под водой. Камни, которые вымываются из реки или моря гладкие.
Как вы думаете, почему? (Предположения детей). Правильно, вода сглаживает волнами все неровности. Под водой камни трутся друг о друга, постепенно становясь гладкими.
В горах и под землей люди находят драгоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения (слайд №4).
Для чего ещё служит камень человеку? (Ответы детей). А еще из камней строят дома, башни, мосты и дороги, станции метро (слайды №5-8 каменные дома, станции метро и памятники). Даже памятники великим людям делают из камня (слайд № 9). Как вы думаете, почему?
(Ответы детей).
Воспитатель: А кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают камни?
Дети: Геологи (изображения геологов слайд №10).
Воспитатель: Правильно, геологи. Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях по изучению их свойств, составляют карты. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре.
Сейчас геологам, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы (Слайд№11 орудия труда геологов). Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи!
Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая у геологов сложная и интересная работа!
Воспитатель: Дети, а вы бы хотели на время стать геологами и отправиться в экспедицию в горы на поиски камней?
Воспитатель: Представьте, что мы с вами пойдем в горы, поэтому должны соблюдать правила безопасности. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах?
— Не шуметь, потому что может быть обвал и засыплет камнями;
— Внимательно смотреть нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке;
— Если разожгли костер, то его нужно потушить (почему);
— Не мусорить (почему). Молодцы, вы все знаете.
Воспитатель: Но прежде чем отправиться в путь надо собрать рюкзак.
Воспитатель: Ребята, что вы знаете о камнях? Как появились камни? Давайте построим гору и покажем как появились камни.
Стоит гора – старушка (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Ее ветер обдувает (обмахивают себя кистями рук)
Ее дождик поливает (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (воспитатель дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки)
Катятся, катятся камешки прочь (часть детей отходит в сторону).
(Игра продолжается до тех пор, пока все «камешки» не раскатятся в стороны).
Раскатились камешки с той горы
Ничего не осталось от нашей горы. (Показывает двумя руками на пустое место).
Воспитатель: Пройдите на свои места, ребята.
Воспитатель: Вот мы с вами и пришли в лабораторию, где будем исследовать камни.
Ребята, крепости и башни стояли много лет и до сих пор сохраняют свою прочность.
Камни окружают нас повсюду.
Предлагаю построить прочный дом из собранных камней.
Воспитатель: Какие интересные камни вы нашли. Они разные или одинаковые? (Ответы детей). Да, верно, все камни разные и каждый несет в себе свою тайну. Давайте присядем у подножия горы и постараемся открыть тайны камней, которые мы нашли.
4. Опытно-экспериментальная работа
Присаживайтесь за столы, на свои рабочие места.
ОПЫТ №1. «Цвет»
Воспитатель: Рассмотрите свой камень, какого он цвета? (Ответы детей).
Вывод: камни разного цвета.
ОПЫТ №2. «Определение температуры»
Воспитатель: Теперь прислоните камень к щеке. Какой он, теплый или холодный? (Холодный).
Значит, что мы можем сказать?
Вывод: камни могут быть холодными и теплыми.
ОПЫТ №3. «Определение характер поверхности»
Воспитатель: Посмотрите на камни через лупу. Потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (Воспитатель спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие). А посмотрите, какой камень я нашла, потрогайте его. Какой он, гладкий или шероховатый? Что интересного вы увидели?
(Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.).
Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые.
ОПЫТ №4. «Плавучесть»
Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его опустим в воду? ( Ответы детей: он утонет). Давайте проверим. (Опускают камень в стакан с водой и камень тонет). А почему камень утонул? (Ответы детей) Да, вы правы, камень тонет в воде, потому что он тяжелый. А сейчас достаньте камень из воды.
Что с ним произошло? (Камень стал мокрым и цвет камня стал более ярким). Молодцы, вы очень внимательные дети.
Белый камешек растаял
На доске следы оставил. (Мел).
О каком камне говорится в загадке?
Мел – это тоже камень. Найдите среди камней мел и покажите его. Как вы думаете, чем мел отличается от других камней?
(Белый, оставляет следы, им можно рисовать).
Какой он по твердости? Возьмите гвоздик и проведите по нем. Что можно сказать о меле?
— Сегодня вы узнали много интересного и полезного о камнях, провели исследования в нашей исследовательской лаборатории, узнали свойства камней, узнали, какие есть камни в природе. А что интересного вы узнали?
А последок я вам покажу вулканические камни : один черный – он извергался очень давно, другой красный – его извержение произошло совсем недавно.
Спасибо вам всем за работу.
Источник: www.maam.ru