Когда римляне ушли из Северной и Западной Европы под ударами разных воинственных племен, единый римский стиль в изготовлении золотых украшений, прослеживаемый во всей империи, исчез. На их место пришли не менее впечатляющие украшения саксов, готов, франков, аланов и других народов.
В это время в связи с разрушением старых римских торговых путей и связей, раннесредневековый мир начал испытывать нехватку золота для изготовления украшений, спрос на которые оставался высок. Золото перестали добывать, а в основном доставляли из Византии, что в условиях разрухи и хаоса было сложно и опасно. По этой причине, ювелирные украшения этого периода обычно представляют собой сплав золота со значительным количеством серебра. К тому моменту, как викинги начали трансформировать карту Европы, ювелирные изделия из золота были очень редки и в основном были изготовлены из серебра или недрагоценных металлов – меди и железа.
Ювелирное искусство от древности до современности | лекция | Галина Кулинич
Вотивная (особый вид короны, которая передавалась церкви) корона короля вестготов Реккесвинта. Золото, драгоценные камни. Вторая половина 7 века.
Золотые украшения в исламском периоде
Возникновение ислама в 7 веке во многом стало причиной отхода от показного ношения золотых украшений на Востоке. Считалось, что богатство лучше потратить на строительство мечетей и финансирование новых завоеваний. Сохранилось очень мало золотых украшений, относящихся к периоду между 650 и 1000 годами.
После 10 века украшения перестали быть редкими, началось достаточно равномерное возрождение их изготовления от исламского мира на Востоке до Англии на Западе. И хотя причины этого возрождения до сих пор обсуждаются, удивительно, как быстро были восстановлены сложные техники работы с золотом – от изделий из тонкой золотой проволоки и грануляцией, относящихся к периоду Фатимидского халифата, до золотых украшений с эмалью Западной Европы. Золото стало главным торговым объектом в исламском мире, его добывали в копях и шахтах от Африки до Афганистана и даже древние гробницы в Египте были разграблены в этот период.
Золотой кулон, украшенный вставкой с эмалью. Династия Фатимидов, Египет. 11 век.
Золотое искусство эпохи Возрождения
Обновленная радость обладания личными украшениями пришла к людям с началом эпохи Возрождения. Ренессанс принес с собой поворот интереса искусства, включая и ювелирного, от религии к самому человеку. В этом было его сходство с античным искусством, с его реалистичным изображением людей и природы.
Ювелирные изделия древних славян! Как делали свои украшения вятичи?
Художники в своих работах вдохновлялись шедеврами древних мастеров, они как бы снова ожили. Именно поэтому данная эпоха называется Возрождением. Такие мастера-ювелиры Ренессанса как Карадоссо и Челлини достигли престижа и почета наравне с выдающимися художниками и скульпторами того времени.
Богатые итальянские меценаты начали открывать для себя античное искусство и ювелирные изделия как раз в тот момент, когда Испания нашла новые источники золота в Южной Америке. Однако, золото, которое доставлялось в Испанию, в 15 -16 веках, представляло собой в основном изделия индейских ювелиров, которые безжалостно переплавлялись в слитки. В 17 веке популярность золотых изделий, возникшая в расцвете Ренессанса, пошла на спад. Их место, благодаря развитию техники огранки и полировки, заняли драгоценные камни, поток которых в Лондон и Амстердам из Индии значительно увеличился после основания Британской и Голландской Ост-Индских компаний. Золото снова стало выполнять роль оправы для камней.
Бенвенуто Челлини. Сальера (солонка). Золото, эмаль. 1540-1543 год.
Доколумбовы цивилизации: золото инков и не только
Термин «доколумбовы украшения» характеризующий ювелирные изделия и украшения из золота, сделанные мастерами из Южной Америки, живших на территории современных Колумбии и Перу до того, как Колумб открыл Америку. До девятнадцатого века все золотые изделия, которые были созданы до испанского завоевания, обычно относили к изделиям мастеров цивилизации инков.
Однако, в настоящее время мы знаем, что искусство ювелиров достигло высокого мастерства гораздо раньше. Около 1200 г. до н.э. мастера первой великой перуанской цивилизации Чавин уже делали золотые украшения ковкой и тиснением тонких листков золота. Техника литья золота была разработана около 500 г. до н.э. племенем Наска, обитавшем в пустынных областях южной части Перу.
Развитие технических навыков достигло своего апогея между 1150 и 1450 годами нашей эры в культуре Чиму, существовавшей на севере современного Перу. Ювелиры Чиму в совершенстве знали технику литья по выплавляемым моделям, сварку золота, создание сплавов и прекрасно владели технологией отделки предметов золотом. Они также владели техникой филиграни, изготавливая протяжкой золота тонкую проволоку.
До нас дошли великолепные золотые копии животных, птиц, растений — к примеру, искусно выполненная золотая кукуруза с серебряными листьями. После того, как инки завоевали чиму, они продолжали пользоваться их ювелирами, работы которых инки высоко ценили – золото было «потом солнца», а серебро «слезами луны».
Однако, эти ювелирные традиции были утрачены после испанского вторжения, когда в 1532 году конкистадор Франсиско Писарро завоевал империю инков, пленил правителя Атауальпу (Верховного Инку) и потребовал за него выкуп. Этот выкуп считается одной из самых крупных добыч в военной истории. Он составил около восьми тонн золота в слитках, которые были выплавлены из собранных по всей поверженной империи золотых изделий. То, что создавалось мастерами на протяжении 2500 лет, было почти полностью уничтожено. Лучшая коллекция сохранившихся золотых изделий доколумбовой эпохи, представлена в музее Museo del Oro в Боготе, Колумбия.
Ожерелье (фрагмент). Цивилизация Чиму. Золото, бирюза. 1000-1400 год.
Золотой Берег Западной Африки
В Африке искусство изготовления золотых украшений процветало на «Золотом Берегу» на побережье западной Африки, на территории современной Ганы. Золотой Берег известен не только как главный источник золота из Африки с 16 по 19 века, но и как пример африканских золотых изделий, созданных обитавшим там народом Ашанти. Однако, их изделия не были в полном смысле украшениями, поскольку использовались для обозначения рангов в правящем классе.
Нагрудный диск. Литое золото. Ашанти, Гана, примерно 1870 год.
Золотые украшения в Европе 19 века
К 19 веку в Европе происходят трансформации, которые привели к возросшей популярности и спроса на золотые украшения. Эти изменения были вызваны частичной механизацией сложных операций, таких как плетение золотых цепочек, и значительным увеличением поставок золота, вызванных открытием золотых месторождений в Калифорнии, Австралии и Южной Африке.
То, что ранее было исключительно редким металлом, доступным только очень богатым и знатным людям, вдруг стало появляться в достаточном количестве. Финальное крещендо в традиции работы мастеров-ювелиров в интересах царственных особ, прозвучало в работах Карла Фаберже, выполненных для русских Императоров. В дальнейшем, растущий индустриальный средний класс Европы и Америки стал основным рынком для ювелиров. В это время золотые обручальные кольца, впервые в истории, становятся вполне обычным делом.
Яйцо «Петр Великий». Внутри миниатюра памятника «Медный всадник». Карл Фаберже. 1903 год.
И немного о 20 веке и настоящем времени
История ювелирных украшений в 20 веке представляет собой появление и развитие огромного рынка золотых изделий, ранее доступного только узкому кругу лиц. Также, можно отметить потерю выполнения золотом в 20 веке денежной функции – монеты начали чеканиться исключительно для нумизматических или инвестиционных целей.
Начало статьи «История золотых украшений»: Часть 1: античность.
Источник: juvelirum.ru
История ювелирного искусства: от Средневековья до 18 века
Средневековый период особенно долгий, он охватывает 1000 лет. Фактически он начинается с заката Римской империи в 5 веке нашей эры и продлится до 15 века, чтобы уступить место эпохе Возрождения.
Раннее Средневековье (476 – 1100 гг.) предлагает наибольшее разнообразие украшений. Нашествие варваров в 5 веке привело к появлению техники перегородчатой эмали. Действительно, у каждого народа и региона до сих пор есть свои особенности стиля (например, стеклянная паста и т. д.). Затем с приходом христианства иконографии украшений изменились, уступив место религиозным сценам и реликвариям.
Германские фибулы, начало V века н.э.
Средние века были отмечены великой экспансией христианства в Европе. Это становится центральным элементом средневековых обществ. Поэтому создается множество драгоценностей с религиозными мотивами. Это то, что называется просто: Религиозное Искусство.
В раннесредневековых изделиях драгоценные камни часто располагались на большом расстоянии друг от друга
Развитие феодализма и христианской религии преобразовало общество, которое разделилось на три сословия: дворянство , духовенство и народ (крестьяне).
Таким образом, драгоценности носит небольшая часть населения, а именно дворяне и духовенство. К тому же украшения и драгоценности отводились в ранг мелкого и декоративно-прикладного искусства, а то и простого ремесла.
Драгоценности того времени были либо утилитарными вроде фибул, либо декоративными и самобытными.
Серебряные круглые броши эпохи викингов из Пенритского клада , три типа «чертополох»
Византийская пара серег, ок 600 г. н.э.
Знаменитые застежки из захоронения Саттон-Ху в Англии (6-7 века н.э.), один из лучших образцов перегородчатой инкрустации золотом и гранатом (не эмалью)
Например, кольца особенно ценились за их утилитарное значение (поставить печать на документы), религиозное или символическое.
В конце 13 века украшения стали прерогативой дворян и аристократов. В то время многие законы и постановления запрещали ношение слишком показных для народа и «простых мещан» украшений.
Золотая серьга, найденная в Хорватии , Высокое Средневековье, 1300–1350 гг.
Ливрейный значок «Лебедь», золото, эмаль; около 1400 г, Британский музей
Ренессанс
Эпоха Возрождения отмечена развитием науки и искусства по всей Европе. Это период, когда происходили великие экспедиции, позволившие совершить множество обменов и открытий.
Этот художественный период, родившийся в Италии, будет представлен во Франции. Франсуа I, король Франции с 1515 по 1547 гг.приглашал итальянских художников, в том числе знаменитого Леонардо да Винчи, которые приезжали развивать свои идеи.
Приток богатства с завоеванием нового мира дает возможность создавать украшения, более насыщенные декоративными мотивами и драгоценными камнями.
Подвески стали самым популярным украшением, сменив броши, сверхпопулярные в средневековый период. Кольца остаются в моде, но часто очень богато украшены камнями. В то время было также много украшений для волос, таких как тиары, жемчужные ленты и цепочки (= изделия из железа) или украшения для шляп (знаки), которые носили многие мужчины.
Ювелирная техника развивается с появлением ограненных камней и использованием эмали. Жемчуг в стиле барокко также очень актуален и моден.
Подвеска «Благоразумие» , франц., вторая половина 16 в., Золото, эмаль, драгоценные камни, халцедон. Метрополитен-музей, дар Дж. Пирпонта Моргана, 1917 г.
XVII век
Наша история ювелирных украшений переносит нас во времена Короля-Солнце. Людовик XIV вдохновил французские сады и рождение ювелирных украшений.
В 17 веке очень модными были головные украшения, такие как эгрет и булавки. Украшения на лифе в виде узлов, известные как «де Севинье», можно носить как подвески, подвешивать или пришивать к одежде.
«Тюльпаномания» и натуралистический декор охватили Европу и наложили отпечаток на декоративно-прикладное искусство и украшения с мотивами стручков гороха, гвоздик, подсолнухов и листьев аканта. В первой половине XVII века флора обрабатывается едва стилизованно, на украшениях лифа или на шпильках из серебра или эмалированного золота. Эти драгоценности чаще всего украшены бриллиантами или горным хрусталем, на оборотной стороне которых нанесен полихромный орнамент из эмали, чаще всего пастельного синего, белого и черного цветов. Тема смерти («memento mori») обычно встречается на часах, кольцах и других украшениях.
Венгрия, 17 век, украшение из Венгерского национального музея, Будапешт
Ожерелье. Венгрия, 17 век, украшение из Венгерского национального музея, Будапешт
XVIII век
18 век стал свидетелем триумфа ювелирного искусства. Этот период отмечен расцветом Европы в эпоху Просвещения.
Ювелирное дело развивается с массовым притоком алмазов из Индии или драгоценных цветных камней из рудников Южной Америки. Редкие материалы, они веками хранились для королей, дворянства и церковных сокровищниц. Однако, когда в Европе установилось процветание, красотой драгоценностей наслаждались не только для знатные и богатые сановники.
В эпоху рококо украшения украшали рубинами, сапфирами, топазами или гранатами. В середине века богатые наборы бриллиантов часто заменяли белые топазы. В конце века желтые хризобериллы захватывают ювелирные украшения.
Золотое кольцо, серебряная оправа с рубинами, бриллиантами, опалом, изумрудом и гранатом, Италия или Франция, начало 18 века. Кливлендский художественный музей
В 18 веке также были изобретены стразы, которые произвели революцию в ювелирном деле. Горный хрусталь на самом деле представляет собой стекло на основе свинца, которое имитирует драгоценный камень. Свинец придает стеклу его блеск и, таким образом, усиливает его способность преломлять свет через грани указанных страз. Затем это изобретение открывает ювелирный рынок для менее удачливой клиентуры.
Бабочка. Белая и цветная паста, плотно оправленная в серебро. Франция, 18 век.
Фото: Википедия, elogedelart.canalblog.com, сайты музеев Метрополитен, Виктории и Альберта
Источник: russianjeweller.ru
7 любопытных фактов об украшениях раннего Средневековья
Данная статья является очень кратким обобщением тех фактов, которые показались мне наиболее интересными. В процессе ее создания я переработала кучу информации и приготовила для вас самое лучшее. Даже если вы не фанат истории, познакомиться с культурой Европы в Средние века будет весьма занятно. Приветствую Вас на канале Блогини Рукоделия и предлагаю окунуться в прошлое.
Диадема императрицы Кунигунды
Ранним Средневековьем считается примерный период с V по XI века, начавшийся после смерти Западной Римской империи. Вот почему ювелирные украшения того времени по большей части искусство варварских народов Европы. У этих предметов были свои определенные цели: демонстрация богатства и принадлежности к сословию, они использовались также в гаданиях, религии, являлись талисманами и оберегами.
1) Златокузнецы и ювелиры романских народов были более искусными и умелыми, нежели мастера варварских кельтов, германцев, гуннов и т.д. Изделия последних были гораздо грубее и безвкуснее. Поэтому они просто грабили первых и всех, кого могли, а затем частично переделывали их работы под себя.
Серебряное кольцо с эмалью, примерно VI-VII век
2) Огранкой камней в те времена еще не владели, таким образом на свет появились первые кабошоны — круглые, выпуклые и гладкие камушки. Детали для инкрустации должны были быть в первую очередь яркими и заметными, поэтому обычно использовались синие и красные минералы, а не алмазы, например. Мастера предпочитали им синее обработанное стекло, которое иногда заменяло сапфиры.
3) Комплект украшений в едином стиле под названием «парюра» (от фр. parure — убор, украшение) стали носить намного позже, а в тот период надевали разнокалиберные «побрякушки».
Ювелирные украшения Меровингов
4) Среди находок раннего Средневековья чаще всего встречается сочетание золота с цветными драгоценными минералами + жемчуг. Жемчуг вообще бесспорный тренд во все века. Иногда в работах попадается эмаль, техника которой только начала зарождаться. Она служила для имитации присутствия камней и любимых кельтами кораллов.
В целом, украшения довольно однотипные, в не самом лучшем качестве исполнения. Но были и исключения.
Корона Анны Богемской
5) Некоторые изделия обладали определенными практическими функциями, помимо эстетической. Например, брошь-фибула служила не только крупным заметным украшение, но и застежкой для одежды. Впоследствии их заменили пуговицы.
Кельтская фибула
6) Переломным моментом в ювелирном деле того периода явилась массовая добыча серебра (примерно VIII век). Теперь, помимо золота и бронзы, в ассортимент с триумфом вошел этот благородный металл. Черненое серебро стало пользоваться огромной популярностью.
Фибула из серебра с янтарем, найденная на территории Ирландии, примерно VII-VIII век
7) Еще одним способом художественной обработки камней была резьба. Твердость минералов не мешала мастерам прошлого создавать удивительной красоты вещи, особенно портреты.
Диадема Сарматской царицы
На этом я пожалуй закончу свое повествование, а то получается чуть длинновато. За некоторую информацию благодарю пикабушника kwentrid, статьи которого меня очень вдохновили.
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал Блогини Рукоделия и она одарит вас самыми интересными и познавательными фактами! Расскажите в комментариях, какой факт вам понравился больше всего!
Источник: dzen.ru