1. Вы подыскиваете тему, которую вы хотели передать на свой металл создать свое произведение искусств.
2. Эскиз свой разрабатываете под чеканку, короче стилизация (упрощение рисунка под чеканку), со временем, когда вы будите заниматься, с металлом, вы будите искать свой стиль.
3. Создали на бумаге свое произведение, которая должна выглядеть одной четкой линией (без штрихов), чтобы вам было удобно переводить на металл через копировальную бумагу.
4. Металл вы протрите растворителем, «обезжирить», потом покрасить, белой гуашью, водоэмульсионной краской (только не масленой краской), дайте просохнуть.
5. Потом переводите свой рисунок через копировальную бумагу на металл, покрытый белой краской, рисунок вы перевели.
6. Потом покрываете его нит ро лаком прозрачным, чтобы ваш рисунок было виден, тонким слоем (нужен лак который быстро высыхает, чтобы вам не ждать следующего дня когда он высыхает). Ваш рисунок закрепляется, для того чтобы вы не стирать руками, потому что ваши руки будит ложиться на металл, когда вы будите держать чекан «расходник» и будите водить по своей работе, и будите стирать свой рисунок.
Чеканка по металлу
Есть еще способ — все также вы перевели свой рисунок на метал, а потом обведите «острым конфарником» выдавливая на металле контуры рисунка, чтобы оставались бороздки (черточки). И можете потом чеканить, не боясь, когда вы сотрете рисунок рукой при работе, у вас останутся на металле бороздки рисунка. Я делал вот эту работу. Но если вы делаете большую и сложную работу, лучше первый вариант.
![]() |
инструменты чеканы РАЗНЫЕ
6. РАСХОДНИК |
|
мои инструменты |
|
чеканка наружная сторона |
|
чеканка внутренняя сторона |
![]() |
инструмент чеканы |
Чеканка по металлу и подготовка материла и инструмента.
Для того чтобы начинать заниматься чеканкой по металлу, вам нужно изготовить инструменты, из прочного материала из «легированной» стали. Не пугайтесь это слово «легированный», если у вас есть металлический прут, можно проверить его ударить острым металлическим предметом, если вмятина слабая металл хороший. Для этого вам нужно металлический прут из стали, разного диаметра, я использовал арматуру в те времена очень прочный материал, от автомобиля клапана разных машин легковых и грузовых, найти можно через своих близких и знакомых. Длина чекана примерно от 12 до 15 см , а диаметр желательно разный. Лучше их делать своими руками, так больше вы узнаете о их изготовление.
Когда вы делаете инструменты их нужно отпускать и закаливать можно паяльной лампой когда их будите обтачивать под нужную форму, с начало их отпускаете нагреваете наконечник до алого красного цвета остужаете и обрабатываете – обтачиваете, металл хорошо поддается обработки. Когда вы закончите обрабатываете металл и сделаете инструмент, тогда его нужно закалить. Для этого нагреваете паяльной лампой до конца до ярко красного цвета, и опустить в машинное масло в отработку.
|
чекан расходник |
Главный первый чекан – РАСХОДНИК, он похоже на отвертку, только края много закругленные, для того чтобы когда вы бьете молоточком по чекану, он у вас скользил мягко рисовал и проходил вперед оставлял ровное углубление. К этому нужно немного приноровиться. Тренируйте себя, возьмите кусок пластины металла, я раньше пользовался аллюминевой пластиной, она была дешевой, толщина примерно 3, 4, 5, мм . Тонкий металл можно выдавливать без молотка и чекана, путем выдавливания руками самодельными инструментами, но эта тема отдельная.
Этим чеканом, вы обводите контур вашего рисунка, оставляя равномерное углубление. Ставите расходник на линию рисунка и равномерно начинаете стучать молотком по чекану, ваш мозг начинает понимать, как нужно стучать по чекану и какую силу применять для удара, чтобы не разорвать металл и углубление должны быть одинаково ровными, стараться делать без зазубрин.
Стучать контур лучше на твердой деревянной поверхности, на ровной гладкой доске, положите на доску, можете прихватить гвоздями края металлической пластины к дереву, чтобы вам было удобно пройти контуры рисунка и не сбивалось металлическая пластина. Когда вы обойдете весь рисунок «расходником», потом вам нужно открепить пластину от доски. На доске остался рисунок, доску можете обратно подстрогать рубанком, и потом следующий заготовку делать на ней. Ваш металл стал упругим, и его повело в разные стороны. Для этого делаете обжиг, прогреваете вашу металлическую пластину, постепенно паяльной лампой до красного цвета, всю пластину, смотрите не пережгите, как краснота появилась, переходите на другой участок, и постепенно всю пластину обожгите, чтобы ваш металл дал отпуск, он становиться мягким и гибким и податливым.
Потом вы можете обработать свою работу убрать гарь и черноту, которая появилась, когда вы обжигали металл.
Вы можете этого и не делать, если вы начинающий, главная ваша суть понять весь процесс работы. Я обтираю растворителем металл темный, но я вишу и без отбеливания. Ну а по правилам и лучшего варианта вы должны делать вот так. Обрабатывают специальным раствором, его изготавливают из 5 – 10% водным раствором серной кислоты.
Будьте внимательные с серной кислотой, она очень опасная и вредная. Главное вы должны наливать серную кислоту в воду, если вы будите делать наоборот, то ваш раствор закипит, и серная кислота будит разбрызгивать, и может повредить и навредить вам. Наливать нужно тонкой струей и непрерывное помешивание стеклянной палочкой.
Корпус ванны делают из красной меди или свинца, и желательно в железный кожух. Пользоваться нужно в перчатках и фартуке специального изготовления. Укладывать или вынимать вашу работу, пользоваться железными щипцами. Когда вы вынули, с раствора обязательно промойте, в проточной водой и сушат.
Работа становиться у вас чистой и светлой и будите видеть, всю вашу работу все линии, не напрягая зрения. После просушки, переходим к другой процедуре.
Прикрепляете на ровную деревянную доску обработанная рубанком, чтобы поверхность была ровной и гладкой без всяких ям и шероховатостей, специально вырезанная доска под вашу работу чуть больше, чтобы вы могли прикрепить ее гвоздями, положите вашу работу из металла с лицевой стороны, где вы проходили расходником. Берете, чекан лощатник, и начинаете стучать, по чекану молоточком по краям вашего контура рисунка опускаете вниз металл, метал вокруг вашего рисунка, где вы проходили расходником, все зависит от вашего рисунка и его сложности. Чекан лощатник должен быть разного размера маленькие большие. Чтобы вам удобно было проходить во всех местах, где нужно опустить металл. У вас должна развиваться интуиция, где нужно опускать металл, а другие места оставлять, короче, по возрастанию объема, нижний металл опускаете, верхней остается.
|
чекан лощатник |
После того как вы прошли чеканом лощатником ваши места где металл должен быть опущен вниз. Переходим к следующей процедуре. Снимаете металл с деревянной доски. Смотрим на металл, если его сильно натянуло и повело, обратно ожигаете свою работу из металла. Металл стал мягкий и податливый.
У вас должна быть резиновая пластина, размер по вашей возможности, чтобы ваша работа вмещалась на ней, на которой вы будите выколачивать объем с обратной стороны вашей работы. Для этого нужно вам найти резиновую пластину или упругий войлок, я пользуюсь резиновой пластиной на рабочем столе, кусок транспортерной ленты для подачи угля, толщина нормальная и не сильно упругая. Но вы можете использовать любую резиновую пластину, я написал для примера, где я нашел.
Для этого вам нужен чекан, ПУРОШНИК конец похож на полусферу. Чекан пурошник нужен разного размера, если вам нужно выбивать большой объем, тогда можно использовать деревянные чеканы, которые вы можете изготовить сами из дерева. Бруски разного объема, концы должны быть закруглены, как пурошник и легко можете выбивать большой объем.
У вас большой объем будит ровный, и красивый. Большие объемы с мелкими деталями, лучше делать на специально приготовленной смоле. Делаете ящик…. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ заходите смотрите буду дополнять….
Смотрите видео обучение: Как сделать чеканку по металлу?
Как подготовить для чеканки металл чтобы сделать эскиз тигра урок № 1
Как сделать чеканку по металлу и как пользоваться чеканами урок №2
Чеканка по металлу обучение урок № 3. Продолжаем обучение мы весь рисунок проходим чеканом расходником, он рисует контурные линии. Расходник похож на отвертку, но края полукруглые и от полированные что он легко при ударе молотка скользил по поверхности
металла.
Чеканка по металлу обучение урок № 4. Продолжаем делать чеканку рычащего тигра. Мы прошли все контуры расходником и теперь по контуру мы начинаем работать чеканом сапожком.
Как сделать чеканку по металлу алюминий и все цветные металлы урок № 5, и какой способ лучший для начинающих с наименьшими затратами времени? Мы продолжаем пятый урок, какие дополнительные материалы нужны для вашей чеканки?
Источник: craftsarefa.blogspot.com
Как делать чеканку по металлу
Хабаровск, ежедневно с 10:00 до 22:00
Чеканка: делаем брелок-книжечку своими руками
Чеканка по металлу — один из древнейших видов декорирования металлических изделий. Это способ нанесения определенных узоров методом их выбивания на металлической поверхности. При этом на поверзности металла появляется определенный рельеф, который и создает полную картину узора.
Теперь у вас появилась возможность делать различные браслеты, медальоны, брелоки в такой технике. Сегодня мы с вами создадим брелок-книжечку с надписью «Family».
Материалы и инструменты, которые понадобятся нам для работы в технике чеканка для изделия брелока-книжечки
- Молоток для чеканки «ELVAS» MSH-01
- Ножницы по металлу «ELVAS» MKH-01
- Набор штампов для чеканки по металлу «ELVAS» NMH-02
- Металлический блок «ELVAS» MBH-02
- Тиски-пробойник «ELVAS» TMH-01
- Пробойник для разметки «ELVAS» PHM-01
- Металлический лист для чеканки цвет медь «ELVAS» MLH
- Набор фигурных штампов для чеканки «ELVAS» NFH-01
- Проволока для плетения «GAMMA»AW-1 d 1 мм №01 под серебро
- Линейка с резиновой основой
- Линейка с геометрическими фигурами
- Трубочка малая DC-050/10 №02 под медь
- Пинцет «GAMMA» TW-201
- Разметочный циркуль
- Резиновая киянка
- Чертилка
- Круглогубцы изогнутые «Micron» HTP-14
- Тонкогубцы «Micron» HTP-15
- Бокорезы «Micron» HTP-11
- Надфиль
- Металлическая вата
1. На металлическом листе меди «ELVAS» АРТ. MLH разметим странички будущего брелока-книжечки. Для изготовления квадратных страничек проще всего воспользоваться готовым трафаретом, в этом случае понадобится линейка с геометрическими фигурами .
2. Для разметки воспользуемся чертилкой. В нашем случае квадратные странички позволят сэкономить место на листе, если мы совместим стороны квадратов.
3. Для вырезания размеченных страничек нужно воспользоваться ножницами по металлу ELVAS MKH-01.
Чтобы не оставлять отпечатки пальцев на листе меди, наденем трикотажные х/б перчатки.
4. Вырезать удобнее сначала вдоль общей линии до конца, затем разделить совмещенные стороны.
5. В результате вырезанные странички будут немного деформированы.
6. Выпрямим странички с помощью деревянной или резиновой киянки, также может подойти резиновый молоток. Лучше, если размер бойка будет больше размера странички — так можно почти полностью избежать следов от бойка на поверхности.
7. Ножницы оставляют острую кромку, которую, как и углы, необходимо обработать надфилем. Кроме того, немного скруглим углы тем же надфилем.
8. Разметку места под отверстия для соединительных колечек нужно сделать с помощью измерительного циркуля линейки с резиновой основой.
9. Затем сделаем более отчетливые отметки пробойником для разметки «ELVAS» PHM-01. Для этого необходимо совместить кончик пробойника с отмеченной точкой под углом 90°.
10. Далее перед ударом располагаем пробойник строго вертикально и с помощью молотка для чеканки “ELVAS” MSH-01 наносим удар по плоской части пробойника.
11. Место для второго отверстия отмечаем аналогичным образом.
12. В результате работы с пробойником и молотком получаем отчетливые отметки под отверстия.
13.Отмеченные места пробиваем тисками-пробойником ”ELVAS” TMH-01. Используем в работе сторону тисков под диаметр отверстия 1,5 мм.
14. С помощью тисков-пробойника можно без всяких усилий сделать аккуратные отверстия в заготовке.
15. Тем не менее, металл вокруг отверстий может немного деформироваться. Эту деформацию можно убрать с помощью резиновой киянки (см.пункт 6)
16. Далее оформим наши странички. Сначала «отчеканим» нужный текст на обложке. Для этого нам понадобятся набор штампов для чеканки по металлу «ELVAS» NMH-02 (английский алфавит) и молоток для чеканки «ELVAS» MSH-01
17. Важно заранее определить, сколько места займет текст на страничке и какое расстояние нужно будет выдержать между буквами.
Отчеканим первую букву. Удар должен быть сильным. Если вы не уверены, что отпечаток будет отчетливым, сделайте повторный удар.
Внимание: ни в коем случае не убирайте чекан от металла между ударами, иначе можно испортить всю работу.
Источник: labradosti.ru
Чеканка металла, технология чеканки по металлу
При изготовлении декора весьма широко применяется чеканка по металлу. Данный вид обработки стоит на одной ступени с гравировкой и художественной ковкой. В обзоре будет рассказано о том, как чеканить металл.
Технология чеканки известна человечеству со времен бронзовой эпохи. Наиболее ранней находкой чеканки является маска Тутанхамона, которая датируется половиной 3-го тысячелетия до н.э.
Чеканка – оттиск на тонколистовом металле, который формирует красивую рельефную поверхность. Чеканка считается неотъемлемой частью художественного изобразительного искусства.
В прошлом чеканкой украшались многие предметы быта и обихода:
Ремесло чеканки не утратило своей актуальности по сей день. Чеканка позволяет преобразить декоративное обрамление. Рельефные орнаменты и роспись оживляют эффектную игру света и тени на массиве из вставок листового металла.
Ниже будет рассказано про виды чеканки.
Современное искусство чеканки
Конечно, заметная часть современных чеканок являются продуктом промышленного производства. Для изготовления заводской чеканки по металлу используется прессовое оборудование.
В данном случае оттиск формируется воздействием на металлический лист пуансона и матрицы. Пресс давит на пуансон, который прижимает лист к поверхности матрицы. В результате появляется рельефная поверхность.
Промышленная чеканка используется в основном в серийном и массовом производстве декора. Если же говорить за какие-то уникальные дизайнерские проекты, то применяется ручная чеканка.
Твердая рука опытного чеканщика способна на изготовление целых сюжетных линий, которые сотканы из орнаментов, узоров и фигурок. Ажурное рифление профессиональной чеканки издалека привлекает внимание и завораживает фантазию.
Отчеканенная листовая вставка способна сделать из шаблонной художественной ковки уникальное дизайнерское изделие даже.
Теперь подробнее о том, как чеканить металл.
Материалы и инструмент для чеканки
При изготовлении чеканки по металлу используют мягкий тонколистовой металлопрокат. Толщина листового металла обычно колеблется в пределах 0,5-0,8 (мм). Для некоторых работ могут использоваться листы толщиной до 1,5 (мм).
Мягкий тонколистовой металл является пластичным, что позволяет инструменту оставлять на поверхности листа заметный оттиск.
В основе листового проката могут находиться следующие металлы и сплавы:
При обучении и отработке новых приемов чеканки нередко используют простую кровельную жесть. Если же мастер работает с объемной чеканкой, то допустимо использование стальных листов.
Известная скульптура Работник и колхозница, которая установлена на входе во Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, является объемной чеканкой. Лицевая часть монумента состоит из отчеканенных листов хромоникелевой стали толщиной 0,5 (мм).
Касательно инструментария для чеканки по металлу, при создании оттиска мастеру необходимы:
Если же говорить за объемную чеканку, то может потребоваться специализированное кузнечно-прессовое оборудование, а также фигурные матрицы, наковальни, молот и прочее-прочее.
- Чекан представлен стержнем с рукояткой. Стержень чаще всего закруглен и имеет узкий рабочий профиль. Форма рабочей части чекана может быть различной, зависимо от рельефа, который нужно продавливать, а также от вида чеканки.
Нередко мастера создают свои собственные по форме чеканы. Такой инструмент является уникальным, что находит реальное отражение на чеканке. Уникальный профиль дает возможность добиться индивидуального рифления металлической пластины.
Рукоятка чекана должна удобно лежать в руке. Только в этом случае у мастера получится безопасно и плодотворно потрудиться над созданием чеканки. Ведь продавливание металла, пусть и тонколистового, требует от мастера приложения немалой силы.
- Ударный инструмент необходим для воздействия на чекан. В роли ударного инструмента обычно используется киянка либо молоток.
Конечно, можно продавливать металл и от руки. Но далеко не всегда рифление удается сделать вручную. Иной раз для продавливания металла необходима увеличенная сила. Как раз для таких случаев и нужен ударный инструмент.
При выборе ударного инструмента следует проконтролировать, чтобы боек подходил к ручке. Если чекан имеет деревянную или пластиковую рукоятку, то необходимо использовать киянку с соответствующей контактной частью.
- Мягкая подложка дает возможность металлу продавливаться. На мягком основании рабочая поверхность металлической пластины становится как никогда пластичной и податливой фигурному рифлению.
Мягким основанием могут выступать:
В некоторых случаях при изготовлении чеканки по металлу используются различные по мягкости поверхности, зависимо от типа рифления (глубокое, поверхностное, фигурное или прямолинейное).
- Чертежные принадлежности необходимы для предварительной разметки рабочей поверхности чеканки.
Даже профессиональные мастера в большинстве случаев вначале делают на металлическом листе набросок будущего рифления карандашом. В прошлом к ответственной чеканке допускали лишь мастеров с опытом в живописи и художественной росписи.
Лишь опытный художник, со сформированным стилем штриха, может изготовить чеканку, которая будет переливаться живой фактурой, пестрить и сиять красочным рифлением.
Сегодня же набросать на поверхность листа красивый сюжет может даже далекий от живописи человек. Существуют всевозможные кальки и переводки, которые позволяют просто перенести на металл художественную работу профессионала.
Как чеканить металл.
Технология чеканки по металлу
- Первым делом нужно подготовить рабочее место, а также сам лист металла и инструмент.
- Делаем разметку будущего рифления. Новички нередко применяют кальку. Переводка позволяет получить на рабочей поверхности листа грамотную художественную работу.
Опытные мастера пытаются еще на стадии нанесения разметки выделить основные контурные линии и внутренние элементы. Для основных линий обычно используется карандаш с жирным нажимом.
Как понятно, чтобы выделить внутренние компоненты рифления, нужен карандаш с менее выраженным нажимом.
- Продавливаем главные контурные линии. Первым делом следует выделить наружные контурные линии и основные внутренние элементы.
Для продавливания контурных линий обычно используют чекан с узким острием. Чем уже и тоньше стержень, тем более высокое давление будет оказывать чекан на металлическую поверхность.
- Продавливаем основные внутренние линии. После получения контура можно переключаться на формирование главных элементов рисунка, внутри контура.
Как и в случае с наружным контуром, основные линии следует делать пожирнее. Для этого следует использовать чекан с узким и тонким жалом.
- Переворачиваем чеканку. Оборотная сторона будет содержать выпуклую картинку с размытыми контурными линиями. Сторона с выпуклым контуром является лицевой, по крайней мере это будет лицевой частью готовой чеканки по металлу.
- Продавливаем фон. На данном этапе следует сделать контурные линии более отчетливыми. Основные контурные линии станут более заметными, если примять задний план, который местами сливается с основными контурными линиями.
Для продавливания фона рекомендуется использовать чекан с более широкой рабочей частью.
- Улучшаем деталировку чеканки. На данном этапе следует продавить внутренние элементы и мелкие детали рисунка. Это делается с обратной стороны, с той же, с которой выдавливались основные контурные линии.
Для формирования мелких деталей нужен соответствующий чекан. Стержень такого инструмента должен быть утончен. При работе тонким чеканом имеет смысл воспользоваться ударным инструментом.
Постукивания по рукоятке молотком позволят чекану оставлять на поверхности рисунка тонкий оттиск с улучшенной деталировкой.
- Увеличиваем резкость и четкость чеканки. Данный этап предполагает повторное продавливание контурных линий, но уже с использованием более тонкого чекана. Как и в случае с чеканкой мелких деталей, для улучшения четкости контура по чекану рекомендуется постукивать киянкой.
Этим же способом можно дополнительно выделить край фона, который вдавливается с лицевой стороны.
Выше описан цикл создания чеканки. Чтобы добиться от рифления хорошей четкости и детальности, следует дополнительно провести еще не менее 2-3 таких циклов.
Касательно чеканки самых мелких деталей, при формировании миниатюрных элементов чеканки многие мастера прибегают к помощи увеличительного стекла. При этом для самых мелких элементов следует использовать игольчатый чекан.
Декоративное оформление чеканки
Когда чеканка уже полностью продавлена, с мелкой деталировкой, лицевую поверхность рекомендуется подвергнуть полировке. При этом многие мастера практикуют матирование фона. Задний план можно затушевать краской соответствующего оттенка.
Чтобы чеканка по металлу не потеряла блеск после полировки, рифление можно покрыть лаком. В этом случае на чеканке не будет появляться патина, которая характерна для меди, латуни и бронзы.
Источник: plavitmetall.ru