Ювелирные изделия, выполненные из серебра, всегда вызывали интерес. Однако намного привлекательнее смотрятся оригинальные украшения с эмалью, которые часто представляют на суд покупателей всемирно известные производители.
История развития направления
Почему-то принято считать, что истоки невероятно популярного направления в ювелирном деле находятся на Востоке. Напротив, первые серебряные украшения с эмалью были обнаружены археологами на Кипре, среди древних поселений, относящихся ко времени Микенского царства. Уже тогда разноцветные вставки насыщенных цветов использовали для декора кухонной утвари и бытовых предметов.
Именно с Кипра искусство создания ярких рисунков было распространено на территорию Индии, Византии, Персии, Древнего Египта, Античной Греции.
В России серебряные изделия с эмалью появились намного позднее, по предположению историков из Константинополя.
Эмаль горячая. Подготовка,нанесение,обжиг. Урок для начинающих мастеров.
Тем не менее ювелирные традиции российских мастеров достаточно богаты. «Финифть», так называли эмаль на Руси, и сегодня широко используется в технике росписи.
В былые времена финифтью покрывали убранство храмов и применяли для росписи церковной утвари.
Родиной украшений из серебра с эмалью на Руси по праву считается Ростов, город, в котором и сегодня ювелиры выполняют тончайшую работу по созданию эксклюзивных серебряных изделий.
«Финифть» можно перевести с древнерусского, как «химичить». Это слово полностью отражает технологию создания эмали.
Широкая палитра оттенков получается в результате введения в основной состав вещества различных красящих добавок.
Основные виды технологического процесса
Развиваясь веками, искусство выполнения эмали на серебре значительно подверглось изменениям. Современные изделия творят, применяя все лучшие традиционные способы, постепенно совершенствуя классические виды обработки. В результате возникло несколько направлений, которые успешно используют ювелирные компании:
- перегородчатая;
- выемчатая;
- рельефная;
- расписная;
- витражная;
- смешанная.
Одним из самых трудоемких процессов, для выполнения которого необходима высокая квалификация, считается перегородчатая эмаль на серебре. Данный вид является «холодным», не требующим воздействия высоких температур. Серебряные поверхности разделяют на отдельные ячейки, припаивая тонкую проволочку. Образовавшиеся ямки в дальнейшем заполняются разноцветной эмалью. Благодаря этой технике получают великолепные изделия с четкой линией рисунка и яркими цветами.
Выемчатая эмаль на серебре создается после штамповки, чеканки, гравировки поверхности. Получившиеся в процессе выемки заполняются финифтью. Рельефная роспись относится к наиболее дорогим технологиям. Сложности обусловлены тем, что на выпуклых элементах созданного рельефа рисунок может не удержаться во время обжига. Профессиональные мастера успешно справляются с обработкой, подвергая нагреву в первую очередь тугоплавкие смеси, и только после них легкоплавкие составы.
Финифть расписная – одно из наиболее старых направлений. Его до сих пор используют как для создания украшений, так и для посуды, выполненной из серебра. Классические рисунки, такие как жар-птица, аленький цветочек, палехская роспись и прочие, превосходно смотрятся на плоской поверхности.
Надо сказать, данная техника также относится к дорогим, так как требует большой затраты времени. Процесс делится на несколько этапов, каждый из которых сопровождается обжигом. Используются специальные краски с добавлением эфирных масел. Невозможно провести одновременный обжиг. Для закрепления каждого красящего состава нужно применять индивидуальный режим нагрева.
Витражная эмаль на серебре считается одним из самых тонких, изысканных направлений в росписи металла. Это сквозная сетка, мельчайшие отверстия которой заполняют финифтью. Затем изделие подвергают нагреву до получения эффекта «стекла». Технология известна с древних времен, когда с ее помощью оформляли храмы Средневековья.
На ювелирных украшениях метод опробован сравнительно недавно. Декор сморится невероятно впечатляюще, придавая серьгам и кольцам эффект 3D.
Некоторые компании используют смешанный стиль, позволяющий выполнять серебряные изделия одного комплекта с небольшими отличиями. В основу технологии положен принцип «многослойного пирога». Различные цвета накладывают друг на друга, получая расплывчатые разноцветные контуры.
Необходимый уход
Серебро, украшенное финифтью, постоянно пользуется популярностью, так как позволяет воплотить в реальность самые смелые идеи с невероятным сочетанием цветовой палитры. Эмалевые поверхности обладают устойчивостью, продолжительное время не подвергаются износу и не теряют насыщенности красок. Кроме того, финифть отлично защищает от повреждений сам металл. С изделиями можно купаться, смело убирать квартиру, не снимая серебряных колечек. Однако не стоит пренебрегать уходом за своими украшениями.
Серебряные изделия со временем темнеют, покрываясь патиной. Многие ценят металл именно за эти свойства. Однако далеко не всегда патина удачно сочетается с эмалевыми вставками. Поэтому рекомендуется периодически чистить коллекцию, используя зубной порошок, толченый мел или пищевую соду.
Протирать колечки и серьги следует нежными движениями, нанося чистящий состав при помощи фланели. Можно на пару часов опустить украшение в мыльную воду.
Категорически запрещено протирать серебро бумажными салфетками. На мягком металле могут остаться царапины. Сильно загрязненные поверхности лучше не чистить самостоятельно, а сдать в мастерскую для восстановления.
Источник: oserebre.ru
Происхождение и алгоритм покрытия перегородчатой эмалью
В ювелирном искусстве существует немало нарядных техник. И одна из них — перегородчатая эмаль. По системе изготовления — это переплетенные по контуру серебряные проволочки, в которые заливается эмаль. Рисунки внутри перегородок могут быть самыми разными. Это зависит от мастерства ювелира: чем нежнее и ажурнее рисунок, тем изделие будет дороже и красивее выглядеть.
Украшения с перегородчатой эмалью
История появления техники
Техника зародилась в Древнем Египте и постепенно проникала в другие страны Азии и Ближнего Востока. Изделиями с применением перегородчатой эмали славились киприоты. Но в совершенстве это искусство постигли в Китае. На сегодняшний день страны Азии и Ближнего востока продолжают изготавливать изделия с применением этой техники. Она считается дополнением к «королям» изделия — драгоценным камням.
Так было принято, что чем ярче и насыщеннее выглядит украшение, тем оно красивее. Минималистичной эту технику нельзя назвать. Перегородчатая эмаль имеет другое название, которое сохранилось до сегодняшнего дня — «минанкари». Это слово имеет индийское происхождение.
В каждой стране техника изготовления таких украшений отличалась. И если в Индии любили украсить минанкари камнями, то в Китае, наоборот, методика была более сдержанной и точной и называлась «клуазоне». На изделия наносились четкие рисунки с помощью эмали, и композиция приобретала практически типографский вид.
Единственное дополнение в таких украшениях было литье. Отливали чаще всего фигурки мистических животных. А вот нежелание использовать камни обосновывалось тем, что они со временем опадали от изделия, а перегородки с рисунком держались долгое время. Сохранились образцы таких украшений, датированные XIV веком.
Кольца с перегородчатой эмалью
На территории Европы и России техника появилась в XVI-XVII веке. Она также несколько трансформировалась и получила название «витражная эмаль». Таким видом искусства занимаются до сих пор. Поэтому многих искусствоведов и художников интересует в первую очередь техника перегородчатой эмали. По характеристикам процесса она более трудоемкая, чем сложная в исполнении.
Если изделие делал новичок, зная технику, то все отличие будет заключаться в точности и ажурности линий. Суть методики заключается в заливке эмалью перегородок между проволочками и дальнейшем обжигании и просушке украшения.
Изготовление изделий по этой методике
Но если представлять подробный алгоритм, то в нем выделяют такие этапы:
- На бумаге рисуется эскиз. Далее его нужно перевести на изделие из металла. Сделать это можно с помощью копирки или белой гуаши. Нарисованный эскиз еще не означает, что картинка получится именно такой. На этой стадии можно легко исправить рисунок. После того как произведены все корректировки, эскиз нужно закрепить чертилкой.
- Изготовление заготовки — довольно трудоемкий момент. Все заключается в том, что с помощью чеканки и надфиля нужно вырезать изделие лобзиком точно по эскизу. Нетренированным мастерам этот этап покажется наиболее сложным.
- Полученную заготовку следует прокалить и отбелить в кислоте. А после этих действий покрыть слоем прозрачной эмали и снова обжечь в печи при температуре 800 градусов. Сделать это в домашних условиях сложно без специального приспособления.
- На бесцветную эмаль с помощью специального клея приклеивается проволока из серебра 999 пробы. Это не слишком тяжело, поскольку чистое серебро — мягкий и пластичный металл. А придать ему форму можно с помощью плоскогубцев и пинцета.
- После прикрепления проволоки по контурам, получившиеся ячейки заливают эмалью. После этого нужно дать время для того, чтоб перегородчатая эмаль застыла. Потому что следующее действие будет связано с обжигом в печи и нельзя туда класть украшение с влажной краской, поскольку она начнет закипать. Для конечного обжига понадобится минута времени в печи при температуре 800 градусов. Остыть изделие должно самостоятельно и постепенно.
Поскольку ячейки получаются плотными, эмаль не должна перетекать из одного отсека в другой. Можно спокойно насытить изделие разными цветами. Но лучше это сделать после того, как один отсек остынет. То есть алгоритм придется выполнять заново для каждого цвета эмали.
Шкатулка с перегородчатой эмалью
А вот витражная разновидность искусства заключается в том, что перегородчатая эмаль не имеет дна. То есть если поднести такое изделие на свет — оно будет просвещаться. Изготовить изделие по этой технике намного сложнее. Поэтому часто в богатых дворцах можно было найти витражи не только в изделиях, но и в предметах интерьера.
Именно трудоемкость процесса и сделала технику не только уникальной, но еще и дорогостоящей. Все изделия выполняются вручную. Поэтому массового распространения перегородчатая эмаль не нашла. Искусственно можно только подделать изделие, например, если отлить ячейки в металле заранее. Но даже по внешнему виду можно будет отличить перегородчатую эмаль от других техник:
- проволока из серебра должна быть тонкой и полностью просматриваться по всей длине украшения;
- рисунок ажурный и тонкий;
- стоимость изделия высокая.
Изделия, выполненные в такой технике, трудно найти в крупных заводских магазинах. Чаще всего они выполняются под заказ, и в итоге вы получаете уникальное изделие. Вы можете заказать узор любых оттенков и форм, подходящий под ваш интерьер. А также стоит поискать перегородчатую эмаль на аукционах, сборах и форумах ювелиров. В коллекциях модных домов также могут выпускать такие изделия, правда, в этом случае придется доплатить еще и за бренд.
Источник: dedpodaril.com
Блог
Изделия из металла, украшенные горячей эмалью, занимают большое место в декоративно-прикладном искусстве. Процесс придания многоцветий металлу, соединения металла и стекла был известен еще в древние времена.
Горячая эмаль по металлу использовалась в прикладном искусстве древнего Египта, Индии, Китая. Эти изделия, в основном ювелирные украшения и посуда, поражают нас безупречным качеством исполнения, многоцветием и тонкостью работы.
В произведениях прикладного искусства древнего мира, а также и в более поздних изделиях греческих и римских мастеров первых веков нашей эры применялась техника выемчатой эмали. При таком способе нанесения эмали стекловидную массу закладывали в специально выбранные в поверхности металла углубления. Рядом с блестящей поверхностью золота, серебра или меди цветные вкрапления эмали создавали впечатление драгоценных камней или мозаики.
Большого совершенства техника эмали достигла в произведениях прикладного искусства Византии (X—XV вв.). Они замечательны удивительной тонкостью работы, гармонией цвета, пластики, выразительностью композиций и разнообразием технологических приемов. Византийские художники использовали не только выемчатую эмаль, но и перегородчатую. Расширяется круг применения изделий с горячей эмалью. Кроме ювелирных изделий и посуды эмалью украшаются предметы церковного обихода: иконы, оклады церковных книг и др.
Мастерство византийских ювелиров нашло своих последователей в древнерусском прикладном искусстве Киева, Владимира, Новгорода, Москвы. В Киеве, еще в X в. появляются изделия из металла с горячей эмалью, которые славились в Европе наравне с византийскими своей тщательностью и тонкостью работы, гармоничностью цветов, среди которых преобладают синий, зеленый, красный и розовый. В этих изделиях использовалась техника и выемчатой, и перегородчатой эмали.
Русские мастера не только переняли у византийцев тщательность и изящество исполнения, но продолжили традиции эмальерного искусства и добились в последующие времена высокого совершенства и мировой известности.
В XIV и XV вв. эмаль применяется как фон на литых, чеканных и резных изделиях. К середине XVI в. получила большое распространение техника эмали по скани из золота, серебра или меди. Еще драгоценнее становится блеск и яркость эмалей рядом с поблескивающим орнаментом металла. Изделиями такого рода славились мастера Новгорода и Москвы.
Излюбленными цветами эмали новгородских мастеров были голубой, синий, черный и белый, причем эти вкрапления в сканный узор были очень небольших размеров для придания изделиям драгоценности. Для московских произведений с эмалью XV в. характерно применение прозрачных изумрудно-зеленой, синей и лиловой эмалей, которыми заливался фон надписей или литых накладных изображений.
В XVI в. украшение золотых и серебряных изделий эмалями достигает своего совершенства. В цветовой гамме первое место занимает голубой тон с множеством оттенков от сине-василькового до водянисто-голубого, бирюзового, зеленовато-голубого и лилового, а в конце века появляются также густокрасные и зеленые тона.
В XVII в. московские мастера в совершенстве овладевают техникой художественной эмали во всем ее многообразии. Они не только покрывают эмалью плоские поверхности, но и заливают эмалью объемные формы: сосуды, скульптурные чеканные рельефы и т. п. При этом применяются глухие эмали всевозможных цветов и оттенков, а также прозрачные, через которые просвечивает мерцающий блеск золотого и серебряного фона.
Период XVI—XVII вв. характеризуется применением горячей эмали в обиходных вещах: посуде, коробочках , футлярах, ножах, вилках. Эмаль как вид украшения, в основном предметов церковного обихода, теперь становится неотъемлемой частью и бытовых и светских вещей.
Способ росписи по белой эмали на металле стал известен с середины XVIII в. и в г. Ростове (Ярославском). Здесь изготовлялись предметы церковной утвари, дорогая посуда, миниатюрные портреты, ювелирные украшения. Замечательными в них были росписные эмалевые вставки-миниатюры, выполненные с помощью сложной надглазурной росписи по белой эмали на металле. Изображения отличались реалистичным воспроизведением пространства, объемов, освещенности.
К середине XIX в. в творчестве мастеров эмальерного дела наблюдается постепенный переход от изящества и многоцветия росписей, свойственных XVIII в., к монохромности, натуралистичности и некоторой упрощенности. В изделиях конца XIX и начала XX вв. заметны черты механического смешения традиционных приемов (XVIII в.) с классическими (XIX в.) и с западно-европейскими способами росписей. Конец XIX и начала XX в. характеризуется расцветом стиля «модерн». Примером могут служить изделия фирмы Курлюкова в Москве
В 90-е годы XIX в. прикладное искусство России переживает острую необходимость возврата к формам до-классического искусства Древней Руси. Чаще всего художники обращаются к наследию XVII в., как наиболее богатому разнообразными способами исполнения и декорировки изделий. В прикладных произведениях из металла этого времени заметны либо очень точные копии образцов XVII в., либо стилизации, использующие формы, декор и технологию XVII в. Попытка возврата к прошлым, традиционным формам имела благородные цели: она послужила во многих случаях открытию забытых приемов изготовления и, в частности, к возрождению техники горячей эмали на металле. Такие способы, как цельное покрытие эмалью изделия, изготовление прозрачных эмалей на металле или роспись по эмали для ювелирных изделий, были вновь освоены и возвращены в производство. Особенной славой пользовалась основанная в 1842 г.
В Петербурге фабрика Фаберже и открытое в конце 90-х годов XIX в отделение фирмы Фаберже в Москве, объединяющие несколько производственных мастерских по изготовлению драгоценных ювелирных изделий. В этих мастерских выполнялись и эмальерные работы высокого технического качества. Разнообразные по характеру, они иногда повторяли формы XVII в. с включениями элементов других стилей, но чаще они обладали ярко выраженными чертами собственного стиля.
Источник: antikbelarus.ru