Хотя греческое слово «финифть» пришло в русский язык много веков назад из Византии вместе с технологией изготовления горячих эмалей, сейчас это слово обозначает совершенно конкретную технику родом из 18-го века.
Русская финифть – это металлическая основа, покрытая гладкой стеклянной эмалью (обычно белого цвета) и затем расписанная огнеупорными красками.
Ростовская финифть, 19 век
За рубежом финифть называется просто «расписной эмалью» и имеет множество подстилей, чаще всего с французскими названиями, поскольку именно во Франции расписные эмали пережили в 15-18 веках широкое развитие и популярность.
Лиможская расписная эмаль в технике гризайль (в оттенках серого и бежевого), 16 век
Основание расписного изделия делают обычно из меди, а для некоторых украшений подороже – из серебра и золота. Медный лист нарезают на кусочки нужной формы, и, если нужно, делают эти заготовки выпуклыми как кабошоны.
Затем каждую заготовку в три этапа покрывают белой эмалью (с двух сторон). Порошком специального боросиликатного стекла, которое при нагреве плавится и становится эмалью, равномерно покрывают медные основы и запекают в печи при температуре выше семисот градусов.
Как Это Сделано — Русская Финифть
Посыпание порошковой эмалью металлических заготовок для будущей финифти
После нагрева печь отключают, и заготовки внутри нее остывают вместе с печью – только так получается гладкая и крепко спаянная с металлической основой эмалевая поверхность. Остывшие изделия снова посыпают порошком эмали и снова греют – и так три раза (с обратной стороны часто ограничиваются одним слоем).
Теперь основы полностью готовы стать финифтью – их расписывают вручную огнеупорными красками, запекая в печи после каждого красочного слоя.
Число нагревов росписи зависит от ее сложности и количества полутонов и мелких деталей. Кроме того, при запекании некоторые огнеупорные краски меняют свой цвет, иногда на более темный, а иногда наоборот, и художник должен это учитывать.
Этапы росписи для несложного рисунка — эта роспись запекалась четыре раза
Цвета, которые больше других темнеют при перегреве, наносят в последнюю очередь, чтобы нагревать их как можно меньшее количество раз.
Традиции расписных эмалей есть во многих культурах. На фото — «минакари», персидский стиль росписи по эмали
Правильно изготовленная финифть очень крепкая, совершенно устойчивая к выгоранию и бытовой химии, буквально вечный рисунок. Не случайно дошедшие до нашего времени эмали Древнего Египта (не расписные) точно такие же яркие, как в год, когда их произвели.
Источник: dzen.ru
Как делают финифть
Хотя греческое слово «финифть» пришло в русский язык много веков назад из Византии вместе с технологией изготовления горячих эмалей, сейчас это слово обозначает совершенно конкретную технику родом из 18-го века.
Русская финифть – это металлическая основа, покрытая гладкой стеклянной эмалью (обычно белого цвета) и затем расписанная огнеупорными красками.
Ростовская финифть, 19 век
За рубежом финифть называется просто «расписной эмалью» и имеет множество подстилей, чаще всего с французскими названиями, поскольку именно во Франции расписные эмали пережили в 15-18 веках широкое развитие и популярность.
Лиможская расписная эмаль в технике гризайль (в оттенках серого и бежевого), 16 век
Основание расписного изделия делают обычно из меди, а для некоторых украшений подороже – из серебра и золота. Медный лист нарезают на кусочки нужной формы, и, если нужно, делают эти заготовки выпуклыми как кабошоны.
Затем каждую заготовку в три этапа покрывают белой эмалью (с двух сторон). Порошком специального боросиликатного стекла, которое при нагреве плавится и становится эмалью, равномерно покрывают медные основы и запекают в печи при температуре выше семисот градусов.
Посыпание порошковой эмалью металлических заготовок для будущей финифти
После нагрева печь отключают, и заготовки внутри нее остывают вместе с печью – только так получается гладкая и крепко спаянная с металлической основой эмалевая поверхность. Остывшие изделия снова посыпают порошком эмали и снова греют – и так три раза (с обратной стороны часто ограничиваются одним слоем).
Теперь основы полностью готовы стать финифтью – их расписывают вручную огнеупорными красками, запекая в печи после каждого красочного слоя.
Число нагревов росписи зависит от ее сложности и количества полутонов и мелких деталей. Кроме того, при запекании некоторые огнеупорные краски меняют свой цвет, иногда на более темный, а иногда наоборот, и художник должен это учитывать.
Этапы росписи для несложного рисунка — эта роспись запекалась четыре раза
Цвета, которые больше других темнеют при перегреве, наносят в последнюю очередь, чтобы нагревать их как можно меньшее количество раз.
Традиции расписных эмалей есть во многих культурах. На фото — «минакари», персидский стиль росписи по эмали
Правильно изготовленная финифть очень крепкая, совершенно устойчивая к выгоранию и бытовой химии, буквально вечный рисунок. Не случайно дошедшие до нашего времени эмали Древнего Египта (не расписные) точно такие же яркие, как в год, когда их произвели.
Источник: dombusin.livejournal.com
Технология финифти
Фини́фть — русское название эмали, происходит от греческого «фингитис», что означает «светлый, блестящий камень». Сейчас термином «финифть» называется одна конкретная техника — роспись по эмали.
Существует несколько различных техник эмали: перегородчатая; выемчатая; витражная, по рельефу и другие. В древности все эти техники назывались одним словом — финифть, но в XVIII веке из стран Западной Европы пришёл другой термин — «эмаль» , от французского «email», в свою очередь происходящий от латинского «smaltum», что означает «расплавленный».
Ростовская финифть — русский народный художественный промысел; существует с XVIII века в городе Ростов (Ярославская область). Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками, изобретенными в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.
Ростовская финифть — один из наиболее интересных и ярких видов миниатюрной живописи, который всегда относился к элитарным видам искусства. Элитарный, эксклюзивный характер эмалевых миниатюр определяется с одной стороны высоким живописным мастерством художника по эмали, а с другой — чрезвычайно сложным и трудоемким процессом их изготовления.
Самое первое упоминание о русской финифти мы встречаем в Ипатьевской летописи, датированной 1175 годом. В Древней Руси цветные эмали считались одним из самых дорогих и красивых материалов, техника изготовления которых была заимствована из Византии. Со временем искусство эмали приобрело чисто русские национальные черты, изменилось на русский лад и само название этой техники: из греческого «фингитис» превратилось сначала в «финипт», а затем в «финифть».
В XVIII столетии основным центром миниатюрной росписи по эмали становится Ростов Великий. Многие поколения мастеров сохранили древние традиции и донесли это истинно народное искусство до наших дней. С тех далеких времен и до сей поры оно известно как «Ростовская финифть». Оно прошло сложный путь развития с периодами расцвета и упадка, но, как один из самых интересных народных промыслов, сохранилось до наших дней.
Для росписи по эмали используются огнеупорные краски с t плавления от 700 до 800 0С. Они готовятся из тщательно растертых пигментов, смешанных со скип@$рным маслом. Каждая краска имеет определенную температуру плавления и при обжиге изменяет свой первоначальный цвет. Поэтому живописцы при работе пользуются палитрой-«опытницей» — белой эмалевой пластинкой с пробами красок. При помощи ее определяются температура плавления каждой краски и ее цвет после обжига.
Традиционно в технике Ростовской финифти, эмаль кладется на лист тонкой меди (он должен быть выпуклым и уже подготовленной формы) и покрывается тремя слоями белой эмали, а обратная сторона во избежание деформации – контрэмалью.
Все это последовательно обжигается в муфельной печи при температуре в 800С.
Затем наносится первоначальный, грубый рисунок (подмалевок), его обжигают, дают остыть. Вторым слоем прорабатывают дополнительные цвета рисунка. И эмаль снова обжигается. Краски сплавляются, приобретают блеск, прозрачность и чистоту. На некоторых сложных работах количество наносимых слоев и обжигов доходит до 7 и больше. Простые изделия могут обходиться и двумя-тремя слоями.
После такой «закалки» финифти не страшны никакие испытания, даже временем.
Техника припильной эмали
Художественная роспись выполняется по эмали, положенной в углубления, сделанные в пластине из золота 750 пробы или серебре 925 пробы.
В основе лежит техника выемчатой эмали.
Затем миниатюрная живопись покрывается несколько раз прозрачной эмалью (фонданом) и обжигается. Это делается для того, чтобы защитить рисунок от механического и химического воздействий и одновременно повысить блеск эмалевой поверхности.
Нанесение защитного эмалевого слоя — это сложный процесс. Защитный фондан (прозрачная эмаль) при определенных условиях обжига может помутнеть или пожелтеть, и почти готовая работа будет испорчена. После нанесения достаточного количества фондана производится припиливание вровень с бортиками металла. Потом идет шлифовка и полировка до тех пор пока поверхность не приобретет ровный зеркальный блеск.
Прозрачное стекловидное покрытие предохраняет роспись от повреждений.
Техника выемчатой эмали
Выемчатая эмаль — одна из древнейших эмальерных техник. На металлической пластине достаточной толщины глубоко вырезается (вынимается) сюжетное или орнаментальное изображение. Получившиеся при этом углубления заполняют эмалью и производят обжиг эмали. Если используют прозрачную эмаль, то ее после обжига шлифуют и полируют.
В отличие от техники перегородчатой эмали, где изображение приподнято за счет перегородок над металлической пластиной — основой, в технике выемчатой эмали рисунок углублен в толщу металлической пластины.
В технике выемчатой эмали известно несколько приемов для достижения художественного эффекта.
Один из приемов заключается в том, что вырезанный на металле рисунок полностью покрывают вместе с пластиной цветной прозрачной эмалью.
Другой — в том, что цветной непрозрачной эмалью заполняют только вырезанное изображение. Применяют так же прием, когда металлическую пластину покрывают эмалью одного цвета, а углубление рисунка — эмалью других цветов.
Выемчатые эмали делают на золоте, серебре.
Источник: mrosso.ru