Как делают огранку алмаза

Операция — законченная часть технологического процесса, выполненная на одной или нескольких заготовках одновременно и непрерывно на одном рабочем месте. В зависимости от условий организации производства операция может быть выполнена одним или несколькими рабочими.

Установка — часть операции, выполненная при одном закреплении обрабатываемого изделия в приспособлении. Переход — часть операции, выполняемая без смены инструмента и приспособления, без перестановки заготовки на станке, в приспособлении.

Технологическая карта на огранку бриллианта круглой формы по операциям, приведенная в приложении 4, состоит из следующих операций:

— просмотра заготовки перед ее обработкой,

— шлифования и полирования площадки,

огранки нижней части бриллианта:

— шлифования и полирования основных и угловых граней низа,

Огранку алмаза , делают так !!!

— шлифования и полирования парных клиньев низа,

огранки верхней части бриллианта:

— шлифования и полирования основных и угловых граней верха,

— шлифования и полирования верхних клиньев верха,

— шлифования и полирования нижних парных клиньев верха,

— контроля качества изготовления бриллианта.

Просмотр заготовки. Прежде чем приступить к шлифованию, огранщик внимательно просматривает заготовку через лупу шестикратного увеличения; при этом он должен определить характер и расположение дефектов в заготовке и наметить методы их устранения или размещения таким образом, чтобы получить бриллиант наибольшей массы с максимальной игрой. Кроме того, огранщик должен выбрать и подготовить необходимую технологическую оснастку соответственно размерам и форме заготовки.

Шлифование площадки. Полуфабрикат после обточки устанавливают в гнездо специальной оправки цангового патрона, заполненное асбестом. Кроме цангового патрона, для шлифования площадки можно использовать обычную цангу. Полуфабрикат устанавливают таким образом, чтобы 1/3 высоты его пояска выступала выше лепестков цанги.

В том случае, когда площадку размещают параллельно плоской сетке куба, она имеет четыре оптимальных направления шлифования (рис. 232).
Если кристалл прошел операцию распиливания, шлифовать площадку можно параллельно или перпендикулярно рискам, оставшимся на площадке после распиливания. Если на площадке имеются дефекты в виде трещин, включений, сколов и т. п., следует удалять только те из них, которые не могут быть выведены при последующем шлифовании граней верха.

Огранка низа бриллианта. На поясок обточенного полуфабриката наносятся границы линии рундиста относительно верхней и нижней частей бриллианта с помощью приспособления для отметки рундиста.
После подбора цанги полуфабрикат закрепляют в цанге таким образом, чтобы нижняя точка А (рис. 233, а) естественной грани была смещена относительно прорези цанги на 22°30′, а площадка полуфабриката и плоскость, проходящая через линию рундиста, были перпендикулярны оси цанги.

Ограночное приспособление «Кристалл» выставляют в горизонтальной плоскости по уровню с помощью регулировочного винта. Затем его настраивают по нониусу на угол 40—42° и устанавливают в положение, показанное на рис. 233, а. На этом заканчивается подготовительная работа для выполнения операции шлифования.

Шлифование и полирование четырех основных граней низа. Шлифование выполняют последовательно под углом 40—42° к плоскости рундиста. Переход с одной грани на другую достигается смещением на 90° делительного устройства приспособления. Наивыгоднейшее направление шлифования показано на рис. 233, б. Оно параллельно плоскости рундиста.

Читайте также:
Томат болгарский жемчуг характеристика и описание

При нанесении четырех граней низа очень важно, чтобы все грани были отшлифованы под одинаковыми углами наклона и сходились в одной точке на оси бриллианта, называемой шипом.
Контрольный замер угла наклона граней выполняют угломером после постановки первой грани низа. После постановки четырех граней низа, когда шип размещен в центре бриллианта, при проверке на просвет виден равнобедренный треугольник и угол между ребрами у шипа 98° (рис. 234, а). Если шип смещен с оси симметрии бриллианта, при проверке на просвет одна из сторон треугольника просматривается длиннее другой (рис. 234, б).

После шлифования и полирования четырех граней низа необходимо проверить качество рундиста на наличие пористости (просмотром через лупу 6х). Если у основания граней на линии рундиста заметны мелкие трещинки, полуфабрикат отправляют на обточку для того, чтобы устранить эти трещинки, которые появляются на полуфабрикатах с пористым пояском.

Шлифование четырех угловых граней низа. После полирования четвертой основной грани низа головку приспособления с алмазом разворачивают на 180°, а делительный лимб смещают на 45°.

На ребре одной из основных граней полуфабриката шлифуется первая угловая грань. При переходе на каждую последующую грань делительный лимб смещают на 90°. Таким образом шлифуют все четыре грани в направлении, противоположном направлению шлифования четырех основных граней низа.

Угловые грани должны быть такого же размера, что и основные грани, и в нижней части сведены в одну точку — шип бриллианта. На рис. 233, в показано положение головки приспособления и направление шлифования при постановке угловых граней низа.

При огранке мелких бриллиантов, чтобы уменьшить износ цанг перед постановкой угловых граней, кристалл устанавливают в цанге таким образом, чтобы ребро основной грани находилось против прорези цанги.

Шлифование клиньев на гранях низа. После нанесения угловых граней угол на нониусе увеличивают на 1—2° и, не меняя положения приспособления, шлифуют парные клинья низа. При этом отшлифованная грань смещается вправо на 11°15′, и на ней наносится первый полуклин.

Сместив положение грани влево на 22°30′, шлифуют второй полуклин на этой же грани. Таким же образом шлифуют клинья на остальных угловых гранях и восемь парных клиньев на четырех основных гранях. Положение головки приспособления и оптимальное направление шлифования соответствуют условиям шлифования граней (рис. 233, в).

Когда кристалл алмаза имеет значительные отклонения от правильной формы или когда смещение первой грани от естественной грани октаэдра не соответствует 22°30′, направление шлифования клиньев низа не совпадает с направлением шлифования граней.

Отшлифованные клинья должны быть равными по ширине у рундиста и одинаковыми по высоте (80—90% высоты нижней части бриллианта). Ребра между клиньями должны быть четкими и не иметь сколов. Поверхность их не должна быть матовой.
Огранка верхней части бриллианта. Для шлифования верхней части бриллианта подбирают оправку с диаметром сверления на 0,3—0,5 мм меньше диаметра полуфабриката. Оправку закрепляют в приспособлении, а полуфабрикат устанавливают шипом в отверстие оправки таким образом, чтобы его площадка была перпендикулярна продольной оси оправки, а шлифуемая грань верха бриллианта располагалась над основной гранью низа. В этом положении полуфабрикат удерживают прижимной планкой (рис. 235, а).

Читайте также:
Как распутать леску

Головку ограночного приспособления «Кристалл» настраивают по нониусу на угол 30—34° и устанавливают в положение, показанное на рис. 235, б. После этих подготовительных работ можно приступить к шлифованию основных граней верха.

Шлифование основных граней верха. Шлифование выполняют последовательно. Грани верха наносят под углом наклона 30—34° к плоскости рундиста и размещают над гранями низа.

При нанесении первой грани выполняют контрольный замер угломером на соответствие угла наклона грани заданному. Правильно отшлифованная первая грань верха должна пересекать у рундиста просматриваемые снизу ребра.

Вторую грань наносят на такой же высоте, что и первую. Угол между гранями 90°. Оптимальное направление шлифования граней, параллельное плоскости рундиста, показано на рис. 235, б.

После нанесения четырех граней верха площадка приобретает форму квадрата. Чтобы выдержать на бриллианте необходимый размер площадки в пределах 55—65% от диаметра рундиста, верхние грани размещают таким образом, чтобы при просмотре с площадки (рис. 235, б) расстояние OA было больше расстояния АБ и равнялось 0,55—0,65 R.

В процессе шлифования необходимо постоянно проверять толщину и симметрию рундиста.

Высота узкой и широкой частей рундиста соответственно должна быть одинаковой по всему периметру бриллианта.

Шлифование и полирование угловых граней верха. Головка приспособления разворачивается на 180° в положение, показанное на рис. 235, в. Смещением делительного лимба на 45° подводится под шлифование первая угловая грань верха. Переход на последующую грань выполняется смещением лимба на 90°.

Таким образом шлифуются четыре грани. Угловые грани верха шлифуются в направлении, противоположном направлению шлифования основных граней верха (рис. 235, б). При шлифовании необходимо следить за расположением ребер верхних граней. Они должны быть симметричны ребрам граней низа. По размеру и высоте угловые грани должны быть равны основным граням.

После нанесения четырех угловых граней площадка будущего бриллианта должна иметь форму правильного восьмиугольника.

Шлифование и полирование верхних клиньев верха. После нанесения угловых граней верха головку приспособления по нониусу настраивают на угол 15—20° и устанавливают в положение, показанное на рис. 235, г. Сместив лимб на 15°, шлифуют первый верхний клин. Последовательным смещением делительного лимба на 90° отшлифовывают в одном направлении первые четыре верхних клина.

Затем, поворачивая делительный лимб на 45°, и установив приспособление в положение, показанное на рис. 235, г, шлифуют четыре клина верха. Нанесение клиньев выполняют через один клин, чтобы сократить число перестановок головки приспособления.

Направление шлифования клиньев показано на рис. 235, г. Для получения правильной геометрии верхней части бриллианта необходимо, чтобы размер всех восьми клиньев был одинаков, а высота их составляла половину высоты верхней части бриллианта.

После нанесения верхних клиньев верха площадка принимает форму правильного восьмиугольника. При правильном размещении клиньев по высоте и соблюдении симметрии на бриллианте сверху просматривается фигура двух квадратов, развернутых относительно друг друга на 45° (рис. 236).
Шлифование и полирование нижних клиньев верха. Эта операция завершает огранку алмаза в бриллиант. Для ее выполнения приспособление по нониусу настраивают на угол 40—43° и после смещения делительного лимба на 11°15′ шлифуют плоскость первого клина. Клинья шлифуют попарно у ребер

Читайте также:
Виды платьев и бижутерия к ним

через грань. Сначала наносят восемь клиньев на угловых гранях, а затем — восемь клиньев на основных гранях. Положение головки приспособления и оптимальное направление шлифования показаны на рис. 235, д. Нижние клинья верха шлифуются по высоте до верхних клиньев верха (т. е. на половину высоты верха) и до середины граней у линии рундиста.

Все отшлифованные клинья должны быть одинакового размера. Ребра между клиньями должны быть четкими и располагаться против ребер низа. При правильном нанесении нижних клиньев верха линия рундиста у их основания должна быть симметрична линии рундиста у основания клиньев нижней части бриллианта.

Таким образом, последовательно нанося 24 фацета на нижнюю и 33 фацета на верхнюю часть обточенного полуфабриката, выполняют процесс огранки алмаза в бриллиант. Последовательность нанесения фацетов при огранке алмаза в бриллиант круглой формы показана на рис. 237.

Источник: delta-design.ru

Как ограняют алмазы?

Как ограняют алмазы

История, методы и формы огранки алмаза

Огранка алмаза — важная часть работы ювелира. Именно от этого процесса зависит красота будущего бриллианта, поскольку камень в природе выглядит не так ярко, как после обработки. Алмазы в себе содержат примеси, а также не все найденные камни поддаются огранке и подпадают под категорию ювелирных.

История возникновения огранки

Огранкой драгоценностей заниматься начали относительно недавно. В древние времена считалось, что для сохранения магических свойств камня требуется сохранить его первозданный вид. А вот первые попытки придать минералу красивую форму предприняли в XIV веке в Европе. Ювелиры заметили, что если выровнять поверхности камня, то можно получить более яркое свечение и лучшую прозрачность.

как ограняют алмазы

Огранка большого алмаза в механическом зажиме

Первые минералы называли острыми камнями, поскольку они имели заостренные вершины, а по форме напоминали октаэдры. Приближенная к настоящей обработка появилась в XVI веке и называлась Table Stone, или Table Cat, то есть огранка площадкой. Способ возник одновременно с обдиркой и шлифовкой алмаза.

Со временем эта методика видоизменялась и совершенствовалась, уже начали считать, что такая обработка усиливает не только яркость свечения камня, но и его магию. Большинство камней было переогранено. Одним из первых усовершенствований обработки стало появление четырех дополнительных граней низа и верха.

Форма огранки также стала усложняться. Постепенно камень превращался в круг после обработки. Такой способ назвали «простой круглой огранкой», или «неполной круглой огранкой». И к концу XVII века такие формы огранки, как островершинная и площадкой, уже не применялись.

Была в свое время популярна и огранка розой, камни получили широкое распространение, особенно в таких городах, как Антверпен и Амстердам. Популярность методики достигла пика в XV столетии. А в XIX веке даже появился способ, называемый двойной розой. Таким методом были огранены бриллианты «Флоренция» и «Санси». Форма была интересной, поэтому огранка продолжала совершенствоваться, увеличивалось количество граней.

Читайте также:
Что означает тату пирамида с глазом

Интересным методом огранки был способ «Мазарини». В этой методике было увеличенное количество граней, что придавало сложность обработке. Такие бриллианты могли позволить себе только богачи, а выполнялась работа профессиональными, опытными ювелирами. Используя такие огранки, мастера все лучше понимали, что нужно для идеальной игры света и приближались к сегодняшнему классическому способу обработки.

Интерес к огранке и работе с бриллиантами то возрастал, то шел на спад. Но после открытия бразильских месторождений появилась очередная бразильская методика обработки. Ювелиры несколько раз переограняли уже существующие бриллианты, чтоб следовать за веяниями моды, пока в середине XIX века не появилась современная методика огранки. Она также прижилась не сразу из-за больших потерь сырья во время процесса и маленьких размеров обработанных камней. Но именно этот способ смог раскрыть полностью красоту бриллиантов.

Современная обработка

Огранка — это та часть процесса обработки бриллианта, которая придает привычный внешний вид камню. До огранки бриллиант может показаться не настолько ярким и красивым. Поэтому процессом должен руководить опытный ювелир, чтоб подчеркнуть все достоинства камня и скрыть его недостатки. В результате учитывается:

  • симметричность граней;
  • размер граней и их расположение;
  • полировка камня.

Эти критерии влияют на стоимость минерала. Если говорить о разнице в цене между двумя способами огранки бриллиантов одинаковых по оттенку и весу, то она доходит до 30 %.

как ограняют алмазы

Чаще всего при обработке алмазов используется коммерческая огранка. Существует также и фантазийная методика, в результате которой камни приобретают необычную форму, но она сложнее и дороже. А в обычной коммерческой методике также есть свои подвиды, влияющие на стоимость.

Существуют типы огранки «А», «Б» и «В». Они отличаются между собой потерями сырья и внешним видом бриллианта в итоге. Камень с огранкой «А» имеет идеальные пропорции, при этом потери на производстве большие. А вот огранки «Б» и «В» допускают неточности в пропорциях, поэтому камень получается растянутым по длине или высоте. Соответственно, он не так сияет и играет на свету.

Но заметить такие неровности может только ювелир, а в украшении бриллиант будет смотреться также красиво.

У каждого камня должен быть свой документ, то есть сертификат, в котором значится тип огранки камня. Если это тип «А», характеристики должны быть такими:

Размер площадки относительно диаметра, % 55–63
Высота бриллианта относительно диаметра, % 57–63
Высота рундиста относительно диаметра, % 1–2,5

Если вы приобрели камень на территории России, то есть шанс того, что огранка алмазов будет более качественная, чем у минералов за границей. Поскольку в каждой стране есть свои стандарты, и у РФ они более строгие.

Современный способ огранки придумал и воплотил в жизнь Марсель Толковски. Первый экземпляр появился в 1919 году. Суть огранки заключается в том, что свет попадает через верхнюю площадку камня и отражается от нижних граней. При отражении лучи белого света соединяются и превращаются в радугу. Поэтому сейчас способ признан классическим и имеет определенные параметры. Среди известных и используемых способов на сегодня применяются следующие:

  1. Толковски.
  2. Джонсона и Рёча.
  3. Эпплера.
  4. Скандинавская бриллиантовая огранка.
Читайте также:
На какие свойства бриллианта влияет качество огранки

Камень зачастую имеет 57 граней и условно разделяется на такие части:

  • корона с площадкой;
  • рундист;
  • павильон.

Методы и формы огранки

Ко всем частям есть строгие требования по размерам, углам наклона. Поэтому процесс сложен для новичков в огранке. А к неклассическим разновидностям огранки алмазов относятся:

  • Ступенчатая обработка. Чаще всего методика используется на камнях квадратной формы. Грани камня делаются в виде трапеции или прямоугольника, они располагаются параллельно рундисту. Такая методика подчеркивает оттенок камня, прозрачность и чистоту.
  • Видоизмененная алмазная огранка. Это максимально фантазийный способ, который полностью зависит от умений ювелира.
  • Смешанная форма огранки. Этот способ объединяет и игру света камня, и экономность в обработке. Поэтому методика востребованная, несмотря на то, что появилась еще в шестидесятых годах прошлого века.

как ограняют алмазы

Среди разнообразия форм камней существуют такие варианты:

  • Минералы круглой формы. Это классические камни, которые мы привыкли видеть. Способ актуальный, поскольку полностью раскрывает свойства алмаза, наполняется светом и в результате выдает радугу. Но единственным недостатком являются потери сырья во время обработки. Это значительно повышает стоимость минерала.
  • Бриллиант «Принцесса» в форме прямоугольника. Камень второй по популярности после классического бриллианта. Форма напоминает перевернутую пирамиду. Весь свет сосредоточен в павильоне, что делает драгоценность не столько сияющей, сколько притягательной и завораживающей. Такая огранка позволяет насладиться чистотой минерала и его оттенком. Потери на производстве меньше, чем у классической формы.
  • Челновидная форма достигается с помощью обработки «Маркиз». Старое название формы бриллианта «Navette», что в переводе означает «маленькая лодочка». Инициатором переименования формы стал король Людовик XV, который захотел подарить Маркизе де Помпадур камень, напоминающий ее улыбку. Сейчас изготавливают удлиненную форму «Маркиз», красиво смотрится камень в обрамлении мелких кристаллов.
  • Грушевидный камень. Это комбинация форм «Маркиз» и круглого бриллианта, напоминающая каплю или грушу.
  • Сердцевидная форма. Сложная форма для огранщиков, которая может скрыть дефекты и недостатки камня. Она очень романтична и замечательно подходит в изделиях, предназначенных для подарка.
  • Овальная форма минерала. Считается традиционной, хотя возникла всего 50 лет назад. Форма кажется более крупной, даже при одинаковом весе с другими бриллиантами.
  • Восьмиугольные формы «Изумруд» и «Радиант». Камни, которые играют на свету не так сильно, как классика, но вспышки света получаются насыщеннее. Чтоб огранить камень в восьмиугольную форму, нужны хорошие характеристики чистоты и оттенка. Поэтому такие бриллианты дорогие. После обработки улучшается такое качество, как цвет минерала.
  • Треугольный камень, или триллиант. Одна из современных и эксцентричных огранок.

Поиск идеальной формулы огранки продолжается до сих пор. Ювелиры экспериментируют, внедряют новые тенденции в моду и используют современные точные технологии.

Источник: dedpodaril.com

Рейтинг
Загрузка ...