Как делают школьный мел

Сам по себе мел — это осадочная горная порода белого цвета, мягкая и рассыпчатая, нерастворимая в воде, органического (зоогенного) происхождения. Является видом известняка и состоит из минерала кальция (кальцит), который еще называют карбонатом кальция или CaCO3.

90 миллионов лет назад в Северной Европе мел накапливался в нижней части великого моря. Простейшие организмы, такие как фораминиферы, жили на морском мусоре, который осыпался вниз из верхних слоев океана. Их частицы были сделаны из кальцита, извлеченные из морской воды.

Школьные мелки , которые используются в школах, институтах и просто по необходимости для письма на больших поверхностях только на 40% состоят из мела, остальные 60% это гипс .

Теперь вы знаете, что школьные мелки только на 40% состоят из мела, а другие 60% — это гипс.

Как делают мелки для школ в Индии Производство мела и работа с белым мелом

В видео фрагменте передачи «Галилео» показано как делают мелки:

Белый мел от FILA-GIOTTO, 100 штук в упаковке, отличного качества.
Всем хорошо знакомые школьные доски с тёмной поверхностью, на которой так удобно писать мелом, до сих существуют во многих учебных заведениях самых развитых стран. Дело в том, что они — самые удобные и самые безопасные, какие бы новинки не появлялись.

Новые маркерные доски могут выделять эфиры и вызывать астму, а интерактивные доски дают излишнее напряжение на глаза. Поэтому у обычной традиционной доски конкурентов нет.

Главное — чтобы доска была хорошая, и мел для неё — тоже.

Мел школьный белый. ГДЕ КУПИТЬ. Школьные мелки можно купить в майшоп — в каталоге есть упаковки по 100 штук, а также цветные мелки. Также смотрите каталоги и в лабиринте. И в озоне — в разделе аксессуаров для досок.

Не весь мел хорош. Один мел крошится, превращаясь в пыль; другой — царапает доску, третьего практически не видно на доске, слишком бледный.

12 неосыпающихся белых мелков. Для рисования на доске или асфальте. Мелки имеют пониженное выделения пыли, изготовлено с экологически чистых материалов и легко смываются водой с рук и одежды.

Одно из событий — появление так называемых некрошащихся мелков без пыли. Делают их обычно с использованием казеина. Это такие мелки, которые не пачкают руки и одежду, их изготавливают по специальной технологии. Хотя мелки и называются некрошащимися , тем не менее, их частицы всё же всегда присутствуют в воздухе школьных помещений. Обычный хороший мелок ничуть не хуже.

Качественные мелки не крошатся, образуют минимум меловой пыли, имеют насыщенные цвета; белый мелок отлично видно на школьной доске.

Раньше (ещё недавно) все доски для письма мелом были исключительно деревянными. Их покрывали матовой краской, обычно чёрной или тёмно­-коричневой. Такой фон обеспечивал максимальную контрастность с записями, сделанными мелом. Современная же школьная доска имеет металлическую основу, что позволяет работать не только с мелом, но и размещать на ней вспомогательные пособия на магнитах. Краску для покрытия рабочей поверхности сегодня не использует ни один производитель досок; у каждой компании разработаны свои специальные составы, к которым предъявляются повышенные требования по устойчивости к химическим и механическим воздействиям.Очень хороши доски, изготовленные из металла с лаковым покрытием.

Галилео. Мелки

Мел школьный — состав

Для лучших сортов мелков применяется отмученный мел (в торговле он называется плавленный мел). Для приготовления отмученного мела применяют природный натуральный мел. Такой мел абсолютно безвреден и не содержит никаких посторонних компонентов. Он абсолютно не токсичен.

Более дешёвые мелки можно приготовить размешиванием в воде смеси из светлой глины хорошего качества и мела, но такими можно рисовать на асфальте, это не для школьных досок.

Школьный мел предназначен для детей, и поэтому он должен обладать безопасностью. Токсичных примесей при производстве школьного мела не применяется. Состав и все свойства изделия должны быть указаны на упаковке мела. Школьный мелок должен изготавливаться с учётом всех существующих стандартов производства из экологически чистого сырья.

Только тогда мел в школе и дома будет безопасен, а возможность отравления исключена. Для школ мел выпускается прессованный и кусковой.

Основой прессованного мела является сульфат кальция, получаемый из гипса. При изготовлении школьного мела, который имеет форму, применяют крахмал и известняк.

Для ежедневного использования в школах больше всего подходит кусковой природный мел, почти на 100% состоящий из карбоната кальция. Этот вид школьного мела наиболее безопасен для здоровья ребёнка (и, что немаловажно, и учителя).

Производители мелков

Наиболее известные отечественные предприятия по производству мелков — Алгем , Эликонт , Вакарис , Пегас , Квартет-1 . Самый старый завод в России по производству мела расположен в Белгороде, а одним из самых первых на рынке является компания Алгем — она первая начала отливать мел, запатентовав состав и квадратную форму. Литой белый мел содержит гипс в минимальном количестве.

Мел круглый «White Peps» от Maped, 100 штук, белый — один из лучших видов мела для школы. Высококачественный мел из карбоната кальция. Для детского творчества и школы. Не крошится. Технология меньше пыли . Круглая форма позволяет чертить и рисовать без напряжения руки.

Читайте также:
Candino часы женские отзывы покупателей

Другие компании по производству хорошего мела — это Пифагор , Brauberg, Хатбер , Koh-I-Noor. Лучшими считаются Maped, Herlitz.

В случае с белыми мелками наиболее всего популярны объёмные упаковки — сразу 100 штук. А вот цветными мелки покупают небольшими коробками, по 6-12 мелков. Объясняется такая разница очень просто: цветные мелки ориентированы на детей младшего и среднего школьного возраста, их покупают родители для рисования на асфальте. Белый мел — это в основном продукт для образовательных учреждений, его закупают школы, или родители на класс, сразу на весь учебный год. Школа может закупать мел подешевле, поэтому лучше всего, когда родители сами выбирают и покупают качественный мел для своего класса — особенно это важно для младшей школы.

Так же, как и чернографитные карандаши, мелки имеют градацию по твёрдости. Она зависит от степени сушки и состава мелка. Более твёрдый мелок рассчитан на рисование на асфальте, для школьных досок лучше всего мел средней твёрдости, а мягкий используется для портновских работ.

Действие мела на организм обусловлено индивидуальными особенностями каждого человека. Как и любая пыль, меловая пыль также накапливается в дыхательных путях, вызывая раздражения. Отсюда кашель, першение в горле, чихание. Пострадать может и чувствительная кожа. Руки от мела могут чесаться, кожа сохнуть.

Белые школьные мелки «Koh-i-Noor» классической формы предназначены для письма и рисования на школьных досках, асфальте и бетоне. Мелки легко и мягко пишут, оставляют четкий и яркий след. В наборе 100 мелков белого цвета.

Мел (помимо изготовления мелков) применяется во многих других отраслях: в сахарной, резиновой, бумажной, стекольной промышленностях, при получении соды. Мел — необходимый компонент мелованной бумаги, используемой в полиграфии для печати качественных иллюстрированных изданий. Молотый мел широко применяется в качестве материала для побелки, окраски заборов, стен, бордюров, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов.

Как самому сделать мелок из мела

Мелки можно делать даже и самостоятельно, если знаете, где взять чистый мел. При изготовлении цветного мела порошок мела смешивают с соответствующим количеством минеральных красок и замешивают в водном растворе столярного клея, гумми-арабика или декстрина, также используются пивные дрожжи, клейстер из овсяной муки.

В качестве наполнителя для белых мелков можно применять гипс, алебастр, а также и свинцовые белила, но эти материалы слишком дороги. Для придания мелку мягкости можно прибавить мыла (в виде мыльной воды), масла или воска. Готовые высушенные мелки погружают в масло, что улучшает их цвет и .делает их более мягкими.

Тщательно замешанные мел, красящее вещество и связующее вещество выкладывают на стол или на доски, которые предварительно покрываются 5-6 листами макулатуры или любой бумаги, которую не жалко. Бумага поглощает влагу, и масса приобретает густую консистенцию. Когда масса станет достаточно густой и её можно будет брать в руки, что она не прилипает, берут кусок массы величиной с орех, скатывают в шарик, а затем раскатывают ладонью в цилиндрик. Далее цилиндрик прокатывают при помощи гладкой дощечки, чтобы он стал ровный и гладкий. Отформованные мелки помещают на доски, покрывают бумагой и сушат в тени.

Если много работаете с мелом.

Если постоянная работа с мелом вызывает сухость кожи рук и кашель, эти симптомы со временем могут привести к заболеваниям аллергического характера.

Белые школьные неосыпающиеся мелки «Crayola» изготовлены из экологически безопасных материалов, они не образуют пыли и не рассыпаются. 12 штук.

Для профилактики аллергических реакций на мел рекомендуется:

  1. во время работы с мелом почаще мыть руки со смягчающим туалетным мылом: хорошо подходит глицериновое, ланолиновое, вазелиновое и молочное мыло, жидкое мягкое мыло, а также крем-мыло Dove, и т.п.;
  2. после каждого урока желательно смазывать руки увлажняющим кремом для рук;
  3. стирать мел с доски только влажной тряпкой — так меловой пыли гораздо меньше;
  4. промывать тряпку для стирания мела с доски как можно чаще, чтобы она была чистой.

Мел школьный — белый и цветной

Цветные мелки для рисования по школьным доскам, асфальту, бумаге и другим поверхностям.

Мел «Фиксики», 6 цветов.

Мел цветной, 100 штук. Цветные мелки для рисования по школьным доскам, асфальту, бумаге и другим поверхностям. Удобны в использовании, не крошатся, яркие и насыщенные цвета, высокая покрывающая способность. Не царапают доску. Не пачкают руки.

Мел для досок 150 штук, белый, беспыльный. Легко стирается и не царапает поверхность. Обеспечивает длительное письмо — не крошится. Сделано в России.

Мастер-класс по изготовлению цветных мелков

Мастер-класс по изготовлению разноцветных мелков.
Сегодня мы расскажем, как сделать самодельный мел.
Мы нашли несколько рецептов для его изготовления и решили объединить их для получения оптимального варианта: нехрупкий и быстросохнущий мел.

Мастер-класс по изготовлению цветных мелков

Используем трубочки из-под оберточной бумаги (или пищевой пленки, фольги, в общем, любая трубка из плотного картона), т.к. они имеют меньший диаметр в отличии от туалетной бумаги, а значит лучше подойдут для детских ручек.

Теперь готовим наши материалы-инструменты:
— теплая вода,
— гипс,
— пустые картонные цилиндрики,
— ножницы,
— клейкая лента,
— вощеная бумага (бумага с тонким восковым покрытием с двух сторон, водонепроницаемая),
— ненужная ёмкость,
— пластиковая ложка,
— акриловые краски (лучше, правда, темпера),
— пакеты или мешочки для наполнения емкостей полученным раствором.
— старые газеты (чтоб не вымазать поверхность, на которой будем все это делать).

Читайте также:
Искусственное выращивание кристаллов в т ч жемчуг алмаз исследовательская работа

Творим:
1. Нарежьте картонные трубочки на более мелкие (10-15 см.), нам потребуется 6 шт.;
2. Проложите внутренность картонных трубочек вощеной бумагой;
3. Залепите один конец трубочек клейкой лентой, чтобы ничего не вытекало в процессе;

Мастер-класс по изготовлению цветных мелков

Действовать надо быстро, поскольку гипс застывает примерно за 10-15 минут. Нужно разводить не весь гипс, а часть. Каждому новому цвету — отдельно замешанная часть гипса.

5. Пропорции для одного цвета такие: 2-3 столовые ложки краски темперы, ½ стакана воды, ¾ чашки гипса.

Мастер-класс по изготовлению цветных мелков

6. Заливаем полученную массу в картонные трубочки
7.Оставляем сушиться при комнатной температуре на часов 12.

Мастер-класс по изготовлению цветных мелков

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Изготовление мела в домашних условиях (пособие)

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Приготовление мела – простое и недорогое предприятие, которое вы можете устроить у себя дома, используя вещи, которые почти наверняка найдете под рукой. Добавьте немного красок и получите цветные мелки, которыми можно рисовать. Предлагаем вам разные способы изготовления цветного мела в домашних условиях.

  • Проект мой город средняя группа детский сад
  • Кратко от какого слова образовано
  • Что такое княжич кратко
  • Каковы причины существования разных оценок деятельности петра 3 кратко
  • В чем суть идеи гуманизма кратко

Источник: obrazovanie-gid.ru

Тайны школьного мела

С мелом мы знакомы с детства: не успели встать на ножки, а уже рисовали палочки и кружочки на асфальте. С мелом мы встречаемся и сейчас: пишем в школе на доске, рисуем на улице. Мел необходим для производства стекла, бумаги, резины, красок и других нужных вещей. Мел выручает нас в быту.

То есть мел – полезное ископаемое. Все вышеперечисленное определяет актуальность выбранной темы.

Предмет исследования : школьный мел.

Цель исследования : изучить свойства мела.

1.Выяснить происхождение мела;

2.Узнать, как добывают мел;

  1. Узнать, как мел попадает к нам в школу;

4.Определить, какие свойства делают мел популярным;

  1. Узнать, как мел применяется в быту.

Меловой период (65 млн лет назад) получил такое название потому, что с ним связаны мощные отложения мела. В океане существовали разные мельчайшие животные. Одним из них является одноклеточное существо, которое еще называют «фораминифера», у которого панцирь состоит из извести. Когда они умирали, то их панцири опускались на дно океанов. Раковины мельчайших животных в несколько слоев покрывали растения, дно океанов, и впоследствии превращались в мел.

Таким образом, меловые горы это не что иное, как дно древних морей, образованное остатками отмерших организмов, которые смешивались с неорганическим материалом.

Мел – осадочная горная порода белого цвета, мягкая и рассыпчатая, нерастворимая в воде, органического происхождения.

Основу химического состава составляет карбонат кальция с небольшим количеством карбоната магния, но обычно присутствует и некарбонатная часть, в основном, оксиды металлов.

В настоящее время в России известно 138 учтенных месторождений природного мела. Одними из наиболее крупных месторождений мела являются меловые карьеры в Волгоградской, Белгородской и Саратовской областях.

Для производства мела разрабатывается известняковый карьер. Затем известняк крошат и перемалывают вместе с водой в шаровой дробилке (вращающемся стальном барабане, внутри которого разбрызгивается вода). На данном этапе из известняка вымываются посторонние примеси и остается чистый порошок.

На фабрике по производству мелков мел снова перемалывается. Для производства школьных мелков в массу добавляют воду и доводят ее до консистенции глины. Затем массу штампуют и режут на бруски около 60см длиной, которые помещаются в специальную форму, по пять штук на каждую. Эту форму отправляют в печь, где выдерживают массу в течение четырех дней при температуре 85 градусов по Цельсию. Затем затвердевшие мелки режут на бруски длиной 80 мм.

Для изготовления цветных мелков пигменты смешиваются с основой в сухом виде, и только после этого добавляется вода и начинается описанный выше цикл производства.

В нашу школу мел прибыл из Московской области, город Клин.

Чтобы узнать свойства мела, нужно провести ряд опытов.

Опыт №1 . Проверим мел на прочность.

Материалы: мел, молоток, поверхность стола.

Результат: мел раскрошился.

Вывод: мел хрупкий.

Опыт №2 . Растворим мел в воде.

Материалы: мел, вода, стеклянный стакан, ложка, поверхность стола.

Результат: мел осел на дно стакана.

Вывод: мел не растворяется в воде.

Опыт №3 . Растворим мел в уксусной кислоте.

Материалы: мел, уксусная кислота, стеклянный стакан, ложка, перчатки, защитные очки, поверхность стола.

Результат: мел растворился в уксусе с образованием пузырьков. Если поднести горящую спичку к поверхности стакана, то огонь гаснет. Следовательно, в пузырьках находится углекислый газ, т.к. при его присутствии огонь не горит.

Вывод: мел растворяется в уксусной кислоте с выделением углекислого газа.

Опыт №4 . Проверим, будет ли писать мел, если его нагреть.

Материалы: мел, плоскогубцы, доска для рисования.

Результат: мел пишет на доске.

Вывод: высокие температуры не изменили свойство мела.

Читайте также:
Способы огранки ювелирных изделий

Опыт №5. Заморозим мел.

Материалы: мел, морозильная камера (-20С).

Результат: мел стал крошиться в руке.

Вывод: мел крошится после воздействия низких температур.

Опыт №6. Положим мел в небольшое количество воды и масла.

Материалы: мел, вода, растительное масло, блюдца.

Результат: мел впитал и воду и масло.

Вывод: мел впитывает воду и масло.

Опыты проводились с параллельным использованием мелков разного цвета и формы.

Вывод: цвет и форма мела не влияют на его свойства.

  1. Применение мела в быту.

Зная свойства мела, можно применять его в быту. Рассмотрим несколько вариантов применения мела дома.

Натрите мелом загрязненную область и оставьте на 10 минут. Это поможет поглотить жир. Перед загрузкой в стиральную машину уберите излишки мела.

Тщательно потрите воротник белым мелом. Мел впитает загрязнения. Оставьте мел на 10 минут, а затем постирайте как обычно.

  1. Предотвращение плесени и неприятных запахов в корзине для белья .

Поместите несколько кусочков мела в пластиковый пакет и измельчите, а потом положите этот открытый пакет на дно корзины с грязным бельем. Мел впитает влагу из одежды, предотвратив возникновение плесени. Заменяйте пакет один раз в месяц.

  1. Ювелирные изделия не потускнеют .

Кусок мела в шкатулке также позволит предотвратить потускнение ювелирных изделий. Мел будет поглощать сернистые соединения внутри коробки и украшения не будут чернеть.

Мел впитывает влагу, поэтому горстка мела в ящике для инструментов поможет предотвратить коррозию.

По какой-то причине муравьи не любят пересекать линии, нарисованные мелом. Проведите черту у дверных проемов, на подоконнике, словом, откуда муравьи приходят в ваш дом.

Вы можете взять оставшиеся куски мела и сделать новый мел. Просто раздавите и смешайте с водой, влейте в какую-нибудь подходящую форму и дайте смеси высохнуть. К слову, вы можете сделать более яркие цвета, добавив пищевые красители. Готово! 7

Встречаясь с мелом в детстве, я никогда не задумывалась о том, что этот маленький кусочек может что-то делать, кроме как рисовать на асфальте. А, оказывается, мел хранит в себе множество полезных секретов.

Мел – удивительное ископаемое. Он помогает нам учиться в школе, помогает нам развивать воображение, когда мы им рисуем. Мел помогает нам в быту, делая нашу жизнь легче. Без него не было бы стекла, резины, красок и других нужных материалов.

Спасибо, мел, что ты есть!

Тайны школьного мела

  • ← Тренинг “Счастливый человек”
  • Конспект НОД «В стране заколдованных звуков» →

Источник: xn--d1abbusdciv.xn--p1ai

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Тайны школьного мела»

t1658473807aa.jpg

Пожалуй, в мире не найдется человека, который бы за свою жизнь не столкнулся бы с мелом. В миллионах классах учителя и школьники пишут мелом на доске. Однажды я задумался о том, откуда же к нам пришёл школьный мел? Что это полезное ископаемое или творение рук человека? Можно ли его изготовить своими руками?

Так и появилась тема моего исследования «Тайны школьного мела».

Мел даже в век информационных технологий не теряет своего значения и остаётся незаменимым помощником в школе, детских садах и творчестве ребят. Поэтому, я считаю, что эта тема актуальна .

Я решил изучить эту тему на примере своего класса, в этом заключается новизна моего исследования.

Цель исследования: изучение состава и свойства школьного мела, изготовление его своими руками.

Задачи исследования:

изучить историю возникновения мела;

провести опрос учащихся;

провести эксперименты по изучению свойств мела;

изготовить школьный мел своими руками;

ознакомить одноклассников с результатом работы.

Гипотеза: предположим, природный мел имеет полезные свойства и из него можно изготовить школьный мел своими руками.

Объект исследования: мел.

Предмет исследования: свойства и состав школьного мела.

Методы исследования:

— изучение и обобщение полученной информации;

Практическая значимость исследования: Данная работа может быть использована на уроках окружающего мира.

Чтобы узнать всё про мел, я изучал различную познавательную литературу, анализировал материалы из сети Интернет, совершил заочное путешествие в прошлое.

II. Основная часть

2.1. История возникновения мела

В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова дается следующее определение: «Мел — это мягкий белый известняк, употребляемый в промышленности, для окраски, писания».

Интересно, что существует несколько разновидностей известняка, таких как мел, ракушечник, туф и мергель. Они также отличаются друг от друга по образованию, внешнему виду и составу.

Мел — горная порода, разновидность известняка, состоящая из нескольких минералов. Основу мела составляет кальцит, его в породе до 98%. Также присутствует магнезит. Ещё доли процента приходятся на оксиды металлов. Мел обладает большей устойчивостью к атмосферным воздействиям. Он образует высокие, крутые скалы — меловые отложения.

Эти отложения могут встречаться как над землей, так и под землей.

Рассуждая над тем, что такое мел, уделил внимание его появлению в природе. Около 80 млн. лет назад, когда на Земле существовали динозавры, был Меловой период. Тёплые и мелкие моря той поры давали приют бесчисленному множеству мельчайших моллюсков, строивших свои скелеты и раковины из добываемого из воды кальция. Останки этих существ, скопившиеся в донных отложениях многометровыми пластами, и превратились в хорошо знакомый нам мел. Таким образом, мел хранит историю нашей планеты [2].

Все применяющиеся в науке сорта и виды мела, равно, как и их типы и оттенки, вырабатываются из различных меловых карьеров и зависят от тех примесей, которые, в свою очередь, содержатся всё в тех же карьерах. Известняки встречаются почти на всех материках, за исключением Австралии.

Читайте также:
Что такое друза камня

Ежегодное потребление природного мела в кусковом, дроблёном и измельчённом виде в разных странах превышает 150 млн. тонн. Самый качественный мел в России изготавливают на меловых заводах Белгородской области, так как именно на Белгородчине находятся наиболее крупные месторождения качественного мела. Месторождения мела в России сосредоточены в Брянской, Белгородской, Ульяновской и Саратовской областях. Из карьеров мел развозится по всем предприятиям, изготавливающим мел. (Приложение 1).

2.2. Использование мела

Мела добывают много. А где он находит применение? Мел применяют как добавку во многих областях:

— Ни одна школа и детский сад не обходятся без мела, который с успехом применяется для письма и рисования.

— Мел — необходимый компонент «мелованной бумаги», используемой в полиграфии для печати качественных иллюстрированных изданий.

— В промышленности — для производства цемента и извести, как наполнитель для резины, пластмасс, лакокрасочных материалов, для получения соды, стекла, очистки сахара.

— Мел применяется для окраски заборов, бордюров, стен, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов, для побелки потолков. В народе его называют известь, которую мы гасим водой, а после применяем.

— Используется в медицине как лечебный препарат.

— В парфюмерии как составная часть зубных паст, помад, тональных кремов, пудр.

— В искусстве, как компонент при изготовлении художественных красок.

— Очень жесткий мел нужен портнихе, чтобы сделать разметку на тканях.

— В спорте: в гимнастике, скалолазании, тяжелой атлетике и перетягивании каната мел применяется для рук при удалении пота и уменьшения скольжения.

— В быту: Можно почистить дома раковину. Если поместить мел в небольшой мешочек и положить в бельевой шкаф или около металла, мел впитает влагу и неприятные запахи.

— В сельском хозяйстве мел вносят в почву для уменьшения ее кислотности, а также для изготовления комбикорма для животных [1].

Мел необходим всем и везде! (Приложение 2).

2.3. Школьный мел

Природный мел, используемый для производства школьных мелков, добывается в карьерах. Он абсолютно безопасен и не содержит посторонних примесей. Оказывается, для производства хорошего школьного мела природный белый мел специально готовят. Сначала его разбивают на мелкие кусочки, сортируют, убирают все примеси и растирают на жерновах с добавлением воды.

Получившуюся массу отстаивают, дают тяжелым примесям, песку и камням осесть на дно сосуда. Раствор более чистого материала переливают во второй сосуд, а затем в следующий, до тех пор, пока вся ненужная примесь не опадет на дно и не удалится из мелового раствора.

Полученную массу долго отстаивают в чане, затем сливают воду, а оставшуюся массу переливают в обтянутый полотном ящик. Стекшую массу просушивают на решетке. Если высушенный мел становится излишне рассыпчатым, то в него добавляют немного гипса и клея. А с помощью различных красителей можно получить мелки любого цвета [2].

Качество и безопасность школьного мела для здоровья будет зависеть от честности производителя. (Приложение 3).

Вывод: Мел — горная порода, разновидность известняка, состоящая из нескольких минералов. Он появился десятки миллионов лет назад. В настоящее время мел необходим и широко применяется в разных отраслях.

III. Практическая часть работы

3.1. Анкетирование учащихся

Цель: выявление знаний о меле у одноклассников.

Провел анкетирование среди одноклассников. Опросил 30 ребят ( Диаграмма 1- 4). Предложил ответить на следующие вопросы:

1. Известно ли вам, из чего состоит школьный мел? 1. Да. 2. Нет.

2. Часто вы пользуетесь школьным мелом? 1. Да. 2. Нет. 3. Иногда.

3. Есть ли у мела полезные свойства? 1. Да. 2. Нет. 3. Не знаю.

4. Можно ли заменить школьный мел? 1. Да. 2. Нет. 3. Не знаю.

Проанализировал анкеты одноклассников и пришёл к выводу:

1. 20 ребят не задумывались о том из чего состоит школьный мел, а 10 ребят утверждают, что знакомы с его составом;

2. 28 ребят ответили, что мелом пользуются часто — «да», 2 — «иногда».

3. 5 ребят «не знают», что у мела есть полезные свойства. 17 думают, что «нет», а 8 ребят ответили «да».

4. 20 ребят ответили, что школьный мел заменить нельзя — «нет», 10 — «иногда».

Вывод: В ыяснил, что одноклассники пользуются мелом часто, но о школьном меле знают мало. Несмотря на технический прогресс в нашей школе заменить мел пока полностью нельзя (Приложение 4).

3.2. Интервью с медицинской сестрой школы

Цель: Узнать о влиянии школьного мела на здоровье.

В процессе исследования задал вопросы медицинской сестре школы Татьяне Васильевне Скрипник. В интервью она рассказала, что действительно меловая пыль может оказывать негативное влияние на здоровье человека. Мел может вызывать аллергию, при длительном контакте с кожей, сухость и приступ кашля. Несмотря на важность, мел может быть опасным и причинять вред здоровью человека, поэтому при использовании его нужно быть аккуратным и соблюдать рекомендации по безопасному использованию мела.

Для уменьшения отрицательных последствий, которые появляются при постоянном контакте с мелом, рекомендовано: вытирать мел с доски только влажной тряпкой; промывать тряпку для стирания мела как можно чаще; проветривать класс. Некоторые учащиеся любят, есть мел, а ведь школьный мел-это продукт, содержащий в своем составе опасные компоненты: гипс, клей ПВА, казеиновый, красители, что не совсем безопасно для их здоровья.

Читайте также:
Сколько стоят часы михаил корс женские

Вывод: Для безопасной работы со школьным мелом необходимо соблюдать нормы гигиены. (Приложение 5).

3.3. Эксперимент №1 «Изготовление школьного мела своими руками»

Цель: Изготовление школьного мела своими руками.

Изучил рецепты создания мела, приступил к его изготовлению своими руками [5].

Взял дроблённый природный мел 1 стакан (250 мл), связующее вещество гипс 5 часть стакана (50 мл) и вода (100 мл), 2 капли моющего средства, краситель — гуашь или пищевой краситель, можно добавил 1 каплю ароматизатора. В миску высыпал мел, гипс — размешал. Отдельно хорошо смешал воду, краситель и моющее средство.

Постепенно и тщательно перемешивая, добавил полученную жидкость в смесь до получения густой сметаны. Полученную смесь распределил в формы. Поставил сушиться на 1 сутки. Школьные цветные мелки готовы.

Через сутки провёл испытание мела. Самодельный мел не уступил по качеству и яркости школьному мелу. Себестоимость мела намного дешевле.

Вывод: Получил готовый к применению безопасный мел. Он ложился ровным слоем, был ярким, себестоимость самодельного мела дешевле. Создание мела, оказалось занимательным творчеством (Приложение 6).

3.4. Эксперимент №2 «Состав и свойства мела»

Цель: Изучение состава и свойств мела: молотого, школьного и самодельного [3]. Занесение результатов в таблицу (Таблица 1).

1. Если потрогать руками мел: школьный и самодельный — твердый, шероховатый, только молотый мел рассыпчатый. Мел оставляет след на руках. При письме — он крошится, сыпется.

Значит, все образцы хрупкие и оставляют след.

2. Взял чаши. Поместил в них образцы мела. Налил немного воды. Воду весь мел впитал очень быстро.

Значит, все образцы мела хорошо впитывают воду.

3. Взял чаши. Поместил в них образцы мела. Налил немного оливкого масла. Все образцы мела впитали масло. Чаши оказались сухие.

Значит, образцы мела хорошо впитывают жир, поэтому при использовании сушат кожу рук.

4. Рассмотрел образцы мела под микроскопом. Увидел вкрапления, крупные кусочки. Возможно, это просто песчинки или остатки микроорганизмов.

Значит, мел содержит микроорганизмы.

5. Погрузил образцы мела в воду, она помутнела. Образцы практически не повредились, они содержат клей или гипс. Молотый мел превратился в суспензию.

Значит, мел не растворяется в воде.

6. В колбу налил немного уксуса — это кислота. Положил туда образцы мела. Произошло выделение углекислого газа и разрушение кальция кислотой. Уксус бурлил и шипел, активно в колбе с молотым мелом. Остальные образцы не повредились, остались целыми, немного шипели (содержат клей или гипс, поэтому такой активной реакции не произошло).

Значит, мел это разновидность известняка и в составе мела кальций, который разрушается кислотой.

7. Оказывается, присутствие крахмала может изменить цвет йода. Взял образцы мела и капнул на них йод. Цвет йода изменился на сине — фиолетовый цвет, только на одном виде мела.

Значит, крахмал присутствует только в одном образце мела. Результаты занёс в таблицу.

Вывод: Узнал, что образцы мела хрупкие и оставляют след, хорошо впитывают воду и жир, не растворяются в воде, в составе мела есть кальций, а крахмал содержит ни все образцы мела (Приложение 7).

IV. Заключение

Работая по данной теме, я узнал, что такое мел и его местонахождение в природе. Исследовал состав, и свойства мела выяснил, что есть различие между школьным и природным мелом.

Моя гипотеза подтвердилась: природный мел имеет полезные свойства и из него можно изготовить школьный мел своими руками. Це ль исследования достигнута, так как мне удалось изучить состав и свойства мела и изготовить школьный мел своими руками.

На основании полученных результатов написал рекомендации по безопасному использованию мела:

— чтобы мел не сушил кожу рук можно обвернуть его скотчем или фольгой;

— чтобы сделать школьный мел не пачкающим руки, достаточно окунуть его на несколько секунд в разбавленное в 2 — 3 раза молоко. После такой процедуры мел перестает пачкаться, а писать будет по-прежнему хорошо;

— чтобы мел не крошился, нужно подсушивать его на батарее и хранить в сухом месте;

— во время работы с мелом пользоваться влажными салфетками;

— чаще проветривать класс;

— вытирать мел с доски только влажной тряпкой;

— промывать тряпку для стирания мела как можно чаще.

Я понял, что эта тема неисчерпаема! У меня появилось желание и дальше изучать полезные ископаемые (Приложение 8).

V. Библиографический список

Аликберова Л.Ю., Стёпин Б.Д. Книга по химии для домашнего чтения. М.: Химия, 1995г. — 400с.

БСЭ. М.: Большая Российская энциклопедия, том 18, 2011г. — 767с.

Ольгин О.М. Опыты без взрывов. / О.М.Ольгин; — М.: Химия, 1995г. — 136 с.

Оржековский П.А, Давыдов В.Н., Титов Н.А. — Творчество учащихся на практических занятиях по химии. М.: АРКТИ, 1999г. — 152с.

Оржековский П.А., Титов Н.А. и др. — Кружковые занятия по изготовлению школьных мелков. Химия в школе. №5 1991г. Стр. 62-65.

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Рейтинг
Загрузка ...