С чего же начинается изготовление ювелирного украшения? Начинается оно с модели и заканчивается – попаданием на прилавок магазина, а уже далее на вашу шею или руки. Но какие этапы проходит сам процесс творения роскошного произведения искусства из металла и камней?
Ювелирное изделие
Как создаются ювелирные украшения: эскиз, выбор материалов, отлив, закрепление камней и финишная отделка.
Мастер создает эскиз – он отображает на бумаге свою мысль. Если ювелирное изделие слишком сложное с позиции технического исполнения – изделие разбивается на несколько частей, которые после отливки крепят между собой.
Когда эскиз готов – создается реальная, трехмерная модель. Тут может быть несколько вариантов:
1. Если его изготавливают в единичном экземпляре – восковая модель растапливается металлом, который будет заполнять пустоты бруска и приобретать заданную форму.
2. Если будет запускаться в серийное, массовое производство – изготавливают модель из никель-цинкового или серебряного сплава. Далее изделие запекают в специальной форме, которая после приобретает форму изделия – ее используют для массового отлива.
урок «Трубчатые серьги» (для ювелиров)
3. Существует еще один способ – при помощи специальных CAD-систем создают на практике 3Д модели на компьютере, уже с их помощью в будущем отливают само украшение.
Когда модель готова – закономерно возникает вопрос о том, из какого металла и какие камни применять в украшении :
1. Выбирая металл – тип, сплав последнего зависит от модели будущего украшения, а также предпочтений самого заказчика.
2. Камни – это могут быть как драгоценные, так и полудрагоценные минералы, и самоцвет. Тут вы можете полагаться только на свой вкус и финансовые возможности, так как одни стоят дороже, другие дешевле.
3. Иные материалы. Если золото или платина, камни – для вас банальность, тогда можете остановить свой выбор на дереве или смолах, шпагате или иных, менее распространенных в ювелирном деле материалов.
Важно! Независимо от выбранного металла или камней, иных материалов – все они должны гармонично сочетаться меж собой.
Отлив украшения
Именно литье – самый важный в ювелирном деле этап создания украшения. Изделия в большинстве своем производят массово – об этом и поговорим далее. Сбирают воедино несколько восковок и припаивают их на один стержень – выходит такая себе болванка в виде елочки.
Ювелирное украшение
Именно ее формуют мастера в специальный глиняный состав и запекают – из нее вытекает воск, образуя пустоты. Именно эти самые формовочные пустоты и будут служить основой для заливки металла. После затекания форма остывает, ее очищают и далее применяют в процессе изготовления ювелирного украшения.
Монтаж украшения
В большинстве своем ювелирные украшения делают не в виде единого изделия, а отдельных его составляющих частей – после отливки их соединяют между собой в единое изделие. Именно этим и занимается мастер монтировщик – части соединяют в изделие, устраняют погрешности и украшению придают более или мене завершенный вид.
Литье ювелирных изделий – Профессия Ювелир
Важно! От мастерства ювелира зависит не только внешний вид изделия, а насколько долго он будет носиться, не развалиться ли после первого же выхода в свет.
Полировка и шлифовка
Когда изделие готово – для завершения требуется всего немного, а именно придать ему роскошный блеск. И в этом случае мастер применяет шлифовку и полировку украшения – могут применяться один из нескольких видов:
· химическая полировка – помогает убрать с поверхности металла оксид, оставшийся после оливки;
· шлифовка изделия – по сути грубая обработка изделия, придающая ему завершенный внешний вид, ликвидирует дефекты;
· полировка – при помощи мягко ткани полируют саму поверхность металла, придавая ей зеркальный блеск;
· галтовка – изделие прокручивают в барабане со специальным абразивным составом, соединяя в себе по сути полировку и шлифовку в едином целом.
Как видим, сам процесс создания украшения – это долгий и кропотливый труд, но в конечном итоге на свет появляется настоящее произведение искусства.
Источник: dzen.ru
Как живут уральские ювелиры, создавшие самые дорогие часы в мире: репортаж с производства
Четыре года назад ювелирный дом Moiseikin из Екатеринбурга создал часы стоимостью несколько миллионов долларов, которые иностранные журналисты назвали самыми дорогими в мире, а сегодня он периодически испытывает сложности. Мы побывали на его производстве и узнали, почему украшения покупают реже, а уральский бренд больше ценят в Азии.
Сейчас ювелирный дом — это целый этаж в трехэтажном промышленном здании на Вторчермете и 70 сотрудников, а начиналось все с небольшой мастерской на улице Гагарина. Было начало 90-х, всегда любивший рисовать Виктор Моисейкин в основном разрабатывал дизайн ювелирных украшений, а его друг и дядя работали ювелирами.
Моисейкин говорит, что тогда и представить себе не мог, что его любимое дело станет прибыльным бизнесом, а ему самому придется учиться жить по бизнес-планам, быть директором немаленького ювелирного производства и держать магазин в центре Екатеринбурга.
— Я и сейчас удивляюсь, когда кто-то говорит, что сделал что-то по бизнес-плану, — рассказывает Виктор Моисейкин. — Не знаю, как жить по бизнес-плану, но сейчас мы его разрабатываем — потому что ответственность, потому что много сотрудников и нужно как-то по-другому к этому всему относиться. Я вообще не хотел быть директором, хотел оставаться дизайнером и ювелиром, но на административные вопросы уходит огромное количество времени и я убедил себя, что все-таки это нужно делать, и начал получать от этого удовольствие.
Сейчас самостоятельно украшения он не создает, но, как говорит, проверяет каждое.
В здание на Вторчермете ювелирный дом перебрался в конце 90-х. Отделы разбрелись по собственным помещениям, недавно завели собаку. Янтарь — так зовут дворнягу — приехал с Виктором Моисейкиным из поселка Янтарного под Калининградом. Сначала в жалостливые собачьи глаза влюбился ювелир, раньше никогда не державший собак, потом — весь коллектив. Сейчас Янтарь разгуливает по всем кабинетам, по-хозяйски засовывает нос в шкафчики с печеньем и повсюду сопровождает гостей — ходил он и с нами.
Идем в ювелирную мастерскую. Это небольшое помещение, где десять мастеров трудятся каждый над своим изделием. По словам Виктора Моисейкина, сейчас ювелирный дом делает не только украшения, а «вообще все, что нужно для жизни»: например, ложки, чайники, люстры. Естественно, из драгметаллов (чаще всего из золота, серебра, сплавов) и драгкамней (яшмы, кварца), которые добывают в основном в России.
Те самые часы ювелиры создали в 2015 году. На них ушло более килограмма золота, двух тысяч бриллиантов и 500 сапфиров — и десять лет работы. Тогда же были сделаны ларец из турмалина и аметиста для мощей святой Татьяны, драгоценное пасхальное яйцо весом 1,5 килограмма для патриарха Кирилла, а для актрисы Катрин Денёв — изящная серебряная роза.
Позднее, в 2016 и 2017 годах, ИП Моисейкин, по данным системы «Контур.Фокус», выиграло два конкурса на изготовление знака «За отличные успехи в учении» для областного Дворца молодежи. За работу Моисейкин должен был получить в сумме 5,5 млн рублей. Еще в 2016 году он разрабатывал, изготавливал и поставлял сувениры для университетского форума «Россия — АСЕАН», который прошел в МГИМО. Цена вопроса — 464 тысячи рублей.
Возвращаемся на производство. Ювелир Галина обрабатывает шинку (основу) серег, шлензу (накладку на них) и вставляет в серьги камни. Детали вырастили на 3D-принтере и отлили тут же, на производстве, а Галине нужно отполировать и спаять их.
Галина трудится у Моисейкина почти 20 лет, а до этого 25 лет работала на ювелирном заводе, который потом закрылся. Говорит, о работе ювелира она не мечтала — ей просто нравилось рисовать и что-то создавать, поэтому вместе с подружкой она поступила в художественное училище.
На обработку серег, которые показывает Галина, у нее ушло больше восьми часов — и предстоит еще поработать, а вообще на одно ювелирное изделие в зависимости от его сложности можно потратить до нескольких дней.
— У нас ведь здесь простых изделий нет, это массовые можно было бы быстро делать, — объясняет она.
— Глаза не устают?
— Устают, конечно. Глаза у нас у всех в итоге начинают плохо видеть. Лупу ставим, но и как-то рука уже набита [и понимаем, где и что нужно сделать]. Вот Юля у нас молодая и пока без очков, — улыбается Галина, показывая на соседний стол.
Юлия работает с более крупным изделием — букетом магнолий. Цветы, которые она держит в руках, — из воска, и это модель будущего настоящего букета из драгкамней и драгметаллов. Ювелир может работать с любыми изделиями, но больше любит более массивные — к ним подход более творческий и делать их можно под себя.
— Можно привнести свою личность, по сути, это работа художника. Живость магнолии ведь можно передать разными способами. Здесь нужно, чтобы и сердце работало, и голова включалась, — объясняет Виктор Моисейкин. — Вообще эта работа не о том, что кто-то придумал, а кто-то попилил — и готово. В создании украшений принимает участие очень много людей, иногда десяток.
Потому что очень редко бывают такие талантливые люди, которые могут сделать вообще все хорошо. К примеру, после того как Юля сделает модель, следующий сотрудник сделает пресс-форму, чтобы этот цветок повторять уже.
— Автоматизировать процессы не планируете?
— Украшения должны иметь частичку любви и души, так что нет. Теоретически и практически это возможно, есть изделия, которые делают машины, но это накладывает определенные ограничения на дизайн — он получается очень простым и примитивным, а потом мы пытаемся убедить людей, что это красиво. А где эта живость рук? Я за человеческий фактор, тем более украшения — это не то, что нужно человеку в повседневной жизни, это уже высшие потребности, которые доставляют радость.
Перед тем как драгоценные камни попадают на производство, подлинность каждого из них проверяют. Плюс каждое изделие в среднем десять раз проходит через отдел контроля качества: после каждой доработки проверяют, не повредилось ли то, что было сделано ранее.
Компания Виктора Моисейкина активно работает в Азии: в Гонконге, Шанхае, Пекине, Токио и так далее. По его словам, там его продукцию покупают в разы чаще, чем в Екатеринбурге и в России. Потому что азиаты тяготеют к необычным вещам, не любят массовость и изделия российского производства для них дешевле:
— Европа стремится к простому выражению мысли и простоте в целом, а Азия — на своей волне. Недавно в Токио проходила выставка и мы стояли напротив знаменитого Cartie. Мы были единственной компанией из России, по нам судят вообще о русском ювелирном искусстве. Все удивляются: где-где вы? Я на карте показываю Екатеринбург.
Переспрашивают: Санкт-Петербург?
Сейчас ювелирный дом специально для азиатского рынка модифицирует коллекцию по мотивам работ Ван Гога, впервые выпущенную семь лет назад. Моисейкин уверен, что необычные витиеватые украшения обязательно будут покупать.
— На вашей продукции есть приписка Luxury — то есть люксовая. Она только для богатых?
— Не очень люблю говорить про сегмент, здесь все зависит от потребности. У человека может не быть много денег, но может быть потребность в золоте. Кто-то копит всю жизнь и покупает украшение, у кого-то много денег — и он покупает непонятно что. Я не считаю, что это предметы для богатых, они для тех, кто хочет иметь красивую работу.
— Как дела в ювелирной отрасли?
— Непросто, сейчас везде все непросто, потому что и в России, и за рубежом идет переоценка ценностей. Денег же не стало меньше, их, наоборот, больше, но при этом в отрасли происходит спад. На мой взгляд, люди начинают задумываться о том, зачем им то, что они приобретают. На самом деле, это хорошо: мы становимся более осмысленными, более внимательными, кризис помог уйти от модели потребительства какого-то бездумного, оголтелого. Теперь массовость уходит на второй план, а на первый план выходит вопрос: а что уникального ты создаешь?
По данным системы «Контур.Фокус», ООО «Моисейкин Инвест» и Торговый дом «Моисейкин» в 2017 году принесли только убытки — в сумме 20 000 рублей. ООО «Ювелирный дом «Моисейкин»» принесло 129 000 рублей чистой прибыли. Всего на балансе трех ООО оставалось 13,9 млн рублей.
— Угрозы закрыться не было?
— Она и сейчас периодически бывает — это бизнес, и бывают разные периоды. Но я очень благодарен нашим сотрудникам, которые вместе со мной переживают все выпадающие тяготы. Они любят то, что делают, верят в компанию. Ведь невозможно создавать какие-то интересные работы, если ты это не любишь. Я всегда говорю, что человек должен получать хорошую зарплату, но не на нее работать.
Источник: www.e1.ru
Как делают ювелирные украшения в Ивановской области
У каждого из нас есть какая-то «ювелирка». Небольшая цепочка с крестиком, а может и кольцо с камушками, и т.д. и т.п. Вариантов очень много. Но в любом случае украшения плотно вошли в нашу жизнь. И произошло это не вчера, а тысячелетия назад.
Сильно ли изменились технологии за это время? Как сейчас выглядит процесс массового производства ювелирных изделий? Как их защищают от окисления и других неприятностей? Для ответа на эти и другие вопросы мы отправляемся в ювелирную столицу Ивановской области — город Приволжск.
Познавательная страничка: Приволжск — административный центр Приволжского района Ивановской области. Известен с 1485 года. Население — 15 тысяч человек.
Именно в этом городе в 2001 году начала свою работу фабрика «Приволжский ювелир»(завод ювелирных изделий, который специализируется на производстве и продаже украшений из серебра)
Сегодня мы увидим все тайны и секреты производства ювелирных изделий.
С чего же все начинается? С идеи художника.
Рисуется эскиз. После чего переносится на компьютер.
Как думаете, что же дальше?
На основе эскиза создается модель
Спасибо современным технологиям — полученное изображение сразу отправляется в 3D-принтер.
Вот и наша птичка. С ее помощью чуть позже создается мастер-модель из серебра.
Мастер-модель помещается в специальный кокон из резиновой массы.
Из нее даже можно вот такую красоту лепить в свободное от работы время.
Но вернемся к резиновому «кокону». Его сразу отправляют на вулканизацию. Высокое давление и температура делают свое дело. Через некоторое время у нас в руках оказывается плотный «кирпичик»
Главное теперь не просто «освободить» мастер-модель, а вскрыть форму в виде двух половинок. Каждая из которых не должна в себе содержать ничего лишнего, и не собирать потом лишний облой.
Труд адовый. С моей усидчивостью я бы вскочи и стал волосы на голове выдирать(совсем забыл — я же лысый)
После освобождения у нас в руках оказывается готовая форма для отливки многих тысяч копий из тугоплавкого воска.
А вот и оборудование для вулканизации форм.
Те самые восковые украшения. До пуска в работу с них удаляют лишний облой и где необходимо дорабатывают.
После контроля качества они отправляются на «елочку»
Специальный сотрудник закрепляет их на стержень из пластика.
Вот такой новый год.
На полках хранятся пресс-формы всех изделий фабрики. Каждое пронумеровано и можно быстро найти даже самые старый дизайн украшений.
Но как же делаются сами восковые украшения?
С помощью такого агрегата.
Засыпаются гранулы тугоплавкого воска, разогреваются и в бой!
Пресс-форма подносится к дозатору и в нее подается разогретый воск
Дозировка на усмотрение сотрудника. Новичок может накосячить сразу же
Наши руке не для скуки — усаживаемся за рабочее место и пытаемся заработать копеечку
Тут тоже нужна усидчивость. Ну и определенная сноровка.
Мое первое восковое украшение вышло с большим количеством облоя.
На фабрике есть и свой профильный юмор. Призывают найти свою половинку — вот и думай, про пресс-форму они или отношения .
Готовые «елочки» засовывают в опоку.
После формомассой, на основе гипса. Самое интересное, что если в будущем украшении есть камни, то и в «елочку» их вставляют — иначе будут трудности и косяки.
Забежим немного вперед — вот уже готовые«елочки» из серебра.
Серебро привозят на завод в слитках. И превращают в гранулы. После снятия украшений с «елочки» ее кочерыжку тоже отправляют в переплавку на гранулы.
Вернемся к опоке. Ее засовывают в печь и нагревают.
И вот пора знакомить опоку и печь вакуумного литья. Опока помещается в «стакан» и в нее заливается кипящее серебро.
Ждем пока остынет и отправляемся на «помывочные» работы.
Теперь наша «елочка» из серебра
Откуда предприятие берет серебро? в Ивановской области же нет рудников. Зато есть Сбербанк со своими 30 кг слитками. Из них и делают гранулы
Как получаются гранулы?
Плавят серебро и с помощью потока воды создают гранулки.
Жутко смотреть как на твоих глазах остатки «елочки» превращаются в жидкий металл
Не верите в единорогов? А они есть!
Вот тот самый агрегат для создания гранул из серебра.
Отлитые драгоценности срезаются с нашей «елочки» и направляются в другие отделы предприятия.
Впереди полировка и множество процедур.
Крупные и ценные камни тоже вставляют позднее.
А у вас когда-нибудь темнело серебро? Произведенное на этом предприятии не изменит свой цвет.
Все благодаря гальванопокрытию родием.
Раз и готово. И никаких мучений с очисткой от окисления своей цепочки или колечек.
Не хотите серьги? А как вам пуговицы из серебра. Я бы взял, но пиджак уже не надевал лет эдак шесть
Для примера вот вам еще одна птичка-брошка.
Усталые и довольные мы отправились в магазин, но это совсем другая история.
P.S. Спасибо огромное Ксении Селезневой и ее «Королевам бизнеса» за возможность увидеть все самому и показать другим
P.P.S. Отдельные слова благодарности Марии Прохоровой за совместные песни по дороге на объект 🙂
Источник: michail-shor.livejournal.com