Как добывали жемчуг на Руси

В ХVII веке Россия не умела добыть в своих недрах ни золота, ни серебра. В злато-серебро одевались богатые люди. Боярыни, жены воевод, служащих приказов, гостей, удачливых купцов. Но каждая русская женщина была в жемчуге. Жемчуг на платье, жемчуг на головных уборах, на чоботах, на носовых платках.

Россия была жемчужной страной.

Константин Егорович Маковский (1839-1915) «Русская красавица»

В Зоологическом музее Петербурга экспонируется несколько речных жемчужин. Жемчуг в этих раковинах величиною с голубиное яйцо.
В ХVII веке за жемчугом ходили почти как за рыбой.
Вот далеко не полный список жемчужных рек и озер:
Волга до Симбирска, река Бирюч, Онежское озеро, реки Валбужа, Галмужа, ручей Вичай, озера Водла, Вичи. Здесь встречался черный жемчуг. Белого было много в новгородском озере Ильмень, в реках Зелейка, Вадула, в Онеге, Иксе, Варзуге, Вайге. В Вории — в губе Белого моря. В реках Ветлуге, Мсте, в притоке Мсты — Лне, в Пселе, в Умбе.

В озерах Прорва, Селигер.

Добыча жемчуга на Руси

Портрет патриарха Никона с клиром

Иностранцев ошеломляло обилие жемчуга в России. Риза, в которой царь Федор Иоаннович венчался на царство, была сплошь из жемчуга и драгоценных камней — весила более 80 килограммов. Жемчужными были саккосы патриарха Никона и других владык Русской Церкви.
В ХIХ веке барон Гакстгаузен, осмотревший сокровищницу Троице-Сергиевой Лавры, воскликнул:
«Жемчуг здесь легче смерить четвериками, чем сосчитать». В четверике 36 литров с четвертью.

Кокош­ник жемчужный. XIX в. Галун, речной и искус­ственный жемчуг, перламутр, бисер, золот­ные нити. Золотное шитье и низание.

Потому и рядились в жемчуг крестьянки. Чего проще! Сделал плот с дырой посредине, накрыл себя, чтобы свет не мешал, и по мелкой воде сгребай со дна ракушки.
Бездумная эта ловля в конце концов полностью исчерпала жемчужницу.

Добытый жемчуг клали в рот на два часа — «Замаривали». Потом — в мокрую тряпицу и держали на груди. Все это делалось ради цвета. Ценились зерна окатные, круглые. Неровный жемчуг называли рогатым, угольчатым, уродцем, зубоватым, половинчатым.

Стоил речной жемчуг не очень дорого. За шестьдесят зерен мелкого просили 13 алтын.
Когда женщина в жемчуге — о ней былины складывали. Иссяк жемчуг — верх взяла частушка.
________________________________________ _________
Владислав Бахревский, «ЛЕБЕДЬ БЕЛАЯ (Русская женщина ХVII столетия)»
http://www.pereplet.ru/podiem/n11-04/Swan.shtml

Императрица Александра Федоровна

В Древней Руси жемчуг был одним из самых популярных украшений. Им отделывали не только одежды государя, князей, бояр и священников, церковную утварь, царскую и боярскую посуду, но и наряды простых граждан. На Севере России существовала легенда о том, что жемчуг появляется только в тех реках, куда заходит царская рыба — семга. Верили, что жемчужина зарождается в жабрах семги. Семга, несколько лет плавая в море, носит с собой жемчужную искру, а когда возвращается в реку, находит в теплый солнечный день на дне самую красивую раскрытую раковину и бережно опускает в нее жемчужную капельку, из которой и вырастает впоследствии нежно-розовая, иссиня-черная,. золотистая или темно-серая жемчужина.

Читайте также:
Серебристая краска для бижутерии

Русский жемчуг. Какой он был и почему пропал? Как его ловили и какой считался наиболее дорогим?

Вел. княгиня Мария Александровна

Лучший русский жемчуг назывался «скатным», то есть круглым, скатывающимся. О нем говорили, что он есть не что иное, как скатившиеся с зеркала слезы радости или печали. Правильный сферический жемчуг с толстым перламутровым слоем белого и серебристого цвета, который «на блюдечке не стоит на месте» — чем дольше катился, тем выше была его стоимость.

Начиная с XI века, жемчугом стали украшать фрески, иконы, мозаики и предметы религиозного культа. Примером тому может служить крест, украшенный драгоценными камнями, разноцветной филигранной эмалью и обрамленный жемчугом, дарованный в 1562 году Иваном Грозным Соловецкому монастырю. Кстати, мантия и шапка этого царя были сплошь усыпаны алмазами, рубинами, изумрудами и другими камнями, в том числе жемчужинами величиной с орех.

Императрица Александра Фёдоровна

В России добычей жемчуга занимались в основном монастыри, а также частные лица. Но в 1712 году был издан указ о запрещении добычи жемчуга частными лицами. Правда, ожидаемого результата это не принесло, и добычу вновь разрешили, но ввели правило — сдавать в казну наиболее крупные и чистые жемчужины. Но, к сожалению, из-за того, что ради нескольких жемчужин вылавливали и уничтожали сотни моллюсков, запас жемчужных раковин истощился, что, естественно, привело почти к полному прекращению их промысла к концу XVIII в. Особенно богаты жемчугом в то время были реки Терского берега Кольского полуострова, в частности, река Муна, давшая много жемчуга высокого качества.

Жемчуг способен украсить абсолютно любую женщину и стать прекрасным дополнением почти к любому наряду. История жемчуга началась давно-давно, что еще раз доказывает универсальность этого ювелирного украшения: им расшивали камзолы и платья царственных дам, делали браслеты и кольца, вправляли в диадемы и короны. Жемчуг постепенно стал признаком принадлежности к аристократическому обществу. Так даже существовало правило придворного этикета, когда ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных украшений по шее – цепочки с кулоном, колье – что-либо должно было быть надето обязательно.

Читайте также:
Как носить турмалин

Княгиня З.Н. Юсупова

Знаменитый Феликс Юсупов как-то вспоминал случай, когда его родители, граф Сумароков-Эльстон и княгиня Юсупова, пошли на представление в Мариинский театр. В антракте в их ложу зашла фрейлина императрицы Марии Федоровны и попросила княгиню снять одно из фамильных украшений (по легенде это была ее знаменитая жемчужина Перегрина с 300 жемчужинами императрицы Евгении, купленными у ювелира Феберже), т.к. императрица в тот день не украсила себя чем-то подобным по ценности. Княгиня немедленно исполнила это (а по легенде даже отдала «поносить» украшение на вечер императрице), но, т.к. другого украшения на шею у нее не было, то Юсуповы вынуждены были покинуть театр.

Княгиня З.Н. Юсупова

Скорее всего это правило о недопустимости «голой» шеи и причина тому, что очень часто на многих картинах и фотографиях мы видим светских особ именно с ниткой жемчуга на шее. Иногда она очень тоненькая, что часто очень подчеркивает женственность и невинность юных девушек, иногда же она наоборот вызывающе длинная, что уже становится привилегией дам более зрелых и опытных. В более же торжественных случаях жемчуга становится много, очень много и он призван продемонстрировать не только красоту его обладательницы, но богатство и высокое положение в обществе.

Источник: history-ru.livejournal.com

Как добывали жемчуг на Руси

Жемчужный промысел северо-запада России иначе как легендарным не назовешь: для наших предков добыча жемчуга была предметом особого благоговения, а для иностранцев оставалась многие века диковиной.

Попариться в бане, надеть чистую одежду, покаяться и отпустить грехи у священника, забыть о ссорах — таковы были условия успешного поиска жемчуга. На Руси верили: злому человеку он не дается в руки. Да и под ноги не попадается: ловцы бродили по небольшим речкам, ощупывая дно. А уж в рот тем более не полезет – для отвердевания жемчуг закладывали в рот на пару часов.

Рождение жемчуга было окутано для наших предков тайной, а потому вокруг него появилось множество мифов. Его считали и особой искрой, отложенной семгой в раковину, и живым плодом моллюска. В сознании народа жемчуг стал неразрывно связан с чудом жизни и безусловной красотой, и отношение к нему было предельно трепетное: по некоторым поверьям, жемчуг, который не терпел фальши, следовало дарить только любимым женщинам.

Читайте также:
Как пишется сереж или сережь

Северянки не представляли свой свадебный наряд без жемчуга, да и вообще, жемчуг сопровождал наиболее светлые и значимые моменты в жизни простого человека: он украшал не только подвенечные уборы, но и оклады икон, облачения священнослужителей, многочисленную церковную утварь.

Жемчуг на северо-западе Руси добывали в сотне рек: там, несмотря на обилие, его всегда особенно ценили как украшение, так как другие были практически недоступны северянам. Жемчуг в доме говорил о трудолюбии и аккуратности семьи: не только добыча, но и работа с ним требовала кропотливости. Поэтому охотнее брали в невесты ту, у которой в приданом были богато расшитые жемчугом наряды. Обилие же жемчужных шишек на одной из разновидностей кокошников связывали с плодовитостью девушки.

Конечно, зачастую речной северный жемчуг смешивали с морским, из Индийского океана. А переполненность рынка и высокая конкуренция среди ловцов, перекупщиков и продавцов привела к тому, что местный жемчуг попросту отправляли с судами заграницу, а оттуда ввозили его вновь и торговали им как «ориентальным», то есть добытым в модных тогда тропических морях. Это стало причиной не только заблуждений, но и невозможности полно оценить объемы промысла.

Можно лишь с уверенностью говорить о том, что Россия долгое время сохраняла лидерство среди экспортеров жемчуга. Добытые в северных реках жемчужины отличались не только правильной формой, но и разнообразием цветов: от серебристо-белого до голубоватого.

При Федоре Иоанновиче Россия уже официально по документам торговала «жемчугом Новгородским» из Двинской и Новгородской земли. При Петре I была осуществлена попытка контроля жемчужного промысла: царь назначил специальных чиновников надзирать за процессом, нанимать работников для осуществления добычи. Но запрет на промысел для частных лиц привел к ухудшению положения отрасли, а чиновники проворовались. Людям опять разрешили заниматься поиском жемчуга, но при условии сдачи крупной подати в казну. Екатерина II опять попыталась контролировать ловцов жемчуга, но хищнические объемы добычи все равно привели к исчезновению жемчужниц в некоторых реках.

Как бы то ни было, запасы жемчуга были так велики, что и в XIXи в начале XXвв цифры официального экспорта составляли от 200 до 300 тысяч рублей золотом. Крестьяне пользовались моментом и доставали свой «жемчужный билетик». Так, например, крестьянин А. Липкин из Кемского уезда отправил в дворцовую канцелярию партию жемчужин, за что ему выдали вознаграждение в размере 120 рублей. Позже, отослав императрице Марии Федоровне 70 жемчужин, он получил награду уже в 400 рублей.

Читайте также:
Почему именно благородные металлы стали деньгами

Сейчас пресноводный жемчуг сложно назвать частью материального богатства России — реки беднели на жемчужницы по разным причинам: гидростроительство, хищнический промысел, загрязнение вод, сплав леса и гибель рыбы, являющейся носителем личинок жемчужницы. Но по-прежнему это чудесное украшение является частью культурного наследия России, сохранившись в многочисленных жемчужных вышивках.

И все же, в бассейнах рек Солзы и Онеги жемчужница сохранилась до сих пор, и, возможно, если принять меры по увеличению ее популяции, Россия вновь засияет перламутровым блеском своих речных сокровищ.

Источник: cyrillitsa.ru

«Русалки на Руси добывали жемчуг из рек, а Пётр I всё испортил…» Так ли это?

По мнению профессора МПГУ, историка А. В. Пыжикова, русалки — это не волшебные существа, а вполне реальные женщины, которые занимались жемчужным промыслом на Руси.

На Руси с давних пор существовал жемчужный промысел. А. В. Пыжиков связал этот промысел с происхождением легенд о русалках. По мнению историка, в старину существовал женский обряд водоположения, после которого девушки как раз и становились добытчицами жемчуга с речного дна.

Но для ритуала нужно было изготовить специальную мазь. А. В. Пыжиков отмечает, что делали её из жёлчи жабы, травы чилибухи (возможно, из какой-то другой), в которой был атропин, и «водорослей с феромонами».

«Волшебную» смесь наносили на кожу, а затем клали девушку в воду на несколько минут. Процедуру нужно было повторять много раз. С каждым разом продолжительность нахождения девушки в воде увеличивалась. Так она училась находиться под водой долгое время, открывалось «кожное дыхание».

На Руси считали, что яд жабы способен раскрывать поры кожи для поступления кислорода, именно в этом и таилась разгадка «волшебной мази». По мнению А. В. Пыжикова, девушки могли находиться под водой около 30-40 минут. Надо же!

И вот девицы, прошедшие инициацию, отправлялись добывать жемчуг. Особенно ценным считался скатный жемчуг, который отличался идеальной круглой формой. Если его положить на дощечку и слегка её наклонить, то жемчуг легко скатывался. Им украшали кокошники, делали бусы и серьги.

Остальной жемчуг использовали в лекарственных целях. По мнению А. В. Пыжикова, его обжигали, измельчали, чтобы в итоге получилась зола. Крестьяне использовали жемчужную золу вместо соли, которая на Руси стоила очень дорого.

Читайте также:
Что входит в тяжелые металлы

Итак, по мнению А. В. Пыжикова, русалками были самые обычные крестьянские девушки, которые могли около получаса находиться под водой и добывать жемчуг. Историк уверен, что русские крестьяне в старину разбирались в явлениях природы гораздо лучше современного общества!

По мнению Пыжикова, аквакультура Руси была потеряна из-за указов Петра I. Историк приводит в пример указ от 8 июня 1721 года «О жемчужной ловле». Мол, государь узнал об особенном умении крестьян добывать жемчуг в реках и приказал запретить им эту деятельность. А церковь стала называть девушек-добытчиц жемчуга русалками и ведьмами.

С тех пор образ русалок был соотнесён с нечистью. За приготовление «волшебных» мазей и участие в обрядах девушек ждало наказание. Но сам Пётр I не сумел наладить добычу жемчуга. Наверное, потому что не знал рецепта мази из яда жабы.

Исследование А. В. Пыжикова вызывает интерес, но так ли всё было? Добыча жемчуга на Руси — это на самом деле старинный промысел, о котором давно известно историкам.

Есть свидетельства, что добыча жемчуга началась с XV века и продолжалась до 20-х годов XX века. Посмотрите видео 1991 года, бабушки рассказывают о том, как добывали жемчуг.

Для добычи жемчуга не нужно было находиться под водой 30-40 минут. Достаточно было просто дотянуться рукой до дна или использовать деревянный шест. Значит, обряд водоположения не проводился? Может, проводился, но не для добычи жемчуга.

Наверняка вы помните русские народные сказки, в которых девушки оказывались надолго в воде, но потом возвращались домой живыми и здоровыми. Например, Алёнушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» долго находилась на дне речном и осталась жива.

В сказке «Девушка в колодце» девица вообще прыгнула в колодец за веретеном, которое уронила в воду, но потом вернулась домой с богатствами. Скорее всего, вам больше известна сказка Братьев Гримм «Госпожа Метелица» с похожим сюжетом.

Эти сюжеты могли быть связаны с тем самым обрядом водоположения. Но эта тема ещё мало изучена! Поэтому не исключаю того, что подобная инициация могла существовать.

Но к исследованию А. В. Пыжикова всё-таки остаются вопросы, поэтому нельзя сказать, что образ русалки появился благодаря крестьянкам, которые просто добывали жемчуг.

Источник: ifilman.ru

Рейтинг
Загрузка ...