Тип урока : изучение нового материала.
Публикация «Урок „Железо и его свойства“» размещена в разделах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Реактивы и оборудование: Презентация (приложение 1). Коллекция минералов (бурый, красный, магнитный железняки, пирит под № 1-4). Тесты для ноутбуков (приложение 2, задание для индивидуальной работы.
Штатив, 8 пробирок, FeSO4, NaOH, FeCl3, KCNS. Аптечка.
Ход урока
Учитель. Хотелось бы начать урок с загадки (слайд 1)
Как добывают железо. Вместе с наукой
Тема нашего урока — “ Железо и его соединения” (слайд 2).
Запишите в тетрадь дату и тему.
Цели урока : обобщение и систематизация знания по теме, совершенствование ваших коммуникативных и предметных умений и навыков.
— Сегодня в течение урока вам будет предложено выполнить несколько заданий за которые вы сами себе будете выставлять оценки, по результатам которых вы в конце урока выставите 1 общую.
— согласно плана изучения химического элемента мы с вами начнем с ИСТОРИИ ОТКРЫТИЯ
(Ира Вахрушева (слайд №3-4)
• Железо — один из семи металлов древности.
Весьма вероятно, что человек познакомился с железом метеоритного происхождения раньше, чем с другими металлами.
Метеоритное железо обычно легко отличить от земного, так как в нем почти всегда содержится от 5 до 30% никеля, чаще всего — 7-8%.
Железные изделия из метеоритного железа найдены в захоронениях, относящихся к очень давним временам (IV — V тысячелетиях до н. э., в Египте и Месопотамии. Однако железный век в Египте начался лишь с ХIIв. до н. э., а в других странах еще позднее. В древнерусской литературе слово железо фигурирует в древнейших памятниках (с XI в.) под названиями желъзо, железо
В древности и в средние века семь известных тогда металлов сопоставляли с семью планетами, что символизировало связь между металлами и небесными телами и небесное происхождение металлов. железо сопоставлялось с Меркурием и называлось меркурием, но позднее его стали сопоставлять с Марсом и называть марс (Mars, что, в частности, подчеркивало внешнее сходство красноватой окраски Марса с красными железными рудами.
Впрочем, некоторые народы не связывали название железа с небесным происхождением металла.
Так, у славянских народов железо называется по «функциональному» признаку.
Русское железо (южнославянское зализо, польское zelaso, и т. д.) имеет корень «лез» или «рез» (от слова лезо — лезвие). Такое словообразование прямо указывает на функцию предметов, изготовлявшихся из железа, — режущих инструментов и
МЕТАЛЛУРГИЯ — фрагмент из мультфильма «Калейдоскоп профессий»
— Рассмотрим НАХОЖДЕНИЕ В ПРИРОДЕ
По запасам железных руд Россия занимает 1 место в мире:
Магнитный железняк (Fe3O4)- Урал
Гематит (Fe2O3) — Кривой Рог
Лимонит (Fe2O3 * n H2O) – Керчь, Курск, Кольский п-ов, Сибирь, Дальний Восток
Пирит (FeS2)- Урал
Cидерит (FeCO3)
Первое задание (слайд 6)
— ответы (слайд 7)
— Теперь рассмотрим физические свойства железа
Учитель. Выберите те физические свойства, которые относятся к железу (слайд № 8).
— ответы (слайд 9)
Железо — самый употребляемый металл, на него приходится до 90 % мирового производства металлов.
Чистое железо способно быстро намагничиваться и размагничиваться, поэтому его применяют для изготовления трансформаторов, электромоторов и мембран микрофонов. Основная масса железа на практике используется в виде сплавов – чугуна и стали.
— сейчас давайте остановимся на “Визитке химического элемента” (слайд № 10).
Учитель. Охарактеризуйте железо как ХЭ, составьте предложения со словами и словосочетаниями (слайд № 11).
Ответы учащихся. После ответа с помощью анимации появляется правильный ответ. СТАВИМ ОЦЕНКИ
— Следующее задание (слайд 12)
— Проверь себя (слайд 13)
— Давайте рассмотрим генетический ряд железа два и проведем эксперимент НЕ ЗАБЫВАЕМ О ТБ (слайд 14)
-И выполним следующее задание.
— Проверим себя (слайд 15)
— далее рассмотрим генетический ряд железа 3 и получим гидроксид железа три (слайд 16)
Проверим себя (слайд 17)
Рассмотрим химические свойства железа и выполним задание (слайд 18, т. е. вы должны найти соответствие и дописать уравнения. Обратите внимание на С. О. железа когда оно взаимодействует с другими веществами.
Ответы Fe + Cl2 FeCl3
Fe + р. HCl FeCl2 + H2
Fe+ р. H2SO4 FeSO4 + H2
Fe+ H2O (пар). Fe3O4+ H2
Fe + CuSO4 FeSO4 + Cu (слайд 19)
— Железо играет огромную роль в жизнедеятельности организмов (слайд 20)
Железо входит в состав гемоглобина.
В теле взрослого человека содержится примерно 4-6 г железа, из них 65 % в крови.
Ежедневно с пищей должно поступать 5- 15 мг железа.
Для человека источником железа служат следующие продукты питания (слайд 22)
ПРОЙДИТЕ, СОСТАВИВ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ СХЕМУ РЕАКЦИЙ, ОТ ОДНОГО УКАЗАННОГО В ЗАДАНИИ ВЕЩЕСТВА К ДРУГОМУ:
— ОТ ОКСИДА ЖЕЛЕЗА (II) ДО ЖЕЛЕЗА
— ОТ ЖЕЛЕЗА ДО ОКСИДА ЖЕЛЕЗА(III)
Fe3O4 Fe(OH)3
Fe O FeSO4 Fe2O3
Прикреплённые файлы:
Публикации по теме:
Конспект занятия «Воздух и его свойства» Конспект образовательной познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух и его свойства». Цель: развивать познавательную.
Презентация «Исследовательская работа «Магнит и его свойства» Выполнил: воспитанник старшей группы детского сада «Лесовичок» Данияр Бухаров Руководитель: воспитатель детского сада «Лесовичок» Наталья.
Конспект занятия в старшей группе «Воздух и его свойства» Конспект занятия в старшей группе по теме: «Воздух и его свойства» Провела Типкова О. П. Цель: Формирование целостного восприятия окружающего.
Конспект занятия «Крахмал и его свойства» Тема «Крахмал и его свойства» Цель: создать условия для формирования представлений о свойствах крахмала. Задачи: — закрепить знания детей.
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Магнит и его свойства» Краткосрочный проект в Подготовительной группе на тему: «Лаборатория почемучки» покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» Китайская.
Конспект ОД в кружке по экспериментированию «Песок, его свойства» Маленькие галилео Пояснительная записка Образовательная деятельность «Песок, его свойства» реализуется на основе программы кружка «Маленькие.
Открытый урок по технологии в 5 классе «Свойства волокон растительного происхождения» урок разработан в соответствии с ФГОС. Цель: формировать представление о текстильных волокнах растительного происхождения и их свойствах.
Конспект урока химии в 9 классе «Железо: строение атома, физические и химические свойства, получение, применение» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Соузгинская средняя общеобразовательная школа» Тема урока: «Железо: строение.
Урок математики во 2 классе на тему «Свойства сложения» Тема: «Свойства сложения» Цель: Знакомство со свойствами сложения (переместительным и сочетательным). Совершенствовать вычислительные навыки.
Конспект урока химии в 9 классе «Железо. Нахождение в природе. Его физические и химические свойства, применение» Тема урока: «Железо, нахождение в природе. Его физические и химические свойства, применение». Цель: на основе уже имеющихся общих знаний.
Источник: www.maam.ru
«Откуда железо пришло?»-конспект занятия для старших дошкольников
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
На занятии используются слайды с изображением карьера, поэтапная работа добычи и переработки железа. Дети сами экспериментируют с магнитами: проводят процесс очистки концентрата от лишних примесей. Занятие адаптировано к детям дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ковалёва Л.М, воспитатель
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида
Г.Губкин Белгородской области.
Откуда железо пришло?
«От рождения до школы», образовательная область «Познание»,
раздел «Развитие познавательно-исследовательской
и продуктивной деятельности», старшая группа
-продолжать знакомить детей с предприятием – ЛГОк
-дать элементарные знания о профессии «машинист мельниц» и о том, как
появляется железный концентрат;
-обогащать словарь новыми словами — концентрат, машинист мельниц,
-прививать интерес к элементарному экспериментированию;
-развивать логическое мышление, внимание;
-закреплять слова — определения.
Материалы и оборудование : мультимедийное оборудование, слайды с видами карьера, комбината, некоторых цехов предприятия, шкатулка, замочек с «ключами» из картона, пластилина, пластика, металла, кусочек руды, механическая мясорубка, сухарики, магнит, концентрат, песок, вода, ёмкости для смеси, поддоны, предметы из разного материала (деревянные, металлические, пластмассовые, керамические), ширма, разноцветные магниты на каждого ребёнка.
Предварительная работа : экскурсия в краеведческий музей, рассматривание фотографий, буклетов, беседы о профессии родителей, которые работают на комбинате.
Воспитатель обращает внимание на шкатулку, внутри которой лежит кусочек руды. Предлагает её открыть: по очереди ключом из картона, пластилина, пластика. Шкатулка не открывается.
Воспитатель: Почему мы не можем открыть замок? (Дети рассуждают и приходят к выводу, что нужен железный ключ, потому что он прочный). Открывают шкатулку железным ключом и достают кусочек руды.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это за камень? (Ответы детей)
— Это — железная руда, которую добывают люди одной очень важной профессии:
Люди профессии этой
Достойны высоких наград,
Дело с металлом имея,
Они за работой «кипят».
Чтобы добыть железо
Сколько же надо труда!
Тысячи разных изделий,
Получит родная страна.
Воспитатель: О какой профессии говорится в этом стихотворении? ( Ответы детей).
Если они затрудняются, воспитатель напоминает об экскурсии в музей,
просмотрах фотографий, называют профессию горняка.
Внимание детей обращается на экран.
Воспитатель: В музее мы видели макет карьера. А сейчас посмотрите на экран: вы видите настоящий карьер, какой он большой! Там добывают
железную руду. Большие машины вывозят руду из карьера. Что же дальше делают с рудой? Их отправляют на мельницу для измельчения.
Эти мельницы не останавливают свою работу ни днём, ни ночью. И за
этим следят машинисты мельниц. У них очень важная и ответственная работа. ( Дети повторяют название профессии).
Воспитатель комментирует слайды с изображением оборудования комбината. После просмотра обращает внимание детей на поддон с железным концентратом.
Воспитатель: Как вы думаете, что это за чёрная пудра?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель: Ребята, это — железный концентрат. (Дети повторяют это слово). — А как его получают из больших камней — руды, вы сейчас сами
увидите и поэкспериментируете. Но сначала мы с вами разомнёмся и выполним физкультминутку.
Физкультминутка на усмотрение педагога
Воспитатель: А теперь я предлагаю пройти в «цех», где работают машинисты мельниц.
Воспитатель обращает внимание детей на мясорубку. Прокручивая сухарики через мясорубку, получается крошка .
Воспитатель: Вы видите, как крупные сухарики перемалываются и становятся мелкими, то же самое происходит с рудой: на мельнице крупные камни перемалываются в более мелкие.
Воспитатель: Как вы думаете, можно такие камешки руды назвать железом? (ответы детей). — Конечно, нет. Чтобы получить чистый концентрат, его надо очистить от ненужных примесей. Для этого используются магниты.
Детям предлагается поднести магнит к заранее подготовленной смеси из концентрата, песка и воды. Отмечают, что ничего не происходит.
Воспитатель: А теперь попробуйте постепенно вылить смесь на магнит. Что происходит?
Дети видят, что на магните остаются частички концентрата, а лишняя
примесь стекла в поддоны.
Воспитатель: Примерно так происходит процесс очистки железа. Только для этого используют специальное оборудование.
Воспитатель: Я предлагаю взять магниты и поднести их к предметам, изготовленным из разных материалов (дерево, стекло, пластмасса, керамика, металл и пр.) – Какие предметы магнитятся?
Дети делают выводы — магнитятся металлические предметы.
Воспитатель: Пришло время поиграть в игру «Магнитики». Я называю разные предметы, а вы передвигаетесь по группе. Как только я назову предмет, сделанный из железа, вы останавливаетесь и замираете, словно «примагнитились».
Проводится подвижная игра
Воспитатель: Я предлагаю послушать, как «поют» разные предметы и узнать по «мелодии», какие из них металлические. (За ширмой издаются звуки разных предметов, дети определяют по слуху, какой из них металлический).
Воспитатель: А теперь вы мне называете предметы, которые изготавливаются из металла.
Воспитатель : Молодцы! Вам понравилось сегодняшнее занятие? А что именно понравилось? (ответы детей)
-Вспомним, о какой профессии мы сегодня говорили?
— Как вы думаете, каким должен быть машинист мельниц? (внимательным, ответственным, добросовестным, смелым, и пр.)
— Что получают из камней руды? (железный концентрат)
— А зачем людям нужно железо? (делать разные предметы)
— А если бы железа не было? (не было бы самолётов, кораблей,
машин, и многих других предметов).
Воспитатель: Сегодня вы узнали о профессии машиниста мельниц и дома можете рассказать своим родителям, откуда железо «пришло». Задаю вам домашнее задание: нарисовать любые предметы (посуда, техника, игрушки и пр.) где используется металл, и составить рассказ по своему рисунку. А я вам всем дарю по магнитику, чтобы вы смогли самостоятельно поэкспериментировать с разными предметами.
Источник: nsportal.ru
Железная руда
Ранняя история железных изделий относится к VI–IV тысячелетиям до н. э., однако только в начале I тысячелетия до н. э. придумали способ выплавки железа. Для современной промышленности сплавы железа — это основной металл многих производств. Расскажем о составе руды, способе её добычи и переработки на примере Курской магнитной аномалии, перечислим основные месторождения России.
Что такое железная руда
Железной рудой называют горную породу с включениями определённых минералов железа в достаточном количестве. По содержанию железа руда делится на богатую (более 50 % железа), обычную (25–50 %), бедную (менее 25 %).
В состав наиболее ценных железных руд входят минералы магнетит, гематит, магнетит с примесью титана, ильменит (содержит железо и титан).
Ценность железной руды повышают примеси других металлов, так как при переплавке дополнительно получают ванадий, палладий, платину, золото.
Как добывают железную руду
Добыча железной руды возможна карьерным и шахтным способом. Карьерный способ безопасен для работников, но нарушает окружающую среду. Карьеры обычно имеют глубину до 200–500 м и более.
В карьере регулярно производятся взрывы для откалывания руды от монолитных стенок. Экскаватор грузит обломки в самосвал, который отвозит породу к железнодорожной ветке.
Карьерная техника очень мощная. Так, ковш экскаватора захватывает 23 куб. м. породы, в кузов самосвала можно загрузить 180–220 т руды.
Из карьера руда перевозится на горно-обогатительный комбинат (ГОК), построенный недалеко от места добычи. Продукция ГОКа — брикеты, содержащие не менее 70 % железа.
Самый крупный ГОК России — Лебединский на территории Курской магнитной аномалии. Его карьер, где добывают железную руду, признан крупнейшим в мире.
Рис. 2. Лебединский ГОК, карьер.
Как плавят руду
Брикеты отправляются дальше, на Оскольский электрометаллургический комбинат (ОЭМК). Здесь в специальной печи брикеты переплавляют, получая сталь нужного состава.
Отсюда сталь поступает на предприятия машиностроения, производства различных металлических изделий, подшипников.
Комбинат поставляет продукцию в США, Германию, Италию, Францию, Норвегию и другие страны.
На ОЭМК применяются современные технологии, что обеспечивает выпуск высококачественной стали и минимальные выбросы в воздух.
Рис. 3. ОЭМК, выплавка стали.
Месторождения железных руд России
Россия занимает 5 место в мировом списке стран, добывающих железную руду.
Что мы узнали?
Россия богата железной рудой. Разрабатываются несколько крупных месторождений, одно пока в резерве. В докладе для детей по окружающему миру в 4 классе можно кратко описать путь руды от карьера до производства стали.
Источник: sprint-olympic.ru