Шелковые секреты: как производят драгоценный атлас
Жители Таджикистана узнали секрет шелководства тысячи лет назад. С тех пор они по сей день хранят традиции создания национального атласа.
Во времена Советского Союза 80% шелка производили именно в Таджикистане. Сегодня по всей области республики по весне занимаются коконоводством. Люди выращивают у себя в домах коконы шелкопряда.
КАПРИЗНЫЕ КОКОНЫ
В республике два гренажных завода по производству грен тутового шелкопряда. Каждую весну всем желающим, а главное – понимающим в этом деле семьям, выдают по 20 граммов грены. При соблюдении всех норм и правил должны вырасти шелковичные черви.
Как делают шелк, смотрите в программе «Посторонним вход разрешен».
Даже представить сложно, что эти 20 гр в последующем способны съесть до 60 деревьев тутовника. На благо шелковичных гостей трудятся всей семьей.
«Мы режем ветки тутовника, завязываем, привозим к дому и обдираем листья. Когда гусеницы съедают их, остаются дрова, которых нам на весь год хватает, чтобы тандыр топить и лепешки печь», — говорит старший зять Муххамаджон Насыров.
Beading work
Период выкормки шелковичных червей — около 22 дней. По мере своего роста гусеница занимает все больше места в доме, постепенно отбирая комнаты и хозяйственные постройки законных владельцев. Перед тем, как начать вить кокон, шелковичный червь особенно прожорлив – ест не только днем, но и ночью.
Вить кокон где попало гусеница не станет. Комната должна быть чистой, а постоянная температура воздуха – около 25-26 градусов. Для создания благоприятных условий с гор привозят особую пахучую траву.
Готовые коконы собирают всей семьей. 45 килограммов – обязательная норма. Все, что превысит этот прогнозируемый результат, лучше любых слов расскажет о неимоверном труде и профессионализме коконоводов.
ШЕЛКОВЫЙ ТРУД
Со всего Исфаринского района коконы везут в пункт приема. Всего планируют собрать около 85 тонн продукции. Образцы высшего сорта должны быть ровными, плотными и без единого пятнышка. Отдельно от хороших экземпляров сдается брак – несортовые коконы. За них тоже платят деньги. Несортовые коконы обрабатывают и используют в медицине.
Личинок продают на птицефабрики и в рыбхозы.
«Второй этап – заготовка коконов. Они попадают в сушилки, где происходит процесс морки», — рассказывает главный агроном Кахрамон Джураев.
Морят коконы, чтобы бабочка не выбралась наружу. Важно сохранить целостность шелковой нити. После этого коконы сохнут примерно 25 дней.
«В помещении должно быть темно, ведь нить шелка на 50% состоит из природного клея. Если сушить коконы на открытом воздухе или на солнце, шелковая нить потеряет эластичность и прочность. Всем известно, что сама суть и дороговизна такого материала – его прочность», — говорит главный агроном Кахрамон Джураев.
Скаполит природный «Шелк»
Просушенные коконы отправляют на фабрику, там их разматывают. Длина одной нити может достигать 1200 метров. Нити сматывают в катушки, из которых потом ткут полотна. Однако это не единственный способ создания шелковой ткани. На протяжении веков шелковые полотна ткали вручную.
Во времена Советского Союза труд ткачих заменили станки. Сегодня в Таджикистане возрождают ручное ткачество.
В районах республики работают центры, где женщин обучают, как соткать из хлопковых нитей адрас или из шелковых – атлас. Второе сделать сложнее, ведь шелковые нити, в отличие от хлопковых, более тонкие и часто рвутся.
«Опытная ткачиха способна в день соткать три-четыре метра ткани, начинающая – полтора метра», — поясняет ткачиха Мохира Бобоева.
Атлас – не просто красочная ткань. Каждый цвет имеет свое значение и наполняет шелковое полотно своим особым смыслом. Например, белый цвет – пожелание светлой и счастливой жизни, желтый символизирует зерно, а зеленый – весну и плодородие.
Источник: mir24.tv
Как драгоценные камни на шелке
УПС, страница пропала с радаров.
Вам может понравиться Все решебники
Пасечник, Суматохин, Калинова
Ладыженская
Ладыженская, Тростенцова
Enjoy English
Биболетова, Бабушис
Пасечник, Каменский, Рубцов
Андреев, Ляшенко, Артасов
Юдовская, Баранов, Ванюшкина
Главная задача сайта: помогать школьникам и родителям в решении домашнего задания. Кроме того, весь материал совершенствуется, добавляются новые сборники решений.
Источник: fasttur.ru
Китай на Великом Шелковом пути
Великий Шелковый путь – это название древней трансконтинентальной магистрали, объединившей некогда Восток и Запад. Мало кто знает, что именно благодаря Великому Шелковому пути западный мир узнал об одной из самых загадочных стран древности – Китае. Именно оттуда в страны Запада во II веке до н.э. начинают привозить шелк и другие товары, неизвестные ранее в Европе.
Шелковый путь формировался на протяжении нескольких веков из небольших караванных дорог, соединяющих различные города на территории Китая и Центральной Азии, которые со временем превратились в целую торговую караванную дорогу со многим ответвлениями, ведущими в различные государства Востока и Запада.
История шелка и Великого Шелкового пути неразрывно связана с Китаем. По древней китайской легенде, первым человеком, распутавшим шелковый кокон в 2640 г. до н.э., была китайская принцесса Си-Лин-ши. Сам же Шелковый путь китайцы проложили не специально. В 138 году до н.э. император У-Ди из династии Хань отправил своего чиновника Чжан Цяня с дипломатической миссией на Запад.
Чжан Цянь свою миссию благополучно провалил, так как попал в плен к гуннам, но зато после побега он много путешествовал вдоль древней караванной дороги и открыл множество новых стран. По возвращению домой император простил своего незадачливого слугу и вновь отправил с миссией установить дипломатические и торговые отношения с правителями западных стран. С этого момента начинается расцвет Великого Шелкового пути.
Великий Шелковый путь функционировал вплоть до XVI века и на протяжении всей своей истории он был окутан ореолом загадочности, романтических приключений и опасности. По караванным дорогам провозили не только «драгоценный» шелк, чей секрет, на протяжении трех тысячелетий тщательно охранял весь Китай от простых ремесленников до самого императора, но и драгоценные камни из Бадахшана, а также жадеит и нефрит из Хотана и Яркенда (Синьцзянь), которые еще больше подогревали интерес европейцев к загадочному Китаю.
Один из самых больших и удалённых от цивилизации отрезков Шелкового пути проходил через территорию современного Китая. Начинался Шелковый путь в древней столице Китая – городе Чанъань (сов. Сиань), затем он простирается через современную провинцию Ганьсу до города Дуньхуан, где Великий Шелковый путь делится на Северный и Южный. Фактически он представлял собой долгие переходы через пустыни и степи от одного китайского города к другому.
На отрезке от Ланьчжоу до Дуньхуана караванная дорога граничит с пустыней Гоби и эта часть дороги в древности считалась одной из самых опасных из-за частых нападений кочевников с севера. Единственной защитой для торговых караванов была Великая Китайская стена, которая тянется вдоль всего этого отрезка пути.
От Дуньхуаня через Камул, Турфан и Урумчи шел Северный путь, по которому в основном перевозили шелк и другие товары из центрального Китая. В свою очередь Южная дорога шла через Черчен, Хотан, Яркенд и Кашгар. По этой дороге в основном провозили жадеит, нефрит и другие драгоценные камни, которые добывали в горах Тянь-Шаня.
Великий шелковый путь был не только дорогой с Востока на Запад. По ней в Китай в средние века пришли такие новшества как хлопок, финики, огурцы, различные бахчевые и цитрусовые, и слоновая кость. Великий Шелковый путь стал также связующим мостом для обмена идеями и культурой. По нему из Китая на Запад привезли бумагу и порох. По нему совершил своё путешествие Марко Поло, открыв для европейцев загадочный Китай.
В древности и средневековье Великий Шелковый путь играл роль не только трансконтинентальной торговой магистрали, это был путь, по которому шли буддийские монахи, распространяя свое учение о мире. Так буддизм пришел из Индии в Китай и Центральную Азию. По Великому Шелковому пути вели свои армии Атилла и Чингизхан. По нему распространялись научные знания и культурные ценности.
На сегодняшний день существует множество проектов по возрождению Шелкового пути. Уже сейчас по некоторым его участкам проходят туристические маршруты. Кроме того, по инициативе ЮНЕСКО реставрируются некоторые караван-сараи, которые функционировали в средние века. Создаются все условия для безопасного и комфортного путешествия по древним караванным дорогам. Несмотря на то, что Великий Шелковый путь утратил своё основное значение, он как и тысячу лет назад остаётся своеобразным мостом, объединяющим многие народы Евразии.
Источник: www.advantour.com