По мнению ближневосточных царей, переписывавшихся с помощью специальных дощечек с фараонами, Египет был богат драгоценными металлами. «Золота в вашей стране подобно песку», – отмечали они в своих посланиях и постоянно просили: «Пришлите мне побольше золота».
Парадокс заключается в том, что в самом Египте на самом деле золота было немного – всего несколько приисков. Основным месторождением был Вади Хаммамат, но там добывали всего несколько килограммов драгоценного металла в год. Крупнейшим производителем золота была Нубия, которая ежегодно могла поставлять в среднем 260 кг чистого золота в дополнение к тому, которое добывалось в самом Египте. В основном, золото оседало в крупных храмах и в царской сокровищнице.
Хроники Тутмоса III фиксируют, что этот фараон в период между 20 и 42 годами пожертвовал храму Амона почти 14 тонн золота, т.е. в среднем 630 кг в год. Помимо храмов и царской казны небольшое количество золота циркулировало среди знати и иногда направлялось на украшение гробниц.
Исследования показывают, как на самом деле были построены пирамиды Египта
Эти посмертные накопления вызывали зависть и способствовали грабежам усыпальниц. Реформы, проведенные Эхнатоном, похоже не повлияли на благосостояние Египта, и страна оставалась богатой как во время его царствования, так и при его преемниках. Кстати, золотой гроб Тутанхамона – это чуть меньше половины годового производства золота в Намибии.
Египтяне полагали, что кожа богов состоит из золота. Так что ничего удивительного нет в том, что оно щедро использовалось для юного фараона – бога при жизни и после смерти.
Если взглянуть на то, с какой тщательностью и с каким количеством золота была произведена мумификация Тутанхамона и украшена его погребальная «меблировка» (по приказу его наследника Эйе), можно предположить, что Эйе хотел сделать из своего предшественника самого прекрасного Озириса. Несколько эквивалентных предметов, обнаруженных в других царских гробницах, гораздо худшего качества и не так богато инкрустированы. Судя по всему, хотя проверить это невозможно, погребальная экипировка гробницы Тутанхамона была самой богатой за весь период существования Древнего Египта.
На фото: золотая фигурка, изображающая сидящего Тутанхамона.
Источник: www.zakonia.ru
Тайна золотой пекторали
Гробница Тутанхамона, найденная Говардом Картером в 1922 году, по праву считается одним из величайших археологических открытий. В ходе раскопок тысячи вещей, сопровождавших царя в ином мире, вновь увидели солнечный свет — чтобы рассказать потомкам о своем владельце и о той эпохе, в которую он жил.
Вот как добывали золото египтяне…GOLDEN CHANNEL…
Так, в знаменитой пекторали со скарабеем зашифровано имя Тутанхамона — Небхепрура, «Владыка превращений солнца». Это тронное имя, дававшееся царю при восшествии на престол и отражавшее основную идею его правления. Полукруглая корзинка под задними лапками священного жука — это иероглиф неб, «владыка». Скарабей с тремя вертикальными черточками читался как хепру, «превращения», а солнечный диск над головой жука передавал слово ра, «солнце».
. Родителями Тутанхамона были Эхнатон и царица Кийа. Эхнатон правил всего 17 лет, но эти годы стали временем глубочайшего кризиса в миропонимании древних египтян: фараон возвысил единственного бога — Атона, солнечный диск, во имя его уничтожая имена всех прежних богов и разрушая их храмы.
Когда Тутанхамон унаследовал престол, ему было всего . Видимо, под воздействием советников Эйе и Хоремхеба, в год царствования юный фараон отменил реформы своего отца, вернув Египту прежних богов и восстановив их храмы. Эти события означали возвращение культуры в традиционное русло и давали надежду на возрождение страны:
«. Боги и богини, находящиеся в этой стране! Их сердца в радости. Владыки святилищ в ликовании. Веселье по всей земле. Свершились добрые замыслы. »
На одной из пекторалей Тутанхамона представлен царь, сидящий на троне перед крылатой богиней Маат — воплощением мировой упорядоченности. Символом этой богини было легкое, как истина, страусовое перо, которое украшает голову Маат. Царь протягивает богине знак жизни анх, а та, в свою очередь, распростерла свои крылья в жесте защиты и покровительства.
Голову фараона венчает голубая корона хепреш — атрибут военного облачения царя, который напоминает о многочисленных сценах охоты или повержения врагов, представленных на других предметах Тутанхамона. Эти композиции наделены глубоким символическим значением: царь не просто охотится или подчиняет непокорные народы, на космическом уровне он истребляет врагов миропорядка и устанавливает маат — порядок и справедливость. В правой руке Тутанхамона — жезл хека. Он отождествлялся с посохом пастыря, следящего за своим стадом, а иероглиф этого жезла обозначал магическое знание, средство исполнения божественного замысла сиа.
Одно из наиболее впечатляющих украшений юного фараона — золотой корсет, закрывавший верхнюю часть тела царя. Это церемониальное украшение включает три части: ожерелье усех, широкий пояс и две ленты, соединяющие эти элементы. Корсет состоит из множества мелких золотых пластинок, скрепленных подвижными соединениями так, чтобы не стеснять движений царя. Каждая из пластинок инкрустирована различными камнями — бирюзой, лазуритом, сердоликом или кусочками цветного стекла.
Ожерелье усех было одним из наиболее любимых египтянами украшений. Оно представляло собой несколько горизонтальных низок бус, скрепленных по вертикали в широкий воротник, закрывавший грудь и спину владельца. Египтяне часто сравнивали это украшение с крыльями богинь, обнимавшими и таким образом защищавшими человека. Сплетенное из множества бусин, ожерелье усех было довольно тяжелым украшением, поэтому оно часто сопровождалось противовесом манхет, спускавшимся на спину и удерживавшим усех на уровне груди.
К ожерелью корсета примыкает прямоугольная пектораль, на которой юный правитель представлен стоящим перед Амоном-Ра, владыкой верхнеегипетских Фив, вернувшимся в свою обитель благодаря Тутанхамону. В одной руке Амона — анх, знак жизни, которой бог одаряет правителя; в другой — длинный посох с идеограммой царского юбилея сед, символическое обозначение долгих лет царствования. Позади Тутанхамона расположены нижнеегипетские боги: Атум — бог с головой сокола, увенчанный двойной короной Верхнего и Нижнего Египта, и богиня Иусаас.
Нижняя часть корсета — широкий пояс — состоит из множества каплевидных элементов, воспроизводящих оперение божественных крыльев, которыми богиня (как правило, Нут, Исида или Нехбет) защищала царя. Этот орнамент, называемый риши, был очень популярен в Египте эпохи Нового царства.
Каждое из носившихся при жизни украшений подвешивалось на золотой цепи или ленте, выполненной в том же стиле, что и сама пектораль. Замок одной из лент, поддерживавшей подвеску в виде коршуна, был выполнен в форме двух спящих уточек (завершавших концы ленты и скреплявшихся между собой). Египтяне любили изображения спящих птиц, ибо они символизировали кратковременный сон, за которым следовало радостное пробуждение и продолжение жизни.
Этот мотив становится центральным в одной из пар серег Тутанхамона. В круглом медальоне — центральном элементе украшения — расположены фантастические птицы с головой утки и телом коршуна. Птицы сжимают в лапах знаки бесконечности шен, форму которых повторяют раскрытые крылья птиц. Верхняя часть серег напоминает современные серьги-гвоздики.
Она состоит из двух полых частей, вставляющихся одна в другую. Лицевую сторону гвоздика украшают священные кобры, охраняющие правителя.
Золото Тутанхамона способно рассказать многое о доктрине царской власти, о мировоззрении древних египтян и даже о личной жизни этого царя. Так, в одном из многочисленных ларцов Г. Картер обнаружил пектораль с именем Эхнатона. Эта находка говорит о том, что, несмотря на свои реформы, Тутанхамон сохранил почтение и любовь к своему отцу. В другом ларце было найдено ожерелье Анхесенамон — возлюбленной сестры и супруги юного царя. Обычно в этих украшениях видят лишь драгоценный материал и искусную работу, но пытливый ум увидит в них личность и судьбу правителя.
. Страна возродилась, но судьба была неблагосклонна к юному царю. Его внезапная смерть, наступившая на году правления, когда Тутанхамону было всего , прервала нить XVIII династии. Погребение Тутанхамона было спешным и скромным — заботясь о благе государства при нехватке средств в казне, юный царь не успел подготовить для себя роскошной гробницы. Он был погребен в маленькой усыпальнице, о которой через несколько лет попросту забыли. Тем не менее, то, что он сделал для своей страны, живет в его памятниках и доныне.
«. Не случалось подобного ему среди доблестных всех стран вкупе. Знающий как Ра, [умелый как] Птах, постигающий как Тот, определяющий законы. царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка Обеих Земель. Небхепрура, умиротворивший Обе Земли, родной сын Ра, любимый его. одаренный жизнью, долговечностью, счастьем, подобно Ра вечно, вековечно».
Источник: www.newacropol.ru
lorien22
Подходит к концу наша замечательная (по крайней мере для меня) экскурсия по Египетскому музею. Заключительная часть прогулки будет посвящена главному археологическому открытию XX века (а может и вообще во всей истории археологии) — золотому кладу из гробницы Тутанхамона.
Все, кроме самой комнаты Тутанхамона, можно было фотографировать. ПОлучилось это с очень переменным успехом, но чем богаты.
Один из внешних золотых храмов, найденных в гробнице. Если я правильно понял то, что нам объясняли, саркофаг был устроен наподобие «матрешки» — в одном золотом храме находился другой золотой храм поменьше.
В нем еще один поменьше
А в нем еще один поменьше
Немного узоров золотых храмов
Все это — чистое золото!!
Внутри храмов находились. золотые носилки?
Их тоже четыре. Египтяне любили все сериями по четыре. Только я почему-то четвертую не сфотографировал) Поэтому последний кадр — это еще что-то золотое из гробницы
Были внутри и золотые колесницы
Колесниц тоже четыре. А охраняет их золотой Анубис
Немного золотых статуэток
И золотых подставок для статуэток)
Это я не знаю что такое
Но мне очень нравится
Сопровождающие в последний путь
Меня особенно четыре чувака в ящике порадовали
Один из главных артефактов за пределами комнаты мумий — золотая кровать, на которой лежал золотой саркофаг, внутри которого находился золотой саркофаг, внутри которого находился золотой саркофаг, внутри которого находился золотой саркофаг, внутри которого находилась мумия Тутанхамона.
Первый (или последний) саркофаг оставили в Долине Царей — http://lorien22.livejournal.com/368848.html. Фотографировать его было нельзя, как и остальные саркофаги в Египетском музее. Я с огромным риском сфотографировал два из трех «с бедра», с подобающим качеством.
Саму золотую маску я уже побоялся фотографировать. Но можно сделать трюк — выйти за пределы зала, навести зум, и попробовать сделать кадр оттуда.
Вот лучшее что у меня получилось. Потом меня засек смотритель, и понесся мне навстречу с таким угрожающим видом, что я предпочел ретироваться. А то в лучшем случае пришлось стереть бы все семь кадров, кровью и потом добытые)
Что еще я могу вам показать?
У меня есть еще много анти-качественных кадров. Как я уже писал в первой части — http://lorien22.livejournal.com/373131.html, освещение и количество народу не благоприятствует фото-работе. Преставляю себе, как бы выглядел бы, например, этот стул, без лиц китайских туристов и солнечных лучей.
Есть тут еще один золотой стул
Я к нему пытался со всех ракурсов подступиться, чтобы сделать более-менее удобоваримый кадр.
В итоге получилось что-то средне-терпимое
Немного золотых саркофагов
И не золотых саркофагов
Немного фаянсовых бегемотиков. Мужской гиппопотам изображает Сета, бога пустынь, бурь и насилия. Жеский изображает Таверет, богиню деторождения. Эти статуэтки, синего цвета с типичной для Нила фауной были очень распространены в эпоху Среднего царства. Их клали в могилы, чтобы помочь мертвым переродиться в следующей жизни.
Возвращаемся к золоту
Как вам эта золотая юбочка?)
Птичка Ба и птичка Хорус
Картуш, в котором лежали символы власти Тутанхамона. Меня удивило, что на нем как-будто современный египетский флаг
А вот и они сами — кистень, скипетр и какая-то лопаточка непонятного предназначения (по английский называется hega, перевода не нашел).
Древние игры. Сколько таких я видел в Британском музее)
Еще немного храмов
И уходим из этого (подставьте любые хвалебные эпитеты) музея, занявшего третье место в списке моих любимых моментов в Египте — http://lorien22.livejournal.com/361528.html, и сейчас думаю, что вполне мог бы занять и первое.
На этом о музее все. Впереди нас ожидает прогулку по самому сердцу Каира — хану Эль-Халили
Источник: lorien22.livejournal.com