

Производство ювелирных украшений в России и во всем мире получило широкое распространение. Чтобы продукция отличалась безупречным внешним видом и высоким качеством, важно принять во внимание особенности технологического процесса. Он, в свою очередь, выступает в качестве важнейшего фактора формирования прочности и надежности продукции. В рамках ее изготовления проводится целый цикл: от приобретения сырья и до финальной обработки.
Все технологические процессы, наблюдаемые в ходе производства ювелирных изделий, могут быть базовыми и отделочными.
К первой группе относят:
Как делают золотые ювелирные изделия. DISCOVERY
- штампование;
- литье;
- плавка;
- отжиг;
- вальцевание;
- избавление от жира;
- пайка;
- волочение;
- промывка;
- сушка.
Что касается отделочных операций, их традиционно можно представить следующим образом:
- сколотка;
- обработка алмазного типа;
- размягчение;
- нарезка;
- огранка;
- шлифовка/полировка;
- матирование.
Комплекс проводимых работ по отделке зависит от конкретного вида украшения
Литье
Изготовление ювелирных изделий на заказ, а также их массовое производство подразумевает применение техники литья. Она предполагает использование одновременно нескольких десятков моделей, которые собираются вместе и припаиваются к одной основе. В итоге образуется так называемая «ювелирная елка», которая впоследствии оформляется в глину и запекается.
Чтобы техника литья ювелирных изделий была проведена качественно, нужно, чтобы высыхание глины было равномерным, а какие-либо трещинки отсутствовали. Важную роль также играет вытекание воска в полном объеме, такой подход позволит получить форму с пустотами. После этого сплав перемешивается и отправляется в форму. Останется только остудить эту массу и удалить глину, достав готовую «елку».
На следующем шаге работы выполняют ювелирные монтировщики. Технология позволяет производить изделия, в составе которых есть одновременно несколько деталей. Их скреплением как раз и занимаются мастера по монтировке. Происходит сбор частей в одно целое, а кольца подгоняются до необходимого размера.
Особенности ювелирного литья
Производство ювелирных украшений
Данное направление соотносится с технологиями изготовления ювелирных украшений в Древнем Египте, т. к. имеет с ними много общего. Процесс изготовления практически не изменился с того времени, а современные мастера активно используют технологии предков и инновационное высокоточное оборудование.
Стоит отметить, что до монтирования камня в изделие, заготовка предварительно подвергается шлифовке и полировке. В первом случае происходит выравнивание профиля, во втором – создание эффекта блеска.
Галтовка – процедура, предполагающая сочетание шлифовки и полировки. Изделия обрабатываются, предварительно смешиваясь в барабане с абразивом, состав которого может быть вариабельным. При использовании подобной техники качество продукта получается более низким, нежели в случае применения шлифовки и полировки. Тем не менее, методика является быстрой и доступной.
Многие украшения, производимые массово, как раз и обрабатываются исключительно по этой технологии
Литье с использованием недорогих камней
Эта техника используется при изготовлении украшений из серебра и золота. Стоит отметить, что далеко не каждая модель является годной для ее применения. Вставка камней осуществляется непосредственно в восковки в процессе создания ювелирной елки. После того как форма обжигается в условиях глины, камни сохраняются внутри. После заливки металла вставки сразу закрепляются.
Далее изделие попадает в галтовочный барабан и считается готовым. Конечно, в данном случае достаточно большой процент брака, однако производство считается максимально дешевым.
Закрепка камней
Если изготавливается изделие с камнями, то требуется проведение процедуры закрепки. Решением данного вопроса занимается мастер-закрепщик, который, в свою очередь, осуществляет установку камней в пазы и запаивание их во избежание выпадения.
Практика показывает, что многие камни – очень хрупкие, и в процессе закрепки не выдерживают нагрузок. Это означает, что на них появляются сколы. Если речь идет о недорогих фианитах – никакой проблемы нет. Но в случае с бриллиантами такие нюансы недопустимы.
Ручное изготовление ювелирных украшений является достаточно распространенным, тем не менее, на сегодняшний день популярностью пользуются автоматизированные процессы. Чем более качественно выполняется каждый шаг, тем лучшим считается качество готового изделия. Соответственно, тем выше его стоимость.
Автоматизированные технологии
Вязка цепочек и браслетов в ручном порядке – крайне рутинное мероприятие. От ювелира требуется работа с золотой проволокой нужной толщины, а также последующая нарезка звеньев, плетение. Это означает, что работа обойдется еще дороже, чем стоимость сырья. Автоматизированное производство позволяет использовать специальные станки, которые изготавливаются под разные типы работ.
С их помощью не составит труда сократить стоимость машинного часа и ускорить процесс
Штамповка
Существует еще одна техника изготовления ювелирных украшений из золота, которая является востребованной в отношении плоских форм. Например, при изготовлении ладанок, крестиков, кулонов. Для производства конечного продукта берется металлическая пластина, с помощью пресса на ней выдавливаются готовые изделия, которые вследствие прохождения минимальной обработки уже готовы к продаже.
Особенности полировки ювелирных изделий
С ее помощью, как уже отмечалось, можно получить зеркальный блеск и максимальное отражение. Данный процесс проводится на специализированном станке, подразумевающем применение паст и кругов из кожи, войлока, хлопчатобумажного материала.
Учитывая, что ювелирные украшения изготавливают не только вручную высококвалифицированными мастерами, но и с применением штамповочных автоматизированных систем, при покупке обращайте внимание на такие детали, как чистота выполненной работы, на сколько крепки замочки и звенья, вставки.
Источник: uvelirnoedelo.ru
На вес золота. Как делают ювелирные украшения
«ОнОнас» побывал в мастерской белгородского ювелирного завода
Фото Владимира Юрченко
Дракон спит на горе из золота и серебра. Врывается рыцарь в сияющих доспехах! Пока герой отвлекает чудище борьбой не на жизнь, а на смерть, храбрые помощники утаскивают из пещеры сокровища: кольца, серьги, подвески… Именно так я представляла себе производство украшений. Оказалось иначе, но не менее увлекательно.
Восковая ёлка
Ювелирная красота, которую мы видим на полках магазинов, рождается в голове дизайнеров. Крупные выставки украшений проходят в России четыре-пять раз в год, и к каждой компания должна подготовить хотя бы две-три новые коллекции.
«Конкуренция большая, – признаёт технолог модельного участка Дмитрий Павлов. – Представьте, что две тысячи фирм параллельно рисуют и нужно придумать что‑то новое, чего ни у кого не было».
Секретов вдохновения мастер не выдаёт, зато показывает, как модели украшений создаются в компьютерной программе и послойно вырастают из полимеров в 3D-принтере.
Модель заливают формовочной смесью и ставят в печь. Гипс принимает нужную форму, полимер вытапливается, и мастер заливает в освободившееся пространство металл. Прототип изделия ювелир доводит до совершенства. Теперь эту мастер-модель помещают в резиновую массу – под действием высоких температур она твердеет, и из неё вырезают аккуратные прямоугольные формочки.
Резиновые формы отправляются в следующий цех, где мастера накачивают их воском. Я из‑за плеча наблюдаю за действиями работницы: девушка быстро заполняет резину и выдавливает то ли будущие серёжки, то ли подвески. Восковые изделия смотрятся не очень впечатляюще. А вот рядом мужчина вставляет в восковые кольца блестящие камешки – не алмазы (остужают мой пыл), а фианиты. Зато их у него целая баночка!
«В воск вставляется только диоксид циркония, фианит, – объясняет начальник производства Михаил Чмиль. – Натуральные камни и бриллианты крепят сразу в золото или серебро. Из‑за перепадов температур металл расширяется и сужается вместе с камнем. У фианитов с металлом эти коэффициенты схожи. А у натуральных камней и бриллиантов есть внутренние дефекты, они не держат температуру и могут расколоться».
Мастерица собирает восковые украшения на специальную подставку. Будущие драгоценности крепятся на столбик так, что напоминают ёлку. Но, в отличие от новогоднего символа, этой ёлочке в таком виде к покупателю не попасть.
Лабиринтами коридоров приходим к литейщикам. В цеху стоит ровный гул техники: ёлочки залили формовочной смесью, и теперь большие аппараты вытапливают воск. Завтра утром, когда смесь окончательно затвердеет, эту партию зальют металлом.
Литейщик по выплавляемым моделям из золота и серебра Юрий Запара достаёт из чана с лимонной кислотой золотую ёлочку и поясняет:
«После литья металл окисляется, мы его в лимонку кладём минут на 20–30, там он осветляется».
Мастер обмывает украшения в зеленоватой от лимонной кислоты воде, потом споласкивает под большим напором и протягивает мне. Вижу будущие серёжки-гвоздики, но золото не блестит ни таинственно, ни заманчиво, так что желания подёргать кого‑нибудь за рукав с воплями «Хочу-хочу! Купи-купи!» пока не возникает.
Металлическую ёлку несут специалисту, который инструментом откусывает изделия от столба. Ручной труд заменить машиной сложно, подчёркивает Запара:
«Есть аппарат с двумя режущими элементами, наподобие ножниц. Но они толстенькие, к маленьким деталям тяжело подлезть. Тем аппаратом удобнее отливать крупные изделия, которые реже стоят на ёлочке».
Детали для украшений изготавливают отдельно. В небольшой комнатке пресс выдавливает на металлических пластинках рисунок. Формообразующими штампами уставлен шкаф во всю стену, рядом с каждой формой приклеен образец. Присматриваюсь к узорам. О, такие волны на браслете у подруги, а похожие листочки – на бабушкином кольце.
Я интересуюсь толщиной драгоценных пластинок у Михаила Чмиля, чтобы не отвлекать мастера, опускающего пресс.
«Чем меньше изделие – тем толще прокат, чтобы в большом изделии не страдал вес, а в маленьком – прочность. Например, толщина 0,15 мм – это минимум того, что мы можем позволить без ущерба для прочности. А 0,4 мм – это маленькие изделия, у которых прочности хватает», – говорит начальник производства.
Готовые детали отправляются на сборку в монтировочный цех. Тут задорно поёт радио, тихо гудят шлифовальные машинки и маленькие горелки, которыми мастера спаивают детали. Руки многих прячутся в стеклянных ящиках – это средство защиты, чтобы золотая и серебряная пыль не разлеталась по комнате.
Ювелирный монтировщик Олег описывает свою работу (сегодня он делает крестики):
«Тут подложка из двух деталей, верхней и нижней, Иисус – третья деталь, четвёртая – ушко. Спаял это всё и обрабатываю: здесь бока неровные были, после литья немного шершавенькие».
Он смахивает пыль с крестика и достаёт его из стеклянного аквариума, чтобы показать мне. Я провожу пальцами: обработанные части гладкие и блестящие, а ушко ещё кажется матовым, но особой шершавости пальцы с непривычки не чувствуют.
Непростое украшенье
Собранные украшения отправляют на галтовку и полировку.
«Изделия проходят трёхэтапный процесс: шлифовка, грубая и тонкая полировка», – Чмиль показывает три барабана, в которых кольца и серьги вращаются в разных материалах: в маленьких треугольниках из керамики и в орехах разного помола.
Михаил предлагает засунуть туда руку и поймать что‑нибудь. Я выбираю мелкодроблёные орехи. Ладонь погружается в тёплые мягкие волны. Драгоценности проходят сквозь пальцы, но вот – удача! Разжимаю руку. Обручальное кольцо. Хм.
Замявшись на секунду, бросаю колечко обратно в ореховый водоворот.
Но раз уж сама судьба посылает мне в пальцы обручальные кольца, то идём смотреть, как их делают. Большой аппарат вытягивает золотые трубочки нужного диаметра и толщины и нарезает кружочки. Считанные секунды – и ещё один человек говорит «да» работникам загса.
— Так просто! – вырывается у меня.
— Простота тут условная, – качает головой Михаил. – Да, количество операций небольшое, и процесс изготовления быстрый, но это один из самых сложных участков. Эти станки стоят в совокупности больше 210 тыс. евро.
Техникой хвастается и Александр, оператор станков с числовым программным управлением:
«Это немецкое оборудование высшего класса. Задаются параметры кольца, и аппарат на заготовку крепит камни, делает узор, – мастер протягивает мне результат и исходник: принцесса и нищенка (если такое сравнение применимо к ювелирным сокровищам). – Самое простое кольцо делается за 40 секунд, а сложное – за полтора часа».
Золотая пыль
Натуральные камни и бриллианты крепят на украшения вручную, а после отправляют все изделия к химикам на золочение, чернение или родирование.
«Изделия покрываются слоем родия, чтобы блеск был металлическим. У серебра механические свойства улучшаются, вещь становится более твёрдой, меньше царапается и не темнеет», – объясняет Михаил.
В этой же лаборатории находятся самые точные весы на заводе – определяют с точностью до пятого знака после запятой. С их помощью проверяют сплавы на соответствие стандартам.
«Для анализа берётся 1 г металла с каждой плавки, он растворяется в кислоте, и по остаткам золота определяется проба: если в этом грамме 0,585 мг чистого золота, то это проба 585. Если случается погрешность, то всю партию отправляют на переплавку», – рассказывает Чмиль.
А я‑то уж понадеялась, что бракованное золотишко складируется возле завода. Но здесь к каждому грамму относятся трепетно: металлические столбы ёлочек, стружку и даже пыль очищают и переплавляют заново.
«Вот мешок золота, – смеётся начальник производства. Над ведром чёрной воды на каркасе висит тёмный тканевый мешок, драгметалл в нём не углядел бы даже самый опытный вор. – Это пыль с полов, которую собирают на всех участках. Потом отстаивают и отжигают до порошкообразного состояния. По итогу трёх месяцев с полов мы собираем до 70 г золота».
Золотые (во всех смыслах) руки местные мастера тоже моют в специальных мойках – добро и тут не пропадает. Потери только технологические, предусмотренные нормами производства.
«Золоту присуща молекулярная летучесть, если его разогреть до температуры больше 1 300 °C. Но эта цифра не пугающая», – успокоил Михаил.
Километры цепей
Параллельно с производством штучных украшений делают цепи. Первым делом золото или серебро вытягивают в проволоку и сматывают на катушки.
— А сколько максимально может поместиться на катушку золота – по весу и по длине? – любопытствую я.
— По весу 6 кг, а по длине… – Артур Ташлиев, заготовщик деталей и материалов для художественных и ювелирных изделий, высчитывает на калькуляторе: – 6,5 км! Чем проволока тоньше, тем она длиннее получается.
Последнюю фразу я едва расслышала, потому что в голове заметался маленький, но жадный гном. Почему‑то мысль об измерении золота километрами ему очень понравилась.
Катушки с проволокой отправляют в цепевязальный цех, где машины ловко связывают драгоценные ниточки. Станки настроены под определённый вид плетения, но при необходимости задачу им можно поменять.
Оператор цепевязальных станков Виталий Блажко подзывает меня к аппарату, на котором установлено подобие микроскопа. Склоняюсь к окулярам. Маленькие лапки быстро скручивают проволоку в ровные звенья со звуком «сип-сип-сип».
В другом цеху цепи обрабатывают в тальке и масле, звенья запаивают при температуре 900 °C. Важно, чтобы по всей длине цепочка имела одинаковую ширину. Ювелирный монтировщик Роман Вакуленко под светом лампы просматривает тонкую цепь, замечает брак и инструментом выщипывает неровное звено. Разрывы мастер спаивает сам.
Следующий этап – алмазный цех. Да, я ожидала увидеть горы драгоценных камней под «Лучшие друзья девушек – это бриллианты!» в качестве саундтрека. Однако из алмазного здесь оказались только резцы, которыми снимается верхний слой цепи. Украшение намораживается холодной водой на специальный барабан, и мастер спиливает доли миллиметров, чтобы поверхность стала зеркальной.
Андрей Ковтун, наладчик цепевязального участка, показывает цепь, обработанную только с одной стороны. Поверхность без блеска действительно смотрится не так привлекательно, а золото после алмазной обработки сияет призывно и ласково.
Потом цепь режут на нужную длину, ставят замочки и отправляют вместе с остальными украшениями на клеймение, проверку и упаковку.
Знания – золото
— А где можно всему этому научиться?
— В Костроме есть специализированное училище, курсы при ереванском, московском, киевском, одесском заводах. В Белгороде думали на базе университета сделать кафедру, но это пока в проекте. Тут либо люди с опытом работают, либо мы под себя их обучаем. Учебные заведения общего профиля дают информацию обо всех направлениях ювелирной деятельности, но поверхностно. А нам нужна не база, а конкретные знания монтировки, полировки, – отвечает Михаил Чмиль.
Лифт с золотыми стенами везёт нас к выходу. Нам не показали только сейф с золотом и бриллиантами. Наверное, там огромный дракон и прячется.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала ювелирный завод «Карат»
Источник: www.belpressa.ru
Что такое ювелирная эмаль?
Ювелирная эмаль является тонким слоем сплава из легкоплавкого стекла . Этот ювелирный материал бывает различных цветов и оттенков. На поверхность металла эмаль наносится будучи в порошкообразном состоянии, после чего изделие помещают в печь и при температуре 700-800 градусов выдерживают 20-30 минут. Затем изделие остывает и отправляется в ювелирные магазины.
Данный материал предназначен не только для украшения ювелирных изделий, он также имеет антикоррозийные и защитные свойства. Эмаль помогает изделиям противостоять атмосферным воздействиям, а также влиянию химических реагентов( кислот, газов и щелочей).
Имея такую свойственность, эмаль также используют в архитектурных строениях, которые работают по части экстерьера. Пример такому использованию, медные черепицы, которыми покрывают купола церквей и храмов.
Состоит ювелирная эмаль из твёрдого, стекловидного раствора кремнезема, глинозема и разных других оксидов. Эти оксиды ещё называют плавнями. Плавни калия, свинца и натрия увеличивают легкость плавления эмали, но минусом этих оксидов является снижение стойкости материала к воздействиям внешних факторов.
А плавни алюминия, магния и кремния действуют наоборот. Они делают эмаль тугоплавкой и прочной. Для придания эмалям различных цветов добавляют пигменты, они являются оксидами металлов, таких как кобальт, никель , свинец и др.
Ювелиры древности производили эмаль самостоятельно, однако, с 17-го века этот материал стали покупать из стран Европы, она была более высокого качества, а также ассортимент цветов был разнообразнее.
В нынешнее время, ювелиры и художники вновь стали использовать эмаль и очень сильно вырос интерес изготовлять данный материал самостоятельно, так как трудностей технического плана сейчас не существует, которые присутствовали раньше. Мастера, использующие эмаль, стараются смешать разные цветовые оттенки и сплавить её для своих работ.
Разновидности эмали
Различают прозрачные эмали или сквозные, которыми покрывают изделия из золота и серебра. Эмаль дополняет гравированные или гладкие места изделий окраской, а также блеском и защищает их от повреждений при использовании. Хорошо блестят украшения, покрытые прозрачной эмалью, они переливаются и играют в лучах света.
Ещё бывают опаковые или глухие эмали. Они непрозрачны и поэтому используются обычно на меди, но на других металлах использование тоже допускается. Глухие эмали имеют очень яркие и насыщенные цвета, это главное их декоративное достоинство. В этом отношении они побеждают сквозные эмали.
Ювелирная эмаль является обыкновенным легкоплавким стеклом. Температура, при которой плавится этот материал ниже, чем температура, по достижению которой металл не только не плавится, но даже не размягчается и не деформируется.
Как правило, чтобы получить цветные прозрачные или глухие непрозрачные эмали, в первую очередь готовится основной сплав, который называется флюс , после чего к данному сплаву, не имеющему цвета подмешивают красители разных цветовых оттенков и полученную массу снова плавят.
Какие металлы используют для ювелирной эмали?
С глубокой древности эмалью покрывались такие металлы как золото , серебро , чистая медь или её сплавы, ну иногда покрывалась бронза, а в середине 19-го века начали покрывать чугун и сталь.
Основным параметром металла, при покрытии его эмалью, является температура его плавления, размягчения и деформации. Она должна превышать 800 градусов, так как эмаль плавится именно при этой температуре.
Также учитывается способность металлов сохранять свой блеск и стойкость цвета. Им обычно обладают драгоценные — платина , серебро и золото. При обжиге на их поверхности не появляется оксидных плёнок, а блеск хорошо сохраняется под слоем прозрачной эмали.
Все остальные металлы покрываются обычно глухими эмалями, так как при нагреве они становятся тусклыми, быстро окисляются и темнеют. Но если модель изделия требует наличие прозрачного участка, то эти места покрываются серебряной или золотой фольгой, тогда сохраняется блеск и светлость металла. Голубые, зелёные и синие цвета эмалей великолепно светятся на фольге из серебра .
Очень важным моментом при покрытии металла ювелирной эмалью является тепловой коэффициент, который показывает линейное расширение металла при его нагреве и дальнейшем охлаждении. От данного параметра зависит спайность этих двух компонентов.
Также стоит отметить, что на гладкой поверхности эмаль будет хуже держаться, чем на шероховатой. Коэффициенты металла и эмали должны совпадать, иначе при остывании эмаль быстро отслоится, тогда весь непростой процесс придётся осуществлять заново, предварительно исправив все ошибки.
Среди огромного количества технических способов обработки благородных металлов, эмалевое покрытие заняло особое место и считается вершиной в прикладном искусстве. Изделия, покрытые эмалью выглядят оригинально, красиво и эксклюзивно. Она помогает мастерам ювелирам и художникам воплотить самые необычные свои фантазии и замыслы.
Источник: tvoi-uvelirr.ru