Как измерить длину цепи

Как правильно определить длину и натяг велосипедной цепи

В предыдущей статье был рассмотрен вопрос об устройстве велосипедной цепи и их типах. В этой статье мы рассмотрим актуальный для многих вопрос о правильном подборе длины цепи.

Если Вы меняете старую цепь на новую то тут все просто – необходимо новую цепь брать той же длины, что и старую. При этом, устанавливая на односкоростной велосипед новую цепь, нужно правильно отрегулировать натяг цепи.

При сильно натянутой цепи тяжело крутить педали, да и сама велоцепь будет подвержена большему износу.

При слабой натяжке цепь может соскакивать со звездочек и тогда не будет никакой возможности ни ехать вперед, ни затормозить. Особенно если на переднем колесе нет V-brake тормоза. Это уже очень опасно и может привести к трагедии. А цепь соскакивает всегда в самый неподходящий момент. Как поставить обратно слетевшую цепь на таком байке рассказано в отдельной статье.

Как подобрать длину цепи велосипеда?

Длина цепи и ее натяг на односкоростных велосипедах

Дропаут

Для определения длины цепи на односкоростных велосипедах используют следующий алгоритм действий:

  1. Положите велосипед вверх колесами или поставьте его на подставки, но так, чтобы заднее колесо свободно двигалось.
  2. Ослабьте гайки или эксцентрики на втулке заднего колеса.
  3. Выровняйте заднее колесо в вертикальной и горизонтальной плоскости (чтобы оно не перекашивалось) и, передвигая его вперед-назад по дропаутам (наклонным пазам в которых крепится колесо), настройте правильное провисание (провис) цепи. Оно должно составлять 10-15 мм в центре между звездами.

Правильно замерить провис цепи можно приложив ровную линейку к нижним точкам передней и задней звезды и, оттянув цепь в центре, замерить расстояние от линейки до цепи.

Если двигать колесо в дропауте вперед или назад дальше некуда, а цепь еще не натянута – удалите лишние звенья.

Допустивое провисание цепи на односкоростном велосипеде

Проверка соскока цепи со звездочек односкоростного велосипеда

  1. Проверьте равномерность вращения, прокрутив педали. Педали должны крутиться плавно, без рывков и свободно. Если этого нет, то скорее всего заднее колесо выставлено неправильно, с небольшим скосом.
  2. Проверьте, не будет ли соскакивать цепь со звезд. Для этого в процессе вращения педалей нажмите чем-то твердым, например, ручкой отвертки или молотка в районе передней звезды, перпендикулярно цепи, стараясь прижать ее к раме. Потом проделайте то же самое с цепью в районе задней звезды. Правильно натянутая цепь не будет соскакивать со звезд.

Видео о натяге цепи на односкоростной велосипеде.

На односкоростных велосипедах или велосипедах с планетерной втулкой можно поставить и натяжитель цепи, как на картинке снизу.

Натяжитель цепи это механическое устройсто, обеспечивающее необходимое натяжение цепи при катании. Используется в основном в агрессивных стилях катания.

Принцип работы натяжителя цепи основывается на том, что пружина оттагивает цепь и создает натяжения, тем самым препятствуя спаданию цепи со звезд.

Натяжитель цепи для велосипеда

Длина цепи на велосипедах с переключением передач.

Для определения длины цепи на велосипедах с переключением передач существует три способа. Все они равноценны между собой и использовать можно любой из них.

  1. Цепь надевается спереди на большую звезду, а сзади на самую маленькую звезду. При этом линия, проходящая через центры роликов, должна быть перпендикулярна земле. Ось нижнего ролика может отклоняться вправо-влево от оси задней кассеты на чуть-чуть.
Читайте также:
Как снять первые сережки гвоздики у ребенка

Определение длины цепи велосипеда методом спереди на большую звезду, а сзади на маленькую

  1. Цепь надевается спереди и сзади на самые маленькие звездочки. Нижняя часть цепи должна идти параллельно земле, не цеплять направляющий ролик или лапку и расстояние между цепью и нижней частью переключателя должно быть 2 — 4 см.

Определение длины цепи велосипеда методом спереди и сзади на самые маленькие звезды

  1. Цепь надевается спереди и сзади на самые большие звезды. После этого цепь стягивается на сколько это возможно, лапка вытягивается полностью вперед и с того места, где сомкнулись начало цепи и та ее часть что проходит через полностью натянутую лапку, добавляем одно полное звено (одно внутренне и одно внешнее звено).

Определение длины цепи велосипеда методом спереди и сзади на самые большие звезды

Длина цепи определяет точность переключения передачи. Иногда даже производители ставят чуть большую цепь, чем нужно. Учтите, что от длинной цепи проблем меньше чем от короткой. Вам повезет, если вы просто не сможете сменить передачу. Большую опасность представляет возможность поломки переключателя, который может выбить еще и спицы из колеса.

Да и сама цепь может порваться.

Одно халфлинк звено для обычной цепи

Есть еще одна интересная идея. Как уже говорилось выше, удалять у обычной цепи можно только по целому однодюймовому звену. Но иногда, для более точного подбора длины цепи, когда нужно удалить или добавить именно одно полузвено (1/2″ или 12,7 мм.), можно поставить в цепь одно халфлинк звено. Некоторые цепи даже продаются сразу с таким звеном. Вторым вариантом выхода из подобной ситуации можно рассматривать вариант подвинуть немного вперед или назад заднее колесо в дропаутах, добившись нужного натяжения цепи.

Сколько звеньев должно быть в велосипедной цепи?

Хочется остановиться на одном моменте. Часто можно услышать вопрос: «Сколько звеньев должно быть в велосипедной цепи?»

Ответить на него однозначно нельзя. Их должно быть столько — сколько нужно для нормальной езды.

Прежде всего нужно четко определиться, что подразумевается под термином звено цепи.

Напоминаем, что у всех велосипедных цепей одинаковый размер полного звена – один дюйм (25,4 мм) и, следовательно, одного полузвена в 1/2″ или 12,7 мм. А есть еще и Халфлинк цепи (по английски Half-link, где half — половина, link — звено), у которых длина звена составляет 1/2″ (12,7 мм.). Это рассмотрено в статье об устройстве велосипедной цепи.

Поэтом длина цепи зависит от типа рамы велосипеда, размера перьев и т.д. Обычно на шоссейных или гибридных велосипедах от 114 до 116 полузвеньев или чуть меньше. У горных велосипедов рама меньше и цепи обычно от 106 до 108 полузвеньев или немного больше. Ну а как правильно определять длину цепи для Вашего конкретного велосипеда было описано выше.

Если точно нужно знать сколько звеньев именно в цепи Вашего велосипеда есть два способа: просто их пересчитать или измерить длину цепи рулеткой (сантиметром) и разделить это число выраженное в мм на 25.4 — длину одного звена (или 12,7 для Халфлинк цепи).

Источник

Как определить длину цепи велосипеда: различные методы модификации

Это значение зависит от изготовителя цепи, показатель длины может варьироваться в пределах от 110 до 126 звеньев. На велосипедах МТБ устанавливают цепи на 106 звеньев, на найнерах их число доходит до 112, шоссейная модель насчитывает 126 элементов. При нормальной длине цепь, надетая на звездочку, провисать не должна, в противном случае ее придется укорачивать.

Как определить длину цепи велосипеда

Все, кто менял этот элемент велосипедной трансмиссии самостоятельно, задавались вопросом, как рассчитать длину цепи, потому что все они предусматривают определенный запас. Проще всего это проделать, подсчитав число звеньев на снятой цепочке и такое же количество определить для новой. А когда работа предусматривает замену кассеты, либо устанавливается система с иным числом звездочек, определение длины цепи вызывает у многих затруднения. Дело в том, что данный показатель изменится, и на снятый элемент ориентироваться не следует. Для решения проблемы предлагается один из трех существующих способов, рассказывающих, как выбрать длину цепи.

Читайте также:
Как ухаживать за позолотой

Горные велики и гибридные модификации: длина цепи велосипеда

Разберем каждый метод в отдельности:

  • цепь выставляем по зубчикам наиболее больших велосипедных звездочек, максимально натягиваем лапку от переключателя, установленного сзади (она должна податься вперед), и получаем оптимальную длину цепи. В итоге получается следующее: переключатель находится почти на одной линии с лапкой, и рисковать с преодолением этого предела не рекомендуется, получите поломку. Лучше всего удерживать лапку под маленьким углом. Если допустите ошибку, и длина цепи на велосипеде окажется короче от требуемого значения, то при случайной активации пары крупных звездочек цепной длины окажется недостаточно, и переключатель оторвется;
  • во втором случае действуем, как в предыдущем варианте, цепь надеваем на крупные звездочки, а переключателем не пользуемся, просто запоминаем длину, к полученному значению прибавляем пару звеньев, в итоге получаем идеальный результат;
  • выставляем цепочку по малой звездочке заднего колеса и наиболее крупной передней, выбираем цепную длину с таким расчетом, чтобы переключатель находился под прямым углом к поверхности земли, и роликовые оси располагались одна под другой.

Если ваш велосипедный транспорт двухподвесный, для измерения длины цепки выбирается такое положение амортизатора, чтобы ведомые звездочки максимально отдалились от каретки (амортизатор находится в сжатом состоянии).

Длина велосипедной цепи шоссейника

Как правило, для такого транспортного средства пользуются третьим способом, выставив цепочку на крупную звездочку спереди и самую мелкую заднюю.

Как определить длину цепи велосипеда

Односкоростной велосипед: как подобрать длину цепи

Для такого транспорта или велика, имеющего планетарную втулку, устанавливают ее в рамных дропаутах таким образом, чтобы оставалась возможность потом ее смещать назад, если цепь будет вытягиваться.

Пользуемся маркировкой

Она содержит в себе сведения о геометрических параметрах цепочки, обозначение которых рассмотрим на конкретном примере.

½” х 3/16” – 120 links Pinlength 7,3 mm:

  • ½” – это шаг велосипедной цепи, выраженный расстоянием между парой соседних пинов. В соответствии с требованиями стандартом он остается неизменным и равен половине дюйма (12.7 мм);
  • 3/16” – расстояние между внутренними звездами. Уточнив такой показатель, сразу становится ясно, надевают ли конкретную велосипедную цепь на широкую звезду либо нет. Здесь существует четыре варианта: 1/8” – используется на односкоростном велотранспорте, 3/16” – раньше предназначался для прогулочных модификаций с одним скоростным режимом, сегодня практически не применяется, 3/32” – самый популярный вариант цепочки для байка с большим количеством скоростных режимов (количество звездочек варьируется в пределах 6 – 8 шт), 11/128” – устанавливается на многоскоростные образцы с девятью и более звездами;
  • 120 links – число звеньев в цепке;
  • Pinlength3 mm – значение внешней ширины пина, от которого зависит число звездочек на скоростном байке, и подойдет ли к нему данная цепь. Чем толщина меньше, тем больше шансов, что цепь подходит на велосипед, имеющий много звездочек.

Редко, но в маркировке встречается аббревиатура КГС. Так обозначают предельную прочность на разрыв, который случается, если на трансмиссию воздействует максимально разрешенное усилие.

Проводим проверку

Как определить тип цепи, мы разобрались. Но что делать дальше? Необходимо выполнить проверку, для проведения которой цепь спереди и сзади выставляется на самые мелкие звездочки. В случае, когда лапка расположится почти параллельно к земной поверхности, длина цепи превышает нормальное значение.

Читайте также:
Как отличить бриллиант от не бриллианта

Вероятно, при движении по кочкам она будет соскакивать довольно часто, потому что у переключателя не будет возможности придать ей нормальное натяжение. А когда лапка при проверке установлена под легким уклоном, длину цепочки вы подобрали правильно.

Как определить длину цепи велосипеда

Рекомендуется также проверить расстояние от цепочки до ролика, расположенного сверху – в идеальном варианте это значение должно составлять 25 – 45 мм, и в данном случае гарантируется правильная работа переключателя.

Никто не даст гарантию, что у нового велосипедного транспорта, только что привезенного из магазина, стоит цепь нужной длины (в новых изделиях всегда предусмотрен некоторый запас). Первое, что вы должны сделать – проверить показатель длины и при необходимости убрать лишние звенья цепочки.

Изнашивание элемента трансмиссии

Система нуждается в смазке, регулировке и обеспечении должных условий для хранения. Чтобы велосипедная цепь эксплуатировалась длительный период, ее смазывают специальным маслом каждый сезон, удаляют старую смазку и грязь.

Когда велосипедный транспорт определяется на долгосрочное хранение, превышающее годовой сезон, цепь лучше всего демонтировать и заложить в банку, залив керосином. Так она сохранит свои внешние данные и не растянется.

Как правильно узнать длину износившейся цепи? Для определения степени износа используют простую линейку либо считают количество звеньев. По линейке должно получиться 12 дюймов, в миллиметрах этот показатель составляет 304.8.

В случае, если длина цепи превышает погрешность в:

  • 5 мм – такое состояние считается нормой;
  • 5 мм – рекомендуется выполнить замену цепочки;
  • 3 мм – ожидайте проблем с включением скоростных режимов, в срочном порядке установите новую цепь;
  • от 3 мм – полностью меняется трансмиссия.

Цепь относят к элементарным, но наиболее важным элементам любого велосипедного транспорта. Сегодня ее считают расходным материалом, но ее влияние на состояние трансмиссии транспортного средства велико. Чтобы избежать проблем во время эксплуатации велика, рекомендуется внимательно выбирать длину цепи, регулировать ее в соответствии с требованиями, чистить и организовывать соответствующее хранение. Все перечисленные меры только по этому элементу продлят эксплуатационный период вашего велосипедного транспорта на неопределенный срок. Помните, что цепь подходящей длины – это комфортная поездка на велосипеде.

Источник

Как правильно вычислить длину цепи для велосипедов разных моделей

Запчасти

Сегодня уже почти не осталось простых велосипедов с двумя звездочками. Современные шоссейные, спортивные модели — сложные устройства с системами натяжения цепи, изменяемой скоростью и усилием. Все эти усовершенствования привели к тому, что длина цепи велосипеда должна быть строго определенной. В идеале она должна быть недостаточно длинной для того, чтобы слететь с ведущих звезд, но в то же время свободной, чтобы лапка переключателя скоростей перетягивала ее сзади с шестерни на шестерню.

Основные способы определения размера

Существует несколько основных способов определения длины цепи. Первый можно назвать «большой звездочке — большое кольцо цепи». При этом методе измерения необходимо использовать стандартное натяжение и провисание цепи. Измеряют без пропуска через переключатель. После натяжения определяют границу обрезки.

От ближней заклепки необходимо отмерить 1 дюйм, после чего обрезать цепку. Затем провести ее через оба переключателя и соединить.

Важно обращать внимание на ближайшую соединительную заклепку, так как соединение происходит лишь за счет скрещивания внешних и внутренних пластин.

Второй метод измерения — по существующей цепке. Опытные велосипедисты не советуют сразу выкидывать старую цепь, так как она может понадобиться для подбора нового изделия. Для этого необходимо отрезать новую цепь такой же длины, что и старая. Затем нужно установить скорости передач так, чтобы спереди и сзади цепка находилась на самых маленьких звездочках.

Читайте также:
Часы которые выглядят дорого

При работе лапки натяжителя не должно быть заметного провисания велоцепи. При этом она не должна задевать верхнюю часть шкива.

Небольшое провисание должно присутствовать — сильное говорит об излишней длине цепного привода.

В таком случае находят заклепку, касающуюся звездочки, отмечают звезду в этом месте мелом. Отсчитывают пару заклепок в сторону переключателя и подтягивают велоцепь к отметке на звездочке, приподнимая ее. Цепка укоротилась. После очередной проверки и сокращения на кратное число заклепок велоцепь должна сократиться, провисание исчезнуть. Теперь она может оказаться короче.

Проверяется это переставлением на самую большую переднюю шестерню и вторую по размеру заднюю. Привод не должен сильно натягиваться, а в колесиках шкива должен оставаться двойной изгиб. После этого пару звеньев новой цепки следует вернуть обратно.

Если цепка не проходит оба теста сразу, значит возможности переключателя не соответствуют возможностям передачи. Необходимо отрегулировать длину таким образом, чтобы она проходила через самые большие звездочки сзади и спереди.

Если старая велоцепь правильной длины, то новая замеряется по длине старой. Для этого нужно положить ее на ровную поверхность, выпрямить. Расположение цепи должно совпадать с вертикально находящимися роликами. Новую цепочку располагают рядом. Концы должны совпадать, с учетом наличия или отсутствия заклепок.

Звенья старого изделия сдвигаются в положение, совпадающее с новым. После этого нужно осмотреть соответствие цепок, с учетом наличия, расположения заклепок. Обрезать новое изделие.

Существует еще метод определения длины через математические модели. Для велосипедов с большой разницей в звездочках уравнение будет достаточно сложное. Поэтому данный способ применяется редко.

Не следует добавлять новые звенья на старую велоцепь. Это бесполезно, так как она уже растянута, сильно изношена.

Небольшое провисание цепного привода считается допустимым, а сильное говорит об его излишней длине Опытные велосипедисты не рекомендуют выкидывать старую цепь, так как она может пригодиться для выбора нового изделия Крайне не желательно добавлять новые звенья на старую растянутую и изношенную велоцепь

Вычисление параметра для разных моделей велосипедов

Длина цепи велосипеда для разных моделей различается. Производители по умолчанию предлагают набор, имеющий слишком большую длину цепи. Это неизменно ухудшит точность переключения. Ее звенья станут соскакивать на сложном рельефе — тряске или вибрации на камнях, корнях деревьев. Рабочая длина велосипедной цепи регулируется удалением нескольких звеньев.

Короткая длина катастрофически сказывается на работе механизмов. Самое малое зло — невозможность переключения на большие звезды из-за чрезмерного натяжения. Но последствия могут стать еще хуже — поломка заднего переключателя с отскакиванием в спицы или разрыв велоцепи. Однозначно, неправильный выбор длины цепи ведет к скорому ремонту. Количество звеньев зависит от метода, по которому производится настройка, а также от размера звездочек.

Горные и велогибриды

Длина цепи на велосипеде зависит от размера рамы, величины регулирующего пера, наличия и величины хода амортизаторов, прочих параметров. У горных вариантов можно встретить до 106–108 звеньев в цепи. Это обычно связано с размером задних перьев и шестерен. Длина привода на велосипедных гибридах обычно не отличается от шоссейных вариантов и составляет 114–116 звеньев.

Многие не знают, как правильно выбрать цепь для велосипеда. Не менее популярен вопрос — каким образом считать, сколько звеньев необходимо для горных и гибридов. Для начала следует установить велоцепь на самые большие передние и задние звезды. Затем укоротить ее до тех пор, пока рамка натяжителя не вытянется вперед почти горизонтально. После этого дать пару звеньев про запас.

Если велосипед имеет 2 подвески, подбирать длину следует в положении задней подвески. В этом случае шестерни и кассеты максимально разнесены друг от друга.

Читайте также:
Как развязать любой узел

У горных велосипедов длина цепи может достигать 106–108 звеньев Длина изделия на велогибридах обычно составляет 114–116 звеньев

Шоссейные

Для шоссейных великов размеры цепки обычно не изменяют — для них подходят коробочные варианты. Однако количество звеньев приобретенной цепи следует все равно пересчитать. Как правило, определить длину лучше обычным визуальным подсчетом или посмотреть в паспорте изделия. Для шоссейных велосипедов количество звеньев составляет от 114 до 116 штук.

При регулировке цепь на велосипед устанавливают на большую шестерню впереди и маленькую заднюю. Расчет длины привода подбирается таким образом, чтобы задняя ось колеса и оси обоих натяжителей находились в вертикальной плоскости.

Односкоростные модели наиболее просты в регулировке. Велосипедную цепь подбирают так, чтобы ось заднего колеса находилась в вырезах рамы велосипеда, а после имела возможность отодвигания при вытягивании цепного привода в процессе эксплуатации. Некоторые пользователи для более точного позиционирования устанавливают цепку системы «half-link». У нее нечетное количество звеньев, что весьма упрощает задачу.

У шоссейных моделей велосипедов количество звеньев также варьирует от 114 до 116 штук

Синглспиды

Простейшая передача этого городского велосипеда, имеющего 1 скорость, позволяет обходиться длительное время без техосмотра. Этот аппарат подойдет для неспешных поездок в городском режиме людям, не желающим вдаваться в тонкости веломеханики. Большинство синглспидов оснащены зависимой втулкой, поэтому педали велосипеда находятся в движении постоянно. Некоторые модели снабжены трещеткой, что позволяет прерывать движение педалей во время хода.

Жесткое натяжение цепи гарантирует движение без проскальзываний. Цепи для этого транспорта толще и не требуют частой замены. Если цепочка меняется на новую, то с успехом притирается к изношенным деталям задней шестерни и звезды. Расчет длины производится аналогичным способом, как и для других моделей. Минусом этого типа транспорта является отсутствие переключений передач — при движении в гору требуется прилагать большие мышечные усилия.

Цепи для синглспидов толще и не требуют частой замены

Советы по выбору

Велоцепь на скоростных байках, наряду с покрышками, тормозными дисками и колодками, требует периодической замены. Определить ее размер можно простым способом. Если посмотреть на количество задних звездочек, легко узнаете длину цепочки горного велосипеда. Этот параметр очень важен, так как ширина звеньев цепи на скоростном велосипеде при 30 и 21 скорости совершенно разная.

Их отличает шаг между задними шестернями, толщина и расстояние между рамками заднего дерейлера. В итоге устройство с 10 не встанет на 7, и настроить его не удастся.

Взаимозаменяемость можно определять по числу звезд:

  1. Для приводов с 10, 11, 12 звездами взаимозаменяемость не действует.
  2. Цепь для девяти звездочек позволяется устанавливать на младшие модели.
  3. Цепь на велосипеды с 6, 7, 8 звездами совершенно одинаковая.

Немаловажен выбор цепи для велосипеда по бренду. Японские, американские, тайваньские компоненты «живут» около 1500 км, итальянские ходят до 7000 км. Весь их секрет — в толстых роликах, увеличенных пластинах, нанесении тефлонового износостойкого покрытия.

Лучшие комплектующие — от известных производителей:

  • Shimano — фирма из Японии;
  • SRAM — из Соединенных Штатов;
  • Итальянская Campagnolo;
  • KMC — с острова Тайвань.

Кататься на одной цепи долгое время невозможно — она вытянется, станет проскальзывать, что повлечет за собой неисправность кассеты и иных компонентов. Лучше подобрать дорогую итальянскую цепь или несколько дешевых с перестановкой их по кругу. К слову, стоимость итальянских изделий превышает американские аналоги в 2 раза. Дорогую кассету на дешевую цепь ставить бессмысленно — лучше сделать наоборот.

Shimano SRAM Campagnolo KMC

Видео


Источник
Рейтинг
Загрузка ...