masterok
Кому сейчас известно имя Джона Д. Лауда? А между тем это и есть первый изобретатель шариковой ручки. Этот американский «Кулибин» из штата Массачусетс еще в 1888 году получил патент на «авторучку с вращающимся наконечником» -небольшим шариком на конце полого стержня, заполненного чернилами.
За последующие тридцать лет Патентное Ведомство США выдало 350 патентов на аналогичные шариковые ручки, но ни одна из них не стала товаром…
Главным препятствием были чернила! Слишком жидкие оставляли кляксы на бумаге и пачкали карман, а слишком густые застывали на шарике. Иногда удавалось создать подходящие контролируемые условия, и тогда чернила действовали как надо… пока не изменялась температура воздуха. Лучшее, что удалось создать, — шариковую ручку, которая писала, как правило, при температуре воздуха +21° С, ниже 18° С она засорялась, а выше +25° С — подтекала и оставляла кляксы.
Изобретение шариковой ручки. История фирмы BIC
Так на скрижали истории попали помимо автора первой шариковой ручки те люди, которые потратили не один десяток лет, чтобы это гениальное изобретение довести до ума. Для каждого из них создание механизма и дизайна ручки было чрезвычайно важным и очень личным делом. Не случайно все легендарные лейблы на фирменных и качественных ручках — чьи-то фамилии. За каждым из них своя сага, увлекательный роман длиною в век.
Ласло Биро
Примерно так обстояли дела, когда за эту проблему взялись братья Биро (Biro). После Первой мировой войны 18-летний Ладислав Биро (Ласло Биро, László József Bíró)(1899 – 1985)
Он родился в Будапеште в еврейской семье. Его отец, Матиаш Биро, был стоматологом. Сыну, казалось бы, идти по стопам родителя. И, действительно, после школы Ласло поступил на медицинский факультет, но диплом так и не получил. Некоторое время он практиковал как гипнотизер, работал в компании по производству нефтепродуктов.
Потом участвовал в тогдашнем модном поветрии – автогонках, и даже придумал вместе с другом автоматическую коробку передач. Патент на это изобретение купила американская компания General Motors для того, чтобы не позволить никому реализовать это изобретение. Своеобразное признание того, что у изобретателя была голова на плечах! В конце концов, юноша стал журналистом. Будапештским журналистом!
В начале 20-го века Будапешт, который был второй столицей Австро-Венгрии, включился в гонку столь же прекрасную, сколь и безнадежную. Вторая столица изо всех сил пыталась стать краше столицы первой, прекрасной Вены. И, надо сказать, что хотя второй Вены из Будапешта не получилось, эта гонка все же пошла ему на пользу.
И получилось: в Вене больше чопорности и имперского блеска, в Будапеште – больше провинциального тепла. В Вене – опера, в Будапеште – оперетта. В венские кафе приходили чинно поесть сладенького, в будапештские – пообщаться и даже поработать. Редакции многих будапештских газет обживали ближайшие кафе. З
Кто изобрел шариковую ручку
Здесь, за совсем не по-венски приготовленным кофе с прекрасными, но все же не венскими, лакомствами, редакторы верстали очередной номер. Здесь журналисты обсуждали животрепещущие темы и строчили актуальные статьи. Сюда прибегали репортеры и приносили «на хвосте» последние новости – прямо в номер. Ласло Биро сначала возглавлял газету «Hongrie-Magyarország», что по-французски и по-венгерски означало «Венгрия», а после ее закрытия стал работать в газете «Elôtte». Естественно, его рабочим инструментом была ручка.
Чернила вытекали из ручки на газетный лист, который впитывал жидкость как губка, а конец пера рвал в этом месте бумагу. В общем, получалась не надпись, а фиолетовое болотце. Даже на первоклассной бумаге оставались кляксы, а на пальцах и на одежде Биро постоянно красовались чернильные пятна. Тогда Ладислав позвал брата Георга, химика по профессии, и братья Биро начали разрабатывать новые авторучки. После опробования десятков моделей братья Ладислав и Георг, не зная, что до них уже была сделана 351 попытка, изобрели свою шариковую ручку.
Как-то во время отпуска, находясь на берегу Средиземного моря, братья заговорили о своем изобретении с неким пожилым господином. Они показали прекрасно пишущую ручку, которая ему понравилась. Оказалось, что этот господин был тогдашним президентом Аргентины, Аугусто Юсто. Он предложил братьям Биро построить в его стране фабрику шариковых ручек.
Несколько лет спустя началась Вторая мировая война, и братья решили покинуть Венгрию. Они вспомнили своего старого знакомого и устремили взоры в сторону Южной Америки. Братья высадились в Буэнос-Айресе с десятью долларами на двоих. Юсто признал их, и вскоре с помощью президента им удалось заручиться поддержкой нескольких инвесторов. В 1943 году в городе открылась новая фабрика.
Эффект был грандиозным, то есть произошел грандиозный провал. Братья Биро совершили ту же ошибку, что и все их предшественники, — они положились на силу тяжести, под воздействием которой чернила попадали на шарик. Это означало, что ручку надо было непременно держать строго вертикально. Но даже и тогда поток чернил был прерывистым, и на бумаге оставались сгустки.
Ладислав и Георг вернулись в лабораторию, и вскоре придумали новую конструкцию, капиллярную. Сифонная подкачка заставляла чернила перемещаться к шарику независимо от положения ручки.
10 июня 1943 года считается днем рождения шариковой ручки
Уже через год братья Биро выпустили в продажу в аргентинских магазинах новую модель. Однако расходились ручки вяло. В конце концов, у братьев кончились деньги, и производство пришлось остановить.
Но им на помощь прилетели военные летчики США. Пилоты ВВС, часто бывавшие в Аргентине во время войны, сделали для себя открытие, что аргентинскими ручками можно писать снизу вверх на любой высоте и их не требуется часто заряжать.
Пребывание в Париже было недолгим. После вторжения немецких войск семейство Биро перебралось за океан, в Аргентину. 10 июня 1943 года Ласло Биро получил аргентинский патент на свое изобретение. А вскоре он организовал фабрику по производству шариковых ручек «Eterpen». Ежегодная продажа ручек Биро достигла 7 миллионов штук. Но грандиозный коммерческий успех оказался локальным.
Когда Ласло Биро задумал начать производство своих авторучек в США, выяснилось, что один из американских предпринимателей побывал в Аргентине и оценил коммерческий потенциал шариковой ручки.
Примерно в это же время житель Чикаго по имени Мильтон Рейнолдс тоже столкнулся с ручками Биро в Аргентине. Он вернулся в США и выяснил, что такие ручки были уже запатентованы Джоном Д. Лаудом и другими американцами, но срок действия их патентов к тому времени истек. Поэтому он решил, что может, ничего не опасаясь, скопировать конструкцию Биро.
Да, американец оформил документы на своё имя. Изобретение Биро было попросту украдено. Судебные разбирательства окончились не в его пользу. Крупнейший рынок США Джозефу Биро не достался. Когда-то Биро удалось заработать миллион, но десятки и сотни миллионов заработали другие как это часто бывает с изобретателями.
Рейнолдс продал шариковые ручки за 12 долларов 50 центов через нью-йоркский универмаг Гимбельса.
Когда в 1945 году первая партия шариковых ручек поступила в продажу в Нью-Йорке, властям пришлось выставлять кордон из нескольких сот полицейских, чтобы хоть немного сдержать напор людей, желающих купить новую ручку. В первый же день удалось продать 10 тысяч новинок, хотя стоили они недёшево.
Новинка привлекла внимание, и Гимбельс продал всю партию в первый же день, все 10000 ручек! Множество промышленников захотели примазаться к славе удачливого предпринимателя. Рейнолдс нанял чемпионку по плаванию Эстер Уильяме, которая продемонстрировала, что шариковая ручка может писать даже под водой. Другие же показывали, что ручка пишет шариком вверх или через стопку копировальной бумаги.
Но одна проблема все же оставалась: несмотря на шумиху, затеянную вокруг новинки, ручки работали неважно. Они подтекали, погубив немало важных документов и отличных рубашек. Кроме того, в них пересыхали чернила. Объем продажи начал медленно ползти вниз. Цена — тоже.
Шариковые ручки, совсем недавно считавшиеся предметом •роскоши, стали продаваться всего за девятнадцать центов. Но однажды купив ручку даже за эти гроши и попробовав писать, покупатели ругались на чем свет стоит и клялись не покупать шариковых ручек до конца своей жизни…
Человека, который заставил покупателей отречься от подобных клятв, звали Марсель Биш (Marcel Bich) (1914 – 1994) . Он жил во Франции и был фабрикантом перьевых ручек и письменных принадлежностей. Марсель с профессиональным интересом отнесся к шариковым ручкам. Сначала он только наблюдал, как их популярность взлетала, а потом камнем падала на землю и рассыпалась в прах…
Первопричиной этого, конечно, была вторая Мировая война — после нее ни в США, ни в Европе люди не могли себе позволить дорогие вещи. Все, что производилось в то время, было подчинено идее максимальной простоты и утилитарности. И на этом фоне идея Биша пришлась ко двору. Он решил сделать ручку одноразовой и сократить ее цену до цены стержня — 29 центов вместо 10 долларов.
При этом задача была непроста — помимо низкой цены надо было обеспечить и надежность на уровне тогдашних перьевых ручек (достигших к тому времени совершенства). Иначе ручка вряд ли бы нашла покупателей.
Биш построившего под Парижем фабрику по производству пишущих приборов. Прототипом ручки Марселя Биша послужила не слишком удачная конструкция венгров братьев Биро. Особой популярностью они не пользовались из-за множества недостатков, но в целом — это были шариковые ручки в современном понимании, по этому братья согласились продать патент.
Забегая вперед скажу, что Аргентина стала второй родиной для Ласло Биро. В испаноязычной стране его венгерское имя превратилось в Ладислав. А его день рождения, 29 сентября, стал национальным праздником, Днем изобретателя.
Итак, в 1950 году Марсель Биш купил патент Л. Биро и серьезно усовершенствовал его изобретение. М. Биш использовал изобретенный в Швейцарии способ обработки металла с точностью до сотых долей миллиметра и начал изготавливать стальные шарики диаметром всего в 1 мм. Благодаря этому шариковая ручка Биро стала писать тоньше, а чернила совсем не просачивались сквозь пишущий узел и не оставляли грязных пятен на бумаге.
В течение двух лет Марсель Биш скупал все появлявшиеся на рынке модели шариковых ручек и педантично испытывал их, выявляя положительные и отрицательные стороны. В 1952 году Биш добился триумфа: дешевая шестигранная ручка из прозрачного пластика писала мягко, не подтекая и не засыхая.
Позже Бик вспоминал: «Я подумал, что идеально было бы выбрасывать старую вещь в одном месте и покупать новую в другом. Я погрузился в мечтания: вот бы у меня стало столько денег, чтобы не жалко было ничего выбрасывать. Потом я понял: надо просто сделать очень дешевыми сами вещи». И тогда предприимчивый Марсель делает свои ручки BIC разборными (хочешь, покупай стержень и меняй, только он стоил столько же, сколько сама ручка), и начинает рекламное продвижение продукта.
Ручку новой конструкции Биш назвал «Кристалл» и в 1950 году начал выпуск этих ручек во Франции.
В 1953 году Биш начал серийное производство, и уже через два года в день продавалось по двести пятьдесят тысяч его ручек.
А в 1958 году Биш защитил свое изобретение патентом США и вышел на американский рынок, основав компанию BiC. BiC начала массовое производство дешевейших одноразовых шариковых ручек из легкой пластмассы. Ручки эти, шестигранные, как карандаш, практически вытеснили с американского рынка другие пишущие приборы.
Изучив международный рынок, Марсель Биш понял, что со своим именем ему в Америке не пробиться. Тогда он изменил написание имени так, чтобы его могли правильно и легко произнести повсюду, где будет продаваться его новая ручка, — Бик. Модель «Бик» сразу завоевала мировое признание.
Стоит также упомянуть, что вскоре Марсель Биш смог приобрести в свою собственность фирму «Ватерман», специализирующуюся на стильных перьевых ручках.
Марсель Бик изобретал все новые модели, придумывал разнообразные дизайны ручек, но старый, надежный «Бик» не переставал быть основным источником дохода фирмы.
Сегодня производство ручек значительно усовершенствовано: ручки выпускаются с часами, радиоприемниками, цифровыми диктофонами. Последнее изобретение в этой области – ручка-компьютер. Пишет она обычными чернилами, но на специальной бумаге, встроенная камера «переводит» каракули в обычный текст и посылает изображения в компьютер.
Несмотря на развитие высоких технологий, обычная шариковая ручка не спешит сдавать свои позиции. Точно так же до сих пор с успехом применяется и деревянный карандаш, созданный еще в 1790 году.
ИсточникФункциональность и доступность: шариковая ручка, гениальное изобретение середины прошлого века, переживет век компьютеров
29 октября 1945 года нью-йоркский филиал универмага компании Gimbels представил инновационный продукт. Патриарх Гимбел был первым, кто начал продавать чернильную ручку нового типа, на создание которой потребовалось несколько десятилетий. Этот шедевр, изготовленный Reynolds International Pen Company, обещал положить конец неприятностям, с которыми сталкивались пользователи перьевых ручек, – протечкам чернил и появлению чернильных пятен на бумаге.
В шариковой ручке с этим покончено: используются специальные вязкие чернила, которые быстро сохнут и не пачкают листы. О гениальном изобретении середины прошлого века поговорим далее.
Первая шариковая ручка
Новая шариковая ручка была весьма удобной, но стоила недешево. Продукт от Reynolds стоил 12,50 доллара – сегодня это больше 180 долларов. В настоящее время вы могли бы получить более 1000 ручек за эти деньги.
Эта ручка была первой, поступившей в продажу в США, но в действительности, она не была первой шариковой ручкой. Известно, что глава американской компании, которая ее производила, обнаружил ее версию во время деловой поездки в Южную Америку. Эволюция этого продукта служит ярким примером кардинальной трансформации дизайна согласно изменениям внешних факторов – в данном случае начала массового производства пластмассовых изделий.
Кто изобрел шариковую ручку
Создание шариковой ручки приписывают венгерско-аргентинскому изобретателю Ласло Биро, но в действительности ее изобрели намного раньше. Американец Джон Дж. Лауд получил первый патент на это изделие еще в 1888 году. Лауд, юрист и изобретатель, хотел получить чернильную ручку, которая могла бы писать не только на бумаге, но и на более грубых материалах, таких как дерево и кожа. Его мастерским ходом стал вращающийся стальной шарик, который удерживался в стержне с помощью гнезда.
Ручка Лауда действительно могла писать на коже и дереве, но для бумаги она была слишком грубой. Было сочтено, что устройство не имеет коммерческой ценности, и патент в итоге утратил силу.
Различные изобретатели пытались улучшить конструкцию Лауда, но ни один из них не смог внедрить ее в производство до Биро в 1930-х годах. Журналист из Венгрии Биро ежедневно пользовался перьями и хорошо знал их недостатки. «Он привык к перьевой ручке, которая постоянно оставляла чернила на руках, и это всегда его расстраивало», — говорит Джемма Кертин, куратор Лондонского музея дизайна.
Создание чернил
Однако простое добавление обычных чернил в шариковую ручку не было решением проблемы. Сами чернила нужно было переосмыслить. Ласло обратился к своему брату Дьердь, дантисту, который также был талантливым химиком. Ласло понял, что ему нужна жидкость, похожая на чернила, которые используются для печати газет. Дьердь создал вязкие чернила, которые легко растекались, но быстро сохли.
Более того, новая ручка использовала гораздо меньше чернил, чем перьевая со своими протечками и пятнами. И это было гениально.
Принцип действия
Принцип, лежащий в основе шариковой ручки, имитирует действие шарикового дезодоранта — гравитация и приложенная сила смазывают шарик непрерывным потоком чернил, когда он катится по поверхности письма. Когда перо не используется, шарик плотно прилегает к концу резервуара, предотвращая попадание воздуха и высыхание чернил. Чаще всего в шариковых ручках заканчиваются чернила задолго до высыхания.
Ласло получил патент на свою новую ручку в Великобритании в 1938 году, но Вторая мировая война положила конец планам по продаже его нового изобретения. Поскольку Ласло и его брат были евреями, они решили бежать из Европы в 1941 году и эмигрировали в Аргентину. Там Ласло вернулся к своему новому изобретению. Реализовывать задуманное ему помогал его друг Хуан Хорхе Мейне.
Выпуск первой шариковой ручки
Первый «Биром», как стали называть ручку Ласло в Аргентине, был выпущен в 1943 году, когда в Европе и на Тихом океане еще бушевала война. Дизайн вызвал интерес у Королевских военно-воздушных сил (RAF), которые сделали заказ на 30 000 ручек: изделия могли использоваться летным экипажем на большой высоте, в отличие от перьев, которые протекали из-за высокого давления воздуха.
Первые продажи
В 1945 году две американские компании — Eversharp Co и Eberhard Faber Co — объединились, чтобы лицензировать новую ручку для рынка США, потратив на это 500 000 долларов (7,2 млн долларов в сегодняшних деньгах). Но они слишком медленно действовали. Американский бизнесмен Милтон Рейнольдс посетил Буэнос-Айрес и был впечатлен новой ручкой — он купил несколько и, вернувшись в Америку, основал Reynolds International Pen Company для продвижения нового продукта.
Важно отметить, что в дизайн Reynolds было внесено достаточно изменений, чтобы обойти патент Ласло Биро, и этот продукт был первым, который поступил в продажу в октябре того же года. Почти сразу же он стал незаменимым аксессуаром. По данным Time, за первые шесть месяцев Gimbels заработал на продажах новой ручки более 5,6 млн долларов (81 млн долларов в 2020 году).
Стиль шариковых ручек первого поколения
Шариковые ручки первого поколения имитировали стиль перьевых. Они были сделаны из металла и предназначались для заправки чернилами. Ручка Рейнольдса могла 2 года писать без необходимости повторной заправки, что совершенно не соответствует опыту использования перьевой. Шариковые ручки рассматривались как желанный объект.
Но это создало проблему, так как на рынке их появилось огромное количество. Люди покупали стержни, а ручки им больше не требовались.
Мастерский ход, навсегда изменивший шариковую ручку, пришел не из США, а из Франции. Мишель Бич был французским промышленником итальянского происхождения, который руководил компанией по производству шариковых ручек. «Никто лучше Мишеля Бича не понимал эту могущественную алхимию 20-го века с большими объемами продаж и низкой стоимостью», — написала британская газета Independent после его смерти в 1994 году.
Функциональность и доступность
Бич понял, что до сих пор шариковые ручки были продуктами премиум-класса. Но альтернатива, предназначенная для регулярной замены, могла быть намного дешевле. Бич приобрел бездействующую фабрику недалеко от Парижа и приступил к созданию своей новой компании Societe Bic.
Дешевое перо Бича стало популярным, так как массовое производство пластика позволило изготавливать новые шариковые ручки по очень низкой цене. В последующие десятилетия эти изделия стали еще дешевле, без ущерба для их способности писать.
Что говорит Хеншер
Писатель Филип Хеншер из Великобритании в 2012 году написал книгу «Пропавшие чернила», в которой похвалил шариковую ручку. Он говорит, что Бич не только нашел способ дешево производить огромное количество товаров, но и с самого начала изобрел удачный дизайн. «Вы также должны учитывать влияние Bic biro на Африку, — говорит Хеншер. – Этот очень современный продукт действительно изменил африканское общество. До Bic просто не было возможности писать легко».
Однако миллиарды дешевых шариковых ручек, выпущенных различными производителями с 1950-х годов, имеют еще одно прочное наследие, и об этом мало говорят. Благодаря их одноразовому использованию образовалось огромное количество пластиковых отходов. Считается, что только в США ежегодно выбрасывается более 1,6 миллиарда шариковых ручек.
Преобразование
Производители шариковых ручек осознают кризис загрязнения пластиком. Сами Bic производят перья, изготовленные на 74 % из переработанного пластика. Все больше производителей продвигают идею создания стержней для пластиковых ручек, а не только для металлических, которые продаются по более высокой цене. Некоторые изготовители уже заменили пластмассовый корпус трубками из картона или металла — того самого материала, из которого были сделаны первые шариковые ручки премиум-класса более 70 лет назад.
Наша культура цифровых технологий может приветствовать мониторы ПК и планшетов, а не бумагу. Но канадский журналист Дэвид Сакс считает, что дешевая шариковая ручка никуда не денется. Он говорит: «Когда люди в мире высоких технологий говорят об устаревших методах, они не утверждают, что ручки устарели. Даже у Марка Цукерберга и Илона Маска всегда будет куча ручек».
ИсточникШариковый век
Кирилл Журенков — о том, как изменило мир изобретение журналиста Ласло Биро
80 лет назад была запатентована главная писчая принадлежность XX века — шариковая ручка. Что она изменила в мире и есть ли у нее шансы выжить в компьютерный век, выяснял «Огонек»
Ученые уверены: рука человека требует оставить след — это не привычка, а физиология. Поэтому и ручка в том или ином виде не умрет (на фото — фрагмент картины Рафаэля)
Фото: Corbis / VCG via Getty Images
Любое изобретение, которое меняет мир, рождает легенды, и шариковая ручка не исключение. Ее появлением мы обязаны венгерскому журналисту Ласло Биро: говорят, через окно кафе он увидел детей, играющих в шарики, и прозрел.
Это прозрение произвело революцию: напомним, что суть шариковой ручки в том, что чернила из стержня переносятся на бумагу с помощью шарика, который может крутиться в любую сторону. Дело, впрочем, не только в шарике, но и в специальных чернилах, которые быстро засыхают,— это Биро тоже подсмотрел, на сей раз в типографии (его удивило, как быстро высыхали чернила только что напечатанных газет). К слову, внедрение новинки не обошлось без военных, вообще, в XX веке многие изобретения проходили обкатку в армии, а уж потом шли служить на гражданку. Так вот популярность шариковых ручек началась с того, что 30 тысяч штук приобрели… британские ВВС: перьевые на больших высотах ни на что не годились. Ну а имя самого изобретателя вошло в историю благодаря слову «бироме» — так ручки до сих пор называют в Аргентине, куда Биро с семьей бежал от нацистов.
Что теряет человечество вместе с почерком
Впрочем, место в истории он себе обеспечил и без того, ведь его шариковая ручка изменила мир. Каким образом? Прежде всего изменилась манера письма: новая ручка требовала другого нажима, а способ подачи чернил в ней был такой, что проще стало писать печатными буквами.
Перемены, впрочем, рабочим столом не ограничились — изменилась и мода: вслед за перьевыми ручками постепенно вышли из употребления обязательные для школьниц фартуки, защищавшие платья от клякс. А сколько кануло аксессуаров! Вряд ли кто из сегодняшних школьников носит специальные чехольчики для защиты карманов от протечки чернил или знает, зачем были нужны промокашки.
Успех, правда, пришел не сразу. Как отмечает британский писатель Джеймс Уорд, автор книги о различных маленьких изобретениях, первые производители наводнили рынок низкокачественным товаром (ручки ставили кляксы, оставляли царапины), и потребительский энтузиазм быстро поутих. Положение спас бизнесмен из США Патрик Фроули, он стал выпускать ручки с выдвижным наконечником, а заодно поколдовал над качеством чернил — эти ручки сегодня известны под брендом Paper Mate. Однако в Музей современного искусства (Нью-Йорк, США) попали ручки другого бизнесмена, француза Марселя Бика: это именно он придумал сделать их шестиугольными, той же формы, что и традиционные деревянные карандаши, да к тому же оснастить фирменным колпачком,— так появились ручки Bic. Ноу-хау заключалось не только в дизайне: поначалу шариковые ручки были дорогим удовольствием и стоили 12,5 долларов за штуку (примерно 160 долларов в нынешнем эквиваленте), а стоимость «биков» удалось снизить до 19 центов.
Впрочем, если для потребителя на Западе решающим аргументом стала цена, то для советских граждан все свелось к качеству: первые шариковые ручки, массовое производство которых у нас наладили лишь в середине 1960-х, не могли им похвастаться. О стержнях стоит сказать отдельно: достать их было трудно и старые приходилось заправлять в специальных мастерских, после чего они начинали пачкаться. Зато иностранные ручки в СССР были знаком высокого статуса: особо ценились многоцветные (это когда в одну ручку вставлялось сразу несколько стержней) и ручки с движущимися картинками (зачастую неприличными) на корпусе — такую дарит шведскому послу Жорж Милославский из культового фильма «Иван Васильевич меняет профессию».
В 1990-х россияне наконец-то получили возможность без труда достать любую иностранную ручку, а мастерские по их заправке ушли в прошлое: отпала нужда.
Казалось бы, пиши да радуйся. Однако с приходом компьютеров и всевозможных гаджетов выяснилось: проблема уже не в ручках, умирает само письмо от руки…
— Сегодня примерно 90 процентов текстов создается с помощью кнопок,— говорит Александр Каплан, заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейроинтерфейсов биофака МГУ.— И речь не только о клавиатуре: во многих устройствах использованы технологии предикции слов, когда слово, допустим, из десяти букв набирается буквально двумя касаниями (так называемая функция Т9 в смартфонах). Другое дело, что полностью уйти от движения рукой мы не сможем — это природная особенность нашего тела и нашего мозга. Руке человека требуется оставить след, поэтому ручка в том или ином качестве, скорее всего, выживет, а вот бумага нет.
По словам эксперта, в будущем бумагу может заменить экран, мы будем не только писать, но и рисовать на нем пальцем, а технологии искусственного интеллекта нам в этом помогут. Например, если пользователь сделает эскиз дома, остальные детали за него дорисует компьютер.
— Когда-то в процессе развития письменности мы перешли от рисования на стенах к рисованию на бумаге, сегодня же происходит обратный переход: от рисования на бумаге к рисованию на экранах, и то и другое — естественный процесс,— объясняет эксперт «Огоньку».— Другой вопрос, что засилье гаджетов и различных социальных каналов, где люди свободно обращаются с правилами грамматики и правописания, искажает саму систему коммуникаций между людьми. Когда пишешь на бумаге, организуешь себя, а компьютерная культура позволяет перейти на смайлики, на полуслова и полусмыслы. Создается субкультура грамматически неправильного языка. Однако у нас еще есть возможность этого не допустить.
Не все, однако, считают процесс необратимым: письмо от руки хоронили уже не раз, напоминают эксперты, а оно все живо. В его смерти обвиняли даже шариковую ручку, а она, как выясняется, его спасла!
Недавно журнал Time собрал подборку таких алармистских материалов из своего собственного архива: оказалось, уже в 1947 году в плохом почерке американцев винили засилье печатных машинок, телефонов, диктофонов и стенографии, а в 1980-м к ним добавили компьютерные распечатки! Однако самое удивительное, пожалуй, в другом: в свое время шариковая ручка вытеснила перьевую, и вот маятник истории, похоже, качнулся в обратную сторону.
Согласно исследованию известного футуролога и бизнес-аналитика Теодора Модиса (Швейцария), с появлением шариковых ручек продажи перьевых действительно рухнули и продолжали снижаться с 1951 по 1973 год. Однако затем случился перелом: начиная с середины 1970-х перьевые ручки переместились в сегмент «люкс». В результате перьевые и шариковые ручки сегодня не являются конкурентами, а их продажи с некоторых пор растут одновременно! Результат налицо, точнее, в руке: самая дорогая ручка в мире — перьевая, она сделана из золота, платины и бриллиантов в 30 карат, стоит 1,4 млн долларов и, похоже, уходить в прошлое не собирается.
Как знать, может, и шариковую ручку в компьютерную эпоху ждет новая жизнь, о которой мы пока не догадываемся?
Источник