Как на Руси добывали речной жемчуг

Жемчужный промысел северо-запада России иначе как легендарным не назовешь: для наших предков добыча жемчуга была предметом особого благоговения, а для иностранцев оставалась многие века диковиной.

Попариться в бане, надеть чистую одежду, покаяться и отпустить грехи у священника, забыть о ссорах — таковы были условия успешного поиска жемчуга. На Руси верили: злому человеку он не дается в руки. Да и под ноги не попадается: ловцы бродили по небольшим речкам, ощупывая дно. А уж в рот тем более не полезет – для отвердевания жемчуг закладывали в рот на пару часов.

Рождение жемчуга было окутано для наших предков тайной, а потому вокруг него появилось множество мифов. Его считали и особой искрой, отложенной семгой в раковину, и живым плодом моллюска. В сознании народа жемчуг стал неразрывно связан с чудом жизни и безусловной красотой, и отношение к нему было предельно трепетное: по некоторым поверьям, жемчуг, который не терпел фальши, следовало дарить только любимым женщинам.

Александр Пыжиков Исчезнувший жемчуг Руси

Северянки не представляли свой свадебный наряд без жемчуга, да и вообще, жемчуг сопровождал наиболее светлые и значимые моменты в жизни простого человека: он украшал не только подвенечные уборы, но и оклады икон, облачения священнослужителей, многочисленную церковную утварь.

Жемчуг на северо-западе Руси добывали в сотне рек: там, несмотря на обилие, его всегда особенно ценили как украшение, так как другие были практически недоступны северянам. Жемчуг в доме говорил о трудолюбии и аккуратности семьи: не только добыча, но и работа с ним требовала кропотливости. Поэтому охотнее брали в невесты ту, у которой в приданом были богато расшитые жемчугом наряды. Обилие же жемчужных шишек на одной из разновидностей кокошников связывали с плодовитостью девушки.

Конечно, зачастую речной северный жемчуг смешивали с морским, из Индийского океана. А переполненность рынка и высокая конкуренция среди ловцов, перекупщиков и продавцов привела к тому, что местный жемчуг попросту отправляли с судами заграницу, а оттуда ввозили его вновь и торговали им как «ориентальным», то есть добытым в модных тогда тропических морях. Это стало причиной не только заблуждений, но и невозможности полно оценить объемы промысла.

Можно лишь с уверенностью говорить о том, что Россия долгое время сохраняла лидерство среди экспортеров жемчуга. Добытые в северных реках жемчужины отличались не только правильной формой, но и разнообразием цветов: от серебристо-белого до голубоватого.

При Федоре Иоанновиче Россия уже официально по документам торговала «жемчугом Новгородским» из Двинской и Новгородской земли. При Петре I была осуществлена попытка контроля жемчужного промысла: царь назначил специальных чиновников надзирать за процессом, нанимать работников для осуществления добычи. Но запрет на промысел для частных лиц привел к ухудшению положения отрасли, а чиновники проворовались. Людям опять разрешили заниматься поиском жемчуга, но при условии сдачи крупной подати в казну. Екатерина II опять попыталась контролировать ловцов жемчуга, но хищнические объемы добычи все равно привели к исчезновению жемчужниц в некоторых реках.

Читайте также:
Как отличить настоящий топаз

Соплюски: Речка Черная, в поисках пресноводной жемчужницы

Как бы то ни было, запасы жемчуга были так велики, что и в XIXи в начале XXвв цифры официального экспорта составляли от 200 до 300 тысяч рублей золотом. Крестьяне пользовались моментом и доставали свой «жемчужный билетик». Так, например, крестьянин А. Липкин из Кемского уезда отправил в дворцовую канцелярию партию жемчужин, за что ему выдали вознаграждение в размере 120 рублей. Позже, отослав императрице Марии Федоровне 70 жемчужин, он получил награду уже в 400 рублей.

Сейчас пресноводный жемчуг сложно назвать частью материального богатства России — реки беднели на жемчужницы по разным причинам: гидростроительство, хищнический промысел, загрязнение вод, сплав леса и гибель рыбы, являющейся носителем личинок жемчужницы. Но по-прежнему это чудесное украшение является частью культурного наследия России, сохранившись в многочисленных жемчужных вышивках.

И все же, в бассейнах рек Солзы и Онеги жемчужница сохранилась до сих пор, и, возможно, если принять меры по увеличению ее популяции, Россия вновь засияет перламутровым блеском своих речных сокровищ.

Источник: dmgusev.livejournal.com

Жемчуга торопецкие

Одна из легенд нашего древнего маленького городка повествует о речном жемчуге, который в давние времена был здесь в изобилии. Эта легенда подтверждается историческими фактами.

В Древней Руси главным мировым центром добычи и обработки речного жемчуга были окрестности современного Торопца. Речного жемчуга в давние времена было так много, что купцы при расчетах жемчуг не взвешивали, а отсчитывали пригоршнями. Жемчуг, добываемый из живого существа, по народному верованию, оставался живым, и в женском костюме делался как бы символом жизни.

Головные уборы и наряды торопчанок, глядящих на нас со старинных портретов и фотографий, украшены речным жемчугом. По преданию в церковных дворах стояли бочки речного жемчуга, который собирали, пока он ещё не затвердел. Действительно, в давние времена церковь занималась культивированием речного жемчуга. Она была настоящим монополистом в этом промысле.

Речной жемчуг был и остается неотъемлемой частью убранства храмов, украшения церковной утвари и одежды священнослужителей. Также установлен факт, что на месте недостроенного здания около хирургического отделения Торопецкой ЦРБ было снесено здание, в подвале которого были обнаружены останки моллюсков и речной жемчуг. Учёные считают, что предметы-раздражители внутрь моллюска попадают редко, следовательно, природный процесс жемчугообразования в промышленных масштабах затруднителен.

Читайте также:
Заколки своими руками из жемчуга

Определение природы торопецкого жемчуга возможно с помощью сложной дорогостоящей экспертизы, но кокошники «шишаки» имеют историческую ценность и не могут быть подвергнуты подобной экспертизе, тем более в частном порядке. Но частично оценить природный дар оказалось возможно по визуальным критериям Международной оценки жемчуга по системе GIA.

По данной оценке удалось установить, что речной жемчуг на кокошниках торопчанок имеет различный размер от так называемой жемчужной пыли жемчужин (до 3-х мм) и бисера (2-3 мм) до средних (от 4 до 7мм) и крупных жемчужин (от 7 мм). При детальном рассмотрении торопецких кокошников можно отметить, что в изготовлении «шишек» использовался жемчуг различной формы.

Рассматривая шишаки, можно заметить жемчужины сферической формы, что характерно для культивируемого речного жемчуга с подсадкой ядра-песчинки. Цветовая палитра имеет различные оттенки, в том числе коричневый, а возможно и черный цвет речной жемчужины (в настоящее время наиболее дорогой речной жемчуг).

Можно предположить, что в те времена цвету не придавалось особого значения, вероятнее всего большую роль играл размер. Под прямыми лучами света на кокошнике из коллекции Ф. М. Плюшкина можно заметить, что одни жемчужины блестят гораздо больше, чем другие. В целом заметен тусклый матовый блеск, что характерно для речного жемчуга.

Особенно ярко это выражено на крупных жемчужинах, что исключает их морское происхождение. При детальном рассмотрении на некоторых жемчужинах хорошо заметны значительные дефекты. Некоторые, особо крупные жемчужины имеют гладкую поверхность, что в большей степени характерно для культивируемого жемчуга.

Процесс изготовления кокошника «шишака» происходил вручную путем сверления жемчужин и крепления их нитками. Явно это была сложная и длительная по времени работа. Верхняя часть шишек украшалась наиболее крупными жемчужинами не всегда совпадающих по форме, цвету и размеру. Длительная естественная сохранность первоначального вида речного жемчуга объясняет сохранность кокошника и исторический факт передачи шишака по наследству и сдачей его в аренду на свадьбу.
Уникальный праздничный головной убор замужней торопчанки кокошник, называемый в местном просторечье «шишак», был богато украшен жемчугом и являлся своего рода визитной карточкой Торопца. Искусство изготовления шитых жемчугом женских праздничных головных уборов передавали по наследству.

Такие богато украшенные жемчугом головные уборы были доступны не всем, стоили эти «шишаки» довольно дорого – от 2 до 7 тысяч рублей серебром. В дешевых вариантах использовался рубленый перламутр или мелкий речной жемчуг, но и их цена была весьма значительной. Обычно изготовленный на заказ, приобретенный за немалые деньги ко дню свадьбы кокошник украшал голову женщины по праздникам, знаменательным датам и при посещении церкви в течение всей ее активной жизни. Он бережно сохранялся, передавался по наследству от матери к дочери и служил не одному поколению.

Читайте также:
Как начать фенечку

В ушах торопчанки носили жемчужные четырехугольные серьги, на шее — бусы жемчужные в несколько рядов. Под сарафан надевалась рубаха, пышные рукава которой, вышитые белой нитью тамбуром, заканчивались кружевными манжетами, стянутыми золотыми или жемчужными запонами или лентами.

Как выглядела нарядная торопчанка 19 века, можно увидеть в картинной галерее Псковского музея-заповедника, где экспонируются два характерных женских портрета, выполненные кистью провинциального художника, изобразившего молодых женщин в праздничной одежде. Оригинальный экземпляр кокошника торопчанки хранится в Санкт-Петербургском Российском Этнографическом музее (из собрания коллекции псковского «собирателя древностей» Ф. М. Плюшкина).

Речной жемчуг образуется в раковинах пресноводных двустворчатых моллюсков, имеющих внутренний перламутровый слой семейства Унионид, или Перловицеобразных. Из них наибольшее значение имеют представители рода Маргаританы. Видовое разнообразие пресноводных двустворчатых моллюсков не только в Торопецком районе, но и в Тверской области не имеет полного и достоверного анализа.

В некоторых источниках упоминается добыча речного жемчуга в Торопецком уезде в озерах Соломенное и Заликовское, реках Завля (Понизовского сельского округа, приток Торопы), Ока (близ Пожни) и Серёжа. Удалось определить 4 вида двустворчатых моллюсков: Беззубка обыкновенная (Anodonta cignaea), Перловица вздутая (клиновидная) (Unio tumidus), Перловица обыкновенная (Unio pictorum), Жемчужница обыкновенная (европейская) Margaritifera margaritifera.

Из указанных видов наименьший интерес представляют беззубки, т. к. у них тонкий перламутровый слой, что уменьшает вероятность образования жемчужины размером свыше 2 мм. Чаще всего вблизи берегов и у кромки воды во влажном грунте, в прибрежной зоне водоёма обнаруживаются живые перловицы, следы их передвижений или останки раковин.

Большая часть погибших моллюсков не достигла взрослого состояния. Экземпляры Жемчужницы европейской крайне редки. Их обследование показало, что моллюски имеют возраст 5-6 лет и начинают гибнуть, хотя их продолжительность жизни может достигать до 250 лет. Жемчугообразование в природных условиях отмечено у перловиц обыкновенных и жемчужницы обыкновенной, что составило 3% от общего количества осмотренных останков моллюсков. Важно учитывать и тот факт, что часть жемчуга теряется в водоеме при гибели моллюска.

Таким образом, можно сказать, что торопецкий жемчуг – это производное перламутра пресноводных двустворчатых моллюсков, обитающих в водоёмах Торопецкого района или культивируемых в давние времена. Жемчужница обыкновенная (европейская) как основной жемчугообразователь, не исчезла бесследно из водоемов Торопецкого района и требует мер по охране. Причины массового исчезновения пресноводного жемчуга предположительно в экологическом и антропогенном факторах влияния. Данный вопрос требует дополнительного изучения.

Читайте также:
Как доехать до жемчуга

На снимке: кокошник торопчанки из коллекции собирателя древностей Ф. М. Плюшкина

Источник: slavtradition.com

Жемчужный промысел в России: шитье жемчугом, добыча, народное искусство

Жемчужный промысел в России: шитье жемчугом, добыча, народное искусство

жемчуга россии фото

Русское слово «жемчуг» происходит от китайского «чжэньджу». То, что это бусинки шарообразной или неправильной формы со своеобразным перламутровым отливом, знают, пожалуй, все. То, что они растут в двустворчатых моллюсках-жемчужницах и состоят из углекислого кальция, как мел или известняк, тоже известно многим.

Однако мало кто сегодня знает, что три-четыре столетия назад Россия славилась своими жемчужными промыслами. Истоки жемчужного промысла в России датируются X—XII вв., а наибольший расцвет приходится на XVI—XVII вв. В это время добыча жемчуга велась более чем в 60 северных реках.
Особенно много его было получено из раковин реки Муна на Кольском полуострове. Организацией промысла занимались в основном монастыри. Особо ценились круглые, без выступов и наростов, жемчужины. Их называли «скатными», т.е. легко скатывающимися по наклонной поверхности. Добыча жемчуга приобрела такие масштабы, что Пётр I в 1712 г. специальным указом запретил частным лицам вести этот промысел.

На Руси жемчуг в основном использовался как декоративное украшение в художественном шитье — лицевом (т.е. с сюжетными изображениями) и орнаментальном. Это искусство достигло высочайшего мирового уровня. Начиная с XII в. оно высоко ценилось при императорских и королевских дворах Византии, Рима, Парижа и др.

Дорогие ткани (атлас, бархат, камка, тафта) поступали из Италии, Индии, Персии. Шили шёлковыми и серебряными нитями, а контуры лиц, деревьев, зданий и т.д. покрывались жемчужинами. Таким способом изготавливали знамёна, хоругви, оклады для икон и переплётов евангелий, пелены, покровы и разнообразное праздничное одеяние для церковных иерархов.

Жемчуг в основном был местный, добытый в северных реках. Но часто его привозили с Чёрного моря — «кафинский» (Кафа — древнее название современной Феодосии) — и даже из Персидского залива — «гурмызский» (добываемый близ острова Гурмыз, или Ормуз). Искусство шитья развивалось в привилегированных княжеских, дворянских кругах. Не было крестьянского народного шитья.

Существовали специальные мастерские — кремлёвские, боярские и монастырские. Занимались этим ремеслом исключительно женщины. Высокий художественный уровень достигался благодаря тому, что руководили мастерскими и даже лично занимались шитьём знатные боярыни и особы, принадлежащие к царской фамилии. Много шедевров вышло из светлиц жены великого князя Ивана III Соломонии Сабуровой и первой супруги Ивана Грозного царицы Анастасии Захарьиной.

Читайте также:
Бижутерия новогодняя своими руками

сколько стоит жемчуг в россии

Искусство художественного шитья на Руси достигает своего расцвета в XVI в. В технике шитья усиливается стремление к декоративности и роскоши: всё обильнее используется жемчуг. Особо выделяется в это время мастерская Евфросиньи Старицкой, жены брата царя Василия III — Андрея Старицкого.

Произведения, вышедшие из этой мастерской, не имеют себе равных по выразительности; их по праву можно отнести к лучшим произведениям старинного русского шитья. Из дошедших до нашего времени уникальных произведений искусства, которые хранятся в музеях Московского Кремля, можно отметить омофор XVII в. — часть облачения высшего духовенства в виде длинной широкой полосы ткани (длина 161 см, ширина 39,5 см). На нём изображены Страсти Христовы из евангельской истории: «Возведение на Голгофу», «Распятие», «Снятие со креста», «Сошествие во ад». Контуры всех действующих лиц и предметов в этих сюжетах выделены изящными гирляндами скатного жемчуга. Этот омофор принадлежал первому русскому патр>иарху Иову и был изготовлен в царских мастерских, которыми руководила жена царя Фёдора Иоанновича — Ирина Годунова.

К началу XVIII в. жемчужные ресурсы в России истощились, промысел прекратился… Та же участь постигла многие районы добычи речного и морского жемчуга во всём мире. Но в XX в. ситуация резко изменилась: в 1921 г. на Лондонском рынке впервые появились искусственно выращенные жемчужины.

Торговцы жемчугом и ювелиры некоторое время считали, что они происходят из нового неизвестного доныне места добычи. Когда выяснили истинную природу этого жемчуга, знатоки забили тревогу. Однако вскоре был найден метод, который безошибочно позволяет отличить природный жемчуг от выращенного. В результате цены на последний резко упали.

Первенство в мире по выращиванию жемчуга держит Япония, которая в конце XIX в. переняла это искусство у китайцев. Китайцы же ещё в XIII в. открыли свойство природных тел, помещённых внутрь раковины пресноводных моллюсков (уний), покрываться слоем перламутра. В настоящее время более 90% жемчуга выращивается искусственно. Начиная с 30—40 гг. XX в. в России тоже стали развивать этот промысел.

Многие колонии речных моллюсков в наиболее чистых реках уже восстановлены. В связи с тем что украшения из жемчуга снова входят в моду благодаря своей красоте, идеальному сочетанию с серебряной оправой и относительно доступным ценам, можно с уверенностью предсказать новый «жемчужный ренессанс» в России. Для этого имеются необходимые природные условия.
В настоящее время российский рынок дешёвых украшений, увы, заполнил китайский речной жемчуг.

Источник: dragkam.ru

Рейтинг
Загрузка ...