Золочение «на полимент» — один из древнейших методов нанесения чистого сусального золота, сусального серебра и, реже, потали. Многовековая традиция, передаваемая от мастера к мастеру, привела к тому, что оно по сей день практически идентично тому, как оно было создано при истоках искусства золочения.
Эта техника используется, прежде всего, при восстановлении позолоты, когда необходимо интегрировать отсутствующие или поврежденные части мебели, рамы. Она также подходит для создания точных копий старинных предметов и получения очень блестящих поверхностей или с заметным чередованием блестящих и непрозрачных участков.
Это более сложная и трудоёмкая техника золочения, в отличие от золочения на мордан или водную эмульсию.
Золочение на полиметн используется для:
- золочения деревянных рам
- золочения икон и иконостасов
- реставрации позолоты на мебели, рамах.
Грунтовка или подготовительный этап.
Инструменты и материалы:
- кроличий клей
- мягкая кисть.
- болонский мел
Первый этап заключается в подготовке клея, необходимого для последующей обработки мелового грунта.
Химическое золочение (без электричества)
Кроличий клей смешивают с водой в пропорции 1: 8 и дают ему отстояться около 12 часов. Затем состав подогревают в водяной бане около 8 часов. Через 2-3 часа после этого полученный клей нагревают вместе с болонским мелом в пропорции 1:3, чтобы получился состав полужидкой консистенции, и, не дав ему остыть, наносят на деревянную основу.
Необходимо нанести 6-7 слоев, непременно обрабатывая каждый слой наждачной бумагой. В заключение меловой грунт обрабатывают скребком для позолоты, чтобы сделать поверхность ровной и однородной.
Нанесение болюса
Инструменты и материалы:
- клей приготовленный на первом этапе
- болюс
Подготовленный на предыдущем этапе клей смешивают с болюсом в пропорции 1:3, чтобы получился состав полужидкой консистенции, но не очень водянистый. Затем, используя беличью или какую-либо другую подходящую кисть, состав наносят на меловой грунт в один или несколько слоев, так, чтобы не просвечивал белый фон.
Необходимое количество слоев зависит от густоты состава: чем она выше, тем меньше слоев потребуется. Слой болюса не должен быть слишком толстым, так как это может привести к отслаиванию листа после золочения.
Золочение
Инструменты и материалы:
- сусальное золото
- подушка позолотчика
- нож позолотчика
- лампензель
- ватный тампон
В золочении на полимент используется только «свободное золото». Листы предварительно выкладывают из книжки на подушечку, используя нож позолотчика. Самое главное – никогда не дотрагиваться до листов руками, во избежание их повреждения.
В зависимости от формы и площади декорируемой поверхности, может потребоваться разрезать листы на более мелкие части. В этом случае лист надрезают при помощи ножа позолотчика, убедившись, что он хорошо разглажен на подушке. Одновременно в водяной бане разогревают водный раствор рыбьего клея в пропорции 1:10, который затем наносится на болюс, после чего на него можно накладывать золотой лист.
Нанесение позолоты от А до Я, гальваника, золочение, весь процесс.
Во избежание растворения болюса, ни в коем случае не следует наносить слишком много клея. Пока состав не остыл, необходимо наложить золотой лист на болюс, перенося его с подушечки при помощи лампемзеля надлежащих размеров. Во время золочения листы придавливают ватным тампоном для усиления их контакта с болюсом.
Необходимо помнить, что золото ни в коем случае нельзя трогать руками вплоть до полного высыхания основы. Только после полной просушки можно приступать к необходимым исправлениям или добавлению недостающих деталей.
Полировка
Инструменты и материалы:
- Агатовый зубок
- Шерстяная ткань для «разогревания» камня
Этот процесс производится при помощи агатового зубка, по форме совпадающего с обрабатываемой поверхностью, путем многократных проходов с постепенным усилением нажима. Таким образом, золотой лист приклеивается к основе из мела и болюса, и поверхность становится блестящей и безукоризненно гладкой.
Закрепление
Инструменты и материалы:
- Очищенный шеллак или синтетическая лак.
- Кисть
Позолоченную поверхность можно защитить при помощи синтетического защитного состава или очищенного шеллака, нанеся один или несколько слоев кистью соответствующего типа. Не следует наносить избыточное количество состава во избежание потери блеска, полученного в результате полировки.
Источник: ooomanetti.ru
Декоративная позолота своими руками
Оказывается, золочением можно заниматься и в домашних условиях. Техники декоративной отделки различные. Древние традиции сменили современные технологии.
Золото известно человеку давно. И всегда этот металл числился благородным. Оружейник, изготовивший клинок, обязательно украшал его позолотой. Только тогда работа считалась выполненной. Золотых дел мастера были еще в Киевской Руси.
Позолота не старится на открытом воздухе, поэтому и золотят купола церквей, шпили и стелы. В наши дни появилась возможность нанести золочение и без ощутимых финансовых вливаний, хотя сам процесс творческий и порой требует больших временных затрат.
Золотая краска
Золотить можно не только аксессуары, но и стену. Причем, сделать это можно прямо по виниловым обоям. Золотая краска наносится на них кистью при помощи шаблона. Таким же способом можно облагородить шкатулки, картины, подсвечники. Чтобы наработать опыт, начните с простых вещей.
Но даже их к покрытию нужно готовить с особой тщательностью. Никаких видимых следов обработки (шероховатости, царапины) быть не должно. Поверхность тщательно шлифуется, а перед этим заделываются все трещинки. Даже пылинки должны быть удалены перед золочением. Иначе работа будет испорчена.
Сусальное золочение
Золотая краска лишь приблизительно имитирует благородный металл. Сусальное золочение – качественно новая ступень покрытия изделий. На сегодняшний день известно два способа: наклеивание на предмет кусочков фольги (сусального золота) и огневое золочение. Последнее опасно для здоровья и в наши дни уже не применяется. Во всем мире известен Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге.
Его купола золотили огневым золочением три года: с 1838 по 1841. Тогда парами ртути во время работы отравились порядка 60 человек.
А вот сусальное золочение актуально и сегодня. Каждый из нас знает, что чело – это лоб, око — глаз, уста — губы. Но не каждому известно, что лицо в древности называли «сусаль». Сусальное – значит, «лицевое», «облицовочное». Такое золото, толщиной от 0,13 до 0,67 микрона, хранят в специальных книжечках между бумажными листами. Сусальное золото бывает трансферным и свободным.
Трансферное хранится на белой шелковой бумаге, с которой его и переносят на изделие. Когда золото приклеят, бумагу удаляют.
Со свободным золотом работать гораздо труднее. Его даже руками касаться нельзя, а неаккуратно дыхнув, драгоценный металл можно сдуть. Для работы с таким материалом нужен опытный позолотчик. Его инструменты – беличья кисточка и специальный нож, с помощью которых мастер переносит золото на изделие, отрезает, примеряет, приглаживает. Способы нанесения тоже разные.
Клеевое (глянцевое) золочение – древний метод. Используется только для внутренних работ. Золотят, в основном, древесину, реже полиуретан.
Масляное (матовое) золочение подходит практически для любых поверхностей: гипсовых, металлических, деревянных, пластмассовых, поэтому очень широко распространено. Лист сусального золота наклеивается на мордан – специальный масляный лак. Вы спросите: а где же взять это сусальное золото? В специализированных магазинах для художников.
Там и золотая краска есть, и трансферное золото в ассортименте. Хотите — желтое традиционное, хотите — белое. Есть и чистое золото в 24 карата. Но для первых опытов больше подойдет трансферная золотая фольга.
Имитаторы золота
Конечно, сусальное золото не каждому по карману. Но есть и бюджетные варианты. Можно украсить аксессуары поталью. Это сплав меди с цинком или алюминием. Стоит такой материал гораздо дешевле трансферной фольги, а технология нанесения та же.
Единственное, все имитаторы нужно потом покрывать защитным слоем лака, иначе они со временем темнеют. Можно купить золоченую пленку в рулоне, из которой делают стикеры на CD-диски, и позолотить предметы интерьера ей. Вот только применять ее можно исключительно на плоских поверхностях.
Еще один способ декоративного украшения – серебряные и золотые блестки. С таким материалом подготовиться к Рождеству можно за пару часов. Для украшения подойдет все, что угодно: орехи, тыква, галька, привезенная с морского пляжа, ракушки. А если всю эту красоту еще и свечами подсветить, от чарующих переливов просто глаз не оторвать.
Еще один вид современного материала – аэрозольная краска с позолотой. Купить ее можно в автомагазинах. Изначально она предназначена для таких работ, как золочение колпаков на колеса, бамперов, ручек, но такая краска вполне может преобразить старую настольную лампу, карнизы, картинные рамы. Прелесть аэрозольной краски в том, что она наносится на любую поверхность: стекло, металл, пластик, дерево, даже бумагу.
Естественно, поверхность предварительно нужно тщательно очищать и обезжиривать. Даже детские туфельки дочки можно преобразить в волшебные башмачки Золушки. Чтобы краска смотрелась богато, наносить нужно 2 слоя с промежуточной сушкой в течение часа. Долго такая краска блестеть не будет, но для украшения предметов на праздник – самое то. Да и обновить слой краски можно в любую минуту, как только появится такое желание.
Золотая паста для ремонтных работ
Если со временем ваши позолоченные изделия потрескались или от них откололся маленький кусочек позолоты, их всегда можно отремонтировать с помощью золотой пасты. Процесс реставрации деревянной рамы или подсвечника происходит очень просто: нужно выдавить немного пасты на палец и втирать состав в ремонтируемую поверхность. Для придания эффекта старины изделия можно состарить. Для этого в поверхность втирается немного природной умбры.
Попробуйте придать своим вещам позолоченный вид, и они станут выглядеть более привлекательно и богато. Ведь так иногда хочется немного побыть аристократом. Так осуществите свою мечту!
Михаил Воронцов
На сайте работает система проверки ошибок. Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Источник: gorod342.ru
Как наносится позолота
18.01.2019
Позолоченные изделия всегда смотрятся очень красиво. При этом мало кто знает, как простые вещи становятся настоящими произведениями искусства. На самом деле золочение производят двумя способами: механическим и электрохимическим. Механический способ заключается в том, что поверхность покрывают сусальным золотом.
Золотые листы с самых давних пор используют для того, чтоб покрывать золотом изделия. За века процедура так и не поменялась. Сусальное золочение разделяют на масляное и клеевое. При масляном золочении металл клеят на масляные лаки, а во втором случае его клеят на полименты.
Масляная позолота выходит матовой, и для того, чтоб поверхность выходила глянцевой, специалисты используют клеевую основу. Работу по производству клеевых покрытий делают только в сухих помещениях, так как такое золочение очень чувствительно к воде и высокой влажности.
Электрохимическое золочение является, по своей сути, гальваническим способом нанесения металла. Так мастер электрическим током наносит тонкий слой золота, толщина которого составляет всего доли микрона.
Золочение гальванического типа, как и любое другое, может иметь свои плюсы и минусы. Плюсы у такого покрытия: большая износостойкость, высокая отражательная возможность, хорошая проводимость электричества, возможность защиты изделия от негативных факторов внешней среды, влияния коррозийных и окислительных процессов. Когда наносится золото гальваническим способом, специалист способен регулировать толщину слоя металла. За счет большого количества плюсов гальваническое золочение пользуется огромной популярностью, как для декора поверхностей, так и для производства технических деталей устройств.
Достаточно долго основным минусом такого способа считали ограниченную область его использования. Электрохимический метод позолоты изделий предполагает то, что эту поверхность относят к токопроводящим, а значит, произведена из металла. И благодаря техническому прогрессу сегодня эта проблема не представляет сложности, ведь теперь золочение таких металлов делают с использованием лаков и пленок, которые проводят ток.
Источник: drevnavek.ru