Как наносить сусальное золото

Технология золочения на полимент

Золочение — нанесение на обрабатываемую поверхность листов сусального золота или сусального серебра. Вместо сусального золота часто используют его имитацию — поталь. Золочение позволяет придать мебели и элементам декора неповторимый вид богатой старины. Бытует мнение, что золочение — это очень сложный процесс, доступный узкому кругу мастеров. Однако это не совсем так, золочение может быть доступно и неподготовленному человеку, но ему придется освоить сначала несложную технологию, а потом уже совершенствовать мастерство, превнося в процесс новые операции.

Технология золочения — это последовательность действий мастера, результатом которой является покрытие поверхности сусальном золотом или поталью. Процесс золочения может быть упрощенным с минимальным количеством операций и профессиональным с использованием сложного состава клея и грунта.

Как это делается. Золотые покрытия. Сусальное золочение.

Выбор технологии золочения зависит от требований к позолоченной поверхности и индивидуальных предпочтений мастера. Для получения высокого глянца необходимо использовать масляный клей. При выборе цвета грунта нужно ориентироваться на цвет древесины и желаемый оттенок. Для защиты обрабатываемой поверхности используется лак-шеллак или воск.
Технология золочения на полимент является сложной, в процессе золочения нужно подготовить специальный боло-грунт — полимент для выравнивания поверхности, этот вид армянской глины известен мастерам-позолотчикам начиная с 16 века.
Представляем вашему вниманию профессиональную технологию золочения на полимент:

1. Наносим кистью мездровый или рыбий клей на предварительно очищенную и отшлифованную поверхность. Температура клея должна быть примерно 50 градусов Цельсия. Важно не перегреть клей, иначе он теряет клеящие свойства. Ждём 5-6 часов до полного высыхания.

2. Наносим кистью левкас. Когда поверхность станет матовой, наносим следующий слой. Для первого слоя левкаса смесь должна иметь жидкую консистенцию, для последующих слоёв добавляем ещё наполнителя, чтобы получить консистенцию йогурта. Всего накладывают минимум 4-5, максимум 7-8 слоёв. После полного высыхания шлифуем бумагой зернистостью Р240, Р400.

3.Наносим кистью 1 слой шеллака. Можно использовать клей, разведённый водой, но шеллак предпочтительнее, так как быстрее сохнет и лучше приклеивает оставшуюся после шлифования пыль.

4. Наносим 3-4 слоя полимента с интервалом примерно 10 минут. Сушка 7-8 часов.

5. Шлифовка абразивом зернистостью Р1000. Затем шлифуем поверхность кистью с коротким ворсом и натираем льняной тканью. После этого поверхность готова к золочению, и к ней не следует прикасаться руками.

Читайте также:
Как сделать кольцо из бисера китти

6. Готовим клей для золотого листа: 2/3 воды + 1/3 спирта, можно также добавить несколько капель готового клея. Нож для золотого листа наточить о камень, протереть спиртом. Приготовить подушечку позолотчика, хлопок, лампемзель, маслёнку (кусочек кожи, смазанный сливочным маслом).

7. Золотой лист осторожно перекладываем на замшевую подушечку и разрезаем на квадратики ножом. Чем больше поверхность, которую надо золотить, тем более крупные кусочки золотого листа используют. Нанесение сусального золота производим следующим образом: cлегка смачиваем небольшой участок поверхности приготовленным составом. (Если нанести много клея, золото не будет блестеть).

Лампемзелем слегка проводим по маслёнке, чтобы он смазался жиром, и прикасаемся им к золотому листу. Лист пристанет к лампемзелю. Переносим его на смоченную поверхность и прижимаем хлопком (ватой), не сдвигая. Затем смачиваем следующий участок поверхности и т.д.

8. После того, как вся поверхность будет покрыта золотым листом, оставляем изделие сохнуть на 5-6 часов летом и 8-12 часов зимой.

9. Протираем всю поверхность хлопковой тканью, чтобы очистить от излишков золотого листа. При необходимости пропущенные участки реставрируем.

10. Для получения блеска полируем поверхность агатовым зубцом. Полировку желательно проводить не позднее, чем через сутки после нанесения золотого листа, иначе поверхность может стать хрупкой, и лист будет слетать с поверхности при полировке.

Так же можно применить упрощенную технологию нанесения сусального золота с готовыми к применению материалами.

1. Готовый к применению акриловый грунт-левкас наносим тремя слоями. Первый слой более жидкий для лучшего пропитывания поверхности, второй и третий имеют консистенцию йогурта. Промежуточная сушка между слоями 1 час, сушка последнего слоя 6-8 часов.
2. Шлифовка абразивной бумагой Р240, Р400.
3. Наносим кистью один слой лака-шеллака для связывания пыли.
4. После высыхания шлифуем абразивной бумагой Р600.
5. Наносим кистью на всю поверхность масляную эмульсию (мордан) или водную эмульсию для наклеивания золотого листа.
6. Когда эмульсия подсохнет и станет липкой, производим нанесение сусального золота. При этом прижимаем лист не хлопком, чтобы не сдвинуть его, а кистью. На следующий день полируем поверхность хлопком, агатом полировать нельзя, чтобы не сдвинуть золотой лист.

Купить материалы для золочения вы можете в категории Золочение в Интернет-Магазине.

Источник: woodperfect.ru

Золочение сусальным золотом: виды и средства для позолоты

Золочение сусальным золотом: виды и средства для позолоты

Указанное время — это то время, которое должно пройти между нанесением средства и нанесением золота. Это время может варьироваться в зависимости от климатических условий. Например, при сухом климате можно накладывать золото на 1 или 2 часа раньше срока, указанного на средстве.

Читайте также:
Как сделать гирлянду тассел своими руками

Наложение золотого листа также может быть произведено на час позже срока, указанного на средстве для позолоты.

Средство для позолоты LEFRANC 12 часов подходит в основном для больших поверхностей, для внешних работ, в сухих климатических условиях и в местах, где концентрация пыли не очень высока. Результат, полученный при применении средства для позолоты 12 часов, будет лучше результата при применении средства для позолоты 3 часа (блеск и глубина). Устойчивость средства для позолоты 12 часов будет также выше.

Средство для позолоты LEFRANC 3 часа используется в основном для меньших поверхностей, для внутренних работ и когда обстоятельства не позволяют использовать средство для позолоты 12 часов (влажный климат и значительная концентрация пыли). Никогда не полируйте агатом золотой лист, наложенный с помощью средства для позолоты. Лаковое покрытие остается эластичным, и камень может порвать золотой лист.

Материалы и инструменты для золочения изделий:

  • Сусальное золото в листах или поталь
  • Нож позолотчика
  • Подушка позолотчика
  • Лампензель (Лапка) – плоская беличья кисть
  • Кисть для нанесения мордана
  • Ватный тампон для полировки и разглаживания золота
  • Левкас
  • Шеллак
  • Краска
  • Покрывной лак (при необходимости)

Техника золочения

Впитывающие поверхности (дерево, гипс, папье-маше):

  1. Левкас. На впитывающие поверхности рекомендуется при подготовке поверхности использовать левкас. Автомобильные грунты хорошо использовать при золочении поталью (имитацией сусального золота) т.к. золочение поталью не очень дорогостоящие работы и использовать трудоемкие подготовительные работы чаще всего не выгодно из-за длительности их проведения.
  2. Краска. На тщательно подготовленный Левкас наносится слой краски, например, краски для золочения. После высыхания краска шлифуется.
  3. Шеллак. На краску наносится несколько слоев спиртового раствора шеллака («политура»), примерно в соотношении к десяти частям спирта три части шеллака. Спирт должен быть не менее 96%, иначе раствор будет мутным и при нанесении на поверхность будет сильно матировать поверхность. Каждый слой также шлифуется микронной наждачной бумагой.
  4. Мордан. После просушки последнего слоя политуры поверхность покрывают морданом. При нормально подсохшем лаке фрагмент листка золота прочно и плотно приклеивается, имеет хороший блеск и при сильном притирании тампоном не сходит. При недостаточно просохшем «жирном» клее золото размывается — «тонет», или поверхность его становится матовой, но не равномерно матовой, а пятнами. В случае если золото «купается» т.е. «плавает» необходимо подождать с накладкой золота, т.к. клей еще не достиг рабочего отлипа. Если клей пересох, то золото не приклеивается, сходит. В этом случае золочение следует приостановить и после окончательного высыхания мордана вновь покрыть золотимую поверхность клеем.

Не впитывающие поверхности (металл): можно сразу наносить жидкость.

Нанесение золота

  1. Аккуратно переложите лист золота из книжки на специальную подушку, для этого аккуратно переверните открытую книжку на подушку и подождите пока лист золота под собственным весом не «переляжет» на подушку. ВАЖНО: ни в коем случае не берите золото руками, оно сразу же порвется. Позолотные работы надо проводить в закрытом помещении без сквозняков, от легчайшего дуновения золото улетит.
  2. Приготовьте лапку (лампемзель): на тыльной стороне ладони разотрите маленькую каплю крема (можно использовать вазелин), затем всей плоскостью лапки пройдитесь по месту намазанному маслом, как бы стирая масло, при этом следите что бы крема не было очень много.
  3. Аккуратно положите лапку на лист золота, золото должно прилипнуть к лапке.
  4. Возьмите лапку с листом золота и спокойно опустите его на золотимую поверхность, когда золото перейдет на клеевую поверхность, уберите лапку и притрите золото ватным тампоном. ВАЖНО: ватный тампон не должен заходить на проклеенную поверхность, иначе на клеевой поверхности могут остаться кусочки ваты, и их невозможно будет удалить, не нарушив клеевого слоя. Золото на клеевую поверхность наносится внахлест примерно 1-2 мм. Притирать золото надо в противоход наложения листков золота. После того, как вы отзолотили всю поверхность, образовавшиеся трещины, разрывы, недозолоченные места «фликуют», т.е. золотят вновь, для чего намеченные участки промазывают хорошо отжатым (полусухим) ватным тампоном, смоченным морданом, и при появлении отлипа подзолачивают.
  5. После высыхания позолоченную поверхность обрабатывают покрывным лаком (поталь – обязательно, золото — только в том случае, если позолоту будут часто трогать руками (например, на мебели, раме и тп.) в остальных случаях – не рекомендуется, т.к. блеск притухнет).
Читайте также:
Ювелирные изделия в тн вэд России могут быть включены в группы

Технология золочения сусальным золотом

Источник: www.mramor23.ru

FunChrome Gold. Часть 2. Затраты труда и времени при работе по технологии сусального золочения.

FunChrome Gold. Часть 2. Затраты труда и времени при работе по технологии сусального золочения.

Золочение — очень трудоёмкий процесс, связанный с большими затратами времени.

Небольшое введение: данная статья состоит из нескольких частей.

Ранее была опубликована часть 1:

Целью её написания является анализ существующих технологий золочения, представление нашей новой разработки – технологии золочения металлов и диэлектриков методом пульверизации FunChrome Gold.

Как всегда, в этой статье мы так же сделали некоторые допущения:

  1. Все цены указаны в долларах США – только из-за того, что в этой валюте происходят торги и формируется цена золота;
  2. Цены с указанных в статье источников брались чуть ранее, когда начиналось написание этой статьи. За мелкие несоответствия просим не судить строго.

Часть 2. Сусальное золочение. Затраты труда и времени.

Сусальное золочение для нанесения покрытия на 1 м2 при средней толщине покрытия 0,207 мкм требует 4 гр. золота стоимостью 463$!

Именно на этой фразе мы окончили часть 1 данной статьи. Но вопрос цены золота – это, на самом деле, второстепенно. В конце концов, стоимость золота на изделие сравнительно легко посчитать и выставить этот счет клиенту. Если он согласен – работаем, нет – ищем другого клиента. А вот главный вопрос – это трудоемкость процесса золочения.

Сколько же надо затратить усилий, что бы дерево или гипс стали золотыми? Если честно, то в этой статье совсем не хочется подробно описывать технологии нанесения сусального золота. Мы и так вас перегрузили таблицами и расчетами. И к тому же технология сусального золочения практически не изменилась со стародавних времен.

А это значит, что вам придется разбираться: что такое мордан, шеллак, левкас и агатовый зубок. Хотя, если кому-то интересно, то можете почитать про это в интернете.

Читайте также:
Черный жемчуг удобрение для чего нужен

Дальше мы озвучим выводы, которые мы сделали из прочтения разных книг и статей, а так же при непосредственном общении с позолотчиками.

Сусальное золочение. Методы нанесения

Есть два способа сусального золочения. При одном золотое покрытие получается матовым, а при втором блестящим. Самое сложное – это сделать тончайшие листки золота зеркальными, как будто полированными. После того как золото наклеивают на подготовленную поверхность, его полируют специальными инструментами.

Но не полировочной пастой, как это делается, например, при полировке лака на автомобиле, а очень гладким камнем – агатом. Этот инструмент так и называется – агатовый зубок. Проводя гладкой поверхностью агата по золоту, оно разглаживается, и приобретает блеск полированного золота. Миллиметром за миллиметром, сантиметр за сантиметром.

Строго соблюдая силу нажима и до тех пор, пока все изделие не засияет полированным золотом. Комбинируя глянцевое и матовое золочение можно получить разные художественные эффекты на изделии. В сусальном золочении получить равномерное как бы полированное золотое покрытие – это высшее мастерство и очень не простой труд.

Подводные камни сусального золочения

У золота есть один существенный недостаток – это его твердость, вернее – мягкость. По твердости оно почти как человеческий ноготь. А это, прямо скажем, маловато. Особенно с вышеприведенными толщинами. Если его не защищать лаком, то там, где его будут касаться руками или чистить «тряпочкой», оно сотрется очень быстро.

Что, кстати говоря, часто и происходит в церквях на позолоченных изделиях с помощью усердных бабушек-уборщиц. По старинным технологиям золото никак не защищается. По нынешним технологиям довольно часто прибегают к дополнительной защите прозрачными абразиво-стойкими лаками. На наш взгляд это правильно. Почему бы не воспользоваться достижением современной химии, что бы продлить жизнь позолоченным произведениям искусства.

Читайте также:
Топаз т с что значит

Но и здесь есть сложности…

при сусальном золочении после нанесения защитных лаков, золото может потерять блеск.

В основном это связано с тем, что растворители, входящие в состав защитного лака, проникают через тонкий слой сусального золота и немного растворяют подложку, на которую оно наклеено. При этом золото как бы съёживается и «зеркальность» если не пропадает, то значительно снижается.

С помощью сусального золочения можно покрывать отдельные участки орнамента. Особенно эффектно смотрится золото на белом фоне. Это часто применяется при золочении лепнины. Для декоративных эффектов используется и цветное сусальное золото.

Как мы писали выше, в зависимости от добавки таких металлов как медь, серебро, палладий или платина золото приобретает различные цветовые оттенки – красное, белое, зеленое, лимонное и т.п. При этом золото уже не считается чистым и применяется только внутри помещений.

Дополнительные затраты

Кроме затрат на покупку сусального золота понадобятся и другие материалы. Их список вы легко можете посмотреть на любом из сайтов, где продается сусальное золото. И обратите внимание на стоимость, а так же расход этих материалов. И это составит совсем не «три копейки». Потому что многие составы по технологии нужно наносить по 5-8 слоев.

И межслойная сушка иногда составляет несколько дней. Каждый высушенный слой нужно зашлифовывать. Т.е. что бы только подготовить изделие под сусальное золочение, нужно потратить не одну неделю! А представьте себе какое либо изделие с глубоким резным орнаментом. Восемь слоев лака и других материалов утолщают этот орнамент и его приходится подрезать и выравнивать.

Из-за этого золочение некоторых вещей может растянуться на месяцы.

Многие позолотчики готовят эти составы по старинным рецептам самостоятельно. Сами варят лаки, олифы и т.п. В этом деле оказалось тысяча премудростей и хитростей.

Поэтому на вопрос цены сусального золочения, позолотчики обычно отвечают от, например, двадцати тысяч рублей за квадрат и до бесконечности.

Вместо золота можно наносить сусальное серебро или поталь – тоже тонкие листки фольги из недрагоценных металлов. Но это тоже из разряда «под золото».

Связанные статьи

Брошь. Серебрение FunChrome HandMade

Домашнее серебрение ювелирных изделий

«Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение» Словарь Ожегова…

Технология золочения FunChrome Gold

FunChrome Gold. Часть 1. Анализ рынка на примере сусального золочения.

Небольшое введение: данная статья состоит из нескольких частей. Целью её написания является анализ существующих технологий…

Адгезия защитных лаков при химической металлизации.

Адгезия лаков при химической металлизации Все мы в детстве любили мультфильмы. Детство закончилось и сейчас…

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник: funchrome.ru

Рейтинг
Загрузка ...