Для рисования портретов и академической головы художнику необходимо понимать, что лежит в её конструкции. Знания анатомии необходимы художнику не только для выражения эмоций и характерных особенностей строения лица модели, но и для понимания формы в определённом ракурсе.
Череп — костный каркас головы, именно в соответствии с ним располагаются все части лица и, а особенности строения черепа влияют на внешние черты человека. Черепа мужчины и женщины имеют отличия, даже у разных этносов есть разница в строении костей черепа, а значит и основных частей лица — глаз, носа, ушей. Без понимания этих нюансов не нарисовать полноценный, похожий на оригинал, портрет. Поэтому, рисование черепа входит в обязательную программу обучения художников и предшествует рисунку частей лиц, гипсовой головы и рисованию портрета с натуры.
Прежде чем рисовать полноценный реалистический череп человека со всеми его бугристостями и шероховатостями, стоит нарисовать условный череп, чтобы разобраться с расположением основных зон и объёмов костной структуры головы и не отвлекаться на детали. Для художников специально создали такую учебную модель, в которой мелкие детали подчинены крупным формам, кости черепа склеены в одну общую форму, а лишние фактуры трансформированы в просты и понятные, близкие к геометрическим, формы и поверхности.
Череп от А до Я. Дарья Остапенко о том, как правильно рисовать череп человека
В отличие от обрубовки черепа (такая модель тоже желательна для рисования начинающим художникам), такой череп более реалистичен, но всё же не конкретен — это общее представление о костях головы (например, сложно определить, мужчина это или женщина, отсутствуют следы срощения костей, зубы показаны единой общей формой и т.д.). Но этого вполне достаточно для изучения формы головы и соотнесения черт лица с внутренним строением головы. Поэтому, дорогие художники, не гонитесь за детализацией и реалистичностью — нам же не портрет черепа требуется нарисовать, а разобраться с конструкцией, формой и объёмом. Так что именно такая модель черепа для рисования, на мой взгляд, подходит для этой цели лучше всего.
Работа с натуры велась на формате А3 карандашами средней мягкости (Н, НВ, В). Отдельно расписывать что и каким карандашом нарисовать, я не буду, так как сам уровень поставленной задачи подразумевает, что художники, берущиеся за неё владеют азами изобразительной грамоты: умеют применять разные карандаши в нужном месте, уверенно проводят линии, владеют академической штриховкой и распределением тона в рисунке.
Первым делом, определяем основные параметры черепа (ширину и высоту) и сравниваем их между собой. Располагаем основную массу будущего рисунка в листе бумаги в соответствии с законами зрительского восприятия. В нашем случае, художником был применён «принцип левого глаза» — классический художественный приём, когда левый глаз модели располагается на серединной вертикали всего листа. Так портретное изображение выглядит особенно убедительным.
Наносим основные направляющие головы — крестовину (продольную осевую линию головы от макушки до подбородка; линию глаз). Помните, что линия глаз расположена чуть ниже или ровно посередине высоты головы. Так как у нашей модели глаза отсутствуют, за линию глаз можно принять нижний край глазниц.
Намечаем характер макушки и массы челюстей, отделяем друг от друга саму черепную коробку и зону челюстей. Намечаем границу между лицевой и боковой частями черепа, чтобы начать прорисовывать глазницы и скуловые кости.
Намечаем линию надбровных дуг и ширину верхней площадки надбровных дуг. Проводим линию нижнего края скуловых костей и лёгкими линиями прорисовываем движение скуловой кости по боковой поверхности черепа. Внимательно следим за тем, что линии, параллельные друг другу и находящиеся во фронтальной части лица, в нашем случае, будут стремиться в одну точку на линии горизонта (линия горизонта выше модели), в соответствии с этим, проверяем положение симметричных точек: скуловые кости, надбровные дуги, лобные бугры и т.д.
Отделяем височную кость от лобной и анализируем, как в нашем ракурсе будет виден профиль лобной кости на дальней стороне черепа. Замеряем по высоте соотношение расстояний от носового отверстия до линии зубов и от линии зубов до низа черепа — в соответствии с полученным размером, находим линию смыкания зубов, отделяющие челюсти друг от друга. Намечаем высоту подбородка.
Уточняем характер вертикально осевой линии черепа по выступающим и отступающим объёмам.
Отделяем линией переднюю часть челюстей от боковой. Разбираем большой объём верхней и нижней челюстей на основные плоскости. Нижняя челюсть человека по форме напоминает подкову: показываем 2 её фронтальных поверхности — подбородочную и зубы с дёснами и 2 боковых — верхне-боковую часть нижней челюсти и место врастания зубов.
Не забудьте обозначить угол нижней челюсти и показать аналогичный угол на дальней стороне черепа — положение углов проверяем направляющей, идущей в ту же точку схода, что и все остальные лицевые линии. Подчёркиваем выступающую часть подбородка, проверяем положение фронтальной плоскости подбородка относительно зубов и всей лицевой части черепа. Лёгким тоном отделяем боковые поверхности черепа от лицевых. Не забывайте распределять толщину линий и нажим на карандаш во время их рисования в соответствии их положения в пространстве — чем дальше, тем линии светлее и тоньше.
Проводим верхний край глазниц в виде дуги цельно (не каждую глазницу отдельно!). Только после этого намечаем характер глазниц (четырёхугольники со скруглёнными углами). Обратите внимание на толщину костной перегородки между глазницами — она не может быть очень тонкой! Проверить, насколько крупным должно быть расстояние между отверстиями глазниц можно расположив в них шарообразные глазные яблоки (ширина глаза равно расстоянию между глазами среднестатистически). Не забудьте проанализировать характерные детали глазных впадин и изобразить это в рисунке.
Намечает грушевидное отверстие носа. По высоте и ширине его можно сравнить с глазницами. Обратите внимание на верхнюю тонкую площадку кости над носовым отверстием — это место сочленения надбровья и верхней части носа, оно задаёт характер хряща носа — курносый, прямой, с горбинкой. Намечаем боковые плоскости у носового отверстия и их сочленение с лицевыми костями черепа.
Отделяем объём надбровья от лобной кости (анализируем рельеф костей в профиль).
Добавляем объёма челюстной массе за счёт скругления линий и тщательной прорисовки линии стыковки зубов. Лёгкими линиями намечаем сосцевидный отросток в основании черепа под скуловой костью (место крепления мышц шеи).
Особое внимание обратите на характер линии края нижней челюсти и угол нижней челюсти — они формируют овал лица и его полноту. Также важна точность стыковки передней плоскости подбородка и объёма нижних зубов. Соотнесите парные точки друг с другом при помощи направляющей линии — все горизонтальные направляющие лицевой части черепа стремятся в одну точку на линии горизонта.
Разбираем подробнее и прорисовываем отдельные мелкие плоскости переносья (зона над верхней частью носового отверстия между глазницами). Отделяем фронтальные плоскости от боковых. При помощи дополнительных мелких плоскостей конструируем объём надбровных дуг и их характер. Цельно намечаем общий объём лобных бугров — верхняя часть черепа.
При помощи линий и тона показываем боковые части отверстий и их глубину (глазницы, носовое отверстие). В виде небольшого треугольного бугорка намечаем носовую ость — отросток в основании носового отверстия черепа. Чуть подробнее разбираем по объёму кости челюстей, линиями слегка намечаем общий объём зубов, верхних и нижних.
Наводим порядок в линиях — разбираемся, какие из них сделать толще и темнее, какие тоньше и светлее (в зависимости от расположения в глубину). Дуговые линии, например, линия зубов, тоже будет неоднородной — дальняя её часть светлее и тоньше, передняя толще и ярче — это подчеркнёт глубину и объём. Вводим разнообразные тональные отношения, формируем объём и форму черепа не только линиями, но и лёгким тоном. Используем штриховку по форме, чтобы подчеркнуть положение плоскостей по отношению к источнику света.
Для сравнения, рисунки черепа наших учеников из базового курса рисования «Рисование с нуля до портрета на заказ» по этой теме. Вот, к примеру, рисунок черепа, который ученик рисовал 4 часа (2 занятия). Тут, несмотря на тщательный тональный разбор модели, сохранены основные линии конструкции и линия органично сочетается с пятном в рисунке.
А эта ученица справилась за 2 часа (одно занятие), сконцентрировав внимание на самом черепе, без учёта подставки и стилизованной шеи. Здесь основной упор в рисунке сделан на моделировку тоном.
Если вам понравился этот поэтапный урок, сделайте следующее:
1. Поставьте «лайк».
2. Поделитесь этим постом с друзьями в социальных сетях или своём блоге.
Источник: jotto8.ru
Как нарисовать череп
Рисунок черепа, как правило, пугает людей, потому что имеет негативный оттенок во многих странах.
Сейчас многие люди пытаются нарисовать череп, придают ему различные цвета для многообразности. А некоторые с удовольствием делают себе татуировки с изображением черепа. Дети также любят рисовать череп после просмотра мультиков про пиратов.
Как нарисовать череп поэтапно
Независимо от возраста и целей предлагаем пошаговую инструкцию как нарисовать череп.
Подготовьте необходимые предметы и начинайте рисовать. Для этого вам понадобятся: лист бумаги, карандаш, ластик и циркуль.
Шаг 1
Нарисуйте круг среднего размера.
Шаг 2
Череп делится на две части: фронтальную и лицевую. В круге необходимо определить переднюю часть. С левой стороны проведите линию вниз, далее продолжайте работать с неровными линиями, очерчивая контуры лицевых костей.
Повторите эти же шаги с другой стороны круга — будущего черепа,так как лицо симметрично.
Шаг 3
Приступаем к височной зоне черепа. Нарисуйте её с помощью изогнутых линий. Ненужные части удалите ластиком.
Шаг 4
Рисуем подбородок как показано на картинке ниже.
Шаг 5
Приступаем к созданию глазных впадин. Нарисуйте эти части в виде маленьких овалов. Вы можете сразу же затенить их в черном цвете.
Шаг 6
Обрисуйте дуги бровей мягкими изогнутыми линиями как показано в данном шаге.
Шаг 7
Нарисуйте нос в виде треугольника с неровным дном. Он должен находится между глазниц.
Шаг 8
Рисуем челюсть черепа. Она состоит из множества мелких костей. Начните с двух вертикальных, оставляя пространство между ними.
Шаг 9
Рисуем верхний ряд зубов. Затем добавляем второй ряд. Зубы должны быть почти ровными.
Шаг 10
Покрасьте некоторые кости в черный цвет.
Не забудьте нарисовать на черепе линии, благодаря которым соединяются кости.
Шаг 11
Рисунок черепа готов!
Коллаж: все шаги рисунка черепа
Как нарисовать череп
Его ассоциируют со смертью или отсутствию страха перед ней. На самом деле этот символ используется с давних времен и может обозначать не только смерть, но и жизненную энергию, и концентрацию интеллекта. Изображение мертвой головы используется в православии, так называемая «Адамова голова», а также таким рисунком украшают зал на Хэллоуин. Как вы уже поняли, сегодня наш урок посвящен именно черепу.
![]() Поэтапно |
![]() Рисуем карандашом |
![]() Череп человека |
![]() Вид сбоку |
![]() Легкий пример |
![]() Пиратский |
![]() С костями |
![]() Со змеей |
![]() С цветами |
![]() Огненный |
Как поэтапно нарисовать череп
Этап 1
Начните свой рисунок с наброска. Очертите силуэт головы в развороте ¾. Обрисуйте полукруг, затем пририсуйте очертания нижней челюсти и выделите височную долю. Лицевую часть разделите двумя горизонтальными линиями.
Этап 2
Для соблюдения симметрии разделите лицо вертикальной полосой. Сделайте очертания глазниц и носовой кости. Сделайте эскиз скул и челюстей. Прорисуйте детали височной доли.
Этап 3
На этом этапе необходимо изобразить зубы и остальные детали челюстей. Сотрите вспомогательные линии и добавьте дополнительные контуры к основному плану в глазных впадинах, носовой кости и верхней плоскости скул. При помощи такого трюка вы добьетесь объемности в вашем рисунке.
Этап 4
Затемните глазные впадины и остальные внутренние части. Прорисуйте мелкие детали.
Этап 5
На завершающем этапе не стоит спешить, заштрихуйте, играя с тонами, добейтесь правильной передачи света и тени. Можно использовать кусочек белой бумаги, и круговыми движениями сгладить штрихи.
Рисуем череп карандашом
Изображения простым карандашом на белом фоне создают контраст, они насыщены, сразу же притягивают интерес зрителей.
Твердым карандашом сделайте набросок главных черт. Лобную кость изобразите в виде круга, затем прорисуйте скуловые кости и нижнюю челюсть. Примерно отметьте глазницы и носовую щель, а также проведите полосу, где будут находиться зубы. Не давите на карандаш, ведь это набросок.
Прорисуйте височные доли. Для изображения глазных впадин нарисуйте четырехугольники с закругленными углами, а нос можно сравнить с перевернутым треугольником. Прорисуйте мелкие детали.
Темным карандашом прорисуйте все внутренние плоскости и начинайте заштриховку.
Добавьте детали, например, надломы в костях. Вооружившись разными карандашами, наложите светотень и тень на горизонтальной поверхности.
Как нарисовать череп человека
Для изображения пропорционального скелета головы можно использовать геометрические фигуры.
Очертите 2 круга и прочертите сетку, как показано на рисунке.
Благодаря прочерченной сетке симметрично нарисуйте очертания глаз, носа и рта. Обрисуйте скуловые кости и мелкие детали «лица».
Вооружитесь ластиком и удалите лишний карандаш. Заштрихуйте голову, не забывая об игре светотени.
Вот такой получился рисунок.
Вид сбоку
Вспоминаются знаменитые строки: «Быть или не быть? – вот в чем вопрос». Мы говорим вам: «Быть!» Следуйте нижеприведенной схеме, и у вас получится восхитительное изображение.
Наметьте главные очертания – это непосредственно форма головы, глазная впадина, височная кость и прочие мелочи.
Обрисуйте глаз, скулу, наметьте ротовую щель. Обведите контуры и начинайте штриховку.
Изобразите зубы и мелкими штрихами зарисуйте черепок, изобразите надкол в височной кости. Добавьте теней.
Так как наш предмет лежит на поверхности, покажите тень, падающую на нее. Готово!
Легкий пример
Для начинающих художников предлагаем нарисовать легкий способ рисования черепа. Он не реалистичен, но зато сохраняет саму суть.
Очертите круг, затем к нему дорисуйте U-образную линию. Затем изобразите кривой линией нечто подобное горшку или подкове (тут как ваша фантазия позволит).
Прорисуйте глазные впадины и овальный нос. От вашей «подковы» дорисуйте верхнюю челюсть и 2 ряда зубов. Изобразите трещину на затылке.
Сотрите вспомогательные линии и обведите черепушку.
Заштрихуйте рисунок, местами делая затемнения.
Рисуем пиратский череп
Изобразить пиратский флаг довольно просто: контур скелета головы и перекрещенные костяшки, его еще называют Веселый Роджер. Но мы предлагаем вашему вниманию пиратский флаг Джека Рэкхема, где перекрещиваются сабли.