На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.
Бисероплетение – живое придание старины. Ведь бисер, как материал, более устойчив к влиянию времени, нежели шерсть или шёлк, и поэтому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далёком прошлом.
Бисер – один из самых удивительных материалов для рукоделия: загадочный блеск и неограниченные возможности для творческого поиска. Низание бисером – очень тонкая, кропотливая работа, требующая особого терпения, любви к этому делу. Осваивая технику низания бисером, дети познают ещё одну грань красоты мира искусств, развивающую эстетический вкус и художественное восприятие мира.
Декоративно прикладное творчество – волшебная страна. Помогая войти в неё ребёнку, мы делаем жизнь школьника интересней и насыщенней. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и традиции народных промыслов, овладение техническими приёмами позволит постигнуть тайну художественного мастерства бисероплетения.
Бисероплетение — плетение крестиком
Мода на украшения, игрушки, сувениры из бисера стремительно растёт. В связи с этим актуальным становится организация занятий по бисероплетению в рамках внеурочной деятельности.
Программа «Бисероплетение», являясь прикладной, носит практико – ориентировочный характер и направлена на овладение школьниками основных приёмов бисероплетения, даёт возможность проявить себя как личность и раскрыть свой внутренний мир.
Актуальность программы по бисероплетению — в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, в приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей, взаимодействии педагога с семьей.
Программа способствует развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения.
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей школьного возраста. Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении — индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.
Рабочая программа построена так, чтобы дать школьнику представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. У детей развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно – прикладном искусстве.
Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус, формируют культуру творческой личности (развитие природных задатков, творческого потенциала). У младших школьников ещё недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога индивидуального подхода к ребёнку. Программа построена таким образом, чтобы ребенок занял позицию « я хочу это сделать сам». Для заинтересованности младших школьников в работе используют разработку эскиза и схемы изделия самим ребенком.
Туториал как понимать схемы из бисера #tiktok #бисероплетение #бисер
Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, презентации фотовыставок этапов изготовления поделок.
Цели и задачи обучения.
В последнее время бисероплетение стало популярным видом рукоделия. Многообразие форм, расцветок и материалов, из которых изготовлен бисер, представляет массу идей для творчества. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Умение сделать что-нибудь самому, позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах — необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.
Основная задача занятий заключается в формировании у детей практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Занятия не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению игрушек-сувениров, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.
Цель программы – создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техник художественных ремёсел и включение их в сферу декоративно-прикладного искусства.
1. Углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения;
2. Формирование знаний по основам композиции, цветоведения и освоения техники бисероплетения.
3. Обучение всем видам и техникам плетения бисером.
1. Привитие интереса к работе с бисером и желание совершенствоваться в данном направлении декоративно – прикладного творчества;
2. Привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
3. Формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной;
4. Приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого
5. Воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости и терпения при работе с мелкими деталями, самостоятельности, умения довести начатое дело до конца, гордости за свой выполненный труд, взаимопомощи при выполнении работ, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
1. Раскрытие творческих способностей детей;
2. Развитие образного мышления, моторных навыков, внимания, фантазии;
3. Формирование эстетического художественного вкуса;
4. Обучение детей работать самостоятельно и в коллективе.
— повышению внутренней мотивации ребенка;
— появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из бус, бисера, стекляруса;
— возникновению желания образовательных областей;
— развитию мелкой моторики, развитию точных движений пальцев рук;
— предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей;
— предполагает построение образовательного процесса на соответствующих возрасту формах работы с детьми.
— соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
— сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
— обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей младшего школьного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей этого возраста;
— строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями;
— принципа творчества (развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах);
— принципа индивидуально-личностного подхода (учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка);
— принципа культуросообразности (знакомство с историей бисера, с рукоделием разных народов);
— принципа разноуровневости (выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей).
Развитие творческих способностей детей на занятиях по курсу «Бисе-роплетение» невозможно представить без интеграции различных школьных предметов в обучении плетению из бисера. Причём, учитель не только опирается на имеющиеся у учащихся знания, полученные в школе, но и сам сообщает информацию по различным школьным предметам при изучении с детьми нового материала по бисерному рукоделию. Что, конечно же, требует от преподавателя постоянного совершенствования собственных знаний по различным школьным дисциплинам и расширения своего кругозора.
На первом же занятии дети знакомятся с историей бисероплетения, которая неразрывно связана с историей развития человечества: от первобытно-общинного строя до наших дней, что благотворно влияет на формирование целостной картины мира в сознании учащихся. В начальной школе эта связь просмтривается на уроках окружающего мира . Далее воспитанники пополняют свои знания в цветоведении: изучают хроматические и ахроматические цвета, осуществляют подбор цветовых сочетаний бисера в зависимости от фактуры бусин для коллекции. Подобные сведения пригодятся и в школе на уроках изобразительного искусства . А сведения по правилам техники безопасности при работе с проволокой, леской, нитью, инструментами: ножницами, бокорезами (кусачками), круглогубцами напрямую пересекаются с ОБЖ .
На занятиях по бисероплетению детям необходимы элементарные знания чисел и цифр для счёта набранных бусин в изделии и чтения схем. Также, при обучении бисерному рукоделию, необходимы знания различных геометрических фигур и понятий. Например, понятие «параллельные прямые» используется при обучении способу параллельного низания, а умение различать прямую и волнистую линии пригодится при составлении эскизов, т.е. речь идет о межпредметной связи «бисероплетение – математика ».
Бисерное рукоделие неразрывно связано с такими школьными предметами, как биология и география , а в начальной школе это окружающий мир , природоведение . Как правило, из бисера плетутся цветы, деревья и животные (насекомые). При изготовлении деревьев воспитанники изучают составляющие части дерева: корни, ствол, ветви, листья, хвоя, крона.
Изучают формы крон и силуэты деревьев различных природных зон. Перед началом плетения даже самого простого цветка из бисера педагог знакомит детей с общим строением цветов: пестик, тычинки, лепестки, чашелистики, листья, стебель. Без знаний о строении животного или насекомого, о количестве конечностей, форме туловища, его расцветке так же невозможно выполнить реалистичную фигурку. Достоверность сведений по биологии очень важна, а ведь даже в литературе по бисероплетению встречаются шестилапые пауки, что искажает восприятие детьми окружающего мира.
Также, при изучении видов украшений и способов плетений, дети знакомятся с различными странами и народностями, населяющими их. Например, способ плетения «ндебеле» пришёл к нам из бисерных изделий африканских племён, а нагрудное украшение «гайтан» («гердан») носили в славянские народности (русские, украинцы, беларусы). Изучают элементы народного костюма своего родного края.
На занятиях по бисероплетению для стабилизации нервно-психологических процессов, для повышения сосредоточенности и внимания, для активизации творческой деятельности, для создания психологического настроя используется музыкальный фон. При этом дети слушают как классическую, так и современную музыку. Для расширения кругозора воспитанников педагог сообщает автора звучащего произведения или опирается на знания детей, полученные на уроках музыки в школе.
В программе «Бисероплетение» большое внимание уде-ляется валеологическому аспекту, что способствует сохранению здоровья воспитанников. Для профилактики утомления применяются физкультминутки и игровые моменты, которые повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают нервно-психическое и мышечное напряжение. Для проведения физкультурных минуток используются упражнения из программы по физической культуре, которые помогают снять усталость у детей, поднять им настроение.
На занятиях по бисероплетению регулярно проводятся упражнения для снятия утомления глаз, что особенно важно для сохранения зрения у детей, так как зрительный анализатор способствует познанию и личностному росту, установлению комфортных отношений с окружающими и с самим собой.
В подготовке презентаций к занятиям педагог использует отрывки литературных произведений, соответствующие теме. Подготавливая аннотацию к своей работе, для участия в выставках и конкурсах воспитанники пишут стихи и мини-сочинения. Т.е. прослеживается связь курса с литературным чтением .
Так повелось, что большинство учащихся не осознают необходимости изучения общеобразовательных дисциплин, а межпредметная связь на занятиях бисероплетением повышает качество знаний учащихся; повышает и развивает интерес учащихся к школьным предметам; расширяет кругозор учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала; приобщает ребят к научно – исследовательской деятельности, способствует развитию творческих возможностей учащихся.
Таким образом, использование межпредметных связей стимулирует научно-поисковую, творческую деятельность, как учащихся, так и преподавателя, а также способствует гармоничному развитию личности учащихся и педагога.
Материально — техническое обеспечение программы
Помещение для проведения занятий должно быть оснащено доской, партами, стульями, иметь достаточное освещение.
Каждому учащемуся необходимо иметь индивидуальные наборы для работы:
— бисер разных цветов и размеров;
— контейнер для хранения бисера;
Источник: nsportal.ru
Бисер. Урок 1. Материалы
Уроки бисероплетения для самых-самых начинающих и для детей с простыми схемами и пошаговыми фото. Урок 1. Материалы и организация рабочего места.
С этой статьи начинается серия подробных уроков по бисероплетению с пошаговыми фотографиями для начинающих. Если Вы давно хотели научиться делать поделки из бисера, но не знали, с чего начать, присоединяйтесь, будем учиться!
Начнем с того, что рассмотрим, какие материалы нужны для работы с бисером.
1. Проволока, леска, капроновая, лавсановая армированная нить или мононить, иглы
Что из перечисленного понадобится, зависит от вида работы.
Для вышивки и простых украшений (браслетов, цепочек) понадобится капроновая, но лучше армированная или лавсановая нить или мононить и специальная очень тонкая иголка. Наборы игл для бисера продают в отделах товаров для рукоделия. Иглы для бисера бывают № 10, 12, 13, 15. Чаще всего применяются иглы №12.
У этих игл одинаковая толщина самой иглы и ее ушка, что очень удобно при работе с бисером. Размер иглы должен соответствовать величине отверстия в бисеринках.
Украшения обычно плетут на леске, капроновой, армированной, лавсановой нити или мононити. Также на леске плетут объемные брелочки для ключей или мобильного телефона, потому что брелочки из проволоки при активном использовании могут выглядеть помятыми.
Плоские и объемные сувениры (различные фигурки, зверюшек, цветы, деревья) плетут на проволоке. С ней легко работать, а готовому изделию легко придать нужную форму. При плетении плоских брелочков тоже используется проволока, а не леска, потому что ряды, сплетенные на леске, складываются гармошкой, изменяя вид изделия.
Проволока продается в отделах для рукоделия (еще ее можно купить в интернет-магазинах) и бывает различной толщины. Для крупного бисера и проволока должна быть толще и жестче, чтобы выдержать его вес.
Сейчас продается очень красивая разноцветная проволока на катушках по 5, 10 и 50 метров толщиной:
- 1,5 мм (используется для стеблей цветов и стволов деревьев из бисера, но можно скрутить для этого несколько кусков более тонкой проволоки),
- 0,4 мм (для изделий из крупного бисера и бусин),
- 0,3 мм (для изделий из обычного бисера).
Качество проволоки тоже бывает разным. Проволока из сплава на основе железа жесткая, менее эластичная, но лучше сохраняет форму (проверить можно с помощью магнита — она к нему притянется). Проволока на основе цветных металлов — мягкая, эластичная, блестящая, не магнитится.
На самом деле только кажется, что это все сложно. Когда я начинала заниматься бисероплетением, специальную проволоку для этого у нас еще не продавали. Я попросила тонкую проволоку у папы, и он мне отдал несколько катушек с медной проволокой (от магнето или трансформатора). Изделиям на этой проволоке уже много лет, и они до сих пор как новые. Леску я тоже брала у папы обычную рыболовную.
2. Ножницы
Ножницы нужны для того, чтобы отрезать нитки, леску или проволоку. Лучше выделить для этого специальные небольшие ножнички.
3. Бисер
Выбор бисера и его качества очень важен! Чтобы не обнаружить через некоторое время, что изделие, на которое было потрачено столько труда и времени, потеряло цвет, облезло или почернело. Или что оно получилось кривым, перекошенным — это отобьет желание заниматься бисероплетением.
Лучший бисер – калиброванный, т.е. тот, у которого бисеринки по размерам и форме почти не отличаются друг от друга. Окраска должна быть устойчивой.
Если есть сомнения в качестве окраски бисера, проверьте его. Намочите несколько бисеринок в воде со стиральным порошком или другим моющим средством. Положите сохнуть на белую ткань. Если на ней появились цветные пятна, окраска неустойчива, расшивать таким бисером одежду не стоит, делать из нее украшения — тоже.
Выбирая бисер, хорошо рассмотрите упаковку. Желательно, чтобы все бисеринки в ней были одинаковыми по высоте и по ширине. Или хотя бы одинаковых было больше, чем слишком тонких, слишком толстых, больших или маленьких.
Потом, в работе, особенно при вышивке, а также в техниках «полотно», параллельного (встречного), мозаичного (кирпичного) плетения, желательно выбирать из упаковки одинаковые бисеринки, чтобы работа получилась красивой, ровной и аккуратной.
В коралловом плетении или низании дугами (его еще называют круговым или французским плетением) разная толщина бисера не так важна и заметна.
Самым лучшим считается чешский или японский бисер.
Виды бисера:
- обычный круглый бисер;
- рубленный бисер ( «рубка» ). Он имеет цилиндрическую форму, а от круглого отличается тем, что края у него не обработаны, т.е. не закруглённые. Часто бывает граненным;
- стеклярус. Имеет форму трубочки.
Способы окраски и обработки бисера:
Сразу прошу прощения за качество фотографий, бисер трудно фотографировать, освещение должно быть идеальным, а у нас всю неделю дождливо и пасмурно (я пообещала начать эту тему на этой неделе). И под электрическим освещением весь бисер блестит почти одинаково 🙁
Прозрачный цветной бисер . Смотрится легким, изящным, но в поделках становится незаметным, теряется, если рядом с ним непрозрачный бисер.
Прозрачный бисер с окрашенными отверстиями . Смотрится ярко, красочно, но окраска часто бывает неоднородной. А изделия из него нежелательно переделывать или замачивать в моющих средствах, т.к. из-за этого стирается краска и бисер теряет цвет, становится прозрачным. Некоторые цвета со временем могут выгорать под воздействием солнечного света.
Прозрачный цветной бисер с блестящим покрытием . Бисер, как будто покрытый лаком.
Прозрачный цветной бисер с посеребренными отверстиями (бисер с серебряной линией) . Отверстия в таком бисере бывают круглой или квадратной (для лучшего преломления света и более яркого блеска) формы. Это необыкновенно красивый бисер — блестящий, искрящийся. Однако трение изнутри или воздействие моющих средств может уничтожить серебряное покрытие. А со временем оно чернеет на воздухе. Можно использовать для картин, находящихся под стеклом (по моему опыту, в картине под стеклом этот бисер сохранил яркий блеск, картине больше 10 лет, а необыкновенно красивые вначале браслеты, цветы и другие поделки из него так почернели, что их пришлось выбросить).
Прозрачный цветной бисер с переливающимся радужным (бензиновым) покрытием . Очень красивый блестящий бисер с ярким сверкающим эффектом. Красиво смотрится в украшениях.
Прозрачный бисер с окрашенными отверстиями и с радужным покрытием .
Прозрачный бисер с матовым покрытием . Имеет характерный шуршащий звук.
Непрозрачный бисер . Натуральный матовый цвет без блеска. В изделии выделяется, смотрится гораздо заметнее, чем прозрачные виды бисера, но не так заметно, как бисер с посеребренными отверстиями.
Непрозрачный бисер с блестящим покрытием . Бисер, как будто покрытый лаком.
Непрозрачный бисер с переливающимся радужным (бензиновым) покрытием . Очень красивый блестящий бисер, как и прозрачный бисер с аналогичным напылением.
Сатиновый бисер . Такой обычно бывает рубка. Поверхность как будто состоит из продольных волокон, а бисер красиво отражает свет, как будто горит и светится изнутри. Еще его называют «соломкой».
Другие виды бисера: окрашенный под металлическую поверхность, с тончайшим золотым, серебряным или платиновым покрытием, с гальванизированным покрытием и т.д.
Размеры и номера бисера
Размер определяется по количеству бисеринок, которые помещаются в одном дюйме. Чем меньше номер, тем меньше бисеринок поместятся на этом отрезке и тем больше размер каждой. И наоборот. Причем располагать их нужно не нанизывая на нитку, а укладывая дырочками вверх, т.к. учитывается внешний диаметр бисера, а не его толщина.
Т.е. размер 6/0 означает, что в дюйме (1 дюйм равен 2,54 см) помещается 6 бисеринок. Это крупные бисерины, почти бусинки. Их диаметр около 4 мм. А бисеринок размера 15/0 поместится 15 штук в дюйме. Это маленький бисер.
Но бывает и еще меньше — микробисер, это бисер с номерами 16-22.
Размеры бисера разных производителей могут отличаться.
4. Организация рабочего места
Освещение при работе с бисером должно быть очень хорошим! Сидеть нужно удобно, чтобы не уставала спина и не затекала шея, а работа шла легче и быстрее.
Детям (да и взрослым это не помешает) почаще делать перерывы в работе, чтобы не испортить зрение. В перерывах делать гимнастику для глаз или хотя бы часто-часто поморгать, легко, как будто бабочка машет крылышками (это расслабляет глазные мышцы, увлажняет глаза).
Чтобы бисер не скатывался и не падал при работе с ним, удобно использовать несложное приспособление: на дно коробки от конфет постелить бархатную или другую ворсистую ткань, а бисер нужных цветов высыпать в эту коробку отдельными небольшими кучками по мере необходимости.
______________
Для первой работы желательно выбрать несложную плоскую фигурку, которую можно будет использовать в качестве брелочка, брошки, магнита на холодильник или просто сувенира.
В следующий раз мы с Вами сделаем такую фигурку, а заодно познакомимся с техникой петельного плетения, которая чаще всего применяется для плетения самых простых поделок. А пока приготовьте для этого все необходимое.
Если возникли какие-то вопросы, не стесняйтесь, задавайте их в комментариях.
5. Ссылки на уроки по бисероплетению для начинающих
Предлагаю посмотреть следующие уроки бисероплетения для самых-самых начинающих:
- Урок 2. Техника петельного плетения
- Урок 3. Петельное плетение. Очень простая бабочка
- Урок 4. Цепочка «Крестик». Браслет из бусин одинарный
или другие статьи по бисероплетению со схемами.
Всего доброго! Буду рада Вашим комментариям!
Размещение материалов сайта (изображений и текста) на других ресурсах без письменного разрешения автора запрещено и преследуется по закону.
Источник: moreidey.ru
Как научиться плести бисером обучалка
Бисероплетение с каждым днём набирает всё большую популярность. Вопросом, как из маленьких бусинок создаются настоящие шедевры, задаются женщины (и даже мужчины) всех возрастов, что и неудивительно.
Работа с бисером позволяет не только раскрыть творческий потенциал человека — процесс собственноручного создания поделок и украшений успокаивает нервы, помогает сконцентрироваться, скоротать при необходимости время. К тому же качественные и привлекательные изделия всегда можно выставить на продажу или использовать в роли подарочных сувениров. Хотите примкнуть к числу фанатов бисероплетения? Нам с вами по пути!
Бисероплетение: руководство для начинающих
Чтобы освоиться в этом процессе, недостаточно просто приобрести готовый набор для вышивки или создания поделки. Лучше всего начинать с малого, самостоятельно подбирая расходники для небольших работ.
Нюансы выбора бисера
Помните, что для поделок могут понадобиться разные сорта, цвета, размеры и формы. Главное правило — материал должен быть качественным. Поэтому даже дремучим новичкам лучше сразу начинать знакомство с бисероплетением, выбирая продукцию Чехии или Японии. Они считаются самыми лучшими на рынке.
Что до видового разнообразия, то по форме бисер может быть:
- круглым;
- шестигранным;
- цилиндрическим;
- рубленным;
- длинным.
В зависимости от материала изготовления различают стеклянные, керамические и пластиковые виды. Самым прочным считается первый. Последняя разновидность обычно представлена в больших размерах и подходит для создания недорогой бижутерии.
Какие нужны инструменты?
Помимо главного расходника, невозможно представить процесс работы без:
- Иглы. Её размер должен подходить под диаметр бисеринок. Чем больше её номер, тем она тоньше. Лучше всего покупать те иглы, которые были выполнены из английской или индийской стали: они считаются самыми прочными.
- Леска, нить, проволока. Выступают в качестве основы. Первые два материалы подходят для гибких изделий, второй же помогает придать устойчивости.
Помимо этого, обязательно нужно купить швейные ножницы, пинцет, круглогубцы для штифтов. Базовый набор фурнитуры будет зависеть от типа изделий, над которыми вы захотите работать. Так, для серёжек понадобятся крючки, для браслетов — застёжки и так далее.
Виды техник плетения
Начинающим мастерицам необходимо досконально изучить основные техники. С их помощью можно создавать не только простые, но и самые сложные композиции и изделия.
-
Мозаичное. Считается основным видом. Подходит для жгутов, вышивки, браслетов.
Схемы и как ими пользоваться
Даже самое простое кольцо или браслет, не говоря уже о более изощрённых вариантах, невозможно сделать, если не использовать схему. Они и были разработаны для того, чтобы рукодельницы могли подобрать правильно количество материалов и ничего не напутали с последовательностью.
Бывают ли проблемы в процессы плетения по схемам? Конечно, и чаще всего это:
- отсутствие нумерации в рядах;
- невозможность отследить направление нити;
- нечёткое изображение;
- нет начала и конца.
Научиться работать со схемами без освоения базовых техник плетения невозможно. Поэтому нужна практика, которая научит читать любые наглядные руководства.
Совет! Лучше всего использовать те схемы, на которых чётко отслеживается направление лески, хорошо просматривается шифровка цветов и оттенков, наглядно изображена сборка деталей.
Разобравшись во всех тонкостях и нюансах, можете смело приступать к творческому процессу. Возможно, что-то подходящее сможете найти из предложенных нами ранее мастер-классов.
Источник: tkaner.com