Алмаз известен человеку с давних времён, но его необычайная прочность долгое время являлась причиной того, что человек никак не мог придумать подходящий способ для его огранки. На протяжении многих веков то, что называлось огранкой алмаза, на самом деле являлось шлифовкой природных граней камня. Впервые шлифовку граней при помощи металлических дисков и алмазного порошка, согласно некоторым источникам, стали применять в Индии. Мастера-гранильщики в попытке скрыть и замаскировать «врождённые» пороки и дефекты камня могли покрывать поверхность новыми хаотичными гранями. Но о создании симметрии при ювелирной обработке тогда и речи не шло, и ещё не было известно, как может украсить игру света в камне правильная огранка.
Простые и правильные формы огранки алмаза были открыты и стали применяться только в 16 веке. Первоначально это были алмазный наконечник и алмазная таблица, довольно простые в создании. Позже появилась более сложная огранка, так называемая огранка розой.
Алмаз, огранённый розой, выглядит как полусфера с симметрично расположенными 24-мя треугольными гранями, база полусферы остаётся плоской. Легенды приписывают изобретение огранки кардиналу Мазарини лично, но эта версия не очень правдоподобна. Более вероятно то, что изобрели огранку розой в Индии, а в Европу она попала через странствующих венецианских торговцев, и случилось это в 16 веке.
«Посторонним вход разрешен» — Огранка изумрудов
Сейчас розой гранят только очень маленькие алмазы. Есть и несколько разновидностей этой огранки: голландская роза, двойная голландская, полуголландская, антверпенская розы и др. Очертания у камней в таких огранках схожи, но отличается расположение граней и высота, на которую камень поднимается от базы. Если исходный алмаз несимметричен и имеет вытянутую форму, то его могли обработать огранкой бриолет. Огранка бриолет подразумевает каплевидную форму камня и треугольные грани по поверхности.
Но одна из самых известных огранок, на основе которой создано множество производных способов обработки камней, является бриллиантовая огранка. Предполагается, что она была изобретена в 17 веке Виченцо Перуцци, венецианским гранильщиком, но это предположение может подвергаться сомнению. Судя по всему, бриллиантовая огранка возникла из более раннего способа огранки таблицей в результате экспериментов со спиливанием углов. Скорее всего, изобретение было связано с долгим путём пытливых поисков и ошибок гранильщиков, которые старались выяснить, какие именно пропорции помогут добиться максимального эффекта.
Бриллиантовая огранка, выполненная с соблюдением нужных пропорций и порядка в расположении граней, заставляет камень играть. Лучи света, попадая в бриллиант, многократно преломляются, создавая радужный эффект. Бриллиантовая огранка так подошла к алмазам, что стала для этих камней классической и даже дала им название «бриллиантов».
#СекретыЮвелира Нанесение алмазной грани . Наглядно.
Правильно огранённому бриллианту присущи высокая дисперсия (называемая обычно игрой света), значительное преломление света, кроме того, высоко ценятся алмазы, не имеющие собственной внутренней окраски. Недостатком бриллиантовой огранки является то, что в её результате уменьшаются вес и объём камня. Для преодоления этого недостатка на основе бриллиантовой огранки были созданы видоизменённые формы: «старый американский бриллиант», английский бриллиант и др. Кроме того, появились и вариации огранки, предназначенные для несимметричных камней: огранка «маркиза», «панделок» (она же каплевидная огранка).
Также читайте об алмазе:
- Знаменитые алмазы
- Какому знаку зодиака подходит алмаз
Источник: nicegem.ru
Бриллиант старинной Европейской огранки: все, что вам нужно знать
Старая европейская огранка, также известная как Европейская огранка (Old European cut), круглая старая шахта или старый евро, — это огранка алмазов, которая была очень популярна до начала двадцатого века. Это был стандартный круглый бриллиант огранки того времени. Старые европейские бриллианты огранки были изготовлены вручную в 1890-1930-х гг. округлые бриллианты, которые были огранены до 1890 г., называются old mine cuts (OMC). На самом деле, старая европейская огранка является прямым предшественником современной круглой бриллиантовой огранки. Бриллианты старой европейской огранки (OEC) использовались почти во всех кольцах, изготовленных в начале 1900-х гг. большинство старинных ювелирных изделий той эпохи включали бриллианты OEC, старые шахтные бриллианты, розовые бриллианты и одиночные бриллианты.
От алмаза до бриллианта. Об истории огранки.
Люди научились обрабатывать самоцветы не одну тысячу лет назад, но богатейшая история самого удивительного драгоценного камня на Земле — алмаза, началась сравнительно поздно. Главная причина тому — его необычайная твердость. До начала XV века гранить алмазы не удавалось.
Всё, что могли делать с несокрушимым камнем мастера, жившие более шестисот лет тому назад, так это только шлифовать природные грани его кристаллов. Для этого один алмаз просто терли о другой. Но существовал и другой метод, который первыми начали применять индийские ювелиры. Кристалл алмаза прочен, но не бесконечно.
С помощью молота и наковальни получали алмазный порошок, затем наносили его на вращающийся металлический диск. Таким образом, с помощью мельчайших алмазных осколков шлифовались крупные кристаллы.
Отшлифованные этим способом камни носили название: «алмазные наконечники» или «остроконечные». В наши дни украшения с такими алмазами очень редки. Их можно увидеть, разве что, в музеях. Некоторые историки предполагают, что древние индийские ювелиры умели подпиливать алмазы, но не делали этого из-за существовавшего в те времена табу на изменение октаэдрической формы кристалла, считавшейся в Индии священной.
Во второй половине XIV века европейские ювелиры начали делать «камни с площадкой». После того, как вершина кристалла спиливалась, получалась плоская площадка. Она присутствует и у многих алмазов, обработанных в наше время. Часть ограненного камня, расположенную выше его пояска (рундиста), специалисты называют коронкой. Внешне она похожа на усеченную пирамиду.
В XV веке стали подпиливать и нижнюю часть кристалла. Образующаяся при этом плоскость получила название калетта. Следующим этапом в становлении искусства огранки стало подпиливание верхушек боковых граней. Наверное, научившись спиливать оконечности самых твердых кристаллов, средневековые ювелиры помогли природным алмазам сделать первый шаг на пути превращения в сверкающие бриллианты. Ведь именно площадка отражает максимум лучей, создающих характерную для алмаза игру света.
В истории сохранилось имя ювелира, который начал создавать на алмазе новые грани (фасеты). Им был фламандский ювелир Лодевик ван Беркем. В 1465 году он впервые придал алмазу форму фасетчатой капли. Так обработаны многие знаменитые бриллианты, например — «Санси». Сейчас такую огранку называют панделок (pandeloque).
Правда в наши дни её чаще всего используют в обработке самых мелких алмазов.
В XVI веке итальянский ювелир Джованни Карниоле начал гранить алмазы «розой». Так называется старинная огранка драгоценных камней с симметричными гранями без площадки наверху и подпиленной нижней части. В зависимости от количества и формы граней, различают «антверпенскую», «голландскую», «двойную голландскую» и другие рановидности «розы». Такие названия объясняются тем, что в те времена самые искусные гранильщики жили в Антверпене.
Позднее, в начале XVIII века центр европейского гранильного мастерства уже находился в Амстердаме — городе, в котором по сей день сохраняются старинные традиции ювелирного искусства. Здесь работает магазин-мастерская под названием «Амстердамский музей бриллиантов». Наверное, это единственное место в мире, где любой желающий может воочию увидеть, как современные мастера гранят алмазы.
Считается, что следующий шаг в огранке бриллиантов предложил сделать кардинал Мазарини (1602-1661). Этот персонаж фигурирует в романах А.Дюма, только в отличии от неразлучных мушкетеров, он — фигура историческая. Мазарини, став кардиналом в 1636 году, имел заметное влияние на юного Людовика XIV, а в 1642 сделался первым министром Франции. По слухам, он был любовником Анны Австрийской.
Будучи личностью неординарной, Мазарини проявлял свои таланты в самых различных областях. Так, благодаря его поддержке была создана Королевская академия живописи и скульптуры, а бриллианты, обработанные «по Мазарини», сверкали своими 34 гранями.
Во второй половине XVII века, венецианским ювелиром Виченцо Перуцци была разработана ещё более сложная система огранки алмазов. Она давала 24 на нижней стороне и 33 на верхней — всего 57 граней. Форма бриллианта, обработанного «по Перуцци» была округлой. Позднее такая огранка получила название — бриллиантовая (brilliant cut). При такой обработке входящий в камень пучок света целиком дважды отражался от внутренних граней с противоположных сторон алмаза и выходил наверх.
Этот световой поток и создавал эффект вспышки, которым так славятся ограненные алмазы. Специалисты называют эту игру, отраженного камнем света, бриллианцией. Она характерна не только для бриллиантов, но и для некоторых других ограненных драгоценных камней, обладающих сильной дисперсией. Это разложение света на спектральные цветные составляющие и является основой «игры» алмаза или другого драгоценного камня. Фактически бриллиант является сложной призмой, разлагающей пучок белого света на цветные лучи.
В XX веке были разработаны огранки, дающие гораздо большее количество фасет, чем бриллиантовая. Например, для огранки «магна» характерны 102 грани, а для «принцесс» — 146 граней.
Ещё в XVIII веке специалистами не раз предпринимались попытки математически рассчитать и обосновать пропорции огранки, дающие максимальное увеличение «игры» и бриллианции камня. В 1919 году эти рассчеты завершил и опубликовал в своей книге «Diamond Dezign» двадцатилетний математик Марсель Толковский.
Он родился в семье профессиональных ювелиров. Основательно изучив оптику и получив техническое инженерное образование, Марсель подошел к проблемам огранки с позиции науки. Проанализоровав путь лучей внутри бриллианта, он сделал, в частности, следующий вывод: «Для полного отражения луча от второй грани, угол её наклона должен быть не более 43 градусов и 43 минут к горизонтальной плоскости».
В наше время алмазы с углами и пропорциями, рассчитанными в начале прошлого века молодым математиком, носят название — бриллианты Толковского (Tolkowsky diamonds). Именно эти камни обладают способностью максимально отражать свет. Но поскольку при огранке ювелирами учитывается естественная форма созданного природой алмаза, огранить все бриллианты «по Толковскому» невозможно.
Характеристики бриллианта старой европейской огранки
До середины 1900-х годов алмазы ограняли и измеряли вручную. Алмазные резцы использовали только свои глаза, чтобы измерить точность огранки. Они ограняли и полировали бриллианты, чтобы они максимально сверкали при свечах. В то же время они следовали контуру грубого материала, чтобы свести к минимуму отходы.
Ниже приведены наиболее отличительные характеристики старых европейских бриллиантов огранки: Шип: OEC diamonds имеют большой открытый шип. Количество граней: алмазы OEC имеют 58 граней – столько же, сколько имеет современная круглая бриллиантовая огранка. Симметрия: как правило, старые европейские бриллианты не очень симметричны. Если вы присмотритесь к таким камням поближе, то увидите, что их грани не имеют такой формы и огранки, как у современных бриллиантов. Причина этого заключается в том, что технология огранки, используемая для придания формы алмазам OEC, не была так развита, как сегодня.
Старая Европейская огранка против Современной круглой бриллиантов огранки
Старая европейская огранка и современная круглая бриллиантовая огранка имеют некоторые общие черты, которые делают их похожими. Например, оба имеют круглую форму и 58 граней. Однако эти два разреза имеют заметные различия, которые помогают различать их: Размер площадки: алмазы OEC имеют меньшую площадку по сравнению с круглыми бриллиантами.
Это особенно заметно при сравнении камней одинакового размера. Высота короны: бриллианты OEC имеют более высокую коронку по сравнению с круглыми бриллиантами того же веса карата. Глубина павильона: алмазы OEC, как правило, имеют большую высоту короны, что означает, что они имеют более глубокий павильон, чем аналогичные по размеру круглые бриллианты бриллиантовой огранки.Старая европейская огранка и современная круглая бриллиантовая огранка имеют некоторые общие черты, которые делают их похожими. Например, оба имеют круглую форму и 58 граней.
Зачем огранять камни
Огранка камней для изделий — это сложный технический процесс. Он необходим для того, чтобы придать камню нужную форму, раскрыть его внутренние богатства, блеск и цвет.
Следуя информации о типе, размере, твердости и чистоте минерала, профессионалы наносят на его поверхность геометрически правильные грани. таким образом они создают из грубых и не необработанных камней превосходные образцы.
За несколько веков мастера накопили огромный опыт, появилось много видов и формы огранки: фантазийная или классическая. Каждый отдельный способ придает особую уникальность и изюминку.
Красивая огранка – это не только правильная форма камня. Это идеально выверенные грани и углы. Они позволяют наибольшему количеству света проникать в центр камня и играть в его гранях. Высококлассный вид ювелирной огранки раскрывает красоту и цвет камня во всех его проявлениях.
Терминология:
- Рундист – разделительная линия верхней и нижней части камня. Здесь закрепляется оправа.
- Корона – верхняя часть камня.
- Павильон – нижняя часть камня.
- Калетта – нижняя точка камня.
- Площадка – самая большая плоская грань сверху.
- Размер площадки — характеристика ширины этой грани.
Важно понимать, что форма камня и его огранка – это разные вещи. Форма — это геометрический контур камня — круг, прямоугольник, квадрат, ромб, овал и т.д. А виды огранок камней в ювелирных изделиях, определяют число и расположение граней. У кристаллов одинаковой формы может быть разная огранка.
Источник: vije.ru
Как называется алмазная огранка
Огранка – это процесс придания формы алмазу, способный подчеркнуть его благородный цвет и убрать природные дефекты, придать свечение драгоценному камню.
Вот некоторые из видов огранки:
КР57 (круглая)
Бриллианты с круглой огранкой получили самое широкое распространение. Ювелиры считают, что такая форма камня дает наиболее выигрышный свет. Камень буквально очаровывает своим великолепием.
При выполнении круглой огранки мастера проделывают серьезную работу, образуется большое количество отходов. Потому стоимость таких камней оказывается выше. Эксперты утверждают, что такая огранка позволяет лучше раскрыть свойства камня, показать его красоту и блеск. Вариант с камнем, имеющим 57 граней, считается правильной огранкой. Для малых камней используется вариант с 17 гранями.
Большие камни обрабатываются, чтобы получить 74 и 86 граней. Это гранение считается королевским. Вариант со 102 гранями считается бриллиантом с величественной огранкой. Ювелиры делают 17 или 57 граней и для обрамления более крупных алмазов.