Как называется фигурка на капоте автомобиля

Для чего создавали фигурки на капотах автомобилей. Маскотами называют талисманы, в случае с автомобильным миром — это фигурки, которые размещают на капотах. Какие-то из них несут за собой некий символизм, другие напоминают о людях или событиях, а некоторые фигурки представляют собой объёмные логотипы и рекламные образы автопроизводителей. Фигурки на радиаторах размещают не только ради красоты, моды, узнаваемости и мифической защиты от чего-либо, иногда они выполняют полезные функции. Однако статуэтки могут быть настолько искусно выполненными, что становятся объектом коллекционирования.

Руслан Шамуков

Одной из первых и самой популярной скульптурой стал «Дух экстаза» Rolls-Royce. «Крылатая» девушка появилась на автомобилях марки в 1911 году. На протяжении многих лет фигурку называли то Серебряной, то Летающей леди, а также она носила имя Элеонора — так звали женщину, которая позировала для оригинальной скульптуры. Талисман Rolls-Royce ассоциируется с грацией, элегантностью и богатством.

САМЫЙ ОПАСНЫЙ АВТОМОБИЛЬ В МИРЕ! ЭТО НУЖНО ВИДЕТЬ! ЭТО НЕ БЕЗОПАСНАЯ МАШИНА!

Массовая мода на амулеты, расположенные на крышке радиатора, пришлась на 20-е гг. В начале 1920-х гг. автомобильные журналы писали о том, что люди недовольны современным дизайном автомобилей — машины разных марок выглядят абсолютно одинаково, и ничего их не различает, кроме небольших логотипов. Журналисты сравнивали появление автомобильных маскотов ради индивидуализации транспорта со старыми временами, когда люди ещё ездили на каретах. Извозчики и кучеры вставляли в одну из ламп цветок, чтобы один экипаж можно было отличить от других.

К концу 1920-х гг. можно было приобрести практически любую фигурку для капота — животных, космических персонажей, изображения богов и прочее. К 1930-м годам создавались отдельные каталоги с автомобильными маскотами, это стало модным аксессуаром и превратилось в гонку за самый смелый, красивый и необычный дизайн, который выделял бы автомобиль среди остальных. В каталоге Brown Brothers 1912 года предлагалось 26 дизайнов различных амулетов стоимостью от 7 до 52 шиллингов. В 30-х гг. компания S. Smith https://quto.ru/journal/articles/kakimi-byli-avtomobilnye-maskoty-v-nachale-proshlogo-veka.htm» target=»_blank»]quto.ru[/mask_link]

Что такое маскот?

В начале эпохи автомобилизма в моду вошли украшения, которые называли маскотами — от французского слова mascotte, что означает «талисман». Маскоты были маленькими красивыми фигурками для украшения передней части капота. Поэтому по-английски их называли: «Hood Ornament».

Читайте также:
Как удобней мыть золото как выглядит кварц

В начале истории автомобилей в передней части капота торчала массивная крышка радиатора, которая сама просилась, чтобы её украсили чем-нибудь. Потом конструкторы заправили радиатор под капот полностью. Но свято место не бывает пусто. И вот на передок капота стали закреплять украшения-маскоты.

Обычно их изготавливали из нержавеющей стали, хромировали и полировали. Получалось ярко, привлекательно, современно.

Фигурки-маскоты чаще всего никак не коррелировали с официальным логотипом фирмы. Разве что на автомобилях «Понтиак» маскотом часто была голова индейца, ведь сам реальный Понтиак был вождём индейцев, и совсем не мирных.

Роллс Ройс история создания эмблемы

А маскотом автомобилей фирмы «ДеСото» была голова конкистадора, каковым и являлся Эрнандо де Сото (1498−1542). На капотах «Линкольнов», «Бьюиков», «Крайслеров» поселился целый зверинец: быстрые волки, ягуары, лебеди, орлы, пеликаны. Кроме зверушек автомобили украшали символы скорости: крылья, самолёты и ракеты, а также боги и богини.

Иногда фирменные скульпторы вдохновлялись могучими мужскими и элегантными женскими фигурами. Самый известный маскот, который до сих пор красуется на капоте «Роллс-Ройса», тоже является женской фигуркой и называется «Духом экстаза».

  1. Во-первых, мода быстротечна, и в конце 1950-х годов покупателям перестали нравиться блямбы на капоте.
  2. Во-вторых, скорости автомобилей драматически выросли, и выдающиеся вперёд колюще-режущие украшения стали при столкновении наносить серьёзные повреждения пешеходам.
  3. Наконец, красивенькие игрушечки привлекали внимание лихих людей, которые пытались их снять на стоянке в отсутствие хозяина. Чаще всего для того, чтобы вернуть назад за скромную плату. Ведь маскоты не считались запасными частями и в магазинах не продавались.

Да что мы всё про заграницу! А были ли маскоты в Советском Союзе? Исторический факт: были. Это факт несомненный, как и тот, что советский автопром реально существовал, хотя многим сейчас в это не верится. И мало того — советские автозаводы выпускали-таки автомобили.

Эти машины, правда, в большинстве своём копировали те или иные зарубежные образцы, что программировало запаздывание на десяток лет во всём. Даже в таких мелочах, как маскоты. На трудягах ГАЗах и ЗИСах буржуазных излишеств не полагалось. А вот на правительственном лимузине ЗИС-110 скромный маскот уже имелся. Им стало красное знамя, которое потом, немного изменив, поместили и на капот ГАЗ-12 (ЗИМ), и на капот «Москвича-407».

Читайте также:
Бассейн в жемчуге работает

После войны, когда на Западе мода на маскоты стала уходить, они появились в СССР. Первым в 1945 году украсил свои автомобили фигуркой могучего медведя Ярославский автозавод. Этот завод выпускал большегрузные грузовики «ЯАЗ-200». Медведь подходил для маскота этих машин по двум причинам. Во-первых, как символ силы, а во-вторых, как животное, изображённое на гербе Ярославля, где он стоит и держит на плече секиру.

Первоначально в таком стоячем положении его и хотели изобразить на статуэтке, но получалось плохо. Тогда за дело взялся один из первых советских автомобильных дизайнеров Юрий Аронович Долматовский. Он поставил медведя на четыре лапы, закрыл ему пасть и упростил очертания маскота, чтобы сделать его производство более простым. В таком виде медведь всем понравился. Водители ЯАЗов гордились: маскоты были только на их машинах.

Но с 1951 года тяжёлые грузовики по чертежам, переданным из Ярославля, начали производить и в Минске. Новую машину назвали МАЗ-200, а вместо медведя на крышку капота поставили фигурку могучего зубра, которую разработал тот же . В конце 1950-х годов зубры перебрались на боковины капота, где «проживали» в виде выштамповки. Главной причиной отказа от маскотов было то, что красивых зубров элементарно крали.

ЯАЗы производили до 1956 года, а затем автомобильный завод перепрофилировали в мотостроительный. Производство же тяжёлых грузовиков перенесли в Кременчуг, где, естественно, никаких медведей на крышке капота уже не устанавливали.

А самый знаменитый советский маскот — это, конечно, скачущий олень с «Волги» ГАЗ-21. Автомобиль производили на Горьковском автомобильном заводе с 1956 по 1970 год, а олень скакал на крышке его капота до начала 1960-х годов. Скакал вполне заслуженно. Ведь олень изображался на гербе Нижнего Новгорода, который в 1932 году переименовали в Горький. Автором фигурки был сам дизайнер «Волги» ГАЗ-21 Леонид Еремеев.

Чужой олень в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», 1966 г.

Но потом оленя убрали. Для завода производство маскота — медленное, непроизводительное, фактически ручное — было невыгодно. А владельцы, думается, вздохнули с облегчением. Ведь красивого оленя им приходилось на ночь откручивать и уносить домой.

Читайте также:
Какую бижутерию одеть к золотому платью

Adler Trumpf кабриолет, 1939 г.

Как откручивали его, например, жулики Бывалый, Трус и Балбес в фильме «Кавказская пленница». Эти ребята точно знали, что на изящный маскотик всегда найдётся охотник. Кстати, откуда взялся олень на их автомобиле, довоенном немецком «Адлер Триумф Юниоре»? Конечно, спёрли.

Источник: www.shkolazhizni.ru

Как называется фигурка на капоте автомобиля

Украшение на капоте автомобиля «Де Сото» – фигурка конкистадора

Зубр на капоте МАЗа

Зубр на капоте МАЗа

Французское слово «mascotte» означает «талисман». Слово это происходит от прозвища колдуний во Франции, «masco». Слово это многозначно. Маскотами могли быть и прядь волос милого/милой, и фигура на носу корабля, и какая-нибудь смешная штучка, якобы приносящая удачу. Человек – существо глупое, верит в удачу и в то, что удачу можно приманить всяким колдовством.

Есть у этого слова и значение, имеющее отношение к автомобилям.

Эпоха автомобилей началась в конце 19-го века. Автомобили тогда были не столько средством передвижения, сколько роскошью. Поэтому конструкторы старались привлечь внимание покупателей не только мощностью двигателя или прочностью кузова, но и благородным внешним видом тоже. Очень скоро были придуманы красивенькие мелочи, придававшие экипажу своеобразие и неповторимость.

На первых автомобилях радиатор был отдельной и громоздкой деталью с обязательной массивной крышкой сверху, прикрывавшей отверстие для заливания воды. Эта крышка просто напрашивалась на украшение её чем-нибудь изящным. Её и украшали всякими затейливыми фигурками, отнюдь не дешёвыми.

Потом радиатор стал меньше, и конструкторы спрятали его под крышку капота. Однако свято место пусто не бывает, и украшениями-маскотами стали декорировать переднюю часть крышки капота. Поэтому английское название автомобильных маскотов – «Hood Ornament» («Украшение капота»). Чаще всего их делали из нержавеющей стали, хромировали и полировали. Работа ручная, на конвейер не поставишь.

Поэтому стоили эти украшения дороговато. Зато выглядели богато. Изготовление маскотов поручали специалистам, художникам или скульпторам. Те включали свою фантазию и на свет появлялись маленькие шедевры. Глаз не оторвёшь!

В первую очередь, среди маскотов были фигурки животных, которых хватило бы на целый зверинец. Быстрые ягуары, волки, орлы, лебеди, и даже пеликаны. На крышке радиатора роскошного автомобиля «Бугатти» встал на задние лапы слон, напоминая о крупных размерах этого автомобиля и о её могучем, гоночном, моторе.

Читайте также:
Какую сделать прическу на свадьбу

Маскот «Ford V8»

Маскот «Ford V8»

Куда же без могучих мужских и изящных женских фигурок? Маскотом «Понтиака» была голова индейца, как бы напоминая, что название автомобиля произошло от имени Понтиака, вождя индейцев-оттавов, который вёл длительную войну с белыми завоевателями-англичанами. На автомобилях американской компании «ДеСото» красовалась голова того самого конкистадора Эрнандо де Сото (1498 – 1542), в честь которого был назван не только автомобиль компании «Крайслер», но и округи Де-Сото и Эрнандо во Флориде. На «Бьюике 965» взлетала в воздух лёгкая гимнастка, а на «Форде V8» женская фигура лежала в довольно рискованной по нынешним толерантным временам позе, расставив ножки в форме буквы V. Cамая же известная женская фигурка, которая является маскотом, называется «Дух экстаза». Она до сих пор летит на капоте автомобилей «Роллс-Ройс».

Все другие маскоты покинули передки автомобилей по трём причинам. Во-первых, покупатели разлюбили блямбы на капоте где-то в конце 1950-х годов. Ничего не поделаешь, мода быстротечна. Во-вторых, при резко возросших скоростях автомобилей украшения на радиаторе стали причинить серьёзные повреждения пешеходам при столкновении.

И, в-третьих, всегда существовала немалая опасность, что какой-нибудь плохой человек, пока хозяина нет рядом с машиной, попытается снять блестящие игрушки. Для собственной коллекции (были такие коллекционеры) или же чтобы вернуть её хозяину за скромное вознаграждение. Ведь, как уже было сказано, маскоты делались вручную и потому не считались запасными частями, а значит купить их в магазине было невозможно.

Медведь на капоте

Медаедь на капоте ЯАЗа

Поскольку советский автопром отставал от мирового уровня этой индустрии как минимум лет на десять, маскоты на советских машинах появились позже и удержались на капотах сравнительно недолго. Советским грузовым автомобилям буржуазная роскошь не полагалась по определению. А вот на первом правительственном послевоенном автомобиле «ЗИС-110» (творчески скопированного с американского «Паккарда») скромный маскот в виде красного знамени с пятиконечной звездой имелся. Этот маскот, немного изменённый был размещён также на капотах машин ГАЗ-12 (ЗИМ) и «Москвич-407».

Читайте также:
Сколько в мире минералов

В 1945 году фигуркой медведя начал украшать свою продукцию Ярославский автозавод. Медведь был изображён на гербе Ярославля, и это сильное животное весьма подходило для украшения большегрузных грузовиков «ЯАЗ-200». Автором маскота был один из первых советских автомобильных дизайнеров Юрий Аронович Долматовский (брат поэта). Мишка получился красивый и всем понравился. Водители ЯАЗов были горды тем, что только на их машинах была такая игрушка.

В 1951 году в Минске на территории танкоремонтного завода, построенного здесь во время войны немцами, построили завод автомобильный. Здесь было решено производить большегрузные автомобили МАЗ-200 по чертежам, переданным из Ярославля. Символом нового производства стал могучий зубр из Беловежской пущи. Его фигурку тоже разработал Ю. А. Долматовский.

До конца 1950-х годов фигурки зубров украшали крышки капотов МАЗов, а потом их начали выштамповывать на боковинах. Это было более технологично, а значит, дешевле. Ну, и кроме того, зубров-маскотов элементарно воровали.

 Олень на «Волге»

Олень на «Волге»

В 1956 году ярославский автомобильный завод перепрофилировали в моторостроительный. А в далёком украинском городе Кременчуге построили завод КрАЗ, где начали производить тяжёлые грузовики. Но никакими медведями их, естественно, не украшали.

Самым знаменитым советским маскотом был, конечно, олень, украшавший крышку капота «Волги» ГАЗ-21. Эти машины среднего класса, о которых мечтали многие советские автомобилисты, производили с 1956 по 1970 год на автозаводе в городе Горьком, который до 1932 года назывался Нижним Новгородом. На гербе Нижнего был изображён олень, фигурку которого размещали на крышке капота до начала 1960-х годов. Автором фигурки был дизайнер автомобиля Леонид Еремеев.

Однако, в 1960-е годы фигурку убрали. Причины такой модернизации были всё те же. Маскот производился фактически вручную, что было для завода невыгодно.

Думается, что и владельцы не очень протестовали против удаления маскота. И здесь причина была очевидна. Им приходилось на ночь откручивать и уносить домой красивую фигурку.

Помните фильм «Кавказская пленница», в котором троица жуликов передвигалась на довоенном немецком автомобиле «Адлер Триумф Юниор», на крышке капота которого был закреплён олень с «Волги»? Где они достали такой сувенирчик? Конечно же, спёрли.

Источник: eponym.ru

Рейтинг
Загрузка ...