В теории цвета выделяют две школы (два подхода): мистическую (Гете и Иттен) и физическую (Ньютон, Манселл, Филд). Мистическая теория опирается на опыт художников и оперирует психологией зрительного восприятия, а также субъективными представлениями об эстетике цвета. Тогда как физики опираются на объективные (проверенные строго опытным путем) свойства цвета. В связи с этим различаются и основные термины этих теорий, однако в целом у них много общего и практически нет противоречий. Не следует отвергать какой-либо из этих подходов, поскольку оба имеют свои сильные стороны.
10 Вещей, Которые Могут Изменить Ваш Цвет Глаз
Оба подхода описывают цвет яркостью (или светлотой), насыщенностью и тоном.
Яркость можно рассматривать как положение цвета на шкале от черного до белого.
Яркость или иногда её называют «субъективная яркость» (brightness) — это уровень зрительного ощущения, в соответствии с которым некоторая область в поле зрения воспринимается как более или менее светлая. Стимулом этого ощущения служит интенсивность света, отраженного или излучаемого поверхностью. Взглянем на следующее изображение синих квадратов. Значения RGB синего поля и слева, и справа, одинаковы, это идентичные цвета. Но под действием симультанного контраста на желтом фоне он кажется более темным, чем на черном фоне, т.е. субъективная яркость синего на черном фоне выше, чем на желтом.
Светлота (lightness) — это относительная субъективная яркость (brightness) объекта, оцениваемая относительно яркости другого объекта, воспринимаемого как белый в данных условиях освещения. Светлоту можно воспринимать как положение цвета на шкале от белого до черного. То есть когда говорят «светлый» или «темный» цвет, это характеризуют именно светлоту цвета. Итак, светлота — это уровень зрительного ощущения яркости объекта относительно белого при том же освещении.
Чтобы разобраться в отличии субъективной яркости (brightness) от светлоты (lightness) приведу простую и, надеюсь, понятную формулу:
lightness = brightness / brightness(white)
Существуют цвета, не имеющие цветового тона: это черный, белый и вся шкала серых между ними. Эти цвета называются ахроматическими (от слова Chroma). Все остальные хроматическими.
Насыщенность с точки зрения художников в английском обозначается Chroma, что в некоторых источниках переводится как цветность. Однако, в теории цвета (в зарубежном варианте) под цветностью принято понимать отдельное понятие — Colorfulness.
Этот ТРЮК позволит ВАМ изменить ЦВЕТ ГЛАЗ (Оптическая Иллюзия)
Цветность (colorfulness) — это уровень зрительного ощущения, в соответствии с которым некоторая область воспринимается как более или менее красочная. Внутренний квадрат справа воспринимается более красочным, чем слева, хотя их значения RGB одинаковы.
Насыщенность (saturation) — это цветность (colorfulness), оцениваемая относительно собственной яркости. Стимулом этого ощущения служит интенсивность определённого участка спектра. Насыщенность коррелируется с физической величиной спектральная чистота (spectral purity).
Насыщенность (как chroma) — это уровень зрительного ощущения (colorfulness), оцениваемая относительно яркости белой области той же светлоты.
chroma = saturation / saturation(white)
Возьмем в Photoshop нижний слой зальем градиентом из всех цветов спектра. А верхний слой зальем градиентом от белого до черного. Изменим режим наложения верхнего слоя на Luminosity и получим распределение насыщенностей тонов в зависимости от их светлоты.
Это очень важный момент. Здесь видно, что желтый приобретает свой насыщенный цвет в светлых областях, тогда как синий становится насыщенным в темных. Ниже на графиках показаны зависимости насыщенности (chroma) от светлоты для основных тонов (желтый, зеленый, голубой, синий, пурпурный и красный).
Рассмотрим следующий пример. Имеется два ряда красных квадратов (у всех одинаковый красный тон — Hue). У всех квадратов насыщенность (Brightness) максимальная (и одинаковая). Отличаются только яркости (у верхнего 90%, у среднего 60%, у нижнего 30%). Легко заметить, что в левом ряду создается ощущение сохранения насыщенности, а справа нет (верхний квадрат более насыщенный, чем нижний).
Соответственно, верхний квадрат в правом ряду кажется ярче и насыщенней чем в левом, а нижний в правом темнее и менее насыщенней, чем в левом. На восприятие цвета влияет окружение, в котором находится объект.
Таким образом, светлота и хрома являются соответственно яркостью и насыщенностью, оцениваемыми относительно белой области при той же освещенности. Яркость в модели HSB, где B=Max(R,G,B), или value в модели HSV, где V=Max(R,G,B). Таким образом HSB и HSV идентичны, просто имеют разные обозначения. Светлота lightness используется в HSL, где L=(Max(R,G,B)+Min(R,G,B))/2. А также в модели Lab, где L вычисляется сложнее.
Хотя в сущности это все та же яркость, а никакая не светлота. Понятие хрома используется только художниками, и редкий фотограф знает о её существовании.
Часто насыщенность определяют как степень визуального отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического (серого) цвета. Здесь речь идет о насыщенности Chroma, а не Satuaration. Chroma, как и lightness, являются относительными величинами. Saturation и brightness являются абсолютными величинами.
Тон (hue) определяется характером распределения излучения в спектре видимого света. Именно тон мы имеем в виду, когда называем известные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый).
Специально для переводчиков и лингвистов: часто hue переводят как оттенок. Русское слово «оттенок» по смыслу своему, в зависимости от ситуации, является синонимом слов вариант или ньюанс. Оттенок возник от глагола оттенивать и использовался художниками для характеристики затемненных областей картин.
В «Словаре Академии Российской» глагол оттенивать — оттенить снабжен таким пояснением: «В живописи значит: делать, наводить тень темными красками». В дальнейшем оттенок стал использоваться для характеристики градаций того или иного цветового тона. Например, оттенки синего, оттенки желтого и т.п..
Оттенки можно получить подмешав черной, белой или небольшое количество другой краски в чистый тон. Tone с английского переводится именно как оттенок, а не как тон (красный, оранжевый, желтый и т.д.). Tone разделяется на tint — смесь цвета с белой краской, shade — смесь цвета с черной краской (название нашумевшего в свое время кино «50 оттенков серого» в оригинале звучит как «Fifty Shades of Grey»). Соответственно, речь об осветляющем оттенке и затемняющем оттенке. Оттенок цвета возникает за счет изменения яркости и/или насыщенности, но цветовой тон при этом остается относительно неизменным (напомню, небольшое изменение тона вполне может быть).
Наверное, все помнят со школы такую фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», которая служит для запоминания цветов спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Мне лично больше нравится другая фраза: «Кот ослу, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки». В школьной программе принято считать, что именно на эти цвета белый свет разлагается, проходя через призму.
Занимаемые в спектре диапазоны длин волн этих цветов отличаются (в нм):
Красный: 625—740 (115)
Оранжевый: 590—625 (35)
Жёлтый: 565—590 (25)
Зелёный: 500—565 (65)
Голубой: 485—500 (15)
Синий: 440—485 (45)
Фиолетовый: 380—440 (60)
Наверное, можно было бы взять равные диапазоны видимого спектра и обозначить как-нибудь их. Но исторически сложилось так, что в качестве цветов спектра взяты общеизвестные названия цветовых тонов, сложившиеся в Европе в 16-17 веках. Именно эти цвета были перечислены в известной работе И. Ньютона, посвященной оптике. Кстати, в его работе вместо синего цвета упоминается цвет indigo.
Наибольшие диапазоны отводятся трем цветам: красному, зеленому и синему. Самое интересное, что глаз человека имеет рецепторы, называемые колбочками, которые реагируют на короткие волны (синий, S-колбочки), средние волны (зеленый, M-колбочки) и длинные волны (красный, L-колбочки).
Поэтому эти цвета называют основными и именно на них базируется цветовая модель RGB, которой придерживаются фотографы. Однако, художники называют основными цветами красный, желтый и синий. В качестве аргумента приводится тот факт, что яркий насыщенный желтый нельзя получить смешением других цветов.
Каждый из основных цветов имеет свой комплементарный (противоположный), который получается смешением двух других цветов. При смешении этих основных цветов получается следующий спектр: красный, оранжевый, желтый, зелёный, синий, фиолетовый (заметьте, здесь нет голубого цвета). Иоханнес Иттен в своей книге «Искусство цвета» приводит 12-частный цветовой круг, в котором проиллюстрированы комплементарные цвета (строго напротив основных).
12-частный цветовой круг Иттена
В модели RGB в качестве основных цветов используются: Красный (Red) — Зеленый (Green) — Синий (Blue), отсюда и берется аббревиатура RGB. RGB является аддитивной (сложение) моделью, предложенной в 1860 году английским ученым Максвеллом и сегодня используется в большинстве современных устройств и в частности фотокамерах.
Цветовой круг RGB отличается от круга Иттена. Желтый занимает гораздо меньшую область и больше места отводится зеленому. Кроме того, комплементарные (противоположные) цвета являются дополнительными. Дополнительные цвета — это пары цветов, оптическое смешение которых приводит к формированию ощущения ахроматического цвета. В цветовом круге Иттена комплементарные цвета не являются дополнительными, поскольку их оптическое смешение не дает ахроматического цвета.
Помимо RGB, существуют и другие распространенные модели цвета. В 1951 г. Энди Мюллер предложил субтрактивную (вычитание) систему CMYK, которая широко применяется в полиграфии и печати.
Белый цвет можно охарактеризовать упрощенно как цвет не разделенного солнечного света. В противоположность белому черный цвет — это отсутствие света. Нейтральный серый цвет получается при максимальном снижении насыщенности любого тона.
Помимо яркости, светлоты, насыщенности и тона используются еще несколько понятий.
Наряду со светлотой (lightness) используется термин темнота (darkness), но в контексте выделения теней на изображении.
Понятие яркость разделяют на области, которые используют при описании участков гистограммы: полутона — середина гистограммы, четверть тона — тени, три-четверть тона — света.
В Lightroom (Adobe Camera Raw) на гистограмме различают следующие области, относящиеся к термину яркость (brightness):
0-10% — Blacks — темные тона, которые воспринимаются как черный цвет,
11-30% — Shades — тени,
31-70% — Exposure — экспозиция, средние тона, зачастую составляющие основу изображения,
71-90% — Highlights — светлые тона,
91-100% — Whites — светлые тона, которые воспринимаются как белый цвет.
В Adobe Camera RAW (Adobe Lightroom) используются оттенки как дополнительный ползунок для установки баланса белого, где Temp устанавливает температуру синего до желто-оранжевого (холодный-теплый), а Tint лишь дополняет спектр цветов от зеленого до пурпурно-красного.
Теперь вооружившись знаниями в области цветовой терминологии, настоятельно советую при общении с другими фотолюбителями всегда уточнять, что именно имеет ввиду оппонент, если возникает неопределенность в использовании терминов. Под словом Тон, могут понимать как тон (Hue) так и светлоту (lightness), яркость (brightness) и даже насыщенность (saturation).
Домашнее задание
Если в камере имеется возможность управлять стилями изображений добавьте новый стиль или измените существующий с повышенным параметров Насыщенность (saturation) и контрастность. Сделайте снимки, фотографии станут выглядеть красочнее и контрастнее.
Источник: kapankov.ru
Как называются вещества, которые обратимо изменяют свой цвет?
Смотря в каких условиях происходит изменение окраски. Если цвет меняется в зависимости от рН раствора, такое вещество называется индикатором. Индикаторов существует великое множество, из самых распространённых в лабораторной практике — фенолфталеин, универсальный индикатор, метиловый оранжевый, метиловый красный, лакмус и др. Многие природные красители обладают индикаторными свойствами: сок черники, голубики, вишни, черноплодной рябины меняют окраску в зависимости от рН. Даже обыкновенный черный чай меняет свой цвет в присутствии лимонного сока (кислая среда) и соды (щелочная среда).
Если изменение окраски происходит в процессе нагрева вещества, такое вещество называется термохром. Часто можно наблюдать как цветная одежда изменяет окраску при проглаживании горячим утюгом. При остывании исходный цвет восстанавливается.
Существуют также вещества, которые меняют окраску в зависимости от растворителя, в котором они растворены. Их называют сольватохромы, а явление — сольватохромия. Например, йод в этиловом спирте имеет бурую окраску, а в тетрахлорэтане — малиновую. Сольватохромия также характерна и для некоторых органических красителей, например для формазанов.
Источник: www.bolshoyvopros.ru
Почему два одинаковых цвета разные? Метамерия
Представим такую ситуацию. Некто утром надевает два черных носка, а придя на работу замечает (или ему замечают), что один из них темно-синий. Посмеявшись (или опечалившись), он, наверное, укорит себя за невнимательность. Ладно, с кем не бывает… Однако, вернувшись домой, и рассказывая супруге об этой досадной оплошности, он вдруг видит, что оба носка снова черные! Чудеса?
Нет, просто он стал очередной невинной жертвой метамерии.
Метамерия — свойство зрения, при котором свет различного спектрального состава может вызывать ощущение одинакового цвета.
На метамерии основано воспроизведение цвета в полиграфии и фотографии, кино и телевидении, живописи. Без этого явления невозможно было бы, например, напечатать репродукцию картины или воспроизвести цвета на мониторе и телевизоре.
Благодаря существованию метамерии из смеси красителей с разными спектральными характеристиками поглощения света или люминофоров с разными спектрами излучения (в телевизорах и мониторах) можно составить цвета, которые воспринимаются нашими глазами как идентичные.
Очень полезная вещь. Но как и все на свете — имеет и обратную сторону.
Восприятие человеком цвета основано на том, что сетчатка глаза имеет три вида рецепторов света (красный, зеленый, синий), отвечающих за цветовое зрение. Каждый вид колбочек реагирует на определенный диапазон видимого спектра. Отклик, вызываемый этой реакцией, называется цветовым стимулом, при этом свет с разными спектрами может иметь один и тот же цветовой стимул и, таким образом, восприниматься человеком одинаково.
Два излучения с разными спектрами, но одинаковыми цветовыми стимулами, будут неразличимы для человека.
На практике может быть так: два окрашенных образца воспринимаются одинаково окрашенными под одним источником освещения, но теряют сходство при других условиях освещения.
Именно поэтому цвет носков был одинаковым, когда освещался люстрой дома, и стал отличаться при свете офисных ламп.
Или представьте такой случай: вы подбираете кепку под цвет футболки в магазине, находите кепку точно такого же цвета, и вполне удовлетворены результатом. Однако, выйдя на улицу, вы понимаете, что сильно промахнулись — цвета стали непохожими.
Явление метамерии
Когда бежевый становится розовым, синий кажется зеленым, а цвет краски Sherwin Williams Alabaster (SW 7008) выглядит скорее как желтый, чем светло-серый, не обязательно бить тревогу. Фактически, такие изменения цвета встречаются постоянно, но что в чем их причина?
Неважно, сколько часов вы потратите на выбор подходящего цвета краски — окончательно утвержденный цвет почти наверняка будет отличаться от образца, когда попадет в ваш дом.
В магазине ошиблись с колеровкой? Или цвет изменился внутри банки? Вряд ли.
По сути, это не изменения цвета — это лишь изменения в восприятии цвета. Причиной такого восприятия являются не ваши личные особенности, и для решения проблемы может потребоваться всего лишь замена лампочки. Это метамерия, и в ее власти изменить любой цвет в любое время дня и ночи, в помещении или на улице.
На самом деле цветов нет. То, что кажется определенным цветом — есть не что иное, как отраженный от поверхности свет с определенной длиной волны. Любой, кто пытался отличить красный цвет от синего в густых сумерках, знает, что это проблематично. В отсутствии света разных цветов просто не существует.
Но и свет свету рознь. И новый источник света способен разительно изменить оттенок цвета по сравнению с тем, как вы привыкли воспринимать его при знакомом освещении.
Цветовая температура, спектральный состав и другое
Источники света имеют свой цвет, который “подмешивается” в цвет окрашенных объектов. Из этого сложения образуется новый цвет. Свет лампы накаливания совсем не похож на естественный свет полуденного неба или голубоватый свет люминесцентной лампы.
Подробнее о влиянии на цвет “теплых” и “холодных” источников освещения (и о желтых карликах) читайте в статье Теплое и холодное освещение в интерьере .
Но почему одинаковые цвета вдруг становятся разными?
Разные красители плюс разное освещение
Существует множество способов смешивания пигментов (красителей) для получения определенного цвета . На самом деле, существует теоретически бесконечное число способов , чтобы получить один и тот же цвет, используя различные сочетания красителей.
Это приводит к тому, что два цвета хоть и выглядят одинаково под определенным источником света, но при этом имеют разные кривые спектральной отражательной способности, так что под другим источником света они будут отражать свет по-разному, что приводит к очевидной разнице в цвете.
Предположим, что у вас есть два объекта, освещенных люминесцентной лампой. Оба объекта в этих условиях имеют одинаковый оранжевый цвет. Однако первый объект содержит пигмент, который отражает оранжевые длины волн света, а второй объект использует смесь красного и желтого пигментов для получения оранжевого цвета.
Затем вы меняете освещение на лампу накаливания, в свете которой больше волн в оранжевом и красном диапазоне, но меньше в желтом. В этом случае первый объект будет выглядеть как и раньше — оранжевым, однако второй объект будет иметь заметно более красно-коричневый оттенок, поскольку в источнике мало желтого света, который можно было бы добавить к красному для получения оранжевого. Такие два окрашенных объекта называются метамерными парами.
Чаще всего изменение цвета происходит при использовании в красках четырех и более красителей (пигментов).
Вот цвета, которые скорее всего изменят оттенок при смене освещения:
• Бежевый
• Селадон (светлый серо-зеленый)
• Серый и серо-голубой
• Сиреневый
• Мальвовый (розово-фиолетовый)
• Тан (желтовато-коричневый)
• Тауп (серо-коричневый)
Разные материалы
Цвета, в которые окрашены различные материалы — хлопок, вискоза, нейлон, шерсть, полиэстер и т. п., могут сильно различаться в зависимости от источника освещения, даже если все они только что вышли из одной красильной ванны. Поэтому очень важно сравнивать окраску таких материалов при источнике света, который вы в итоге собираетесь использовать.
Отражения
Вдобавок к источнику света и сочетанию пигментов, на оттенок цвета окрашенной поверхности может изменяться в зависимости от окружающих его цветов. Вот почему отраженный цвет красного ковра или деревянного пола часто придает светлым стенам розоватый оттенок. Иногда это может выглядеть неплохо, но такие отражения могут исказить цвет, например, светло-зеленой стены или превратить бежевый в почти красный.
Любые противоположные цвета на цветовом круге в смеси дадут серый или коричневый. Например, смешивание красного с зеленым образует коричневый цвет.
Следующие комбинации отраженного цвета всегда приглушают цвет, на который они падают:
• Красный на зеленом.
• Зеленый на красном.
• Синий на оранжевом.
• Оранжевый на синем.
• Фиолетовый на желтом.
• Желтый на фиолетовом.
Метамерия наблюдателя
Когда два человека расходятся во мнениях по поводу конкретного цвета, проблема не всегда в источнике света. Явление, называемое метамерным сбоем наблюдателя, может заставить двух людей воспринимать один и тот же цвет в одинаковых условиях по-разному. На самом деле различия в цветовом зрении между двумя индивидуумами встречаются чаще, чем может показаться. И это нередко приводит к тому, что окрашенная поверхность, которая одному наблюдателю кажется синей, может восприниматься другим как зеленая.
Причиной этого является следующее:
Различия в светочувствительности цветовых колбочек и палочек в глазу каждого человека.
Разные пропорции рецепторов, восприимчивых к разным цветам (более длинным и более коротким длинам волн).
Количество колбочек в центре поля зрения и в периферической области.
Окраска хрусталика. С возрастом у человека хрусталик глаза желтеет.
Геометрическая метамерия
Обычно такие атрибуты материала как полупрозрачность, блеск или текстура поверхности не учитываются при подборе цвета. Однако геометрическая метамерия может возникнуть, когда два образца совпадают по цвету при просмотре под одним углом, но не совпадают под другим. Типичным примером этого является изменение оттенков перламутровых и “металлических” красок.
Метамерия размера поля
Такой феномен возникает из-за того, что относительные пропорции трех типов колбочек (красный, зеленый, синий) в сетчатке меняются от центра поля зрения к периферии. Это приводит к тому, что воспринимаемый цвет маленьких образцов может субъективно отличаться от идентичного цвета больших окрашенных поверхностей.
Решения
Хотя невозможно избежать отрицательных последствий метамерии с одинаковой легкостью во всех ситуациях, есть способы их минимизировать.
Пытаясь подобрать цвета:
• Проводите сравнение цветов в условиях освещения, при которых они будут использоваться.
• Проверьте цвет при трех разных источниках света (теплый, дневной, холодный) и, возможно, их смешивании.
• Сравнивая цвета при дневном свете, избегайте прямых солнечных лучей.
• Помните, что даже в одной комнате цвет краски будет медленно переходить из одного оттенка в другой в течение дня, так как освещение будет меняться.
• Используйте достаточно большие окрашенные образцы, чтобы оценить цвет в различных условиях на всех стенах.
• Первый взгляд на цвета — самый верный. Через некоторое время глаза приспосабливаются и вы можете не заметить разницу в оттенках. При сравнивании цветов всегда давайте отдых глазам.
Читайте другие полезные материалы:
Краски Sherwin-Williams
Краски Шервин-Вильямс для любых поверхностей — это безупречное по качеству, максимально долговечное, предельно безопасное и эстетически красивое покрытие. Необыкновенная свобода в выборе цвета
Источник: www.es-media.ru