Что обозначает нимб у святых на иконах на самом деле
Одним из неотъемлемых атрибутов иконографии является обрисовка нимба вокруг головы изображаемого лица — Христа, Богоматери и святых.
Исходя из наиболее распространённого определения, таким образом, изографы обозначали святость описываемой личности. Однако помимо этого лучезарный ореол имел и другие символические значения.
История происхождения
Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению относительно происхождения нимба. Одни учёные придерживаются версии о том, что иконографический символ святости связан родственными узами с мениском – металлическим кружком, устанавливаемым греками над головами выставленных под открытым небом статуй во избежание их повреждения во время ненастья и защиты от птичьих нечистот.
Другие полагают, что первые нимбы были обязательными атрибутами божеств, олицетворявших небесные светила, а несколько позже стали принадлежностью людей, удостоившихся триумфа, которым на спину привешивался специальный щит, торчавший над головой как венец.
Бездетная пара пoльзyeтcя cлyжaнкoй, чтобы зaвecти peбeнкa
Древние греки, с эпохи Александра Македонского активно использовавшие в искусстве нимбы, верили, что сошедшие с Олимпа в человеческом облике боги испускали ослепительный свет, образовывавший вокруг их фигур сверкающие облака. Чтобы отобразить их на полотнах, эллины прибегли к условному обозначению и начали рисовать позади головы персонажа нимб.
Формы облаков
Имеющее латинское происхождение и переводящееся как «облако» слово «нимб», перекочевало в русский лексикон из немецкого языка. Произошло это событие в XIX веке, а до того визуализировавший святость лика элемент иконы русские люди называли «окружком».
Вместе с тем, нимб не всегда имеет круглую форму, и, рассматривая разные иконы, можно обнаружить такие его разновидности, как квадратный, крестообразный, треугольный, шестиугольный, лучезарный, зенитный и звездный.
Каждый из них соответствовал определённой божественной и человеческой личности. К примеру, треугольный нимб изображался чаще всего у Отца христианской Святой Троицы, иногда треугольников было два и они образовывали шестиугольный нимб. Порой с треугольным венцом рисовался голубь, символизировавший Святого Духа и Всевидящее Око.
Изящный нимб, состоявший из 12 звёзд «сиял» лишь над головой Девы Марии, чей лик иногда мог быть украшен лучезарной короной или диадемой.
Крестообразный ореол, на котором равноконечный крест вписан в круглый диск, принадлежал исключительно Иисусу Христу, неважно в какой символической ипостаси он изображался, в образе человека, Доброго Пастыря или Агнца Божьего.
Квадратный нимб был характерен для католической традиции, где с подобным венцом живописали ещё живых императоров, сановников, пап, поскольку в христианской традиции число «4» было символом материального мира: четыре стороны света, четыре основных элемента, четыре времени года.
На средневековых византийских и русских фресках часто с нимбами описывали живых или умерших князей, и в данном случае ореол вокруг головы свидетельствовал не о святости изображаемой фигуры, а о её высоком статусе.
Полный гайд Extra Utilities 1.12.2 #4 Ангельское кольцо
По сведениям искусствоведа Татьяны Самойловой первым русским правителем, удостоившимся нимба, был Дмитрий Внук, чей образ запечатлён на изготовленной в 1498 году пелене Елены Волошанки.
Круглым золотым нимбом наделяли умерших, причисленных к лику святых, например мучеников и апостолов, а также ангелов, с серебряным (белым) круглым нимбом рисовали пророков и патриархов.
Цвет нимба
Несмотря на то, что для нимбов используют чаще всего золотую или жёлтую краску, которые символизируют нетварный, Божественный свет, в иконографии нет определённого цветового канона по их изображению.
По свидетельству современного иконописца Дмитрия Трофимова, на заре становления христианства, на так называемых катакомбных фресках, можно увидеть ореолы белого и голубого цвета, а на римских и равеннских мозаиках золотые, белые, голубые, зелёные и синие венцы.
С течением времени, сформировалась символика цвета и использование того или иного колера стало нести особую смысловую нагрузку. Зелёный нимб стал олицетворением Вечной жизни, белый – стерильным райским сиянием, красный – Жертвы во имя человечества и Воскресения, голубой – указывал на связь с Небом, золотой, как и прежде, был Божественным светом.
Иногда иконописцы не ограничивались одним цветом и использовали для написания нимба сразу несколько колеров.
Среди русских икон, где нимбы выписаны не золотой краской, можно назвать созданную Алипием Печерским «Великую Панагию», на которой у Христа и Богоматери белые ореолы, а также образ Умиление («Белозерская») с пламенеющими красными венцами над Девой Марией и Младенцем.
Особого внимания заслуживает чёрный нимб, присутствующий на настенной росписи «Евхаристия» в церкви Феодора Стратилата на Ручью, созданный в XIV веке новгородским иконописцем. С венцом столь мрачного цвета изображён Иуда, которому как ученику Иисуса Христа, ещё окончательно не предавшего его полагается нимб, но поскольку в его душу уже вошёл дьявол, ореол представлен в беспросветной краске.
Нимб для православных и католиков
В православной и католической традиции прослеживается различное понимание нимба. Для приверженцев западного христианства светящийся диск или кольцо над головой это некий аналог короны, которую Всевышний дарует святому как подарок за праведность. По мнению русского богослова и иконописца Леонида Успенского, в западном христианстве сформировалось сугубо прямолинейное и даже материальное понимание нимба, который является атрибутом, приложенным извне.
На католических церковных изображениях нимб представлен в виде обруча с бликами внешнего физического света, который может менять форму в зависимости от ракурса изображаемого персонажа и трансформироваться в овал.
Совсем иная трактовка нимба в православии, где сияние вокруг головы изображаемой фигуры есть символ просветления лика святого, при помощи которого раскрывалась Божественная сущность сверхсвета.
Написание любой восточно-христианской иконы начиналось с обозначения места расположения нимба, который будучи центральным элементом изображения, помещался в вершине равностороннего треугольника со стороной, равной ширине образа. Именно, исходя из его радиуса, высчитывалась высота человеческой фигуры.
Нимб, как и храм, состоял из трёх основных частей: светлой обводки, тёмной обводки, внутренней части, что соответствовало притвору, кораблю и алтарю.
В православии нимб — это не знающая ракурса постоянная «величина», олицетворяющая вечность.
ИсточникКакие бывают чины ангелов?
21 ноября Церковью отмечается Собор архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Силы бесплотные – это духовные существа, обитающие в Небесном Царствии и помогающие нам, людям, на пути спасения.
Архангел Михаил (имя Михаил переводится с еврейского «кто как Бог») является главным военачальником над всеми ангелами, которые ведут непрерывную борьбу с силами тьмы.
Икона Собор архангела Михаила
Как и в армии на земле, небесное войско ангелов подразделяется на чины, и Божии посланники делятся на 9 званий. Господь устроил наш мир мудро и правильно, все в нашей жизни поддается своим законам и порядку. В мире небесном тоже существуют свои правила, и каждый ангельский чин выполняет свою «работу» в Небесном Царстве.
Кто такие ангелы? В переводе в греческого «ангел» означает «вестник». Вестник – это тот, кто приносит весть, сообщение от того, кто его послал. И действительно, главная роль, которую выполняют ангелы, это роль посредника между Господом и человеком.
Образ святого Ангела Господня
Как мы сказали, всего существует 9 ангельских чинов (мы опираемся на классификацию, введенную священномучеником Дионисием Ареопагитом). В свою очередь, эти чины делятся на три ступени: высшую, среднюю и нижнюю.
Святой Дионисий писал, что иерархия ангелов имеет три степени, в каждой из которых три чина.
К высшей ступени относятся ангелы, пребывающие ближе всех к Богу, а к нижней — те, что ближе всех к нам, людям. Все эти степени, конечно, условны, Бог не умаляет роль каждого из своих помощников и одинаково любит их.
Чтобы представить наглядно иерархию ангельских чинов, посмотрим на картину Франческо Боттичини «Успение Богородицы».
К первой высшей ступени относятся Серафимы, Херувимы и Престолы.
Серафимы (переводится с древнееврейского как «огненный») – самые близкие к Творцу существа. Они побуждают человека любить Бога. Их изображают шестикрылыми и в окружении пламени, ведь именно в таком виде их увидел пророк Исайя.
Подвеска Шестикрылый Серафим
Херувимы (переводится с древнееврейского «множество разума») изображаются с четырьмя крылами, через них посылается человеку познание и видение Бога. Херувимов можно назвать небесными учителями, они просвещают не только человека, но и ангелов, стоящих ниже них в иерархии.
И Серафимы, и Херувимы взаимодействуют с человеком, так же близко, как Ангелы низшей ступени.
Колье-подвеска Рождественская
Престолы располагаются прямо у подножия Божьего, они изображаются в виде колес, по окружности которых находится множество глаз. Престолы отражают промысел Божий, через них проявляется Божественное правосудие.
Кольцо двойное
К средней ступени относятся Силы, Господства и Власти.
Силы укрепляют людей, поддерживают их в трудных жизненных обстоятельствах. Эти ангелы помогают творить чудеса святым угодникам.
Часы-молитва настенная Летящий Ангел
Господства управляют над следующими в иерархии чинами ангелов. Помогают людям быть независимыми, владеть своими чувствами и своей волей.
Крест нательный с образом Ангела-Хранителя
Власти сохраняют нас от козней злых сил, укрепляют подвижников. Они отгоняют от нас недобрые мысли, помогают справиться с искушениями и страстями. После смерти эти ангелы сопровождают человека в загробном мире.
Икона ангел с мечом поталь
В третью ступень входят Начала, Архангелы и Ангелы.
Начала поставлены на защиту религии, они охраняют страны и народы, а также управляют Вселенной и силами природы.
Икона Ангел-Хранитель в рамке с эмалью
Через Архангелов человеку сообщается о Божией воле, они помогают раскрыть смысл пророчеств. Святое Писание сохранило имена многих архангелов, которые доносили волю Творца до людей.
Икона Архангел Михаил попирающий дьявола
Образ Архангел Михаил
Образ Благовещение (Архангел Гавриил и Пресвятая Дева Мария)
Ангелы приставлены к каждому крещеному человеку. Они всегда находятся рядом с нами и из всех ангелов самые близкие к человеку. Ежедневно наши Ангелы-Хранители поддерживают нас и уберегают от всего дурного. В сложных жизненных обстоятельствах мы призываем на помощь своих Ангелов-Хранителей.
ИсточникЧто такое нимб: значение и особенности в иконографии разных культур
Нимб — это то, что присутствует практически в каждой религиозной культуре. Он представляет собой художественное изображение сияния , святости , чистоты .
При этом в разных конфессиях, направлениях и различных художественных формах святящийся ореол может быть представлен в любых формах и цветах.
Что такое нимб
Нимбом называется круг над головой у святых , который присутствует на всех религиозных изображениях. Значение слова может претерпевать незначительные изменения в различных культурах.
Так, в индуизме художественной особенностью является свечение ауры всего тела человека или божества, а в буддизме свет вокруг человека несет значение внутреннего духовного просветления.
Происхождение слова
Термин «нимб» в переводе с латинского языка (nimbus) значит «облако, туча». В русский язык это слово попало из немецкого в 19 веке. Немецким словом «nimbus» называлось кольцо над головой ангела или святого.
До заимствования эти символы святости в России называли «окружками», а после стали использовать еще и название «венец «, распространившееся под влиянием католицизма как образ награды, данной свыше.
Значение понятия
В религиозных изображениях христиан сияние, окружающее фигуру человека или ангела, можно интерпретировать как обозначение внутренней чистоты (православие), так и награды, данной свыше (католичество).
Независимо от того, в каком конкретном значении употребляется слово «нимб», этому термину в любой культуре присущи некоторые общие свойства:
- святость;
- близость к божественному;
- проявление сверхъестественного.
Помимо наиболее распространенного значения слова, нимбом также называют:
- светящийся круг возле быстро вращающихся предметов или людей, находящихся напротив солнца (гало);
- атмосферу всеобщего почета вокруг прославленного человека.
Историческая справка (откуда и когда появились нимбы)
Первые изображения нимбов над головами стали появляться в античном искусстве эпохи эллинизма.
Существуют три теории о происхождении этого символа:
- Нимб (ореол) в иконографии появился благодаря менискам — металлическим круглым пластинам, защищающим статуи богов от осадков и птиц.
- Окружность вокруг головы символизирует щит, надеваемый на спину особам, удостоившимся триумфа.
- Свет , изображаемый на иконах и фресках, обозначает святость и божественное начало.
Большинство ученых склоняются к версии, которая объясняет возникновение такого художественного явления верованиями древних греков. Эллины считали, что олимпийские боги, спускающиеся на землю в человеческих телах, окутаны облаком эфира, блестящего и источающего свет.
Сложные композиции, присущие византийскому искусству , не позволяли в полной мере передавать описанные явления. И со временем художники стали довольствоваться изображением головного убора или окружности, которые светятся .
Путь распространения ореола света прослеживается из Греции к Римлянам, а затем в Египет, Индию и Византию.
Начиная со средневековья, светящиеся венцы вокруг головы можно встретить не только на иконах, но и на портретах живых или умерших правителей. Первым среди русских князей, изображенных со светящимся венцом, был Дмитрий Внук (пелена Елены Волошанки, 1498 год).
Что символизируют ореолы над головой святых
Свет, окружающий голову святого, означает его особую сверхъестественную силу, является признаком сверхличности. Художниками выделяется зона выше головы в круглой, треугольной или квадратной форме, которая концентрирует духовную силу божественной персоны.
На некоторых изображениях византийских художников светящийся обод есть у сатаны. Его присутствие толкуется как проявление могущества.
В православии
В православной христианской традиции приобретение святости считается результатом глубокой внутренней духовной работы. Поэтому свет на изображениях исходит изнутри святых, так как свет вокруг головы является частью природы персонажа.
В иконографии православной церкви выделяются некоторые особенности:
- ореол расположен преимущественно вокруг головы и имеет белый, желтый, золотистый оттенок, символизирующий солнечный свет;
- свечение исходит изнутри самого персонажа и является частью его природы;
- иконы Иисуса Христа всегда содержат особые символы и крест.
В католицизме
Католическая церковь в светящемся ореоле усматривает некоторую награду, данную свыше за особые заслуги. Нимб в этом случае является внешним атрибутом, как головной убор или одежда.
- имеют форму плоского диска или кольца чуть выше головы персонажа;
- не являются частью святого, исходят извне.
В буддизме
В буддизме нимб представляет собой окружность вокруг головы божества желтого, голубого или иного радужного цвета. Будда носит особый красный ореол как символ динамичной солнечной активности.
В индуизме
В индуизме нимб одновременно несет значение огненной божественной энергии (богиня Шива имеет на рисунках огненный ореол вокруг головы) и представляет собой ауру персонажа. Когда художники рисуют ауру, то свечение обычно окутывает все тело фигуры, а цвет меняется в зависимости от особенностей личности.
Значение цветов и форм нимба (выделите подзаголовками 3-го уровня)
Нимбы в различных культурах представлены широким многообразием форм и цветов.
Цвета
Каждая религиозная традиция имеет собственные правила изображения святого ореола у головы святых и богов.
Среди цветовых особенностей выделяются:
- иконописной культуре христианства свойственны оттенки желтого и золотого;
- красный цвет часто встречается в религиозных изображениях восточных религий, таких как индуизм и буддизм;
- серебристым или белым сиянием выделяли гало над головами святых православных мучеников.
Формы
Внутри или вокруг венца при любой его форме могут быть вписаны различные знаки. Буквы и символы позволяют персонифицировать, выделить уникальные черты божественной личности.
Форма и размеры выделяемой зоны тоже имеют различия:
- круг в византийском искусстве рисовали над головами умерших, отличавшихся духовной нравственностью и чистотой помыслов при жизни;
- персонажи, близкие к Богу, и святые также изображались с венцами круглой формы, но без украшений и орнаментов;
- иконы со сценами Распятия и Искупления Христа содержат символы креста внутри круга или крестообразный ореол;
- овальная или эллиптическая форма гало символизирует духовный свет;
- квадратное выделение указывает на то, что изображенная сверхличность жива и находится в мире людей;
- многоугольные формы используют для выделения аллегоричных фигур.
Особенности нимба Спасителя
Попытки выделить образ Спасителя особыми знаками, вписанными в кольцо, существовали с самого зарождения иконописной традиции христианства. Сперва художники использовали греческие буквы «χ » и «ρ » (хрисма), а также первую и последнюю букву алфавита («альфа» и «омега»).
Позднее в окружность возле головы Спасителя стали вписывать крест — главный символ спасения. Этот атрибут прочно закрепился в иконописной традиции и используется до сих пор. Форма и цвет вписанного креста изменялась на протяжении многих веков. Художники могли изображать его плоским, имеющим условный объем или украшенным драгоценностями.
Со временем символы внутри божественного гало изменились на греческое слово «ό ών», переводимое как «сущий».
Видео
В представленном видео священник объясняет, что такое нимб, и какое значение он имеет в православном христианстве.
Источник