Как называется круг над головой на иконе

Что такое нимб над головой?

Путь к православию

На всех иконах Иисуса Христа, Богоматери и святых, вокруг их головы изображен светящийся диск. Мы знаем, что это сияние называют нимбом, но что оно собою представляет, объяснить можем с трудом. Что такое нимб над головой? Для чего он нужен? Может ли появиться у человека?

Давайте разбираться по порядку.

Что такое нимб

Нимбом называется круг над головой у святых , который присутствует на всех религиозных изображениях. Значение слова может претерпевать незначительные изменения в различных культурах.

Так, в индуизме художественной особенностью является свечение ауры всего тела человека или божества, а в буддизме свет вокруг человека несет значение внутреннего духовного просветления.

Происхождение слова

Термин «нимб» в переводе с латинского языка (nimbus) значит «облако, туча». В русский язык это слово попало из немецкого в 19 веке. Немецким словом «nimbus» называлось кольцо над головой ангела или святого.

Что значат нимбы на иконах и откуда они взялись?

До заимствования эти символы святости в России называли «окружками», а после стали использовать еще и название «венец «, распространившееся под влиянием католицизма как образ награды, данной свыше.

Значение понятия

В религиозных изображениях христиан сияние, окружающее фигуру человека или ангела, можно интерпретировать как обозначение внутренней чистоты (православие), так и награды, данной свыше (католичество).

Независимо от того, в каком конкретном значении употребляется слово «нимб», этому термину в любой культуре присущи некоторые общие свойства:

  • святость;
  • близость к божественному;
  • проявление сверхъестественного.

Помимо наиболее распространенного значения слова, нимбом также называют:

  • светящийся круг возле быстро вращающихся предметов или людей, находящихся напротив солнца (гало);
  • атмосферу всеобщего почета вокруг прославленного человека.

Примечания[ | ]

  1. Нимб // Никко — Отолиты. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 18).
  2. Нимб в могольской миниатюре
  3. Юстиниан I (рус.) // Википедия. — 2017-03-01.
  4. Самойлова Т. Е. «Новооткрытый» портрет Василия III и идеи святости государева рода // Искусствознание. М., 1999. Вып. 1. С. 39-58
  5. Александр Горматюк. Царский лик. Надгробная икона Великого князя Василия III. Москва, 2003. С.21
  6. Нимб

Историческая справка (откуда и когда появились нимбы)

Первые изображения нимбов над головами стали появляться в античном искусстве эпохи эллинизма.

Существуют три теории о происхождении этого символа:

  1. Нимб (ореол) в иконографии появился благодаря менискам — металлическим круглым пластинам, защищающим статуи богов от осадков и птиц.
  2. Окружность вокруг головы символизирует щит, надеваемый на спину особам, удостоившимся триумфа.
  3. Свет , изображаемый на иконах и фресках, обозначает святость и божественное начало.
Читайте также:
Кто написал философский камень

Большинство ученых склоняются к версии, которая объясняет возникновение такого художественного явления верованиями древних греков. Эллины считали, что олимпийские боги, спускающиеся на землю в человеческих телах, окутаны облаком эфира, блестящего и источающего свет.

Что значат буквы в нимбе Христа?

Сложные композиции, присущие византийскому искусству , не позволяли в полной мере передавать описанные явления. И со временем художники стали довольствоваться изображением головного убора или окружности, которые светятся .

Путь распространения ореола света прослеживается из Греции к Римлянам, а затем в Египет, Индию и Византию.

Начиная со средневековья, светящиеся венцы вокруг головы можно встретить не только на иконах, но и на портретах живых или умерших правителей. Первым среди русских князей, изображенных со светящимся венцом, был Дмитрий Внук (пелена Елены Волошанки, 1498 год).

Что символизируют ореолы над головой святых

Свет, окружающий голову святого, означает его особую сверхъестественную силу, является признаком сверхличности. Художниками выделяется зона выше головы в круглой, треугольной или квадратной форме, которая концентрирует духовную силу божественной персоны.

На некоторых изображениях византийских художников светящийся обод есть у сатаны. Его присутствие толкуется как проявление могущества.

В православии

В православной христианской традиции приобретение святости считается результатом глубокой внутренней духовной работы. Поэтому свет на изображениях исходит изнутри святых, так как свет вокруг головы является частью природы персонажа.

В иконографии православной церкви выделяются некоторые особенности:

  • ореол расположен преимущественно вокруг головы и имеет белый, желтый, золотистый оттенок, символизирующий солнечный свет;
  • свечение исходит изнутри самого персонажа и является частью его природы;
  • иконы Иисуса Христа всегда содержат особые символы и крест.

В католицизме

Католическая церковь в светящемся ореоле усматривает некоторую награду, данную свыше за особые заслуги. Нимб в этом случае является внешним атрибутом, как головной убор или одежда.

  • имеют форму плоского диска или кольца чуть выше головы персонажа;
  • не являются частью святого, исходят извне.

В буддизме

В буддизме нимб представляет собой окружность вокруг головы божества желтого, голубого или иного радужного цвета. Будда носит особый красный ореол как символ динамичной солнечной активности.

В индуизме

В индуизме нимб одновременно несет значение огненной божественной энергии (богиня Шива имеет на рисунках огненный ореол вокруг головы) и представляет собой ауру персонажа. Когда художники рисуют ауру, то свечение обычно окутывает все тело фигуры, а цвет меняется в зависимости от особенностей личности.

Исполин, красавец, богатырь

У Иштвана Матаца есть справка о ранении, бумагу в госпитале выдала советский врач Хорошева, лечившая молодого венгра, – это тоже доказательство отношения Советской армии к местным жителям. У памятника всегда лежат свежие цветы, и обитатели Надьбарачки мечтают выбить на камне имя своего спасителя, установить его фото. «Не по памяти же лицо рисовать, – вздыхает староста села. – Хотелось бы возносить молитвы за этого человека.

Может быть, у нас получится установить его личность через «Аргументы и Факты»?» Узнать имя советского офицера сельчане стараются давно – увы, не получается. Делали запрос в посольство России, пытались выяснить в архивах – вообще никакой информации. Советская воинская часть покинула Надьбарачку довольно быстро и ушла на север – наступать на Будапешт, занятый нацистами.

Читайте также:
Правила эксплуатации ювелирных изделий

Очевидцы события 13 ноября 1944 года дают разные описания: у кого-то «ангел»-красноармеец выглядит мальчишкой, у кого-то он совсем старый, у кого-то блондин, брюнет, рыжий… Люди были в таком сильном потрясении, что всем после спасения он представлялся по-своему: исполином, красавцем, чудо-богатырём. В общем, как в стихах Самуила Маршака: «ищут пожарные, ищет милиция, ищут фотографы». Прошло уже много лет, установить настоящую внешность этого человека, выяснить его имя трудно. Да что там – почти невозможно, но…

Нас ведь с вами миллионы, ребята. Согласитесь, случай действительно уникальный: в маленькой деревушке, в глубинке небольшой республики люди на свои деньги поставили памятник воину Красной армии, а ведь в упомянутых выше странах Европы монументы в честь освобождения от нацизма сносят, перетаскивают на окраины городов, оскверняют, замазывают краской.

И тут подобный поступок – от души, от сердца, желание поблагодарить русских за спасение. Где в Восточной Европе ещё может быть такое – чтобы бывшие соратники по «социалистическому лагерю» помнили наши заслуги, преклонялись, говорили «спасибо»? Я обращаюсь ко всем гражданам России: давайте найдём неизвестного спасителя деревни Надьбарачка в Венгрии.

Быть может, в госархивах РФ остались сведения, что за часть находилась рядом с Надьбарачкой 13 ноября 1944 года и есть ли фотографии её командиров. Мы сделаем благое дело – поможем настоящему герою, спасителю тысяч человек, обрести имя на памятнике. Русский это, украинец, грузин, белорус, узбек – совсем неважно. Главное, что он являлся офицером Советской армии…

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки
В угоду США, Норвегия снова назвала Россию и Китай главными грозами

Значение цветов и форм нимба (выделите подзаголовками 3-го уровня)

Нимбы в различных культурах представлены широким многообразием форм и цветов.

Цвета

Каждая религиозная традиция имеет собственные правила изображения святого ореола у головы святых и богов.

Среди цветовых особенностей выделяются:

  • иконописной культуре христианства свойственны оттенки желтого и золотого;
  • красный цвет часто встречается в религиозных изображениях восточных религий, таких как индуизм и буддизм;
  • серебристым или белым сиянием выделяли гало над головами святых православных мучеников.

Формы

Внутри или вокруг венца при любой его форме могут быть вписаны различные знаки. Буквы и символы позволяют персонифицировать, выделить уникальные черты божественной личности.
Форма и размеры выделяемой зоны тоже имеют различия:

  • круг в византийском искусстве рисовали над головами умерших, отличавшихся духовной нравственностью и чистотой помыслов при жизни;
  • персонажи, близкие к Богу, и святые также изображались с венцами круглой формы, но без украшений и орнаментов;
  • иконы со сценами Распятия и Искупления Христа содержат символы креста внутри круга или крестообразный ореол;
  • овальная или эллиптическая форма гало символизирует духовный свет;
  • квадратное выделение указывает на то, что изображенная сверхличность жива и находится в мире людей;
  • многоугольные формы используют для выделения аллегоричных фигур.

Галерея[ | ]

  • Изображение Святого Духа в виде голубя
  • Всевидящее Око Божие (икона, XIX век)
  • Аполлон с лучистым нимбом на римской мозаике (конец II века, Эль дием, Тунис)
  • бог в христианской иконографии с лучистым нимбом на римской мозаике.
  • Герб Священной Римской империи (период Габсбургов). Как государственная эмблема Священной Римской империи двуглавый орёл изображался чёрным в золотом щите, с золотыми же клювами и когтями; головы орла были окружены нимбами
  • Кушанская монета с изображением императора Канишки I и Будды с нимбом
Читайте также:
Что такое платина в ювелирных изделиях

Особенности нимба Спасителя

Попытки выделить образ Спасителя особыми знаками, вписанными в кольцо, существовали с самого зарождения иконописной традиции христианства. Сперва художники использовали греческие буквы «χ » и «ρ » (хрисма), а также первую и последнюю букву алфавита («альфа» и «омега»).

Позднее в окружность возле головы Спасителя стали вписывать крест — главный символ спасения. Этот атрибут прочно закрепился в иконописной традиции и используется до сих пор. Форма и цвет вписанного креста изменялась на протяжении многих веков. Художники могли изображать его плоским, имеющим условный объем или украшенным драгоценностями.

Со временем символы внутри божественного гало изменились на греческое слово «ό ών», переводимое как «сущий».

Источник: reflex-vrn.ru

Что означает нимб над головой у святого?

Сегодня для православного прихожанина нет ничего удивительного в золотистом нимбе над головой святого. Нимбы всегда изображают на иконах как символ нетварного и Божественного Света, которым осеняют избранных. При этом не все до конца понимают, что символизирует нимб. Более того, не знают, что золотой – только один из оттенков, используемых в иконографии.

Откуда возник нимб?

Нимб над головой

Нимб в качестве графического символ привел в православную иконопись из религиозного искусства Ближнего Востока. При этом православные иконописцы изначально начали в него закладывать иную религиозную суть. Сияние, которое они изображали вокруг головы святого, непосредственно стало означать его причастность к Всевышнему.

Самые древние изображения Иисуса с нимбом над головой относятся к IV столетию, когда были гонения на христиан. Поэтому священные образы создавались в катакомбах, где верующие скрывались от преследовавших их язычников. В те времена нимбы были преимущественно белыми или голубыми, могли также писаться под цвет фона.

Нимб белого цвета у Спасителя встречается на его изображениях, обнаруженных в Равенне и Риме. Это мозаики эпохи раннего христианства. Там же еще несколько вариантов, в том числе золотой и бело-золотой. В те времена святых и ангелов изображали с нимбами самых разных оттенков, помимо перечисленных вариантов, встречались красные, синие и зеленые.

Символический смысл

Икона святого апостола Андрея Первозванного

Со временем сложилось четкое представление о символике нимба. Ранние христианские иконописцы стали четко разделять, что они закладывают, изображая нимб того или иного цвета:

  • белый символизировал райское сияние;
  • золотой – божественное начало;
  • голубой олицетворял прямую связь с Небом;
  • красный был цветом Воскресения, принесения себя в Жертву;
  • зеленый трактовался как символ вечной и нескончаемой жизни.

Со временем нимбы преимущественно стали золотыми, это стало определенной иконописной традицией. Однако до сих пор допустимыми и каноническими считаются и другие цветовые решения. В качестве конкретных примеров можно привести «Великую панагию» Алипия Печерского, на котором Божья Матерь и Спаситель изображены с белыми нимбами. Знаменитая икона Умиление получилась такой запоминающейся, как раз за счет пламенеющих нимбов над головами новорожденного Христа и девы Марии.

Читайте также:
Что означает символ лотоса

В наше время иконописцы используют всю палитру изобразительного языка, оставленную им их предшественниками из прошлого.

Значение нимба

Казанская икона Божией Матери

В дословном переводе с латыни нимб – это «сияние, облако». С его помощью иконописцы образно изображали благодать, присущая Божественной сущности, которой одаривался человек.

Свою предысторию нимб берет еще со времен Ветхого Завета. Обратить внимание следует на эпизод, в котором Моисей спускается со скрижалями с Синая. Священное Писание упоминает о том, что в этот момент лицо его сияет лучами после встречи со Всевышним.

В Новом Завете упоминается первомученик Стефан, лик которого сияет, подобно ангельскому. С этих времен нимб становится символическим изображением Божественного присутствия в человеке, если он ведет праведную и честную жизнь. Это явное свидетельство наличия Божественной благодати, святости носителя нимба, его причастности к Божьему Царству. При этом богословы, разъясняя символическое значение нимба, подчеркивали, что Божье Царство не приходит извне, а пребывает в человеческой душе.

Нимб при этом является звеном, передающим от Господа нетварный свет, свидетельствующий о сопричастности святого к соединению с Богом, о совершении им духовных подвигов, которые были по достоинству оценены на небесах.

Источник: omolitvah.ru

Символика православных икон

Глядя на икону, мы обращаемся к тому, кто на ней изображен. Мало кто из нас обращает внимание на детали, которые изображаются на иконах. А ведь каждая из этих деталей несет особый символичный смысл. Давайте узнаем, какой именно.

складень дорожный дивеево 576.jpg

Символика цвета

Прежде всего, стоит поговорить о цветах, которые присутствуют на иконе.

Белый цвет – символ чистоты, Божественного света, святости.

Золотой (желтый) цвет – цвет Божественной Славы, солнца, этим цветом возвещается радость.

Пурпурный цвет – считается царским цветом, он символизирует Господа как Царя Небесного, также этот цвет присутствует в одеждах Богоматери — Царицы Небесной.

Красный цвет – символ Воскресения. Но в то же время красный — цвет крови, мучений, огня. В красных одеждах изображаются мученики, а также красным огнем горят крылья шестикрылых серафимов, наивысших ангелов, приближенных к Богу. Кстати, «серафим» в переводе с древнееврейского и значит «огненный»,т.к. именно в облике огненных фигур они явились пророку Исайе.

Голубой и синий цвет означают небо. Также этот цвет считается богородичным, потому что Матерь Божия как бы соединила в себе земное и небесное.

Зеленый цвет – цвет жизни, природы, обновления, символ Святого Духа.

Коричневый цвет – символ земли, праха, тлена. Этот цвет напоминает нам о том, что человеческая плоть подвластна смерти.

Черный цвет символизирует зло, смерть, адскую бездну.

Монах 576.jpg

Черный цвет в одеяниях монахов означает отказ от всего земного, как подобие смерти при земной жизни.

Символы святости

На каждой иконе присутствуют символы святости.

Нимб над головой в форме круга означает сияние Божественного света, который преображает человека, соединяющегося с Богом.

Примечательно, что только лишь в нимбе Спасителя есть крест, его еще называют «крестчатый нимб». Крест в нимбе указывает на Крестную жертву Господа.

Читайте также:
Муж сестры мне кто

Мандорла – миндалевидное сияние, среди которого изображают Христа и Богоматерь, когда хотят представить их во славе.

Спас 20 в 300.jpg

Храм Софии Премудрости Божией

София Премудрость Божия икона 300.jpg

Значение образов и символов на иконе

Давайте теперь обратимся к образам и символам, которые изображаются на иконах (о христианских символах также можно почитать в наших предыдущих статьях).

Голубица, держащая во рту ветвь — символ мира и Божией милости.

Гора олицетворяет духовно-нравственное восхождение человека.

Громовые стрелы означают гнев Божий.

Дом — символ домостроительства, рукотворного мира, церкви, обителей Рая, созидания.

Дуб символизирует древо жизни. Это тот самый Мамврийский дуб — дерево, под которым, согласно Библии, Авраам принимал Бога в образе трех Ангелов, когда Господь сообщил ему радостную весть о скором рождении сына.

Золотой венец — символ духовной победы.

Книга, с которой изображаются святые, это Евангелие – Книга Жизни.

Копье в руках святого означает победу над темными силами.

Лестница — символ духовного восхождения и устремления к Богу.

Пещера, изображаемая черными красками, часто символизирует преисподнюю.

Указующий перст десницы, нисходящей с неба — Божественный промысел.

Посох у ангела — символ небесного вестника, посланника (с древнегреческого «ангел» и означает вестник). Также ангелы изображаются с трубой (небесное воинство трубит в трубы на Страшном Суде), зерцалом (зеркало изображается как небесная сфера, символизирующая мироздание), свитками в руках (на этих свитках записаны песнопения, приветствия, хвалебные гимны).

Ангел со свитком 285.jpg

Фигура святого – центр композиции иконы

Конечно, центром любой иконы является изображаемый святой. В первую очередь, иконописец выделяет в ликах взгляд, позу, жесты рук и одеяние.

Одежда на святом подчеркивает статус того, кто изображен. Мантия является атрибутом князей и царей, плащ – воинов, митра (головной убор архиереев) и омофор (длинная широкая лента, украшенная крестами) — атрибут святителей, клобук (монашеская шапка) и монашеская мантия указывает на то, что изображаемый святой был монахом. Чаще всего у святых мы можем увидеть хитон (нижнюю одежду в виде рубахи до пят) и гиматий (верхнюю одежду в виде плаща).

Иоанн Креститель деисус 300.jpg

Иоанна Предтечу изображают во власянице из верблюжьей шкуры

Складки в одеянии – очень важная деталь. Именно по характеру расположения складок можно понять, к какому веку относится та или иная икона.

В VIII – XIV веках складки изображались мелкими и частыми. Это указывает на духовные переживания и отсутствие духовного спокойствия у православных того времени.

А начиная с XV – XVI веков, складки рисуют прямыми, длинными, редкими. Они символизируют духовную силу и стремление к укреплению веры.

Божьея Матерь икона 12 в 300.jpg

По характеру складок можно определить, в каком веке написана икона.

Коротко расскажем о жестах рук.

Рука, прижатая к груди — означает сердечное сопереживание.

Рука, поднятая вверх – это призыв к покаянию.

Рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью — знак повиновения и покорности.

Две руки, поднятые вперед — моление.

Николай Чудотворец зарайский икона 300.jpg

Святители обычно изображаются с благословляющей десницей

Чаще всего святые изображаются прямо или на три четверти повернувшимися. Тем самым они словно обращены к нам, молящимся.

Складень тройной средний 400.jpg

Разработано в

Источник: www.sofija.ru

Рейтинг
Загрузка ...