Как называется одежда девы марии

Православная писаная живописная мерная икона в каноне Заказать Купить

пишем мерные,именные,венчальные,семейные иконы,иконы Богородицы, Спасителя.

Описание принятых в иконописи изображений одежд

икона Спас Вседержитель

Ризы Христа Спасителя

Хитон — нижняя, довольно свободная, с широкими рукавами одежда, по длине доходящая до ступней ног. Хитону Христа Спасителя усвоен в иконописи цвет теплых оттенков — от коричневого, темно-малинового до красного и (реже) розового. По хитону надевался пояс. Через оба плеча хитона Спасителя, спереди и сзади, иконопись изображает узкие, как бы вытканные по одежде полосы — клавы, доходящие до подола.

Клав — символ посланничества (миссии), поэтому он и усвоен, прежде всего, Христу Спасителю как посланному в мир Богом Отцом с определенной миссией — спасти мир (Ин. 6, 38–40, 44 и др.), а затем и апостолам и пророкам как Божиим посланникам (Мф. 28, 19–20), возвещавшим людям волю и словеса Божии.

Цвет клава всегда больше или меньше отличается от цвета хитона. Очень часто он бывает желтого цвета разных оттенков и почти всегда украшается золотым ассистом.

#вкурсе: МОДНЫЙ СЛОВАРЬ/КАК НАЗЫВАЕТСЯ ОДЕЖДА

Гиматий (плащ) — длинный и широкий отрезок ткани, который надевался поверх хитона. Этот плащ беднякам служил и покрывалом во время сна (Исх. 22, 26–27). О том, что он имел значительную величину, можно судить по тому, что воины, распявшие Христа и разделившие между собой Его одежду, плащ разделили на четыре части: каждому воину по одной части (Ин. 19, 23). Цвет этой одежды Христа Спасителя пишется всегда холодных оттенков — от голубого, синего до светло- и темно-зеленого. Исключением являются такие иконы, как «Воскресение», «Вознесение», «Успение Божией Матери», на которых Христос Спаситель изображается в прославленном виде: все его одежды, сияющие славой, имеют золотисто-желтый цвет и украшаются золотым ассистом. На иконах «Преображения Господня» Христос — в белых одеждах.

На Богородичных иконах ризы Богомладенца Христа почти всегда золотисто-желтого, разных оттенков, цвета и украшены золотым ассистом. Этим Святая Церковь выделяет Его младенчество из обычного для всех людей и указывает на Его совечное и сопрестольное Богу Отцу существо.

Обувь Спасителя, как и пророков и апостолов, представляет собой сандалии, состоящие из кожаных подошв, прикрепляющихся к ступням ремнями.

Есть иконы, где Христос пишется как Царь Славы, на престоле. Тогда Его ризы также часто золотисто-желтые с золотым ассистом. Но как Царь царей Господь изображается в царских, по типу византийских, одеждах, на престоле и с короной на голове. Как Великий Архиерей Господь пишется в саккосе и с омофором.

Одеяния Пресвятой Богородицы

Туника — нижняя одежда, большей частью с узкими рукавами, длинная, доходящая до пола. Ее цвет на иконах Пресвятой Девы установлен голубой как символ девственной чистоты. Но он может быть разных оттенков, вплоть до темно-синего и темно-зеленого.

Читайте также:
Картье что за бренд

Мафорий — верхняя одежда, широкая, в разложенном виде круглая, с достаточным по величине круглым же прорезом посередине, чтобы прошла голова. Края этого прореза около шеи обшивались широкой или узкой каймой. Мафорий надевался поверх туники и по длине опускался немного ниже колен.

Как называется Одежда у Священника

Женщины того времени всегда должны были покрывать голову, и на иконах Матери Божией мы всегда видим на Ее голове легкий плат, подбирающий и закрывающий волосы, поверх которого надето покрывало. Покрывало, подобно мафорию, было круглым, разрезанным спереди до центра или с прорезом для лица. Его длина была до локтей.

Для этих одежд Пресвятой Богородицы в иконописи усвоен или коричневый, или близкий к нему темно-малиновый цвет, что имеет свою символику. Известно, что такой цвет составляется из синей и красной краски. И здесь голубой (оттенок синего) есть символ Ее девственной чистоты, а красный, как цвет крови, свидетельствует о том, что от Нее, чистейшей Девы, заимствовал Свою земную порфиру — плоть и кровь — Сын Божий.

Непременной принадлежностью головного покрывала Матери Божией являются три звездочки, которые всегда пишутся на обоих плечах и на челе. Эти звездочки — символ Ее приснодевства. Она — Дева до Рождества Христова (звездочка на правом плече), Дева — в самый момент непостижимого рождения Сына Божия (звездочка на челе) и остается Девой по рождении Своего Божественного Сына (звездочка на левом плече покрывала).

Символика изображений и одеяний Ангелов

II-16 Подробное описание их служения см.: Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского. Месяц март, 26 число.

Священное Писание повествует, что перед неприступной славой Божией всегда предстоят семь Ангелов высочайшего чина: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил II-16 . Из них главнейшим является святой Архистратиг Михаил. Он первый восстал против отпавшего Денницы, призвал на брань с ним прочих Ангелов и, по низвержении отпавших, не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих и за дело спасения рода человеческого. Поэтому он часто изображается в воинских доспехах, с копьем или мечом в руке.

Все Ангелы имеют крылья, обозначающие их отрешение от всего земного и чувственного, несмотря на их близость к нам. Кроме того, крылья есть образ быстроты и пламенной ревности в исполнении воли Божией. Наконец, крылья указывают на готовность Ангелов служить людям и охранять их своим покровом. Крылья Серафимов, закрывающих свои лица и ноги, говорят о том благоговении, смирении, страхе и трепете, с какими они предстоят лицу Божию.

Очень часто можно видеть на иконах в руках Ангелов жезл и круг, называемый сферой. В середине этого круга — слова «ГДЬ» или «IС ХС». Это символизирует сферу их жизни, то есть Бога. II-17 Его название — «лор».

Одежды Ангелов на иконах разнообразны: иногда они изображаются в хитонах и плащах, как апостолы или пророки, и тогда на плечах их — клав, как у небесных посланников. Иногда их хитоны богато украшены золотом вокруг шеи и по подолу, иногда как высших слуг Небесного Царя их пишут в одеждах ближайших царских сановников, по типу византийского двора, и тогда они имеют широкий длинный орарь, перекрещивающийся на груди II-17 .

Читайте также:
Камни которые подходят весам женщинам по гороскопу

Одежды апостолов и пророков

Одежды апостолов и пророков в основном те же, что и у Христа Спасителя, и имеют клав, как у Божиих посланников. Цвет одежды каждого указан в Подлинниках. Необходимо отметить лишь то, что все апостолы из числа 70-ти пишутся с омофорами.

Облачения святителей

В начале церковной истории все святители облачались, кроме подризника, епитрахили, пояса и поручей, в фелонь, поверх которой возлагался омофор. Это мы всегда видим на иконах святителя Николая. Саккос был принадлежностью Константинопольских Патриархов. Но со временем в церковной практике саккос вошел в облачения всех епископов, фелонь же осталась принадлежностью пресвитерского облачения.

Одежды святых жен

Одежды святых жен — мучениц и праведных — довольно сходны с одеянием Пресвятой Богородицы, хотя в деталях имеют некоторое своеобразие; на это так же, как на цвет, есть указания в Подлинниках. Обувь святых жен — сапожки, несколько выступающие из-под длинной туники.

Все другие святые: цари, князья, святители, пресвитеры, диаконы, иноки, схимники, воины или праведные люди изображаются в одеждах своего звания, как указано в Подлинниках.

В заключение надо сказать, что православной считается та икона, на которой вокруг головы святого имеется нимб и написано его имя.

Источник

Одежда святых: омофор Богородицы

Услышав словосочетание «православный собор», люди сразу рисуют в воображении строение, где священники проводят богослужения и находятся иконы, с которых взирают строгие лики святых. Также оно ассоциируется у народа с разнообразной церковной символикой: ладан, кадило, подсвечники и т. д. Привыкнуть к великолепию храма и относиться к нему обыденно, наверное, невозможно. Тем, кто впервые пришел в церковь, порой сложно приспособиться к словам, которые звучат во время службы или проведения обрядов. Поэтому стоит подготовиться заранее.

Значение слова омофор

омофор

Приближается великий праздник Покров Пресвятой Богородицы. В процессе проведения службы, прославляющей Божью Матерь, священнослужитель не один раз повторяет фразу: «Покрой нас своим омофором». Тем, кто незнаком с церковнославянским языком, непонятно, о чем идет речь.

В дословном переводе с греческого «омофор» означает «носимый на плечах». Иными словами, это одеяние, которое накидывают на плечи. Вспомните иконы, изображающие лик Пресвятой Девы. Она всегда с покрытой головой, как правило, это широкий плат, который свободно ниспадает на плечи.

Именно омофором Богородица покрывает людей, чтобы защитить от бед и неурядиц. Если просмотреть картины великих художников, которые изображали женщин с Дальнего Востока или персонажей Библии, то можно понять, что данный предмет гардероба был неотъемлемой частью одеяния девушек.

Прошло более двух тысяч лет, но до сих пор иудейки накидывают на голову платок. Да и христианские женщины никогда не переступят порог храма с непокрытыми волосами. В православие омофор могут надевать только архиереи.

Для россиян подобное слово непривычно и режет ухо, поэтому мы именуем широкий платок «покровом». Название покрывала неразрывно связано с праздником, посвящённым Божией Матери.

Для чего предназначен омофор?

Что за таинственное одеяние омофор Пресвятой Богородицы? В наши дни он представлен двумя моделями: великий и малый. Первый – это широкая лента, на которую нашиты полоски из иной ткани, чем само изделие. Носят его следующим образом, накидывают на шею архиерея и один конец спускают с левого плеча на грудь, а второй ложится на спину.

Читайте также:
Как уменьшить размер кольца серебро в домашних условиях

Концы омофора ниспадают практически до подола саккоса. Это просторное одеяние архиерея, имеющее широкие рукава. Для его пошива берут только дорогостоящие ткани. Концы ленты украшены вышивкой в виде крестов. Символически омофор означает благодатные дарования священнослужителю. Архиереи не имеет права проводить Божественную литургию без данного одеяния.

Также лента является своеобразным напоминанием епископу о том, что он должен относиться к внимательно к пастве, заботится о них. Иными словами, также, как Христос повел себя с заблудшей овечкой. Если не помните, он взял её на плечи и отнёс домой.

омофор 2

Великий (большой) омофор архиереи надевает с начала Литургии и до чтения Апостолов (послания, размещенные в Новом Завете). Во время вознесения Евангелия епископ вовсе снимает одеяние. После окончания его чтения, священнослужителя облачают в малый омофор. Он практически ничем не отличается от старшего «брата», только в несколько раз короче.

Изделие накидывают на шею епископа, при этом оба конца ленты опускаются на грудь. Малый омофор не менее значим в православных богослужениях и облачениях священников. Но он имеет иной таинственный смысл. Подобная лента символизирует то, что архиереи является носителем благодатных даров. По этой причине митрополит, епископ или патриарх не могут проводить Литургию без омофора.

Великое богослужение

Литургия считается одним из самых страшных и таинственных служений, которое несет в себе частицы вечности. Все верующие люди знают, что во время Евхаристии чудесным образом хлеб превращается в тело Иисуса, а вино в его чистую кровь. В эти минуты прихожане с трепетом и благоговением причащаются. Подобные моменты остаются в памяти на всю жизнь.

Епископ в процессе богослужения представляет перед собой Спасителя человечества. Своим одеянием он демонстрирует прихожанам, что подобно Христу берет под покров заблудшие души.

В старинные времена для создания омофора брали шерстяную ткань белоснежного цвета, концы которого вышивали узором в виде крестов. Позже для изготовления лент использовали парчу, шёлк и прочие дорогие материи. Ткань обязательно выбирают насыщенных и ярких тонов, для каждого богослужения есть покров определенного цвета.

Древний эфод — прообраз современного покрова

Некоторые историки уверяют, что прародителем омофора был эфод. Его носили в старину иудейские священнослужители. Об одеяние упоминается в Ветхом Завете. Согласно преданию, его носил Аарон. Эфод представлял собой накидку без рукавов, которая закреплялась на плечах с помощью ремней.

На лямках закалывали парочку драгоценных камней, помещенных в золотую оправу. На них были выгравированы имена двенадцати сыновей патриарха Иакова. В наши дни вместо них наносится изображение распятия.

Заключение

Омофором называют обязательный элемент облачения священнослужителя при проведении церковной Литургии. Одеяние носят на плечах, оно является символом заблудшей овцы, которую спас Христос, принеся домой на руках. По внешнему виду омофор представляет собой широкую ленту, концы которой украшены крестами.

Из видеоролика вы узнаете дополнительные сведения о богослужебном одеянии.

Источник

Одежды на иконах

Когда мы смотрим на икону, в первую очередь, обращаем внимание на лик. Но при более детальном рассмотрении можно заметить, что у разных святых разные одежды.

Читайте также:
Как проверить серебро это или нет

В нашей статье про символику икон мы уже писали о значении цвета, жестов и даже складок на одеждах святых. Сегодня же расскажем о том, для кого какие одеяния характерны.

Нам, современным людям, сегодня многие названия ни о чем не скажут, но все же попробуем разобраться.

В Римской империи знатные мужчины носили хитон (длинная рубашка) и гиматий (плащ, надеваемый поверх хитона). Святых, которые жили в евангельские и ветхозаветные времена , изображают в подобных одеяниях — это символ величия.

Господь Иисус Христос также изображается подобным образом в этой одежде, но есть в Его одеянии одна деталь, которая символизирует царскую власть. Это клав (или клавий) – полоска ткани, которая нашивалась вертикально на правое плечо. Так на иконах показывается, что Господь «Царь царей»,т.е. главенствующий.

одежды на иконах 1.jpg

В те же раннехристианские времена иудейские женщины носили тунику (длинная одежда до пола с длинными рукавами), мафорий (большой четырехугольный плат, которым покрывали голову замужние женщины), под мафорием часто можно было увидеть чепец , под него прятались волосы женщин.

Такое одеяние можно встретить, например, на изображениях Богородицы . Также в одежде Божией Матери можно увидеть поручи (нарукавники в облачении архиереев). Это знак того, что Пресвятая Дева служит Господу.

одежды на иконах 2.jpg

Плащ с запоной или фибулой (застежкой), можно увидеть у святых, которые жили в предвизантийский и византийский периоды (III- XV вв.) .

одежды на иконах Воонифатий.jpg

На святых воинах также изображается плащ с фибулой , под ним тельник (длинная рубашка), латы и кольчуга , ноговиц ы (брюки) и кампаги (сапоги).

одежды на иконах Иоанн воин 2.jpg

У святых, принадлежащих к царской власти, императоров, а также князей , на головах можно увидеть короны или венцы , а еще шапки с меховой опушкой (у русских святых).

одежды на иконах Страстотерпцы.jpg

У русских благоверных князей есть еще особенность в одеянии: шуба с меховым воротником , под которым далматика (расшитая риза) с нарядным оплечьем (воротником).

одежды на иконах Петр и Феврония.jpg

У монахов и монахинь поверх рясы надеты мантии , на головах мужчин куколь (капюшон) или клобук (цилиндрическая шапка с покрывалом), на головах женщин – апостольник . На груди и плечах также можно увидеть аналав – плат с крестами, атрибут монаха великой схимы.

одежды на иконах Варлаам.jpg

Отдельно стоит рассказать об одеяниях священнослужителей на иконах.

У всех можно увидеть подризник (длинная одежда с узкими рукавами светлого цвета), на рукавах поручи (нарукавники), на плечах омофор — лентообразный плат с крестами.

В облачении простого священника — филонь (риза) и епитрахиль (длинная лента, надеваемая на шею).

У митрополитов же поверх подрясника надевается саккос – архиерейское облачение с широкими рукавами. Также отличительной особенностью облачения митрополита является митра (головной убор митрополита, который символизирует терновый венец Спасителя).

одежды на иконах Николай Чудотворец.jpg

Разработано в

Источник

Риза — это.. Риза Пресвятой Богородицы

Многие, кто только начинает свой непростой путь в православный мир, сталкиваются с проблемой церковной терминологии. Многие из этих слов кажутся непонятными, требующими детального изучения. В храме все имеет свое название — начиная от обстановки церкви (амвон, аналой, хоругвь, жертвенник и т. д.) и заканчивая праздниками, службами и таинствами. В этой статье вы познакомитесь с понятием «риза».

Два значения

риза - это

Термин риза имеет 2 определения. В первом случае она обозначает фелонь, специальную одежду для священнослужителей, надеваемую во время церковной службы. Также риза – это оклад для иконы, изготовленный из золота или вышитый жемчугом. Еще этим словом называют одежды Пресвятой Богородицы, которые были найдены константинопольскими аристократами после Ее успения.

Читайте также:
Tevise часы кто производитель

Одеяния священника

В широком смысле слова риза — это одеяния духовенства. Конкретно данное понятие обозначает широкую одежду наподобие плаща, не имеющего рукавов. Впереди оно имеет широкий вырез для того, чтобы священник во время литургии был свободен в движениях. Цвет ризы зависит от праздника, в честь которого проводится богослужение. Например, в дни памяти пророков и великих святых, а также в Вербное Воскресенье и на Святую Троицу священник облачается в зеленые одежды. Если в храме батюшка имеет голубую ризу — значит, в этот день какой-либо праздник в честь Богородицы. Господские дни можно определить по золотым одеяниям священника. Если идет Великий Пост, батюшки служат в фиолетовых ризах. В красные одежды церковнослужители облачаются во время поста на Рождество и на Воздвижение. Таким образом, риза – это и определенный символ церковного праздника.

значение слова риза

Священная тайна — риза Богородицы

С данной реликвией связана целая цепь событий. Два византийских брата, отправившись в Галилею, решили посетить г. Назарет и дом, в котором жили Пресвятая Дева со Своим сыном Иисусом. От нынешней хозяйки юноши смогли узнать, что в одной из комнат хранится священная реликвия, исцеляющая от всех болезней — слепые прозревают, а хромые начинают ходить. Они увидели святыню под названием риза — это одежда Пресвятой Богородицы, которая передавалась из поколение в поколение после Ее земной смерти. Хозяйка дома взяла с братьев обещание, что те не расскажут никому о великой тайне, пока эта женщина не умрет. Юноши дали обет, но, увидев ризу Богородицы, помещенную в ковчег, задумались о том, что же станет с реликвией после смерти хозяйки дома.

Обретение ризы

риза Богородицы

Тогда братья решили пойти на хитрость: они отправились поклониться Кресту Господню и пообещали на обратном пути зайти еще раз, чтобы попрощаться. Находясь в пути, братья смогли заказать ковчег, точь-в-точь походивший на тот, что хранил в себе ризу Богородицы. Также юноши купили покрывало из золота, которым они накрыли святыню, прося у хозяйки дома в Назарете позволить им всю ночь молиться перед реликвией. Когда все в доме легли спать, братья упали на колени перед святыней, прося Пресвятую Богородицу простить им тот грех, который они собираются совершить. Подменив купленный ковчег на истинную реликвию и покрыв его золотым покрывалом, юноши отправились отдыхать.

На утро братья простились с хозяйкой, взяв с собой ризу Пресвятой Богородицы. В Византии они основали малый храм, в который поместили священные одежды Божьей Матери, никому об этом не сказав. Но реликвия была настолько благодатна, что братья не смогли больше молчать и рассказали о великой находке императору. Тот с благоговением принял святыню и поместил ее во Влахернский храм. В честь данного события было установлено празднование Ризоположения Богородицы, которое отмечается и по сей день 15 июля. В настоящее время нахождение реликвии неизвестно. Она пропала после страшного пожара, в результате которого сгорела Влахернская церковь.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...